Чем различаются учебники учебные пособия сборники задач

Обновлено: 20.05.2024

Можно ли не выбирать учебник?

Пожалуй, обойтись без УМК можно, но этот сложный путь выбирают очень немногие. Согласно исследованию, проведенному экспертами НИУ ВШЭ, около трети российских учителей выбирают для работы один УМК, которому следуют на протяжении всего учебного процесса, изредка обращаясь к сторонним источникам. Примерно столько же педагогов используют разнообразные дополнительные источники, но опираются при этом на какую-либо линию УМК. Лишь 5% российских педагогов работают с комбинациями различных источников, без опоры на какой-либо учебник.

Форма и содержание

Кроме содержания, важна также универсальность: удобно, если выбранного вами учебника будет достаточно, чтобы решить весь комплекс учебных задач: подготовить класс как к итоговой контрольной, так и к ВПР, легко излагать новый материал и систематизировать знания на этапе повторения пройденного.

Учебник в вашем стиле

Каждый педагог вправе опираться на УМК в той мере, в какой ему это удобно — и именно от вашего профессионального стиля должен зависеть выбор учебника. Если вы привыкли двигаться строго по заданной канве, стараясь не отступать от учебника, вам подойдет максимально содержательный УМК с большим количеством разнообразных заданий: можно целый год готовить учеников по одному единственному учебнику, комбинируя задания, и быть уверенными в полноте полученных знаний и качественной отработке навыков решения любых задач по химии.

Если же вы планируете использовать учебник как опору и активно задействовать дополнительные учебные материалы — вам подойдет УМК с гибкой и нейтральной манерой изложения: это поможет вам легко интегрировать в учебный процесс материалы из дополнительных источников.

Химия. 8 класс. Учебник

Учебник для учеников

А) Возрасту учеников. Как правило, об этом заботятся издатели учебника, но никто не знает своих учеников лучше, чем вы. Ответьте себе на вопрос, не покажется ли учебник вашим ученикам слишком наивным и детским — или, наоборот, чересчур сухим и серьезным.

Б) Планируемой форме работы. Кто-то из учителей практикует на уроках работу по группам, а кто-то регулярно дает детям новый материал для самостоятельного изучения. Выбирая учебник, обратите внимание, дает ли книга возможность в полной мере осуществить ваш педагогический замысел. Лучше всего, если содержание учебника позволит вам в ходе учебного процесса попробовать новые формы работы — возможно, сейчас вы и не планируете подать материал именно так, но, если у вас возникнет такое желание, учебник поможет вам его воплотить. Гибкая подача материала позволяет учителю чувствовать себя на уроке свободно, творить и переосмысливать. Форму выполнения многих заданий можно корректировать в ходе учебного процесса: прямо на уроке вы сможете выбрать, какие задания ребятам выполнять в группе, какие самостоятельно, а какие — с вашей помощью.

Обратите внимание! Каким бы однородным по уровню ни казался вам ваш класс, в нем найдутся и более сильные, и менее способные ученики. Чтобы им на уроках было так же комфортно, как и всем остальным, стоит выбирать учебник, в котором предусмотрены задания разных уровней сложности.

Секрет безошибочного выбора: пять критериев идеального учебника

Русский язык. 1 класс. Учебник

Учебник предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; равивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма. Знакомство с речевыми и языковыми закономерностями осуществляется в структуре урока при наблюдении близких учащимся речевых ситуаций и анализе языковых явлений. Учебник позволяет организовать дифференцированное обучение, осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень их подготовки, темп работы, возможности и интересы. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Возможность самостоятельной работы. Тот самый случай, когда учебник — опора не только для учителя, но и для ученика, особенно если он по какой-то причине должен сам изучить новый материал.

Разнообразные, необычные задания. Непозволительно для современного учебника быть скучным и очевидным. Выбирая учебник для работы с классом, обратите внимание, насколько вариативны задания, есть ли возможность уйти от типовых репродуктивных заданий и сделать урок более провокационным, увлекающим.

Наличие цифровых сервисов. Электронная форма учебника, работающая на удобной и современной цифровой платформе (например, такой, как lecta) — золотой стандарт любого современного УМК. Все больше российских педагогов, как молодых, так и опытных, выбирают издания с выходом на электронный ресурс. Кроме того, от творческих заданий, представленных в электронном виде, ученики бывают просто в восторге.

Грамотная методическая поддержка. Работать с новым учебником по-настоящему удобно, если авторы и издатели не оставляют педагога один на один с учебно-методическим комплексом, а подробно рассказывают обо всех возможностях учебного издания на вебинарах и мастер-классах, дают ценные советы, отвечают на вопросы учителей в онлайн-режиме.

Астрономия. 11 класс. Учебник

Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.

posoob999

В средних и высших учебных заведениях часто применяются учебники и учебные пособия. Названия этих вспомогательных средств похожи, идентичны ли их содержание и назначение? В этой статье вы узнаете, как отличить учебник от учебного пособия и выбрать необходимые материалы.

Учебник – это книга, в которой систематизирована информация, знания по конкретной дисциплине. Информация в нем фундаментальна и доказана практически и поэтому дает учащимся основу знаний по тому или иному предмету. Структура учебника включает себя разделы, они обычно выделены по темам, а также существуют подразделы в больших темах, часто их именуют параграфами.

Как распознать учебник?

  • Объем его составляет от 200 – 500 страниц. Редко встречаются учебники с меньшим количеством страниц.
  • Он официально утвержден, как правило, министерством образования или другими государственными структурами.
  • В нем большое количество иллюстративного материала, который помогает полностью раскрыть суть дисциплины.

Учебники

Применения учебника

  • Вспомогательный материал на уроках, лекция, практикумах и других занятиях.
  • Привлечение учащегося к процессу получения знаний.
  • Получение предметной и точной информации относительно одного вопроса или всего освоения предмета.
  • Используется для формирования умений проводить анализ фактов, событий и составлять на основе этого выводы.
  • Для получения полного представления о предмете.

Учебное пособие

Учебное пособие является дополнением к основной программе обучения. В нем собранно в кратком и лаконичном объеме информацию по конкретной теме или нескольким темам.

Сегодня существует несколько видов учебников в зависимости от применения:

  • Учебные практикумы, с их помощью учащиеся практически осваивают информацию.
  • Учебные хрестоматии, в которых основной материал подкреплен дополнительно схемами, разъяснениями, рисунками.
  • Энциклопедические издания, справочные учебники, в них собраны факты, раскрывающие суть дисциплины.

Как определить учебное пособие?

  1. Компактный объем, до 100 страниц.
  2. Выпускается как дополнение к основной учебной программе.
  3. Изложенный материал представлен в форме тезисов, схем, диаграмм.
  4. Применение учебного пособия
  5. Самостоятельное изучение одного или нескольких вопросов, для которых не требуются разъяснения учителя или лектора.
  6. Для того чтобы узнать самую новую и актуальную информацию в области изучения
  7. Помощь в составлении конспектов, так как многие пособия выполнены в виде тезисов и конспектов.

Учебных пособий также несколько видов: методического, наглядного характера, в виде конспектов лекций или в виде каталогов, а также источники иллюстративного вида, к которым можно отнести атлас или схему.

Общее между учебником и учебным пособием

  • Используются при процессе изучения. И первый, и второй вид литературы востребован в школах, колледжах, университетах.
  • Являются учебной литературой. Учебник или пособие сложно, например, отнести к художественной литературе.
  • Применяются при подготовке к контрольным, экзаменам. Учебник содержит фундаментальные основы по предмету, необходимые для успешного прохождения испытаний, пособие дополняет новой информацией, систематизирует визуально в виде схем, таблиц.
  • Учебник и учебное пособие различаются по типам, в зависимости от содержания и отрасли применения.

Учебники и пособия

Основные различия

  1. В области знания. Учебник излагает обобщенные результаты, доказанные практически и систематизированные. Учебное пособие может содержать дополнение к уже известным фактам, явлениям. Информация, более специализированная и дозирована в меньшем объеме, чем у учебника.
  2. В разъяснении. Учебник зачастую включает в себя сложный материал, большое количество фактов, понятий, которые требует пояснения учителя или лектора. Учебное пособие построено в более простом формате, доступном для самостоятельного изучения.
  3. Размер. Учебник обычно объемом от 200 и более страниц, каждый вопрос подробно расписан, плюс имеются иллюстрации и иногда справочный материал. Учебное пособие компактно, материал подан, сжато такой формат позволяет носить с собой.
  4. Авторы. Составлением учебников занимаются доктора, кандидаты наук, учителя высшей категории. Составление учебника – это длительный процесс, занимающий много времени, включая редакцию и оформление. Часто в этом случае составлением занимается не один автор, а целая группа, результаты их работы и становятся учебником. Учебное пособие при желании может составить любой желающий, если он чувствует, что обладает нужными знаниями и навыками в данной сфере, и желательно обладающий профильным образованием. Информацию об этом можно посмотреть в начале учебника, в разделе редколлегия.

Учебник и учебное пособие – это не два антипода, которые смогут заменить друг друга. Это скорее единая конструкция, в котором учебник дает основу, фундамент знаний, а учебное пособие дополняет недостающие фрагменты. Применение двух этих видов учебной литературы позволит получить наиболее полные, точные знания, навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной или научной деятельности.

Читайте также: