Чем отличается руководство от пособия

Обновлено: 30.06.2024

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

-указывается, чему посвящено данное пособие;

-предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с.

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Похожие документы:

С точки зрения содержания, методическое обеспечение

. изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация . учебных планов, образовательных программ, учебно – методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного .

Актуальные проблемы информатизации высшего образования

. для каждого нового электронного учебника, пособия или методического руководства, в то время как . технологии в образова­нии [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогических вузов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова .

Методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ г. Пятигорск

. планами); учебно-методические электронные ресурсы (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения . … Литература для учащегося: … Учебники: … Методические пособия: … Справочная литература: … III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ .

Методическая разработка педагогический контроль, как одна из составляющих методической деятельности спортивной школы

. . – 232с. Никитушкина Н.Н. Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте: учеб. пособие. – М.: Прометей, 2006 .

Рекомендации преподавателям по созданию учебно-методических материалов Москва-2013

. семинарских занятий; - Учебно-методические издания Методические рекомендации; Методические указания; Методическое пособие; Подготовка учебных материалов, тиражируемых .

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц . Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях ( внешние рецензенты ).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать , сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

​Отчет о работе преподавателя: варианты содержания

Преподаватель вуза в течение года проделывает значительный объем работы. Она не ограничивается чтением лекций и проведением семинаров, продолжительность которых можно оценить в часах. Все остальное учитывается и анализируется в иной форме. Для сведения результатов учебного года воедино и заполняют отчеты о работе.

Зачем писать докторскую диссертацию

Чаще всего тех людей, которые решили писать докторскую, вообще не надо мотивировать. Их желание как бы само собой вырастает из всей предыдущей деятельности: обучение в вузе, аспирантуре, защита кандидатской, работа в вузе. Ну, а молодым (и не очень) кандидатам наук, еще пребывающим в раздумьях, мы хотим рассказать о причинах, которые могут побудить их взяться за написание докторской.

От абитуриента до аспиранта





Некоторые особенности и требования, предъявляемые
к учебным изданиям

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

Чтобы подтвердить статус ученого, преподаватели должны регулярно писать научные труды. Среди них: статьи, учебники, монографии и т.д. Не последнее место в этом обширном списке занимают и учебные пособия. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Учебное пособие и учебник: общее и различия

Для начала, определимся с тем, что собой представляет учебное пособие. Чем оно отличается от классического учебника? В первую очередь, учебное пособие представляет собой издание учебного плана, которое в той или иной степени заменяет учебник. Оно его дополняет. Поэтому учебное пособие не обязано охватывать весь курс целиком, а лишь его часть. В нем, к примеру, могут освещаться вопросы, не раскрытые в основном учебнике.

В учебном пособии должны содержаться различные взгляды на существующие проблемы дисциплины. Это – еще одно его отличие от учебника, в котором содержатся лишь официальные и доказанные теории, общепринятые взгляды. Тем самым, учебное пособие позволяет углубиться в изучение проблемы, рассмотреть ее с разных точек зрения. Поэтому это – идеальный вариант для факультативного и самостоятельного изучения студентами.

Еще одно отличие учебного пособия от учебника состоит в том, что в учебнике содержится только апробированный материал, а в учебном пособии освещены более современные сведения. Это обеспечивается тем, что учебное пособие издается быстрее. Поэтому при введении в курс новой дисциплины в первую очередь издают учебное пособие, а после апробации материала – учебник. Учебные пособия уместно также издавать по дисциплинам узкого профиля, по спецкурсам.

Как отличить учебное пособие от учебника?

Вместе с тем, и учебник, и учебное пособие должны быть официально утверждены в качестве данного вида издания.

Пособие призвано удовлетворять следующим критериям:

  • отсутствие противоречия с основополагающими положениями изучаемой дисциплины, содержащимися в учебнике;
  • отсутствие дублирования информации из учебника.

Учебное пособие состоит (как минимум) из 4 авторских листов ( в переводе на обычное исчисление – 160 тыс. знаков с пробелами). Объем учебного пособия напрямую зависит от количества учебных часов дисциплины.

Для чего нужно писать учебное пособие?

Теперь разберем, для чего его нужно писать ученым и преподавателям? Лишь немногие преподаватели сейчас пишут учебные пособия, руководствуясь альтруистическими целями:

  • поделиться накопленным опытом со студентами, преподавателями и лицами, интересующимися наукой;
  • дополнить существующий курс недостающей информацией или создать новую программу при полном отсутствии информации по теме.

Однако написание учебного пособия сейчас преследует совсем иные цели. В основном, его составление служит для удовлетворения единственной задачи – соответствие определенным нормативам и требованиям. Например, для избрания по конкурсу на замещение должности доцента необходимо в списке трудов иметь учебное пособие, а иногда – и не одно. Нужно оно и для получения ученого звания.

Правила написания учебного пособия

Итак, вы решились написать учебное пособие. С чего начать? Прежде всего, следует определиться с двумя вопросами:

  • Кто будет являться его основной аудиторией?
  • Какова его цель?

пример учебного пособия

Вот только некоторые возможные варианты:

  • углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине;
  • углубление практических навыков;
  • организация самостоятельной работы студентов;
  • организация подготовки к зачету или экзамену;
  • подготовка к написанию любого вида самостоятельной работы.

Ориентируясь на цель, следует подобрать материал для ее раскрытия.

При написании учебного пособия следует руководствоваться теми же стандартными правилами, что и для любого другого вида научной работы:

  • четко структурировать работу (об этом – в следующем разделе);
  • завершать каждую мысль логическим выводом;
  • приводить хорошо скомпилированный материал;
  • придерживаться общей логики повествования и т.д.

В отличие от многих других научных трудов, учебное пособие не должно содержать инновационные идеи. Для создания учебного пособия достаточно просто хорошо скомпилировать материал и уметь его объяснить доступным даже выпускникам школы языком.

Структура учебного пособия

Обязательными разделами любого учебного пособия являются:

  • аннотация;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • библиографический список.

Могут в нем присутствовать и дополнительные структурные элементы, среди которых: предисловие, иллюстрационный материал, глоссарий, список условных сокращений, приложения.

Рассмотрим каждый из разделов подробнее. Аннотация представляет всю вашу работу. Именно основываясь на ней, читатель будет принимать решение, подойдет ли для него данное пособие. К написанию аннотации рекомендуется приступать тогда, когда учебное пособие уже написано. В аннотации необходимо написать, кто является целевой читательской аудиторией.

Какова структура учебного пособия?

В оглавление включаются заголовки всех уровней (как правило, 2 и 3). При наличии трех уровней, в оглавление входят разделы, главы, параграфы. Если заголовков только два, то параграфы опускаются. Детальное оглавление более удобно для читателя. Однако и злоупотреблять излишней детализацией тоже не следует.

Во введении следует обосновать основную проблематику работы, ее актуальность и темы, рассматриваемые в пособии. Внимание следует уделить и следующим вопросам:

  • историографии и методологии изучаемого вопроса;
  • целям и задачам пособия;
  • для какой аудитории предусмотрено пособие;
  • каким дисциплинам оно соответствует.

Некоторым авторам введение удобно писать перед подготовкой основного текста. Однако, как правило, рекомендуется приступать к написанию этого раздела в самом конце, чтобы ничего не упустить.

В основной части должны быть раскрыты теоретические и практические вопросы.

Необходимо обеспечить, чтобы структура основной части работы соответствовала государственным образовательным стандартам и учебной программе университета. К примеру, одна глава должна соответствовать одной зачетной единице, а параграф — одной теме учебного плана.

В структуру работы уместно включить и дидактический материал. Он способствует лучшему усвоению материала дисциплины. В дидактический материал следует включить вопросы для закрепления материала, иллюстрационный материал (например, таблицы), задания для самостоятельной работы, темы докладов, рефератов, различные упражнения и тесты, список дополнительной литературы, контрольные работы и т.д.

Составлять дидактический материал следует так, чтобы он помогал усвоению главных вопросов и стимулировал мыслительную деятельность студентов.

В идеале объем дидактического материала должен составлять, примерно, одну треть общего объема пособия.

В заключении следует обобщить представленный материал. В него не стоит включать никакую новую информацию. Следует сделать акцент на нерешенных и трудно решаемых проблемах, привести рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список состоит из литературы трех типов:

  • основная;
  • дополнительная;
  • интернет-источники.

содержание учебного пособия

Советы по написанию учебного пособия

Помочь в написании учебного пособия могут следующие простые советы:

  • Использование простого языка. При подаче материала не следует увлекаться профессионализмами, которые могут вызвать вопросы у не подготовленных студентов. Следует писать текст таким образом, чтобы он был доступен для выпускников школы. Но и опускаться до панибратского отношения к читателю и употребления сленга тоже не стоит. При использовании нового термина следует тут же разъяснять его смысл, не отсылая читателя к глоссарию.
  • Разбавление теоретического материала примерами по теме. Это будет способствовать лучшему усвоению материала.
  • Использование иллюстрационного материала. К нему относятся: таблицы, графики, диаграммы, схемы, модели и т.д. Они также способствуют лучшему усвоению материала.
  • Расшифровка сокращений при первом их упоминании. При использовании большого их количества следует выносить их в словарь в конце учебного пособия.
  • Подача информации собственными словами, без обширного использования цитирования.
  • Завершение каждой мысли и каждого структурного элемента работы выводами.

В монографии обязательно должна присутствовать научная новизна и содержаться результаты авторских исследований. В отличие от нее, учебное пособие может не включать новые идеи и инновационные открытия. В нем должен быть приведён материал, доступный для понимания читательской аудитории, с примерами и пояснениями.

Как оформить учебное пособие?

При оформлении учебного пособия применяются общие требования для всех научных трудов. Вместе с тем, в отличие от научной статьи, следует воспользоваться еще некоторыми рекомендациями.

советы по оформлению пособия

Так, в идеале рекомендуется отдать свою рукопись корректору для внесения исправлений. Ведь некоторые нюансы подвластны только профессионалам. Поэтому не стоит полагаться только на собственную грамотность и встроенный редактор MS Word. Ведь учебное пособие будут читать студенты, поэтому ошибки и опечатки недопустимы.

Не стоит для удешевления услуг издания стремиться самостоятельно создать оригинал-макет в редакторе Word. В большинстве случаев вы только потратите время впустую. Доверьте этот процесс профессиональному верстальщику. Он применяет профессиональное программное оборудование и знает все тонкости отечественных стандартов.

Чтобы не тратить зря время на то, чтобы переделывать оформление, следует еще на стадии написания работы задать необходимые параметры в Word (величину отступа, абзацев, полей, межстрочного интервала, шрифта и т.д.). Тогда в будущем не придется в срочном порядке корректировать работу.

Итак, написание учебного пособия является обязательным условием для развития научной карьеры ученого. Оно рассчитано, прежде всего, на студенческую аудиторию, поэтому должно содержать актуальную и достоверную информацию.

Читайте также: