Чем предварительное следствие отличается от дознания эссе

Обновлено: 28.06.2024

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок уполномочены все прокуроры от районного до Генерального прокурора Российской Федерации. Предельный срок предварительного следствия законом не установлен (ст. 162 УПК).

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216–218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

6. Дознание отличается от предварительного следствия по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору.

В случае несогласия следователя с указаниями или решениями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; объеме обвинения; о направлении дела в суд или его прекращении; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе, приостановив выполнение указаний прокурора, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю (ч. 3 и 4 ст. 38 УПК), который, в свою очередь, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам. Для дознавателя предусмотрено иное положение, согласно которому все указания прокурора и начальника органа дознания, в том числе и по вопросам, перечисленным выше, являются обязательными, а их обжалование не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д.


В данной статье освещен вопрос соотношения предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации.

Ключевые слова: предварительное следствие, орган дознания, обвинительное заключение, прокурорский надзор, уголовное преследование, дознание.

Основной формой расследования является предварительное следствие, поскольку она наиболее полно отражает все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участников процесса. Таким образом, расследование большинства уголовных дел осуществляется в форме предварительного следствия и регулируется нормами отдельной главы Уголовно-процессуального кодекса. В свою очередь, дознание является ускоренной формой расследования.

Разграничение предварительного следствия и дознания идет по нескольким направлениям. Рассмотрим их.

В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, согласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам [1, с. 75]. Это означает, что для остальных случаев, перечисленных в части 3 ст. 150 УПК, можно провести дознание. В случае необходимости, в том числе на основании письменного поручения прокурора, дознание может быть заменено предварительным следствием.

По субъектам производства.Предварительное следствие по уголовным делам осуществляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела, предварительного расследования по ст. 163 УПК может быть поручено нескольким следователям (следственной группе). По необходимости быстрого выявления и фиксации следов преступления, сразу же после сбора доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым предварительное следствие является обязательным, орган дознания также имеет право производить неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК).

По характеру подследственных дел. Эти различия между дознанием и предварительным следствием порождают еще одну особенность, которая важна при разграничении этих видов предварительного расследования. Поскольку они проводятся различными органами и их деятельность осуществляется по-разному, они дифференцируются в зависимости от этого. Согласно закону, дознание проводится для тех категорий общественно опасных деяний, которые по своей природе, чаще всего происходят в сфере общественного порядка. С точки зрения дознания они сравнительно простые, раскрываются быстро, в основном посредством оперативно-розыскных методов, а дела, по которым ведется предварительное следствие, представляют большую общественную опасность, более сложные. Для того, чтобы раскрыть эти преступления, требуется следственная работа, она всегда предполагают большой объем следственных мероприятий.

В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого уголовное преследование осуществляется, вначале, как правило, остается в статусе подозреваемого, а затем обвиняемого. В зависимости от характера совершенного преступления и конкретных обстоятельств уголовного дела, привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания, лицо, в отношении которого уголовное преследование имеет место, получает статус обвиняемого только на самом последнем этапе — в момент вынесения ему обвинения. Таким образом, на протяжении предыдущей процессуальной деятельности дознавателя, этот человек находится в статусе подозреваемого [2, с. 54].

По степени процессуальной самостоятельности. С этой точки зрения уголовно-процессуальное законодательство предоставляет следователям больше самостоятельности, нежели органам дознания.

В прошлом, как известно, по степени процессуальной самостоятельности, органы следствия и дознания практически не отличались друг от друга. Все указания прокурора, без исключения, одинаково обязательны для них. Следователь был не вправе давать указания органам дознания и инструкции по проведению следственных действий. Практически, он сам не принимал никаких процессуальных решений. Эта ситуация препятствовала инициативе следователей, принижая их роль в борьбе с преступностью. Кроме того, это мешало эффективной координации деятельности органов дознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных процессуальных отношений между прокурором и следователем [4, с. 27].

Новое уголовно-процессуальное законодательство изменило эту ситуацию. Оно существенно расширило полномочия следователей, повысило процессуальную независимость в отношении прокурора и органов дознания. Усилило ответственность за качество и эффективность предварительного расследования уголовных дел. Закон предусматривает, что «в ходе предварительного следствия, следователь принимает все решения в направлении следствия и проведения следственных действий самостоятельно, кроме случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, а также несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение”.

Процессуальная самостоятельность следователя выражается также в его праве давать органам дознания указания о проведении следственных и розыскных мероприятий, а также требовать от них содействия при совершении отдельных следственных действий. Органы дознания не вправе давать какие-то поручения или указания следователя [5, с. 229].

В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль являются процессуальными механизмами, предусмотренные законом по обеспечению законности дознания и предварительного следствия. Наряду с судебным контролем, эти формы деятельности прокурора, руководителя следственного органа и начальник органа дознания создают дополнительные правовые гарантии для соблюдения процедуры уголовного дела, качества и эффективности предварительного следствия, защиты прав и свобод участников уголовного судопроизводства [6, с. 66]. Законодатель устанавливает различные полномочия прокурора и правила прокурорского надзора, в отношении дознания и предварительного следствия. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Надзор прокурора за ходом предварительного следствия уменьшает только определенные полномочия [7, с. 26]. Таким образом, прокурор имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать, чтобы органы предварительного следствия устраняли допущенные нарушения федерального законодательства, разрешали споры об их компетенции, принимали решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.

Все эти обстоятельства тесно переплетаются друг с другом и в своей совокупности позволяют четко различать предварительное следствие и дознание, как двух относительно самостоятельных видов расследования уголовных дел. Но при рассмотрении связи между дознанием и предварительным следствием, задача заключается не только в выявлении отличительных особенностей. В этой связи процессуальное законодательство намечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение которых является одним из условий для дальнейшего повышения качества предварительного расследования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия каждого совершенного преступления.

  1. Гаврилов Б. Я. Разграничение компетенции между следствием и дознанием: коллизии закона и ведомственная разобщенность // Уголовное право. — 2006. — № 1. — С. 75.
  2. Янович Е. Ю. Уголовный процесс: курс лекций. — М.: Проспект, 2007. — 91 с.
  3. Смирнов Г. К. Общие условия предварительного расследования: сущность и виды // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. — 2009. — № 3. — С. 14.
  4. Клименко И. И. О некоторых проблемах взаимодействия следователей органа дознания // Адвокатская практика. — 2007. — № 1. — С. 27.
  5. Сафоненко Д. Ю. О возможностях дачи следователем отдельных поручений органу дознания // Теоретические и прикладные проблемы предварительного следствия и дознания. — Саратов: СЮИ МВД России, 2009. — С. 299.
  6. Крюков В. Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. — 2007. — № 10. — С. 66.
  7. Русяев А., А. Кругликов. Роль прокурора в организации, осуществлении и обеспечении законности взаимодействия следователей и органов дознания // Закон и право. — 2004. — № 12. — С. 26.

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, орган дознания, дознание, прокурорский надзор, уголовное преследование, ведомственный контроль, обвинительное заключение, предварительное расследование, процессуальная самостоятельность, уголовно-процессуальное законодательство.

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок уполномочены все прокуроры от районного до Генерального прокурора Российской Федерации. Предельный срок предварительного следствия законом не установлен (ст. 162 УПК).

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216–218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

6. Дознание отличается от предварительного следствия по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору.

В случае несогласия следователя с указаниями или решениями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; объеме обвинения; о направлении дела в суд или его прекращении; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе, приостановив выполнение указаний прокурора, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю (ч. 3 и 4 ст. 38 УПК), который, в свою очередь, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам. Для дознавателя предусмотрено иное положение, согласно которому все указания прокурора и начальника органа дознания, в том числе и по вопросам, перечисленным выше, являются обязательными, а их обжалование не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д.

миниатюра Чем дознание отличается от следствия

Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.

Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.

Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.

Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.

Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.

В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.

При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.

Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.

Стоит отметить, что оба действия эффективно дополняются, результатом чего является своевременное и эффективное раскрытие преступлений, выявление совершивших их лиц, поиск и поимка преступников.

Несмотря на множество подобных черт, как дознание, так и предварительное следствие имеют существенные различия по органам, которые реализуют соответствующие действия.

Они даже входят в различные ведомственные системы. Так органы дознания ввиду особенности структуры правоохранительной системы, а также поддержания характерного набора требуемых операций, существует намного больше, чем собственно органов следствия.

Также процедуры обоих типов указанной деятельности существенно отличаются в соответствии с последовательностью уголовных дел.

Органы дознания обслуживают гораздо большее количество операций, связанных с преступлениями малой и средней тяжести.

Наиболее часто дознавательным органам отделений приходится иметь дело с преступлениями в области социального взаимодействия граждан, а также охраны порядка. Данное виды преступлений классифицируются как намного менее опасные и сложные.

В то же время, компетенция следователей предполагает расследование дел о тяжких и особо тяжких видах преступлений, которые представляют собой намного большую опасность для общественности, а также сложность и трудоемкость в процессе осуществления операций.

Процессуальный режим двух этих видов деятельности также существенно отличается. В делах, где существует необходимость обязательного следствия на предварительной основе, все действия осуществляются уже в течение 10 суток с факта возбуждения дела.

Стоит отметить, что закон не предусматривает продление этого срока, поэтому специалисты должны сделать все возможное за эти 10 дней.

Если говорить о дознании, то в данном случае законом предполагается 30 суток непосредственно с момента возбуждения самого уголовного дела. Кроме того, надзирающий прокурор имеет право продлить этот период еще на 30 суток.

Доступность документации после завершения дознания или следствия также существенно различается.

Так после окончания всех операций, связанных с предварительным следствием, ознакомиться с материалами на полной или частичной основе, кроме документов, описанных во второй части статьи 317.4 уголовно правового кодекса, могут и гражданский истец, и потерпевший, и гражданский ответчик. Для этого, разумеется, потребуется ходатайство.

Что касается дознания, то после окончания исчерпывающего расследования по соответствующему делу, право ознакомиться с документами предоставляются только потерпевшему либо его представителю согласно ходатайства.

Дела, которые предполагают обязательность предварительного следствия, обеспечивают следователю возможность давать поручения органам дознания для реализации всех перечисленных операций.

Читайте также: