Что должен знать главный бухгалтер ооо на осно

Обновлено: 02.07.2024

6 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минтруда от 21.02.2019 № 103н, утвердивший новый профессиональный стандарт для бухгалтеров. Рассказываем, какие теперь требования предъявляются к главбухам и рядовым бухгалтерам.

Требования к бухгалтерам

По новым правилам бухгалтер должен иметь как минимум среднее профессиональное экономическое образование по программе подготовки специалистов среднего звена.

Как альтернатива – непрофильное среднее профессиональное образование. Но в этом случае соискатель должен будет получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки.

Для замещения должности бухгалтера опыта работы не требуется. Но для замещения должностей с категорией (бухгалтер первой и второй категории) необходим опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года.

В перечень обязательных умений бухгалтера входят следующие:

  • умение составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
  • умение осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов;
  • умение пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
  • способность обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.

Требования к главбухам

Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее (профильное или непрофильное), либо среднее профессиональное образование (профильное или непрофильное).

Если образование является непрофильным (например, техническим), соискателю придется получить еще и дополнительное профессиональное образование. То есть пройти программу профессиональной переподготовки бухгалтеров.

При наличии высшего образования опыт работы главбуха должен составлять не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы. При наличии среднего профессионального образования – не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.

В число необходимых умений главбуха входят в том числе следующие:

  • умение разрабатывать способы ведения бухучета и формировать учетную политику организации;
  • умение разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы отчетности и составлять график документооборота;
  • способность планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления отчетности;
  • умение оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • умение составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • способность пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Кроме того, новый профстандарт закрепляет для главных бухгалтеров обязанность по регулярному получению дополнительного профессионального образования. Иными словами, главбухи обязываются постоянно повышать свою квалификацию.

Объем программы повышения квалификации для главбухов должен составлять не менее 120 часов за три последовательных календарных года. При этом ежегодно главбух обязан уделять курсам повышения квалификации минимум 20 часов.

Требования к главбухам отдельных организаций

Специальные (повышенные) требования профстандарт устанавливает для главных бухгалтеров отдельных организаций. К числу таких организаций, в частности, относятся:

  • акционерные общества;
  • страховые организации и негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов.

Главбухи таких организаций обязаны:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет;
  • при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита опыт работы главбуха должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Главбухи кредитных и финансовых организаций должны отвечать следующим специальным требованиям:

  • иметь высшее юридическое или экономическое образование;
  • опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее 1 года;
  • при наличии у кандидата иного высшего образования опыт соответствующей работы должен быть не менее 2 лет.

Кто обязан применять профстандарт для бухгалтеров

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Любой профстандарт содержит набор минимальных требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудников. Однако применять профстандарты и ориентироваться на их требования обязаны далеко не все организации.

Ответ на вопрос о том, кто обязан применять профстандарты, дается в ст. 195.3 ТК РФ. Данная норма гласит, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, установленных законодательством.

При этом законодательство не обязывает частные организации и ИП применять профстандарт для бухгалтера. Данный профстандарт они могут применять в добровольном порядке. А могут и не применять.

В соответствии с этим обязанность по применению профстандарта для бухгалтеров распространяется на следующие субъекты:

  • государственные и муниципальные учреждения/организации (в том числе ГУП и МУП);
  • организации и ИП, которые в своих локальных актах закрепили обязательность применения профстандарта.

В соответствии с этим работодатель не вправе отказать в трудоустройстве бухгалтеру со ссылкой на несоответствие стандарту, если этот стандарт работодателем не применяется.

Также несоответствие уровня образования работника требованиям профессионального стандарта не может быть основанием и для увольнения бухгалтера (постановление Конституционного cуда РФ от 14.11.2018 № 41-П).

Кроме того, бухгалтерам гарантируется и оплата командировочных расходов. При этом оплата образовательных услуг и прохождения независимой оценки квалификации осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ).

Ведение бухгалтерии – первое, о чем стоит задуматься при планировании собственного дела. Все по-разному относятся к этому: кто-то считает, что для ИП это не нужно, а кто-то подходит со всей ответственностью. В статье мы покажем, что это важно и несложно.

Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно: пошаговая инструкция в 2021 году

Два года назад Елена уволилась из салона красоты и начала работать на себя. У нее была собственная клиентская база, а увеличить ее помогла реклама в соцсетях.

Муж предложил ей оформить ИП, но Елена всегда боялась вопроса ведения бухгалтерии – она ничего об этом не знала. На что нужно обратить внимание прежде всего?

Для начала внесем ясность: правы и те, кто считает, что предпринимателям не нужна бухгалтерия, и те, кто думает, что нужна.

Елена посчитала, что это звучит не так сложно. Но все же ей хотелось разобраться в вопросе до конца. Ведь не зря вокруг этого ведется столько обсуждений.

Специалисты рекомендуют определиться с ведением финансов сразу после того, как вы решили открыть свой бизнес.

Аргументы в пользу такого решения:

  • своевременный выбор формы налогообложения помогает сделать выплаты максимально комфортными;
  • вы заранее усвоите схемы учета и не пропустите сроки уплаты налогов;
  • у вас не будет проблем с налоговыми службами, ведь за просрочки грозят штрафы, а это негативно скажется на имидже предпринимателя;
  • после регистрации ИП дается всего лишь 30 дней, чтобы перейти на упрощенное налогообложение (в противном случае вас автоматически поставят на общую систему, а для начинающего предпринимателя это намного сложнее).

Совет от банка:

Бухгалтерский учет – это не прихоть бюрократов. Смотрите на него как на способ объективной оценки вашего бизнеса. Учет покажет реальную прибыль и поможет выбрать направление развития для улучшения работы.

Главный вопрос, который волнует всех начинающих предпринимателей: с чего начать?

  1. Выберите способ ведения бухгалтерии.
  1. Определились со способом? Прекрасно. Теперь решите, какая форма налогообложения вам подходит.

Существует два варианта: упрощенная форма налогообложения (УСН) и общая форма налогообложения (ОСНО). Изучите правила ведения каждой из них, организацию отчетности, сроки и главные отличия.

  1. Наберитесь знаний, изучите основы ведения бухгалтерии.

Прозвучит банально, но при отсутствии знаний и опыта постарайтесь узнать о бухгалтерском учете самостоятельно. Ресурсов, которые помогут познать основы учета, на самом деле больше, чем вы думаете. Расспросите знакомых, прочитайте нашу статью, и даже это уже даст вам общие сведения и поможет не бояться самостоятельной бухгалтерии.

Вы работаете на себя и хотите развить собственное дело? Для таких целей можно оформить кредит для самозанятых. Вы получите деньги на развитие бизнеса быстро и без лишних формальностей. Переходите по ссылке и узнайте, сколько вам одобрят прямо сейчас.

Если что-то не понятно, то сразу спрашивайте. Многие онлайн-бухгалтерии предоставляют бесплатные консультации

Ведение бухгалтерии ИП на ОСНО

Пошаговое руководство о выборе способа учета показалось Елене не таким сложным. Но она сразу задумалась: что такое УСН и ОСНО? Чем они отличаются?

ОСНО – общая система налогообложения. Ее смысл заложен в названии, т.е. система является главной формой налогообложения в России. Она не обладает никакими ограничениями и распространяется на все виды предпринимательской деятельности. Это значит, что после регистрации ИП вас автоматически припишут именно к ОСНО, если вы не подали заявление на переход на специальную систему.

Совет от банка:

Сразу после регистрации ИП или в течение 30 дней перейдите на упрощенную систему отчетности. Если у вас нет опыта, то общая покажется слишком сложной для самостоятельного ведения.

Можно посвятить целую статью рассказу об общей системе уплаты налогов, но сейчас обратим внимание только на ее функциональную роль в деятельности ИП.

Предприниматели на ОСНО платят три вида налогов:

  • НДФЛ в размере 13% по итогам года;
  • НДС 20% ежеквартально;
  • Налог на имущество, земельный или транспортный: зависит от того, чем вы пользуетесь для ведения дела.

Почему предприниматели ведут учет бухгалтерии по общей системе:

  • ИП не знал о существовании специальных систем или не подал вовремя заявление на переход;
  • Предприниматель изначально не соответствует требованиям льготной формы уплаты налогов или перестал соответствовать в ходе деятельности;
  • Есть необходимость платить НДС.

Можно ли добровольно перейти на общую систему? А в каких случаях предпринимателя могут заставить?

Все зависит от дохода бизнеса и контрагентов, с которыми вы сотрудничаете.

Например, в пункте 3 говорится, что если вы решили самостоятельно перейти на общую систему уплаты налогов, то сначала вы дожидаетесь окончания текущего налогового периода, а затем уже переходите на иной режим.

Если же ваши доходы за отчетный период превысили 200 млн рублей, либо в течение года ваших сотрудников стало больше 30 человек, то вы обязаны перевести организацию на общий режим налогообложения. Об этом подробнее говорится в пункте 4 ст. 346.13.

Иногда роль в предпочтении ОСНО могут сыграть ваши подрядчики и контрагенты. Компании зачастую предпочитают сотрудничать с организациями, которые выплачивают НДС, поэтому предприниматели меняют систему налогообложения ради развития и приобретения партнеров.

Совет от банка:

Вам могут сказать, что уведомлять о переходе на общую систему никого не нужно. Но это не так. Режим ОСНО действует для всех предпринимателей РФ, но закон требует сообщить об изменении системы налогообложения в налоговый орган. Для этого напишите заявление и отправьте в налоговую службу не позднее 15 января того года, в котором планируете перейти на новую систему.

Ведение бухгалтерии ИП на УСН

Елена поняла, что ее бизнес еще слишком мал, и она не готова платить налоги на общих основаниях. И из-за отсутствия опыта не справится с бумажной работой. Поэтому она решила узнать о специальных системах, которые призваны упростить уплату налогов.

УСН – это упрощенная система налогообложения, и она не зря так называется. Все сводится к подаче лишь одного документа за целый год – налоговой декларации.

Этот режим очень удобен тем, что обеспечивает небольшую финансовую нагрузку, а также избавляет от волокиты. Предприниматель освобождается от всего, что было перечислено выше: НДФЛ, НДС и налог на транспорт/землю/имущество.

Совет от банка:

Хотя от ИП на УСН требуется всего лишь сдавать налоговую декларацию, вести учет доходов и расходов все равно нужно. Подается отчетность по адресу проживания предпринимателя.

Есть два варианта упрощенной системы, которые можно выбрать:

Доходы Доходы минус расходы
Учитываются только доходы, с которых удерживается 6% налогов. В зависимости от региона может отличаться и составлять от 1% до 6%. В расчет берется разница между доходами и расходами за отчетный период. Удерживается налог 15%, но в зависимости от регионов может меняться от 5% до 15%.
Выгодно только для тех, у кого расходы небольшие, т.к. они просто не учитываются. Доход производится за весь расчетный год, а вот оплата происходит раз в квартал в качестве авансов. Это помогает разгрузить уплату налогов, а поступление платежей происходит равномерно. Выгодно в том случае, если расходы составляют больше половины от суммы доходов. Оплата также осуществляется поквартально. Главное – собирать все документы, которые подтверждают факт расходов: чеки, выписки и т.д.

Кому не подходит упрощенная система:

  • банки и другие финансовые организации (инвестиционные фонды, страховые, ломбарды и т.д.);
  • организации, у которых есть филиалы;
  • организации, деятельность которых связана с азартными играми;
  • нотариусы с частной практикой;
  • организации с численностью сотрудников более 100 человек.

Сроки сдачи отчетности ИП в 2021 году

Важно помнить, что для упрощенной и общей систем разные сроки подачи и виды документов для отчетности:

УСН:

  • 1 квартал: авансовый платеж 25.04;
  • 2 квартал: 25.07;
  • 3 квартал: 25.10;
  • сдача декларации и налог за весь период: не позднее 30.04.

ОСНО:

  • 1 квартал: декларация НДС 25.04, налог – 25.06;
  • 2 квартал: НДС – 25.07, налог – 25.09, аванс по НДФЛ – 15.07;
  • 3 квартал: НДС – 25.10, налог – 25.12, НДФЛ – 15.10;
  • 4 квартал: НДС – 25.01, налог – 25.03, декларация НДФЛ – 30.04, налог по итогам года – 15.07.

Если у вас есть сотрудники, независимо от налоговой системы, не забудьте подать следующие отчеты:

Сдача отчетности онлайн

С развитием интернета сдача отчетности заметно упростилась. Для ИП есть множество сервисов, которые не только помогут составить документы, но и сами отправят их в нужный налоговый орган.

В чем плюсы онлайн-сервисов:

Заполняйте отчетность там, где вам комфортно. Для этого даже не обязательно пользоваться одним и тем же компьютером: вы можете подключиться с любого устройства.

Онлайн-бухгалтерия напомнит о сроках сдачи отчетности и избавит вас от переживаний. Если сделать определенные предварительные настройки, служба будет отправлять документы автоматически . Даже если вы отправите документ за пять минут до окончания срока, это не будет считаться опозданием.

ПФР, ФСС, ФНС, РОССТАТ и многие другие службы доступны в сервисах онлайн-отчетности.

Если у вас есть вопросы по оформлению документов, то всегда можно проконсультироваться с техническим специалистом. Сервис свяжется с вами и по собственной инициативе, если возникнут какие-то вопросы или проблемы.

Онлайн-бухгалтерия – альтернативный вариант привычному бумажному способу подачи отчетности. Прекрасно подойдет и для новичков, которые только учатся заполнять свою первую декларацию, и для опытных предпринимателей, которые ценят свое время.

Инструменты для ведения бухгалтерии для ИП

Елене очень понравилась идея вести бухгалтерию онлайн. Это и правда удобно, особенно когда с утра до вечера она занята клиентами. Но какой сервис выбрать?

Существует множество вариантов, которые позволяют вести отчетность онлайн и самостоятельно:

Это лишь несколько примеров из множества предложений на рынке. Какой из них выбрать – решать вам.

Изучите тарифы, акции с условием бесплатного периода использования (где-то они могут достигать года), закажите пробную отчетность, почитайте истории других ИП о тех или иных сервисах, узнайте, можно ли подключиться к системе со смартфона. Возможно, вы смените один или два сервиса, но в конце концов найдете удобный для себя.

Самой сложной системой налогообложения, из всех существующих в РФ, считается общая (ОСНО). Для нее характерно ведение налогового и бухгалтерского учета с задействованием большого количества счетов Плана с аналитикой и субсчетами, а также большое количество отчетности и налогов. Поэтому на предприятиях все чаще используются дистанционные бухгалтерские услуги, вместо задействования штатного подразделения бухгалтеров.

На общей системе налогообложения находится большое количество предприятий, так как она применяется по умолчанию, если при регистрации собственности не было указано другого. На ОСНО также функционируют все предприятия, которые не удовлетворяют условиям специальных льготных режимов (ЕНВД, УСН, ЕСХН).

Для ОСНО отсутствуют ограничения по организационной форме (ИП, ОАО, ООО и прочие), видам деятельности, объему полученных доходов и количеству сотрудников. Большая часть организаций работают на общей системе налогооблажения и предпочитают иметь среди контрагентов компании, которые оплачивают все виды предусмотренных налогов.

Наши тарифы


Возможность попробовать освободить руки и голову от забот.

Тариф предназначен для тех, кто готов попробовать бухгалтерский аутсорсинг или тех, кто готов часть учета выполнять самостоятельно.

Данный тариф для тех, кто размышляет о том, чтобы попробовать бухгалтерское сопровождение без долгосрочных обязательств или готов сэкономить за счет разделения функционала между Заказчиком и Исполнителем.

Мы закрываем самые основные участки учета налогообложения и бухгалтерского учета. В первую очередь предназначается для ИП на 6% или для тех, кто только начинает деятельность. Ввод первичной документации в базу за вами - мы делаем все остальное.

В любом случае вы получаете комплексное бухгалтерское сопровождение, даже если оно реализуется в усеченном формате.

Данный тариф – достаточно гибкий. Вы самостоятельно можете регулировать потребность в дополнительных услугах – реализовывать самостоятельно или привлекать наших экспертов по необходимости по отдельным тарифам. По факту - мы заложим основу системы учета и отчетности внутри предприятия. Короткие бухгалтерские консультации включены в тариф.

  • экономия времени на составлении отчетов;
  • уменьшение вероятности неправильных расчетов и наложения штрафов;
  • начальная организация бухгалтерского учета – порядок в документации.


Оптимальный набор услуг для того, чтобы быть в курсе происходящего.

Мы остаемся с вами в контакте, при этом освобождаем от ежедневных задач контроля и участия. Порядок в документах, оперативность и ответственность – вот что вы получаете в этом тарифе!

Лучшее решение для тех, кто желает быть в курсе происходящего в хозяйственно-экономической деятельности и при этом экономить временной ресурс на стратегические цели и тактические задачи. В первую очередь для крепкого малого бизнеса и для развивающегося среднего. Порекомендуем комплекс мер, направленных на уменьшение размера налоговых платежей. Без нарушения законодательства.

Проконсультируем руководство о том, как снизить операционные и материально-хозяйственные расходы. При необходимости, поможем, выбрать наиболее подходящий режим налогообложения и какая стратегия лучше. Создадим систему, которая будет эффективно вести бухгалтерский и налоговый учет предприятия.


Спокойно занимайтесь развитием бизнеса. Не отвлекайтесь.

Если вам необходимо освободить голову и руки для великих предпринимательских дел. И если вы хотите спокойно спать и не волноваться, что завтра в дверь постучатся и покажут удостоверение контролирующего органа. Или не вызовут на персональную беседу к инспектору в ИФНС.

Все действия по бухгалтерскому и налоговому учету реализуются нашими сотрудники. Документация проверяется дважды. Если обнаруживается недочет – исправляем за свой счет. Дополнительно к этому все риски застрахованы в ИНГОССТРАХ.

Гарантия отсутствия ошибок, соблюдение сроков подачи, сохранение конфиденциальности.

  • организуем систему учета в 1С и обновим реестры;
  • систематизируем документацию и заполним проводки;
  • начислим заработную плату;
  • предостережем от налоговых рисков;
  • дадим рекомендации по оптимизации налогообложения;
  • окажем юридическое сопровождение при камеральных проверках;
  • обеспечим сотрудничество с банками;
  • безлимитное консультирование по сложным налоговым вопросам;
  • защитим от проверок контролирующих органов;
  • подадим отчетность в сроки, обозначенные законодательством.

Прайс-лист на бухгалтерские услуги для ООО на ОСНО

Для чего необходимо бухгалтерское сопровождение?

Отдел бухгалтерии должен обеспечить подготовку и передачу 12 форм отчетности. У многих форм совпадают сроки сдачи, а за несвоевременное предоставление (даже нулевого отчета) или подачу недостоверной информации предусмотрены штрафные санкции.

  • бухгалтерскую (Ф.№№1-6, о среднесписочной численности и пояснительную записку);
  • об уплате федеральных, региональных и местных налогов;
  • в Пенсионный фонд;
  • в Фонд социального страхования.

Облегчить процесс подачи налоговой отчетности помогут дистанционные бухгалтерские услуги. Они включают полную или частичную передачу консалтинговой организации функций учета и составления отчетности.

Удаленное сопровождение бухгалтерского учета позволяет успешно решить ряд проблем:

Высокую квалификацию сотрудников. Подобрать бухгалтера в штат, разбирающегося во всех сферах бухучета и налогового права, невозможно или цена его работы будет очень высокой для небольшой организации. Ведение бухгалтерского учета удаленно позволяет применить опыт команды специалистов, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации, следят за изменениями в законодательстве, разбираются в тонкостях каждого из направлений.

От чего зависит цена?

Окончательную цену можно получить только после консультации со специалистом, который оценит объем работ, подлежащих выполнению. Консультации происходят до заключения договора на предоставление услуг.

Порядок работы

Вы оставляйте заявку на интересующие Вас бухгалтерские услуги через форму обратной связи, онлайн-калькулятор или любым другим привычным способом.

Наши специалисты уточняют/запрашивают недостающую информацию, чтобы правильно сформулировать задачи и закрыть проблему клиента.

Клиент получает качественно выполненную услугу и отчёт, а также рекомендации по оптимизации бухгалтерской деятельности в компании.

Преимущества


Наш налоговый консультант помогает бухгалтерам-экспертам разобраться с нестандартными ситуациями в различных сферах законодательства.





Вы получите профессионально подготовленную бухгалтерскую и налоговую отчетность, всегда своевременно сданную в соответствующие органы выбранным вами способом.


Часто задаваемые вопросы

Все зависит от количества сотрудников, формы собственности, размера компании, наличия основных фондов. До заключения договора все эти вопросы обсуждаются со специалистом консалтинговой компании.

В этом необходимости нет. Она применяется по умолчанию, если не было указано другое. Поэтому необходимо обратить внимание на этот пункт только тем, кто выбрал упрощенное налогообложение.

6 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минтруда от 21.02.2019 № 103н, утвердивший новый профессиональный стандарт для бухгалтеров. Рассказываем, какие теперь требования предъявляются к главбухам и рядовым бухгалтерам.

Требования к бухгалтерам

По новым правилам бухгалтер должен иметь как минимум среднее профессиональное экономическое образование по программе подготовки специалистов среднего звена.

Как альтернатива – непрофильное среднее профессиональное образование. Но в этом случае соискатель должен будет получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки.

Для замещения должности бухгалтера опыта работы не требуется. Но для замещения должностей с категорией (бухгалтер первой и второй категории) необходим опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года.

В перечень обязательных умений бухгалтера входят следующие:

  • умение составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
  • умение осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов;
  • умение пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
  • способность обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.

Требования к главбухам

Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее (профильное или непрофильное), либо среднее профессиональное образование (профильное или непрофильное).

Если образование является непрофильным (например, техническим), соискателю придется получить еще и дополнительное профессиональное образование. То есть пройти программу профессиональной переподготовки бухгалтеров.

При наличии высшего образования опыт работы главбуха должен составлять не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы. При наличии среднего профессионального образования – не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.

В число необходимых умений главбуха входят в том числе следующие:

  • умение разрабатывать способы ведения бухучета и формировать учетную политику организации;
  • умение разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы отчетности и составлять график документооборота;
  • способность планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления отчетности;
  • умение оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • умение составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • способность пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Кроме того, новый профстандарт закрепляет для главных бухгалтеров обязанность по регулярному получению дополнительного профессионального образования. Иными словами, главбухи обязываются постоянно повышать свою квалификацию.

Объем программы повышения квалификации для главбухов должен составлять не менее 120 часов за три последовательных календарных года. При этом ежегодно главбух обязан уделять курсам повышения квалификации минимум 20 часов.

Требования к главбухам отдельных организаций

Специальные (повышенные) требования профстандарт устанавливает для главных бухгалтеров отдельных организаций. К числу таких организаций, в частности, относятся:

  • акционерные общества;
  • страховые организации и негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов.

Главбухи таких организаций обязаны:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет;
  • при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита опыт работы главбуха должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Главбухи кредитных и финансовых организаций должны отвечать следующим специальным требованиям:

  • иметь высшее юридическое или экономическое образование;
  • опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее 1 года;
  • при наличии у кандидата иного высшего образования опыт соответствующей работы должен быть не менее 2 лет.

Кто обязан применять профстандарт для бухгалтеров

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Любой профстандарт содержит набор минимальных требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудников. Однако применять профстандарты и ориентироваться на их требования обязаны далеко не все организации.

Ответ на вопрос о том, кто обязан применять профстандарты, дается в ст. 195.3 ТК РФ. Данная норма гласит, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, установленных законодательством.

При этом законодательство не обязывает частные организации и ИП применять профстандарт для бухгалтера. Данный профстандарт они могут применять в добровольном порядке. А могут и не применять.

В соответствии с этим обязанность по применению профстандарта для бухгалтеров распространяется на следующие субъекты:

  • государственные и муниципальные учреждения/организации (в том числе ГУП и МУП);
  • организации и ИП, которые в своих локальных актах закрепили обязательность применения профстандарта.

В соответствии с этим работодатель не вправе отказать в трудоустройстве бухгалтеру со ссылкой на несоответствие стандарту, если этот стандарт работодателем не применяется.

Также несоответствие уровня образования работника требованиям профессионального стандарта не может быть основанием и для увольнения бухгалтера (постановление Конституционного cуда РФ от 14.11.2018 № 41-П).

Кроме того, бухгалтерам гарантируется и оплата командировочных расходов. При этом оплата образовательных услуг и прохождения независимой оценки квалификации осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ).

Читайте также: