Что из названного является источником международного экологического права

Обновлено: 28.06.2024

Понятие и источники международного экологического права

Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу ООС, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.

Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида: закрепляющие действующие международно-правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова (обязательное право) и содержащие необязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способах имплементации, но оказывающие, тем не менее, влияние на международные отношения своим авторитетом (рекомендательное право).

Источники обязательного права, в свою очередь, делятся на международные договоры, международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции авторитетных международных организаций, прежде всего ООН.

Международные договоры могут быть как многосторонними, так и двусторонними. При этом многосторонние международные договоры делятся на универсальные и региональные (субрегиональные). Предметом регулирования любого из них могут являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства.

Суть второго подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (в качестве примера может служить практика Европейского Союза). При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.

Международно-правовой обычай играет роль источника международного экологического права, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды в целом и отдельных ее объектов продолжают оставаться не урегулированными с помощью международных договоров.

Примерами источников рекомендательного права могут служить Стокгольмская декларация принципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г ., Всемирная стратегия охраны природы 1980 г ., Всемирная хартия охраны природы 1982 г ., Декларация принципов РИО по окружающей среде и развитию 1992 г . и др.

Среди целого ряда принципов, характерных для межгосударственно-правовой ООС, международная ответственность за ее сохранение занимает одно из главенствующих мест.

Само понятие межгосударственно-правовой ответственности специфично – это юридические последствия, наступившие для субъекта международного права, нарушившего свои и международные обязательства. Они включают в себя среди прочих условий и обязанность государства-правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам.

Вопросы международно-правовой ответственности субъектов международного права нашли отражение в Уставе ООН, Конвенции ООН по морскому праву и в других документах.

Основанием возникновения международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного экологического правонарушения, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и тому подобное. Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда и ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение. Субъектами этой ответственности наряду с государствами могут выступать международные организации.

В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: политическая и материальная.

Наиболее распространенной формой политической ответственности являются санкции (принудительные меры к государству-нарушителю; они применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления).

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанного с причинением материального ущерба. Она может выражаться в форме: репарации (денежного возмещения ущерба), реституции (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества), субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного), ресторации (восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта, например, восстановление качества чистоты воды, загрязненной по его вине).

Спецификой международного права является тот факт, что, несмотря на существование различных форм и видов международной ответственности, отсутствует четкий механизм ее определения и привлечения к ней, например, регулирование вопросов объема и характера ущерба, определение способа его компенсации и методики исчисления.

Однако в некоторых международных актах в области окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно. Так, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969) установила объективную ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, которые используются в коммерческих целях, и принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию.

В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях по инициативе группы юристов на учредительной конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 года, был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.

Деятельность Международного экологического суда регулируется его уставом, в соответствии с которым суд разрешает международные споры по вопросам окружающей среды и природопользования в трех формах:

  • путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации;
  • путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны (решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе);
  • путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.

Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела.

Круг лиц, которые могут обращаться в Международный экологический суд, неограничен. Это могут быть частные лица, общественные организации, государственные органы, включая правительства.

Международный экологический суд может рассматривать широкий круг вопросов. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или прекращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других – споры о защите экологических прав граждан. Рассмотрение дел в Международном экологическом суде основано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.

Международное экологическое право создало условия для рационального использования ресурсов и сохранения природных источников путем объединения возможностей и сил ряда стран. Какие нормативные источники создают базу для регулирования межгосударственных связей в этой области и какие принципы заложены мировым сообществом в целях создания мер для поддержания благоприятного экологического состояния земли, рассказано в этой статье.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право – это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные – в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние – регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные – характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: