Чем регламентируется законодательный процесс в россии

Обновлено: 02.07.2024

Законодательный процесс - это процедура формирования и вступления в силу различных законов.

В нашей стране все законы формирует Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , а утверждаются они Советом Федерации. В то же время Президент нашей страны занимается подписанием и выдвижением этих законов. Такая сложная процедура вступления законов в силу необходима для того, чтобы исключить создание поспешных, не до конца продуманных или даже ошибочных, ненужных никому законов. К тому же, такая сложная система помогает решить проблему наличия финансовых ресурсов, необходимых для их реализации, и предотвратить противоречия в правовой системе.

Главная роль в процессе формирования тех или иных законов принадлежит главному законодательному органу государства, которым является парламент и все его имеющиеся структуры. В пределах их полномочий процесс формирования законов определяется уже закрепленными парламентскими процедурами. Они определяются не только действующими законами, но и специальными правовыми актами, которые фиксируют план работы конкретного законодательного органа.

После утверждения закона он пять дней находится в Совете Федерации. Стоит отметить, что Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее может не обсуждать или рассматривать некоторые законы, поступающие из Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее , что подразумевает автоматическое принятие сформированного закона.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако это не относится к следующим законам:

  • федеральный конституционный закон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу конституционный строй РФ подробнее ;
  • законы, связанные с функционированием бюджета государства, различными налогами и сборами, а также денежным, кредитным, эмиссионным и таможенным регулированием;
  • законы, связанные с принятием или расторжением каких-то международных договоров нашей страны;
  • законы, связанные с охраной границ нашей страны.

Стадии законодательного процесса

Процедура формирования законов в России проходит через следующие этапы:

Законодательная инициатива. Возможность и способность внесения какого-то определенного закона в Государственную Думу дается Президенту нашей страны, Правительству, участникам Совета, депутатам, а также Конституционным и Высшим арбитражным судам По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административное судопроизводство в арбитражных судах подробнее .

Этап рассмотрения закона в Государственной Думе. Обычно закон рассматривается в трех чтениях. В процессе первого чтения делается анализ каких-то важных и общих положений. В процессе второго чтения обычно внимание уделяется каким-то деталям, а также вносятся определенные корректировки. В процессе третьего чтения внесение корректировок уже становится невозможным: проверяемый закон утверждается или полностью отклоняется.

Этап одобрения законов членами Государственной Думы. Все рассматриваемые законы принимаются и в дальнейшем вступают в законную силу тогда, когда за эти законы проголосовало большее число членов Государственной Думы. Стоит отметить, что федеральные конституционные законы считаются одобренными, если за них проголосовало две трети членов Государственной Думы. После голосования все принятые законы отдаются в Совет Федерации. Срок передачи этих законов - 5 дней.

Утверждение законов. Обычно законы утверждает Совет Федерации. Переданные федеральные законопроекты являются принятыми в том случае, если за них проголосовало большая часть Совета Федерации. В то же время все федеральные конституционные законы считаются одобренными, если за них проголосовало более 3/4 депутатов. Все представленные в Совет Федерации законы должны быть приняты или отклонены в течение двух недель.

Подписание законов президентом Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее . Принятый и утвержденный закон сразу передается Президенту нашей страны. Стоит отметить, что Президент должен подписать или отклонить закон в течение двух недель. В том случае, если закон по какой-то причине был отклонен, то он сразу же возвращается обратно в Государственную Думу для повторного рассмотрения и внесения поправок. Решение Президента может быть пересмотрено и даже преодолено в том случае, если более 2/3 членов Государственной Думы и Совета Федерации проголосуют за этот закон в ранее созданной редакции, в которую еще не вносились какие-то корректировки. В такой ситуации Президент нашей страны будет просто обязан принять и подписать данный закон в течение недели.

Публикация и вступление в силу. Закон, подписанный Президентом Российской Федерации, должен быть обнародован в течение недели. А приобретает законную силу этот закон через 10 дней (если иное не указано) после того, как он был официально опубликован в полном содержании в специальных сборниках, газетах.

Стоит отметить, что верховенство права становится заметным тогда, когда закон вступает в силу. А заканчивается верховенство в тот момент, когда этот же закон прекращает свое действие на территории страны. Иногда закон просто заменяется другим, более удобным и правильным законом. А бывает и такое, что просто заканчивается тот промежуток времени, на который данный закон был введен. Получается, что при совершении какого-то преступления будет применяться тот закон, который действовал на момент совершения данного преступления.

Вообще, законы, которые были приняты в стране, имеют законную силу только на территории этой же страны. А правила поведения за границей обычно распространяются на всех людей, которые находятся в стране. Это касается и жителей этой страны, и иностранцев, и людей без гражданства. В других случаях нормативно-правовые акты более точно определяют тот круг лиц, к которому адресуются все установленные нормы.

Законодательный процесс - это процедура формирования и вступления в силу различных законов.

В нашей стране все законы формирует Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , а утверждаются они Советом Федерации. В то же время Президент нашей страны занимается подписанием и выдвижением этих законов. Такая сложная процедура вступления законов в силу необходима для того, чтобы исключить создание поспешных, не до конца продуманных или даже ошибочных, ненужных никому законов. К тому же, такая сложная система помогает решить проблему наличия финансовых ресурсов, необходимых для их реализации, и предотвратить противоречия в правовой системе.

Главная роль в процессе формирования тех или иных законов принадлежит главному законодательному органу государства, которым является парламент и все его имеющиеся структуры. В пределах их полномочий процесс формирования законов определяется уже закрепленными парламентскими процедурами. Они определяются не только действующими законами, но и специальными правовыми актами, которые фиксируют план работы конкретного законодательного органа.

После утверждения закона он пять дней находится в Совете Федерации. Стоит отметить, что Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее может не обсуждать или рассматривать некоторые законы, поступающие из Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее , что подразумевает автоматическое принятие сформированного закона.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако это не относится к следующим законам:

  • федеральный конституционный закон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу конституционный строй РФ подробнее ;
  • законы, связанные с функционированием бюджета государства, различными налогами и сборами, а также денежным, кредитным, эмиссионным и таможенным регулированием;
  • законы, связанные с принятием или расторжением каких-то международных договоров нашей страны;
  • законы, связанные с охраной границ нашей страны.

Стадии законодательного процесса

Процедура формирования законов в России проходит через следующие этапы:

Законодательная инициатива. Возможность и способность внесения какого-то определенного закона в Государственную Думу дается Президенту нашей страны, Правительству, участникам Совета, депутатам, а также Конституционным и Высшим арбитражным судам По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административное судопроизводство в арбитражных судах подробнее .

Этап рассмотрения закона в Государственной Думе. Обычно закон рассматривается в трех чтениях. В процессе первого чтения делается анализ каких-то важных и общих положений. В процессе второго чтения обычно внимание уделяется каким-то деталям, а также вносятся определенные корректировки. В процессе третьего чтения внесение корректировок уже становится невозможным: проверяемый закон утверждается или полностью отклоняется.

Этап одобрения законов членами Государственной Думы. Все рассматриваемые законы принимаются и в дальнейшем вступают в законную силу тогда, когда за эти законы проголосовало большее число членов Государственной Думы. Стоит отметить, что федеральные конституционные законы считаются одобренными, если за них проголосовало две трети членов Государственной Думы. После голосования все принятые законы отдаются в Совет Федерации. Срок передачи этих законов - 5 дней.

Утверждение законов. Обычно законы утверждает Совет Федерации. Переданные федеральные законопроекты являются принятыми в том случае, если за них проголосовало большая часть Совета Федерации. В то же время все федеральные конституционные законы считаются одобренными, если за них проголосовало более 3/4 депутатов. Все представленные в Совет Федерации законы должны быть приняты или отклонены в течение двух недель.

Подписание законов президентом Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее . Принятый и утвержденный закон сразу передается Президенту нашей страны. Стоит отметить, что Президент должен подписать или отклонить закон в течение двух недель. В том случае, если закон по какой-то причине был отклонен, то он сразу же возвращается обратно в Государственную Думу для повторного рассмотрения и внесения поправок. Решение Президента может быть пересмотрено и даже преодолено в том случае, если более 2/3 членов Государственной Думы и Совета Федерации проголосуют за этот закон в ранее созданной редакции, в которую еще не вносились какие-то корректировки. В такой ситуации Президент нашей страны будет просто обязан принять и подписать данный закон в течение недели.

Публикация и вступление в силу. Закон, подписанный Президентом Российской Федерации, должен быть обнародован в течение недели. А приобретает законную силу этот закон через 10 дней (если иное не указано) после того, как он был официально опубликован в полном содержании в специальных сборниках, газетах.

Стоит отметить, что верховенство права становится заметным тогда, когда закон вступает в силу. А заканчивается верховенство в тот момент, когда этот же закон прекращает свое действие на территории страны. Иногда закон просто заменяется другим, более удобным и правильным законом. А бывает и такое, что просто заканчивается тот промежуток времени, на который данный закон был введен. Получается, что при совершении какого-то преступления будет применяться тот закон, который действовал на момент совершения данного преступления.

Вообще, законы, которые были приняты в стране, имеют законную силу только на территории этой же страны. А правила поведения за границей обычно распространяются на всех людей, которые находятся в стране. Это касается и жителей этой страны, и иностранцев, и людей без гражданства. В других случаях нормативно-правовые акты более точно определяют тот круг лиц, к которому адресуются все установленные нормы.


Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.


Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту' Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto — запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето — когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /3, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 /3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Очевидно, что целью законодательного процесса является обеспечение верховенства закона в правовом государстве. В этой связи крайне важно определиться с понятийным аппаратом термина "законодательный процесс". При этом следует обратиться к широкому спектру источников. Итак, законодательный процесс понимается по разному. Подробнее можно увидеть в таблице.

Понятие законодательного процесса

Законодательный процесс

Деятельность участников (субъектов) по внесению проекта ФКЗ, ФЗ, его рассмотрение, принятие (одобрение), подписание и обнародование, вступление в силу.

Упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона [1].

Процесс принятия парламентом к рассмотрению законопроектов, их обсуждения, принятия и обнародования законов. Импульсом для начала З.п. является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение им в парламент законопроекта [2].

Как видно из трактовок понятия законодательного процесса, его понимание не однородно. Это требует обращения к узкому и широкому пониманию термина. Прежде всего, законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается порой даже в учебной литературе.

Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

  • порядок деятельности (в данном случае по созданию закона);
  • сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством рассмотренной нами выше процедуры референдума.

Законодательный процесс как международно-правовая категория обладает определенными особенностями в разных странах. Однако, несмотря на существующие отличия можно выделить общие черты:

  1. Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или другими словами, стадий, последовательность и обязательность которых установлены законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами;
  2. Законодательный процесс осуществляется специальными субъектами;
  3. Законодательный процесс направлен на создание акта высшей юридической силы – закона.

Законодательный процесс тесно связан с законотворчеством. Само по себе законотворчество являет собой сложный неоднородный процесс, включающий в себя несколько стадий, которые отражены на рисунке 1.

Законотворчество в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Региональное законотворчество также обладает рядом особенностей, которые отражены в действующих нормативно-правовых актах. Само по себе понятие регионального законотворчества очень актуально раскрыто в определении предложенном Т.А. Золотухиной:

Региональное законотворчество – это деятельность компетентных органов, охватывающая процедуры по разработке и рассмотрению законопроектов и принятию и обнародованию законов, а также процесс принятия закона непосредственно народом [3].

Стадии законотворчества

Рисунок 1. Стадии законотворчества

Отдельно необходимо обратиться к пониманию субъекта законотворчества в сравнении в субъектом законодательного процесса. К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить:

  • государственные органы,
  • должностные лица,
  • граждане,
  • различные общественные политические силы, такие как политические партии, общественные организации и т.д.

Необходимо различать понятия "субъект законотворчества" и "субъект законодательного процесса". Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона, не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Стадии законодательного процесса в РФ

Важным элементом законодательного процесса правового государства являются его стадии. Каждая стадия законодательного процесса имеет законодательную базу, что в свою очередь актуализирует процесс законотворчества.

Стадии законодательного процесса

Рисунок 2. Стадии законодательного процесса

Каждая отраженная на рисунке 2 стадия законодательного процесса обладает системой характерных черт и является сложным правовым явлением, требующим отдельного и пристального внимания. В этой связи ниже каждая стадия законодательного процесса в РФ будет рассмотрена индивидуально.

Законодательная инициатива

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Процесс законотворчества начинается и инициативы, которая далеко не всегда преодолеет все стадии законодательного процесса. Причиной этого является либо нелепость инициативы, либо недостаток поддерживающих. В качестве нелепых законодательных инициатив можно смело назвать законопроект Елены Яровой "Законопроект о пенсиях для "стукачей". Депутат Госдумы Ирина Яровая предложила выплачивать государственные пенсии за сотрудничество с российскими правоохранительными органами и спецслужбами. Депутатская инициатива предлагает отнести период работы гражданина осведомителем к числу периодов, засчитываемых в страховой стаж [4]. Не менее спорной является законодательная инициатива депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова в которой он предлагает гражданам появление на территориях общего пользования в обнаженном виде, либо в одежде, не соответствующей принятым этическим нормам. При этом обнаженный вид определяется законопроектом как полное отсутствие одежды на теле человека, так и не покрытая одеждой нижняя часть туловища. За невыполнение данного ограничения предусматривается штраф от 1 до 3 тысяч рублей [4].

Правом на подачу законодательной инициативы обладают:

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд РФ
  • Высший Арбитражный Суд РФ
  • органы, которые наделены правом представлять эти субъекты

В Российской Федерации существует четкая процедура ввода в действие новых законов, Она представлена на рисунке 3.

путь законодательной инициативы

Рисунок 3. Путь законодательной инициативы

Для законодательной инициативы, процессуально значимо нормативно закрепленные сроки начала и окончания ее реализации. Именно на это представляется целесообразным обратить внимание в первую очередь. Как начало осуществления законодательной инициативы, как представляется, юридически следует оценить факт внесения законопроекта в законодательный орган, поскольку непосредственно с данного момента ставится вопрос о необходимости принятия конкретного законодательного акта, приводится в действие механизм законотворческой деятельности законодательного органа.

Обязательными компонентами официального внесения законопроекта в законодательный орган, вытекающими из права законодательной инициативы, являются: получение законопроекта от субъекта законодательной инициативы, обеспечение его дальнейшего прохождения в законодательном органе.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе

Конституция Российской Федерации предусматривает законотворческую деятельность Государственной Думы. Регламент Думы регулирует процедуру рассмотрения законопроектов в рамках законодательного процесса. Рассмотрение законопроектов осуществляется, в трех чтениях.

Любое обсуждение законопроекта начинается с его представления автором. Инициатор объясняет роль и целесообразность своей законодательной инициативы.

Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом, Правительством, субъектом Федерации, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта, в конце обсуждения им предоставляется заключительное слово для анализа высказанных в ходе обсуждения предложений и замечаний.

Затем необходимо выдержать прения по законопроекту. По итогам обсуждения того или иного законопроекта в первом чтении Государственная Дума Российской Федерации наделена правом принятия следующих решений:

  1. принять законопроект в первом чтении и поручить ответственному комитету продолжить работу над ним с учетом поправок;
  2. отклонить законопроект;
  3. принять закон в целом [5].

В случае полного отклонения законодательной инициативы законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. Он возвращается субъекту законодательной инициативы.

Если законопроект принят, то он поступает в специальное подразделении Государственной Думы, где проходит процедуру разработки и внесения поправок. Поправки вносятся в конкретные статьи документа. Доработанный законопроект представляется в Совет Думы для включения в календарь рассмотрения Думой вопросов во втором чтении.

Государственная Дума РФ

Здание Государственной Думы РФ. Фото: Андрей Нестеров

Не принятый во втором чтении законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение поправок, а также возвращение к его обсуждению.

Принятый Государственной Думой законодательный проект отправляется в Совет Федерации для дальнейшего обсуждения. Законопроект оформляется на специальном бланке и проходит лингвистическую экспертизу.

Одобрение законопроекта в Совете Федерации

Каждый закон, одобренный Государственной Думой Российской Федерации, в кратчайшие сроки регистрируется в Совете Федерации. Срок регистрации не превышает 48 часов. Согласно Конституции Российской Федерации на рассмотрение закона выделено 14 дней, по истечении которых должно быть вынесено определенное решение: либо принять либо вынести на обсуждение. В первом случае комитет в Совете Федерации считает возможным принять закон, без внесения в изменений и дополнений. В случае если рекомендуется Совету Федерации обсудить федеральный закон на своем заседании -тогда очевидно что ответственный комитет неудовлетворен федеральным законом, принятым Думой.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Дума может предложить комиссии продолжить работу для представления новых предложений. В Совете Федерации федеральный закон, принятый в порядке реализации согласительной процедуры, рассматривается в упрощенном порядке. Если при повторном рассмотрении федерального закона Государственная Дума приняла его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет (комиссия) Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Думой федерального закона без обсуждения. Если же при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума приняла его в измененной редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый. Возможен и такой вариант, когда при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона. В этом случае закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Подпись закона Президентом РФ

.Важнейшим этапом законодательного процесса в Российской Федерации является подписание закона Президентом РФ. В правовой литературе данная стадия законодательного процесса получила название санкционирование. Однако, следует отметить что как правило в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация". Промульгация – это официальное провозглашение закона, принятого парламентом.

На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы.

В случае, когда Президент РФ не подписывает законопроект, его отправляют на повторное рассмотрение. В этом случае, необходимо принятие закона большей частью голосующих – не менее 2/3 голосов должно быть в пользу одобрения законопроекта. После чего законопроект подписывается Президентом РФ и обнародуется.

Статистика законодательного процесса за 2017 год

Рисунок 4.Статистика законодательного процесса за 2017 год [6]

Что касается принятие Федеральных Конституционных Законов – процесс регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" [9].

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Читайте также: