Чем раскольников оправдывает право необыкновенных людей преступать общий закон

Обновлено: 28.04.2024

Однако главное, что привело Раскольникова к отрицанию собственной теории, это именно невозможность смириться с необходимостью жертв на пути к справедливости, потому и пришлось ему отвергнуть идею о праве убивать ради добрых намерений.
Все мучения и угрызения совести говорят о том, что через нравственные и христианские законы Раскольников переступить не может. К таким выводам Родион приходит не только путём собственных размышлений, но и благодаря Соне Мармеладовой, которая помогла ему обратиться к вере христовой и к христианской морали.
После душевных терзаний, после разговоров с Соней о христианских заповедях, о необходимости покаяния, Раскольников признаёт ошибочность своей теории и приходит к вере, обращается к Богу.

МНЕНИЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, с которым не могу согласиться.

С. Ж. утверждает, что теории "наполеонов" имеют право на существование, так как были и будут сильные личности, позволяющие себе убивать других. Путает он, возможно, захватнические, антигуманные цели с самозащитой и борьбой за освобождение родной земли от захватчиков, то есть с вынужденным убийством солдат вражеских армий. Он даже уравнивает деятельность Гитлера и Сталина, потому что оба были вождями и оба шли на заведомые потери человеческих жизней. С.Ж. не желает уточнять, что Сталин не собирался начинать войну, захватывать чьи-либо территории и уничтожать людей, используя пытки, зверства, сжигание и расстрелы даже детей и женщин. Армия Советского Союза понесла огромные потери, пытаясь не пропустить врага в глубь страны, потому что война была неожиданной и с хорошо подготовленным врагом.

С.Ж. не упоминает также и о Нюрнбергском процессе, где теорию Гитлера, как и фашизм вообще, осудили. Почему бы С.Ж. не написать свои претензии к тем, кто законным судом призвал убийц к ответу? Ведь Гитлер - глава государства, "имел право" действовать в интересах Германии, как он это понимал. Но граждане многих стран с этим не согласились. Да и Наполеона судили за преступления, ведь армию, людей своей страны, а не только граждан других государств, уложил этот "великий" деятель в землю навсегда. И преступниками их называет гораздо больше людей, чем их поддерживает. Но, БЛАГОДАРЯ также и ДЕМАГОГАМ, а не только принципиальным сторонникам Гитлера или Бандеры, появилось сейчас множество последователей фашизма.

Жаль, что любовь к демагогии у некоторых людей, превращает их в противников гуманистических идеалов. А вот русские классики и лучшие писатели, поэты всего мира пишут о том, что необходимо воспитывать Человека, которому ЧУЖДА ПСИХОЛОГИЯ УБИЙЦ.

Учителя хотели бы воспитать в учениках лучшие человеческие качества, и родители также хотят вырастить детей разумными людьми.

Я ждала, что С.Ж. перестанет твердить про вечность разных теорий, но он не признал даже того, что "всё течёт, всё изменяется". А я думаю так: учения разных философов изучать нужно, чтобы выводы делать, и дальше мир должен идти к совершенству, но не к деградации и вырождению.

Человечество (бОльшая его часть) хочет ПРЕСЕКАТЬ преступления, а не разводить руками: ". что поделаешь, мир так устроен!" Надо не вредные философии множить, а менять психологию убийц и всяких "сверхчеловеков". Я учитель, и меня волнует то, как относятся к убийствам школьники и студенты. Нельзя в эту сферу впускать нечистоплотных людей с разными преступными теориями. Наполеон тоже уверял, что несёт в Россию цивилизацию. Для тех же, кто видел смерть солдат и мирных граждан, у кого погибли близкие, для всех гуманистов преступниками являются Наполеон, Гитлер и современные правители Америки и Украины, направляющие орудия убийства на простых людей.

Дети, школьники понимают произведение Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" гораздо адекватнее, правильнее, чем некоторые взрослые. С.Ж. вынес Раскольникову однозначный приговор: "Не можешь, не берись. ". Но не осудил его теорию и его преступление! Даже сделал вывод, что вытекает идея Раскольникова из важных и правильных исторических трудов.
Остаюсь при мнении, что и государственные деятели не должны через кровь, через убийства добиваться поставленных целей, не говоря уже о простых гражданах. Исключением является отражение нападения врага, защита своей территории, дома и жизни.

Здравствуйте, Зоя. Отыскала на Вашей странице о Раскольникове после просмотра
в интернете сериала "Преступление и наказание" 2007 года и после просмотра
программы "Не верю" канала "Спас" с участием журналиста В.Познера в качестве атеиста и оппонента. В.Познер сказал, что Библия полна противоречий: например,
ради спасения "избранного народа" в жертву приносятся другие народы, невинные
дети. И православный священник, да не рядовой, а протоиерей Максим Козлов,по-
яснил, что у Господа не было другого выхода. Только "избранный народ" мог
сохранить божественное учение неискажённым, истинным. Поэтому в жертву были
принесены другие народы, но эта жертва необходимая, неизбежная и оправданная.
Это можно найти в интернете. Как Вам рассуждения священника, выступившего
адвокатом Господа? Да ещё добавил что- то о дуализме, о добре и зле.
Прихожу к выводу, что рассуждения часто приводят к неверному итогу. А душа
у Родиона действительно оказалась "христианкой".
С уважением. Елена.

Добрый день, Лена!
Я не смотрела эту передачу, но с Познером соглашусь,
потому что тоже считаю религию изобретением тех, кому необходимо
несправедливое устройство мира и общества. Одни должны властвовать,
владеть богатствами, а другим, "рабам божиим", предназначена доля
подчинённых тружеников, чтобы обслуживать "избранных". А уж войны, убийства, смерть - этот ужас не оправдать никакими высокими целями!
И тем более ужасно, что это жуткое варварство можно назвать "божьей волей"!
Если бы действительно существовал Всемогущий Бог, то он не допустил бы уничтожения человечества, уничтожения природы и самой планеты. И, в первую очередь, наказаны были бы те, кто совершает зло, творит безбожные, чудовищные,
жестокие дела.
Спасибо, что поделились размышлениями, Лена.
Всего Вам доброго.

Зоя, точно такую фразу "Если бы был Бог, он не допустил бы. " я услышала как
- то от своей бабушки. Она была ровесницей века ХХ и пережила много трагических
событий.В то же время личный опыт, приобретённый в течение всей жизни, начиная
с детских лет, говорит мне о том, что существуют явления, которые пока наука
объяснить не может: экстрасенсорика и телепатия, вещие сны, общение с живущими
на земле тех, кто уже ушёл из земной

из земной жизни. Как быть, если испытала это, а веры в Бога и в сотворение мира
Богом нет? Не думаю, что когда - нибудь наука сможет дать объяснение этим явлениям.С уважением. Елена.

Согласна, Лена, немало необъяснимых явлений происходит, но это, предполагаю, связано с космосом, поскольку Вселенная существует гораздо больше, чем человечество на Земле. И невозможно даже представить, как далеко шагнул прогресс ТАМ, если даже у нас есть теперь мгновенная связь друг с другом, где бы мы ни находились. Мы всего лишь люди, не так много достигшие.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

В центр романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский поставил вопрос “убийства по совести”. С помощью образа Родиона Раскольникова он проводит эксперимент над человеческой душой, которая находится во власти разрушительной идеи. Используя детективный сюжет о замысле, исполнении и раскрытии убийства, автор проверяет теорию главного героя и полностью развенчивает ее.
Родион Раскольников – недоучившийся студент, приехавший в Петербург из глубинки. Он живет бедно, одиноко. Но не бедность стала причиной того, что он решился

За полгода до описываемых событий он напечатал статью, излагавшую его теорию “права сильного на кровь”. Именно эта теория стала движущей силой всего романа. Суть конфликта – в столкновении этой теории с действительностью.

Ф. М. Достоевский подчеркивает, что эта теория зародилась у Раскольникова задолго до того, как он узнал о бедственном положении своей сестры и матери. Следовательно, сначала появилась теория “права сильного”, а уже затем необходимость воспользоваться ей для спасения своей семьи. Раскольников хочет убить, чтобы понять, “тварь”

При этом он наивно полагает, что убийство поможет ему совершать впредь лишь добрые дела. Главный герой пришел к этой мысли во многом от нищеты и отчаяния. Но автор показывает, что это обстоятельство не спасает его от суда совести.

Несправедливость в социальной жизни невозможно искоренить преступлением.
Теория Раскольникова – явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. “Наполеону, – утверждает Раскольников, – и в голову не пришло бы мучиться вопросом – можно ли убить старушонку, – он зарезал бы без всякой задумчивости”.

Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: “на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово”. Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя “лучшего”.
Второй разряд людей – это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: “Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь”. Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признается Соне: “Я додумался до того, Соня, что власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее”. Ключевое слово этой теории – власть, господство.

Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества.

Недаром еще в черновиках автор указывал, что “в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу”.
В итоге Раскольников утверждает: “Свобода и власть, а главное – власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником”. Его теория захватила не только ум, но и сердце героя. Причина тому – отвлеченность этой теории от жизни.

Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три. Он убивает не только Алену Ивановну, но и ее беременную сестру.
Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем “низшего разряда людей”, но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов – живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил “теорию двух разрядов людей”.
Во-вторых, Раскольников надеялся, что не испытает мук совести за совершенный грех. Но он ошибся. Совершенно случайно ему удалось остаться незамеченным, некоторое время он находился в бессознательном состоянии от потрясения. Убийство перевернуло его жизнь.

Раскольников повсюду видел преследование, разучился доверять людям. Он оказался в одиночестве. Находиться в обществе было для него мучением.

Между ним и другими людьми стояла непреодолимая нравственная преграда. Чтобы опровергнуть теорию Раскольникова, Достоевский подвергает его тяжким душевным мукам. Преступление уже содержит в себе наказание.

Муки Раскольникова – это не просто муки совести. Когда мещанин обвинил его в убийстве, Раскольников ослабел физически. Он сопоставлял в уме деяния своих кумиров: “Те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне: и ему же по смерти ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается”.

Контраст между обычным преступлением и подобными грандиозными разрушениями потрясает Раскольникова. Он делает окончательный вывод: “Я не человека убил, я принцип убил…Я себя убил”. Раскольников не ощутил предполагаемой “священной грусти”, свойственной великим людям.

Даже в своем страдании он видел еще одно свидетельство того, что он – “вошь”, обыкновенный человек.
Главное наказание для Раскольникова – это не только сознание своей непричастности к “особому разряду людей”, но и отчуждение от людей вообще, от всего мира. Это последствие его теории оказывается поистине самым мучительным. Оно и приводит Раскольникова к мысли о признании.

Соня Мармеладова доказывает ему необходимость сохранить чистоту души, даже соприкоснувшись с пороком. Она видит спасение в христианстве. Следователь Порфирий Петрович видит спасение Раскольникова в страдании и очищении.

Он советует юноше обрести истинную веру взамен не оправдавшей себя теории: “Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая…Страдание – великая вещь. Станьте солнцем, и вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем”.

К истинной вере Раскольников приходит только на каторге. Именно вера приносит ему успокоение и просветленность.
Теория Раскольникова бесчеловечна по своей сути. Она уже изначально была обречена на провал. Породив эту страшную теорию, Раскольников закономерно оказался ее жертвой. Он поставил земных кумиров выше нравственности, религии, истины.

Его теория явилась еще одним звеном вечного спора земной человеческой гордости с закономерным мироустройством.

Часть 6, глава II

Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес.

Следователь Порфирий Петрович.

На фото

Часть 5, глава IV

Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь.

Раскольников — Соне.

На фото

На фото

Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Я это всё теперь знаю. Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею.

Родион Раскольников

На фото

. если б только я зaрeзaл из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это.

На фото

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки. А старушонку эту черт убил, а не я.

Раскольников в разговоре с Соней

На фото

Часть 3, глава V

На фото

. первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

На фото

Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

На фото

На фото

Часть 6, глава V

Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу‑то, сору‑то. Ничего, так себе теорийка.

Свидригайлов

На фото

. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!

Свидригайлов

На фото

Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию‑то сочинить он умел, а перешагнуть‑то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный.

Свидригайлов о теории Раскольникова

На фото

Эпилог. Часть 2

Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово „злодеяние“? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно!

Родион Раскольников

На фото

Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг.

Родион Раскольников


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Теория Раскольникова. Истоки бунта.

Цель урока: Раскрытие сути теории Раскольникова

  • Образовательные:
  1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;
  2. Сформулировать мотивы совершения преступления;
  • Развивающие:

1. Формировать умение анализировать эпизод текста;

2. Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;

3. Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
  2. Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
  3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.
  4. 4.Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

Тип урока: урок-семинар

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

1. Организационный момент :

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

- Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? ( Кульминация )

Но перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.

4. Работа по теме урока. Работа с текстами и презентацией.

Итак, ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса , мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов , которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. (На слайде написаны эти два слова. Дети пытаются разгадать их семантическую, то есть внутреннюю форму. Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова, проведем небольшой анализ.

( Преступление - преступить, переступить через что-то.

Учитель: А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

- Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты.

(Дети говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон)

(запись в тетради) Давайте посмотрим в нашем учебнике, есть и упоминание об этих чертах.(Смотрят учебник, находят там упоминание)

Хорошо ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова.

Вы видите, что наша доска разделена на две части. В каждой части написано только одно слово ТЕОРИЯ.

Что бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.)

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

- В чем же смысл этой теории?

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

-- Нет, нет, не совсем потому, -- ответил Порфирий. -- Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста, по парам. Я предлагаю первой паре (Аделина, Виталий) проанализировать, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные , в вторая пара (Вова, Кристина) исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и выпишите на листы , раскрывающие суть теории.

Что должно получиться у 1 группы:

  • Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

  • Первый разряд всегда -- господин настоящего,
  • Первые сохраняют мир и приумножают его численно;

Что должно получиться у 2 группы:

  • … и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.
  • Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его героями)

- Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно, может). Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? (к внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне)

Ребята, также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким причинам мы отнесем их? (к внутренним)

Почему? (переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе Раскольникова, то есть внутри него)

Молодцы, ребята. Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами рождения теории. Перед вами тексты. Так же, работая с текстом в парах, заполните, пожалуйста, вторую половину доски. 1 группа исследует внешние причины, вторая – внутренние.

Что должна найти 1 группа:

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. – ч.1, гл.1

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека . (ч.1, гл.1)

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. (ч.1, гл.3)

Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! (ч.1, гл.2)

А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге. (ч.1, гл.3)

- Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.

( Социальное наказание . - лишение свободы; философское наказание . - опровержение теории, её крах; нравственное наказание . - одиночество, утрата всех жизненных ценностей).

-Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)

- То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается)

- А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.)

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. ( Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!)

Учитель читает текст под презентацию.

- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.

- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.

- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

- Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.

Саморефлексия на уроке.

- Ребята, вам понравился урок?

-Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

- Есть ли моменты. Которые вы не смогли понять, осмыслить?

-Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов. Оценки. Д/з

Домашнее задание на выбор:

Проанализируйте речевые портреты героев романа.

Составьте хронологию встреч Сонечки и Раскольникова с описанием чувств героев.

Читайте также: