Что будет с товарным знаком после ликвидации ип

Обновлено: 16.05.2024


Ликвидация ИП - пошаговая инструкция 2021 года пригодится тем, кто хочет закрыть бизнес, но не знает, с чего начать. В статье расскажем, какие документы потребуются для прекращения предпринимательской деятельности, куда их нужно подать и как сэкономить на уплате госпошлины.

Основания для закрытия ИП

Основания для закрытия ИП условно можно разделить на две категории:

Как подготовиться к закрытию ИП

Чтобы закрыть ИП, нужно привести в порядок дела и документы — налоговая исключит предприятие из ЕГРИП только в том случае, если у него не будет незакрытых долгов. Перед обращением в ФНС нужно:

Все перечисленные действия нужно выполнять только в том случае, если у вас есть наемные работники. Если работников нет, шаги, направленные на взаимодействие с фондами, вы пропускаете.

Какие документы понадобятся

Чтобы закрыть ИП, понадобятся следующие документы:

  1. Заявление о регистрации прекращения деятельности в качестве ИП, составленное по форме Р26001. О том, как его заполнить, расскажем ниже.
  2. Документ об уплате госпошлины (ее нужно платить только в том случае, если вы подаете документы непосредственно в налоговую на бумажном носителе).
  3. Справка из Пенсионного фонда о том, что вы передали им сведения о застрахованных лицах (нужна только в том случае, если у вас есть наемные работники). Справку можно и не подавать — в этом случае налоговики сделают запрос в ПФР самостоятельно.

Заполнение заявления по форме Р26001

Форма заявления на ликвидацию ИП Р26001 унифицированная — она закреплена приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Новая форма действует с 25.11.2020. Ее можно заполнить на компьютере или от руки — черными чернилами, разборчиво и без исправлений. В заявлении указывают номер телефона заявителя и адрес электронной почты — на нее придет результат обращения в налоговую. Раздел 3 формы заполнять не нужно — это сделают сотрудники налоговой при приеме документа.

Бланк и образец такого заявления вы можете увидеть и скачать в нашем материале.

Уплата госпошлины

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размер госпошлины, которую следует уплатить при закрытии ИП, составляет 160 рублей (20 процентов от размера пошлины, взимаемой при регистрации ИП; ее размер составляет 800 рублей). Можно сэкономить, подав документы не на бумажном носителе, а через интернет — в этом случае платить не придется (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Документ об оплате нужно приложить к заявлению по форме Р26001 — налоговая примет (п. 3 ст. 333.18 НК РФ):

  • платежное поручение с отметкой об исполнении, если платили безналичным способом;
  • банковскую квитанцию, если платили наличными.

Способы сдачи документов

Документы подаются в налоговую инспекцию по месту жительства. Найти инспекцию, которая обслуживает ваш адрес, можно на сайте ФНС. Передать документы можно разными способами:

Срок рассмотрения заявления

ФНС рассматривает документы в течение пяти рабочих дней с момента получения (п. 1 ст. 8, п. 8 ст. 22.23 ФЗ № 129). Если по заявлению будет вынесено положительное решение, налоговая направит заявителю выписку из ЕГРИП, содержащую запись о том, что ИП ликвидирован. В случае отказа налоговая пришлет соответствующее уведомление — в нем будет указана причина, по которой предпринимателя не сняли с регистрационного учета.

Получение подтверждения факта снятия с регистрации

Подтверждение факта снятия с регистрации выдается в электронном виде — выписка из ЕГРИП заверяется усиленной электронной подписью налоговой. Бумажный документ предоставляется только в том случае, если заявитель заранее подавал запрос на его выдачу (п. 3 ст. 11 ФЗ № 129).

Если вы подавали такой запрос, порядок выдачи бумажной выписки зависит от способа обращения в налоговую — документ можно получить в отделении ФНС, в МФЦ или у нотариуса.

Нужно ли посещать фонды?

В том случае, если у предпринимателя были наемные работники, после закрытия ИП придется оповестить об этом все фонды, в которые он производил отчисления.

После увольнения последнего работника и регистрации факта закрытия ИП в налоговой подается заявление о снятии с учета в ФСС. К нему нужно приложить копии приказа (приказов) о расторжении с работниками трудовых договоров. В течение 14 дней с момента получения документов ФСС снимет бывшего предпринимателя с учета (подп. 3 п. 3 ст. 6 ФЗ № 125).

Итоги

Итак, чтобы закрыть ИП, нужно привести в порядок документы и уволить работников (если они есть). После этого можно обращаться в налоговую — лично или через интернет. Заявление о закрытии ИП рассматривают в течение пяти дней. Если у предпринимателя нет непогашенных долгов, сведения о предприятии будут исключены из ЕГРИП.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ликвидация ИП

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, которое получило право заниматься бизнесом. Если бизнес не приносит доход или у собственника изменились планы, ИП надо сняться с регистрационного учёта и прекратить предпринимательскую деятельность. Эта процедура намного проще, чем закрытие ООО, однако в ней тоже есть свои особенности.

Можно ли закрыть бизнес с долгами

Начнем с того, возможна ли ликвидация ИП с долгами. Ведь причиной прекращения деятельности часто становятся убытки в бизнесе и задолженности перед бюджетом. Можно ли сняться с налогового учёта в этом случае?

При этом всего несколько лет назад разрешалась только ликвидация ИП без долгов. Перед закрытием бизнеса надо было получить из ПФР справку об отсутствии задолженностей по взносам. И если фонд не выдавал эту справку, ИФНС не снимала предпринимателя с учёта. В результате долги по взносам росли, хотя бизнесом предприниматель уже давно не занимался. Но сейчас подобная практика прекращена, поэтому налоговая инспекция обязана принять у вас заявление по форме Р26001.

Какие документы нужны для снятия ИП с учёта

Документы, которые надо подготовить для прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, перечислены в статье 22. 3 закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ:

  • заявление по форме Р26001; ;
  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Обратите внимание, с 25 ноября 2020 года втупает в силу новая форма заявления Р26001.

Такой же перечень приводится на сайте ФНС. Причём, особо подчеркивается, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Ведь если заявитель его не представит, ИФНС самостоятельно запросит сведения из ПФР по межведомственному запросу.

Перечень документов для прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности

Заявление по форме Р26001

Форма заявления Р26001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. В бланке всего одна страница, где надо указать следующие сведения:

  • код ОГРНИП;
  • полное имя индивидуального предпринимателя;
  • код ИНН;
  • контактные данные: телефон и email;
  • способ получения документа, подтверждающего снятие ИП с учёта: лично заявителю, почтой или доверенному лицу.

Объяснять причины, по которым предприниматель прекращает бизнес, или указывать сумму задолженности перед бюджетом и партнёрами не требуется. Заранее подписывать заявление Р26001 не надо, потому что подпись заявителя должен удостоверить налоговый инспектор или нотариус.

Квитанция на госпошлину для ликвидации ИП

Ликвидация ИП без электронной цифровой подписи заявителя обойдётся в 160 рублей. Именно такую сумму составляет госпошлина за снятие предпринимателя с учёта. 2019 год – это первый год, в котором за ликвидацию ИП можно не платить, если документы направляются, заверенные ЭЦП. Если же электронной подписи у предпринимателя нет, то пошлина обязательна.

Квитанция оплачивается на реквизиты регистрирующего налогового органа. Если вы не меняли прописку, скорее всего, это будет та же налоговая инспекция, где проводилась регистрация ИП. В случае сомнений можно уточнить нужные контакты на горячей линии Федеральной налоговой службы или в ближайшей ИФНС.

А можно подготовить квитанцию для оплаты пошлины с помощью бесплатного сервиса ФНС. В этом случае нужные реквизиты будут заполнены автоматически, надо только указать свой адрес регистрации.

Квитанция для оплаты госпошлины для ликвидации ИП

Сведения из ПФР

В этом документе Пенсионный фонд сообщает сведения о суммах страховых взносов, перечисленных предпринимателем за себя в период ведения бизнеса. Напомним, что ИП с работниками и без работников платят за себя фиксированную сумму взносов при доходе до 300 000 рублей в год.

В 2019 году эта сумма составляет 36 238 рублей, а в следующем году она увеличится до 40 874 рублей. И как раз обязанность платить страховые взносы за себя при отсутствии доходов от бизнеса часто становится причиной снятия ИП с учёта.

Как мы уже отметили, запрашивать сведения из ПФР об уплате взносов за себя необязательно. Ведь при необходимости нужную информацию ИФНС получит самостоятельно.

Сдача отчётности онлайн

Ликвидация ИП по шагам

А теперь детально опишем процедуру ликвидации ИП. Пошаговая инструкция поможет вам самостоятельно пройти этот путь быстро и без неприятных последствий.

Шаг 1. Увольте своих работников и сдайте отчётность по ним

ИП без работников этот шаг пропускают, а работодателям придётся потратить на закрытие бизнеса чуть больше времени.

В соответствии со статьей 180 ТК РФ работников надо уведомить об увольнении не позже, чем за два месяца до прекращения работы, но это требование относится только к организациям. Для ИП такой срок не установлен, однако предприниматель должен подать в службу занятости уведомление об увольнении персонала за две недели до этого. Поэтому обычно и работников уведомляют в этот же срок - за две недели. Необходимо также оформить кадровые документы (приказ об увольнении и записку-расчёт), выплатить работнику зарплату и внести запись в трудовую книжку.

В фонды и ИФНС сдают последнюю отчётность по работникам (РСВ, 6-НДФЛ, 4-ФСС, СЗВ-М и СЗВ-Стаж). А в течение 15 дней после сдачи отчётов необходимо перечислить страховые взносы за сотрудников.

Шаг 2. Снимите с учёта ККТ и закройте расчётный счёт

Снятие ККТ с учёта оформляется заявлением по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@. Подайте заявление в свою инспекцию и получите карточку о снятии кассового аппарата с регистрационного учёта.

Одновременно с этим можно обратиться в банк для закрытия расчётного счёта. Здесь никаких крайних сроков не установлено, т.е. счёт может оставаться открытым и после ликвидации ИП, но за его обслуживание придётся платить. В зависимости от банка процедура закрытия р/с может занять около недели или чуть больше. Все подробности можно узнать в самом кредитном учреждении.

Шаг 3. Подготовьте и подайте документы для ликвидации ИП

Перечень документов для прекращения предпринимательской деятельности мы уже рассмотрели выше, он очень простой – заявление Р26001 и квитанция на 160 рублей.

Документы могут быть поданы лично в ИФНС или направлены почтой (в этом случае подпись заявителя в форме Р26001 должен заверить нотариус). Закрытие ИП через МФЦ может оказаться самым удобным вариантом, если ближайший к вам центр оказывает такие услуги. Однако таких МФЦ не так много.

Ликвидация ИП через Госуслуги на самом портале невозможна, т.к. это неэлектронная услуга. В данном случае Портал может только предоставить информационную поддержку, т.е. описать процедуру прекращения предпринимательской деятельности.

Информация о ликвидации ИП на портале Госуслуг

Например, здесь можно узнать о причинах отказа в ликвидации:

  • непредставление необходимых документов;
  • подача заявления в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • несоблюдение нотариальной формы заявления, если она необходима;
  • подписание заявления неуполномоченным лицом.

Если же вас интересует именно онлайн-способ снятия ИП с учёта, то при наличии ЭЦП надо обратиться на сайт ФНС. Ликвидация ИП через Госуслуги таких возможностей не предоставляет.

На шестой рабочий день после получения заявления Р26001 налоговая инспекция направляет на электронный адрес заявителя лист записи ЕГРИП о снятии предпринимателя с учёта. При желании получить бумажный документ о закрытии ИП надо обратиться с заявлением в этот регистрирующий орган.

Шаг 4. Заплатите за себя страховые взносы

Предприниматели без работников, а также ИП-работодатели должны перечислить оставшуюся сумму страховых взносов за себя в течение 15 дней после снятия с учёта. Рассчитать сумму к уплате можно на нашем калькуляторе взносов.

Шаг 5. Сдайте декларации и заплатите налоги

Срок сдачи последней отчётности и уплаты налогов зависит от системы налогообложения ИП:

    – декларация не позже 20 числа месяца, следующего за закрытием, уплата налога — не позже 25 числа этого месяца; – на этом режиме нет деклараций, а налог предприниматель платит в виде стоимости патента, т.е. до конца срока его действия надо перечислять нужную сумму; и ЕСХН – сдать декларацию и заплатить налог необходимо не позже 25 числа месяца, следующего за месяцем снятия ИП с учёта; – на этом режиме два разных налога: сдать 3-НДФЛ надо в течение 5 дней после закрытия ИП, налог заплатить в течение 15 дней; НДС – не позже 25 числа месяца, следующего за кварталом закрытия.

На этом процедура прекращения предпринимательской деятельности завершена. Помните, что хранить документы, подтверждающие расчёт и уплату платежей в бюджет надо минимум 4 года после закрытия бизнеса (статья 23 НК РФ). В течение этого периода ИФНС может инициировать проверку деятельности ИП.

Кристина Шперлик

Перед предпринимателями, решившими прекратить свою деятельность, стоит несколько задач. Если у них есть сотрудники, то им нужно правильно расторгнуть трудовые отношения с ними, чтобы избежать судебных тяжб. Кроме того, важно сохранить документацию и разобраться с обязательствами по налогам.

В числе основных причин закрытия ИП не только добровольное решение предпринимателя, решение суда о принудительной ликвидации ИП или признание предпринимателя банкротом. В последнее время ИП все чаще присматриваются к специальному налоговому режиму для самозанятых — налогу на профессиональный доход. Если их доход не превышает 2,4 млн в год, то они решают закрыть ИП и перейти в статус официальных самозанятых.

Типичные ошибки при закрытии ИП

При закрытии ИП важно многое учесть: рассчитать сотрудников, сдать налоговую отчетность, разобраться с кассой и навести порядок в документах. А если у вас есть работники, то процедура усложнится.

Но иногда предприниматели допускают некоторые ошибки.

1. Игнорирование необходимости сдачи налоговой отчетности

Некоторые предприниматели, закрыв ИП до окончания отчетного периода, забывают сдать налоговую отчетность. При ликвидации ИП возникает обязанность уплатить налоги в течение 15 дней.

2. Нарушение требования о снятии с учета контрольно-кассового аппарата

Кассовый аппарат, который использует предприниматель, следует снять с учета до подачи заявления о закрытии ИП.

3. Уничтожение документации

Многие считают, что после закрытия ИП можно избавиться от документации. Но законодательство обязывает всю бухгалтерскую и налоговую документацию хранить в течение четырех лет (п. 8 ст. 23 НК РФ). Это обезопасит вас от возможных недоразумений и поможет разрешить спорные ситуации в случае проверок со стороны контролирующих органов.

Сроки хранения кадровой документации гораздо дольше — это десятки лет. Она включает в себя трудовые договоры, приказы работодателя о приеме, увольнении работников, личные дела, личные карточки работников (в том числе временных), лицевые счета или расчетные ведомости по начислению заработной платы.

Как закрыть ИП без сотрудников

Процедура прекращения деятельности ИП состоит из нескольких этапов, но она значительно сокращается и упрощается, если вы не являетесь работодателем и не используете в работе онлайн-кассу.

ИП без сотрудников нужно представить в налоговую:

  • Заполненное и подписанное заявление о госрегистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП – форму № Р26001. Заявление удостоверяется подписью заявителя, ее подлинность должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Хотя это не потребуется в случае, если заявление предоставляется в регистрирующий орган лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность.
  • Документ об уплате госпошлины в размере 160 руб. Но если документы направляются в электронном формате, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать пошлину не нужно.
  • Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР. Если этот документ не представить, то его предоставит сам территориальный орган ПФР.

Способы отправки документов для закрытия ИП могут быть разными: по почте с объявленной ценностью и описью вложения, через МФЦ, на сайте ФНС или через портал госуслуг.

Этапы закрытия ИП с сотрудниками

Остановимся на пошаговой инструкции для закрытия ИП со всеми необходимыми документами и бланками, которые вам могут понадобиться.

1. Выполните свой долг работодателя — разберитесь с сотрудниками, если они у вас есть

Это значит, что вам нужно рассчитать их, а также сдать отчетность и заплатить за них взносы.

Уведомление службы занятости

Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, о предстоящем сокращении сотрудников нужно в письменном виде предупредить службу занятости — за две недели (по месту жительства ИП).

Установленной формы такого уведомления нет, поэтому оно составляется в произвольной форме. При этом есть целый перечень обязательных сведений о сокращаемых сотрудниках, которые должны быть в нем указаны:

  • должность;
  • профессия;
  • специальность;
  • квалификационные требования;
  • условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Можно отталкиваться от такой формы уведомления.

Предупреждение работников о предстоящем увольнении

Важно, чтобы с уведомлением каждый сотрудник был ознакомлен под подпись.

В трудовых договорах с работниками могут быть прописаны не только сроки предупреждения об увольнении, но и основания и размеры выходного пособия и других компенсационных выплат в случае прекращения трудового договора. Если все эти пункты указаны в документе, то вы обязаны их соблюдать.

Если же конкретные сроки уведомления прописаны в тексте трудового договора, то нужно соблюсти именно их. Уведомить нужно всех работников, даже тех, кто находится в отпуске, на больничном или в командировке .

По каждому сотруднику нужно подготовить документы:

По письменному заявлению сотрудника вы обязаны выдать ему заверенные копии документов, связанных с трудовой деятельностью.

Отчитайтесь за сотрудников, заплатите за них взносы

Налоговая инспекция должна получить от вас РСВ и 6-НДФЛ. ФСС — форму 4-ФСС. А ПФР — формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

После сдачи отчетов необходимо в течение 15 дней уплатить за сотрудников страховые взносы, которые вы насчитали в РСВ и 4-ФСС.

Заявление о снятии с учета в качестве работодателя подается в ФСС только после того, как уволен последний работник (бланк заявления можно скачать на сайте ФСС). Срок снятия — в течение 14 рабочих дней со дня поступления заявления.

Важно помнить, что факт снятия страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в ФСС.

2. Не забудьте снять с учета ККТ

Чтобы снять с учета онлайн-кассу при закрытии ИП, нужно подать заявление в ФНС (Приказ ФНС РФ от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@). Это можно сделать лично в налоговой, через интернет — на сайте ФНС, а также в личном кабинете оператора фискальных данных.

Если вы являетесь пользователем Контур.ОФД, ознакомьтесь с подробной инструкцией о том, как снять кассу с учета.

3. Урегулируйте все вопросы с контрагентами

Отношения с контрагентами регулируют различные договоры, как обуславливающие деятельность предпринимателя, например, договор аренды, договор обслуживания техники, договор поставки канцелярских принадлежностей, так и договоры, заключенные с контрагентами по непосредственной деятельности предпринимателя.

Необходимо выплатить контрагентам собственные долги и взыскать с них долги, которые должны ИП. Как известно, после закрытия ИП все его долги остаются на физическом лице (бывшем ИП). Когда кредитор готов подождать, не обязательно гасить долг перед закрытием. Но вместе с тем взыскать собственные долги еще в момент работы ИП — это обязательное мероприятие (хотя бы потому, что в этом случае большинство споров будут рассматриваться в арбитражном суде, который гораздо компетентнее в спорах, вытекающих из экономических правоотношений).

4. Уничтожьте печать (при ее наличии)

Законодательство РФ не обязывает ИП иметь печать. Тем не менее ИП никто не запрещает ее иметь.

Только стоит помнить, что после закрытия ИП печать теряет свою юридическую силу, ведь ИП, обозначенный на печати, уже фактически не существует. Поэтому лучше уничтожить печать, чтобы исключить риски ее неправомерного использования третьими лицами.

Важный момент: уничтожение печати оформляется актом, который свидетельствует комиссия. Она может состоять из любых лиц: родственников, знакомых.

5. Подготовьте необходимый пакет документов для закрытия ИП

Какие именно документы потребуются:

  • Скачайте на сайте ФНС форму № Р26001 – это заявление о госрегистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП. Его нужно заполнить.

Обратите внимание на то, что подпись на заявлении должна быть засвидетельствована у нотариуса. Исключение составляет случай, когда предприниматель представляет документы лично и при этом предъявляет паспорт.

  • Сформируйте на сайте ФНС квитанцию об уплате госпошлины. Она обойдется вам в 160 руб. Если заявление подается на сайте налоговой или в МФЦ, то оплачивать госпошлину не нужно.
  • Представьте в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о персонифицированном учете.

Если вы это не сделаете, то территориальный орган сам сделает эту работу за вас: направит налоговой необходимую информацию в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

Способы подачи документов в ФНС

Сейчас доступно несколько способов — вы можете выбрать любой удобный:

  • лично (нужно будет иметь при себе паспорт);
  • через представителя по доверенности, заверенной нотариусом;
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения (в этом случае подпись должна быть засвидетельствована нотариально). В соответствующем поле заявления нужно указать ИНН нотариуса. Если это не сделать, то в закрытии ИП могут отказать (Письмо ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@); ;
  • лично или по доверенности в МФЦ; .

Для формирования документов в электронном виде потребуется квалифицированная электронная подпись.

Инспекция, приняв документы, выдаст (или направит) в ответ расписку в их получении.

Какие документы вы получите от ФНС

С момента получения документов у налоговой есть 5 дней на то, чтобы закрыть ИП. Но это если с вашим пакетом документов всё в порядке.

По факту процедуры вы получите уведомление о снятии с учета и лист записи ЕГРИП.

Обязательства после утраты статуса ИП

Даже утратив статус ИП, вы, как физлицо, продолжаете нести обязательства, взятые на себя во время ведения бизнеса, то есть над вами продолжают висеть долги — их не стоит оставлять непогашенными.

6. Разберитесь с отчетностью

ИП на ЕНВД подают декларацию не позднее 20 числа первого месяца, следующего за месяцем закрытия ИП.

Если вы являетесь пользователем Эльбы, то сервис поможет вам сдать декларацию по УСН или ЕНВД и посчитает страховые взносы после закрытия ИП.

ИП на ОСН подают 3-НДФЛ (в течение 5 дней после внесения записи о закрытии ИП) и декларацию по НДС (до 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором закрылся ИП).

По страховым взносам нужно отчитаться в течение 15 дней после остановки деятельности. Фиксированная часть взносов уменьшится пропорционально дням существования ИП — ее можно посчитать с помощью калькулятора взносов. Нужно будет заплатить дополнительный 1 % пенсионных взносов от суммы, на которую полученный доход превысил 300 000 руб.

7. Закройте расчетный счет

Чтобы разобраться с расчетным счетом, заполните заявление по форме, выданной в банке, который открыл счет.

Часто возникают вопросы о том, можно ли не закрывать расчетный счет в связи с прекращением деятельности ИП. Эксперты в большинстве своем сходятся во мнении, что лучше все-таки закрыть, чтобы избежать претензий со стороны банка и налоговых органов.

Когда нужна помощь юриста в закрытии ИП

Юрист может оградить как от банальных ошибок, например, неправильно заполненного заявления (в этом случае ФНС откажет в закрытии), так и от более серьезных — если перед закрытием не предпринять необходимых действий по увольнению сотрудников, по снятию с регистрации ККТ.

Эксперт предупреждает, что в этом случае ФНС не только откажет в закрытии, но и может организовать проверку деятельности ИП, а сотрудники, с которыми перед закрытием не прекратили трудовые отношения по всем правилам трудового законодательства, смогут обратиться в суд.

Как закрыть ИП в пандемию

В период пандемии могут вводиться различные ограничения, которые делают невозможным посещение налоговых органов.

К заявлению прилагаются:

  • скан-копия или фото страниц документа, удостоверяющего личность;
  • фото (селфи) с этим документом, открытым на тех же страницах.

Также нужно будет уплатить в электронном виде пошлину (160 руб.).

Дальнейшее личное взаимодействие с налоговым органом не потребуется.

Налоговый орган даст ответ в течение пяти рабочих дней и направит документы на указанный электронный адрес.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Ликвидация ИП - пошаговая инструкция 2021 года пригодится тем, кто хочет закрыть бизнес, но не знает, с чего начать. В статье расскажем, какие документы потребуются для прекращения предпринимательской деятельности, куда их нужно подать и как сэкономить на уплате госпошлины.

Основания для закрытия ИП

Основания для закрытия ИП условно можно разделить на две категории:

Как подготовиться к закрытию ИП

Чтобы закрыть ИП, нужно привести в порядок дела и документы — налоговая исключит предприятие из ЕГРИП только в том случае, если у него не будет незакрытых долгов. Перед обращением в ФНС нужно:

Все перечисленные действия нужно выполнять только в том случае, если у вас есть наемные работники. Если работников нет, шаги, направленные на взаимодействие с фондами, вы пропускаете.

Какие документы понадобятся

Чтобы закрыть ИП, понадобятся следующие документы:

  1. Заявление о регистрации прекращения деятельности в качестве ИП, составленное по форме Р26001. О том, как его заполнить, расскажем ниже.
  2. Документ об уплате госпошлины (ее нужно платить только в том случае, если вы подаете документы непосредственно в налоговую на бумажном носителе).
  3. Справка из Пенсионного фонда о том, что вы передали им сведения о застрахованных лицах (нужна только в том случае, если у вас есть наемные работники). Справку можно и не подавать — в этом случае налоговики сделают запрос в ПФР самостоятельно.

Заполнение заявления по форме Р26001

Форма заявления на ликвидацию ИП Р26001 унифицированная — она закреплена приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Новая форма действует с 25.11.2020. Ее можно заполнить на компьютере или от руки — черными чернилами, разборчиво и без исправлений. В заявлении указывают номер телефона заявителя и адрес электронной почты — на нее придет результат обращения в налоговую. Раздел 3 формы заполнять не нужно — это сделают сотрудники налоговой при приеме документа.

Бланк и образец такого заявления вы можете увидеть и скачать в нашем материале.

Уплата госпошлины

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размер госпошлины, которую следует уплатить при закрытии ИП, составляет 160 рублей (20 процентов от размера пошлины, взимаемой при регистрации ИП; ее размер составляет 800 рублей). Можно сэкономить, подав документы не на бумажном носителе, а через интернет — в этом случае платить не придется (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Документ об оплате нужно приложить к заявлению по форме Р26001 — налоговая примет (п. 3 ст. 333.18 НК РФ):

  • платежное поручение с отметкой об исполнении, если платили безналичным способом;
  • банковскую квитанцию, если платили наличными.

Способы сдачи документов

Документы подаются в налоговую инспекцию по месту жительства. Найти инспекцию, которая обслуживает ваш адрес, можно на сайте ФНС. Передать документы можно разными способами:

Срок рассмотрения заявления

ФНС рассматривает документы в течение пяти рабочих дней с момента получения (п. 1 ст. 8, п. 8 ст. 22.23 ФЗ № 129). Если по заявлению будет вынесено положительное решение, налоговая направит заявителю выписку из ЕГРИП, содержащую запись о том, что ИП ликвидирован. В случае отказа налоговая пришлет соответствующее уведомление — в нем будет указана причина, по которой предпринимателя не сняли с регистрационного учета.

Получение подтверждения факта снятия с регистрации

Подтверждение факта снятия с регистрации выдается в электронном виде — выписка из ЕГРИП заверяется усиленной электронной подписью налоговой. Бумажный документ предоставляется только в том случае, если заявитель заранее подавал запрос на его выдачу (п. 3 ст. 11 ФЗ № 129).

Если вы подавали такой запрос, порядок выдачи бумажной выписки зависит от способа обращения в налоговую — документ можно получить в отделении ФНС, в МФЦ или у нотариуса.

Нужно ли посещать фонды?

В том случае, если у предпринимателя были наемные работники, после закрытия ИП придется оповестить об этом все фонды, в которые он производил отчисления.

После увольнения последнего работника и регистрации факта закрытия ИП в налоговой подается заявление о снятии с учета в ФСС. К нему нужно приложить копии приказа (приказов) о расторжении с работниками трудовых договоров. В течение 14 дней с момента получения документов ФСС снимет бывшего предпринимателя с учета (подп. 3 п. 3 ст. 6 ФЗ № 125).

Итоги

Итак, чтобы закрыть ИП, нужно привести в порядок документы и уволить работников (если они есть). После этого можно обращаться в налоговую — лично или через интернет. Заявление о закрытии ИП рассматривают в течение пяти дней. Если у предпринимателя нет непогашенных долгов, сведения о предприятии будут исключены из ЕГРИП.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: