Что будет за связь с осужденными

Обновлено: 05.07.2024

Главная особенность отечественной системы исполнения наказаний – 99% осужденных содержатся не в учреждениях камерного типа, как в западных странах, а живут в общежитиях. В колониях осужденные организованы в большие коллективы-отряды, а не разбиты на маленькие ячейки-камеры по несколько человек. С советских времен Россия унаследовала сеть лагерей, где осужденные жили в бараках, внутри которых они могли свободно передвигаться и общаться между собой. До революции 1917 г. осужденные жили в основном в учреждениях с камерным типом содержания, хотя некоторые камеры были большими.

В колониях постсоветского типа все наблюдают за всеми. Исследователи Гевин Слайд и Лаура Пиачентини назвали такую модель полиоптикумом. Это отход от паноптикума – проекта идеальной тюрьмы, предложенного Иеремией Бентамом в XVIII в. Этот проект распространился в западных странах если не в архитектурном смысле, то по духу и основополагающей идее куда шире, чем в России. В паноптикуме сотрудник находится в центре тюрьмы на специальной вышке и наблюдает за заключенными, которые находятся в маленьких ячейках с прозрачными стенами. Даже если наблюдение не осуществляется постоянно, то осужденные чувствуют себя на виду 24 часа в сутки.

В российском случае организация контроля над заключенными становится более сложной задачей, чем в тюрьме с ячеистой структурой. В постсоветской модели главная группа сотрудников в тюрьме – оперативники, основной способ получения информации – осужденные, которые становятся глазами и ушами оперативников. Представим типовую колонию, где содержится 1000 человек. Там будет работать примерно пять оперативников, т. е. каждый отвечает за 200 осужденных, а также начальники отрядов. Управление построено на сети информаторов и чрезмерно жестких наказаниях за незначительные проступки, поскольку маленькое количество сотрудников должно контролировать большое количество осужденных. Дефицит кадров не позволяет работать по-другому.

Система коллективного проживания влияет и на организацию самоуправления среди осужденных. С одной стороны, для осужденных созданы формальные должности, т. е. они становятся административными сотрудниками (дневальный отряда – помощник начальника отряда, библиотекарь и др.), иногда даже более влиятельными, чем некоторые сотрудники. С другой стороны, есть и самоуправление снизу, когда одни осужденные начинают управлять другими по своей воле. В условиях общежитий легче организовать самоуправление и укоренение идей воровского мира, чем в условиях тюрьмы-паноптикума с ячеистой структурой.

Самый распространенный тип исправительного учреждения – это колонии общего режима, за ними идут колонии строгого режима. Женщины могут быть осуждены только к отбыванию наказания в колонии общего режима. Именно в колониях этих двух типов сейчас содержится чуть более 400 000 человек – 91,4% от всех осужденных к лишению свободы. Общий и строгий режимы делятся еще на два основных типа: для людей, впервые совершивших преступление, и для тех, кто совершил преступление повторно.

Колонии общего и строгого режима отличаются не сильно – в основном количеством разрешенных свиданий, посылок и денег на лицевом счете, которые осужденные могут тратить на свои нужды. Например, при строгом режиме осужденные могут получить три краткосрочных и три длительных свидания с родными в год, а при общем режиме – шесть краткосрочных и четыре длительных. Основная масса осужденных не может свободно передвигаться по территории учреждения вне локальной зоны своего отряда (огороженного участка вокруг жилого помещения отряда) без разрешения или сопровождения сотрудника. Право на это получают только осужденные, занимающие административные должности. Проживают осужденные чаще всего в общежитиях, где друг от друга отделены только отряды, а внутри отряда все живут в одном большом помещении, уставленном двухъярусными кроватями.

Колонии-поселения самый мягкий режим содержания, там отбывает наказание на данный момент чуть больше 33 000 осужденных. Мужчины и женщины могут содержаться на одной территории, но в разных зданиях. Осужденные также могут жить на территории колонии вместе с семьей. Они не только могут свободно перемещаться по территории колонии, но также работать за пределами учреждения.

Наиболее жесткий режим содержания – в колониях особого режима и в тюрьмах. Туда попадают приговоренные к пожизненному лишению свободы или смертной казни, а также совершившие особо опасный рецидив. Кроме того, туда могут быть переведены злостные нарушители с более мягкого режима. В тюрьмах и частично в колониях особого режима осужденные живут в камерах: общих или одиночных. Там содержится чуть больше 3000 человек.

Помимо основного режима, внутри исправительных учреждений тоже есть разные условия отбывания наказания. Решение о распределении принимает уже не суд, а администрация учреждения. Здесь обнаруживаются коррупционные возможности: многие хотят иметь облегченные условия содержания из-за большего количества свиданий и передач и лучших бытовых условий.

Переход от полиоптикума к паноптикуму (от общежития к камерному содержанию) для осужденных за преступления, к которым нельзя применить наказания, не связанные с лишением свободы, разумен с точки зрения безопасности и контроля. Однако надо учесть необходимость соблюдения европейских стандартов бытовых условий и режима содержания осужденных, которым пока соответствует лишь малая часть российских тюрем. Минусы такой системы для осужденных – ощущение замкнутого пространства и невозможности скрыться от наблюдения хотя бы на какое-то время, затерявшись среди других осужденных. В российском случае дополнительные сложности камерного типа содержания касаются самого тюремного режима – а именно, что сотрудники должны выводить сидельцев по одному из камеры, а не отрядами, как это делают в колонии. Из-за этого сложно организовать работу и обучение заключенных, а также медицинскую помощь.

Некоторые постсоветские страны пытаются уйти от системы общежитий, закрывают колонии и строят новые тюрьмы. Полностью перейти на европейскую систему тюрем удалось, например, Эстонии еще в 1990-е. Такой переход в России возможен при сокращении тюремного населения, создании мягких тюремных режимов, в том числе предполагающих возможность перемещения на некоторых участках тюрьмы. Кроме того, необходимы новые тюрьмы и переформатирование старых с учетом европейских стандартов. Дефицит сотрудников остается серьезной проблемой. Он должен быть восполнен в первую очередь за счет увеличения числа социальных работников, психологов и врачей. Такие меры призваны уменьшить нагрузку на оперативников, занимающихся в том числе воспитательной работой и предотвращением конфликтов.

Автор — младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при европейском университете в Санкт-Петербурге

Как пояснил Суд, в случаях привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве они содержатся в СИЗО на условиях отбывания наказания в исправительном учреждении


28 декабря Конституционный Суд вынес Постановление № 50-П по делу о проверке конституционности ряда норм, регламентирующих порядок встреч с родными лиц, уже отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, но временно содержащихся в СИЗО.

Осужденный жаловался на отсутствие свиданий в СИЗО с близкими

ВС выявил нарушение права на защиту заключенного СИЗО при оспаривании им отказа в свиданиях с защитником

Как пояснил Суд, в КАС РФ нет оснований для прекращения производства по административному делу из-за подачи истцом в другой суд тождественного иска, производство по которому было прекращено по причине убытия его из СИЗО

Осужденный к лишению свободы в исправительной колонии общего режима Евгений Парамонов в 2014–2018 гг. содержался в СИЗО в качестве обвиняемого. Впоследствии он обращался в суд общей юрисдикции с административным иском к двум следственным изоляторам и территориальному органу ФСИН России, требуя признать незаконным отказ предоставить ему длительные свидания с родителями и другими близкими родственниками. Административный истец отмечал, что отсутствие таких свиданий во время содержания в СИЗО значительно осложняет его отношения с супругой, с которой они хотят иметь детей. Это обстоятельство, по мнению заключенного, препятствует обоим супругам в праве на получение материнского капитала по соответствующей программе.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, признав действия ответчиков законными, а также указав на пропуск истцом срока для обращения в суд. В дальнейшем апелляция и кассация оставили решение в силе. Безуспешной оказалась и попытка осужденного получить в судебном порядке компенсацию морального вреда в связи с отсутствием длительных свиданий с близкими. Тем не менее в июле 2019 г. суд частично удовлетворил административный иск о признании незаконным содержания Евгения Парамонова в СИЗО в определенное время ввиду бездействия по переводу его в исправительную колонию общего режима.

В жалобе в Конституционный Суд Евгений Парамонов подверг сомнению конституционность ст. 77.1 УИК РФ, ст. 17 и 18 Закона о содержании под стражей, а также п. 139–143 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, регламентирующих порядок содержания в СИЗО лиц, уже отбывающих наказания в пенитенциарных учреждениях.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы не предусматривают возможности проведения длительного свидания на территории СИЗО как для обвиняемых, так и для осужденных, содержащихся там в связи с участием в следственных действиях и судебном разбирательстве по новому уголовному делу. Таким образом, подчеркнул заявитель, лишение указанных лиц возможности иметь длительные свидания ставит их в неравное положение с лицами, виновность которых доказана вступившим в силу приговором и которые отбывают наказание в виде лишения свободы в колониях общего или строгого режима, имея право на такие свидания.

КС напомнил права заключенных на свидания с родными

Изучив материалы дела, Конституционный Суд напомнил, что право на неприкосновенность частной и семейной жизни (в том числе на неформальное общение) защищается законом в отношении каждого, так как распространяется и на лишенных свободы лиц в установленном порядке. Таким образом, исполнение наказания в виде лишения свободы предполагает меры по обеспечению поддержания осужденными социально полезных семейных отношений, контактов с близкими родственниками, включая свидания с ними, в том числе длительные. При этом в ряде случаев возможно временное ограничение права на такие свидания из-за противоправного поведения осужденного, однако использование такой меры не может быть произвольным.

Как пояснил Суд, права на длительные свидания сохраняются у всех категорий осужденных, включая тех, кто лишен свободы пожизненно. При этом осужденные, оставленные в СИЗО или переведенные туда, в части права на свидание приравниваются к подозреваемым (обвиняемым), которым избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

КС признал неконституционными ряд оспариваемых заявителем норм

Таким образом, Конституционный Суд счел, что ст. 77.1 УИК во взаимосвязи со ст. 18 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых допускает произвольное, без установленных законом оснований, ограничение осужденных к лишению свободы в праве на длительные свидания. Как пояснил Суд, это обстоятельство, в свою очередь, ведет к отступлению от требования соразмерности ограничений прав преследуемым целям, даже если оставление в СИЗО или перевод туда отчасти продиктованы потребностями рациональной организации производства по уголовному делу, деятельности органов предварительного расследования и суда.

В итоге КС признал указанные нормы неконституционными в той мере, в какой лица, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии или тюрьме и оставленные в СИЗО либо переведенные в него из указанных исправительных учреждений для участия в следственных действиях в качестве подозреваемого, обвиняемого или участия в судебном разбирательстве в качестве обвиняемого, лишаются права на длительные свидания без установленных законом оснований. В связи с этим федеральному законодателю рекомендовано внести изменения в текущее законодательство.

В постановлении также отмечается, что до внесения в законодательство необходимых поправок вопрос об ограничении права на длительные свидания в отношении указанной категории осужденных разрешается по основаниям и в порядке, установленным данным постановлением КС. Право требовать длительного свидания возникает по истечении двух месяцев со дня вступления в силу данного судебного акта. КС также счел, что заявитель жалобы вправе обратиться в суд за компенсацией в связи с принятыми в отношении него правоприменительными решениями, вынесенными на основе норм, признанных неконституционными.

Адвокаты поддержали выводы Суда

Адвокат добавил, что, к примеру, до сих пор не решен вопрос, по каким критериям должно засчитываться осужденным время пребывания в СИЗО по требованию следствия (в случае, если содержание под стражей для срока их наказания должно засчитываться в кратном порядке).

По мнению эксперта, данное постановление интересно тем, что КС впервые применил к оспариваемым отношениям – праву на длительные свидания осужденного с семьей в условиях содержания его под стражей, – положения ч. 1 ст. 23 (о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны), а также ч. 1 ст. 38 (о защите материнства и детства) Конституции РФ.

Понятие неслужебных связей и правонарушения, характеризующие данное явление. Способы реализации вступления в неслужебные связи с персоналом исправительных учреждений, используемые осужденными. Меры по устранению факторов, способствующих их возникновению.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.12.2018
Размер файла 18,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вестник Кузбасского института № 4 (33) / 2017

О состоянии борьбы с неслужебными связями, возникающими между персоналом и осужденными, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме в сфере организации деятельности подразделений исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и, в частности, их оперативных аппаратов, связанной с противодействием неслужебным связям персонала уголовно-исполнительной системы с осужденными. Акцентируется внимание на определении понятия неслужебных связей и их соотношения с незаконными связями. Рассматриваются наиболее характерные и распространенные методы и способы реализации вступления в неслужебные связи с персоналом исправительных учреждений, используемые осужденными.

Приводятся качественные и количественные показатели фактов вступления в неслужебные связи. Выделяются наиболее характерные криминогенные факторы, способствующие вступлению персонала исправительных учреждений в неслужебные связи с осужденными. На основании проведенного анализа приведены качественные меры по устранению факторов, способствующих возникновению неслужебных связей, с помощью использования оперативно-розыскных сил, средств и методов. Высказаны предложения для использования оперативными подразделениями в рамках противодействия неслужебным связям в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: противодействие неслужебным связям; противодействие запрещенным связям; взаимоотношения персонала УИС с осужденными; оперативно-розыскная деятельность; исправительные учреждения.

Abstract

The article deals with the problem associated with the organization of units of correctional institutions of the Federal penal service of the Russian Federation and in particular their operational units to combat off-duty communications personnel of the penal system convicts. Focuses on the definition of unofficial relations the correlation with illegal connections. Discusses the most typical and common methods and ways of realization of the entry into unofficial communication with the prison staff used prisoners summarizes the qualitative and quantitative indicators of the facts of membership in unofficial communication. Additionally highlighted, the most typical criminogenic factors contributing to the introduction of correctional staff in unofficial communication with the prisoners. Based on the above analysis, the qualitative measures to address the factors contributing to the emergence of unofficial relations through the use of investigative powers, resources and methods. Suggestions for use of operational units to combat with unofficial ties to the penal system.

Keywords: countering unofficial relations; opposition to prohibited relations; relations between the staff of the prison with the prisoners; investigative activities; to a correctional institution.

Предлагаем более подробно рассмотреть неслужебные связи персонала ИУ с осужденными как устойчивое негативное явление, возникающее в процессе исполнения уголовных наказаний.

А.В. Сенатов определяет неслужебные связи как вступление работников исправительных учреждений в отношения с осужденными, которые не регламентированы уголовно-исполнительным законодательством [5].

Однако взаимоотношения персонала ИУ и осужденных строго регламентированы уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Следовательно, взаимоотношения между персоналом ИУ и осужденными, не связанные с процессом исполнения уголовного наказания, являются незаконными, так как противоречат действующему законодательству и, соответственно, запрещены.

Такое понимание неслужебных связей, на наш взгляд, первоочередно служит правильному применению этого понятия практическими работниками в деятельности по укреплению законности в ИУ.

Неслужебные связи, устанавливаемые осужденными с аттестованными, вольнонаемными сотрудниками, а также иными лицами, посещающими территорию ИУ, могут проявляться в трех формах: дисциплинарных проступках, административных правонарушениях и уголовных преступлениях.

Как правило, неслужебные связи персонала ИУ с осужденными выражены в виде доставки и передачи запрещенных предметов, веществ и информации, однако часто проявляются и в иных формах, таких как изменение условий содержания на более благоприятные для осужденного, либо предоставление иных преференций (льгот) в конкретном ИУ, предоставление положительно характеризующих материалов (несоответствующих личности осужденного), в том числе для подачи материалов об условно-досрочном освобождении и др.

Официальные статистические данные ФСИН России -- сведения о нарушении законности среди личного состава УИС -- демонстрируют тенденцию к некоторому снижению числа выявленных фактов неслужебных связей персонала с осужденными и лицами, содержащимися под стражей. Так, в 2012 г. выявлено 204 факта вступления сотрудников УИС в запрещенные связи со спецконтингентом, в 2013 г. -- 185 фактов, 2014 г. -- 123 факта, 2015 г. -- 112 фактов, в 2016 г. -- 115 фактов [3]. Приведенные данные могли бы свидетельствовать об эффективности работы оперативных подразделений, в частности, подразделений собственной безопасности ФСИН России, направленной на противодействие неслужебным связям.

Однако, опираясь на практический опыт, вынуждены констатировать, что снижение выявленных и пресеченных фактов вступления сотрудников ИУ в неслужебные связи с осужденными связано как с изощренностью и изобретательностью правонарушителей, так и с занижением фактических данных в угоду рейтинговых показателей.

Также, говоря о неслужебных связях между персоналом УИС и осужденными, нельзя не сказать о высокой латентности данных фактов в связи с тем, что в них, как правило, заинтересованы оба участника совершаемого правонарушения.

Очевидно, что наличие неслужебных связей в том или ином учреждении оказывает отрицательное влияние на состояние оперативной обстановки в нем, ведет к нарушениям установленного порядка отбывания наказания или содержания под стражей, способствует совершению иных правонарушений, а в некоторых случаях -- преступлений -- на территории ИУ и СИЗО. Следовательно, данное явление имеет высокий уровень общественной опасности, а степень организации борьбы с проявлениями неслужебных связей в учреждениях УИС на сегодняшний день зачастую не отвечает предъявляемым требованиям.

Опрошенные в ходе проведенного нами исследования практические работники учреждений УИС отметили следующие недостатки деятельности отделов и служб ИУ, способствующие вступлению персонала в неслужебные связи с осужденными:

- слабая организация работы оперативных аппаратов по выявлению осужденных, склонных к тем или иным правонарушениям, в том числе входящих в доверие к сотрудникам ИУ в корыстных целях;

- слабая организация работы оперативных аппаратов по выявлению сотрудников ИУ, склонных к вступлению в неслужебные связи с осужденными, отсутствие компрометирующей информации;

- отсутствие упреждающей и полной информации о лицах, намеревающихся приобрести (доставить) запрещенные предметы, установить неконтролируемые каналы доставки запрещенных предметов и веществ, улучшить (изменить) условия содержания в ИУ и т. д.;

- удаленность некоторых ИУ, невозможность оперативного доведения информации до сотрудников подразделений собственной безопасности;

- отсутствие возможности у оперативных сотрудников ИУ эффективно оказывать противодействие неслужебным связям, возникающим между руководством ИУ и осужденными, в силу зависимости и подчиненности;

- неэффективность организации надзора за осужденными (необеспечение его непрерывности, ненадлежащее использование имеющихся сил, неполный охват надзором объектов нахождения осужденных);

- бессистемность, неоперативность и низкое качество проведения обысков жилых и коммунально-бытовых помещений, мест трудоиспользования осужденных, прилегающей территории учреждений;

- низкое качество, а, в некоторых случаях -- формализм, в проведении досмотров транспортных средств, ввозимых грузов, граждан, прибывающих на свидания, персонала, прибывающего на территорию ИУ, и их вещей;

- ненадлежащая работа с лицами, принятыми на службу (работу) в ИУ, по оказанию им помощи в профессиональном становлении;

- неэффективное использование технических средств надзора за осужденными и контроля за деятельностью персонала ИУ (слабый охват систем видеонаблюдения, их частый выход из строя, отсутствие возможности хранения информации);

- сокрытие фактов изобличения сотрудников в незаконных связях с осужденными, увольнение их не по компрометирующим основаниям, неприменение административных и уголовно-правовых мер воздействия;

- слабый контроль (либо его отсутствие) руководства ИУ за деятельностью подчиненных;

- отсутствие системного подхода к осуществлению работы по формированию навыков антикоррупционного поведения у подчиненных в рамках служебной подготовки сотрудников ИУ;

- недостатки в организации воспитательной работы с сотрудниками по формированию ориентации на неукоснительное соблюдение законности и выполнение служебного долга и др.

Таким образом, необходимо принятие качественных мер по устранению факторов, способствующих возникновению неслужебных связей, с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов: специфика оперативно-розыскной деятельности связана с использованием совокупности гласных и негласных методов, которые, в свою очередь, призваны наиболее эффективно противодействовать проявлениям неслужебных связей в УИС.

Следует отметить всеобъемлющий и многогранный характер факторов, способствующих возникновению неслужебных связей. Следовательно, подход к их устранению должен быть комплексным, включающим широкий спектр профилактических мероприятий, проводимых всеми заинтересованными службами учреждений.

1. Противодействие различного рода проявлениям неслужебных связей является одним из приоритетных направлений деятельности оперативных подразделений.

2. Наличие неслужебных связей персонала ИУ с осужденными оказывает отрицательное влияние на состояние оперативной обстановки в ИУ.

3. Основными факторами, способствующими вступлению персонала ИУ в неслужебные связи с осужденными, являются: слабые позиции оперативных подразделений ИУ, следовательно, отсутствие упреждающей, достоверной и полной информации о негативных процессах, происходящих в ИУ, бессистемность, неоперативность и низкое качество проведения обысков; неэффективность организации надзора за поведением осужденных; отсутствие прикомандированных к ИУ сотрудников подразделений собственной безопасности, невозможность влиять на противоправные действия руководства учреждения оперативными сотрудниками ИУ в силу подчиненности и зависимости, сокрытие фактов изобличения сотрудников в незаконных связях с осужденными, увольнение их по не компрометирующим основаниям, неприменение административных и уголовно-правовых мер воздействия и др.

4. Основными формами проявления неслужебных связей персонала ИУ с осужденными являются: доставка и передача запрещенных предметов, веществ информации, изменение условий содержания на более благоприятные для осужденного, либо предоставление иных преференций (льгот) в конкретном ИУ, предоставление положительно характеризующих материалов (не соответствующих личности осужденного), в том числе для подачи материалов об условно-досрочном освобождении и др.

5. Наиболее часто встречающимися мотивами вступления персонала ИУ в неслужебные связи с осужденными являются: шантаж, подкуп, сотрудников ИУ, нахождение в родственных или дружеских отношениях сотрудников ИУ и осужденных, о которых не известно оперативным подразделениям, личная инициатива сотрудников ИУ.

В настоящее время в ИУ проводится ряд мероприятий, направленных на противодействие вступлению персонала ИУ в неслужебные связи с осужденными. К сожалению, зачастую данное направление деятельности рассматривается руководством отдельных ИУ как второстепенное либо вообще игнорируется. Противодействие такому негативному явлению, как неслужебные связи между персоналом УИС и спецконтенгинтом, должно являться одной из наиболее важных и приоритетных задач для всех отделов и служб ИУ, в частности, оперативных подразделений. Для эффективного противодействия данному негативному явлению в ИУ на постоянной основе должен планироваться и проводиться комплекс профилактических, воспитательных, режимных, и в первую очередь оперативных мероприятий, нацеленных на искоренение неслужебных взаимоотношений между персоналом ИУ и осужденными.

В ходе осуществления деятельности оперативных подразделений в рамках рассматриваемого вопроса считаем целесообразным и необходимым следующее.

1. При организации в ИУ деятельности, направленной на противодействие вступлению персонала ИУ в неслужебные связи с осужденными, оперативным сотрудникам учреждения необходимо своевременно выявлять криминогенные факторы, способствующие совершению данного правонарушения, способы маскировки, учитывать особенности механизма, установления и поддержания неслужебных связей между отдельными сотрудниками ИУ и осужденными, умело и в полной мере пользоваться имеющимися инструментами противодействия данным явлениям.

2. Организовывать в оперативных отделах (группах) в рамках служебной подготовки проведение с сотрудниками занятий на знание правовых признаков, а также причин и условий, способствующих возникновению неслужебных связей между персоналом ИУ и осужденными, с учетом изменений в законодательстве и накопленного в данном направлении правоприменительной деятельности опыта работы (см. [8]). Полученные теоретические знания применять на практике при разработке и осуществлении системы мер, в том числе и оперативно-розыскного характера, по противодействию вступлению персонала ИУ в неслужебные связи с осужденными. В обязательном порядке зачитывать поступающие обзоры, разбирать отдельные факты.

3. Вести целенаправленную, тщательную и методичную работу по сбору, систематизации и анализу поступающей информации о любых признаках возможных проявлений неслужебных связей между персоналом ИУ и осужденными. Не допускать игнорирования либо иного бездействия при наличии данных сведений. Применять исчерпывающий перечень оперативно-розыскных сил, средств и методов, направленных на противодействие неслужебным связям.

неслужебный связь осужденный правонарушение

1. Карушин В.И. Некоторые вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в области режима в ИТУ // Новая Конституция СССР и проблемы совершенствования деятельности ИТУ. -- Рязань, 1980.

2. Максимов В. Совершенствуя исправительное законодательство // Воспитание и правопорядок. -- 1988. -- № 2.

3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Январь -- декабрь 2016 г. : информационно-аналитический сборник. -- Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2016.

4. Панарин Д.А. К вопросу о неслужебных связях работников уголовно-исполнительной системы с осужденными к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. -- 2008. -- № 2.

5. Сенатов А.В. Оперативно-розыскная профилактика неслужебных связей работников уголовно-исполнительной системы с спецконтингентом // Пенитен-циарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. -- 2014. -- № 2 (2).

6. Сенатов А.В., Чайковский А.А. Профилактика неслужебных связей работников уголовно-исполнительной системы с осужденными: криминологический и оперативно-розыскной аспекты // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -- 2017. -- № 4.

Подобные документы

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование воспитательной работы с осужденными. Формы, средства, методы воспитания и исправления осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

курсовая работа [56,8 K], добавлен 08.04.2016

История становления надзора за осужденными в России, его правовое регулирование на современном этапе. Обеспечение безопасности в исправительных учреждениях как одна из форм осуществления надзора. Анализ статистических данных по надзорным мероприятиям.

дипломная работа [3,2 M], добавлен 10.06.2011

Основное направление уголовно-исполнительной политики государства. Понятие режима отбывания наказания в исправительных учреждениях и его основные требования. Режим особых условий в исправительных учреждениях. Меры безопасности и основания их применения.

реферат [27,8 K], добавлен 26.04.2009

Понятие режима в исправительных учреждениях. Статус, правовое положение лиц, отбывающих наказание. Виды исправительных учреждений в России. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Социальная защита и реабилитация осужденных.

контрольная работа [35,6 K], добавлен 21.04.2016

Понятие, содержание, функции режима в исправительных учреждениях, а также основные способы его обеспечения, нормативно-правовое обоснование. Исследование особенностей общего режима отбывания наказания осужденными в исправительных колониях и тюрьмах.

Семь дел, где ВС защитил права заключенных

Две инстанции не стали рассматривать его требования. Первая инстанция оставила иск без движения, потому что не был подтвержден документами, а еще указала, что нет конкретных действий, которые обжалует осужденный. Апелляция не согласилась с первым доводом, но проявила солидарность со вторым.

Затем дело дошло до ВС. Он нашел в заявлении указания на конкретные факты: несоблюдение норм жилой площади и санитарных правил, испорченные продукты в столовой и так далее. Этого, по мнению ВС, уже достаточно, чтобы рассматривать дело. Но даже если требования истца и обстоятельства, на которые он ссылается, кажутся неясными, всегда есть возможность уточнить их при подготовке дела к производству, говорится в определении. Это могут сделать суд, административный ответчик.

По словам Дзедзинского, разъяснение должно упростить применение ст. 227.1 КАС об оспаривании действий и решений сотрудников ФСИН, связанных с ненадлежащими условиями отбывания наказания. Норма появилась в декабре 2019-го. Но если суды будут постоянно оставлять иски без движения, то она просто не будет работать, разводит руками Дзедзинский.


В 2020 году Верховный суд отменил решения по двум делам о запрещенных предметах у заключенных. Михаила Ушакова*, который отбывал наказание в колонии Башкортостана, на 15 суток водворили в штрафной изолятор: нашли у него два пакетика кофе и полплитки шоколада. Но сам Ушаков это отрицал: по его словам, это чужие продукты, он в камеру их не проносил. Дело дошло до суда. Там виновность заключенного подтверждали акты об обыске и фотографии кофе и шоколада в камере. Две инстанции сочли, что этого достаточно, но не Верховный суд. По его мнению, о нарушении администрация узнала до того, как истек срок хранения видеозаписи, где запечатлено обнаружение запрещенных продуктов. Но административный ответчик не предъявил суду такую запись. В деле, по сути, нет и других доказательств, что Ушаков пронес и хранил в камере эти продукты, говорится в Постановлении № 49-КА20-1. С такими выводами ВС отменил решение о водворении в ШИЗО.

В другом деле Евгений Фенкель* обжаловал взыскание в виде трех суток в ШИЗО за лезвие бритвенного станка, найденное в воротнике куртки. Он отрицал, что лезвие ему принадлежит, но суды подтвердили правоту сотрудников ИК № 8 по ЯНАО. Две инстанции не нашли причин сомневаться в рапорте должностного лица, которое проводило обыск. Но ВС решил иначе. Согласно его заключению, нижестоящие инстанции не оценили доводы Фенкеля о том, что лезвие ему не принадлежит. Заключенный указывал, что на воротнике есть машинный шов, а незадолго до обыска куртка была на ремонте в швейном цехе. Суды должны были это проверить и выяснить, мог ли Фенкель спрятать лезвие, написано в Определении № 70-КА20-2-К7. Дело направили на пересмотр.

Нарушения прав осужденных бывают в основном длящиеся. Это плохое питание, отсутствие медпомощи или средств гигиены, нарушение условий содержания, рассказывает Дзедзинский. Поэтому важны разъяснения Верховного суда о сроке исковой давности. Если у исправительного учреждения сохраняется обязанность что-то сделать (предоставить питание, медпомощь и т. п.), то подать иск можно в любое время. Если обязанность прекратилась, то для обращения в суд есть три месяца.

Но нарушение может оказаться, по сути, длящимся, возразил Верховный суд. Отказывать только из-за пропуска срока было нельзя. Таким образом, суд фактически оставил истца без защиты, а это идет вразрез с задачами административного судопроизводства, говорится в определении ВС. Головин может обратиться в суд в любое время, пока администрация обязана предоставить ему диетическое питание (ч. 1.1 ст. 219 КАС).


Головин обжаловал бездействие администрации и потребовал признать факт цензуры. Райсуд признал бездействие незаконным, но отказался признавать цензуру. А Санкт-Петербургский городской суд полностью отказал истцу. Он указал, что за счет исправительного учреждения пересылаются письма и бандероли, а отправление Головина значительно больше по весу. Как добавила апелляция, Головин не указал, как он пострадал от спорного решения и каким способом можно восстановить его нарушенное право.

Что же касается российского законодательства, оно не устанавливает ограничений по весу корреспонденции в адрес ЕСПЧ за счет средств СИЗО, отметил Верховный суд. Он признал незаконными действия СИЗО, где фактически нарушили право Головина на обращение в суд, и подтвердил факт цензуры. Решения нижестоящих инстанций были отменены.

Адвокат, который проходит в колонию к своему доверителю, не обязан сдавать сотрудникам ФСИН на хранение телефон, диктофон, ноутбук и другие технические средства. Это может помешать защитнику оказать качественную юридическую помощь, указал ВС в деле № 16-КА19-2 в 2019 году. Там адвокат Валерий Шухардин успешно оспорил действия сотрудников ФКУ ИК-28 УФСИН России по Волгоградской области, которые в 2017 году не пустили его в колонию на свидание с подзащитной с мобильным телефоном, диктофоном и фотоаппаратом. Они были нужны, чтобы зафиксировать телесные повреждения доверительницы и записать ее показания. Но сотрудники колонии потребовали сдать технику. Шухардин отказался, свидание сорвалось.

Затем адвокат обжаловал недопуск в суде. Волгоградский райсуд подтвердил, что ВС признал незаконным п. 77 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений о недопуске техники на свидания с осужденным (к этому также приложил руку Шухардин). В то же время решение вступило в силу в 2018 году, а нарушение было в 2017-м, поэтому все законно, решила апелляция. ВС отменил ее решение: следовало руководствоваться не подзаконным нормативным правовым актом, а Уголовно-исправительным кодексом и позициями Конституционного суда. Они как раз не содержат запрета на пронос техники (Определение № 16-КА19-2).

Верховный суд уже не в первый раз высказывает подобную позицию, что не мешает сотрудникам ФСИН и нижестоящим судам ее игнорировать, комментирует Дзедзинский. По его мнению, в случае Шухардина ВС лишь в очередной раз исправил очевидное нарушение.

Читайте также: