Что дает оформление самозанятости в сбербанке

Обновлено: 25.06.2024

Михаил Кириченко, сооснователь и CPO сервиса выплат физлицами Jump.Finance

По данным на 31 марта 2021 года, в качестве самозанятых зарегистрировались 2 млн россиян, ежедневный прирост — 5 тыс. человек. Власти полны оптимизма и к 2024 году ожидают увеличения этой цифры до 2,5 млн. По всей видимости, проект, запущенный массово в 2019 году в формате эксперимента, оказался успешным. О том, в чем отличие этой формы занятости от ИП, какие ограничения здесь есть и так ли она хороша на самом деле, рассказывает сооснователь и CPO сервиса выплат физлицам Jump.Finance Михаил Кириченко.

Самозанятые vs ИП: отличия

Эти правовые формы разнятся настолько, что между ними практически нет пересечений. ИП (индивидуальный предприниматель) — это организационно-правовая форма бизнеса, которая регистрируется в налоговой. При этом, если документы отправляются в бумажном виде, а не в электронном, придется платить пошлину в размере 800 рублей. Статус ИП позволяет предпринимателю нанимать сотрудников по договору, правда, их количество зависит от налогового режима: если он упрощенный, действуют ограничения — до 15 человек при ПСН (патентная система), до 100 человек при УСН (упрощенный режим), ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

Эти же спецрежимы определяют ограничения по видам деятельности, лимиты по доходам. Если ИП находится на общей системе, ограничений нет. Но НДФЛ в этом случае стандартный — 13%, плюс надо заплатить НДС в размере 20%. На патентной системе ИП не платит НДФЛ, НДС и налог на имущество. А в случае с УСН, доступным при годовом доходе до 200 млн рублей, не надо платить НДФЛ, но с доходов придется отчислять 6% раз в квартал или полугодие. Кроме того, статус ИП подразумевает высокие страховые взносы, ведение бухгалтерии со сдачей отчетности. Последнее отчасти автоматизировано различными сервисами, однако это тоже не бесплатно. Кроме того, с 1 июля 2019 года все предприниматели должны применять ККТ (контрольно-кассовую технику) — это еще одна статья расходов.

Благодаря новой форме появилась категория людей, которые не обязаны, например, платить страховые и пенсионные взносы, приобретать ККТ для расчета с клиентами (заказчиками). Налоговая ставка для них тоже снижена, причем на первое время (срок не ограничен, только сумма) государство предоставляет налоговый вычет. Отчетность сдавать тоже не требуется. Поэтому с позиции простоты и выгоды режим самозанятости качественно сделан для предпринимателей с небольшим доходом.

Как работает самозанятость

Подавать налоговые декларации в ФНС самозанятому не нужно, все действия он производит в приложении. После каждого поступления денег необходимо сформировать чек, указав сумму, вид работ и тип заказчика: физическое или юридическое лицо. В зависимости от того, с кем работает самозанятый, высчитывается налог на доход — 4% или 6%. Сумма налога формируется автоматически, квитанция по истечении календарного месяца тоже. Оплата также может производиться через приложение — через привязанную карту или Apple Pay / Google Pay. Помимо этого, есть функция автоплатежа (через прикрепленную банковскую карту). И, что еще более приятно, у приложения есть программный интерфейс для банков и электронных площадок, что открывает IT-компаниям страны возможность получить доступ к API и реализовать свой продукт для самозанятых, делающий их жизнь проще.

Сумма налога для самозанятых в первые месяцы (а для кого-то и годы) получается меньше 4% или 6%. Государство при первой регистрации в системе дает налоговый вычет в размере 10 тыс. рублей, чтобы уменьшать ставку ежемесячно на 1% при работе с физлицами и на 2% при работе с юрлицами. То есть из своих денег самозанятый заплатит или 3% (с дохода от физлиц), или 4% (с дохода от юрлиц). Например, если он получил в этом месяце 20 тыс. рублей, исходная сумма налога составит 800 рублей или 1 200 рублей. Но заплатить надо будет только 600 или 800 рублей. Остальные 200 или 400 рублей берутся автоматически из налогового вычета. Действует он бессрочно, поэтому как долго он будет уменьшать ставку, зависит от суммы дохода.

Банковские отношения самозанятых

Главная сложность для самозанятых — получение кредитов и ипотеки. Здесь есть две ключевые проблемы. Первая — режим все еще достаточно новый для большинства банков, а банки, даже в России, — это медленные в плане принятия изменений организации из-за сложной структуры. Многие банки пока просто не умеют работать с самозанятыми, поскольку для этого требуется время. Крупные игроки вроде Тинькофф Банка, СберБанка, Альфа-Банка, ВТБ уже настроили свои сервисы, но с более мелкими или менее известными дела обстоят хуже. Например, Райффайзенбанк и Росбанк говорят, что кредиты выдают только ИП.

Ограничение самозанятых в налоговом режиме

Главное ограничение касается уровня дохода. Статус самозанятого может иметь только человек, который в год получает менее 2,4 млн рублей. Если сумма превышает этот порог, придется регистрироваться уже как ИП и терять на налогах значительно больше денег. Правда, для ИП существует упрощенный режим и патентная система, однако расходы все равно получаются выше, чем при статусе самозанятого. В случае если предприниматель хочет нанять сотрудников по договору, ему тоже придется оформлять ИП.

Косвенные ограничения касаются пенсионного стажа. Его не формируют обычные 4% или 6%, которые самозанятый отчисляет с дохода. Если человек хочет копить пенсионные баллы и влиять на свою страховую пенсию, ему придется дополнительно отчислять деньги в Пенсионный фонд РФ. В 2020 году разовый взнос составлял 32 448 рублей, в 2021 году он остается аналогичным. Пособие по временной нетрудоспособности самозанятый также получить не может, и добровольное страхование для него не предусмотрено.

В целом новый налоговый режим получился хоть и неидеальным, с учетом банковских трудностей, но достаточно лояльным к самозанятым в вопросах отчислений в бюджет. Что касается перспектив развития — если государство внезапно не начнет ничего менять, то еще как минимум пару лет продолжится достаточно активный рост количества самозанятых в стране, как и прогнозируют власти. Как руководитель сервиса Jump.Finance, который уже сейчас автоматизирует огромное количество процессов в работе бизнеса и самозанятых, я участвую в формировании продуктового бэклога (плана для разработки). Могу поделиться нашими инсайдами — тренд по диджитализации бизнес-процессов и автоматизации любого ручного труда достигнет своего апогея. Меня это, безусловно, радует, потому что так мы все делаем жизнь людей проще, удобнее и эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t


Как стать самозанятым в 2021 году и законно ли осуществлять деятельность без регистрации в качестве ИП, уплачивая налог на профессиональный доход? Эти вопросы приобрели актуальность в связи с недавними изменениями законодательства. Смотрите пошаговую инструкцию регистрации в качестве самозанятого в нашей статье.

Уведомляем налоговую

Процедура регистрации самозанятых граждан без ИП в 2021 году прописана Налоговым кодексом РФ, в частности п. 7.3 ст. 83.

Форма данного документа утверждена приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@.

Бланк уведомления можно скачать по ссылке ниже


Этим же приказом установлен порядок заполнения формы.

Чтобы зарегистрироваться как самозанятый, гражданину необходимо указать в уведомлении:

  • ИНН (при наличии);
  • код налогового органа, в который направляется уведомление;
  • вид деятельности (в соответствии с НК или региональным законом);
  • Ф.И.О. заявителя;
  • его пол и дату рождения;
  • реквизиты удостоверяющего личность документа (для граждан РФ — общегражданский паспорт);
  • адрес места жительства или пребывания в стране;
  • реквизиты регионального закона и виды деятельности в соответствии с ним, если осуществляемая деятельность не установлена НК;
  • дату составления документа и подпись.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Кто вправе применять НПД: применять спецрежим могут физлица, в том числе ИП. Для применения спецрежима регистрация в качестве ИП не нужна, если этого не требует законодательство по виду осуществляемой деятельности.
Кто не вправе быть самозанятым: не могут перейти на уплату налога на профессиональный доход лица, если они. Переходите в К+, и узнайте кто может, а кому запрещено применять режим для самозанятых. Для этого бесплатно получите пробный демо-доступ к справочно-правовой системе.

Уведомить налоговый орган о том, что человек будет работать как самозанятый, можно различными способами. Подробнее о них расскажем ниже.

Напомним, с 01.07.2020 года субъекты вправе присоединиться к режиму самозанятости добровольно. Подробности см. здесь.

Рассмотрим, как зарегистрироваться самозанятым в 2021 году через это приложение:

Уведомление при этом будет сформировано автоматически, дополнительных действий от заявителя не потребуется.

Через личный кабинет на сайте ФНС

  1. Установите программу на любое доступное устройство.
  2. Введите действующий номер телефона.
  3. Выберите субъект РФ из предлагаемого перечня.
  4. Введите ИНН и пароль для доступа в личный кабинет налогоплательщика.
  5. Придумайте и введите ПИН-код для дальнейшего доступа в приложение.

В этом случае паспорт не требуется, как и фотография заявителя.

Прибегнув к помощи в банке

На основании ч. 3 ст. 3 закона 422-ФЗ физическое лицо имеет право уполномочить на информационный обмен с налоговыми органами специальные площадки и кредитные организации. Иными словами, зарегистрироваться в качестве самозанятого можно через банк.

Данный сервис доступен только тем клиентам Сбербанка, которые проживают (имеют открытые счета и банковские карты) в одном из субъектов РФ, где реализуется эксперимент.

Постановка на учет в налоговой

Работа самозанятого с чеками. Уплата налогов

Налог на доходы физических лиц, в соответствии с п. 70 ст. 217 НК, не начисляется в отношении доходов, которые получены от профессиональной деятельности нянь, репетиторов, сиделок, лиц, осуществляющих ведение домашнего хозяйства, уборку помещений физическим лицам. Соответственно, в этих случаях самозанятые не выдают чеков и не уплачивают налогов.

Указанное приложение также упрощает процедуру уплаты налога на профессиональный доход (4%), поскольку самостоятельно исчисляет сумму, подлежащую уплате на основании полученных доходов. Гражданину остается лишь выбрать способ оплаты: с банковской карты или же по квитанции в кредитной организации. В последнем случае приложение поможет сформировать квитанцию и сохранить ее на устройстве.

Для того, чтобы узнать, с каких доходов вам нужно заплатить налог, с каких - нет, а также, что будет, если ошибиться в расчетах, получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс.

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: