Что делать если предлагают взятку

Обновлено: 28.06.2024

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии - передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима - взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина "услуги" в гражданском праве, трактовку термина "услуги имущественного характера". Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам. Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией "услуги", поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера - это результат творчества именно "уголовного законодателя", что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что "при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению". Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.

Достаточно часто из СМИ мы слышим о выявлении правоохранительными и надзорными органами фактов коррупции. Она серьёзно затрудняет нормальное функционирование общественных механизмов, создаёт угрозу принципам социальной справедливости, препятствует эффективному развитию экономики. Давно известно, что только совместными усилиями можно побороть какие-либо негативные явления.

Интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Саха (Якутия) Акимовой Евгенией Васильевной!

1. Насколько в нашей республике распространены коррупционные нарушения?

В 2019 году выявлено 157 преступлений коррупционной направленности, из них 33 – это преступления связанные с дачей и получением взятки.

Несмотря на общее снижение регистрации по фактам взяточничества в 1,5 раза, увеличилось количество выявленных взяток в крупных и особо крупных размерах на 32 %.

Кроме того, органами прокуратуры республики ежегодно выявляется около 2500 иных нарушений в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых прокурорами принимается свыше 1000 актов прокурорского реагирования.

2. Какие сферы можно назвать самыми коррупционными на территории нашего региона?

Анализируя практику, можно сказать, что наиболее коррумпированными являются бюджетная сфера, сферы использования государственного и муниципального имущества, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Прокурорами выявляются факты присвоения денежных средств должностными лицами бюджетных организаций.

В сфере госзакупок распространены факты оплаты фактически невыполненных работ.

В 1 квартале 2019 года прокуратурой республики во взаимодействии к МВД РС(Я) и УФАС РС(Я) выявлено преступление о картельном сговоре при осуществлении закупок медицинских препаратов для медицинских учреждений республики.

Факты мелкого взяточничества в большинстве случаев связаны с дачей взятки сотрудникам правоохранительных органов в связи с привлечением виновных лиц к административной ответственности.

3. Как обывателю понять, что сотрудник ГИБДД просит у него взятку?

Если Ваш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД он обязан представиться, т.е. - отчётливо произнести фамилию, имя, отчество, звание и должность, а также показать служебное удостоверение, если Вы попросите. Объяснить причину остановки.

Если Вы признаете, что нарушили правила дорожного движения и нарушение при этом несерьёзное, инспектор ГИБДД может вынести постановление об административном правонарушении и выписать предупреждение или штраф.

Если же нарушение серьёзное или Вы не согласны с решением инспектора, тогда он должен составить протокол об административном правонарушении, который впоследствии будет рассматриваться судом. Если несмотря на это инспектор требует оплатить штраф на месте, то скорее всего, он просит взятку. Требование оплатить штраф на месте в этом случае незаконно.

4. А где ещё граждане могут встретить проявления коррупции и как их распознать?

  • любой сфере жизнедеятельности, где вы получаете какие-то услуги или зависите от решения должностных лиц.

Например, если медицинский работник говорит вам, что за вознаграждение он может организовать вам направление в профильное или более престижное медицинское учреждение, оказать более качественную медицинскую услугу, более качественный уход, более комфортную палату, процедуры без очереди и т.д. - скорее всего, он просит взятку.

Если при сдаче зачёта или экзамена в учебном заведении (т.е. профтехучилище, институте, университете) вы понимаете, что преподаватель завышает требования и намекает на вознаграждение – скорее всего, он просит взятку.

Об указанных фактах не стоит молчать и соглашаться с ними. Гражданам необходимо понимать и помнить, что уголовным законом предусмотрена ответственность, как за получение, так и за дачу взятки. При этом любое должностное лицо любого уровня, предоставляя вам государственные или муниципальные услуги и требуя за это для себя, своих близких или знакомых какое-либо дополнительное вознаграждение или услугу, тем самым нарушает закон – совершает преступление.

5. Обязательно ли взятка подразумевает под собой деньги? Какие бывают виды взятки?

Нет. Предметом взятки могут выступать не только денежные средства, но и иное имущество или услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, предоставление бесплатных услуг и т.п.), когда взяткополучатель освобождается от обязанности их оплатить.

Взяткой будет считаться и факт передачи денег или оказания услуг родственникам и близким должностного лица, который использовал свои служебные полномочия в пользу того, кто дал взятку.

Разновидностью взятки является – подкуп, когда между тем, кто даёт и тем, кто берет взятку, есть предварительная договорённость. Коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Бывает взятка-благодарность, когда взятка передается за уже совершенное должностным лицом действие или бездействие без предварительной договоренности. Поэтому, если вы решили отблагодарить учителя, врача, должностное лицо, выдающее разрешение на строительство и т.д. на сумму свыше 3 тыс. рублей – вы становитесь соучастником преступления.

6. Когда взятка считается полученной?

Взятка считается полученной, когда человек ее принимает в физическом смысле (берет в руки; кладет в карман, сумку, портфель, автомобиль), либо соглашается с ее передачей (положили на стол, перечислили на счет).

Если обусловленная передача взятки не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное будет квалифицироваться как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению.

Когда речь идет о покушении на дачу взятки, то установленная законом мера ответственности применяется не в полном объеме. В подобной ситуации максимальный размер наказания не может превышать 3/4 от того, что устанавливается за доведенное до конца деяние.

7. Какие действия следует предпринять гражданину, если у него просят взятку?

В первую очередь следует знать, что как предложение, так и дача взятки, а также посредничество во взятке - являются преступлениями. Поэтому ни в коем случае не предлагайте сами, не идите на поводу у вымогателя взятки и не содействуйте в передаче взятки.

Если есть возможность запишите разговор на диктофон либо телефон. Выслушайте внимательно требования и поставленные перед Вами условия. Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложите хорошо знакомое Вам место для следующей встречи. После того, как договорились и распрощались, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

8. Возможно ли сообщить в правоохранительные органы о требовании взятки устно?

Заявление о преступлении можно сделать в устном или письменном виде.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается гражданином и сотрудником полиции, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

9. Есть ли ответственность за ложный донос о вымогательстве взятки?

10. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

По делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации, и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности в связи с активным способствованием раскрытию и (или) расследованию преступления.

Вместе с тем деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе, возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.

11. Почему нашим должностным лицам не стоит совершать такие преступления?

Во-первых, рано или поздно преступление будет раскрыто. Во-вторых, эта категория преступлений с наиболее тяжёлыми санкциями. Например, за получение взятки помимо основного наказания налагается штраф в 20-кратном размере взятки. В третьих - при сумме 25 тыс. руб. – взятка имеет значительный размер, 150 тыс. – уже крупный, а 1 млн. – уже особо крупный. А при таких квалифицирующих признаках – ещё более жёсткие санкции – наказание до 15 лет лишения свободы, штрафы до 70-кратной суммы взятки.

Что делать и как себя вести при вымогательстве взятки?

Изображение взято на просторах сети "Интернет"

Что говорит закон

Вы должны понимать, что вымогательство взятки, как и дача взятки, – это уголовно-наказуемые деяния. Вымогательство взятки означает требование должностного лица передать ему взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам гражданина, либо поставление гражданина в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Для наилучшего понимания следует привести следующий пример: дознаватель органов внутренних дел, преследуя корыстную цель и желая получить от гражданина денежные средства за непривлечение его к уголовной ответственности по находящимся у дознавателя в производстве материалам процессуальной проверки, вступил с гражданином во внеслужебные отношения, выдвинув ему требования о передаче денежных средств в размере 15 000 рублей в качестве взятки за непривлечение гражданина к уголовной ответственности по ст. 116 УК РФ (приговор №1-108/2018 от 21 июня 2018 г. по делу №1-108/2018 Прохладненский районный суд (Кабардино-Балкарская Республика)).

Помимо этого вы должны четко понимать, что нельзя считать вымогательством взятки простое предложение должностного лица дать ему взятку, а равно требование взятки под угрозой совершения законных действий (от которых, понятно, не могут пострадать правоохраняемые интересы).

Поэтому вымогательство взятки – это всегда требование должностного лица передать деньги под угрозой причинения ущерба правам и охраняемым законом интересам гражданина либо наступления иных негативных последствий для гражданина.

Что же делать, если у вас вымогают взятку?

1) Ведите себя осторожно, этично и вежливо, угодливое поведение пусть уйдет в сторону, не допускайте необдуманных высказываний, которые могут быть истолкованы должностным лицом как готовность или ясный отказ дать взятку.
2) Вы должны полностью выслушать вымогателя, а самое главное – запомнить все требования и условия вымогателя по факту передачи взятки, а именно размер суммы денежных средств, время и место передачи взятки, способ передачи взятки, целевое назначение взятки, срок передачи взятки и т.п.

При возможности советую зафиксировать поставленные вымогателем условия (например, путем использования видеокамеры либо диктофона мобильного телефона).

3) Вопрос о времени, месте и способе передачи взятки необходимо перенести до следующей встречи с вымогателем, предложите для этой встречи знакомое для вас место, но не стоит на этом сильно настаивать, при этом каждое ваше слово либо предложение должно быть хорошо обдуманным.
4) У должностного лица необходимо выяснить гарантии решения вашего вопроса в случае дачи взятки.
5) Запомните, как я уже выше сказал, все ваши высказывания либо предложения должны быть обдуманными, не стоит брать инициативу в разговоре с должностным лицом на себя. Вам необходимо принимать информацию, которую излагает вымогатель, именно поэтому позволяйте вымогателю изложить информацию по поводу условий и основных требований передачи взятки в полном объеме.
6) О факте вымогательства взятки следует незамедлительно заявить в правоохранительные органы:
1) в отдел органов внутренних дел. Приходите в отдел полиции по месту вашего жительства и в дежурной части подаете письменное заявление по факту вымогательства взятки. Либо предварительно можете обратиться в органы внутренних дел по бесплатной горячей линии МВД России, тем более если вымогательство взятки осуществляется сотрудником органов внутренних дел;
2) в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по субъекту;
3) по телефону оперативно-розыскной части собственной безопасности УМВД России по субъекту (если преступление было совершено сотрудником органов внутренних дел);
4) по телефону доверия ФСБ по субъекту;
5) в органы Прокуратуры;
6) по телефону доверия Следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту.

Предупреждение! Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки расценивается как преступление, а уголовная ответственность наступает по статье 306 УК РФ.

Что необходимо знать гражданину?

Читайте также: