Что имеет право выбрать оптант

Обновлено: 07.07.2024

Выбор профессии - задача достаточно сложная парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны каждая профессия - это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптации молодого специалиста к профессиональной общности. При этом с другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбираешь. [4 ]

Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения определяется тем, что кроме самого человека на его важные жизненные выборы оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и т. п. И тогда возникает непростой вопрос: какова же доля участия в жизненном выборе самого человека?

Сложная, многоуровневая организация субъекта самоопределения определяется тем, что выбор обычно растянут по времени (он должен еще как бы "созреть"). Кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения.

Противоречивый характер субъекта самоопределения определяется тем, что сам выбор - это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив. Получается, что между этими альтернативами всегда существуют определенные (прежде всего внутренние, на уровне сознания и отношения самоопределяющегося человека) противоречия, которые и должен разрешить субъект.

Формирование субъекта профессионального самоопределения

В своей периодизации Е.А Климов выделяет основные этапы становления субъекта труда, и в каком-то смысле - это этапы становления субъекта профессионального самоопределения, поскольку профессиональные выборы, а значит, и проблемы самоопределения представлены на всех этапах жизни.

1 Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6 - 8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно планировал свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия оптации (optatio - от лат. желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отмечал сам Е.А. Климов, оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.

5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: лучший среди нормальных, среди хороших, т.е. работник заметно выделяется па общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, по превращает такого специалиста в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую час и. души), Таким образом, высший уровень развития любою специалиста - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.

Сразу заметим, что субъектом профессионального самоопределения сразу не становятся. Например, дошкольник, заявляющий, что собирается стать летчиком, делает такое заявление во многом еще не осознанно, и потому не может считаться субъектом своих профессиональных выборов. Но даже в подростковом возрасте, когда старшеклассник уже начинает что-то понимать в серьезной (взрослой) жизни, он еще только на пути к настоящей субъектности. И задача педагогов и психологов заключается в том, чтобы помочь, подготовить подростка к сложным жизненным выборам. Но это должна быть такая помощь, когда выборы делаются подростком самостоятельно, и только тогда он может считаться полноценным субъектом самоопределения. Но и в этом случае субъектность не является абсолютной. [4]

Профессиональное становления личности и профессиональная компетенция по Э.Ф.Зееру, Т.В. Кудрявцеву и А.К. Марковой

Подструктурой профессионала является профессиональная компетентность. В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

• социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

• специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

• персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

• аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций.

Э.Ф.Зеер выделяет еще один вид компетентности – экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Т.В. Кудрявцев выделяет следующие стадии профессионального становления личности: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде. Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления, выделяя следующие этапы:

1) оптации (12 – 17 лет), т. е. подготовки к сознательному выбору профессионального пути;

2) профессионального обучения (16 – 23 года);

3) развития профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т. е. вхождения в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшего развития субъекта деятельности (Е.А. Климов).

А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.

Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.

4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.

В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.

Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Анализ профессиональной деятельности позволяет говорить о наличии трех уровней компетентности – общекультурной компетентности (уровня образованности, достаточного для самореализации личности, ориентации в культурном пространстве, основанного на общении как особой форме деятельности, обеспечивающей практическое и духовное единение людей и позволяющей оценивать конкретные явления кульры); методологической компетентности (уровень образованности, достаточный для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности); допрофессиональной компетентности (уровня образованности, достаточного для получения после завершения общего образования профессионального образования в избранной области). Можно предположить, что имеет место и профессиональная компетентность.

Компетенция рассматривается как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

Приведем пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании стран Европейского сообщества:

• социальная компетенция – способность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;

• коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;

социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

• когнитивная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

• специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов собственного труда (Э.Ф. Зеер).[1]

2. Парадоксы "субъектности" в профессиональном самоопределении. Главная (идеальная) цель, основные задачи и уровни профессионального самоопределения

Можно условно выделить следующие парадоксы "субъектности" в профессиональном самоопределении:

Первый парадокс: чем больше мы познаем самоопределяющегося человека, тем в большей мере мы лишаем его субъектности, так как он становится более прогнозируемым. Чтобы преодолеть соблазн манипуляции сознанием самоопределяющегося человека, важно повышать этическую ответственность профконсультанта, чтобы он не превращал помощь в манипуляцию.

Второй парадокс: смысл выбираемой профессии часто находится не в самой трудовой деятельности, а в благах, получаемых за работу (в зарплате, престиже и т. п.). Нередко смысл меняется в ходе развития человека (у многих в начале трудовой деятельности - смысл - вне труда, но потом они "втягиваются" в работу и находят смыл уже в самом труде).

Третий парадокс: часто настоящий труженик не получает справедливого вознаграждения, а явный бездельник живет припеваючи - происходит обесценивание труда. К сожалению, это стало почти нормой жизни. В этой ситуации многих людей-тружеников спасает ориентация на смысл самого процесса труда, тогда как ориентация на смысл "вознаграждения" делает человека несчастным, ущемленным и т. п. Известный драматург В. С. Розов отмечает: ".главная награда за мой труд - это моя радость труда, а не ордена и премии". Но даже далеко не все творческие люди готовы к такой позиции.

Четвертый парадокс: если человек не хочет самостоятельно решать свои проблемы (он потому и пришел за помощью к психологу, да еще заплатил ему деньги), то можно ли вообще говорить о субъекте самоопределения? Это один из наиболее сложных вопросов-парадоксов: нередко смысл помощи в том и заключается, чтобы постепенно формировать у человека готовность быть реальным субъектом.

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале - помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:

1) проблема решается "вместо" клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является "субъектом" выбора);

2) проблема решается "вместе" (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения).

3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором уровне - психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне - психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).

Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает.).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация "за один присест" - это "профанация").

Профконсультация предполагает не только традиционное "планирование", но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействие конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям. А также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.

Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к "самотрансценденции" - по В. Франклу). [5]

Современные средства массовой информации являются мощным средством воздействия на сознание самоопределяющейся молодежи (и не только молодежи). СМИ могут выступить в качестве союзника психологов-профконсультантов, позволяя через циклы телепередач, через специальные рубрики в периодической печати и т. п. в интересной и дискуссионной форме рассматривать важные проблемы профессионального и личностного самоопределения перед широкой аудиторией, но могут во многом и перечеркивать эти усилия, формируя, в итоге, стандартного человека, ориентированного на ценности массового общества. Субъектное самоопределение предполагает оценку своих действий и всего окружения с точки зрения выполнения функциональных и нормативных требований. В случае возникновения препятствий в реализации своих задач субъект деятельности либо корректирует свои действия в рамках заданной нормы, либо ставит в известность управленца о своем затруднении. Значимость строгого соответствия норме способствует готовности субъекта к дообучению и профессиональному росту.

Каждая профориентационная ситуация по-своему уникальна, но можно выделить наиболее часто встречающиеся ситуации: оптант (человек, выбирающий профессию) хорошо ориентирован в мире про­фессий, выбрал себе профессию, но хочет получить подтверждение правильности своего выбора; оптант имеет несколько вариантов профессионального плана и испытывает трудности с выбором, — следует выяснить степень обоснованности его планов; оптант не имеет профессионального плана, но проявляет явную склонность к определенной профессии, — необходимо помочь в построении профессионального плана; у оптанта нет ни профессионального плана, ни выраженных склонностей к ка­кому-либо виду деятельности — следует провести обширную психодиагностическую работу, выяснить причины отсутствия плана, начать его формирование и т. п.

Список использованной литературы

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов –М.. ПЕР СЭ, 2001 –511 с – (Современное образование).

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук . Институт русского языка им. В. В. Виноградова . — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

4. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002.- 400 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").


Полный текст материала Статья "Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Оптация: понятие, правила, особенности

Гражданство является одной из фундаментальных составляющих государства: данные понятия фактически не могут существовать друг без друга. Условия и правила получения гражданства любой страны зависят от оснований его приобретения. Как правило, его можно получить в общем порядке. Однако далеко не всегда предоставление гражданства происходит в рамках стандартных процедур. Одним из таких нестандартных случаев является оптация – процедура предоставления гражданства, основанная на выборе, который вызван территориальными изменениями. Разберемся в ней подробнее.

Приобретение российского гражданства

Статья 11 вышеуказанного закона предусматривает четыре возможных способа приобретения российского гражданства:

  • получение по рождению на территории РФ или от россиян (хотя бы одного из них);
  • натурализация, то есть выдача паспорта в результате выполнения условий, в частности длительного проживания на территории РФ;
  • восстановление паспорта для тех, кто ранее вышел из российского гражданства;
  • приобретение гражданства в результате оптации.

Каждый из вышеуказанных случаев имеет свои процедурные особенности. Так, если для натурализации необходимо прожить на территории РФ не менее 5 лет, то восстановление возможно уже после 3 лет постоянного жительства в России. По рождению же гражданство вообще предоставляется автоматически – лишь на основании записи о родителях или о месте рождения.

Мы же предлагаем остановиться на оптации.

Оптация: что это

Для начала разберемся, что собой представляет данная процедура. В первую очередь, оптация гражданства является способом приобретения паспорта той или иной страны. Такая возможность, как правило, возникает либо у лиц, имеющих два паспорта, либо у лиц, проживающих на территории, которая в результате тех или иных событий (например, подписания международного договора) перешла в собственность другого государства.

В основе процедуры лежит право выбора (в переводе с лат. optatio – выбор), поэтому оптацией называется именно право выбора лицом наиболее подходящей ему гражданской принадлежности; более широкий смысл данного понятия предполагает возможность выбора гражданства независимо от оснований для возникновения такого выбора.

Учитывая это, оптация является исключительным основанием приобретения паспорта.

Самая распространенная причина ее применения – это переход территории проживания лица под юрисдикцию иного государства. В данном случае лицо может приобрести гражданство своего нового государства либо же остаться гражданином страны, в границы которой территории входили ранее. Примечательно, что такое мероприятие не исключает возможности возникновения двойного гражданства, если договор между странами или их внутреннее законодательство этого не запрещает.

Следует учитывать, что международно-правовая практика позволяет применять оптацию не только в массовом, но и в индивидуальном порядке – например, при вступлении в брак. Кроме того, нужно отметить, что оптация основана исключительно на волеизъявлении гражданина: выбор лицом гражданства при изменении границ государств должен быть исключительно свободным и не содержащим принуждения.

Как возникает оптация

Как мы уже сказали, оснований для применения оптации может быть множество: все зависит от сути договоренности между государствами, которые планируют ее применять. Чаще все возникновение права на применение процедуры связано с территориальными преобразованиями.

Так, оптация, как основание приобретения гражданства при изменении государственных границ может возникать в случае:

  • возникновения нового государственного образования в результате отделения территорий;
  • распада страны на несколько новых государственных образований;
  • перехода части территории одного государства под юрисдикцию и в государственные границы другого.

При этом право на выбор гражданской принадлежности не возникает автоматически. Определение гражданства лицами, проживающими на изменивших суверенитет территориях, должно происходить в порядке, установленном международным договором, подписанным между двумя и более странами (одна из которых Россия), между которыми произошли территориальные изменения. Если данный порядок будет нарушен и выбор гражданской принадлежности будет произведен вне рамок международного договора, это чревато коллизией, когда гражданство по факту будет изменено, однако такой факт не будет признан международным сообществом.

Оптация: понятие, правила, особенности

Яркий пример оптации – переход Закарпатья из Чехословакии в границы СССР. По подписанному между странами договору, украинцы и русские, проживающие на территории Чехословакии, как чехи и словаки, проживающие на территорию Советского Союза, получили право выбора между гражданством двух указанных стран.

Права населения при оптации

Как мы уже говорили, оптация в подавляющем большинстве случаев осуществляется в порядке и по условиям, предусмотренным договором между странами, которые ее проводят. Право на выбор иного гражданства лица, проживающего на территории, изменившей свою юрисдикцию, как и право на сохранение бывшего гражданства, если страна продолжит свое существование после преобразования, является незыблемым. Оно обязательно должно быть предоставлено населению в соответствии с принципом добровольности выбора гражданства при оптации. В противном случае процедуру нельзя считать таковой, соответствующей международно-правовым принципам.

Человек имеет право выбрать гражданство той страны, которой посчитает нужным, однако такой выбор чреват для него определенными последствиями. Так, на практике распространены случаи, когда международные договоренности об оптации предусматривали не только возможность выбора гражданства, но и обязательное перемещение на территорию государства, гражданская принадлежность к которому была выбрана. В уже упомянутом выше случае с Закарпатьем право оптации предполагало переезд населения на территорию выбранной ими страны в течение года после совершения выбора.

Отметим, что в результате выбора население не лишается своих имущественных прав. Даже в случае обязательного переезда гражданам всегда разрешалось забрать с собой свое имущество. Предполагается, что вопрос права собственности на недвижимость, реализовать которое при вынужденном переезде не представляется возможным, решается на основании норм все того же международного договора.

Кто лишен права на оптацию

Обратим внимание, что конкретный круг субъектов, которым предоставляется право выбора, может быть также ограничен и международным договором. Например, оптация может быть разрешена лишь представителям отдельных национальностей, в то время как все остальные получат новую гражданскую принадлежность автоматически – в результате так называемого трансферта.

Трансферт: что это и чем отличается от оптации

Трансферт в международном публичном праве – это автоматическое изменение гражданской принадлежности населения, проживающего на территории, которая в результате тех или иных событий переходит под юрисдикцию иностранного государства. Практика применения трансферта куда менее обширна, чем практика применения оптации. Одним из наиболее известных примеров является взаимный обмен турецких греков на греческих мусульман между Турцией и Грецией, произошедший по документам, подписанным в ходе Лозаннской конференции 1922-1923 годов. Кроме него, трансферт применялся при объединении ФРГ и ГДР.

Принципиальное отличие трансферта в том, что смена гражданской принадлежности происходит автоматически. Автоматическое изменение гражданства – это безальтернативная смена гражданской принадлежности, исключающая выбор и необходимость согласия граждан на смену индигената. Проще говоря, трансферт больше напоминает обмен населением между странами, производимый на основании международного договора или соглашения.

Стоит отметить, что современные международно-правовые практики исключают возможность получить гражданство РФ автоматически в результате трансферта: смена гражданской принадлежности вне воли человека невозможна. Единственный случай, когда на сегодня можно автоматически получить гражданство – это его приобретение в результате рождения. Изменение же международным правом допускается лишь в исключительных индивидуальных случаях.

Оптация: понятие, правила, особенности

Обратим внимание, что оптацию часто путают и с восстановлением индигената. Поэтому сразу разберем, чем оптация отличается от восстановления в гражданстве. Дело в том, что это два совершенно разных способа приобретения российского паспорта. Так, если первый применяется лишь в исключительных случаях территориальных изменений, то второй является достаточно распространенным. Более того, восстановление следует считать некой специальной формой натурализации для лиц, которые уже имели российский паспорт, однако ранее отказались от него. Они могут восстановить его в общем порядке, если прожили в РФ легально не менее трех лет.

Оптация для детей

Последствия

По сути, единственным очевидным последствием оптации является приобретение лицом, подвергшимся ей, нового гражданства. Если международным договором предусмотрено или же этого не запрещает законодательство обеих стран, лица, изъявившие желание приобрести гражданство своей новой страны, могут сохранить паспорт той страны, которой ранее принадлежала сменившая суверенитет территория. В таком случае граждане станут бипатридами – обладателями множественного гражданства.

Если же приобретение второго паспорта по законодательству бывшей страны влечет за собой выход из гражданства, то индигенат бывшей страны будет прекращен.

К слову, те, кто все же выбрали российский паспорт, не обязаны были отказываться от украинского: российское руководство не запрещало владельцам российского гражданства одновременно обладать и украинским.

Заключение

Таким образом, можем сделать вывод, что для граждан, проживающих на изменяющих государственную принадлежность территориях, оптация несет как плюсы, так и минусы. Среди преимуществ – право выбора, в результате которого лицо может получить новое гражданство в максимально сжатые сроки, сохранив все свои имущественные права и даже старый паспорт. Наиболее ярким примером является ситуация с возвращением Крыма. Среди недостатков – потенциальная возможность быть выселенным с изменившей статус территории, если это будет предусмотрено соглашением.

Читайте также: