Что будет если заряжать аккумулятор большим напряжением чем положено

Обновлено: 04.07.2024

В интернете очень много информации как же правильно заряжать аккумулятор и какие правила нужно знать. Но, не везде есть вся необходимая информация, автолюбитель почитав подобные статьи остаётся с кучей вопросов, особенно если автолюбитель начинающий.

В этой статье я бы хотел рассказать, об ошибках которые совершают автолюбители при зарядке АКБ. Что нужно знать и главные правила такой казалось бы простой процедуры как зарядка АКБ. Опасные ошибки. Каким током заряжать, нужно снимать клеммы или нет? Как зарядить полностью разряженный АКБ? На что обратить внимание и т.д.

Также в статье расскажу два реальных случаях когда при зарядке АКБ сгорела машина и сгорел блок управления в автомобиле.

Аккумулятор желательно заряжать на малом токе. Малый ток принято считать 1.5-2.5А. Как мы все прекрасно знаем при зарядке АКБ силу тока нужно выбирать 1/10 от его емкости аккумулятора. А если позволяет время, то желательно 1/20. Напряжение же не должно быть более 14,7В. Если у Вас АКБ емкостью 60 А*ч, то ток должен быть до 6 А, если брать в расчет 1/20, то 3А, а лучше убавить до 2-2,5А. Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка.

Есть один нюанс о котором многие не задумываются, когда выбирают ток зарядки. Аккумулятор постоянно теряет свою емкость, если даже Вы ответственно и правильно эксплуатируете АКБ его емкость с годами будет уменьшаться. Если у Вас АКБ емкостью 60, то через 2-3 года его емкость может составлять 45А*ч. Соответственно заряжать его 10%(6А) уже нельзя, он будет быстро закипать и накапливать заряд неэффективно. Если у Вас нет прибора для проверки емкости, то следует как писал Выше уменьшать ток заряда. Вы потратите больше времени, но более качественно и без вреда зарядите АКБ.

Время зарядки зависит от многих факторов.

  • Процент разряженности АКБ. Тут всё логично, полностью разряженный АКБ придется заряжать дольше, чем АКБ с разрядом 50%.
  • Износ АКБ. Это то, о чем я писал выше. Со временем пластины в АКБ разрушаются и он теряет свою емкость. Если у Вас АКБ 60 А*ч, то со степенью износа падает и емкость. Через 2-3 года емкость может быть уже 45А*ч и ниже. Соответственно чем ниже емкость тем быстрее зарядится АКБ.
  • Сила тока и напряжение при зарядке. Чем ниже сила тока тем медленнее заряжается АКБ.
  • Скорость приема заряда. Многое зависит еще и от температуры. Холодный АКБ хуже заряжается. Если Вы занесли АКБ зимой с улицы дайте ему отогреться в комнатной температуре. Более того, если АКБ разрядился на морозе, то его плотность упала, соответственно температура застывания электролита также упала, он у Вас может просто замёрзнуть. Заряжать такой аккумулятор нельзя. Открутите пробки и посмотрите, не замерз ли у Вас электролит, подождите пока он отойдёт и только потом заряжаем АКБ. Если у Вас АКБ не обслуживаемый то его можно немного покачать и услышите "булькает" ли в нём электролит или застыл. Еще раз повторюсь, по мере разряда АКБ падает его плотность, чем ниже плотность тем выше температура замерзания, например если у Вас АКБ разрядился до 20%, то его плотность примерно 1,18 при этой плотности электролит застывает уже при -20. Если на улице мороз более -20 градусов, то электролит у Вас замёрзнет. Это может привести к повреждению пластин и даже корпуса АКБ. Его может "раздуть" или треснуть корпус.

Поэтому, если на улице мороз, а у Вас быстро разряжается АКБ или Вы планируете на долгое время оставить автомобиль на стоянку, то позаботьтесь о сохранности АКБ.

Как понять, что АКБ зарядился? Замер напряжение и плотности в этом Вам поможет. Если у Вас аккумулятор заряжается продолжительное время и уже начал "кипеть", то отключаем зарядное устройство, даем немного постоять(чтобы электролит устоялся и перестали выделяться пузырьки газа) и замеряет напряжение и плотность электролита.

Если АКБ полностью заряжен, то при температуре 25 градусов плотность электролита должна быть 1,27-1,28. Напряжение на клеммах АКБ 12,7В.

Как зарядить полностью разряженный аккумулятор?

Глубокий разряд один из самых главных врагов для аккумулятора.

При глубоком разряде АКБ происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора.

При глубоком разряде АКБ заряжать его нужно с большим напряжением, но также малым током. Напряжение выставляем примерно на 16В, а ток 0.5-1А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление ёмкости АКБ. За один цикл восстановить АКБ и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

ВНИМАНИЕ! Напряжение более 14,5В подходит не для всех видов АКБ. Гибридные и гелевые АКБ так заряжать нельзя. И если Вы заряжаете АКБ большим напряжением более 14,7В(15,5-16,2) обязательно отключите клемму АКБ автомобиля, такое высокое напряжение может вывести из строя электронику автомобиля.

И так какие основные правила заряда АКБ?

  • 1) Заряжаем АКБ на малом токе, если разряд не глубокий, то напряжение не больше 14,7.
  • 2) Перед началом зарядки дать АКБ отогреться.
  • 3) Проверяем, что вентиляционные отверстия в пробках или газоотводная трубка не забиты, лучше открутить пробки.
  • 4) При откручивании пробок убираем с них всю пыль, грязь. Многие используют для откручивания обычную монету, главное не повредите пробки при откручивании, точнее не "залепите" вентиляционные отверстия. Пробка пластиковая и порой при неправильном откручивании их мнут и глушат вентиляционное отверстие, будьте внимательны это опасно! Пробки откручиваем и оставляем в отверстиях, но не закручиваем. Это позволит свободно выходить газам и защитит батарею от попадания различного мусора.
  • 5) Зарядку АКБ производим в хорошо проветриваемом помещении. Пары электролита очень вредны, а водород выделяемый при зарядке взрывоопасен.
  • 6) Клеммы АКБ и сам корпус должны быть чистые, окислы и отложения с клемм необходимо отчистить(метал. щеткой или наждачкой).
  • 7) Сначала подключается зарядное устройство к клеммам аккумулятора, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. При этой проверяем, чтобы клеммы зарядного устройства плотно обжимали клеммы АКБ.

Далее расскажу историю о возгорании автомобиля, а еще как знакомый сжёг блок управления, что нужно знать о обслуживании АКБ, нужно ли снимать клеммы с автомобиля и проблемы возникающие при зарядке АКБ.

История произошла примерно лет 8 назад. Мой знакомый ездил на ВАЗ-2101. В один прекрасный летний день, он находясь на даче решил обслужить аккумулятор и зарядить его зарядный устройством. Устройство было самодельное, досталось ему от отца. Он подключил зарядное, прикрыл капот и пошел заниматься своими делами совершив главную ошибку - не обеспечил вентиляцию банок(не открутил пробки и даже не проверил вентиляционные отверстия). Примерно через час он услышал хлопок, прибежал к автомобилю и увидел, что из под капота валит дым, открыл капот и огонь разгорелся. Его жена побежала звонить пожарным, а он начал тушить пожар шлангом из бани, к приезду пожарных он своими силами потушил авто. Когда я к нему приехал увидел следующее: вмятина капота, весь капот, крылья, часть крыши и моторный отсек черный и обгоревший и самое интересное АКБ нет! Он показал только мелкие обломки и два крупных это была половина нижней части и часть верхней крышки с клеммой и двумя пробками(эта часть лежала в пару метрах от автомобиля), всё! Он разлетелся словно в него засунули гранату. Я видел ранее лопнувшие АКБ, но это были просто лопнувшие корпуса или трещины, а тут он разлетелся на мелкие куски. Когда я держал в руках самую крупную часть АКБ с пробками, то увидел, что две пробки настолько измяты при откручивании, что вентиляционные отверстия просто были забиты.

Варианта тут два. Я думаю произошло следующее: по каким-то причинам электролит начал кипеть(высокое напряжение или замыкание пластин). Газы не смогли проходить и разорвали корпус, но в это слабо вериться, при таком варианте скорее всего бы просто лопнул корпус или пробку выдавило. Поэтому вероятнее всего второй вариант: при кипении начал выделяться водород и была искра(например при плохом контакте клеммы акб-зарядного) произошел взрыв АКБ и началось возгорание. Возможно где-то "потел" топливный шланг, карбюратор или бензонасос что усилило возгорание. Не знаю, что точно произошло. Но факт, что АКБ взорвался на мелкие куски и произошел пожар. Как Вы думаете, что могло быть? Или может сталкивались с подобным? Оставляйте комментарии.

Остановимся на некоторых моментах:

Если Вы используете современное умное зарядное устройство, то Вы можете столкнуться с такой проблемой: при включении зарядного устройства заряд не идет. Стрелка амперметра лежит на ноле. Не надо грешить на ЗУ, скорее всего дело не в нём. Такое может быть если Ваш АКБ замкнут или сильно разряжен. Если АКБ сильно разряжен(более 20%), то подождите некоторое время и стрелка амперметра пойдёт вверх и зарядка пойдёт. Если же Ваш АКБ замкнут, то практически сразу увидите кипение в банке(если АКБ обслуживаемый). Такой АКБ только менять.

Нужно ли снимать клеммы АКБ автомобиля при зарядке зарядным устройством? При ответе на этот вопрос расскажу вторую историю.

Мой знакомый ездил и ездит на Volkswagen Touareg. В машинах он особо не разбирается, знает как уровень масла посмотреть, как заправляться и как залить жидкость в бачок омывателя, всё! На профильном форуме он вычитал, что обязательно нужно зарядить АКБ с помощью зарядного устройства. Он пошел к соседу по гаражу и взял зарядное, заводское оно было или нет я не понял. Посмотрев на форуме как это делать он пошел к себе в гараж. Откинул сидушку и подключил зарядное, клемму автомобиля с АКБ не снял. Включил зарядное и начал заниматься делами, навёл порядок в багажнике и решил пропылесосить в салоне. У него в прикуривателе стоял USB разветвитель с вольтметром. Он потянулся его вытащить, чтобы подключить пылесос и увидел показания вольтметра 16,5В. На форуме читал, что вроде как должно быть не более 14,5. Позвонил знакомому и тот сказал ему отключить зарядное и попробовать снова. Он отключил зарядное и через некоторое время вольтметр стал показывать 12,7В, он снова включил зарядное и через минут 10 снова стало 16,5В. Видимо в глубине души у него живёт истинный автолюбитель и почуяв неладное он отключил зарядное и собрал всё на место. Закончил свои дела и решил ехать домой. Запустил мотор, но отопитель перестал работать. Проверил предохранители, все целые, но отопитель не включался. Съездил на диагностику и вердикт был не утешительный, замена блока управления отопителем.

Это нормально при таком высоком напряжении, а возможно оно было и выше. Высокое напряжение губительно для электроники автомобиля. Ему повезло, что другие блоки не вышли из строя. В такой сложной машине их много. Проблема в том, что на таких автомобилях блоки не отключаются даже когда зажигание не включено(у него было включено первое положение), они отключаются и машина "засыпает" только через некоторое время, когда автомобиль закрыт. Имейте это ввиду. Так нужно ли отключать клеммы при заряде АКБ с зарядного устройства? Ответ: да!

Если есть возможность отключить клемму АКБ, то лучше это сделать. Современные и умные зарядные устройства тоже могут дать сбой, редко, но возможно.

Но есть автомобили, на которых отключение клеммы АКБ не то, чтобы не желательно, но и противопоказано. Такие марки как БМВ, Ауди, Мерседес и другие не всегда хорошо переживают отключение клеммы. Мало того, что можно получить много ошибок в разных блоках и нужно обращаться в сервис для адаптации блоков или сбросов ошибок, так еще автомобиль может просто не запуститься. Могут слететь ключи иммобилайзера или синхронизация и автомобиль просто не будет видеть ключ.

Поэтому вывод такой: пользуйтесь хорошим, современным зарядным устройством известной фирмы. Если есть возможность снять клемму, то сделайте это. Если нет, то следите за напряжением и током заряда АКБ постоянно. Я пользуюсь зарядным одной фирмы, оно автоматическое и долгие годы работает исправно, такое же зарядное было на сервисе, где я работал и там оно работает по сей день. Если Вам интересно какое это зарядное, то напишите в ЛС или оставьте комментарий и я сообщу. Тут марку называть не буду так как сочтут за рекламу. Сейчас это зарядное стоит около 2200 рублей. Режим 6/12 Вольт и максимум 10 ампер. В автоматическом режиме работает отлично. Также какое выбрать зарядное можно почитать в интернете, много сайтов с отзывами, обращайте внимание на сроки гарантии и гарантийные обязательства!

Всем спасибо за внимание! Если статья была Вам полезна, то я очень рад! Есть комментарии и замечания? Оставляйте! Все мы учимся и я буду рад, если Вы поделитесь новой информацией!

Автомобильный аккумулятор требует регулярного ухода. Это касается как обслуживаемых АКБ, так и необслуживаемых. Как правило, сервис заключается в очистке клемм, контроле уровня электролита, напряжения. При необходимости аккумулятор нужно заряжать, используя специальное устройство.

Параметры зарядки аккумулятора

Выбор параметров зарядки аккумулятора зависит от его типа и способа подзарядки.

Общие правила зарядки аккумулятора

Если аккумулятор сел, используется один из двух методов зарядки: постоянный или переменный. Оба одинаково эффективны, безопасны для АКБ, если соблюдать все правила эксплуатации, технику безопасности.

Постоянным током

Зарядка постоянным током

Зарядка постоянным током.

Один из вариантов восстановить работоспособность – заряжать аккумулятор током. При определении величины руководствуйтесь формулой 0,1 х С20 (0,1 от номинальной ёмкости при 20-часовом режиме разряда). То есть аккумуляторную батарею на 80 А/ч следует заряжать током в 8 Ампер. Для поддержания постоянного значения рекомендуется использовать зарядное устройство нового типа с микроконтроллером. Если использовать ЗУ старого типа, необходимо каждые два часа контролировать, регулировать ток зарядки, также обеспечить отвод газов, которые обильно выделяются по окончании зарядки. Для минимизации испарений рекомендуется ступенчато снижать силу тока по мере роста напряжения. Например, если вольтметр показывает 14,4 Вольт, заряд аккумулятора на 60 Ач следует ограничить 3 Амперами.

При зарядке необслуживаемых АКБ, где нет отверстий для долива дистиллированной воды, рекомендуемая сила тока, при достижении напряжения в 15 Вольт, не должна превышать 1,5 А.

Батарея считается заряженной, когда показатели тока и напряжения остаются неизменными в течение 2 часов. Оптимальное напряжение зависит от типа, особенностей, технических характеристик аккумуляторной батареи.

Постоянным напряжением

Зарядка постоянным напряжением

Зарядка постоянным напряжением.

При зарядке таким способом уровень итогового заряда АКБ зависит от величины напряжения, которое подавалось на клеммы из зарядно-восстановительного устройства. Если заряжать автомобильный аккумулятор напряжением 14,4 В 20-24 часа, батарея на 12 Вольт зарядится на 80%, а для полного заряда за аналогичное время, потребуется выставлять контроллер на 16,3-16,4 Вольта.

При первичной подаче тока его значение может достигать 40-50 Ампер – зависит от ёмкости, внутреннего сопротивления АКБ. Поэтому большинство современных зарядных устройств, во избежание короткого замыкания, перегрева, комплектуются защитными модулями, ограничивающими максимальный ток заряда.

По мере зарядки напряжение на клеммах постепенно приблизится к значениям, выдаваемым зарядным устройством. Одновременно, величина зарядного тока снизится, приблизившись к нулю по мере завершения процедуры. Таким образом обеспечивается полностью автоматическая зарядка аккумулятора, не требующая постоянного контроля человека, ручное изменение настроек. Система самостоятельно перестанет заряжать АКБ, как только напряжение на выводах приблизится к 14,4 В. В этот момент загорится индикатор зелёного цвета, сообщающий пользователю, что зарядка завершена, аккумулятор готов к полноценной работе. При зарядке необслуживаемых аккумуляторов на восстановление может потребоваться более суток.

Как выбрать параметры зарядки

На выбор параметров зарядки влияет тип аккумулятора:

Для обслуживаемой АКБ

В обслуживаемом аккумуляторе есть специальные крышки, обеспечивающие герметичность банок. Перед зарядкой такого АКБ их необходимо выкрутить – это обеспечит нормальный газоотвод. При этом следует контролировать уровень электролита, не допускать его падения ниже контрольной линии. Если осуществлять зарядку, игнорируя данное правило, на пластинах может начаться сульфатация, что приведёт к ускоренному износу АКБ, необходимость покупать замену.

Сульфатация аккумулятора

Сульфатация аккумулятора.

Преимущество обслуживаемых аккумуляторов – возможность изменять плотность электролита в соответствии с климатическими особенностями. Например, если сделать плотность большей, зимой автомобиль будет нормально относиться при критических температурах, аккумулятор можно будет оставлять на ночь на улице, не переживая, что тех. жидкость замерзнет.

При зарядке руководствуйтесь общими правилами, принятыми при работе с постоянным током, переменным напряжением.

Для необслуживаемой АКБ

Необслуживаемые аккумуляторы заряжаются аналогично обслуживающим. Но в отличие от вторых, в них нельзя контролировать уровень электролита. Производители не рекомендуют полноценно заряжать такие батареи из-за особенностей газовыделения. В необслуживаемом АКБ нет крышек на банках, а газоотвод осуществляется через специальный клапан. После нескольких зарядок уровень электролита может упасть ниже нормы, оголив пластины. Также отсутствие полноценного газоотведения может привести к деформации корпуса.

Для исключения негативных последствий следует точно рассчитывать время заряда, устанавливать пониженные параметры на ЗУ. Например, если источник питания 60 Ач выдаёт напряжение 12,2 В, значит он заряжен наполовину. Для восполнения ему нужно 30 Ач. То есть его нужно заряжать в течение 5-6 часов, подавая ток на 6 Ампер.

И производители АКБ и эксперты однозначно заявляют, что своевременное обслуживание, правильная зарядка аккумуляторной батареи генератором, зарядным устройством существенно продлевают срок эксплуатации, обеспечивает нормальный пусковой ток, минимизирует вероятность, что двигатель не заведётся зимой.

Не каждый автовладелец знает, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля, а некоторые и вовсе не делают этого. Но даже если устройство работает исправно, оно все равно нуждается в регулярной подзарядке

Начать стоит с того, что существует много разных аккумуляторов для автомобилей, но самый распространенный вид — аккумуляторная кислотная батарея (АКБ). Срок службы АКБ составляет порядка 3-5 лет, но его можно существенно продлить, если познакомиться с устройством получше и научиться корректно его использовать.

Каждый автомобильный аккумулятор нужно полностью заряжать хотя бы 2 раза в год — перед зимой и после. Но лучше делать это каждый раз, когда заряд батареи падает до 50-70%. Если пренебречь этим, батарея будет постоянно заряжена не полностью, даже при работающем генераторе. Это не кажется проблемой, но стоит разобраться в теме немного детальнее.

Из названия понятно, что АКБ работает на растворе кислоты. Внутри устройства всегда протекают активные химические реакции. Поэтому пластины незаряженного аккумулятора покрываются сульфатом свинца — этот процесс называют сульфатацией. Из-за него параметры батареи существенно падают.

Но сульфатация обратима. При полной зарядке АКБ сульфат свинца распадается обратно на составные части химической реакции. Это продлевает срок его службы и помогает сохранить объем батареи. Поэтому крайне важно знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля и как измерять его запас энергии.

Как определить, что аккумулятор нуждается в зарядке

Если электроприборы начинают слабее работать во время запуска двигателя или машина не заводится вообще, возможно, ее аккумулятор разрядился. Убедиться в этом можно многими способами. Почти все они связаны с напряжением аккумулятора или плотностью электролита — раствора, который содержится в батарее.

Уровень заряда батареи важно знать не только в экстренных случаях. За ним нужно следить регулярно и вовремя заряжать аккумулятор, если необходимо. Расскажем, как выявить эту самую необходимость и уберечь АКБ от быстрого износа.


Как узнать заряд аккумулятора по плотности электролита

Сразу стоит отметить, что это очень точный способ измерения. Но он не подойдет для необслуживаемых аккумуляторов, то есть для закрытых батарей без доступа к раствору. Этот метод основан на простой взаимосвязи: чем выше плотность электролита, тем больше заряд батареи.

Для измерения пригодится ареометр или рефрактометр. С их помощью узнают точную плотность электролита. По результату замеров можно сделать вывод о заряде аккумулятора:

  • 1,28 г/см³ — 100%, аккумулятор полностью заряжен, его можно использовать,
  • 1,19 г/см³ — 50%, аккумулятор наполовину заряжен, его нужно подзарядить,
  • 1,10 г/см³ — 0% аккумулятор полностью разряжен, его нужно зарядить или заменить.

Плотность еще зависит от температуры, это тоже важно учесть. Чем холоднее на улице, тем выше плотность электролита. Указанные выше числа актуальны для измерения при 25 градусах. В более теплом или холодном климате 100%-му заряду будут соответствовать другие значения: от 1,24 г/см³ до 1,31 г/см³.

Кроме того, с помощью ареометра можно выявить дефект в одной из банок аккумулятора. Для этого нужно замерить плотность во всех емкостях — у исправной батареи значение будет везде одно и то же. Но если в одной из банок случилось замыкание, плотность раствора в ней будет заметно ниже, чем в других.

Как узнать заряд аккумулятора по напряжению

Измерить напряжение аккумулятора можно двумя способами. Первый — измерение без нагрузки. Для него понадобится только мультиметр или вольтметр. Мультиметр — это универсальное приспособление для измерения разных электрических характеристик. Он включает в себя функции вольтметра, так что эти приборы можно принимать за один — последовательность действий будет в любом случае одинаковой:

После этого прибор покажет текущее напряжение АКБ. Аккумулятор считается полностью заряженным, если его напряжение равно 12,7 В. Снижение значения на 0,1 В — это потеря 10% запаса энергии. Поэтому если прибор показывает 12,4 В или меньше, батарею необходимо зарядить.

Второй способ проверки чаще всего применяется в сервисных центрах, но ничто не мешает автовладельцу использовать его самостоятельно. Для этого понадобится нагрузочная вилка — это прибор с резистором, который включает в себя функции вольтметра. С его помощью создается кратковременная нагрузка на аккумулятор, в конце которой берется замер напряжения.

Вариант измерения с нагрузочной вилкой дает более точный результат. 10,2 В — это идеальный показатель, он говорит о целостности батареи и ее полном заряде. Напряжение около 9 В означает, что аккумулятор нуждается в обязательной подзарядке — запас энергии на средней отметке. Если значение ниже 8 В, батарея полностью разряжена или неисправна.

Обратите внимание на важные особенности второго метода:

  • Не рекомендуется применять нагрузочную вилку к аккумулятору на холоде. Температура воздуха должна быть хотя бы 20 градусов.
  • Сила тока во время нагрузки должна быть 100 А, иногда — 200 А.
  • Нагружать аккумулятор нужно на протяжении 5 секунд, замер в конце пятой секунды является самым точным.
  • После нагрузки напряжение должно вернуться к обычному значению. То есть напряжение с 10,2 В изменится до 12,6 В или выше.

Если нагрузочной вилки с собой не оказалось, можно включить фары автомобиля — это тоже нагрузка на аккумулятор. Но в таком случае нужно ориентироваться на другие значения напряжения: 11,8 В — это высокий заряд аккумулятора, 10 В и ниже — аккумулятор разряжен или почти разряжен. Однако точным этот способ назвать нельзя.

Как измерить заряд без вольтметра или ареометра

Если под рукой не оказалось устройств для измерения плотности или напряжения, на выручку придут альтернативные способы:

Есть еще немало способов проверки заряда аккумулятора и его исправности. Но многие из них опасны или недостаточно точны.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Зарядка АКБ — процесс простой, но отнестись к нему нужно ответственно и серьезно. Внутри батареи содержится раствор серной кислоты, а она очень опасна для человека. Кроме того, во время зарядки из электролита выделяются газы, в том числе взрывоопасный водород.

Техника безопасности — не простая формальность. От этих знаний может зависеть здоровье или жизни многих окружающих людей. Поэтому крайне важно соблюдать правила безопасности во время зарядки автомобильного аккумулятора:

При работе с аккумулятором следует держать при себе раствор соды (10%) — им можно нейтрализовать кислоту. Если на кожу попала жидкость из батареи, а соды под рукой нет, место ожога можно промыть под проточной водой из крана. После зарядки необходимо помыть руки теплой водой с мылом.

Выбор способа зарядки аккумулятора автомобиля

Подзарядить автомобильный аккумулятор можно двумя способами. В обоих случаях фиксируют значение одной из двух основных электрических величин. Именно поэтому рекомендуется покупать такое зарядное устройство, с помощью которого можно контролировать и силу тока, и напряжение. Владелец этого ЗУ может сам выбрать способ зарядки.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но более корректным считается способ с постоянным напряжением. При этом у обоих методов есть ряд преимуществ и недостатков. Подробно о них расскажем ниже.

Зарядка постоянным током

Для зарядки устанавливается постоянное значение силы тока. Это не значит, что до самого конца ничего не нужно менять — как раз наоборот. Дело в том, что зарядный ток (измеряется в амперах — А) нужно будет уменьшать в процессе. Это делается вручную, с помощью ЗУ. Последовательность действий такая:

  1. На зарядном устройстве устанавливается сила тока. Ее значение должно быть в 10 раз меньше емкости аккумулятора. Например, если на корпусе батареи написано 70 А*ч, нужно поставить силу тока 7 А.
  2. Батарея начнет заряжаться, и ее напряжение будет постепенно возрастать. Когда оно дойдет до 14,4 В, силу тока нужно будет снизить в 2 раза.
  3. Когда напряжение достигнет отметки в 15 В, нужно еще раз снизить силу тока в 2 раза. Такое пошаговое снижение уменьшает риск поломки устройства.
  4. Аккумулятор полностью заряжен, если сила тока и напряжение не меняются в течение 1-2 часов.

Зарядка постоянным током проходит относительно быстро — примерно за 10 часов, но у нее есть свои минусы:

  • Батарея быстрее изнашивается.
  • Выделяется много газов, особенно когда АКБ почти полностью зарядилась.
  • За процессом нужно регулярно следить и контролировать его: вовремя переключать силу тока и проверять температуру аккумулятора (если она выше 40 градусов, батарею нужно отключить и продолжить зарядку позднее).

Лучше не использовать этот способ на постоянной основе. Он подойдет в тех случаях, когда времени на зарядку постоянным напряжением нет, но аккумулятор нуждается в обязательной подзарядке.

Зарядка постоянным напряжением

Как зарядить батарею постоянным напряжением:

Такой способ считается правильным, потому что батарея изнашивается медленнее. Но он не лишен недостатков:

  • Аккумулятор заряжается не полностью, а на 80-85%. Если заряжать батарею постоянным напряжением 15 В, а не 14,5 В, она зарядится на 90%.
  • Второй способ длительный — АКБ может заряжаться дольше суток.
  • При низкой температуре кислотную батарею не получится корректно зарядить постоянным напряжением. Это связано с повышенным сопротивлением внутри холодного аккумулятора.

Вариант с постоянным напряжением считается правильным. Если нет нужды в срочной зарядке, стоит выбрать именно его.

Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Когда клеммы и корпус устройства почищены, крышки с емкостей батареи сняты, а спецодежда надета, пора приступать к зарядке автомобильного аккумулятора. Для этого нужно запомнить простой порядок действий:

Если выполнять все действия по инструкции, проблем не возникнет. Главное помнить о том, что огня или искр в помещении с аккумулятором быть не должно. Именно поэтому клеммы присоединяются к аккумулятору в самом начале, еще до включения в сеть — это самый важный пункт.

Как понять, сколько заряжать аккумулятор автомобиля? Это зависит от способа зарядки. На многих современных зарядных устройствах установлен индикатор, который даст понять, что батарея заряжена. Чаще всего процесс занимает около суток.

Как заряжать аккумулятор автомобиля от другой машины

Стоит обратить внимание также на то, что для подзарядки стандартного 12-вольтового аккумулятора нужен тоже 12-вольтовый аккумулятор. Напряжение батареи у грузовиков и тяжелой техники — 24 В или 48 В, они не подойдут для прикуривания легкового автомобиля.

Ошибка в прикуривании иногда очень дорого обходится автовладельцам. Если сделать что-то неправильно, можно лишиться всего электрооборудования или аккумулятора автомобиля. Поэтому стоит знать правильную последовательность действий:

Этот способ — крайняя мера. После прикуривания автомобиль начнет заводиться и будет работать исправно какое-то время, но это не повод отказываться от нормальной зарядки. Желательно полностью зарядить батарею, чтобы не снижать ее емкость и другие важные характеристики.

Популярные вопросы и ответы

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля?

Не снимать аккумулятор с автомобиля можно, а вот снимать клеммы для правильной зарядки обязательно. Потому что в процессе могут появляться скачки напряжения, которые пагубно сказываются на электронных системах автомобиля.

Что заряжает лучше — генератор или зарядное устройство?

Однозначно зарядное устройство, генератор выдаёт очень маленькую силу тока и предназначен больше для поддержания заряда аккумулятора, а не для полноценной зарядки.

Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

Аккумулятор можно заряжать на морозе, если электролит не превратился в лёд, но с большей вероятностью не получится зарядить его на 100% и без постоянного контроля напряжения, силы тока и плотности электролита можно привести его в нерабочее состояние навсегда.

Сколько заряжать аккумулятор автомобиля?

Нужно ли заряжать новый аккумулятор автомобиля?

В зарядке нового аккумулятора нет ничего негативного, но в любом случае очень тяжело встретить аккумулятор в магазине со 100%-ым зарядом, что соответствует напряжению 12,7-12,9В. Обычно при покупке нового аккумулятора продавец измеряет напряжение мультиметром, и аккумулятор выдаёт значение около 12,50В, что означает заряд порядка 80%, зарядка при данном показателе не требуется, но для своего спокойствия и продления срока службы аккумулятора можно провести данную процедуру. А вот в случае, когда на новом аккумуляторе вы видите значение 12,1В, считающееся минимально допустимым для запуска автомобиля, зарядка просто необходима.

Миниатюра к статье Оптимальный ток для зарядки автомобильного аккумулятора

Для опытных автомобилистов, которые любят обслуживать свою машину самостоятельно, процесс зарядки аккумулятора не вызывает никаких затруднений. Безусловно, этот вопрос является актуальным именно для новичков в автоделе: для того чтобы правильно обращаться с АКБ, важно, прежде всего, точно знать, каким током заряжать аккумулятор, чтобы он прослужил дольше, с наилучшей отдачей работоспособности.

Что необходимо знать для правильной зарядки аккумулятора

Для того чтобы понять, каким током заряжать автомобильный аккумулятор, прежде всего, нужно знать, какая у него емкость и, исходя из этого, выставлять или ток зарядки автомобильного аккумулятора, или напряжение. Все зависит от того, какой способ выбрать и какое зарядное устройство будет применено.

Если, например, емкость батареи составляет 60 Ач (ампер часов), максимальная сила тока, которую можно поставить, составляет 6 А (10% от номинальной емкости батареи). Если емкость заряжаемой АКБ 75 Ач (ампер часов), ток выставляется 7,5 А.

Для зарядки аккумулятора есть два известных метода:

  • постоянный ток зарядки аккумулятора ;
  • метод постоянного напряжения.

Если способ постоянного тока приводится в действие ручными настройками, то нужно будет контролировать ток заряда автомобильного аккумулятора каждые 2-3 часа. Ток выставляется, как уже упоминалось, в размере 10 процентов от емкости АКБ. А потом необходимо постепенно снижать его величину по мере увеличения показателя напряжения (U). Сколько заряжать аккумулятор таким способом, точно сказать нельзя. Это займет не меньше 10 часов.

Для современных необслуживаемых аккумуляторов с гелевым содержимым нужно увеличить U до 15 В, а силу тока при этом сделать в два раза меньше, то есть 1,5 ампер, при емкости батареи в 60 Ач. Когда сила тока и U будут стабильно сохранять свои показатели неизменными в течение 1-2 часов, это означает, что автоаккумулятор зарядился полностью. В случае зарядки необслуживаемого аккумулятора процесс заканчивается при U 16,3 В. О том, каким будет напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора, читайте здесь →

Аккумулятор заряжается

  • при U 14,4 В — от 75 до 80% ;
  • при U 15 В — от 85 до 90% ;
  • при U 16 В — от 95 до 97% .

Если батарея заряжается от 20 до 24 часов, а U при этом составляет 16 В и немного выше, то можно рассчитывать на полный заряд. Для окончания процесса зарядки нужно дождаться стабилизации напряжения на клеммах аккумулятора до 14,4 В. А если ЗУ снабжено индикатором, он зажжется светло-зеленым цветом, сигнализируя о том, что зарядку можно заканчивать.

При правильной установке показателей и грамотном контролировании процесса оба способа одинаково хороши и не принесут вреда батарее. Кстати, многие современные зарядные устройства оснащены контроллерами и могут работать в безопасном авто-режиме.

Быстрый способ подзарядки АКБ большими токами

Зарядка автомобильного аккумулятора с помощью современного ЗУ

Конечно, прежде чем приступить впервые к зарядке АКБ своего автомобиля, нужно не только знать, каким током лучше заряжать батарею. Необходимо также позаботиться о приобретении наиболее подходящего зарядного устройства. Существует много различных ЗУ. В том числе с возможностью ручных настроек — для тех, кто хорошо разбирается в том, сколько вольт или ампер необходимо выставлять на определенном этапе зарядки.

ЗУ Т-1021

Этим устройством можно заряжать автомобильные аккумуляторы емкостью от 60 Ач и выше. Самым большим его достоинством является контроллер. С его помощью весь процесс зарядки становится абсолютно безопасным. Контроллер не допустит проникновения больших токов в частично заряженную батарею. Он всегда предотвратит опасность коротких замыканий, которые могут возникнуть при случайном соприкосновении клемм между собой.

Чтобы зарядить АКБ с помощью Т-1021, нужно:

Если емкость АКБ 60 Ач, ток должен быть установлен величиной в 6 ампер с помощью регулятора. Когда аккумулятор зарядится, стрелка автоматически падет на ноль. При попытке повернуть ток на более высокую мощность (в случае, если батарея разряжена не полностью) контроллер не позволит этого сделать.

Ручной режим больше подходит для профессионалов, либо для водителей с большим опытом. Начинающим его лучше не использовтаь, так как надо уметь вычислять время заряда и силу тока.

Когда аккумулятор полностью зарядится, стрелка автоматически опустится на ноль, а индикатор загорится зеленым цветом.

Для того чтобы заряжать аккумулятор самостоятельно, будет достаточно знать основные описанные выше показатели безопасного тока. От них и нужно будет отталкиваться при осуществлении зарядки АКБ. А современные зарядные устройства, оснащенные автоматической системой управления, значительно облегчат эту задачу начинающим автолюбителям.

Читайте также: