Чем регламентированы взаимоотношения осужденных и персонала иу иц и сизо

Обновлено: 02.07.2024

1. Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

2. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

3. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

4. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

6. Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

7. Порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

8. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

9. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

Комментарии к ст. 82 УИК РФ

1. Общее определение понятия режима приведено в ст. 9 УИК РФ. В ч. 2 этой статьи режим определяется как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. В комментируемой статье понятие режима конкретизируется применительно к понятию режима в исправительных учреждениях, где исполняется и отбывается наказание в виде лишения свободы. Сущность конкретизации состоит в указании на то, что режим в исправительных учреждениях представляет собой порядок исполнения и отбывания наказания, установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами. Это означает установление порядка и условий исполнения и отбывания наказания не только на уровне закона, но и на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в которых определяется механизм реализации законодательных норм, эти нормы детализируются и развиваются.

В ч. 1 комментируемой статьи указываются задачи, которые призван обеспечить режим. К их числу относится обеспечение охраны и изоляции осужденных, постоянного надзора за ними, исполнения возложенных на них обязанностей, реализации их прав и законных интересов, личной безопасности осужденных и персонала, раздельного содержания разных категорий осужденных, различных условий содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменения условий отбывания наказания.

Следует отметить, что в последующих нормах УИК РФ, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, вместо понятия "режим" используется понятие "установленный порядок отбывания наказания". Содержанием этого порядка и является реализация режимных требований, которые обращены, с одной стороны, к администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а с другой - к осужденным, отбывающим наказание.

2. Режимные требования, определяя основы реализации лишения свободы, основы поведения администрации и осужденных, одновременно создают условия для применения других средств исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений.

3. Общие режимные требования раскрываются в других статьях уголовно-исполнительного закона, посвященных регулированию конкретных аспектов исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в подзаконных нормативных правовых актах, например в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

4. В ч. 4 комментируемой статьи в общем виде выделена одна из обязанностей администрации исправительных учреждений - обеспечить осужденных одеждой установленного образца. С этой обязанностью соответственно корреспондирует и право осужденных на получение одежды. Более детально вопрос об обеспечении осужденных одеждой раскрывается в ч. 2 ст. 99 УИК РФ, в которой говорится об обеспечении осужденных одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.

Форма одежды определяется нормативными правовыми актами РФ. В частности, одежда установленного образца предполагает наличие нагрудного и нарукавного знака. На поле знака алюминиевой или типографской краской указываются фамилия, инициалы осужденного и номер отряда (отделения). При наличии технических возможностей на нагрудном знаке может размещаться фотография осужденного.

В колониях-поселениях осужденные могут носить гражданскую одежду.

В определенных случаях ношение гражданской одежды разрешается и осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных учреждениях иного вида. Так, осужденные могут пользоваться гражданской одеждой в период длительных свиданий с родственниками. На период выезда осужденный имеет право получить принадлежащую ему гражданскую одежду и обувь. Гражданскую одежду (тапочки, спортивные костюмы и спортивную обувь) осужденный может носить в жилой зоне в свободное от работы время. Как правило, осужденные обеспечиваются одним комплектом рабочей одежды и одним комплектом повседневной одежды установленного образца.

5. Одним из средств обеспечения порядка отбывания наказания, безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц, предупреждения совершения осужденными правонарушений в исправительных учреждениях является постоянный надзор за поведением осужденных. Надзор за осужденными представляет собой систему мер, направленных на обеспечение порядка при исполнении наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения, учебы и работы с целью предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и персонала.

Осуществление надзора за осужденными является обязанностью всех сотрудников исправительных учреждений, за исключением службы охраны.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сотрудники исправительных учреждений наделены правом производства обыска осужденных, помещений, в которых они проживают, а также досмотра их вещей, посылок, передач. Обыск и досмотр производятся в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Личный обыск осужденных может быть полным (с раздеванием) и неполным (без раздевания).

Полный обыск проводится при поступлении осужденных в колонию и убытии из нее, при помещении в карантинное отделение, безопасное место, водворении в штрафной изолятор, перед проведением свидания и по окончании его, после возвращения из отпуска, предоставленного с выездом за пределы исправительного учреждения, и в иных случаях.

В помещении для личного обыска устанавливаются технические средства контроля и надзора, необходимые для производства обыска.

Переход осужденных из производственной зоны либо с работы за пределами колонии осуществляется только через контрольно-пропускной пункт со специальным помещением для обыска.

Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

6. Для повышения эффективности надзора за осужденными, предупреждения попадания к осужденным запрещенных предметов, пресечения незаконных контактов администрация исправительного учреждения имеет право производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

7. Порядок производства обысков и досмотров определяется Минюстом России.

Учреждениям, исполняющим наказания, в соответствии со ст. 14 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания, в целях обеспечения порядка отбывания наказания предоставляются также следующие права:

  • осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;
  • требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;
  • применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры;
  • при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;
  • временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования; не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;
  • в установленном законодательством РФ порядке вводить режим особых условий, применять другие предусмотренные законом меры.

8. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Исключение возможности нахождения у осужденных определенных вещей и предметов обусловлено необходимостью обеспечить безопасность самих осужденных, персонала, иных лиц, а также исключить основания для возможных конфликтов между осужденными по поводу владения отдельными вещами и предметами. В этой связи в приложении 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен Перечень указанных выше предметов.

В частности, к ним относятся предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота; все виды оружия, боеприпасы; транспортные средства; взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки; деньги, ценные вещи; ценные бумаги, валюта зарубежных стран; оптические приборы; наручные и карманные часы (в тюрьмах); продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки); продукты домашнего консервирования, дрожжи; все виды алкогольных напитков, пиво; духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе; наркотические средства, психотропные, токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний - лекарственные вещества, предметы медицинского назначения; ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв и т.д.

9. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством РФ. В то же время следует иметь в виду, что осужденные не лишены права совершать гражданско-правовые сделки через своих представителей, в том числе и приобретать ценные бумаги.

10. Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения в порядке, установленном Приказом Минюста России от 08.12.2006 N 356 "Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний".

Проект доклада Президенту РФ обсуждался 24 июня на совместном заседании руководства ФСИН и членов СПЧ, где высказывалась озабоченность в связи с существующими проблемами содержания под стражей, а также звучали конкретные предложения по улучшению условий пребывания в СИЗО.

Согласно проведенному анализу, по состоянию на 1 июня 2019 г., в уголовно-исполнительной системе РФ значительно уменьшилось количество СИЗО, в которых отмечалось несоблюдение норм санитарной площади в помещениях для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (с 69 до 19). Число следственных изоляторов, не соответствующих по условиям содержания законодательству РФ, уменьшилось с 95 до 59.

Средний размер санитарной площади, приходящейся на одного содержащегося в СИЗО, составляет 5,1 кв. м при норме в 4 кв. м. Однако в регионах ситуация очень неоднородная и составляет, например, от 2,3 кв. м в Республике Крым до 3,8 кв. м – в Московской области.

Существует также проблема технического состояния следственных изоляторов, треть камерного фонда которых нуждается в проведении капитального ремонта. Около 14% режимных корпусов эксплуатируются более 60 лет, еще около 19% – более 100 лет, 12,4% корпусов находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, более чем в 40% корпусов отсутствует система принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Строительство 14 СИЗО на 5243 места и 33 режимных корпусов на 8913 мест позволило разгрузить действующие СИЗО в 25 субъектах РФ. До 2026 г. запланировано строительство 17 СИЗО и режимных корпусов общей вместимостью более 11 тыс. мест, проводятся работы по капитальному ремонту зданий СИЗО, включая создание необходимых условий содержания в камерных помещениях. Только за последние три года осуществлен ремонт более 3,5 тыс. объектов УИС и 29 тыс. метров инженерных сетей, указано в докладе.

На начало 2019 г. число СИЗО, в которых подследственные содержались в надлежащих условиях, составило 73,4%. Работа в данном направлении ФСИН России будет продолжена.

Генри Резник заметил, что только в последние годы стали возводиться новые следственные изоляторы. С 1922 по 1997 г. в стране вообще не строились СИЗО, все силы были брошены на постройку колоний. В 1997 г. первый новый изолятор появился в Москве в результате реконструкции вытрезвителя для алкоголиков.

Согласно докладу проблемным вопросом является конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам, по которым ежегодно специальными подразделениями УИС перевозится более 500 тыс. человек.

Увеличилась на 4,3% (с 39,7% до 44%) в СИЗО доля лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой или средней тяжести.

По состоянию на 1 января 2019 г., в СИЗО содержалось более 7 тыс. иностранных граждан, из них более 1 тыс. человек – за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Данная категория содержащихся под стражей лиц составляет значительную долю в следственных изоляторах крупных городов и административных центров. Так, например, по состоянию на 1 апреля 2019 г., в СИЗО субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа, содержалось более 4 тыс. иностранных граждан, из них на СИЗО г. Москвы приходилось более 50%.

А всего в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ отбывают наказание в виде лишения свободы 25,7 тыс. иностранных граждан (5,6% от общего количества лиц, отбывающих наказание), из них около 10% – за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.

Это серьезная нагрузка на бюджет, считает Генри Резник. Проблема осложняется тем, что иностранцы, которые совершают преступления в России и попадают под стражу, успевают завести в нашей стране семьи и не подлежат депортации. Эта проблема всем понятна, и ФСИН совместно с СПЧ подготовили предложения по возможному внесению изменений в законодательство Российской Федерации, которые, с одной стороны, включают возможность введения нового вида уголовного наказания – принудительной высылки за пределы РФ, а с другой – исключают применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении некоторых преступлений небольшой и средней тяжести.

Кроме того, Генри Резник указал на необходимость решения проблем перевода из одного следственного изолятора в другой с учетом количества содержащихся под стражей. Перевод в другой СИЗО может улучшить условия содержания, но затрудняет посещения родственников, если в близлежащих регионах нет изоляторов временного содержания.

Комментируя предложения Правительства РФ внести в законодательство изменения, позволяющие существенно продвинуться в решении вопросов создания надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях, Генри Резник указал, что многие из них нуждаются в доработке.

Есть проблемы, которые не связаны с содержанием под стражей. Например, помещенного под домашний арест нужно доставлять на вопросы, ждать и увозить обратно. Это требует значительных сил и средств со стороны ФСИН.

18. Осужденные обязаны здороваться при встрече с администрацией ИУ и другими лицами, посещающими ИУ, вставая, обращаться к ним, используя слово "Вы" или имена и отчества.

По требованию, а также при входе в служебные помещения (кабинеты) либо при обращении к администрации ИУ осужденные обязаны представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым осуждены, начало и конец срока наказания, номер своего отряда (камеры). При входе администрации ИУ на изолированные участки, в общежития осужденные обязаны по их команде встать и построиться в указанном месте.

19. Администрация ИУ обращается к осужденным, используя слово "Вы" или фамилию.

V. Распорядок дня

20. В каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

21. Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе , помещениях камерного типа , единых помещениях камерного типа , транзитно-пересыльных пунктах , одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
_______________
Далее - ШИЗО.

22. Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение N 6) утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.

23. Не менее двух раз в месяц в нерабочее время организуются проверки-смотры всех осужденных, во время которых проверяется их внешний вид, в том числе состояние одежды, обуви и стрижки.

VI. Привлечение осужденных к труду (развод на работу и вывод с работы)

24. Осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определенных администрацией ИУ, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации, а также исходя из наличия рабочих мест, кроме работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в соответствии с перечнем (приложение N 7).

25. В установленное распорядком дня время осужденные выстраиваются поотрядно, побригадно в отведенных местах для развода на работу и вывода с работы.

При разводе на работу проверяется, все ли осужденные обуты и одеты по сезону и в установленной форме. Лица, одетые не по форме, возвращаются для устранения нарушений в одежде.

При выводе и возвращении осужденных с работы, а также временно выходивших в промышленную зону по поручениям администрации ИУ проводится их личный обыск.

26. Осужденные, водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ или ЕПКТ, работают отдельно от других осужденных в специально оборудованных рабочих камерах.

Осужденные, находящиеся в строгих условиях отбывания наказания, работают отдельно от других осужденных в отдельных помещениях.

Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы.

27. Осужденные могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются по их желанию к оплачиваемому труду и к работам без оплаты труда. К работам без оплаты труда осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ.

28. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность .
_______________
Статья 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

VII. Порядок приема пищи

29. Осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня ИУ. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи.

30. В целях непрерывной работы коммунально-бытовых объектов (бани, парикмахерской, прачечной) начальники ИУ могут разрешить осужденным, работающим на этих объектах, прием пищи не в составе соответствующих отрядов, бригад.

31. Осужденными, освобожденными из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также пользующимися правом передвижения без конвоя и проживающими за пределами колонии, прием пищи осуществляется в специально оборудованных для этого помещениях, в местах их проживания или на объектах работ, оборудованных с соблюдением санитарных требований.

32. Осужденные, содержащиеся в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ТПП, пищу принимают в камерах или на объектах работы в специально оборудованных помещениях для приема пищи, отвечающих санитарным требованиям.

Осужденные, содержащиеся в карантинном отделении, принимают пищу в общежитии карантина либо в столовой ИУ отдельно от остальных осужденных согласно распорядку дня. В помещении медико-санитарной части прием пищи осужденными производится в специально отведенных для этого местах с учетом их заболевания.

33. Для поддержания должного порядка во время приема пищи осужденными в столовых присутствуют представители администрации ИУ.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

В юридической литературе режим понимается как в широком смысле слова (система мер, посредством которых достигаются цели наказания), так и в узком (порядок поведения осужденных и применения к ним определенных законом мер воздействия).

1) как порядок деятельности мест лишения свободы (Н.А. Беляев);

2) как порядок содержания осужденных (М.Я. Гинзбург);

3) как порядок исполнения и отбывания наказания (Н.А. Стручков, А.И. Марцев, И.А. Сперанский и др.).

Таким образом, в ст. 82 УИК РФ под режимом понимается порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий:

- надзор за осужденными;

- исполнение осужденными возложенных на них обязанностей;

- реализацию прав и законных интересов осужденных;

- личную безопасность осужденных и персонала;

- раздельное содержание разных категорий осужденных;

- различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения;

- изменение условий отбывания наказания.

Кроме того, режим создает условия для применения других средств (ч. 2 ст. 82 УИК РФ).




Исходя из имеющегося определения режима в местах содержания под стражей можно сделать вывод, что требованиями режима в местах содержания под стражей являются:

1) соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых;

2) исполнение подозреваемыми и обвиняемыми своих обязанностей;

3) изоляцию подозреваемых и обвиняемых;

а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а именно ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Изоляция означает принудительное помещение осужденного на основании вступившего в законную силу приговора суда в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение (ограничение) его права свободного передвижения и ограничение социальных связей. Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения и от поведения осужденного. Различают внешнюю изоляцию, то есть изоляцию от общества, и внутреннюю изоляцию, то есть раздельное содержание различных категорий осужденных друг от друга: мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, больных инфекционными заболеваниями, бывших работников правоохранительных органов и т.д. (ст. 80 УИК РФ).

Охрана – это обеспечение внешней безопасности учреждения, представляющее собой комплекс мероприятий, проводимый службой охраны, совместно с оперативными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, содержащимися под стражей лицами, проникновения на объект нарушителей, перемещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждения.

Личная безопасность осужденных и персонала регламентируется нормами ст. 86 УИК РФ, ст. 14, 28–31, 33 Закона РФ от 21 июля 1993 г., Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и заключается в применении физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, переводе осужденного в безопасное место, защите информации о сотрудниках уголовно-исполнительной системы.

Различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Это средство обеспечения режима отражает прогрессивную систему исполнения наказаний в России, которая предусматривает различные условия отбывания наказания и возможность их изменения, и как следствие изменения правового положения осужденных как в сторону улучшения, так в сторону ухудшения в зависимости от поведения, отношения к труду, фактически отбытого срока (ст. 87, 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).

Прогрессивная система отбывания наказания – это установление различных видов исправительных учреждений, условий отбывания наказания и видов режима внутри них, а также возможность их изменения как в лучшую для осужденного, так и в худшую стороны в зависимости от его поведения, отношения к труду и учебе, фактически отбытого срока.

Прогрессивная система зародилась в США в XIX в. в виде системы молодежных реформаториев.

– мотивация осужденного к законопослушному образу жизни;

– обеспечение прозрачности процесса изменения осужденному условий отбывания наказания;

– раздельное содержание осужденных с учетом их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической характеристики.

Читайте также: