Что делать если нет профсоюза

Обновлено: 30.06.2024

– От родителей, которые родились и выросли при СССР, часто слышал, как хорошо было, когда в их молодости на работе был профсоюз. И путевки там были, и льготы, и чего только не было. Я сменил работу, и на новом месте действует профсоюз. Но я так и не понял, зачем он сейчас нужен. Это ведь уже не та организация, что была раньше?

– Чтобы ответить на ваш вопрос, разберемся, в чем основные различия между прошлыми и настоящими профсоюзами, и нужны ли они сегодня.

💡 Для чего нужен профсоюз

Профсоюз – это общественная организация, которая объединяет работников, связанных родом деятельности и профессиональными интересами. Таким образом, профсоюз действует не на отдельно взятом предприятии, а объединяет всех работников конкретных предприятий или отраслей для защиты общих прав и интересов. Профсоюз призван решить основные насущные вопросы – экономические и трудовые, поддерживать интересы работников и защищать их в случае нарушения.

Основные задачи любого профсоюза:

  • решение социальных вопросов работников;
  • решение вопросов об определении рабочего времени и времени отдыха;
  • разбор нарушений и штрафов, накладываемых на сотрудников администрацией предприятия;
  • организация безопасного рабочего процесса;
  • решение вопросов о зарплате и пенсионном обеспечении сотрудников.

Главными приоритетами в деятельности профсоюзов являются:

  1. Улучшение условий и оплаты труда.
  2. Защита законных прав работников.
  3. Взаимодействие с руководством предприятия и иными высшими инстанциями в интересах работников.
  4. Контроль за соблюдением трудового законодательства.

В СССР профсоюзы можно было смело назвать наиболее массовой общественной организацией. Они являлись важной частью единого механизма государства и партии. На деятельность профсоюзов в СССР большой отпечаток накладывала тогдашняя экономическая система. Например, профсоюзы не занимались некоторыми вопросами, которые стали обязательными в настоящее время. Советские профсоюзы не ставили вопросов о повышении зарплат, не проводили митинги или забастовки – последнее особенно распространено в современных европейских странах.

При этом без согласия профсоюза администрация предприятия или иной организации не могла уволить ни одного сотрудника. За профсоюзными комитетами оставалось последнее слово при рассмотрении любых трудовых споров, возникающих на предприятии. Через профсоюзную систему распределялись различные блага – путевки в санатории, оказание материальной помощи нуждающимся и т. д.

Полномочия и возможности современных профсоюзов в России по сравнению с СССР более ограничены. К тому же на современном российском рынке существует множество частных компаний, где профсоюзы вообще отсутствуют. С другой стороны, именно в частных компаниях образовались независимые профсоюзы, которые осуществляют деятельность независимо от иных общественных организаций.

✅ Зачем профсоюз работодателю

Многие работодатели заинтересованы в наличии профсоюзов и поддерживают их деятельность из-за преимуществ, которые могут получить. В первую очередь, это налоговые льготы и оптимизация уплаты страховых взносов.

Дело в том, что, в зависимости от решения профсоюзных членов профсоюз может функционировать как с регистрацией юридического лица, так и без нее. Если профсоюз имеет регистрацию, как юрлицо, то ему доступны все права некоммерческих организаций.

Самая главная выгода для работодателя при создании профсоюза – возможность оптимизировать уплату страховых взносов. На суммы, которые выплачиваются профсоюзами, страховые взносы не начисляются. Также отсутствует двойное налогообложение по НДФЛ – налог не начисляется на профсоюзные выплаты, в том числе оказанную материальную помощь работникам, но только при условии, если источником средств являются членские взносы.

В безвозмездное пользование профсоюзам разрешено передавать большую часть объектов имущества – например, базы отдыха, спортивные центры и иные объекты, необходимые для отдыха работников, проведения среди них культурной или оздоровительной работы.

Если на предприятии действует профсоюз, который не прошел госрегистрацию, то работодатель так же может извлечь из этого пользу. Например, профсоюзные целевые поступления не облагаются налогами на доходы. А раз у профсоюза отсутствует госрегистрация, то отсутствуют и доходы, облагаемые по какому-либо налогу.

Если профсоюз имеет регистрацию в качестве некоммерческой организации, то целевые поступления на ведение уставной деятельности и на содержание профсоюзной организации не облагаются налогом на прибыль или налогом при УСН. Это особенно выгодно, если работодатель отдал организацию социально-культурных и иных мероприятий, предусмотренных уставной деятельностью, в ведение профсоюза. Поступления, произведенные для устройства подобных мероприятий, и являются целевыми.

Помимо вышеперечисленного, работодатель может получить иные преимущества от профсоюза:

  1. Профсоюз может работодателю помочь быстрее получить Сертификат доверия, тем самым освободив его от проверок Государственной трудовой инспекции.
  2. Профсоюз может помочь работодателю в решении социальных, трудовых и личных вопросов сотрудников.
  3. Профсоюз может оказать работодателю помощь при спорах, связанных с трудовой дисциплиной, охраной труда или соблюдением трудового законодательства.
  4. Профсоюз может помочь воспитать у сотрудников командный дух, помочь в обеспечении трудовой дисциплины, повысить лояльность к компании.

Минусы профсоюза для работодателя

Но, помимо плюсов при наличии профсоюза, для работодателя существуют и весьма существенные минусы:

Свистунова О. Н.,
практикующий юрист

Профсоюз: чего боятся работодатели

Даже если в компании нет профсоюза, но есть работники с активной жизненной позицией, то появления профсоюза можно ожидать в любой момент. Ведь для его создания не нужно много формальностей.

При этом работодатель не должен препятствовать созданию профсоюза – это незаконно и может повлечь конфликт с работниками.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В настоящее время технологии управления персоналом предлагают различные варианты материальной и нематериальной мотивации работников для соблюдения баланса интересов обеих сторон трудовых отношений. Трудовое законодательство, в свою очередь, устанавливает минимальные гарантии для работников, которые обязательны для работодателей. В том числе предусматривает право работников объединиться для защиты своих трудовых прав в специальную общественную организацию – профессиональный союз.

Если в организации появился профсоюз, необходимо понимать, что теперь придется учитывать его мнение по некоторым вопросам. Но в первую очередь нужно предоставить профсоюзу условия для работы.

Согласно ст. 32 ТК РФ работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. В бесплатное пользование профсоюзу передаются необходимые для его деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением. Кроме этого, работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением (ст. 28 Закона № 10-ФЗ). Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, должен передать профсоюзу как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Если в организации два и более профсоюза, то это не означает, что помещение должно быть представлено для каждого.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Свердловский областной суд в своем апелляционном определении от 15.08.2014 № 33-10849/2014 указал, что обязанность работодателя по созданию условий для деятельности профсоюзных организаций не означает, что каждой из существующих на предприятии профсоюзных организаций должны быть предоставлены помещения. Работодатель обязан предоставить как минимум одно помещение, а выборные органы профсоюзных организаций сами определяют между собой порядок пользования этим помещением.

Другие улучшающие условия для профсоюза могут быть предусмотрены коллективным договором (ст. 377 ТК РФ). Если коллективного договора нет, то условия можно закрепить в соглашении между работодателем и профсоюзом.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Представитель профсоюза может обратиться к руководителю компании с требованием создать условия для работы. В этом случае компания обязана предоставить в бесплатное пользование профсоюза оборудование для проведения заседаний, хранения документации, помещения, транспортные средства и средства связи, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

Мнение профсоюза

Работодатель в случаях, предусмотренных законом, коллективным договором или соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ст. 372 ТК РФ). Это, в частности, проекты локальных нормативных актов, которые устанавливают:

  • порядок проведения аттестации (ст. 82 ТК РФ);
  • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
  • размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ);
  • порядок и условия предоставления работникам дополнительных отпусков (ст. 116 ТК РФ);
  • систему оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);
  • введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
  • порядок применения вахтового метода работы (ст. 297 ТК РФ);
  • размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у других работодателей
    (ст. 302 ТК РФ) и т. д.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Омский областной суд в своем апелляционном определении от 06.04.2016 № 33-2763/2016 удовлетворил требование о признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Обстоятельства: на основании приказа ответчика к истице было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей. Несмотря на то что истица является членом профсоюзной организации, ответчик не обращался в профсоюзную организацию за получением мотивированного мнения о возможности ее увольнения. В течение срока принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности истица подала заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, но ответчиком оно было проигнорировано.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Работодателю приходится учитывать мнение профкома в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также коллективным договором, соглашениями.

Учитывать мнение профсоюза необходимо, если работодатель собирается увольнять членов профсоюза из-за сокращения численности, несоответствия работника занимаемой должности или неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей (ст. 373 ТК РФ). Работодатель должен передать в профсоюз проект приказа и копии документов, которые стали основанием для увольнения. В семидневный срок профсоюз должен дать свое согласие или отказать в согласии. На эту тему есть и определение Конституционного суда. Так, высший суд уточнил, что ст. 374 ТК РФ устанавливает абсолютный запрет на увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов, без получения работодателем предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение.

Что касается профсоюзных лидеров – членов выборных коллегиальных органов первичной профсоюзной организации, то уволить их по сокращению штата или из-за несоответствия занимаемой должности можно только в случае, если получено согласие не только профсоюза, но и вышестоящей профсоюзной организации (ст. 374 ТК РФ).

Работодатель может уволить такого сотрудника без учета мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа, если такое мнение не представили в установленный срок либо если такое мнение признано судом необоснованным.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если работодатель не согласен с мнением профкома, то он обязан в течение трех рабочих дней после получения мотивированного мнения провести с ним дополнительные консультации.

Заключение коллективных договоров

Профсоюз имеет право участвовать в переговорах по поводу подготовки, заключения или изменения коллективного договора (ст. 36 ТК РФ). Представлять интересы работников в этом случае могут следующие профсоюзные организации:

  • объединяющие более половины работников организации;
  • объединяющие менее половины работников, если общее собрание работников поручило представлять их интересы;
  • единый представительный орган из нескольких профсоюзных организаций (ст. 37 ТК РФ).

Если профсоюз инициировал процедуру заключения коллективного договора, работодатель не вправе от нее уклониться. В ином случае организацию ждет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.28 КоАП РФ). Вступить в переговоры нужно в течение семи дней с момента получения предложения от профсоюза. Днем начала коллективных переговоров будет день, следующий за днем получения инициатором проведения переговоров ответа (ст. 36 ТК РФ). Если стороны не достигли согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров, они должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с составлением протокола разногласий (ст. 40 ТК РФ).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении коллективного договора влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Нарушение прав работников

Как правило, профсоюзы и создаются для того, чтобы не нарушались права работников. Согласно ст. 29 ТК РФ первичная профсоюзная организация представляет интересы работников при рассмотрении трудовых споров работников с работодателем. Профсоюзы имеют право от имени работников обратиться в суд.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Свердловский областной суд в своем апелляционном определении от 14.04.2016 № 33-6141/2016 частично удовлетворил требование Федерации профсоюзов Свердловской области, которая действовала в защиту прав и законных интересов члена профсоюза, о признании незаконным лишения работника компенсаций за вредные условия труда, обязании их восстановить, предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск, взыскании надбавки за вредные условия труда, оплаты сверхурочных работ, компенсации морального вреда. Профсоюзная организация ссылалась на непредоставление компенсаций, установленных решением суда, а также неправомерность отмены компенсаций после проведения специальной оценки условий труда.

КС РФ встал на защиту прав руководителей профсоюзов

В Конституционный Суд обратилась гражданка Михеева (фамилия изменена, прим.ред.), занимавшая в одном из заводов пост начальника бюро отдела технического контроля. В один из дней женщину уволили в связи с сокращением численности или штата работников организации. Но женщина также являлась председателем профсоюза, благодаря чему для принятия решения о её увольнении необходимо обратиться в вышестоящую профсоюзную организацию.

Профсоюз не согласился с увольнением, решив, что руководство использует процедуру сокращения штата только для лишения работников их рабочих мест и уничтожения первичной профсоюзной организации. В этот же день работодатель направил документы, подтверждающие обоснованность сокращения, но и в этот раз вышестоящий профсоюз не согласился. Тем не менее, приказ об увольнении был издан, работодатель направился в суд с иском о признании необоснованными решений вышестоящего профсоюза.

Позиции судов

Районный суд признал решения профсоюза необоснованными. Апелляционная инстанция не согласилась и приняла прямо противоположное решение. Бывший сотрудник завода также подала иск к компании. Однако районный суд отказал в удовлетворении исковых требований к заводу о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании з/п и компенсации морального вреда.

При этом суды указали, что действующее законодательство не содержит формального запрета на увольнение руководителя выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации, не освобожденного от основной работы, до момента вступления в законную силу решения суда, удовлетворяющего требование работодателя о признании необоснованным отказа вышестоящего выборного профсоюзного органа в согласии на увольнение такого работника.

Михеева попыталась передать кассационную жалобу в Верховный Суд, но и в этом ей было отказано. Тогда гражданка пришла к выводу о том, что ч.3 ст. 374 Трудового Кодекса РФ не соответствует Конституции, т.к. позволяет работодателю уволить руководителя выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации, не освобожденного от основной работы, до признания судом необоснованным решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с увольнением такого работника, а судам – признавать необоснованным это решение с момента его принятия.

Позиция КС РФ

Конституционный Суд напомнил, что работодатель имеет право принимать необходимые кадровые решения в ходе осуществления экономической деятельности. При этом законодатель не может устанавливать какие-либо ограничения, ведущие к искажению свободы предпринимательской деятельности.

Также указано, что увольнение руководителей профсоюзов, не освобожденных от основной работы, возможно лишь с согласия вышестоящего профсоюзного органа. Фактически устанавливается запрет на увольнение таких работников по указанному ранее основанию без согласования увольнения с вышестоящим профсоюзным органом.

Кроме того, Конституционный Суд в очередной раз указал на то, что работодатель, считающий необходимым проведение сокращения штата, обязан предоставить мотивировку того, что увольнение сотрудника не связано с осуществлением профсоюзной деятельности и обусловлено именно необходимостью увеличения эффективности экономической деятельности. При получении отказа работодатель имеет право пойти в суд. Такая процедура направлена на предотвращение необоснованного увольнения работников в связи с осуществляемой профсоюзной деятельностью.

Увольнение руководителя выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации, не освобожденного от основной работы, если вышестоящим выборным профсоюзным органом принято решение о несогласии с данным увольнением и работодатель обратился в суд с заявлением о признании такого решения необоснованным, допускается только после вступления в законную силу решения суда, удовлетворяющего соответствующее требование работодателя.

Так, оспариваемое положение признано соответствующим Конституции, но решения, принятые по делу Михеевой, должны быть направлены на новое рассмотрение.

В целях эффективной защиты трудовых прав работников, профсоюзным организациям необходим значительный объем самой разной информации, находящейся в распоряжении работодателя. Но зачастую ее получение становится большой проблемой. В этой статье мы расскажем об особенностях правового регулирования предоставления информации профсоюзным организациям.

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Наверняка каждый слышал известную фразу, приписываемую Н. Ротшильду: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. И хотя профсоюзы не ставят перед собой задачу овладения миром, получение от работодателей информации - необходимая часть работы профсоюзной организации, прежде всего первичной. Полные и достоверные сведения нужны профорганизации во многих случаях, прежде всего - при ведении коллективных переговоров. Ведь для того чтобы вносить обоснованные и реально выполнимые предложения по условиям колдоговора или соглашения, профсоюзная сторона должна четко представлять финансово-экономическое положение работодателя, владеть информацией по другим вопросам, связанным с деятельностью нанимателя. Кроме того, очень часто работодатели намеренно скрывают истинное положение дел, создавая иллюзию невозможности принять на себя те или иные социальные обязательства. Также информация необходима, чтобы контролировать соблюдение работодателем трудового законодательства, выполнение условий коллективного договора и соглашения. Добросовестное предоставление сведений в соответствии с законодательством способствует лучшему взаимопониманию между представителями работников и работодателем и, в конечном счете, повышает результативность усилий социальных партнеров, направленных на регулирование социально-трудовых отношений.

Право профсоюзов на получение информации и, соответственно, обязанность работодателей предоставлять ее профсоюзам закреплены в различных нормативно-правовых актах. Право на информацию относится к основополагающим правам профсоюзов, поскольку если не обеспечена его реализация, затрудняется использование других профсоюзных прав.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также обсуждать эту информацию с приглашением представителей всех перечисленных органов.

Согласно ч. 1 ст. 53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией. В ч. 2 указанной статьи приведен перечень этих вопросов:

- реорганизация или ликвидация организации;

- введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

- другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Последний из приведенных пунктов говорит о том, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с перечисленными актами.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обязанность работодателя предоставлять профсоюзам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров по заключению колдоговоров, соглашений, предусмотрена ч. 7 ст. 37 ТК РФ. Такая информация должна быть предоставлена работодателем не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса от профсоюзной организации.

В целях контроля за выполнением работодателем коллективного договора, соглашения профсоюзные организации, являющиеся одной из сторон указанных актов, вправе получать у работодателя сведения, необходимые для осуществления такого контроля (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). При этом информация должна быть предоставлена работодателем в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса от профорганизации.

В некоторых случаях законодательство прямо указывает на конкретные профсоюзные органы, которые вправе получать от работодателя информацию. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).

При разрешении коллективного трудового спора путем забастовки представительный орган работников, возглавляющий забастовку, согласно ч. 2 ст. 411 ТК РФ имеет право получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников. На практике в подавляющем большинстве случаев в качестве представительного органа, возглавляющего забастовку, выступает профсоюзный орган.

ТК РФ также устанавливает обязанность работодателей в некоторых случаях при совершении определенных действий предоставить информацию профсоюзной организации и без каких-либо запросов с ее стороны. Например, согласно ч. 1 ст. 82 ТК РФ работодатель обязан письменно сообщить выборному органу первички о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в связи с сокращением их численности или штата - не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (при возможном массовом увольнении - не позднее, чем за три месяца).

Для того чтобы право профсоюзов на информацию соблюдалось работодателями, за ее непредоставление необходимы соответствующие меры ответственности. Такие меры установлены КоАП РФ, но их эффективность недостаточна. Так, согласно ст. 5.29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в установленный законом срок сведений, необходимых для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 руб. до 3000 руб. Во многих случаях работодателю выгоднее заплатить такой штраф, чем предоставить профсоюзу сведения, анализ которых позволит выявить нарушения трудового законодательства и повлечет более суровую ответственность работодателя.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Отдельные виды информации в соответствии с законодательством носят конфиденциальный характер и имеют ограничения в доступе; некоторые из них охраняются как тайна.

Согласно Закону РФ от 21.07.1993 № 5485-I “О государственной тайне”, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, являются государственной тайной, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом президента РФ от 30.11.1995 № 1203.

Федеральный закон от 29.07.2004 № 98 “О коммерческой тайне” относит к информации, составляющей коммерческую тайну, сведения любого характера, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, в отношении которых обладателем сведений введен режим коммерческой тайны. Это могут быть производственные, технические, экономические, организационные сведения, сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной деятельности. Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет ответственность вплоть до уголовной.

Еще одной разновидностью конфиденциальной информации является служебная тайна. В соответствии с Перечнем сведений конфиденциального характера (утв. Указом президента РФ от 6.03.1997 № 188) под служебной тайной следует понимать служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Многие профактивисты наверняка сталкивались с ситуациями, когда под предлогом, что те или иные сведения относятся к конфиденциальной информации, работодатель отказывал организации в предоставлении этих сведений. Что в таких случаях надо знать представителям работников?

НЕ КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

Наиболее часто отказ работодателя предоставить профорганизации сведения, нужные для защиты работников, связан с режимом коммерческой тайны. Здесь необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 5 ФЗ “О коммерческой тайне”, не могут составлять коммерческую тайну следующие сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке и других факторах, угрожающих безопасности;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты и условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о вакансиях;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности этих НКО;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Таким образом, если сведения подпадают под один из этих пунктов, то отнесение их к коммерческой тайне - неправомерно.

Обязательным признаком конфиденциальности информации, согласно ст. 3 ФЗ “О коммерческой тайне”, является установление обладателем в отношении нее режима коммерческой тайны. В связи с этим работодатель обязан предпринять следующее (ч. 2 ст. 10 ФЗ “О коммерческой тайне”):

1) определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;

2) ограничить доступ и установить порядок обращения с данными, составляющими коммерческую тайну;

3) вести учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и (или) лиц, которым они были предоставлены или переданы;

4) регулировать отношения в части использования этой информации работниками - на основании трудовых договоров и контрагентами - на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанести на материальные носители или включить в состав реквизитов документов, содержащих конфиденциальные данные, гриф “Коммерческая тайна” с указанием ее обладателя.

Информация, в отношении которой перечисленные меры работодателем не приняты, не является коммерческой тайной.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты прав и законных интересов других лиц (ч. 6 ст. 10 ФЗ “О коммерческой тайне”). Поэтому даже в тех случаях, когда работодателем в отношении каких-либо сведений введен режим коммерческой тайны с соблюдением всех вышеперечисленных требований, это не может служить препятствием для предоставления таких сведений профсоюзной организации в целях ведения коллективных переговоров, заключения колдоговора, соглашения. В соответствии с ч. 8 ст. 37 ТК РФ участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. Таким образом, при получении от работодателя необходимых для ведения коллективных переговоров данных, отнесенных к коммерческой тайне, профсоюзные представители одновременно принимают на себя бремя ответственности за сохранность этой информации.

КАК БЫТЬ С ДАННЫМИ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ?

Еще один часто используемый работодателями предлог для отказа профорганизациям в предоставлении информации - это наличие в составе запрашиваемых сведений персональных данных работников.

Вопросы защиты персональных данных регулируются ФЗ-152 от 27.07.2006 “О персональных данных”. Кроме того, особенности защиты персональных данных работника в рамках трудовых отношений регулируются нормами ТК РФ.

Согласно ст. 3 ФЗ “О персональных данных”, персональные данные - это любые сведения, относящиеся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Статья 7 указанного закона устанавливает, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать их третьим лицам и не распространять без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работодатель обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, кроме случаев, когда это необходимо для предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (абз. 2 ст. 88 ТК РФ).

Эти положения законодательства зачастую используются работодателями для отказа профсоюзу в предоставлении информации, содержащей персональные данные. Но при этом работодатели упускают из вида другие нормы законодательства, имеющие немаловажное значение в данном вопросе.

Как следует из положений п. 7 ч. 1 ст. 6 ФЗ “О персональных данных”, допускается передача персональных данных, если это необходимо для осуществления прав и законных интересов третьих лиц при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Абзац 8 ст. 88 ТК РФ устанавливает требование к работодателю передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Профсоюзы в силу закона (ст. 29 ТК РФ) и их уставных документов являются представителями работников в социальном партнерстве. Право профсоюзов на получение от работодателей сведений, необходимых для выполнения тех или иных функций, предусмотрено многочисленными нормами законодательства (см. предыдущую часть статьи). Информация, запрашиваемая профсоюзами от работодателей и подпадающая под определение персональных данных, всегда касается вопросов трудовых отношений: это сведения о заработной плате, времени труда и отдыха, предоставлении работникам установленных гарантий и компенсаций и т.п. Без этих данных профсоюзы не могут контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства, выполнение условий колдоговоров и соглашений. Поэтому отказ работодателей предоставить эту информацию профсоюзам нельзя признать правомерным - его необходимо своевременно обжаловать (см. № 15 , 2013).

Следует признать, что законодательство, регулирующее вопросы предоставления работодателями информации (в том числе персональных данных работников) профсоюзам, нуждается в совершенствовании. В качестве мер по улучшению можно предложить следующее:

- сокращение сроков предоставления сведений в соответствии со ст. 51 ТК РФ;

- ужесточение ответственности работодателя за непредоставление данных по запросу профорганизации;

- включение в ФЗ “О персональных данных” норм, регулирующих вопросы предоставления персональных данных работников по запросу профсоюзной организации;

- устранение на законодательном уровне противоречий, связанных с предоставлением по запросу профсоюзов информации, отнесенной работодателем к коммерческой тайне.

Вопросы предоставления сведений профорганизации могут быть урегулированы в рамках коллективного договора или соглашения. Стороны могут установить в данных актах порядок, пределы и другие условия предоставления сведений, а также урегулировать “скользкие” вопросы, связанные с коммерческой тайной, персональными данными и т.п. При этом для определения состава предоставляемой профсоюзу информации можно использовать положения Рекомендации МОТ № 129 от 1967 года о связях между администрацией и работниками на предприятии.

В Рекомендации указано, что предоставляемые администрацией данные должны по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия. В частности, администрация должна предоставлять следующие сведения:

- общие условия занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;

- возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;

- общие условия труда;

- социально-бытовое обслуживание персонала (медобслуживание, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений, банковское обслуживание и т.д.);

- системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;

- общее положение предприятия и перспективы или планы его развития;

- разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;

- методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями, с другой.

Пунктом 1.11. Отраслевого Соглашения по государственным бюджетным, государственным автономным учреждениям здравоохранения и государственным профессиональным образовательным организациям среднего образования, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Оренбургской области на 2016 – 2019 годы предусмотрено предоставление Сторонами друг другу полной и своевременной информации по организационно-правовым, социально-трудовым вопросам и социально-экономическому положению организаций. Пунктом 10.2 Отраслевого Соглашения по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2016 г.г., установлена обязанность работодателей по представлению бесплатной информации о деятельности учреждения, необходимой для реализации уставных целей и задач Профсоюза по экономическим и социально-трудовым вопросам в рамках обеспечения гарантий прав Профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций.

Читайте также: