Что делает государство для занятости населения

Обновлено: 04.07.2024

В феврале 2020 г. на учете в службах занятости стояло около 730 000 человек, а в конце августа уже 3,6 млн человек. Но приходят люди в основном не за помощью в трудоустройстве, а за пособиями, тем более что суммы выплат в пандемию заметно выросли.

В начале августа портал поиска работы HeadHunter спросил у 4482 соискателей, имеющих работу или безработных сейчас, становились ли они когда-либо на учет в государственной службе занятости и получали ли пособие по безработице. В момент опроса работали 1330 респондентов, а 3152 не имели работы. Шире всего в выборке были представлены кандидаты без опыта работы, специалисты по продажам, административный персонал, специалисты из отраслей IT, интернет- и телекоммуникаций, а также бухгалтеры и финансисты.

Среди не работающих в момент опроса соискателей 57% потеряли работу в этом году. В 2020 г. на учет встали 37% безработных респондентов.

80% вставших на учет в 2020 г. оформили пособие по безработице. И лишь 6% соискателей, обратившихся в службу занятости, по данным HeadHunter, нашли таким образом работу. Почему так мало?

Как выживают в кризис фрилансеры и самозанятые

Не те предложения

75,2% зарегистрировавшихся в службах занятости сообщили, что это не помогло им найти работу. 16,1% ответили, что нашли место с помощью службы занятости.

А 9% респондентов сказали, что им предложили вакансии, соответствующие их специальности и должности, но с нерыночной зарплатой.

Большинство нашедших новое место с помощью служб занятости сказали, что устроились на зарплату выше, чем на предыдущем месте, или такую же (69,6% респондентов), а 24,6% заявили, что на новом месте потеряли в зарплате.

12 130 руб.

Разные аудитории

Роструд создаст умную систему трудоустройства

Платыгин указывает, что аудитории центров занятости и частных сайтов поиска работы и подбора персонала редко пересекаются, отсюда и такой низкий процент трудоустройства среди участников опроса. Многие граждане, обращающиеся в центры занятости, имеют рабочие специальности, в том числе не требующие профессионального образования. А, например, высокооплачиваемый инженер, программист, менеджер среднего звена в случае потери работы не будет обращаться в центры занятости, говорит Платыгин. Скорее всего, он разместит или обновит резюме на HeadHunter.

В очередь за пособием

У большинства вставших на учет основной целью обращения было желание получать пособие по безработице – так сказали 55,1%. Еще 34,8% сообщили, что главной причиной обращения в службу занятости было стремление получить помощь в трудоустройстве. 6,0% встали на учет, рассчитывая на то, что служба занятости не сможет подобрать им подходящие вакансии и они вернутся к прежнему работодателю за компенсацией при сокращении (один месячный оклад).

В центре занятости Томской области 40% вакансий приходится на служащих и 60% – на рабочие специальности, рассказывает Светлана Грузных, начальник департамента труда и занятости населения Томской области. По ее словам, всего в банке вакансий центра обычно находится 12 000–13 000 вакансий.

В начале пандемии число вакансий сократилось незначительно – до 11 000, а число вставших на учет безработных сильно выросло благодаря обещанным государством пособиям и выплатам, отмечает Грузных. Однако выяснилось, что большинство вставших на учет потеряли работу еще до пандемии и пришли в центр занятости, когда государство увеличило материальную помощь.

Кандидаты и работодатели

Нужны стандарты

У ухудшения статистики трудоустройства есть несколько объективных причин, говорит Платыгин: сокращение найма в период пандемии и объективное отсутствие рабочих мест в этот период, недостаток достойной работы – сейчас максимальное пособие по безработице с учетом доплат на детей превышает зарплатное предложение по некоторым позициям в отдельных регионах, кроме того, недостаточная активность региональных центров занятости в работе с каждым конкретным соискателем. В этот период все ресурсы были сконцентрированы на регистрации безработных, администрировании пособий. Возможности оказывать услуги по подбору работы были крайне ограниченны.

Иванков отметил, что качество оказания услуг в регионах различается из-за разной нормативной базы, информационные платформы органов занятости разрозненны и многие данные приходится собирать вручную. Он сказал, что для повышения эффективности работы органов занятости нужна единая цифровая платформа, единые технологии работы сотрудников, а также система обеспечения качества услуг.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Кризисная ситуация заставляет искать новые решения традиционных экономических и социальных проблем, таких, например, как безработица. И здесь может пригодиться опыт, казалось бы, совсем другой исторической эпохи.

Заводы стоят

В 1994 году в России в условиях перехода к рыночным отношениям сложилась напряженная ситуация с занятостью. Заводы останавливались из-за неплатежей и падения спроса, и многим угрожала потеря работы. По сравнению с 1993 годом число граждан, поставленных на учет как безработные, выросло на 60%. Из них почти две трети имели опыт работы и уволились из-за остановки предприятия.

Официальная статистика того времени фиксировала, что 25% работников предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, науки и научного обслуживания были отправлены в вынужденные административные отпуска (естественно, без оплаты), а 16% были переведены на режим неполного рабочего времени. Общая численность работающих неполное рабочее время или находившихся в административных отпусках составляла 4,8 млн человек.

Полностью был задействован и ресурс вторичной занятости — совместительство и подработки в других секторах экономики. До 1,5 млн человек спасались челночным бизнесом или мелкой торговлей.

Ситуация грозила стать неуправляемой. Массовая безработица могла привести к социальному взрыву, а ведь еще свежа была память о трагических событиях октября 1993 года в Москве. Но ресурсов у правительства практически не было. Доходная часть федерального бюджета составляла 124,4 трлн руб., а расходная — 194,4 трлн руб., дефицит достигал 36% от расходов.

Надо было действовать нетривиально. Еще в 1993 году специалисты Минтруда предложили изменить правила использования средств Фонда содействия занятости населения. Фонд, в который работодатели отчисляли 2% от зарплат, был рассчитан на традиционные подходы: регистрация в статусе безработного и получение помощи только в этом качестве. Понятно, что это была практика, взятая у благополучных стран, которые давно не сталкивались с такими социально-экономическими катаклизмами, какие испытала в 1990-е годы Россия. После долгих споров (сторонники свободы рынка считали, что помогать не надо, рынок сам все расставит по местам) правительство согласилось применить чисто российскую новацию — предоставление действующим предприятиям специальных субсидий для сохранения персонала.

Только в 1994 году по программе содействия занятости получили компенсационные выплаты примерно 970 тыс. работников, находившихся в простое или отправленных в отпуска без содержания. Это сработало. Фонд сыграл роль финансового резерва, с помощью которого можно было принимать превентивные меры против роста безработицы.

Исторические параллели

В наше время такой структуры нет, хотя ситуация на рынке труда не менее сложная. В чем-то она напоминает период 1994–1995 годов. Во-первых, практика административных отпусков, создающая реальную угрозу потери дохода работников. Во-вторых, высокая занятость в бюджетных отраслях (это имеет свои негативные стороны, но обеспечивает стабильные рабочие места и доходы). В-третьих, отсутствие у служб занятости возможности трудоустроить большое количество безработных. Заявленные ранее вакансии на глазах становятся неактуальными.

Вдобавок граждане, которых сократили по соглашению сторон, уволившиеся по собственному желанию, работавшие в серой зоне (по оценке Росстата, это до 14,5 млн человек) по действующим законам не имеют права на пособия.

С другой стороны, у правительства сейчас есть немалые финансовые ресурсы в виде Фонда национального благосостояния.

Что можно сделать? Учитывая опыт предыдущих лет, надо создавать механизм субсидирования предприятий. Субсидии могут выделяться при условии сохранения занятости и организации переобучения на рабочих местах, совершенствования производственного процесса. Объем субсидии должен быть не менее одного МРОТ в месяц в расчете на одного работника. Это намного лучше, чем допустить увольнения без денег и в будущем спровоцировать волну неплатежей по ЖКХ и личных банкротств.

А вот финансировать создание безработными своих собственных предприятий надо очень осторожно, поскольку вероятность их удачного старта крайне мала — это подтверждает практика 1990-х.

Самое главное — не паниковать и делать расчетливые и точные шаги, опираясь на ранее приобретенный опыт.

С 1 января 2019 года повысилось пособие по безработице. Суммы все равно скромные, но когда никак не получается найти работу, это хотя бы какое-то подспорье. почему бы такой возможностью не воспользоваться? Есть и другие меры поддержки. Разбираемся, стоит ли получать официальный статус безработного.

Пособие в максимальных размерах полагается далеко не всем безработным (есть дополнительные условия для его назначения), а минимальный размер вряд ли сам по себе может послужить стимулом для оформления статуса безработного. Однако за официальным статусом идут не только ради пособий, но и ради других мер поддержки.

Какие преимущества, кроме пособия, дает статус безработного

Помимо пособия по безработице, региональные законы могут предусматривать и другие меры поддержки безработных. Например, в Москве можно рассчитывать на льготы при оплате проездного билета на общественный транспорт.

Если поиски работы оказались бесперспективными, с помощью статуса безработного можно изменить свой профессиональный вектор, а людям в возрасте — раньше получить статус пенсионера.

1. Досрочная пенсия

По достижении пенсионного возраста можно переоформить вместо досрочной обычную пенсию по старости.

Получение досрочной пенсии возможно при соблюдении ряда условий:

  • после увольнения человек встал на учет в центре занятности в качестве безработного, и там возможностей для его трудоустройства не нашлось;
  • накоплены достаточный трудовой стаж (25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин) и достаточное количество пенсионных баллов.

2. Бесплатное переобучение или повышение квалификации

Для направления на обучение есть четыре основания (ст. 23 закона о занятости населения):

  • у человека нет никакой квалификации;
  • ему невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации;
  • нет работы, которая соответствует имеющейся квалификации, поэтому необходимо изменить профессию (род занятий);
  • утрачена способность выполнять работу по имеющейся квалификации.

Приоритетное право на профессиональное обучение предоставлено безработным, которые числятся в этом статусе уже полгода.

Для безработных применяются интенсивные и краткосрочные образовательные программы сроком от 6 до 12 месяцев.

Не стоит думать, будто речь идет только об обучении дефицитным сейчас рабочим специальностям. Например, в Московском центре занятости перечень приоритетных направлений обучения в 2018 году включал также веб-программирование и создание веб-сайтов, веб-дизайн, интернет-маркетинг, компьютерную графику, кадровое делопроизводство и кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, логистику, бухгалтерский учет. Кроме того, в перечень входило обучение медицинскому массажу, профессиям парикмахера, кондитера, швеи — всё это навыки, полезные независимо от того, будете ли вы потом работать по данному направлению.

Кстати, предпенсионерам не обязательно вставать на учет в качестве безработных ради бесплатного переобучения. Специально для них разработана особая программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, она утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 3025-р. Правда, субъекты Российской Федерации должны будут еще принять собственные программы на ее основе. Поэтому стоит уточнить про програмы обучения в своем центре занятости.

Кому какой размер пособия полагается и как долго его платят

Тех, кто встает на учет в службу занятости в качестве безработного, закон о занятости населения делит на три группы.

К первой группе относятся те, кто еще не достиг предпенсионного возраста и:

В этом случае пособие платят максимум шесть месяцев в течение года. Формально размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы. Но фактически применяется верхний предел — это и есть максимальный размер пособия. Проще говоря, даже если ваша официальная зарплата на последнем месте работы превышала 100 тыс. рублей, максимальный размер пособия будет 8 тыс. рублей.

У них тоже размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы, но фактически применяется максимальный предел — 11 280 рублей. Эта категория безработных может получать пособие максимум в течение 12 месяцев. В некоторых случаях — даже дольше, но не более 24 месяцев суммарно в течение трех лет (только для предпенсионеров с большим страховым стажем: у женщин — от 20 лет, у мужчин — от 25 лет).

Особая категория — люди, недавно уволенные по сокращению штата. Им важно встать на учет в качестве безработных в течение двух недель после увольнения. Тогда, если подходящая работа не найдется через два месяца, можно будет получить от бывшего работодателя третью выплату в размере среднего заработка, сверх двух уже полученных (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Как получить официальный статус безработного

Чтобы получить пособие и другие меры поддержки для безработных, надо встать на учет в службу занятости. Это не трудно. Из документов понадобятся:

  • паспорт;
  • трудовая книжка или документ, ее заменяющий (конечно, если вы когда-либо работали, а не ищете работу впервые);
  • документы об образовании и квалификации;
  • тем, кто потерял работу меньше года назад, — справка о среднем заработке за последние три месяца на последнем месте работы;
  • тем, у кого есть инвалидность, — индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида с заключением о рекомендуемом характере и условиях труда.

Обращаться нужно в центр занятости, к которому вы относитесь по месту своей регистрации. Найти его адрес и контактные данные вашего центра можно на сайте Роструда.

Какие обязанности и ограничения предполагает статус безработного

После получения статуса безработного нужно регулярно посещать центр занятости для перерегистрации в сроки, которые вам назовут (обычно — два раза в месяц). Если в очередной раз не придете, оправдаться можно только официальным больничным листом или другими столь же убедительными доказательствами уважительных причин. Иначе потеряете пособие.

Центры занятости существуют не только для назначения безработным пособия, но в первую очередь для того, чтобы помочь им трудоустроиться. В течение 10 дней после обращения в центр с необходимыми документами вам должны предложить работу. И только если подходящей работы не найдется, не позднее 11-го дня вас признают безработным и назначат пособие. Но дальше вам будут снова предлагать подходящие вакансии. И вы не вправе отвергать их необоснованно, иначе тоже можете лишиться пособия.

Вы обязаны сходить на собеседование по направлению центра занятости, даже если уже по описанию вакансии видите, что это не ваш вариант. В случае неявки вам снизят размер пособия на 25%.

А если вы дважды откажетесь от предлагаемых подходящих вакансий — подходящих по смыслу закона, а не по вашим предпочтениям, — то вам приостановят выплату пособия.

Это не значит, что сразу встает выбор: пойти на вторую же предложенную работу, даже если она не нравится, либо потерять пособие. Если вам предложат вакансию, но она вас не устроит, главное — прийти на собеседование с потенциальным работодателем и получить от него на вашем направлении письменный отказ. Ведь не факт, что они готовы будут вас принять.

Другие риски потери пособия

Еще один нюанс: тем, кто встал на биржу труда после длительного перерыва в работе (больше года), уже в конце первого месяца официальной безработицы могут предложить поучаствовать в общественных работах. Как правило, это неквалифицированный труд — например, по очистке и озеленению территории. Отказаться, конечно, можно, но выплату пособия в таком случае приостановят.

Еще можно остаться без пособия, если после неудачных попыток устроить вас на работу вам предложат пройти переобучение, а вы откажетесь, либо если вы самовольно бросите учебу, на которую вас направит центр занятости, или образовательная организация вас исключит по вашей вине (например, за прогулы занятий).

Главное: не пытайтесь обмануть службу занятости. Безработным признается тот, у кого нет работы и заработка. Если выяснится, что вы работаете, пусть даже неофициально, и у вас есть доходы, например от фриланса, то выплаченное вам пособие взыщут назад и может дойти до уголовного дела за мошенничество (ст. 159.2 УК РФ) .

Какую работу предлагают безработным в центрах занятости

Пожалуй, самое большое опасение, удерживающее тех, у кого не получается найти работу, от обращений в центры занятости — что человеку с высшим образованием и солидным опытом работы по его специальности будут предлагать вакансии, например дворника или уборщицы. Такое действительно может случиться, но лишь в определенных случаях.

Согласно статье 5 закона о занятости есть три критерия подходящей работы:

1. Работа соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы).

2. Работа отвечает требованию транспортной доступности.

Максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного центры занятости определяют с учетом развития сети общественного транспорта в конкретной местности. Если это полтора часа езды на общественном транспорте в одну сторону, то аргумент, что лично вы привыкли работать в шаговой доступности от дома, в расчет не принимается.

3. Работа предполагает заработок не ниже величины прожиточного минимума в вашем регионе.

Иными словами, нельзя отказываться от предлагаемой работы только потому, что зарплата там в разы меньше того уровня, к которому вы привыкли.

Получается, что официальный статус безработного может быть выгоден следующим категориям:

  • Тем, кого совсем недавно уволили по сокращению штата. Вовремя установленный безработный статус помогает получить средний заработок за третий месяц без работы.
  • Тем, кто остался без работы меньше года назад, проработал в течение последнего года не меньше 26 недель, при этом не был уволен за виновное поведение. Можно получить максимальный размер пособия и другие меры поддержки, не опасаясь, что вам будут предлагать неквалифицированный труд.
  • Тем, кто отчаялся найти работу по прежней специальности и хочет переучиться бесплатно.
  • Предпенсионерам, которые хотели бы воспользоваться возможностью уйти на пенсию раньше.

В остальных случаях лучше искать работу. Здесь вы найдете много советов, как это сделать. А здесь — советы по оформлению резюме.

Как будут регистрировать безработных в 2022 году?

Как зарегистрироваться в центре занятости, чтобы помогли найти работу и начислили пособие по безработице?

Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. № 1909.

Заявление о содействии в поиске подходящей работы подается в центр занятости населения по месту жительства. В ином случае заявление примут и помогут найти работу, но пособие по безработице не начислят. Гражданин, не имеющий постоянной регистрации, может обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания по месту фактического жительства. Решение суда станет основанием для его постановки на учет в качестве безработного 1 . Иностранцы и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание, могут встать на учет в ЦЗН, но пособие по безработице они получать не будут.

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Если заработок исчислен в иностранной валюте, она переводится в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения. Справка выдается последним работодателем по письменному заявлению работника в течение 3 рабочих дней. Ее не заменяет справка, составленная по форме 2-НДФЛ;
  • трудовую книжку, трудовые договоры;
  • документы об образовании и квалификации.

Дополнительно могут потребоваться: справка из отдела социальной защиты населения о получении пособия на ребенка; военный билет с отметкой о дате начала и окончания военной службы; для иностранных граждан – РВП или ВНЖ, удостоверение беженца, удостоверение вынужденного переселенца; для детей-сирот – справка из органов опеки и попечительства, подтверждающая их статус; для инвалидов – индивидуальная программа реабилитации.

Если не получается самостоятельно подать заявление или собрать необходимые документы, можно обратиться в центр занятости населения за консультацией.

Если за 10 дней со дня подачи заявления гражданину не смогут подобрать подходящие вакансии, он признается безработным. При отказе в признании безработным он может обратиться в ЦЗН повторно через месяц.

Как в 2022 г. встать на учет в центре занятости и получить статус безработного дистанционно?

Центры занятости 19 регионов перешли на новый формат работы в ноябре 2021 г. С 1 января 2022 г. на электронный формат перейдут ЦЗН еще более 60 регионов. В Москве оказывать услуги по новым правилам начнут с 1 января 2023 г.

1. Авторизация на портале.

2. Составление резюме.

3. Подача заявления о содействии в поиске подходящей работы.

В форме подачи заявления необходимо заполнить все поля.

Выберите цель подачи заявления (укажите, претендуете ли вы на пособие по безработице).

Кого признают безработным?

Условия признания граждан безработными указаны в ст. 3 Закона о занятости населения.

Не могут быть признаны безработными:

На что могут рассчитывать безработные граждане?

Среди мер социальной поддержки предусматривается выплата гражданам пособия по безработице. Оно выплачивается в процентном отношении к среднему заработку и начисляется при одновременном выполнении следующих условий:

  • гражданин признан безработным;
  • уволен в течение 12 месяцев до начала безработицы;
  • состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

При соблюдении этих условий размер пособия составит (п. 1 ст. 30 Закона о занятости населения):

  • в первые 3 месяца – 75% среднего заработка по последнему месту работы (службы);
  • в следующие 3 месяца – 60% (с применением районных коэффициентов).

Пособие выплачивается в минимальном размере (п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения), если:

  • гражданин впервые ищет работу (ранее не работал), за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы);
  • отсутствуют сведения о том, что гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;
  • гражданин хочет возобновить трудовую деятельность после длительного, более года, перерыва;
  • гражданин уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • гражданин прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • гражданин вышел из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • гражданин направлен органами службы занятости на обучение и отчислен.

В 2022 г. минимальная величина пособия составит 1500 руб.

Читайте также: