Чем отличается гражданин от негражданина

Обновлено: 02.05.2024

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приглашающая сторона - федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации - документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа;

(абзац введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

специальное учреждение - специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также - иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Чем отличается положение гражданина от положения не гражданина?


Положение гражданина отличается от положения негражданинаправом участвовать в выборахв случае выборов органов управления.

Государства бываютдемократические и недемократические .

демократическом государстве народ участвует в управлении им, принимает

важнейшие решения, может критиковать действия властей, контролировать


Продолжите фразы : положение гражданина отличается от положения негражданина?

Продолжите фразы : положение гражданина отличается от положения негражданина.

Признаки государства являются.


Обьясни смысл положения о том, что защита Отечества - это долг и обязанность гражданина?

Обьясни смысл положения о том, что защита Отечества - это долг и обязанность гражданина.


Какова роль президента нашей страны?

Какова роль президента нашей страны?

Назовите основные органы власти нашей страны?

Чем положение гражданина отличается от положения человека не имеющего гражданских прав?


Объясни смысл положения о том, что защита отечества - это долг и обязанность гражданина?

Объясни смысл положения о том, что защита отечества - это долг и обязанность гражданина.


Продолжите фразы : "положение гражданина от положения негражданина?

Продолжите фразы : "положение гражданина от положения негражданина.

", "признаками государства являются".


Объясните можно ли гражданину современной россии не работать не повлияет ли такое положение неработающего на соблюдение остальных его прав?

Объясните можно ли гражданину современной россии не работать не повлияет ли такое положение неработающего на соблюдение остальных его прав.


Обьясните, можно ли гражданину современной России не работать?

Обьясните, можно ли гражданину современной России не работать?

Не повлияет ли это на положение неработающего на соблюдение остальных его прав?


Продолжите фразы : "положение гражданина отличается от положения негражданина?

Продолжите фразы : "положение гражданина отличается от положения негражданина.

", "признаками государств являются.


Объясни смысл положения о том, что защита отечества это долг и обязанность гражданина?

Объясни смысл положения о том, что защита отечества это долг и обязанность гражданина.


Объясни смысл положения о том, что защита Отечества — это долг и обязанность гражданина?

Объясни смысл положения о том, что защита Отечества — это долг и обязанность гражданина.


1 г 2 а обмен, б сословие 3 а федерация ( это форма государственного устройства , а республика и монархия - формы правления ) 4 б 5 а, г.


1. Государство выделяет средства на науку и образование. 2. Государство регулирует статус религиозных учреждений. 3. Местные органы власти являются организаторами культурных массовых мероприятий. Хорошая книга, которая хорошо помогает в учебе : Як..


1) Концерт. Виступи 2) допомога батькам або сім'ї 3) піти на роботу Та інші.


Я думаю, что свобода — это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, поскольку в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах. Свобода — это свобода выбора. Человек волен сам выбира..


Желанием свободы у людей, демократия по своей сути дает свободу слова и выбора.


АДАМ СМИТ - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. Смитоказал значительное влияние на развитиесоциологии. Ему принадлежит одно из первых углубленных исследований психологии ..


Плюсы + Возможность обучаться в любое время Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые о..


Законодательство о гражданстве РФВопросы о гражданстве РФ регулируются конституцией РФ, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом от 31 мая 2002 года №62 - ФЗ (Принят Гос. Думой 19 апреля 2002 года, одобрен советом Федерации 15 мая..


Общее это пребывание в армии. Военная служба по призыву отличается от военной службы по контракту тем, что служба по контракту добровольна, в отличие от службы по призыву. За службу по контракту платят заработную плату, за службу по призыву - нет. ..


Азиатско - Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) , Азиатско - Тихоокеанский регион (АТР) , Организация американских государств (ОАГ) , Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) , МЕРКОСУР, Организация стран — экспортеров не..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Содержание

История и демография

Негражданами в 1990-х гг. стали люди, переселившиеся в Латвию из других республик СССР в 1940—1989 гг., и их дети. Причиной их большого числа было то, что в двух мировых войнах и последующих общественных конфликтах Латвия понесла большие демографические потери. При медленном естественном приросте населения [2] , проводившейся политике индустриализации и более высоком по сравнению с большинством республик уровне жизни большую часть прироста населения в советской Латвии обеспечивала миграция.

Вскоре прекратил свое существование СССР, и вплоть до 1995 года юридический статус неграждан (тогда около 700 тысяч человек [7] ) был неясен.

К началу января 2009 г., по данным [8] Регистра жителей, в Латвии проживало 357 811 неграждан (15,78 % жителей), из них 65,9 % — русские (37,4 % русских Латвии), а всего представители национальных меньшинств — 99,5 % [9] . Число неграждан сокращается в результате вымирания, эмиграции и натурализации [10] (ускорилась после либерализации закона о гражданстве в 1998 году, замедлилась после 2004 г.). Неграждане в основном живут в крупных городах — так, на начало 2009 г. они составляют 25,3 % населения Риги, 23,5 % населения Лиепаи, 21,3 % населения Даугавпилса. Население этих трёх крупнейших городов страны составляет 39,9 % населения страны, но в них живет 62,5 % неграждан. [11]

Статус, различия в правах



Неграждане в латвийском праве отличаются от апатридов (лиц без подданства, лиц без гражданства (лтш. bezvalstnieki )) — лиц, не имеющих государственной принадлежности. В отличие от них неграждане, например, имеют латвийские паспорта (в отличие от изначально синих, а с 2007 г. красных гражданских, паспорта неграждан фиолетового цвета. По-английски в них неграждане обозначаются как иностранцы (англ. alien ), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Конституционный суд Латвии в пунктах 15 и 17 решения [12] о порядке лишения статуса негражданина констатировал, что:

Этим Латвийская Республика обосновывает мнение, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа апатридов 1961 года [13] . УВКБ ООН не относит неграждан к числу субъектов Конвенции о статусе апатридов 1954 г., но включает их в свою статистику лиц без гражданства [14] . Специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости обозначает неграждан Латвии как апатридов и ссылается на конвенцию 1961 года, рекомендуя Латвии пересмотреть условия натурализации. [15]

Неграждане не имеют избирательных прав (в отличие от сходной группы неграждан Эстонии, также и на выборах самоуправлений), хотя могут состоять в латвийских партиях [16] и делать им пожертвования [17] . Ограничены они также в профессиональной деятельности: не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, судебными заседателями, работниками Службы государственных доходов и ЗАГСов и др. Также существуют ограничения в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в правах на приватизационные сертификаты (примерный аналог российских ваучеров), в подсчёте пенсионного стажа (см. Андреева против Латвии (англ.)), в праве ношения оружия, в возможности обучения в некоторых вузах, в выезде без виз в ряд стран [18] (до января 2007 г. — в том числе в большинство стран Европейского союза, Норвегию и Исландию [19] ).

Для неграждан не устанавливалась воинская повинность, что долгое время отличало их от мужчин-граждан Латвии, однако с отменой её (последний призыв состоялся в конце 2005 г.) темпы натурализации не выросли, а замедлились. [20]

Возможности натурализации

По данным исследования Управления натурализации, основные причины, по которым неграждане не идут на натурализацию, таковы: убеждение, что гражданство полагается им по праву — 34,2 %, недостаточное владение латышским языком — 23,2 %, сдача экзамена по истории — 20,5 %, меньшие расходы неграждан на визы в ряд стран, включая Россию — 20,2 %, размер пошлины — 20,2 % [25] . Как причины, препятствующие натурализации, могут называться также нежелание проходить срочную службу в вооруженных силах Латвии (до 2005 г. — для мужчин до 27 лет) или пожилой возраст, с которым связаны недостаточное знание латышского языка и отсутствие мотивации получения гражданства [26] .

Неграждане как политический и правозащитный вопрос


Периодически в стране проходят сборы подписей [29] и публичные обращения [30] общественных организаций против негражданства и за расширение прав неграждан, подаются соответствующие законодательные инициативы [31] [32] . Митинги при этом нередко бывают приурочены к выборам или годовщине безгражданства 15 октября. [33] . Латышские националистические организации, с другой стороны, проводят мероприятия против натурализации или её темпов [34] , подают в Сейме соответствующие поправки к законам [35] и проекты политических деклараций [36] .

Международное сообщество высказывает несколько различающиеся мнения о негражданстве и условиях натурализации. В рекомендациях международных организаций типичны пожелания упростить процедуру натурализации и сократить различия в правах граждан и неграждан. Так, миссии ОБСЕ по надзору за парламентскими выборами 2006 г. в Латвии констатировали, что

Другой пример — резолюция ПАСЕ от 17 ноября 2006 г., содержащая следующую оценку ситуации:

Пожелания допустить неграждан к выборам самоуправлений и ускорить процесс натурализации выражали также Комитет по правам человека ООН [44] и Европейский парламент [45] . В то же время есть и оценки латвийского законодательства о гражданстве как соответствующего международным стандартам. Так, председатель наблюдательной комиссии ПАСЕ Ж. Дюрье в 2003 г. на вопрос о ситуации с негражданами ответила:

Рекомендации международных организаций Латвии по вопросу негражданства включают следующие меры:

  • присвоить негражданам право голоса на муниципальных выборах; [47][48]
  • упростить натурализацию; [49]
  • сократить разницу между правами граждан и неграждан; [50]
  • не требовать от натурализуемых высказывать убеждения, противоречащие их видению истории своей культурной общины или нации. [51]

МИД России в 2003 г. опубликовал Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии по правам национальных меньшинств [52] , включающий ряд замечаний о правах неграждан. Сама Россия с июня 2008 г. ввела безвизовый режим для большинства неграждан Латвии [53] [54] (в отличие от граждан), а ранее взымала с них консульские сборы за визы в меньшем размере, чем с граждан Латвии.

Просматривая комментарии к своим публикациям, я вижу, как люди демонстрируют свое тотальное непонимание простого, казалось бы, вопроса. Кто такой человек и кто гражданин? Есть у меня предположение, почему возникают сложности: потому что нас никогда не учили разделять эти понятия и рассматривать их отдельно. Конечно же, это не главная причина, скорее всего, их намного больше, но задачей данной статьи не является полноценное раскрытие вопроса. Я хочу, основываясь на нескольких документах, показать некоторые преимущества одного над другим.

Не вдаваясь в подробности (потому как на деле все несколько сложнее), примем как данность, что есть два статуса:

Итак, что же говорится об этих статусах в официальных документах? Конституция Российской Федерации статья 2:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция признает, что человек является высшей ценностью. Ни много ни мало - человек. Гражданина с его правами и свободами она высшей ценностью не признает, но говорит о том, что защита прав гражданина, также, как и прав и свобод человека, является обязанностью государства.

Конституция Российской Федерации статья 17, часть 2:

То есть никто не передает, наделяет, дарит и тому подобное, прав человеку. Чтобы получить их ему достаточно просто родиться.

Конституция Российской Федерации статья 27:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Прочитав первую часть, некоторые разразятся праведным гневом, мол, ну вот, "нет паспорта, значит незаконно находится", "задержать до выяснения личности", ну, и тому подобные высказывания, коими пестрят комментарии. Прочитав вторую часть, можно доставать хлопушки, бенгальские огни и ликовать. Вот она, ключевая деталь, возносящая гражданина до небес!

Но давайте успокоим эмоции и откроем документ под названием Всеобщая декларация прав человека, статью 13:

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Несомненно, многие видят это впервые.

Конституция Российской Федерации статья 32:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Всеобщая декларация прав человека статья 21:

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Конституция Российской Федерации статья 33:

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Всеобщая декларация прав человека статья 6:

Конституция Российской Федерации статья 45:

Вторая часть особенно может понравиться тем, кто недоумевает от того, что с представителями государственных структур можно и нужно общаться, для того, чтоб иногда напомнить о существовании своих прав.

Конституция Российской Федерации статья 55:

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Адептам "масочного режима" данные части статьи 55 могут пошатнуть картину мира. Это нормально, так тоже бывает.

Всеобщая декларация прав человека статья 15:

Кратенько, основные моменты я показал, но, чтобы у статьи был финал, сделаю так:

Гражанский Кодекс РФ Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Вот они где прячутся, физические лица.

КоАП РФ, статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Каким статусом пользоваться - вопрос выбора, и необходимости. Главное всегда помнить, что на самом деле мы не являемся ни тем, ни другим

Читайте также: