Что делает ответственный редактор
Обновлено: 17.05.2024
Реда́ктор — тот, кто занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание) издания (книги, журнала, газеты и т. п.).
Редактор занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации или книжного издательства. В числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением. Кроме того, задача редактора заключается в популяризации той компании, в которой он работает. Именно поэтому вся информация должна быть актуальной, точной, грамотно поданной и изложенной в полной мере.
Существуют различные разновидности этой профессии по роду деятельности:
- Литературный редактор
- Художественный редактор
- Редактор фильма
- составление плана работ на определенные сроки (день, неделя, месяц, год);
- проведение совещаний по планированию и распределению обязанностей работы по подготовленному и утвержденному плану;
- контроль за работой подчиненных;
- просмотр текстов, телевизионных и радиороликов;
- внесение необходимых правок, пожеланий по доработке;
- подписывание готовых образцов и макетов в печать или в эфир;
- решение общих организационных вопросов.
Места работы: редакции газет и журналов; книжные издательства; телеканалы; радиостанции; интернет-сайты; рекламные агентства.
Профессиональные навыки: знание особенностей жанровой стилистики; знание тематики редактируемой области; владение техникой редакторской и корректорской правки; широкий кругозор, любознательность; при необходимости знание иностранного языка; при необходимости знание терминологии; профессиональное чутье: редактор может не знать конкретной темы, но точно знать, что следует проверить.
Содержание
Редактор книжного издательства
В широком смысле издательский редактор – это активная творческая личность, организатор редакционно-издательского процесса, призванный обеспечить высокий научный, литературный, художественный уровень выпускаемых изданий.
Цель деятельности редактора книжного издательства заключается в создании, выпуске и распространении такой книги, которая соответствует читательским потребностям. Реализация этой цели обусловлена логикой редакционно-издательского процесса, содержанием самостоятельных его этапов.
Основные задачи редактора книжного издательства:
- проектирование (моделирование) будущей книги, разработка концепции издания;
- всесторонний анализ и оценка представленной автором (авторским коллективом) рукописи, выявление путей ее доработки, подготовка соответствующих рекомендаций;
- работа над аппаратом издания, определение его структуры и содержания отдельных элементов (выходные сведения, оглавление(содержание), вступительная статья (послесловие), комментарии и примечания, вспомогательные указатели, библиографические списки и ссылки);
- непосредственная доработка рукописи в тесном взаимодействии с автором (авторским коллективом);
- координация работы всех участников редакционно-издательского процесса (рецензентов, художественного и технического редакторов, художника, верстальщика, корректора и др.);
- участие в подготовке рекламных материалов для продвижения издания на книжном рынке, в исследовании спроса на издание после его выхода в свет.
Бильд-редактор
Бильд-редактор — специалист по иллюстрациям — работает в крупных издательствах (СМИ), он обеспечивает фотоматериалы в номер, редактирует и размещает фотографии, систематизирует и хранит архив и т. д. Находит и подбирает иллюстративный материал к определенным текстам. Чаще всего, бильд-редактор подчиняется непосредственно главному редактору, возможно также нахождение под руководством заведующего редакционно-издательским отделом или иного должностного лица. В основные должностные обязанности входит:
Главный редактор
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
См. также
Литература
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 524 с.
Рябинина Н.З. Настольная книга редактора и корректора деловой литературы. – М.: МЦФЭР, 2004. – 320 с.
Ссылки
-
статью.
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Добавить иллюстрации.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Редактор" в других словарях:
РЕДАКТОР — РЕДАКТОР, редактора, мн. ы и (прост.) а, муж. 1. Лицо, руководящее изданием и устанавливающее его содержание. Ответственный редактор. Политический редактор. Главный редактор. Редактор издатель. Редактор газеты. 2. Лицо, обрабатывающее и… … Толковый словарь Ушакова
редактор — а, м. redacteur, > нем. Redaktor. 1. Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание. Технический редактор. Художественный редактор. БАС 1. Называть себя в печатных выступлениях мы имеют право только президенты, редакторы… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕДАКТОР — (фр. от лат. redactus, происш. от redigere). Распорядитель, руководитель литературной части издания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕДАКТОР лицо, заведующее изданием газеты, журнала, к. н.… … Словарь иностранных слов русского языка
редактор — вычитчик Словарь русских синонимов. редактор сущ., кол во синонимов: 15 • аудиоредактор (1) • … Словарь синонимов
РЕДАКТОР — муж. рша жен., франц. распорядитель изданья, книги или газеты, журнала; заведующий изложеньем бумаг, докладов, отчетов. Издатель книги, хозяин, на чьи деньги она издается; редактор, распорядчик, заведующий более письменной частью. ров, что лично… … Толковый словарь Даля
Редактор — 1. Лит. работник, профессионально занимающийся редактированием. Любопытно, что в англ. изд. терминологии различают редакторов по их специализации (свидетельство дальнейшего разделения труда) на такие категории: а) готовящие рукопись к печати… … Издательский словарь-справочник
РЕДАКТОР — РЕДАКТОР, а, мн. ы, овразг.) а, ов, муж. Человек, к рый редактирует что н.; специалист по редактированию. Р. журнала. Ответственный р. Технический р. | жен. редакторша, и (разг.). | прил. редакторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
редактор — редактор, мн. редакторы, род. редакторов и допустимо редактора, редакторов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
редактор — До начала Игр редакторы Олимпийской службы новостей обеспечивают своевременное размещение достоверной информации в системе INFO и организуют сбор биографических сведений о спортсменах. Во время Игр редакторы координируют работу редколлегии в ГПЦ… … Справочник технического переводчика
Способы заработка
Редактор – человек, который работает с текстами для печатных или электронных изданий, формирует контент-политику и редакционную политику издания, определяет темы материалов.
Привет, я редактор!
“Работает с текстами” – какое широкое определение! Тексты можно вычитывать, писать (этим занимается пишущий редактор), давать в работу авторам, контролировать сроки выполнения работ. Все это делает редактор независимо от своей специализации. Расскажу подробнее.
Какими бывают редакторы
Раньше, до эпохи интернета, редакторы работали в основном в СМИ и книжных издательствах. Сейчас, когда каждый уважающий себя сайт имеет блог или хотя бы раздел новостей, появилась новая специализация – коммерческий редактор.
Редактор в СМИ
Неважно – в электронном или печатном издании. Человек на этой должности придумывает и распределяет между журналистами темы для статей, ищет героев публикаций и экспертов, которые дают комментарии. Делает он это совместно с главным редактором и (или) с авторами СМИ.
Например, в еженедельной газете по понедельникам проводится планерка, где составляется план на ближайшую неделю. Если в течение недели появляются новые темы – редактор или одобряет их и дает в работу журналистам или же отклоняет.
Но это еще не все. Редколлегия придумывает новые рубрики, механизмы продвижения СМИ (совместно с маркетинговым отделом), осуществляет отстройку от конкурентов, участвует в управлении бизнес-процессами издания.
Если в СМИ несколько ведущих рубрик, к каждой из них прикрепляется редактор.
Список требований к редактору рубрики
Затем, когда статья написана, редактор проверяет ее на соответствие теме, раскрытие темы. Ошибки не проверяет – за это отвечает корректор. Если, по мнению редактора, статья не соответствует заданным критериям (автор не справился), статья отправляется на доработку.
Если в штате СМИ немного журналистов, редактор может совмещать свою работу и написание статей. В этом случае он зовется пишущим редактором. Но, как правило, в крупных СМИ на это просто не хватает времени.
Если редактор приглашается в только что созданное СМИ, в его должностные обязанности входит составление контент-стратегии издания, создание рубрик и контент-плана – списка тем на ближайший месяц.
Если речь идет об электронном СМИ, редактор следит также за техническими параметрами. Например, выполнена ли перелинковка – проставлены ли в статье ссылки на другие страницы сайта, есть ли метатеги, в том числе и подписи под фотографиями, выполнено ли форматирование текста. В отдельных случаях редактор отвечает и за коммуникации – отвечает на комментарии читателей на сайте.
Редактор в издательстве
Как правило, редакторы занимаются вычиткой произведений авторов и находятся в тесном взаимодействии с ними и другими специалистами издательства. Есть несколько специализаций:
Коммерческий редактор
С возникновением эры контент-маркетинга многие компании поняли, что продвигать и продавать свой продукт можно не обязательно в лоб. Сначала нужно “приручить” потенциального клиента, убедить его в своем профессионализме, накормить его полезной информацией, а потом уж на этой волне продавать.
Вот почему, как грибы после дождя, растут корпоративные блоги абсолютно на любую тематику. Свои блоги есть у магазинов одежды, и у производителей медицинского оборудования, и у операторов мобильной связи.
Задача коммерческого редактора – создать полезный блог, который полностью закроет все вопросы целевой аудитории. Для этого нужно в первую очередь составить контент-стратегию: проанализировать продукт компании-заказчика, основные сегменты ЦА, главных конкурентов и их контент. На основе этого анализа подумать, какие темы статей будут интересны для ЦА, как можно с помощью контента отстроиться от конкурентов.
Важный момент: каждая тема в коммерческом блоге должна соответствовать определенной цели. Просто так ничего не пишется: редактор должен постоянно задавать себе вопрос: для чего нужна эта статья, для какой ЦА она написана, чего я хочу добиться в итоге.
А дальше – все как обычно. Редактор составляет контент-план публикаций, придумывает темы и распределяет их между авторами. Затем вычитывает эти статьи и при необходимости отправляет на доработку.
Если блог серьезный, статьи пишутся с привлечением экспертов: это могут быть партнеры компании или просто знающие люди с хорошей репутацией. Задача редакторов – найти этих экспертов и договориться на публикацию.
Если редактор создает блог с нуля – он подбирает авторов сам. Часто в начале работы коммерческий редактор сам пишет статьи, а когда блог расширяется – начинает привлекать авторов со стороны.
В дальнейшем, если корпоративный блог становится на постоянные рельсы, составляется редакционная политика блога, которой обязаны придерживаться все постоянные и новые авторы.
Кроме написания и редактирования статей, коммерческий редактор отвечает и за другие виды и форматы контента. Например, составляет план электронных рассылок, договаривается с внешними площадками о размещении статей, ищет партнеров для кросс-маркетинга – совместного пиара.
Требования к редактору блога
Главный редактор
Это царь и бог издания, который отвечает за все процессы СМИ, издательства, блога. Он координирует работу сотрудников, раздает ценные указания, следит за показателями эффективности, представляет издание на профильных площадках, участвует в мероприятиях и так далее.
Стандартный перечень требований к должности главного редактора
Профессиональные качества редактора
- Умение работать в команде. Один в поле не воин – редактора всегда окружают соратники. С одной стороны это авторы, дизайнеры, фотографы, контент-менеджеры – все те, кому редактор ставит задачи. С другой это непосредственные заказчики, перед которыми надо отчитываться за проделанную работу. Хороший редактор учитывает интересы обеих сторон. Ну и свои, конечно же.
- Внимательность и дотошность. Не упустить фактического несоответствия в текстах, по два часа подбирать картинки к статье, исправлять ошибки новичка-журналиста – все это часть работы редактора. И это я уже не говорю о составлении стратегии издания, где требуется точный анализ.
- Знание трендов отрасли. Если редактор работает в СМИ – он просто обязан разбираться в политической и экономической ситуациях, социальных настроениях граждан. Если ведет корпоративный блог – будь добр вникнуть в то, о чем ты пишешь, иначе конкуренты поднимут компанию на смех.
- Знание основ маркетинга. Это обязательное требование для коммерческого редактора, ведь главная цель корпоративного блога или СМИ – привлечение прибыли.
- Широкий кругозор. Редактор не обязан демонстрировать знания исключительно по теме. Напротив, обширные познания говорят о том, что человек может генерировать креативные идеи, видеть новое в привычном.
- Знание иностранного языка. Часто требуется для работы с зарубежными источниками. Перевести материал из иностранного блога, списаться с экспертом из Лондона, обсудить проект с иностранными коллегами – все это приходится делать в серьезном издании.
- Абсолютная грамотность и чувство языка. Здесь нюанс: мало просто не допускать ошибок, надо уметь писать в разных стилях, уметь объяснять даже сложные термины простым языком и подстраиваться под ЦА.
- Умение работать в условиях многозадачности. В крупных СМИ, блогах, издательствах обычный редактор – просто винтик в колесе, который выполняет свою работу и не парится. Если же издание новое или сотрудников не хватает, редактор отвечает буквально за все: сам пишет статьи, подгоняет других авторов, ругается с отделом маркетинга и так далее.
- Профессиональное чутье. Хороший редактор чувствует, какая тема зайдет, а какая оставит читателя равнодушным. Понимает, с каким человеком получится интервью, а кто пошлет его куда подальше. Такое чутье вырабатывается годами и в принципе трудно объяснимо. Развить его поможет только опыт, сын ошибок трудных.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы профессии:
- востребованность. Сейчас, с развитием контент-маркетинга, профессия редактор значительно поднялась на рынке должностей. Даже на удаленке можно найти отличные вакансии;
- карьерные перспективы. Хороший редактор может вырасти до главреда, а тот, если хорошо проявит себя, войти в топ-менеджмент издания;
- возможность саморазвития. Редактор постоянно имеет дело с большим количеством информации. Велик шанс находить интересное и полезное для себя и развиваться в профессии;
- работа с интересными людьми. В профессиональном сообществе редакторов практически не бывает косных и скучных людей – с каждым есть о чем поговорить!
Минусы профессии:
- большая ответственность. Как уже говорилось, редактор отвечает за наполнение издания, его продвижение на рынке и получение заказчиком прибыли. Если журнал или блог будут неинтересными – издание потеряет читателей, и это негативно скажется на репутации компании;
- высокая конкуренция. Да, профессия редактора востребована, и многие вкусные вакансии быстро разбираются среди своих да наших.
- обязательно наличие опыта. Об этом подробно расскажу в следующем разделе.
Как стать редактором
С нуля редактором стать нельзя: если вы хотите зарабатывать в интернете этим способом, придется начинать с азов.
- Попробуйте себя в роли копирайтера. Начните с биржи или ищите заказчиков самостоятельно. Пишите тексты, набирайтесь опыта, составляйте портфолио. Если затянет – можете устроиться копирайтером в диджитал-студию, агентство или на постоянку в коммерческую компанию.
- Пройдите курсы редакторов. В последние годы в интернете появилось множество курсов по этой профессии. В первую очередь это “Курс Главреда” редактора всея Руси Максима Ильяхова (это тот, кто придумал инфостиль и редактирует “Тинькофф-Журнал”). Затем “Школа редакторов Бюро Горбунова”. Еще курс “Коммерческий редактор” от “Нетологии”. Все эти курсы обещают мощную практическую прокачку, дальнейшее трудоустройство и понимание сути профессии.
Эти курсы заточены в первую очередь на коммерческих редакторов. Если вас тянет к классике – присмотритесь к курсам от Литературного института. Или вот еще курсы для редакторов СМИ.
- Пробуйте себя в роли редактора в небольшом издании. Учтите, что в сфере текстов придется поработать минимум несколько лет, чтобы претендовать на хорошие должности.
- Вырывайтесь на большой рынок. К этому времени у вас должны быть бережно собранные контакты по сарафанке, какой-никакой вес в профессиональном сообществе и солидное портфолио.
Где искать работу редактором
Сколько зарабатывает редактор
Зарплата в среднем составляет 50 тысяч рублей
Главных редакторов требуется меньше – найдено 34 вакансии.
Заработная плата уже существенно выше
Теперь смотрим по специализациям. Возьмем выпускающего редактора.
Разброс приличный…
Далее – редактор сайта.
“До 70” – может быть и 30, и 40…
И на закуску – бильд-редактор.
Весьма радует!
Заключение
Итак, подводим итоги, что вам нужно знать о профессии редактора:
- Работа сложная, требует профессиональных знаний.
- С нуля войти в профессию не получится: нужен опыт работы.
- Необходимо определиться, ЧТО вы хотите редактировать: статьи для СМИ, для блогов, книги.
- Платят редакторам прилично.
- Работы много, но надо знать рыбные места.
Готовы потратить несколько лет на обучение, наработку опыта и налаживание связей? Тогда вперед – к увлекательной и интересной профессии!
Редакторы занимаются выпуском в свет печатных изданий (книг, газет, журналов и т.п.), то есть их публикованием. Опубликование в целом состоит из подготовки издания к выпуску (его составлении, запросе и получении текстов от авторов и т.п.), редактировании текстов, их вёрстке, оформлении; организации печатания, а также распространении, или продаже.
Редактирование – это подготовка произведения к опубликованию (исправление и шлифовка содержания, языка и стиля рукописи) и организация опубликования. Редак-тирование подразделяется на литературное и техническое. Литературное редакти-рование – это редактирование композиции, стиля и языка произведения; техническое редактирование – это техническое оформление печати печатного издания, т.е. выбор формата и шрифтов, размещение текста и иллюстраций и т.д.
Редакторы являются столпом издательской деятельности. Их работа – подготовка печатных изданий, организация их опубликования и опубликование. Они просматри-вают, переписывают и редактируют авторские и переводные тексты. Время от времени им приходится также и самим писать оригинальные тексты – например, колонки редактора, рекламные тексты и передовицы для газет или журналов. Содержание работы редактора и объем ее ответственности очень различен в зависимости от того, в учреждении какого типа он работает и каково его положение (должность) в этом учреждении. Обязанностью редакторов может быть планирование содержания книг, журналов или газет. Они решают, какой материал может понравиться читателям, читают и редактируют рукописи книг, статей и переводов, делают предложения по улучшению работы и дают рекомендации по поиску заголовков. Редакторы могут также исполнять роль надзирающего за издательской деятельностью. При опубликова-нии книг первейшая задача редактора – просмотреть предложения по опубликованию книг и решить, купить ли у автора издательские права на его произведение или нет.
В редакциях больших газет и журналов, а также в книжных издательствах обычно работает несколько редакторов, имеющие разные обязанности и разную ответст-венность.
Главные редактор определяет лицо издания и его содержание и следит за ними. Главный редактор является общим руководителем издания, определяющим идеологию и целевую группу газеты или журнала и отвечающим за содержание издания. Его задачей является координирование и обеспечение работы подчиненных структурных единиц, чтобы газета/журнал всегда доходили до читателя. Главный редактор принимает на работу всех работников редакции. Главный редактор является также звеном между редакцией и владельцами издания.
В работе главного редактора есть как творческая, так и административная сторона. Совместно с владельцами издательства он вырабатывает общую направленность журнала или газеты и проводить эту стратегию в жизнь. Главный редактор регулярно проводит редакционные собрания, где утверждается рабочий план, решается, кто о чем будет писать, и обсуждается, какие темы и области жизни можно было бы отразить в настоящий момент и в будущем. На собраниях члены редакции стараются найти свежие идеи и новые направления деятельности, чтобы привлечь еще больше читателей. Главный редактор отвечает за направление журнала по его содержанию. Он прочитывает все статьи, идущие в издание, и дает указания, какие внести изменения и исправления. Он прочитывает также готовый номер и дает его оценку. Чтобы выдеживать конкуренцию, редактор должен знакомиться с содержанием других изданий подобного рода и находить возможность для того, чтобы улучшать свое издание. Наряду с этим задачей главного редактора является координирование работы журналистов и редакторов. Он следит за тем, чтобы у журналистов было достаточно работы, и делит между ними текущие задания или делится информацией о событиях, представляющих интерес. Часть работы главного редактора проходит также вне рабочих помещений редакции. Для завязывания контактов и нахождения интересных тем он старается принимать активное участие в общественной и светской жизни, встречаться с другими деятелями журналистики и обменивается инфор-мацией. Этому способствует также то обстоятельство, что в редакцию каждую неделю приходит множество приглашений на презентации, банкеты и приемы. По возможности главный редактор принимает в этих мероприятиях участие сам или делегирует для участия другого журналиста. Главному редактору приходится довольно нелегко, особенно тогда, когда издание не приносит прибыли. Тогда начинаются сокращения, и это может кончиться заменой самого главного редактора. Задача главного редактора книжного издательства – искать, какие книги издавать, чтобы они продавались.
Обязанность редактора газеты/журнала (так наз. редактор полос) – заказывать материалы и редактировать их. Иногда редактору приходится самому тоже писать материалы, однако в большинстве случаев это все-таки не его задача. Его обязанность – совместить материал по содержанию и форме. Часто редактор полос является тем, кто должен сделать выбор из накопившихся дополнительных материалов и оценить его значимость для читателя. При необходимости он должен разъяснить репортеру, какие недостатки имеются в материале. Когда материал собран, его посылают на просмотр литературному редактору. Затем весь материал идет к техническому редактору на верстку. Сверстанную рукопись редактор должен просмотреть снова.
Teхнический редактор проверяет макет страниц и смотрит, как подходят к нему запланированные материалы. Он следит также за готовностью информационной графики и помогает решить возникающие при верстке проблемы. В подчинении редактора полос работают верстальщики и компьютерные графики.
Поскольку хороший внешний вид периодических изданий становится все важнее, в некоторых газетах есть должность фоторедактора, который помогает находить требующиеся фотографии и отвечает за качество фотографий, идущих в газету.
В маленькой редакции дневной газеты или газеты-еженедельника один редактор может выполнять очень разные обязанности либо делить ответственность лишь с несколькими другими работниками. Ответственные редакторы обычно нанимают пишущих журналистов, репортеров и других работников. Они могут заниматься также планированием бюджета и вести переговоры и составлять договоры с пишу-щими журналистами свободной профессии.
Обязанность редактора печатных изданий – обеспечивать корректность выходящих из печати изданий по языку и форме. Редактор обычно работает в издательстве или переводческом бюро, где он получает от авторов и переводчиков текст, который нужно отредактировать. Редактор исправляет встречающиеся в тексте языковые и стилистические ошибки и посылает работу на корректуру. Позже он проверяет, учтены ли в корректуре сделанные замечания и дополнения. Если речь идет о пере-водном тексте, то редактор проверяет его соответствие оригинальному тексту. В ходе редактирования по содержанию редактор проверяет, чтобы смысл исходного текста был передан в переводном тексте верно и ничего не было упущено, чтобы предложения были построены логично, а применение терминов – единым. При специальном редактировании проверяется правильность терминов в переводном тексте и их уместность с точки зрения использования. Таким образом, редактор выявляет встречающиеся в авторском тексте или в переводе разночтения и ошибки и обращает внимание автора или переводчика на ошибки в правописании, переводе и оформлении для их исправления. При необходимости редактор проверяет в справочниках правиль-ное написание имен упомянутых лиц, фактические данные и исторические события.
У редактора печатного издания содержание того, что он редактирует, лежит перед глазами – редактору газеты приходится самому больше заниматься созданием содер-жания издания. Редактирование книг позволяет больше сидеть и трудиться в уеди-нении – работа в газете или журнале такой возможности не дает.
Koрректор – это работник в издательстве или типографии, который делает корректуру – то есть проверяет языковую правильность и понятность текста и исправляет встречающиеся в тексте орфографические ошибки и опечатки.
Между работой корректора и литературного редактора нельзя провести очень четкую границу, их отличает друг от друга прежде всего степень основательности и глубины работы над текстом. Литературный редактор работает над текстом более глубоко: он унифицирует употребление языка в тексте, делает исправления на уровне предложения и стиля, исправляет порядок слов, выбор слов и логические ошибки. Корректор тоже часто делает некоторые замены слов и стилистические исправления, которые в дейст-вительности уже относятся к редактированию. В большинстве случаев от литера-турного работника (будь он корректором или литературным редактором), работа-ющего в издательстве, ожидается литературное редактирование, а не корректура.
УСЛОВИЯ ТРУДА
трудовая среда - средства/материалы – рабочее время
Хотя рабочие часы редакторов и установлены официально, но характер работы часто требует делать сверхурочную работу и посвящать себя выполнению служебных обязанностей в выходные дни. Работа довольно напряженная в умственном плане, так как при редактировании периодических изданий времени не хватает всегда. Постоян-ное колебание весов: успеем – не успеем – порою вызывает стресс и напряженную рабочую обстановку. Работу делает привлекательной возможность внедрять новые идеи и находить на столе множество писем от благодарных читателей.
В редакции дневной газеты в день обычно проводится два собрания – летучки – утром и вечером, в которых участвуют заведущие всех редакций. В редакции новостей и в спортивной редакции часто приходится быть на месте до последней минуты (часов до 11-ти), когда газета идет в типографию – вдруг будет какая-нибудь сенсация или только-только кончится какая-нибудь игра, которую нужно отразить в выходящей газете. Срок подачи готового материала в, так сказать, более “мягких” редакциях (экономика, культура, развлечения) – между 7–8 часами. Работа самого подвижного характера – у работников спортивной редакции.
Рабочее время редактора печатного издания устанавливает он сам, важно лишь соблюдать договорные сроки. Редактор может делать свою работу и дома, но все же нужно, чтобы время от времени он был доступен для издателей и авторов работ, так можно взаимно обмениваться информацией и совещаться. Редактор должен часто штудировать словари и справочники, а также литературу, касающуюся области, находящейся в работе. Для этого он должен посещать библиотеки и пользоваться базами данных.
Рабочий день литературного редактора и корректора менее регулярен (прежде всего в редакции журнала). Часто он может слишком затянуться, и нужно быть готовым работать также и в ночное время.
Бóльшая часть рабочего времени редактора и корректора проходит в сидячем положении, что может усугубить расширение вен и боли в коленях. Постоянно падающая на глаза нагрузка может ухудшить и без того проблемное зрение и вызвать ощущение жжения и рези в глазах и синдром “сухого глаза”.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ
Предпосылкой для работы в издательской сфере является интерес к литературе и большая начитанность.
Желательно, чтобы главный редактор имел высшее образование (напр., по средствам массовой информации, экономике), требуется глубокое знание журналистики (прежде всего главному редактору журнала и газеты) и непременно – широкий кругозор. Контакты с разными людьми и широкий круг знакомств очень важны для главного редактора. В главном редакторе должны быть объединены творческий потенциал и хозяйственное мышление. Он не может позволить себе витать в облаках, но должен твердо стоять на земле обеими ногами. Умение руководить идут рука об руку с умением общаться и способностью убеждать людей действовать в желаемом направлении. Главный редактор должен быть требователен как к себе, так и к своим подчиненным. Главный редактор журнала и газеты должен сам тоже хорошо владеть пером, чтó предполагает умение хорошо выражать свои мысли и способность к анализу. Он должен уметь добывать информацию и проявлять находчивость в рассмотрении тем под новым углом зрения.
Редактор должен уметь анализировать как текст в литературном отношении, так и вообще информацию. Он должен быть в курсе изменений правил употребления языка и правил орфографии и обладать обширными знаниями по истории и лите-ратуре. Много пользы приносит также интерес и любовь к чтению, так как большая начитанность помогает развивать чувство языка и стиля, чтó в работе редактора является качеством первостепенной важности. Благодаря чтению растет также и круго-зор редактора. При редактировании переводных произведений он должен знать язык перевода на хорошем уровне ¬– как устный, так и письменный. Редактору пригодится также умение общаться – оно позволяет ему лучше разъяснить всякие моменты авторам работ, переводчикам и другим причастным лицам. Обширные контакты дают ему также возможность “держать руку на пульсе” и быть в курсе актуальных событий.
Важными качествами являются чувство такта, умение руководить и ободрять. Книга, журнал, газета и другие печатные издания рождаются в сотрудничестве с многими людьми, и редактору принадлежит в этом процессе координирующая роль. Столь же важно для редактора умение пользоваться справочными изданиями и библиотечными фондами, тогда он может без труда и не тратя особо много времени найти требующуюся информацию.
Из личностных качеств важными являются терпеливость, чувство долга, наблюда-тельность и внимательность по отношению к деталям и гибкость, а также открытость и способность анализировать. В работе редактора как книги, так и газеты или журнала на любом уровне требуется инициативность, чтобы предлагать новые темы и подходящую для опубликования литературу. Работа литературного редактора и корректора требует точности и способности замечать опечатки.
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
В издательской сфере работают люди с очень разным образованием и подготовкой. Редактору издания журналистского толка в его работе пойдет на пользу обучение в области журналистики, а литературному редактору в его работе – филологическое образование (эстонская или зарубежная филология). Редакторами специальных печатных изданий часто работают именно специалисты соответствующей специаль-ности (например, в медицинском издательстве – человек с медицинским образованием, напр., – врача, редактором технической литературы – специалист с подготовкой инженера и т.д.).
Ниже описывается примерная структура крупного издательства; в средних и мелких фирмах речь идет не об отделе, а об одном сотруднике, который ответственен за то или иное направление. Но общие принципы все равно сохраняются.
Издатель — осуществляет общее руководство издательством.
Главный редактор — сотрудник, возглавляющий редакцию и определяющий редакционную политику издательства. Он не занимается каждым проектом в отдельности (исключение — звезды). Его задача — разработка концепций серий (направлений) и координация работы ведущих редакторов.
Ведущий редактор — это менеджер книжного проекта. Его функции: найти автора, убедить издателя вложиться в книгу и обеспечить ее публикацию. Так что редактор — это весьма условное название. Ведущему редактору приходится заниматься литературной правкой:
• когда надо подчистить безграмотную рукопись звезды или заказчика, решившего опубликовать книгу за свой счет;
• когда серию срочно нужно чем-то наполнять, а приличных рукописей нет;
• когда редактор верит, что сюжет книги — отличный, а вот литературного мастерства автору не хватает.
Каждый ведущий редактор специализируется на определенном жанре: например, на любовных романах, кулинарных книгах или словарях. У него есть постоянные авторы, но их состав обновляется: кто-то бросает писать, кто-то уходит в другое издательство, кто-то переключается на другой жанр. Чтобы найти нового автора, ведущий редактор
• просматривает самотек (рукописи приходящие в адрес издательства),
• размещает объявление в Сети.
Последние два варианта обычно применяются для формирования серий нон-фикшн.
Отдел продаж занимается продажей книг закупщикам (оптовым книготорговым фирмам, библиотечным коллекторам, крупным магазинам и т.п.). В больших издательствах могут существовать территориальные подразделения: например, по Украине, Казахстану, Сибири и т.п. Также есть отделы, которые занимаются продажами определенного типа: например, через интернет или книга – почтой.
Отдел по работе с иностранными правами — сотрудники этого отдела отслеживают зарубежные бестселлеры и закупают права на перевод на русский язык.
Производственный отдел — это люди, которые, собственно, делают книги. Они оценивают, во сколько обойдется печать — в зависимости от формата, качества бумаги, вида обложки и т.п., верстают макет и работают с типографиями.
Главный художник — сотрудник, который несет ответственность за внешнее оформление книг. В некоторых издательствах есть штатные иллюстраторы, в некоторых под оформление каждой серии нанимается внештатник.
Маркетинговый отдел — это люди, которые отслеживают состояние дел на книжном рынке вообще и ход продаж в своем издательстве в частности. Они выясняют, что хорошо продается, а что плохо, какие направления перспективны, а какие нет. Директор по маркетингу определяет размер рекламного бюджета. Сотрудники отдела также занимаются всеми промоушен-материалами и мероприятиями — от каталогов до семинаров для книгопродавцов. Основная задача маркетингового отдела — увеличение продаж.
Отдел PR — это люди, которые занимаются пиаром книг и самого издательства. Они работают с прессой и интернет-аудиторией, организуют встречи с читателями, выступления автора на ТВ и пр. Нередко им в помощь нанимаются внештатники.
Литературный редактор — это человек, который занимается правкой текстов. Профессиональные литературные редакторы, как правило, работают с рукописями звезд, политиков и прочих авторов, которых надо опубликовать. Обычно это фрилансеры.СоветЗнакомьтесь с сотрудниками издательства. Буквально настаивайте (насколько позволяет вежливость), чтобы вас свели с верстальщиками, художниками, начальниками отделов региональной торговли и т.п. Если у вас сложатся хорошие отношения, то продвигать проект будет намного проще.
Читайте также: