Чем отличается оптимизация от сокращения штатов

Обновлено: 30.06.2024

Что такое оптимизация

Предприниматели выходят из карантина с намерением встряхнуть компанию и заметно повысить эффективность сотрудников, считает управляющий партнёр по аудиту и налоговым спорам в консалтинговой компании WiseAdvice Consulting Group Маргарита Дружинина. Реализовать эти планы можно благодаря оптимизации.

Оптимизация может касаться либо численности сотрудников, либо состава штата. В трудовом законодательстве чёткого разделения этих понятий нет. Но в первом случае владелец бизнеса уменьшает затраты на содержание команды: снижает зарплаты, сокращает число работников, выполняющих одни и те же функции, например из четырёх копирайтеров оставляет трёх. В результате уменьшаются расходы на уплату налогов, социальных взносов, обучение и переподготовку, закупку техники и даже аренду.

При оптимизации состава штата упраздняются определённые должности. Например, если владелец трансформирует бизнес по uber-модели, компания может отказаться от диспетчеров. Поскольку клиент и исполнитель будут связываться через интернет-платформу, без посредников, понадобятся только менеджеры для решения спорных вопросов.

Оптимизация состава штата может произойти, когда предприниматель решит передать часть задач на аутсорс. Например, компания подписывает договор с агентством для продвижения бренда и, как следствие, отказывается от младших специалистов в отделе маркетинга. Там останется только руководитель направления, который будет контролировать процесс.

Как оптимизировать численность сотрудников

1. Назначьте ответственного за оптимизацию

Он будет руководить работой и анализировать результаты. В малом бизнесе этим обычно занимается собственник.

2. Изучите загрузку персонала

Оптимизация начинается с исследования внутренних процессов компании. Подсчитайте количество сотрудников в подразделениях предприятия, узнайте объем задач каждого работника и время, которое они тратят на их выполнение. Это позволит определить, загружены ли специалисты на 100 %. Возможно, они справляются с делами за полдня.

3. Поговорите с сотрудниками

Расскажите им, как меняется работа компании в новых обстоятельствах, что придётся перестроить в процессах. По словам Дружининой, так предпринимателю проще понять, кто готов к трансформации, а кто, скорее всего, будет тормозить перестройку.

4. Оцените объем рутинных задач

Изучите, сколько времени сотрудники тратят на составление простых таблиц, расшифровки интервью, учёт звонков, неавтоматизированное копирование данных. Чтобы оценить объём максимально точно, составьте блок-схемы бизнес-процессов. Благодаря им вы поймёте, сколько времени в каждом из них отнимает рутина.

По наблюдениям генерального директора сервиса личных помощников Want Юлии Юрченко, на подобные процессы уходит до 30–35 % рабочего времени. В эти часы сотрудники могут заняться основными задачами и повысить эффективность работы. Например, специалист отдела продаж — организовывать переговоры с клиентами, а не заполнять таблицы с данными о потенциальных покупателях, журналист — брать новые интервью, а не заниматься их расшифровкой, юрист — консультировать клиентов, а не собирать папки документов для подачи запросов в разные ведомства.

5. Определите, какие из рутинных процессов можно автоматизировать

Маркетологам, специалистам по продажам, менеджерам, которые общаются с заказчиками, могут помочь CRM-системы (системы управления взаимоотношениями с клиентами). В них можно регистрировать, хранить и анализировать данные, например число звонков каждого специалиста кол-центра или показатели работы менеджеров продаж.

Можно использовать и другие цифровые инструменты. Например, системы электронного документооборота (ЭДО), которые позволят сократить время, затрачиваемое на подпись бумаг, проставление печати и передачу в другие компании счетов-фактур и контрактов.

6. Выберите рутинные задачи для передачи на аутсорс

Юлия Юрченко из Want советует ориентироваться на два ключевых параметра: качество и цену рабочего часа. Например, менеджеру нужно регулярно делать презентации для встреч. Он собрал нужные данные, но дизайнерских навыков ему не хватает. Скорее всего, дизайнер-фрилансер сделает эту работу более качественно.

Какие задачи передать на аутсорс

Перед тем как отдать задачи, пропишите инструкции для помощников и стандарты, на которые они будут ориентироваться в работе. Определите, как будут взаимодействовать штатные и внештатные сотрудники. Например, через планировщик задач вроде Trello и Notion. Юрченко также советует отвести время на тестовый период и сбор обратной связи. Срок будет зависеть от масштаба оптимизации и объёма задач, переданных на аутсорс. Например, если ассистентам передают задачи обзванивать клиентов и общаться по скриптам, тест займёт не больше недели.

Как юридически оформить сокращение штата

Если после изучения процессов вы поняли, что для части сотрудников нет задач и с ними стоит расстаться, можно поступить двумя способами: уволить по соглашению сторон (как это сделать, мы объясняли в этом тексте) либо пройти процедуру сокращения численности штата. Расскажем о втором способе подробнее.

1. Издайте приказ о сокращении численности штата

В Трудовом кодексе не прописано, как его оформлять, но в документе необходимо указать причины и даты. При сокращении численности штата место должно остаться за наиболее квалифицированным и эффективным специалистом. Если показатели равные, преимущество есть у работника с детьми, сотрудника, пострадавшего во время работы, например получившего травму, инвалида боевых действий; специалиста, повышающего квалификацию без отрыва от работы.

2. Уведомите работника о сокращении

Это нужно сделать не менее чем за два месяца до увольнения. Сотрудник должен получить документ лично и расписаться.

3.Предложите вакантную должность

Работники отдела кадров должны это делать регулярно вплоть до сокращения. Они вправе предложить специалисту должность ниже, в том числе с меньшей зарплатой, или временную замену сотрудника, который находится в отпуске по уходу за ребёнком.

4. Издайте приказ об увольнении

Это делается в последний рабочий день сотрудника.

5. Уведомите службу занятости

Руководителю юрлица нужно сделать это не позднее чем за два месяца до увольнения, а ИП — не позднее чем за две недели. В письме работодатель указывает должность человека, его специальности, навыки и условия оплаты труда. К документу прикладываются копия приказа о сокращении численности, проекты приказа об увольнении и нового штатного расписания организации.

6. Выплатите пособие

В последний рабочий день работодатель должен погасить все задолженности перед сотрудником и выплатить выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка (как он рассчитывается, мы объяснили в этой инструкции). Его также нужно платить, пока специалист ищет работу, но не дольше двух месяцев.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

В СМИ и на просторах рунета тема увольнения в условиях финансового кризиса в России стала одной из наиболее обсуждаемых. Комментариями и советами охотно делятся как юристы, экономисты, кадровики, так и простые работники, которых увольняют либо уже уволили.

При этом, обращает на себя внимание плохо скрываемое негативное отношение как к конкретным работодателям, так и к бизнесу в целом. Причина тому – нежелание бизнеса сокращать штат "по закону", т.е. с выплатами выходных пособий. Да и представители власти в последнее время все чаще как мантру стали произносить фразу "социально ответственный бизнес", напоминая тем самым населению о том, что вина в сокращении зарплат, увольнениях без выплаты пособий лежит полностью на работодателе, а вины государства в таком положении дел нет.

Кроме того, некоторые СМИ, пытаясь поддержать такую позицию государства, и подогревая негатив к бизнесу в целом, создают образ некоего "зажиревшего" бизнесмена, который в эпоху кризиса позволяет себе отдыхать за границей, покупать новый самолет.

Не стоит, однако забывать, о многих тысячах других предпринимателей, являющихся представителями не крупного, а среднего и малого бизнеса, которые сегодня находятся на грани банкротства.

Рассуждая о том, кто прав, кто виноват, необходимо учитывать, что в условиях кризиса, когда получить кредит в банке стало практически невозможно, наблюдается кризис неплатежей по сделкам по причине финансовой несостоятельности контрагентов, растет инфляция, бизнес, чтобы выжить, вынужден как-то "оптимизироваться".

Оптимизация бизнес-процесса

Под такой "оптимизацией" российский бизнес, что очевидно, понимает сокращение затрат на заработную плату. И, надо отметить, в большинстве случаев для малого и среднего бизнеса другого реального способа оптимизировать расходы нет, тогда как некоторые крупные игроки имеют возможность снизить расходы, например, за счет продажи непрофильных активов (тех же самолетов, домов отдыха, санаториев и т.п.).

Каким же образом Трудовой кодекс позволяет сократить затраты на зарплату?

Сокращение численности или штата работников

Это соответствующий законодательству способ решения проблемы оптимизации через увольнение. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ). При сокращении увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Кроме того, статья 178 ТК РФ предусматривает и исключительный случай: если уволенный работник не трудоустроился, то средний месячный заработок сохраняется за ним и в течение третьего месяца. Таким образом, при выборе такого способа увольнения работников, с момента принятия решения об этом, работодатель должен будет выплатить работнику от 3 до 5 его средних заработков, тогда как экономически обоснованный расчет предпринимателя по сохранению бизнеса "на плаву" предполагает немедленное, например, в течение месяца-двух, сокращение затрат.

Уменьшение заработной платы, перевод на неполный рабочий день, неделю

Причинами для уменьшения заработной платы работнику по инициативе работодателя может являться лишь изменение организационных или технологических условий труда (ч. 1 ст. 74 ТК РФ). Верховный Суд РФ приводит примерный перечень такого рода причин: изменения в технике и технологии производства, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, структурная реорганизация производства. При этом одним из главных принципов проводимых изменений должно являться не ухудшение положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения.

В случае, когда изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ч. 5 ст. 74 ТК РФ).

Таким образом, нужно отметить, что во-первых, финансовый кризис или любые иные финансовые затруднения работодателя не являются основанием для изменения условий трудового договора по инициативе последнего.

Во-вторых, именно работодатель, в случае судебного разбирательства должен доказать, что изменение определенных сторонами условий трудового договора (в частности, уменьшение зарплаты работника) явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, а не по причинам финансового кризиса.

В-третьих, работодатель должен помнить, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме, опять же, не позднее чем за два месяца.

Простой

- временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Если не имеется возможности обеспечить работников работой, то они могут быть освобождены от выполнения трудовых обязанностей. При этом, нести затраты работодателю придется в зависимости от причин простоя. Согласно статье 157 ТК РФ, время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, тогда как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

Естественным является желание предпринимателей объявить простой по причине финансового кризиса, т.е. по причине, не зависящей от работодателя и работника и ограничиться оплатой времени простоя в две трети тарифной ставки, которая может составлять менее 20% средней зарплаты работника.

Однако, и в теории и в практике преобладает мнение, согласно которому, простой, вызванный ухудшением экономической конъюнктуры, не может рассматриваться как простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Предприниматели и коммерческие организации, бизнес которых гибнет из-за финансового кризиса, бремя неблагоприятных последствий должны нести сами, не перекладывая его на сотрудников.

"Административный отпуск"

Нередко работодатель, не желая оформлять простой с целью минимизации расходов на оплату труда принуждает работников взять отпуск за свой счет. Напомним, что согласно статье 128 ТК РФ, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Предоставление отпуска по инициативе работодателя не допускается.

Оптимизируя таким способом расходы, работодатель, в случае судебного разбирательства, рискует не найти понимания у суда если будет установлено, что фактически имел место простой, никаких уважительных причин у работников для предоставления им отпуска не было, а имело место принуждение к написанию заявления со стороны работодателя.

Соглашение сторон

Это самый оптимальный вариант решения проблемы. Соглашением сторон можно пересмотреть условия трудового договора, в том числе, изменить заработную плату, ввести режим неполного рабочего времени, перевести работника на иную, менее оплачиваемую работу.

Также по соглашению сторон трудовой договор может быть расторгнут, при этом стороны могут согласовать и размер выходного пособия, или предусмотреть иные компенсации работнику, которые устроят последнего и не будут слишком обременительными для работодателя. Главное – найти общий язык с работниками, объяснить им сложившуюся экономическую ситуацию и попытаться прийти к компромиссу.

Моббинг (от англ. Mob – толпа)

– форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения (ист.: Википедия). Если работник не желает увольняться ни по собственному желанию, ни по соглашению сторон, то он рискует стать объектом моббинга. Выражаться это может как в создании определенных неблагоприятных условий для выполнения трудовых обязанностей работником, так и иного воздействия, например, обещания "проблем в карьерном росте работника в будущем". Наряду с этим, на работника незаконно могут налагаться дисциплинарные взыскания. Если наложение взыскания (в том числе увольнение) работник может обжаловать в суд, то саму по себе "травлю" в коллективе – нет.

Должно ли вмешаться государство?

На наш взгляд, социальная напряженность в стране будет только расти и одной из главных причин этому будет не повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги, а именно массовая безработица. Добавим чувство несправедливости у уволенных "не по закону", осознание ими собственной незащищенности, а также возможный вывод о попустительстве со стороны государства. Ведь очевидно, что из двух вариантов увольнения: по сокращению с выплатой всех пособий (и здравствуй, банкротство!) и какой-либо вариант увольнения без выплаты таковых (возможность сохранить бизнес, а значит, хоть часть рабочих мест), предприниматель предпочтет второе и при желании найдет соответствующее основание.

Недавно Российский союз промышленников и предпринимателей предложил государству взять на себя обязательство работодателя в течение двух месяцев выплачивать зарплату работнику, уволенному по сокращению штата.

Однако это предложение не нашло понимания у чиновников. Ответ из Минздравсоцразвития сводится к тому, что сокращения штатов работников давно планировались на некоторых предприятиях и не связаны с нынешним кризисом, а потому и проблема надумана. В Госдуме данная инициатива также была отвергнута. Налоговыми послаблениями, судя по всему, государство также не порадует, скорее, наоборот. Хотя есть уже примеры снижения налогового бремени нашими соседями. Так, в Казахстане, в рамках пакета антикризисных мер, вступил в силу новый Налоговый кодекс: снижен НДС до 12%, ставка социального налога – 11%, ставка подоходного налога – 10%, снижен и рад других налогов.

Думается, нам пока подобные меры по поддержке бизнеса и стимулированию инвестиций "не грозят" и бизнес, особенно, малый и средний, как и обычно, будет пытаться выжить не благодаря политике государства, а вопреки.

Запись семинара от 4 и 5 мая 2021 г., актуально на 2022 г.

Авторские методические материалы

Работа с кейсами по реальным практическим ситуациям

Семинар будет полезен

Специалисту по кадровому документообороту и документационному обеспечению

Специалисту и менеджеру по персоналу

Начальнику отдела кадров

Руководителю структурного подразделения

Директору по персоналу

Программа

  • Нормативно-правовые акты, регулирующие процедуры прекращения трудовых отношений
  • Изменения последних лет
  • Виды оснований увольнения
  • Специфика и порядок их применения
  • Основания, по которым работодатель вправе уволить работника, и когда он обязан это сделать
  • Льготы и гарантии, предусмотренные при увольнении работников по различным основаниям
  • Особо проблемные категории работников
  • Отличие расторжения трудового договора от его аннулирования в случае невыхода работника на работу: причины, последовательность действий и документальное оформление
  • Увольнение работников, приступивших к работе и отработавших неполный первый день или 1-2-3 дня
  • Порядок составления, оформления, регистрации документов в целях защиты интересов работодателя
  • Электронные документы
  • Специфика увольнения дистанционных работников
  • Увольнение работников, не прошедших аттестацию
  • Связь аттестации с профстандартами и независимой оценкой квалификации
  • Критерии и порядок проведения аттестации для последующего расторжения трудового договора
  • Причины восстановления на работе работников, уволенных по результатам аттестации
  • Судебная практика
  • Работа с кейсами по реальным практическим ситуациям

Пройдите тест из 5 вопросов, если хотите проверить свои знания.

Лекторы

Мальгин Илья

Мальгин Илья

Журавлева Ирина Витальевна

Журавлева Ирина
Витальевна

Документы


Сертификат успешно подтвердил(а) свои знания по теме


Удостоверение о повышении квалификации

Ваш результат

Как проходит семинар

Шаг 1. Смотрите прямой эфир

Задавайте спикеру вопросы, участвуйте в розыгрышах. Запись семинара и тест будут опубликованы через 3 рабочих дня.


Шаг 2. Пройдите онлайн-тесты

Проверяйте полученные знания в любое удобное время.

Шаг 3. Получите сертификат

После успешного прохождения теста сертификат будет ждать в личном кабинете. Вы можете скачать его и поделиться в любых социальных сетях.

А еще.

Общайтесь с экспертами

Ведущий семинара ответит на ваш вопрос во время прямого эфира.

Скачивайте авторские материалы

Вы сможете скачать материалы на сайте после выкладки записи семинара.

Преимущества Контур.Школы

Бессрочная лицензия

Лицензированный учебный центр онлайн-образования для коммерческих организаций и учреждений государственного сектора.

10 лет безупречной репутации

Мы обучили 394 000 специалистов по закупкам, бухгалтеров, кадровиков, руководителей и специалистов служб охраны труда.

Ключевые спикеры отрасли

Лекции проводят популярные лекторы в учете, кадрах, госзакупках, охране труда.

Разные форматы

Видео, методические материалы, чек-листы, онлайн-тесты, образцы документов и подборки нормативных документов.

Персональная поддержка

Поддержка куратора на весь период доступа, а также круглосуточная техническая поддержка.

Мобильное приложение

В приложении можно смотреть уроки
и вебинары, проходить тестирование
и задавать вопросы.


После успешной оплаты курс появится в Моём обучении.

Часто задаваемые вопросы

Заполните заявку на сайте. Менеджер вам перезвонит в рабочее время, уточнит детали, ответит на вопросы и выставит счет. В течение 3 дней после оплаты в вашем личном кабинете, который создается в момент регистрации в Контур.Школе, активируется оплаченный тариф. После этого вы сможете записаться на любую тему из расписания или выбрать запись. Оповещения об активации и о скором начале семинара придут на электронную почту вашего аккаунта.

Автор ответит на ваш вопрос, если он — по теме семинара, задан во время прямого эфира и не относится к консалтингу, то есть не требует многоступенчатого общения или изучения документации.

Актуальность записи мы проверяем вместе с автором каждый месяц. Если запись доступна для продажи, она точно актуальна.

Онлайн-тест будет доступен после выкладки записи. В тесте 5 вопросов. На сдачу теста дается 3 попытки. После успешной сдачи теста будет сформирован и отправлен на электронную почту ваш электронный сертификат об участии и усвоении материалов семинара.

Оптимизация численности – это сокращение затрат на содержание персонала (как путем уменьшения количества работников, так и путем снижения уровня дохода персонала).

В чем разница между сокращением и оптимизацией?

Обоснование увольнения сотрудников

Под сокращением подразумевается досрочное прекращение трудовых договоров с одним или несколькими сотрудниками, что позволит сократить фонд оплаты труда. . Что касается процедуры оптимизации, то она не всегда предполагает череду увольнений.

Что такое оптимизация штатного расписания?

Оптимизация штатного расписания – это соотношение оптимального количества персонала в зависимости от необходимого выполнения всех важных функций и исключения ненужных. Макаров А. В. Оптимизация, как правило это сокращение штата, экономят.

В каком случае могут сократить на работе?

Правомерное сокращение работников↑

Сокращение штата или численности сотрудников (т. е. исключение из штатного расписания должностей или сокращение количества работников). В связи с ликвидацией предприятия либо в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем.

Что такое оптимизация отдела?

Что такое оптимизация на предприятии?

Оптимизация производства – это ликвидация недочетов предприятия, акцентуация внимания на достоинствах технологии. . Она способствует снижению количества управленческих ошибок и недочетов, уменьшению расходов на выпуск продукции, повышению прибыли предприятия и эффективности работы.

Кого не могут сократить 2020?

Кого не могут сократить

Беременной. Женщины, имеющей ребёнка до трёх лет. Одинокой матери, воспитывающей ребёнка до 14 лет или ребёнка-инвалида (до 18 лет), а также любого, кто воспитывает таких детей без матери. Единственного кормильца ребёнка-инвалида — если другой родитель не состоит в трудовых отношениях.

Как происходит увольнение по сокращению?

По общему правилу при сокращении организация-работодатель должна выплатить увольняемому работнику: заработную плату за время, которое он успел отработать в месяце увольнения; компенсацию за неиспользованный отпуск; выходное пособие – в общем случае в размере среднего месячного заработка (ст.

Как правильно написать заявление на увольнение по сокращению?

  1. ФИО и должность руководителя организации;
  2. ссылку на уведомление о сокращении должности;
  3. согласие на увольнение и дату увольнения;
  4. основание увольнения (обычно соглашение сторон);

Что такое оптимизация программного кода?

В исследовании операций, оптимизация — это проблема определения входных значений функции, при которых она имеет максимальное или минимальное значение. . В программировании, оптимизация обычно обозначает модификацию кода и его настроек компиляции для данной архитектуры для производства более эффективного ПО.

Что такое оптимизация?

Оптимизация — процесс максимизации выгодных характеристик, соотношений (например, оптимизация производственных процессов и производства), и минимизации расходов.

Что такое оптимизация расходов?

Оптимизация расходов – это некая эффективность расходов, которая подразумевает, что каждый потраченный рубль должен принести прибыль. Оптимизация напрямую связана с четким планированием, постоянным контролем и своевременным анализом расходов. Ключевые слова: оптимизация, расходы, анализ, контроль, меры, правила.

Кого по закону не могут сократить?

  • беременную женщину вплоть до завершения беременности;
  • женщину с ребенком до трех лет;
  • одинокого родителя или опекуна, воспитывающего ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

Кого не могут сократить 2020 Украина?

Кого нельзя сократить

беременные сотрудницы и сотрудницы с детьми до 3 лет (до 6 лет — в порядке и случаях, предусмотренных ч. . работники, которые воспитывают детей без матери (в том числе если она на длительном лечении), а также опекуны и попечители (ст. 1861 КЗоТ); работники до 18 лет (ст.

Читайте также: