Что должна обеспечить правильно сделанная верстка

Обновлено: 28.06.2024

Вёрстка — важный этап производства печатных и электронных материалов. Верстают книги, газеты, журналы, макеты и др. Видов вёрстки множество, в этой статье мы расскажем о том, по каким правилам из разных элементов собираются сайты, и какие курсы помогут быстро освоить азы вёрстки.

Что такое вёрстка сайтов

Сверстать сайт — значит собрать все элементы интерфейса в единый макет. За вёрстку отвечает отдельный специалист — верстальщик. Он знает, как расположить заголовки, на каком расстоянии друг от друга разместить иллюстрации и какие интервалы и шрифты выбрать для набранных текстов.

Многие принципы создания печатной продукции перешли и в электронный мир.

Как верстают сайты

Язык HTML состоит из тегов. Теги — это команды, благодаря которым отдельные элементы отображаются на сайте и собираются в единое целое.

Если использовать тег с атрибутом src, в котором указывается ссылка на файл, то на странице появится изображение.

Также для создания полноценной страницы нужно подключать таблицу стилей CSS и язык скриптов JavaScript. CSS или каскадные таблицы стилей — язык описания внешнего вида HTML-документа. JavaScript — язык скриптов, которые помогают пользователю выполнять различные действия.

HTML структурирует документ и упорядочивает информацию, CSS взаимодействует с браузером, чтобы придать документу оформление, а JavaScript делает страницы интерактивными

Кто участвует в вёрстке сайтов

Создать простой проект можно и в одиночку, но если нужен стильный, удобный, максимально информативный и эффектный сайт, потребуется целая команда специалистов. В эту команду входят:

Веб-дизайнер — продумывает и создаёт внешний вид веб-портала. Веб-дизайнер рисует красивые интерфейсы, кнопки, меню и другие элементы. Именно от него зависит первое впечатление пользователей.

Верстальщик — пишет код и переводит концепцию веб-дизайнера на язык HTML-кода. Главная задача верстальщика грамотно сверстать сайт, чтобы он корректно отображался на всех устройствах.

Веб-разработчик — создаёт интерактивные блоки обратной связи и контактные формы и тестирует их. Веб-программист делает всё возможное, чтобы сайт быстро загружался в браузере.

Виды вёрстки

Есть два наиболее популярных вида вёрстки: табличный и блочный, отдельно выделяют валидную и адаптивную вёрстку. Расскажем о каждом виде подробно.

Табличная вёрстка

При табличной вёрстке каждая страница — это набор таблиц, в ячейках которых располагается различный контент: текстовые блоки, иллюстрации, кнопки, формы обратной связи и др. Первые сайты, появившиеся в сети, были созданы именно по такому принципу. Однако этот вид вёрстки не совсем удобен из-за своих особенностей и почти не используется в современной веб-разработке.

Формат блочной вёрстки

Формат блочной вёрстки

Особенности табличной вёрстки. Если нужно расположить на странице, например, иллюстрацию и зафиксировать её положение, верстальщик создаёт новую строку и делит её на несколько столбцов. Эти пустые столбцы станут своеобразными фиксаторами изображения.


Несмотря на то, что сегодня табличная вёрстка используется редко, она может пригодится при создании электронных писем для рассылок.

Блочная вёрстка

Блочная вёрстка — это наиболее популярный и удобный способ создания сайтов на сегодняшний день. Если в табличной вёрстке каждый элемент интерфейса помещается в отдельную ячейку, и в целом такая вёрстка напоминает работу с экселевской таблицей, то в блочной вёрстке немного иной принцип. В отдельный блок помещается каждая часть страницы: первый экран, текст о компании, контакты, боковая панель, основной контент и др.

Формат блочной вёрстки

Формат блочной вёрстки

Особенности блочной вёрстки. Ни один сайт, свёрстанный блоками, не обходится без CSS-стилей, которые позволяют из обычной страницы сделать стильный проект, отличающийся от других. В CSS прописываются отступы, выравнивания, позиционирование, прозрачность, границы, тени и др. При блочной вёрстке страницы прогружаются быстрее, и сайт лучше ранжируется поисковиками.

Как создаётся блочная вёрстка. В блочной вёрстке для каждого блока используют тег


Пример использования тега

Валидная вёрстка

Особенности валидной вёрстки. Рекомендации W3C напоминают правила русского языка: если не закончить абзац в тексте, потеряется смысл, также и здесь — если не закрыть тег, будет нарушена структура страницы. Проверить код на валидность можно в валидаторе W3C.

Как создаётся валидная вёрстка. При валидной вёрстке элементы HTML-кода должны находиться чётко на своих местах. Открывает страницу тег , а дальше она должна состоять из тегов , , и др. При валидной вёрстке сайт будет корректно отображаться на всех пользовательских устройствах: компьютерах, ноутбуках, планшетах, смартфонах и др.

Адаптивная вёрстка

Особенности адаптивной вёрстки. Компактная версия страниц для мобильных устройств не должна отличаться оформлением от полной версии для персональных компьютеров. Можно скрыть лишние элементы, но версии должны дублировать друг друга. Размер адаптивных страниц можно привязывать к контрольным точкам. Сайт будет отображаться в том же виде, пока пользователь не зайдет с другого устройства.

Пример адаптивной вёрстки.

Пример адаптивной вёрстки. Источник: Skillbox

5 принципов грамотной вёрстки

Создать стильный, удобный и понятный пользователю сайт — непростая задача. Вот главные принципы, которые важно учесть при вёрстке сайта:

Изучить принципы вёрстки, разобраться в основах HTML, CSS и JavaScript, научиться создавать сайты для любых браузеров и устройств, оптимизировать код и работать с анимацией можно на онлайн-курсах по верстке.

В чём верстают сайты

Профессионалы верстают в редакторах кода, чтобы работать в них, верстальщику нужно знать основы программирования. Если таких знаний нет, а сайт собрать нужно, можно использовать для работы конструкторы сайтов. Рассмотрим оба варианта создания сайта.

Профессиональные редакторы кода

Главная задача верстальщика — перевести дизайн-макет будущего сайта в веб-форму, написав код. Вот в каких программах это делают:

  • Можно работать бесплатно
  • Подходит новичкам и профессионалам
  • Большой набор возможностей
  • Интуитивно простой и понятный интерфейс
  • Быстро обрабатывает документы любого объёма
  • Есть бесплатный тариф
  • Есть режим поиска по регулярным выражениям
  • Большое количество плагинов
  • Более 14 000 доступных расширений
  • Есть версия с графическим оконным интерфейсом
  • Есть возможность редактирования или просмотра файла на удаленном сервере

Мы рассказали про самые популярные редакторы, помимо них существуют и другие: WebStorm, VSCode, Eclipse, Atom, Adobe и Dreamweaver CC. Также начинающему верстальщику пригодятся Adobe Photoshop, Figma или Avocode для разбора дизайн-макета на части.

Если вы хотите научиться верстать в редакторах кода, вам нужно знать что такое CSS-стили, о них мы рассказываем в нашей статье.

Конструкторы сайтов

Сверстать сайт можно и без навыков программирования, если использовать готовые конструкторы сайтов. Это онлайн-платформы, на которых обычный пользователь может из готовых элементов собрать и запустить свой веб-ресурс. Сегодня в сети можно найти много подобных конструкторов, расскажем про самые популярные:

Коротко о главном

Сверстать сайт можно как вручную, так и с помощью сервисов-конструкторов. Для первого способа необходимо обладать знаниями HTML и принципов верстки, а для работы с конструктором понадобится только время, чтобы разобраться в его функционале.

Верстальщик — это специалист, отвечающий за вёрстку в процессе создания сайта. Именно он располагает на странице основные ее элементы (картинки, заголовки, основной текст и его шрифты) в соответствии с макетом и следит за корректным отображением контента на разных устройствах и экранах. Освоить профессию верстальщика можно на онлайн-курсах по вёрстке.

Прежде, чем начинать набор текста, следует определить необходимые параметры форматирования, которыми являются формат издания, формат набора (ширина наборной полосы) и атрибуты стиля текста.

Выбор формата издания и варианта оформления по ОСТУ определяет значение ширины наборной полосы в системе Дидо. Потому для соблюдения соответствия при задании формата набора необходимо перейти в метрическую систему измерений, учитывая, что 1 квадрат в системе Дидо равен 1,805 см, а затем представить формат набора в пайках (1 пайка = 12 пт).

При компьютерном наборе значение пункта соответствует англоамериканской полиграфической системе измерений, то есть 1пт = 0,353 мм.

Набором называется процесс формирования текстовых строк с соблюдением грамматических и технических правил и выключка их в установленном формате.

Основные технические правила набора:

· Нормальный пробел между словами в строке равен полукегельной (100%);при формате набора от 4 кв.и более допускается уменьшение пробела до 1/4 кегельной (75%) и увеличение до 3/4 кегельной (150%). При формате набора меньше 4 кв допускается увеличение пробела до 1 кегельной (200%).

· Пробелы внутри одной строки и в смежных строках не должны заметно различаться между собой.

· Абзацные отступы внутри одного издания должны быть одинаковыми. При формате набора до 5 кв. абзацный отступ равен 1 кегельной, при формате от 5 кв. до 6,5 кв. абзацный отступ равен 1,5 кегельной, при формате от 6,5 кв. и более абзацный отступ равен 2 кегельным.

· Концевые строки абзаца должны перекрывать абзацный отступ не менее, чем в 1,5 раза. При наборе без абзацных отступов концевые строки должны быть короче полных строк не менее, чем на 1/2 кв.

· Не рекомендуется заканчивать более четырех строк подряд точкой, дефисом, запятой, двоеточием.

· Знаки препинания не отбиваются от предыдущего слова.

· Тире между словами отбивают с двух сторон на 2 пункта, но от запятой и кавычек не отбивают. Тире между цифрами и от цифр не отбивают.

· Количество строк в полных полосах должно быть одинаковым во всем издании.

По сложности набор делится на четыре группы:

I— набор простого текста с небольшим (до 10%) количеством выделений;

II— набор усложненного текста, содержащего до 25% выделений;

III — набор смешанного текста шрифтами нескольких алфавитов или с примесью од нострочных математических формул (до 505 выделений);

IV — набор особо сложного смешанного текста, например, словарей, многострочных формул, акциденции. Для шрифтовых выделений используется шрифт другого начертания, но, как правило, той же гарнитуры и кегля, прописные или капительные буквы.

Для любого издания первоначально определяется стиль, которым оформляется текст основного набора. Для оформления различных текстовых выделений (например, заголовков, подписей под рисунками и т.д.) определяются соответствующие стили, которые также включаются в библиотеку стилей.

Атрибуты стиля определяют параметры оформления текста, а именно:

— величину абзацного отступа;

— установку позиции табуляции при оформлении таблиц;

— установку отступов при наборе стихотворных текстов и так далее.

Стиль — это совокупность всех параметров оформления текста, который именуется и включается в библиотеку стилей. При компьютерной верстке каждому образцу текста присваивается свой стиль. Все фрагменты с одинаковым стилем будут оформлены единообразно. Имена всех стилей, присутствующих в публикации, отражаются в палитре стилей. Любое издание имеет так называемый основной стиль — это стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения.

Гарнитуры компьютерных шрифтов имеют ряд особенностей, в частности, шрифты различных гарнитур в одном и том же кегле могут значительно отличаться размером очка. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с образцами имеющихся в библиотеке гарнитур компьютерных шрифтов для различных величин кегля и интерлиньяжа при выборе этих параметров для основного текста.

Абзацный отступ — э го отступ первой строки абзаца. Размер абзацного отступа определяется форматом набора и кеглем шрифта основного текста. Величина абзацного отступа может задаваться как в метрической системе (см), так и в пунктах англо-американской системы (пт).

Выключка — это расположение текста относительно вертикальных границ наборной полосы. Возможны различные варианты выключки: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату.

Для основного текста книжных изданий обычно используют выключку по формату (по ширине), то есть доведение строк до установленного формата набора изменением межсловных пробелов. В этом случае левый и правый края текста будут располагаться вдоль вертикальных границ полосы набора.

Расстановка переносов может производиться либо автоматически (с помощью имеющегося в программе словаря; с использованием алгоритма переноса), либо принудительно (вручную): Необходимо задать величину зоны переноса.

Зона переноса 12 мм –научно обоснована. Точнее это зона выключки. Автором является Ревякова О.Н.Это тот интервал, при попадании в который происходит выключка строки с соблюдением правил набора. Для создания профессионально сверстанной полосы переносы использовать необходимо. Можно использовать автоматический перенос со словарем, ручной перенос плюс словарь, ручной плюс алгоритм. Различаются три уровня переносов: наилучший, достаточный и нежелательный, используемый при применении алгоритма.

Рекомендуемый перенос- 4 переноса подряд, это классические правила набора. Если установить > 4 переносов, то правый край наборной полосы визуально воспринимается как неровный (рваный).

Межсловный пробел — это расстояние между соседними словами. Задание межсловных интервалов: стандартный (100%), минимальный (75%), максимальный (150%).

Автоматический кернинг используется по умолчанию при наборе кеглем от 12 pt; он является атрибутом абзаца и может быть включен в определение стиля.

ВЕРСТКА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ.

Верстка— одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки основной, дополнительный и вспомогательный текст устанавливается (заверстывается) на определенном месте полосы и объединяется с иллюстрациями.

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки:

Ø верстка простого (сплошного) текста;

Ø верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;

Ø верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью,

Ø многоколонная верстка; сложная верстка (дополнительно к третьей группе — композиционные выделения).

Полосы издания после этого приобретают завершенный вид.

Верстка — формирование наборных полос из основного, дополнительного и вспомогательного текстов, которые должны быть окончательно оформлены, объединены с иллюстрациями и расположены в определенных местах полосы с учетом основных правил верстки.

Основные правила книжной верстки следующие:

1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблиц, заголовков, сносок, формул т.д.) рассчитывается какое количество полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос.

4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки разных уровней, сноски, таблицы, формулы, иллюстрации и подписи под ними, колонтитула, колонцифры и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь одинаковую отбивку по всему изданию. Допустимые отклонения с учетом приводности верстки не должны превышать 2 pt.

Одной из особенностей компьютерной верстки книжных изданий является то, что формат наборной полосы по отраслевому стандарту задан в квадратах /система Дидо/, а для набора и верстки используются шрифты компьютерных гарнитур, кегль которых измеряется в англоамериканской системе. Набор и верстка в связи с этим роизводится с увеличением интерлиньяжа (по умолчанию — 120%), что необходимо учитывать при расчете количества строк в полосе, корректируя при этом высоту наборной полосы, чтобы выполнить основное правило верстки — одинаковое количество строк в базовой полосе, что обеспечивает и остальные основные требования, такие как приводность и единообразие верстки. Наборная полоса, содержащая только основной текст, называется полной текстовой (базовой).Расчет количества строк в базовой полосе производится в англо-американской системе с использованием формулы:

где L — число строк в полосе /целое/; В — высота полосы, кв; к (и)—кегль или интерлиньяж, (point — пт) или используются данные расчетно-графического макета.

Размер нижнего поля увеличивается, или уменьшается на размер части строки, полученной при расчете. Откорректированный размер наборной полосы по высоте остается одинаковым для всего конкретного издания.

На основе шаблонной текстовой полосы можно создать другие шаблонные полосы (спусковые, с заверсткой иллюстраций и дополнительного текста).

При методе интерлиньяжа по базовой линии она совмещается с нижним краем полосы.

Особенностью компьютерной верстки является также возможность изменения стиля оформления, выбранного при наборе, так как резкого разграничения между процессами набора и верстки, при компьютерной обработке текста нет. Но при наличии расчетного макета, выполненного в донаборной стадии, нет необходимости менять стиль оформления в процессе верстки.

Любая переверстка приводит к нарушению основных правил верстки, изменяет объем издания, нарушая принцип удобопечатаемости.

Стиль — это совокупность всех параметров оформления текста. При компьютерной верстке каждому образцу текста присваивается свой стиль. Все фрагменты с одинаковым стилем будут оформлены единообразно. Имена всех стилей, присутствующих в публикации, отражаются в палитре стилей. Любое издание имеет так называемый основной стиль — это стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения. Автоматический кернинг используется по умолчанию при наборе кеглем от 12 pt; он является атрибутом абзаца и может быть включен в определение стиля.

Особенностью верстки с помощью издательской программы (пакета) является то, что программа служит своеобразным приемником текстовых и графических файлов, подготовленных заранее в других программах или приложениях, и располагает программными средствами и интерфейсом для их размещения в гpaницах полос и колонок.

Для верстки могут использоваться программы: PageMaker и QuarkXPress, InDesign.Перед перемещением текста в верстальные программы желательно как можно более тщательно подготовить его в текстовом редакторе, который позволяет гораздо быстрее выполнить такие функции, как набор текста, проверка орфографии, перемещение блоков текста, редактирование, упорядочение его, выполняемые на экране в реальном масштабе редактором Word, в котором проще, удобнее и быстрее перемещаться по длинным документам.

В верстальных программах возможно редактирование для внесения заключительных правок в публикации (выделять символы и слова, удалять их, перемещать путем перетаскивания, выполнять процедуры вырезания и вставки, проверять орфографию), но перетаскивание возможно в связанных блоках.

Однако верстальные программы лучше подходят для упорядочения и окончательного форматирования текста, который уже набран, отредактирован и готов к публикации, т.к. им в большей степени присуще свойство Wisiwig (что видите то и получаете).

Верстка дизайна сайта позволяет сделать из изображения работающий сайт, в котором все графические элементы соответствуют заложенному дизайну. Но правильная верстка сайта имеет особенности, свои сложности и специфику.

что такое верстка сайта

Что такое верстка сайта

Чтобы этот макет сделать рабочим инструментом, а не просто изображением, необходимо написать код, который будут распознавать браузеры. Этот код отображается визуально так же, как выглядит макет сайта.

Что значит верстать? Создавать структуру всех элементов на сайте согласно приготовленному заранее макету. Правильная верстка сайта включает множество нюансов, необходимо подобрать инструменты, проверять валидность верстки и хорошо разбираться в коде. Малейшие ошибки приводят к нестабильной работе веб-сайта, или вообще к полному прекращению функционирования.


Что включает в себя верстка сайта

Верстка сайтов - это целый комплекс процессов, вот лишь некоторые из них:

  • вырезание из макета изображений, иконок и прочей графики, компоновка и сбор в отдельную папку;
  • сбор шрифтов для корректного отображения;
  • разработка страниц сайта, опираясь на дизайн-макет;
  • верстка страниц в HTML и CSS;
  • подключение JS-библиотек, создание динамики элементов;
  • тестирование и проверка валидности верстки.

Верстальщик создает живой инструмент из изображения, как папа Карло из полена создавал Буратино.

3 основных вида верстки веб-сайтов

3 основных вида верстки веб-сайтов

Существует довольно много видов верстки сайтов, но специалисты выделяют 3 основных вида: табличная, блочная и адаптивная.

Адаптивная верстка

Подразумевает корректное отображение на любых видах устройств. На сегодняшний день она наиболее популярная, вряд ли найдется человек, который захочет, чтобы его сайт хорошо отображался только на компьютерах или только на смартфонах.

Тем не менее, адаптивная верстка - неотъемлемая часть двух других видов.. Что это значит? Как в случае с блочной, так и в случае с табличной версткой обязательно учитывается адаптивность. Поэтому ее гораздо реже выделяют, как отдельный вид. А вот о двух других – немного подробнее.


Мы опробовали на практике множество идей, собрали сотни страниц фидбека по юзабилити сайтов и приложений. Теперь мы делаем продукт для пользователей, а не для дизайнеров

Табличная верстка

Когда люди только научились верстать сайты, появился этот метод. Табличная верстка дизайна сайта подразумевает использование таблиц, наполненных информацией. Внешне процесс напоминает работу в Excel.

Данный метод считается уже устаревшим, но все равно активно используется. Дело в том, что он подходит для типовых проектов с возможностью детализации и индивидуализации. Иными словами, если есть компания, работающая во многих городах страны, можно под каждый город создавать сайт, используя данную верстку. Внешне они будут похожи, иметь единую стилистику, но индивидуальные отличия будут.

Блочная верстка

Это современный универсальный вид верстки сайтов, который активно используется для создания качественных веб-страниц. Принцип его заключается в том, что все элементы располагаются в блоках, или контейнерах. Они содержат необходимую информацию и сами по себе являются регулируемыми. Можно задавать их размер, цвет и прочие параметры.

Блочная верстка дизайн макета проще, имеет больше возможностей и способна реализовать любые идеи дизайнера. Код получается чище и легче, он удобно читается браузерами, что влияет на ранжирование сайта в поисковых системах. Кроме того, блоки гарантируют адаптивный дизайн, поэтому сайт корректно отображается на различных устройствах.

инструменты верстальщика

Инструменты верстальщика

Инструменты помогают упростить процесс верстки. Они имеют определенный функционал и возможности.

Инструменты разделяются на текстовые и визуальные. Кроме того, есть гибридные программы, где можно верстать как при помощи кода, так и визуально, создавая блоки. Инструментов существует большое количество, но они разделяются на категории. На чем верстать сайт? Вот инструменты, которые понадобятся для работы специалисту:

  • Программы для обработки изображений: Adobe Photoshop, Gimp, Krita и прочие приложения, позволяющие из макета взять элементы и работать с визуальным контентом.
  • Программы для работы с кодом: Notepad++, UltraEdit, Adobe DreamViewer, CSS3 Generator, SublimeText, Firebug, CoffeeCup HTML Editor, Winless, WinMerge и прочие.
  • Программы для работы с JS: Front Page, NetBeans и другие инструменты.
  • Программы проверки работоспособности: Crossbrowsertesting, Markup validtor, IE Tester, Validator.w3, Dr Watson, Css validator и прочие.


Если вы планируете разрабатывать второй или третий проект, то понимаете, что один человек нормально не сделает

Какие сложности есть в верстке сайтов

Первоначально кажется, что верстка дизайн макета – это простое занятие. Достаточно знать код, уметь пользоваться парочкой программ и все готово. На практике даже опытные специалисты сталкиваются с серьезными проблемами.

Не все, что нарисовал дизайнер, можно хорошо сделать технически. Дизайнер должен четко понимать специфику верстки, чтобы сразу определять возможности.

Также не решена проблема единого стандарта. Каждый браузер может по-своему отображать элемент. Верстальщик должен учитывать это и проверять на множестве платформ одни и те же элементы.

Для адаптивности сайта нужно учитывать требования устройств и особенности поведения элементов. Не вся анимация будет хорошо работать на разных устройствах. Особого внимания заслуживают шрифты. С нестандартными шрифтами могут быть большие сложности.

какой должна быть верстка

Какой должна быть верстка

Верстка дизайна сайта подчиняется строгим законам. В противном случае код будет неправильным, а работоспособность сайта снижена.

Признаки правильной верстки:

  • верстка обязательно должна быть кроссбраузерной и корректно отображаться в разных браузерах, независимо от разрешения экрана;
  • блочная верстка с применением

При соблюдении этих правил сайт будет работать правильно, быстро, а другие специалисты при необходимости смогут разобраться в коде.

Верстка книг - одна из основных операций изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.

Верстка - один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого книга приобретает свой окончательный вид. От качества ее выполнения прямо зависит качество готовой книги. Это также один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных технических правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы, каждого разворота как их содержанию, так и общему принципу оформления издания.

Существуют следующие основные требования к сверстанным полосам в книге: абсолютно точные (до 0,5 п.) размеры полос как по ширине (формату строки), так и по высоте, без каких-либо перекосов или "распоров"; единообразие верстки по всему изданию и приводность верстки.

Единообразие верстки - это одинаковый характер верстки всех полос в книге, имеющих одинаковые элементы, то есть равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ заверстки однотипных иллюстраций, одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр и т. п.

"Висячими строками" в типографской практике называют начальные абзацные строки, расположенные в конце полосы, а также концевые строки, расположенные в начале полосы. Так вот, технические правила верстки категорически запрещают наличие таких строк в сверстанном издании, в данном случае, в книге, так как они ухудшают удобочитаемость текста, а также искажают внешний вид полосы набора, лишая ее традиционной прямоугольной формы. Современные правила лишь допускают оканчивать полосу концевой строкой, начинать полосу абзацной строкой, а также размещать в конце или начале полосы абзац из одной строки (например, в прямой речи, когда строка является одновременно и концевой и абзацной).

Правила не ограничивают переносы слов с четной полосы на нечетную, т. е. переносы на одном развороте, однако недопустимо переносить слова с нечетной полосы на четную, это ухудшает удобочитаемость издания, так как читатель должен перевернуть страницу для чтения окончания слова.

Характер верстки книг зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки книг:

* верстка простого (сплошного) текста; верстка текста с не шрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;

* верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка;

* сложная верстка (дополнительно к третьей группе — композиционные выделения).

Правила верстки книг сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

Основные правила верстки книг следующие: Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т. е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблицы, формулы и т. д.) рассчитывается сколько полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос. Допустимые отклонения по высоте полосыне должны превышать 0,5 мм. Верстка должна быть приводной, то есть строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать “на просвет” со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному интерлиньяжу основного текста.

При верстке должна быть выдержанна прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т. е. не должно быть “висячих” строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.

Верстка должна быть единообразной, то есть однотипные элементы полосы (заголовки, примечания, сноски, колонцифры, таблицы, формулы, иллюстрации и т. п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь однотипную отбивку по всему изданию. Отклонения в размерах отбивок, в зависимости от кегля основного набора, не должны превышать 4-6 п.

Спуск в начальных полосах во всем издании должен быть одинаковым. Чаще всего спуск (отступ от начала полосы) выбирается равным 1/4 части наборной полосы. Допустимые отклонения размера спуска — одна, две строки основного набора с учетом приводности.

Верстка текстовых полос сплошного текста не представляет особой сложности. В настоящее время при фотонаборе и с использованием ПК настольных издательских систем она выполняется автоматически и только в сложных случаях — в диалоговом режиме.

Начальные полосы по оформлению могут быть трех видов: со спуском; без спуска, но с инициалом; со шмуцтитулом в виде “шапки”. Вариант оформления начальных полос выбирается художником издательства в зависимости от вида издания.

Инициал представляет собой прописную (заглавную) букву большого кегля, которая заменяет первую букву текста строки. Инициал может быть шрифтовым или рисованным. Иногда предусматривается печать инициала другой краской.

При верстке спусковых полос с внутренним титулом в виде “шапки” он устанавливается в счет спуска.

При заверстке концевых полос выдерживаются следующие правила: если текста мало, его нужно или вместить в предыдущую полосу (вгонка) или увеличить так, чтобы текстом было занято не менее 1/4 высоты полосы (выгонка). Вгонке и выгонке часто подвергается текст не одного, а нескольких абзацев в процессе переверстки.

Если текста на концевой полосе много, то полоса не должна быть короче полной меньше чем на четыре строки.

На концевых полосах иногда устанавливаются концовки, которые отбиваются от текста одинаково для данного издания в пределах от 3/4 кв. до 2 кв.

Все рассмотренные основные правила верстки действительны и для усложненного и сложного текста. Далее будут рассмотрены только специфические особенности заверстки стихотворений, выводов и таблиц, формул и иллюстраций.

Стихотворения, помещаемые на отдельных полосах или внутри основного текста, завёрстываются так, чтобы стихотворная полоса или часть ее оказалась на оптической середине страницы. Стихотворения внутри прозы завёрстываются, как дополнительный текст, с отбивкой от основного текста в пределах одной строки основного текста.

Отбивка строф стихотворений одна от другой, заверстываемых на отдельных полосах, производится на кегль стихотворного шрифта; для предотвращения разрыва строф при переносах допускается уменьшение отбивки до 0,5 и увеличение — до 1,5 кегельных.

При переносе части стихотворения на другую полосу на предыдущей полосе должно оставаться не менее двух строк, лучше если при переносе стихотворение разбивается по парам стихов.

Строфы стихотворения, набранные в порядке чередования без втяжки и с втяжкой, друг от друга не отбиваются. Строфы стихотворения, заверстанного на развороте, должны быть единообразно оформлены и отбиты. Рубрики и звездочки, заменяющие рубрики в стихотворных текстах, отбиваются в соответствии с общими правилами отбивки рубрик.

При верстке драматических произведений обращают внимание на следующие специфические требования: имена действующих лиц, набранные отдельными строками, отбиваются от основного текста подобно рубрикам, при этом размер строки с именами действующих лиц и отбивка должны быть кратны кеглю шрифта основного набора. Ремарки, помещаемые среди речи действующих лиц отдельными строками, отбиваются от текста на 2-4 п сверху и снизу (одинаково). При наборе с увеличенным интерлиньяжем (на шпоны) отбивка увеличивается на соответствующий размер. Полосу нельзя заканчивать строкой с именем действующего лица и ремаркой, а текст переносить на другую полосу; ремарка должна закрываться минимально двумя строками. Реплика, перенесенная на другую полосу, также должна быть закрыта не менее чем двумя строками. Нельзя начинать полосу ремаркой, расположенной среди речи действующего лица, ремарку в этом случае следует подверстать внизу предыдущей полосы.

Таблицы и выводы завёрстываются непосредственно за текстом, к которому они относятся, а если по техническим причинам этого сделать нельзя, то таблиц или вывод заверстывают в любом месте полосы в пределах разворота, для чего в тексте дается ссылка с указанием номера таблицы. При заверстке таблиц (выводов) вразрез они должны помещаться на оптической середине полосы и отбиваться от текста в пределах одной строки кегля шрифта основного набора с учетом приводности.

Поперечные — на нечетных полосах заголовком к наружному полю, а на четных полосах — заголовком к корешковому полю. Продольно-распашные таблицы желательно располагать на развороте с увеличением каждой половины на 1-2 цицеро для выхода в корешковое поле.

Поперечно-распашные таблицы всегда размещаются на развороте. Строки текста, сноски и примечания подвёрстываются к распашным таблицам с выключкой на нечетной полосе влево, а на четной — вправо. Если таблица не помещается она полосе полностью, то ее разделяют на две части с переносом второй части на следующую полосу.

Таблицы малого формата могут быть заверстаны в оборку. Минимальный формат оборки (текста, стоящего рядом с таблицей) — 2-2,5 кв. Таблицы отбиваются от текста сбоку на 6-12 п, от текста сверху на 2-4 п, а остальная отбивка делается снизу с соблюдением условий приводности.

Формулы завёрстываются строго по разметке оригинала и отбиваются от текста сверху и снизу максимально на кегль шрифта основного набора с обязательным соблюдением условий приводности. Если формуле предшествует короткая концевая строка текста, то формула сверху не отбивается или даже частично (на 2-4 п) входит в предыдущую строку (в компактных технических изданиях). Полоса формулой не начинается, только в порядке исключения при переносе формул; формулу, состоящую из трех строк, разрывать при переносе нельзя; группу формул из четырех строк при переносе с полосы на полосу делят пополам. Формула или группа формул завёрстываются в красную строку. Формулы, входящие в группу, разбиваются между собой не более чем на 4 п.

Чтобы не нарушать приводность, при заверстке формул, так же как и таблиц, необходимо просчитать сколько строк основного текста нужно изъять из полосы, чтобы поместить там указанный дополнительный текст вместе с отбивками. Число строк должно быть целым, чтобы текстовые строки опять совпали на просвет со строками текста на обороте полосы.

Место расположения иллюстрации на полосе устанавливается в издательстве при разметке оригинала, изготовление макета, при разметке распечаток, предназначенных для верстки, в процессе изготовления оригинал-макета или репродуцируемого оригинал-макета (РОМ).

Иллюстрацию следует верстать близко к тексту, к которому она относится, после ссылки на нее. Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может быть установлена вверху, внизу или на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации должны располагаться на оптической середине полосы. Правило приводности при заверстке иллюстраций вразрез также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками от текста сверху и снизу должен быть кратен интерлиньяжу основного набора. Иллюстрация отбивается от текста в пределах цицеро.

Большое значение имеет согласованность расположения нескольких иллюстраций на развороте: иллюстрацию лучше выравнивать по нижней линии, располагать их симметрично по диагонали (в отдельных изданиях используется и асимметричное расположение как прием оформления).

При открытой заверстке вверху или внизу полосы под иллюстрацию нельзя помещать концевую строку абзаца, а над иллюстрацией — абзацную строку. Нельзя заверстывать иллюстрацию перед заголовком следующего раздела.

При заверстке иллюстрации в угол или в край полосы внешние линии рисунка иллюстрации должны совпадать с краем текста. На концевых полосах обычно иллюстрации не заверстывают, а если это необходимо, под иллюстрацию должно быть установлено не менее 5-6 строк.

Если на полосе одна иллюстрация в оборку, то она устанавливается к наружному полю, вторая иллюстрация в оборку ставится к наружному или корешковому полю, при этом их должны разделять не менее трех полноформатных строк. При закрытой верстке иллюстрация располагается на оптической середине полосы. При заверстке в оборку необходимо соблюдать основное правило — строки оборки должны составлять прямоугольник, то есть не допускается, чтобы строка над иллюстрацией была концевой (неполной), а строка под иллюстрацией не должна быть абзацной. В оборке нельзя размещать рубрики. Иллюстрация отбивается от текста сверху на величину, равную кеглю шрифта основного текста, а сбоку от текста оборки — в пределах цицеро, так чтобы формат оборки был кратен цицеро.

Подрисуночная подпись отбивается от иллюстрации в пределах кегля основного набора, пробел между подписью и нижеследующим текстом должен быть несколько больше, чем между иллюстрацией и подписью.

Подписи под рисунки набираются шрифтом следующих кеглей: при наборе основного текста кеглем 12 п — кеглем 10 п или 8 п; при наборе основного текста кеглем 10 п — 8 п; кеглем 8 п — 8 п. В целом высота иллюстрации с подписью и отбивками от текста (окно для заверстки иллюстрации) должна быть кратна кеглю шрифта основного набора. Исходя из размера окна, можно рассчитать количество строк оборки, т.е. строк, набранных на меньший формат и расположенных сбоку от иллюстрации.

Для фигурных иллюстраций иногда делают ступенчатую оборку. При большом количестве иллюстраций малого формата их иногда завертывают на отдельной полосе, заключая в общую рамку, что придает полосе законченный вид.

Если набор и верстка выполняются по оригиналу-макету или по расчетному макету, то размер окна для заверстки иллюстраций с подписью или без нее определяется в донаборной стадии, также до рассчитывается формат и число строк оборки.

Читайте также: