Что чаще всего мешает договориться гражданам и органам государственной власти на публичных слушаниях

Обновлено: 28.06.2024

С февраля 2018 года в Рязани длится конфликт, связанный со строительством шести 26-этажных домов в границах улиц Есенина, Грибоедова, Фирсова. Этот проект приняли на публичных слушаниях без участия самих жителей этих улиц: место проведения мероприятия внезапно изменили. Прокуратура признала их незаконными, но мэр города Сергей Карабасов так и не провел новые слушания. Лоббисты застройки — крупные рязанские бизнесмены Игорь Коськин и Александр Лемдянов. Один новый дом на улице Фирсова уже построен, из-за него жители лишились комфортной городской среды.

В июле этого года инициативная группа жителей потребовала провести общественное обсуждение застройки с участием утвердивших проект планировки чиновников, проектировщиков и надзорных органов. Вместо этого 16 июля прошло собрание, на котором представители администрации и застройщика сказали, что все вопросы нужно задавать проектировщику.

В Рязани эти слушания — не первые, на основании которых были приняты решения вопреки пожеланиям горожан. В 2013 году, несмотря на массовые протесты, городская дума разрешила перевести 44 га рекреационных земель в пойме рек Плетенка и Павловка в зону жилой застройки. Там построили более 10 высотных жилых домов, а обещанных набережной с пляжем, школ и детских садов до сих пор нет.

В 2016 году жители нескольких улиц в Горроще выступили против строительства в зеленой зоне крытой ледовой арены. Но за ее возведение проголосовали люди из отдаленных районов Рязани, которые якобы будут возить детей в Горрощу. В 2020-м строительство началось. Его не смогли остановить многочисленные протесты жителей.

По похожему сценарию проходили общественные слушания по застройке некогда курортного поселка Солотча и центра Рязани высотками: большинство присутствующих были сотрудниками заинтересованных в застройке лиц, мнение местных жителей, градозащитников и экоактивистов в расчет не принималось.

Были и исключения: под давлением общественности Рязанская епархия передумала строить храм в Парке морской славы, а мэрия отказалась от планов по строительству общеобразовательной школы в лесопарке.

Встреча жильцов с сотрудником администрации Рязани Марией Бобковой возле новостройки на улице Фирсова. Фото Екатерины Вулих

Вологда. Голосование из любого региона

Иногда вместо публичных слушаний о застройке в Вологде стали проводить электронное голосование. Как и в истории с ледовой ареной в Рязани, место проживания и прописка при этом, как правило, не учитываются, что позволяет городской администрации принять нужное ей решение вопреки мнению большинства жителей микрорайона.

Именно так в 2019 году было принято решение о строительстве ледовой арены в Осановской роще. В 2018 году мэр Вологды Сергей Воропанов сказал, что место для нее выберут жители. На сайте администрации города началось голосование, лидировал в нем вариант строительства ледовой арены на улице Конева. Но за день до окончания опроса городские власти внезапно объявили об еще одном варианте - улице Ярославской вблизи Осановской рощи. Результаты опроса обнулили, а лидировать в нем стал новый вариант. Журналисты вологодского издания Newsvo проверили страницы многих проголосовавших за него – там было много забаненных и фейковых аккаунтов, а также пользователей из других городов России. После поста о накрутках к голосованию активно подключились жители, и на первое место снова вышел участок на улице Конева. Однако после этого администрация города отменила итоги опроса, сказав, что место для ледовой арены определит общественный совет. В итоге все равно был выбран участок на улице Ярославской.

Весной в Вологде начали строить детсад на улице Ярославской в микрорайоне Бывалово, которого в Генплане города в этом месте нет. Местные жители активно выступали против строительства в этом месте и просили сохранить там зеленую зону с прудом. В конце 2019 года городская администрация устроила онлайн-голосование через сайт госуслуг. Несмотря на заверения мэра Вологды Сергея Воропанова, что выбирать место для детсада будут только жители микрорайона Бывалово, голосовать разрешили не только всем вологжанам, но и жителям любого другого города России. Весной зеленую зону на Ярославской начали готовить под строительство: засыпали землей пруд, вырубили часть деревьев.

По словам юриста из Вологды Евгения Молотова, электронное голосование не может заменять публичные слушания:

- Это была пиар-акция с целью накрутить голоса в свою пользу и выставить это как повод строить садик, хотя на всех личных встречах с людьми противники строительства имели численное превосходство.

Сыктывкар. Земли под строительство за взятки

В Республике Коми в 2012 году активисты проголосовали против того, чтобы на землях ботанического сада Коми государственного педагогического института строили жилые дома. Однако земля все равно стала собственностью застройщика. Сад уже собирались застраивать, если бы не арест губернатора Коми Вячеслава Гайзера, которого обвинили в организации преступного сообщества и приговорили к 11 годам лишения свободы. Во время судебных разбирательств его подельники рассказали, кому и в каких размерах дали взятки за возможность застроить участок. Пока застройка сада не началась.

Ярославль. Изменения в Генплан: все или ничего

Горадминистрация Ярославля в 2018 году расширила площадь Осташинского кладбища, хотя многие горожане на публичных слушаниях высказались против этого. Годом ранее на обсуждениях Генплана города людям не дали возможности голосовать по отдельным изменениям, им пришлось голосовать за все изменения в Генплан в целом.

Жители Ярославля принимают активное участие в жизни города и слушаниях. Так, жители Заволжского района в 2018 году отстояли от застройки участок Тверицкого бора, а жители Фрунзенского района не позволили построить детский сад на небольшом участке с детской площадкой.

Публичные слушания в Ярославле по поводу расширения Осташинского кладбища. Фото Александра Степанова

Смоленск. Вырубка деревьев без обещанных слушаний

В декабре 2019 года прошли публичные слушания о реконструкции улицы Николаева. Для обустройства парковочных карманов чиновники хотели срубить 160 деревьев на километровом участке, жители высказались против этого. В городской администрации пообещали доработать проект, но в апреле подрядчик начал сносить деревья. Когда жители стали спрашивать о вырубке, чиновники заверили, что без проведения публичных слушаний по этому вопросу вырубать деревья не станут. Но из-за запрета на массовые мероприятия во время пандемии коронавируса дата слушаний дважды переносилась, затем их отменили. Деревья вырубили без учета мнения горожан.

Смоленскую чиновницу уличили в использовании бота в соцсети. Она писала комментарии в поддержку вырубки деревьев, против которой выступают общественники

Киров. С учетом мнения жителей

В 2018 году Вятская епархия предложила установить монумент Николаю II и его семье на набережной Грина. Сторонники и противники этой идеи активно участвовали в публичных слушаниях и обсуждениях в интернете, в итоге кировчане порекомендовали епархии установить монумент где-нибудь на территории храма. Его установили на территории Серафимовского собора на улице Урицкого.

По словам Шестакова, иногда на слушания выносят вопросы, по которым по закону нельзя вносить изменения, например затрагивающие права жителей на доступную инфраструктуру, на метраж зеленых насаждений на душу населения.

Рязанский архитектор Илья Стюхин заметил другую особенность: на слушания по вопросам городского масштаба часто приходит гораздо меньше людей, чем на обсуждения застройки одного двора.

— Люди почему-то считают, что не смогут повлиять на вопросы глобальных изменений в городе, тогда как двор от застройки защитить в состоянии. Помимо этого, люди громко возмущаются только тогда, когда неудобство грозит лично им, а не кому-то на другом конце города.

Оба рязанца заметили, что городские власти стараются не допустить публичных обсуждений с большим количеством граждан — чаще всего мероприятие назначают в небольшом кабинете административного здания на улице Введенской. Он может вместить не больше 40 человек, если приходит больше, им приходится слушать докладчиков из коридора.

Градозащитник из Пензы Максим Зотов считает, что горожане могут и должны влиять на решения властей в сфере градостроительства. Результаты слушаний носят рекомендательный характер, но сами слушания и правила подготовки к ним (размещение проекта и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в интернете и СМИ, открытие экспозиции проекта и предоставление возможности их изучения) являются обязательными. Результаты слушаний можно оспорить в случае неисполнения этих требований.

— На результаты слушаний по любому вопросу влияет и численность участвующих в них граждан, и их подготовленность к обсуждению вопроса. Все просто: открываем Градостроительный кодекс и изучаем его.

Затем граждане объединяются — и вперед! Подают коллективные иски, пишут жалобы на застройщика, администрацию, выходят с плакатами — все формы защиты своих прав хороши.

По его мнению, добиться результата можно, если жители изучат законы, объединятся и скоординируют свои действия, направленные на защиту города и своих прав.

По словам вологодского юриста Евгения Молотова, из-за рекомендательного характера публичных слушаний полномочия что-то менять остаются у чиновников:

- Чтобы результаты публичных слушаний были обязательны для органов местного самоуправления, необходимо либо наличие правовой нормы, либо наличие правовой традиции. Сейчас ни того, ни другого нет. По закону об основах организации местного самоуправления результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов, принимающих решение. А правовые традиции в нашей стране такие, что власти оторваны от мнения людей и делают то, что считают нужным. Почему законодатель включил в закон норму о публичных слушаниях именно в таком виде, я точно сказать не могу. Наверное, как часто бывает, для того, чтобы создать видимость народовластия, а на деле все полномочия остаются у властей.

Молотов считает, что массовые акции протеста пока остаются единственным эффективным способом на что-то влиять, в том числе на развитие городской среды:

- Реальным рычагом, чтобы добиться того, что людей услышат, по-прежнему остается лишь их готовность выходить на уличные акции с большим количеством участников. При этом согласованные это акции или нет, для их эффективности решающего значения не имеет.

Примеры, когда жители добились учета их мнения с помощью акций, были и в Вологде, например, после массовых митингов отменили строительство многоэтажных домов во Фрязиновском парке и в зеленой зоне в Лосте.

решением Совета депутатов

Положение о публичных слушаниях в Воробьевском сельсовете Венгеровского района Новосибирской области

( с изменениями от 02.04.2018)

Настоящее Положение устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Законами Российской Федерации и Новосибирской области, иными нормативными актами и уставом Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области - порядок организации и проведения публичных слушаний в Воробьевском сельсовете Венгеровского района Новосибирской области (далее по тексту – муниципальное образование).

Публичные слушания (далее слушания) в муниципальном образовании являются формой реализации права жителей муниципального образования на непосредственное участие в местном самоуправлении.

Статья 1. Основные понятия

Публичные слушания - открытое обсуждение наиболее важных вопросов жизни муниципального образования, представляющих общественную значимость, и проектов нормативно-правовых актов представительного органа, главы муниципального образования, затрагивающих интересы большого количества избирателей, с участием жителей муниципального образования, представителей партий, движений, общественных объединений граждан, профсоюзов, органов территориального общественного самоуправления и средств массовой информации.

Инициативная группа – группа граждан, обладающая активным избирательным правом на территории муниципального образования, выступившая с инициативой проведения публичного слушания.

Представитель партии, общественного объединения, органа территориального общественного самоуправления - гражданин, уполномоченный для участия в публичных слушаниях партией, общественным объединением, органом территориального общественного самоуправления, полномочия которого подтверждены соответствующим решением.

Рабочая группа - группа граждан, осуществляющая организацию подготовки и проведения публичных слушаний.

Эксперт публичных слушаний - лицо, приглашенное рабочей группой для участия в публичных слушаниях и представившее в письменном виде рекомендации по вопросу публичных слушаний и принимающее участие в прениях для их аргументации.

Статья 2.Цели проведения публичных слушаний

Публичные слушания в муниципальном образовании проводятся в целях:

1.Учета мнения населения при принятии наиболее важных решений органами местного самоуправления муниципального образования;

2.Осуществления непосредственной связи органов местного самоуправления с населением муниципального образования;

3.Подготовки предложений и рекомендаций органам местного самоуправления по вопросам, выносимым на слушания;

4.Информирования населения о работе органов местного самоуправления;

5.Формирования общественного мнения по обсуждаемым вопросам.

Статья 3.Вопросы, выносимые на публичные слушания

1. Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Решения публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

2. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся следующие вопросы:

- проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положенийКонституцииРоссийской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

- проект стратегии социально-экономического развития Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области;

Статья 4. Инициаторы публичных слушаний

1.Инициаторами проведения слушаний являются население, Совет депутатов и глава муниципального образования.

Статья 5. Назначение публичных слушаний

1.Решение о назначении публичных слушаний по инициативе населения и Совета депутатов принимается Советом депутатов муниципального образования.

О назначении публичных слушаний, проводимых по инициативе главы муниципального образования принимается постановление.

2.В решении (в постановлении) о назначении публичных слушаний определяется тема слушаний, перечень вопросов, выносимых на обсуждение, дата проведения слушаний, состав рабочей группы.

3.Для принятия решения о назначении публичных слушаний Советом депутатов муниципального образования по инициативе населения, инициаторы слушаний направляют в Совет депутатов:

от инициативной группы граждан:

-обращение о проведении публичных слушаний с указанием вопросов, предлагаемых для обсуждения на публичных слушаниях и обоснованием их общественной значимости;

-список инициативной группы (приложение № 1);

-подписные листы, подтверждающие поддержку инициативы по проведению публичных слушаний (приложение № 2).

- представление либо выписку из протокола собрания коллектива об инициативе проведения публичных слушаний с указанием вопросов предлагаемых для вынесения на слушания и обоснованием их общественной значимости;

4.Вопрос о назначении публичных слушаний рассматривается Советом депутатов на заседании очередной сессии в соответствии с регламентом Совета депутатов. Решение о назначении публичных слушаний принимается на заседании сессии Совета депутатов большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Совета депутатов.

5.Совет депутатов вправе отклонить инициативу проведения публичных слушаний в случае:

- несоответствия предложенной для обсуждения темы слушаний пункту 1 статьи 3 настоящего положения

- нарушения положений пункта 3 данной статьи.

Статья 6. Организация подготовки к публичным слушаниям и учет предложений граждан

1.На основании решения Совета депутатов или постановления главы муниципального образования о назначении публичных слушаний администрация муниципального образования в 3-дневный срок определяет ответственного специалиста администрации муниципального образования по подготовке и проведению публичных слушаний, которое организует проведение первого организационного заседания рабочей группы и в дальнейшем осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности рабочей группы.

На первом заседании члены рабочей группы избирают из своего состава простым голосованием председателя группы, который организует ее работу и ведение протоколов заседаний.

В случае назначения слушаний Советом депутатов, рабочая группа подотчетна в своей деятельности Совету депутатов муниципального образования.

В случае назначения слушаний главой муниципального образования, рабочая группа подотчетна главе муниципального образования.

2.Полномочия рабочей группы:

-составляет план работы, распределяет обязанности своих членов, составляет перечень задач по подготовке и проведению слушаний и направляет его в администрацию муниципального образования для принятия решения.

-не позднее 15 дней до назначенной даты проведения публичных слушаний обеспечивает публикацию темы и перечня вопросов слушаний. При рассмотрении проекта нормативного правового акта его полный текст также опубликовывается для ознакомления населения;

-определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций и других лиц, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов и направляет им официальные обращения с просьбой дать свои рекомендации и предложения по обсуждаемым вопросам;

-содействует участникам публичных слушаний в получении информации, необходимой им для подготовки рекомендаций по вопросам слушаний;

-организует подготовку проекта итогового документа (Рекомендации);

-составляет список экспертов публичных слушаний и направляет им приглашения. В состав экспертов в обязательном порядке включаются лица, подготовившие рекомендации и предложения для проекта итогового документа;

-определяет место и время проведения публичных слушаний.

3.Рабочая группа обеспечивает прием предложений и замечаний граждан по вопросам, выносимым на обсуждение либо проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Прием предложений начинается с момента опубликования перечня вопросов публичных слушаний или проекта нормативного правового акта и заканчивается за 10 дней до даты проведения слушаний. Замечания и предложения оформляются в письменном виде с указанием конкретных формулировок. Рабочая группа регистрирует поступившие предложения и передает их для изучения экспертам и инициаторам слушаний. Все поступившие предложения озвучиваются на слушаниях и могут быть учтены при составлении итогового документа слушаний.

Статья 7. Информирование населения

1.Постоянное информирование населения о подготовке к проведению публичных слушаний обеспечивает рабочая группа.

2. Участники публичных слушаний вносят свои предложения не позднее чем за 2 дня до даты проведения публичных слушаний.

3. Оповещение о проведении публичных слушаний должно содержать следующие сведения:

- орган, назначивший проведение публичных слушаний;

- инициатор проведения публичных слушаний;

- проект муниципального правового акта или информацию о порядке ознакомления с проектом муниципального правового акта;

- дата и время проведения публичных слушаний;

- место проведения публичных слушаний с указанием точного адреса, где будут проводиться слушания, телефон оргкомитета;

- сроки, место и время подачи предложений и рекомендаций заинтересованных лиц по обсуждаемым вопросам.

4. С момента опубликования решения о проведении публичных слушаний их участники считаются оповещенными о времени и месте проведения публичных слушаний.

Статья 8. Порядок участия в публичных слушаниях

1.Для участия в слушаниях могут быть приглашены депутаты, глава муниципального образования, работники администрации муниципального образования, депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, представители партий, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, руководители предприятий, учреждений, организаций, журналисты средств массовой информации.

2.Круг лиц и организаций, приглашаемых для участия в слушаниях в обязательном порядке, определяется председателем Совета депутатов, главой муниципального образования не позднее чем за 2 недели до проведения слушаний.

3.Обязательными участниками публичных слушаний, получающими право на выступление для аргументации предложений, являются эксперты, которые внесли в рабочую группу в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных слушаний не позднее, чем за 5 дней до даты проведения слушаний.

4.Жители муниципального образования, желающие выступить по обсуждаемой теме должны известить о своем намерении рабочую группу за 3 дня до даты проведения, изложив в письменной форме основные тезисы выступления.

Статья 9.Порядок проведения публичных слушаний

1. Совет депутатов и администрация муниципального образования обеспечивают приглашение и регистрацию участников слушаний, представителей средств массовой информации. Участники слушаний обеспечиваются материалами, подготовленными для слушаний.

2.Слушания проводит председательствующий.

3.Председательствующий открывает собрание, представляет себя и секретаря заседания, оглашает тему и вопросы слушаний, инициаторов его проведения, предложения рабочей группы по регламенту проведения слушаний, предоставляет слово докладчикам и выступающим.

4.Слово для доклада предоставляется инициатору проведения публичных слушаний.

5.По окончании выступления председательствующий дает возможность участникам слушаний задать вопросы докладчику и переходит к обсуждению доклада. Время выступления в прениях по докладу определяется регламентом слушаний.

6.Эксперты вправе снять свои рекомендации или присоединиться к предложениям, выдвинутым другими экспертами.

7.После окончания прений по всем вопросам повестки публичных слушаний председательствующий ставит на голосование проект итогового документа (рекомендаций). После принятия за основу итогового документа (рекомендаций) председательствующий выясняет есть ли какие-либо предложения, которые не вошли в этот документ. Если такие предложения есть, то каждое из них ставится на голосование, либо, с согласия автора, отражаются в протоколе публичных слушаний.

8.По результатам публичных слушаний принимается итоговый документ — рекомендации слушаний. Замечания и предложения, внесенные участниками слушаний, фиксируются в протоколе слушаний.

Статья 10. Заключительные положения

Обязанность по опубликованию результатов публичных слушаний возлагается на администрацию муниципального образования.

2.Материалы слушаний рассматриваются соответственно на сессии Совета депутатов, совещании у главы муниципального образования и учитываются при подготовке проектов решений Совета депутатов и постановлений главы муниципального образования.

3.Отчет о работе рабочей группы и материалы публичных слушаний на заседании сессии Совета депутатов и совещании у главы муниципального образования представляет руководитель рабочей группы.

4.Полномочия рабочей группы прекращаются после принятия органами местного самоуправления соответствующих решений по результатам слушаний.

5.Решения органов местного самоуправления по итогам рассмотрения публичных слушаний подлежат обязательному опубликованию.

к положению о публичных слушаниях

в Воробьевском сельсовете Венгеровского

района Новосибирской области

инициативной группы по проведению публичных слушаний на тему_____________________________________________

Ф.И.О. члена инициативной группы

Адрес места жительства

Серия и номер паспорта

Номер контактного телефона

к положению о публичных слушаниях

в Воробьевском сельсовете Венгеровского

района Новосибирской области

Публичные слушания по теме:

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу проведения публичных слушаний по указанной выше теме, предлагаемых к проведению

( указывается инициатор проведения - группа граждан, Совет депутатов, глава муниципального образования)

Фамилия, имя, отчество

Год рождения ( в возрасте 18 лет дополнительно число и месяц рождения)

Адрес места жительства

Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина

Подпись и дата внесения подписи

Подписной лист удостоверяю:

(фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина) __________________________________________________________________

(с указанием наименования или кода, выдавшего его органа, адрес места жительства лица, собиравшего подписи)

Сейчас в большинстве регионов запрещено или ограничено проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. Представительные органы субъектов РФ приостановили действие норм региональных законов, которые предписывают проводить публичные слушания при принятии бюджетов и градостроительных проектов. Чтобы в этих условиях жителям стало проще участвовать в жизни города, проводите общественные обсуждения онлайн.

Что запустить: специальную платформу или новый сервис

Различия двух форматов общественного обсуждения

Для проведения общественного обсуждения нужно выделить помещение
Помещение не потребуется
Общественное обсуждение придется посетить лично. График неудобен для большинства работающих граждан
Граждане могут участвовать в общественном обсуждении 24/7 со смартфона или компьютера из любой точки мира. С документацией по проектам можно ознакомиться в любое время
Количество участников обсуждения ограничено вместимостью помещения
Принять участие в общественном обсуждении может неограниченное количество жителей, в том числе инвалиды

Как проводить общественные обсуждения онлайн

Чтобы проводить общественные обсуждения онлайн, воспользуйтесь нашим алгоритмом из четырех шагов.

Шаг 1. Опубликуйте оповещение о начале общественных обсуждений

Оповестите граждан о начале общественных обсуждений не позднее чем за семь дней до старта экспозиции проекта — дня, когда разместите его на официальном сайте или в информационных системах.

Опубликуйте муниципальный правовой акт о проведении обсуждения. Также разместите оповещение:

На заметку: В онлайн-формате рассматриваются те же вопросы, которые раньше выносились на очное обсуждение. Это вопросы строительства, планировки городских пространств, благоустройства общественных пространств

Для оповещения о проведении общественных обсуждений можно использовать информационные рассылки. Сообщайте подписчикам новую информацию по каждому проекту либо по отдельным адресам, районам, где будет реализован проект. Предварительно предоставьте пользователям портала возможность подписаться на рассылку в личном кабинете, созданном на портале.

В оповещение о начале общественного обсуждения включите сведения о проекте и перечень информационных материалов к нему. Также укажите:

  • порядок и сроки проведения общественного обсуждения;
  • дату открытия экспозиции проекта, срок ее проведения;
  • порядок и форму, в которых участники обсуждения могут вносить свои предложения и замечания;
  • сведения о том, где участники могут ознакомиться с проектом и информационными материалами к нему.

Шаг 2. Проведите экспозицию проекта

Разместите проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему:

  • на странице проекта на портале или платформе;
  • официальном сайте органа местного самоуправления;
  • в государственной (муниципальной) информационной системе;
  • на региональном портале государственных и муниципальных услуг.

Экспозиция предполагает, что местные жители имеют возможность:

14 дней — минимальная продолжительность экспозиции проекта
  • посмотреть градостроительную документацию, пояснительные записки к проекту, информационные материалы — презентации, фото- и видеоролики;
  • задать вопросы организатору или разработчику проекта, проконсультироваться с ним;
  • высказать свое мнение в поддержку проекта, замечания или пожелания, которые надо учесть при его реализации. Например, предусмотреть большее количество парковок.

Чтобы любой гражданин мог получить консультацию, разместите на странице проекта специальную форму обратной связи. Консультировать участников общественного обсуждения могут представители уполномоченного на его проведение органа МСУ или разработчики проекта (архитекторы).

Экспозиция длится не менее 14 дней. В ходе ее проведения участники общественного обсуждения вправе вносить предложения и замечания по проекту. Обеспечьте людям возможность сделать это через официальный сайт органа местного самоуправления. Разместите форму для внесения предложений и замечаний в разделе сайта, посвященном общественным обсуждениям. Также можно разместить такие формы:

  • на портале, который вы используете для проведения общественных обсуждений;
  • в информационных системах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Организатор общественного обсуждения обязан рассмотреть все направленные в его адрес предложения и замечания.

Шаг 3. Оформите протокол

По окончании экспозиции проекта оформите протокол общественного обсуждения. Укажите в нем:

1) дату оформления протокола;

2) сведения об организаторе общественного обсуждения;

3) информацию об опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений, дату и источник его опубликования;

4) информацию о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений, и территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения;

5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений.

В протоколе разделите замечания и предложения на две группы. В первую включите замечания и предложения граждан, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проходит общественное обсуждение. Во вторую — предложения и замечания остальных участников общественного обсуждения. Приложите к протоколу список всех участников.

Шаг 4. Опубликуйте заключение о результатах обсуждения

Заключение о результатах обсуждения организатор готовит на основании протокола.

В заключении укажите:

  • дату, на которую организатор оформил заключение;
  • наименование проекта;
  • сведения о количестве участников обсуждения;
  • реквизиты протокола, на основании которого подготовлено заключение;
  • количество и содержание предложений и замечаний участников;
  • рекомендации организатора обсуждения о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний;
  • выводы по результатам обсуждения.
Рекомендация: Сходные предложения или замечания от нескольких участников можно обобщить

Опубликуйте заключение о результатах общественного обсуждения на портале и на официальном сайте органа местного самоуправления.

Как технически обеспечить электронные общественные обсуждения

Обязательное условие проведения электронных обсуждений — авторизация их участников с помощью единой учетной записи на портале или платформе. Участнику нужно создать личный кабинет, ввести паспортные данные, логин и пароль, СНИЛС и т. д. Чтобы участникам было проще регистрироваться на платформе или портале, можно предусмотреть функцию интерактивного помощника.

Безопасность, отсутствие накруток голосов можно обеспечить за счет блокчейн-технологий. Их применение позволит каждому пользователю проверить корректность учета его голоса на странице проекта.

Рекомендация: Очное участие создает атмосферу совместной деятельности. Поэтому, если нет карантинных ограничений, проводите общественные обсуждения в смешанной форме: онлайн и офлайн

Участник общественных обсуждений имеет право проверить, насколько полно и достоверно отражены внесенные им предложения и замечания. Информационная система, портал, платформа, сайт органа МСУ должны обеспечивать участникам такую возможность. Предоставьте им доступ к информации о ходе общественного обсуждения, количестве участников и результатах, в том числе об учете предложений и замечаний.

Муниципалитет обязан соблюсти права граждан, у которых нет возможности выйти в интернет с личного компьютера или смартфона. Обеспечьте им доступ к официальному сайту и информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Также можно использовать с этой целью помещения в зданиях, где размещаются органы региональной или местной власти и подведомственные им организации.

Госуслуги решаем проблемы вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

2022

Постановление Главы РГО от 23.11.2021 №44 "О назначении публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "О бюджете РГО на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов",

Проект решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".

Заключение о публичных слушаниях

2021

Заключение о результатах публичных слушаний об исполнении бюджета

Постановление Главы Режевского городского округа от 13.04.2021 № 12 "О назначении публичных слушаний по проекту решения
Режевской Думы «Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2020 год".

Проект РешениеРежевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2020 год"

Заключение о публичных слушаниях
Постановление Главы РГО от 23.11.2020 №18 "О назначении публичных слушаний по проекту решения
Режевской Думы «О бюджете Режевского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов"

Проект решения Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2021 год и
плановый период 2022 и 2023 годов"

2020

Постановление Главы Режевского городского округа от 15.06.2020 № 4 "О назначении публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2019 год"

Проект Решения Думы Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2019 год

Постановление Главы Режевского городского округа от 25.11.2019 № 1 О назначении публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"

Проект Решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"

2019

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2018 год" состоявшихся 25 апреля 2019 года

Проект решения Режевской Думы О бюджете Режевского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Постановление Главы РГО О назначении публичных слушаний Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2018 год

Проект решения Режевской Думы Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2018 год

2018

Итоги публичных слушаний по проекту решения Об исполнении бюджета РГО за 2017 год

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"

2017

2016

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2016 год"

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2016 год"

Проект решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2016 год"

Постановление Главы Режевского городского округа от 24.11.2015 № 60 "О назначении публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2016 год"

Проект решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2016 год"

2015

Отчет об исполнении бюджета за 2015 год

Итоги публичных слушаний по проекту решений Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

Постановление Главы Режевского городского округа от 21.11.2014 № 57 "О назначении публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

Проект решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2015 год"

Проект бюджета на 2015 год

Проект решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

2014

Отчет об исполнениибюджета за 2014 год

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2014 год"

Постановление Главы Режевского городского округа от 02.04.2015 № 10 "О назначении публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2014 год"

Проект решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2014 год"

Проект бюджета на 2014 год

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

Проект решения Режевской Думы "О бюджете Режевского городского округа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

2013

Отчет об исполнениибюджета за 2013 год

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2013 год

Постановление Главы Режевского городского округа от 31.03.2014 № 06 "О назначении слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2013 год"

Проект решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2013 год"

Проект бюджета на 2013 год

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2013 год

Пояснительная записка к проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2013 год"

Проект решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2013 год"

2012

Итоги публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2012 год

Постановление Главы Режевского городского округа от 29.03.2013 № 10 "О назначении публичных слушаний по проекту решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2012 год"

Проект решения Режевской Думы "Об исполнении бюджета Режевского городского округа за 2012 год"

© 2022 Официальный сайт Режевского городского округа

Полезные ссылки

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Президент России
  • Государственная дума Федерального Собрания РФ
  • Портал государственных услуг
  • Национальный антитеррористический комитет
  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области
  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
  • Министерство промышленности и науки Свердловской области
  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
  • Счетная палата Свердловской области
  • Избирательная комиссия Свердловской области

Читайте также: