Чем отличается источник права в материальном смысле от источника права в юридическом смысле

Обновлено: 07.07.2024

Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права и является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе.

Нормативно-правовой акт специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права.

По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ. Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

1. Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность;

2. Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства;

Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

3. Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости;

В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства. На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников.

Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права, а это в свою очередь означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться в следующих случаях:

1. Если данное отношение не урегулировано законом;

2. Иные источники права не противоречат закону;

3. Ссылка на любые другие источники права в данном случае допускается законом;

При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках.

Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.

Источники права в формально-юридическом и материальном смыслах

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм.

Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную норму.

Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативно-правового акта.

Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

а) источник права в материальном смысле;

б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологическом

в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико- хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. - Право частной собственности является

основой всех прав человека.

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы

выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Виды источников права

Форма (источники) права – совокупность определенных способов закрепления и внешнего выражения правовых норм.

Понятие Форм Права.
Понятие источника права двоякое: источник права – это то, что обуславливает содержание норм права, во-вторых, – это то где содержаться нормы права.

Виды источников права.

1. Источник права в материальном смысле – это материальные общественные отношения обуславливающие содержание норм права.

2. Источник права в идеальном смысле означает совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права т.е. правосознание.

3. Источник права в специальном юридическом смысле. Это собственно форма права.

Форма права – это способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права, которые могут быть внешние и внутренние.

Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуальное закрепление его в законе. Значение правового обычая, – дополняющее значение или субсидиальное. Обычаи восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы.

- Локальность т.е. применение обычая среди небольших групп людей или территорий.

- Ритуальность – это выражение многих обычаев в действиях тех или иных священнослужителей.

- Казуистичность, т.е. конкретность, индивидуальность.

- Традиционность, т.е. преемственность идей, взглядов, образа действий предыдущих поколений.

Основные достоинства правового обычая.

- Возникает ни сверху, а снизу и поэтому способен наиболее полно выражать волю народа.

- Является наиболее объективной формой права поскольку выражает существующие в обществе закономерности.

- Обычай в большинстве случаев пополняется добровольно, поскольку основан на привычках.

- Неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения.

- Неопределенность, поскольку правила поведения текстуально не фиксируются.

- Локальный характер обычая, его не большая сфера распространения.

Воздействие норм права и обычаев.

- обычай может быть нейтральным, государство его не замечает.

- Государство считает какой-либо обычай вредным и налагает на него уголовный или административный запрет (ст. 105 УКРФ налагает санкцию на убийства по мотивам кровной мести).

В России официальным источником права прецедент не является.

Достоинства прецедента:

- Он является результатом логики и здравого смысла, что способствует точному урегулированию конкретного случая.

- Имеет больший динамизм чем нормативно правовой акт. Судья способен быстрее уловить происходящее в жизни изменения и отразить их в своем решении.

Недостатки прецедента:

- не имеет общеобязательности, присущей НПА (не проводит единой политики).

- Не исключает возможность произвола.

- Не определен объем его действия.

Нормативно Правовой Акт (НПА).
Это юридический акт принятый компетентным субъектами правотворчетсва и содержащий норму права.

- Исходит только от государственных органов, наделенных соответствующие компетенцией. Принимается в четко обозначенном порядке.

- Проводит единую правовую политику.

- Имеет установленную форму и реквизиты.

- Имеет определенный порядок вступления в силу и сферу действия.

- Использует иерархическую подчиненность, основанную на различной юридической силе отдельных актов.

Содержание НПА составляют нормы права. НПА легко систематизировать и он может быстро изменяться или дополняться в зависимости от социальных потребностей общества.

Виды НПА: 1) Законы – это юридический акт высшей юридической силы принятый высшими представительными органами власти, в особом процессуальном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. (Конституция → Федеральный Конституционный Закон → Федеральный Закон → Законы Субъектов Федерации).2) Подзаконные акты – это акты принятые в соответствии с законом, ему не противоречащие, которые не могут изменить или отменить закон (Постановления правительства; Указы президента; Указания, инструкции, положения, правила… Министерств и ведомств; подзаконные акты субъектов федерации; постановления администраций).

Локальные НПА

Договор нормативного содержания – это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащие нормы права. Пример: Международные соглашения; в трудовом праве – Коллективный договор между предприятием и самим работником в лице их профсоюзов.

В отечественной правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия – “источник права” или “форма права”. Одни ученые признавали более правильным употребление термина “форма права” (А.Ф. Шебалов), другие склонялись к термину “юридический формальный источник права” (С.А. Голунский, Е.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович, С.Л. Зивс). Предлагалось также отличать “источник права в материальном смысле” (материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права “в формальном смысле”, т.е. от формы объективного выражения и закрепления обязательности правовых норм. В настоящее время эти споры можно считать преодоленными, поскольку термины “форма права” и “источник права” употребляются при освещении данной темы в одном и том же значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли, а не все возможные значения понятий “форма” или “источник” применительно к праву.

В современной правовой науке принято выделять:

1) источник права в материальном смысле, под которым следует понимать совокупность материальных (производственных) общественных отношений, во многом обусловливающих сущность права и содержание правовых норм;

2) источник права в идеальном (идеологическом) смысле – это совокупность взглядов, идей, теорий, суждений, отражающих представления людей о праве действующем и желаемом;

3) источник права в специальном (юридическом) смысле – формы (способы) выражения, объективации правовых норм; собственно форма права.

Таким образом, форма права указывает на то, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения существования и преобразования (изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве.

Общая характеристика методов ТГП

Метод– в самом общем значении способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Под методом науки понимается совокупность принципов, правил, приемов (способов) научной деятельности, применяемых для получения истинных, объективно отражающих действительность знаний.

Учение о самом методе, о способах познания называется методологией. Если говорить о методологии познания государственно-правовых явлений, то она (методология) понимается как сложное образование. Методология включает различные методы, приемы и средства познания правовой действительности. Более полное и целостное представление о методах, с помощью которых происходит познание государственно-правовой действительности, можно получить, кратко рассмотрев признаки и функции методов теории государства и права.

Признаками методов теории государства и права являются:

– способствование углублению знаний о государстве и праве,

– соответствование понятиям права,

– осуществление юридического познания окружающей действительности.

К числу функций методов теории государства и права относятся следующие:

– получение юридических знаний;

– построение теоретической модели права и государства в понятийном выражении;

– использование полученных знаний в практической государственно-правовой деятельности.

Все методы теории государства и права можно расположить в следующей последовательности:

Всеобщие методы: диалектика и метафизика являются по своей сути философскими, мировоззренческими подходами. Диалектический метод (рассмотрение явления в развитии,во взаимосвязи). Метод метафизики(рассмотрение явлений по отдельности).

Общенаучные методы- применяются на отдельных этапах. Анализ – метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части. Синтез, в отличие от предыдущего, заключается в познании явления как единого целого. В единстве и взаимосвязи его частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход – направление методологии, в основе которого лежит использование объектов как систем. С точки зрения системного подхода исследуются наиболее значимые связи между элементами. Функциональный подход – выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим в рамках данного общества.

Среди частнонаучных методов можно выделить: конкретно-социологический; статистический; социально-правовой эксперимент; математический; кибернетический метод моделирования; формально-логический; сравнительно-правовой, или метод сравнительно-правового анализа. Эти приемы помогают собирать, обрабатывать, обобщать, систематизировать фактический материал, необходимый для установления данного государственно-правового явления, закономерностей и тенденций его развития, его связи с другими факторами общественной жизни.

Законотворчество в РФ.

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество— сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ.Высшему Арбитражному Суду РФ, однако только по вопросам их Ведения

2) обсуждение законопроекта — начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

4) принятие закона — достигается с помощью механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа

депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации ( в соответствии с ч. 4ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 ч. 2. ст." 108 Конституции РФ Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

г) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).


Ключевые слова: источник права, нормы права, общество, право, правовое регулирование

Key words: source of law, norms of law, society, law, legal regulation

Актуальность исследования обусловлена тем, что источники права являются важнейшим средством правового регулирования, которые обеспечивают стабильность и упорядоченность общественных отношений, их согласованность.

Нормы любого права закреплены в определенных источниках.

Понятие источников права существует уже много веков и за свою историю оно претерпело множество изменений, так как по-разному толковалось и применялось правоведами всех стран. Однако, несмотря на изменения, источники права не теряют своей значимости как для юридической науки, так и для укрепления законности в правовом государстве, что особенно актуально в настоящее время в нашей стране.

На сегодняшний день совершенство источников права во многом определяется развитием и достижением теоретико-методологического знания, а также качества правоприменительной практики.

В первую очередь отметим, что понимание источника права с социальной точки зрения, в науке закрепилось, как понятие источника права в материальном смысле. В материальном смысле на источник права оказывают влияние способы производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, систему хозяйственно-экономических связей, признаваемые государством формы собственности [7, c. 227].

На наш взгляд стоит говорить о том, что источник права порождает само право, но при этом стоит оговорится, что в форме определенных норм, заключенных в нормативно-правовые акты. Следовательно, стоит говорить о том, что необходимо классифицировать источники права, на источники правообразующего характера и юридического смысла.

Так, в частности если говорить о правообразующих источниках права, то в этом смысле как раз и стоит вести речь о возникновении права в рамках конкретных норм. Именно в рамках норм аккумулируются определенные потребности общества, социально-экономического и иного развития.

Если говорить об источниках права в юридическом смысле, то стоит отметить, что к таковым могут быть отнесены конституционные нормативные акты, непосредственно сама Конституция РФ, иные акты конституционного типа.

Источник права как определенный институт уже долгое время остается одним из самых спорных вопросов в юридической науке. При этом в научной литературе подчеркивается значимость разноплановых исследований в области источника права как юридического института [6, c. 13].

При этом уже долгое время не выработано общего теоретико-методологического понимания источника права.

В свое время исследователь Н. М. Коркунов отмечал в своих работах, что определение источника права в юридической науке является одним из самых сложных правовых явлений, который нуждается в разработке.

Исследователи также подчеркивают, что стоит согласиться с мнением известного философа И.Канта, который отмечал, что поиск путей определения права в целом всегда является предметом дискуссий, исследователи все время веду поиск понимания права и источников права, что является также философской проблемой [4, c. 47].

Безусловно, стоит признать, что в праве нет универсальных понятий. не подвергающихся дискуссиям, но основы права должны иметь общий знаменатель.

Обращение к конкретным точкам зрения на понятие источника права показывает следующее. Так, В. С. Нерсесянц считает, что в понимании источника права лежат как социальные факторы, выраженные в конкретных нормах права, так и источники информации о праве [9, c. 165].

По мнению А. Б. Венгерова, к пониманию источника права стоит подходить в рамках узкого определения и понимать объективированное закрепление права в нормативных актах, издаваемых конкретными органами государственной власти, а также содержащихся в обычаях и договорах [4, c. 402].

По мнению С. С. Алексеева, также об источниках права стоит говорить как об исходящих от органов государственной власти, что выражается в документальном оформлении норм и придается общеобязательное значение в рамках законов и иных нормативных актов [2, C. 76].

Стоит также отметить, что на наш взгляд проблема определения источника права трансформируется с учетом потребностей времени, с учетом развития самой юридической науки. Изменяются теоретико-методологические подходы с течением времени, что является вполне оправданным в рамках эволюции конкретных институтов права.

Следует отметить, что, рассматривая понятие источника права, в первую очередь стоит определиться, в каком значении оно применятся, то есть для какого исследования необходимо данное понимание. Также необходимо разграничивать материальное и формально-юридическое понимание источника права. Именно различность подхода позволить более объективно подходить к пониманию источника права, не допуская с одной стороны узкого, а с другой стороны широкого понимания, или верификации различного рода выводов применительно к примерам источников права.

Считаем, что в современных условиях, логически выверенная теория источника права должна обеспечивать соответствующие подэлементы данного института, так как отсутствие четкости понимания источника права, накладывает соответствующие проблемы и на другие институты правового регулирования.

Важное значение, в современном понимании права является то, что на сегодняшний день право является величайшей ценностью человечества, и несмотря на определенные различия в правовых системах современности, права имеет институциональное значение.

В рамках эволюции понятия источника права значимость имеет сочетание исторического и логического подходов.

На сегодняшний день уже давно канули в лету такие подходы, которые были связаны с марксистко-ленинским пониманием цивилизации, права как надстройки общества. Так, например деление эпох на варварскую и цивилизационную привело к делению права на обычное и положительное или статусное.

Однако на сегодняшний день, такое понимание права не раскрывает основных его сущностных черт, а также подходов к национальным правовым семьям. Соответственно стоит говорить о том, что концепции также имеют свойство устаревания в силу развития цивилизации, общества, конкретного человека в целом.

Соответственно в современных условиях развития возникает потребность в том, чтобы подходить к пониманию источника права в рамках комплексного подхода, учитывая различные точки зрения, подходы, а также их соответствие духу времени.

Характерно, что в традиционных правовых системах основополагающие источники имеют надгосударственный характер и еще сохраняют присущую доклассовому обществу слитность закрепляемых в них норм.

В юридическом смысле источник права представляет собой внешнюю, официальную форму выражения правовых норм, итог правотворческой деятельности государства или документ-носитель информации о нормах права. Правоприменительная практика основывает свою деятельность на источниках права. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер [11, c. 386].

Таким образом, подводя итог, отметим, что, вопрос о понятии источника права в современных условиях остается дискуссионным в науке, среди преобладающих подходов можно отметить понимание источника права как комплекса документов.

В данной работе, на основании различных точек зрения выработана позиция к источнику права как объективации права в нормативных актах, принимаемых конкретными органами власти, обычаях и договорах, являющихся конкретными документами, направленными на регулирование общественных и иных отношений.

  1. Александров Н. Г. Понятие источника права // ВИЮН. Ученые труды. 1946. Вып. 8. — С. 47–54.
  2. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М., 2009. — 712 с.
  3. Балданов Б. Б. Место международно-правовых договоров в системе источников российского права // История государства и права. — М.: Юрист, 2010, № 11. — С. 2–4
  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2018. — 446 с.
  5. Изаксон Р. А. Актуальные проблемы источников права // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2014. — № 3 (70). — С. 12–20.
  6. Марченко М. Н. Источники права: Учебное пособие. М., 2018. — 602 с.
  7. Мелехин А. В. Теория государства и права — М., 2012. — 545 с.
  8. Меньшов В. Л. Конституционное право России. Учебник / В. Л. Меньшов. — М.: Форум, Инфра-М, 2016. — 208 c.
  9. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М., 2011. — 832 с.
  10. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014–471 с.
  11. Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник для вузов. — М., 2008. — 813 с.

Основные термины (генерируются автоматически): источник, понимание источника, юридический смысл, норма, правовое регулирование, юридическая наука, государственная власть, долгое время, материальный смысл, правоприменительная практика.

Читайте также: