Что должны осуществлять энергосистемы и другие организации электроэнергетики

Обновлено: 02.07.2024

Компетенция (т.е. сфера непосредственного управления) органов государственной власти и управления в РФ по принятию решений в сфере энергоснабжения населения устанавливается специальным федеральным законодательством, а также Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

Содержание статьи законодательства

Название нормативного акта

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 , от 27.02.2017 N 232 )

(см. текст в предыдущей редакции)

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 , от 14.02.2015 N 129 , от 26.12.2016 N 1498 )

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491

(ред. от 15.12.2018)

"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ

(ред. от 01.05.2019, с изм. от 03.07.2019)

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

… вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

К вопросам местного значения городского поселения относятся:

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)

Часть 1 подп.4 статьи 14

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Часть 3 статьи 14

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)

Часть 1 статьи 15

Полномочия же по принятию решений органов государственной управления в сфере энергоснабжения установлены в специальных законодательных актах об этих органах, а именно:

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в том числе:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 895)

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322

(ред. от 13.07.2019)

"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы

2) «1. Настоящий документ в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", статьями 8 и 8.1 Федерального закона "О естественных монополиях" устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Понятия, используемые в настоящем документе, употребляются в значениях, определенных Федеральным законом "Об электроэнергетике" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

3. Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее:

а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

б) опубликования в электронных средствах массовой информации;

в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;

г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 настоящего документа;

д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

4. Субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.

(ред. от 18.07.2019)

(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.07.2019)

2) Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 N 24

(ред. от 30.01.2019)

"Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии"

«4. Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

4.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю в установленной сфере деятельности:

2) «Предмет государственного контроля (надзора)

«Права и обязанности должностных лиц при осуществлении

государственного контроля (надзора)

6. Должностные лица Департамента при исполнении государственной функции имеют право получать от объекта контроля, в отношении которого проводится проверка, документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления контроля.

(ред. от 30.04.2019)

"О Министерстве энергетики Российской Федерации"

2) Приказ Минэнерго России от 18.07.2014 N 441

"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью совета рынка"

Органы Ростехнадзора – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальные органы –

В части проверки энергоустановки на соответствие нормативным техническим требованиям безопасности -

«II. Организация работ по выдаче разрешения на допуск

в эксплуатацию энергоустановки

4. Перед осмотром энергоустановки должностное лицо Службы рассматривает представленную заявителем документацию на соответствие ее техническим регламентам, проекту, исполнительной документации и техническим условиям, требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов Службы и других федеральных органов исполнительной власти, на полноту проведенных наладочных работ и испытаний энергоустановки и правильность оформления протоколов, на наличие эксплуатационной и организационно-распорядительной документации, наличие и достаточность квалификации персонала и его готовность к эксплуатации энергоустановки, на наличие сертификатов соответствия национальным стандартам (согласно утвержденному перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации).

(ред. от 20.08.2008)

"Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок"

"О применении "Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок"

Другие полномочия определены антимонопольным законодательством по вопросам злоупотребления на рынке энергетических ресурсов.

А также Региональные энергетические комиссии по вопросам установления тарифов

При этом выбор правильного способа защиты ваших законных прав и интересов находится в прямой непосредственной и главной определяющей зависимости от существующей/или/необходимой технологической схемы энергоснабжения на территории вашей жизнедеятельности, поскольку организационно функционирует как Единая Энергетическая Система РФ, так и электрическая энергия передается через частные электрические сети частных собственников инженерной инфраструктуры, не входящие в ЕЭС. И в этом случае необходимо привлекать специалистов в области электроснабжения и энергоснабжения, которые владеют знаниями, навыками и компетенцией в решении технически сложных вопросов.

Базовые знания о праве на свет

Мы начинаем публикацию цикла статей, в которых расскажем о правах потребителей электроэнергии и создадим алгоритм действий в наиболее острых ситуациях, таких как подключение к электросетям и увеличение мощности, отключение электричества, неучтенное потребление электроэнергии и т.д.

Откуда берутся опасения во время проверки счетчиков электроэнергии?


Кому мы платим за электроэнергию?

Для начала попытаемся разобраться в рынке электроэнергии России. Упрощенно структура рынка выглядит так: производитель (генерирующая компания) создает электроэнергию и передает ее сетевой компании. Последняя, выполняя роль транспортной организации, передает ее через сложную систему сетей сбытовой компании. Именно у сбытовой компании мы и покупаем электроэнергию.

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обычно имеют дело с управляющими компаниями, которые выступают в роли наших представителей перед энергокомпаниями, закупая у них электроэнергию для последующей поставки нам.

Отношения с сетевыми компаниями в большинстве случаев ограничиваются вопросами подключения к электрическим сетям дома или участка, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. В отношениях со сбытовыми компаниями мы решаем вопросы учета количества потребленной энергии, определения ее стоимости и расчета за полученные киловатты. При этом часть вопросов учета электроэнергии касается и сетевых, и сбытовых компаний. К примеру, точность, исправность работы прибора учета, сохранность пломб могут контролировать и те, и другие.

Зачем нам нужны сбытовые компании, если мы подключаемся к проводам сетевой компании и поставляет электроэнергию нам она?

Одно из обоснований – необходимость создать условия для возникновения конкуренции на рынке электроэнергетики. Дело в том, что передача электроэнергии – деятельность, которую могут осуществлять только сетевые компании, наделенные специальным статусом – субъекта естественных монополий. А реализация (сбыт) – деятельность конкурентная. Предполагалось, что если разделить эти виды деятельности, то монополистам будет сложнее навязывать свои условия потребителям. Получилось ли? Вопрос.

Кто такой гарантирующий поставщик?

С теми, кто владеет электрическими сетями и к кому обращаться, если нужно подключить электричество, мы разобрались. Это сетевые компании. Но непосредственно продает электроэнергию и выставляет счет сбытовая компания. Такая схема покупки электроэнергии действует для подавляющего большинства потребителей.

На территории каждого субъекта органы власти наделяют отдельные сбытовые компании особым статусом. Такие организации называют гарантирующими поставщиками. Главное для нас в их статусе то, что эти компании обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним лицом по установленным государством тарифам.

Обратиться можно в любую сбытовую компанию, однако надо учитывать, что гарантирующие поставщики, как правило, очень крупные компании, которые редко разоряются. Это значит, что риск потерять деньги и остаться без электроэнергии сведен к минимуму.

Однако есть плюсы и в обращении к малоизвестным перепродавцам: как правило, они более ориентированы на потребителей и часто предоставляют более выгодные условия покупки электроэнергии.

Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии?

1. Федеральная антимонопольная служба и ее региональные управления осуществляют контроль по большей части вопросов взаимодействия монополистов с потребителями. Обращаемся к ним, когда:

  • нам препятствуют в присоединении к электрическим сетям;
  • нарушаются условия договора энергоснабжения и есть перспектива отключения электроэнергии;
  • составлен акт безучетного потребления электроэнергии. Хотя не во всех случаях органы ФАС реагируют на подобные заявления.

2. Региональные энергетические комиссии – к ним обращаемся, если не согласны с тарифами на присоединение к электросетям, а также за поставляемую нам электроэнергию. Кроме того, данный орган проверяет полноту исполнения сетевыми компаниями инвестиционных программ, направленных на развитие электросетей.

3. Государственная жилищная инспекция – осуществляет надзор за исполнением законодательства в жилищной сфере. Электроэнергия – коммунальный ресурс, и если вы – физическое лицо и используете ее в бытовых целях, то именно этот орган может помочь вам избежать незаконного ограничения в энергоснабжении.

4. Ростехнадзор осуществляет контроль в сфере безопасности электроустановок (электросетей, трансформаторов и т.д.), качества электроэнергии. Для потребителя важно то, что эта федеральная служба наделена правом на дачу заключения о наличии или отсутствии возможности присоединения к электрическим сетям. Это на случай, если сетевая компания сообщает об отсутствии свободных мощностей.

О способах решения проблем потребителей электроэнергии можно будет прочитать в следующих публикациях Константина Смолокурова.

Какими нормативными актами пользуемся?

1. В вопросах присоединения к электросетям, увеличения мощности – Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. № 861. Этим документом утверждены крайне важные для нас Правила недискриминационного доступа (основные принципы доступности электроэнергии), а также Правила технологического присоединения (детально определяют порядок подключения к сетям и дальнейшего взаимодействия с сетевыми компаниями).

2. В вопросах учета электроэнергии – Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442. Данный документ определяет порядок взаимодействия потребителя с сетевой и энергоснабжающей организациями уже после осуществления технологического присоединения. Это очень важный документ, содержащий в себе, помимо прочего, понятия безучетного и бездоговорного потребления, а также порядок ограничения электроснабжения.

3. В вопросах энергоснабжения в многоквартирных домах в дополнение к первым двум документам необходимо помнить о Постановлении Правительства от 6 мая 2011 г. № 354. Его нормы рассчитаны на физических лиц, потребляющих электроэнергию для бытовых нужд.

Это основные документы. Однако нередко требуется прибегать к более узким нормативным актам. К каким – зависит от возникающего вопроса, который может касаться порядка прохождения поверки прибора учета, особенностей эксплуатации энергоустановок, правильности определения тарифа и т.д.

Читайте также: