Чем определяется правовое положение лица относительно его принадлежности государства

Обновлено: 30.06.2024

беженцы — лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства, и получившие убежище на территории другого.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам:

1) государства места пребывания;

2) государства своего гражданства.

Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан.

Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

1) временно пребывающие в России;

2) временно проживающие в России;

3) постоянно проживающие в России.

Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5 ст. 1195 ГК РФ). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). По сравнению со статусом других категорий физических лиц статус беженца предоставляет индивиду определенные преимущества (в сфере социального обеспечения, трудоустройства, пенсионного обеспечения).

Дистанционное обучение для инвалидов по доступным ценам

Правоспособность физического лица

Гражданская правоспособность физических лиц — это способность индивида иметь права и обязанности. Правоспособность свойственна человеку как жизнеспособному существу, она не зависит от возраста, состояния здоровья, умственных способностей. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти. В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона (ст. 1196 ГК РФ). При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Российское право закрепляет сочетание коллизионного и материально-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62). Положения Конституции — основа правового положения иностранцев на территории РФ. В российском законодательстве установлены изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности).

Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяется в соответствии с законодательством государства пребывания. Российское государство обязано защищать граждан РФ за рубежом и оказывать им покровительство. Эта функция возложена на дипломатические и консульские представительства РФ в других государствах. Если в каком-либо государстве имеет место ущемление прав российских граждан, то по постановлению Правительства РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) к гражданам соответствующего иностранного государства на территории РФ (ст. 1194 ГК РФ).




Дееспособность физического лица

Гражданская дееспособность физического лица — это его способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Данная правовая категория непосредственно связана с умственно-психическим состоянием человека. Законодательство всех стран устанавливает, что полностью дееспособным в публичном и частном праве индивид становится по достижении установленного в законе возраста. В законодательстве РФ этот возраст определен 18 годами. Также закреплена возможность признания физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным.

Основными аспектами правового статуса индивида, связанными с категорией гражданской дееспособности, являются право лица на имя (ст. 1198 ГК РФ — право физического лица на имя, его использование и защиту определяется личным законом этого лица), институты опеки и попечительства, признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Общепризнанное положение: вопросы гражданской дееспособности индивидов подчиняются коллизионному регулированию (генеральная коллизионная привязка — личный закон физического лица).

В российском праве гражданская дееспособность индивидов определяется их личным законом (ст. 1197 ГК РФ). Для установления личного закона (право государства гражданства или домицилия) используется ст. 1195 ГК РФ. Современное российское законодательство содержит новеллу: физическое лицо не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному закону, если такое лицо является дееспособным по праву государства места совершения сделки (п. 2 ст. 1197 ГК РФ).

Исключение из данного правила: ссылка иностранца на отсутствие у него дееспособности по его личному закону принимается во внимание, если доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Эта норма связана с одним из общих принципов, давно господствующих в международном частном праве: лицо, дееспособное по своему личному закону, всегда признается дееспособным за границей; лицо, недееспособное по своему личному закону, может быть признано дееспособным за границей.

По общему правилу индивид может быть признан полностью недееспособным или ограниченно дееспособным только у себя на родине, в соответствии со своим личным законом. Однако достаточно часто встречаются ситуации, когда подобное решение выносится судом другого государства (и в соответствии с правом страны суда) по отношению к иностранному гражданину. В таких случаях возникает проблема признания иностранного судебного решения на родине соответствующего иностранца (в особенности, если основания ограничения дееспособности по законам этих государств не совпадают).

На территории РФ признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 3 ст. 1197 ГК РФ).

Очень серьезной проблемой современного МЧП является институт безвестного отсутствия и объявления безвестно отсутствующих лиц умершими. В международном праве действуют и многосторонние (Конвенция 1950 г. об объявлении умершими лиц, безвестно отсутствующих), и двусторонние соглашения, регулирующие этот вопрос. В многосторонних и двусторонних договорах о правовой помощи коллизионные проблемы безвестного отсутствия разрешаются на основе личного закона или закона суда. По общему правилу компетентными являются суды государства гражданства того лица, в отношении которого возбуждено дело о безвестном отсутствии. В отдельных случаях, прямо предусмотренных в договоре, компетентным является суд другой договаривающейся стороны (ст. 23 российско-польского Договора о правовой помощи 1996 г.), а применимым правом — закон суда.

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ).

В МЧП в отношении опеки и попечительства в основном возникают следующие вопросы:

возможно ли установление опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей;

может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем);

закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты.

Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законодательством.

Юридические лица как субъекты международного частного права

Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают вопросы:

1) о признании правосубъектности иностранного юридического лица;

2) о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

Функции, которые выполняют юридические лица в международных хозяйственных отношениях, позволяют утверждать, что именно они являются основными субъектами международного частного права. Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц — основа их личного статута.

Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании международных двусторонних договоров, содержащих коллизионные нормы (отсылочный метод). Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства. В большинстве стран такая деятельность иностранного юридического лица возможна при выполнении определенных правил, условий, установленных национальным законодательством (прямой метод).

Вопрос об определении национальности иностранных юридических лиц возникает главным образом при признании их правосубъектности, что является необходимой предпосылкой для заключения с ними сделок.

В общеправовом плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность:

открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица;

совершать связанные с такими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые, обеспечительные и другие операции.

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ст. 55 ГК РФ). Представительство инофирмы выступает от имени и по поручению представляемой им фирмы или фирм, название которых указано в разрешении на открытие представительства (аккредитации), и осуществляет деятельность в соответствии с российским законодательством. Иностранное юридическое лицо может также на территории РФ открыть филиал. В настоящее время юридический статус и порядок регистрации в РФ представительств и филиалов иностранных компаний мало чем отличается друг от друга.

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции, или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. В соответствии с действующим законодательством ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшее их юридическое лицо.

Срок аккредитации представительства — от одного до трех лет, филиалов — от одного до пяти.

В настоящее время отсутствует единый орган по проведению процедур аккредитации представительств иностранных юридических лиц. Их могут осуществлять следующие органы.

Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ аккредитует представительства иностранных компаний на территории РФ (п. 3 Устава Государственной Регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ).

Филиал иностранного юридического лица также может осуществлять деятельность на территории РФ после прохождения процедуры аккредитации. Органом, осуществляющим аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц, является Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ.

Для аккредитации филиала и представительства предоставляется:

1) письменное заявление с просьбой разрешить открытие представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации;

2) свидетельство о регистрации иностранного юридического лица или выписка из торгового (банковского) реестра;

3) устав иностранного юридического лица (если законодательство государства регистрации иностранного юридического лица не предусматривает наличия устава, то представляется подтверждающий это законоположение документ, выданный уполномоченным органом в стране регистрации);

4) решение иностранного юридического лица об открытии представительства в Российской Федерации;

5) рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо в стране регистрации, с подтверждением его платежеспособности;

6) генеральная доверенность о наделении главы представительства необходимыми полномочиями;

7) положение о представительстве иностранного юридического лица в Российской Федерации и другие документы.

На основании представленных документов аккредитующий орган выдает разрешение на открытие представительства. Представительство (филиал) считается открытым с даты выдачи разрешения на его открытие.

В данной норме установлен равный для всех иностранных фирм режим, включая равные изъятия из национального режима, что позволяет создать благоприятные инвестиционные условия для всех иностранных лиц в РФ. В то же время в Российском законодательстве установлены ограничения в сфере предпринимательства для иностранных юридических лиц.

Национальность (личный закон) иностранной компании в Российской Федерации

В связи с тем, что объем правомочий иностранного и национального юридического лица может оказаться различным, в первую очередь важно верно определить национальность (личный закон) юридического лица.

Личный закон устанавливает пределы правоспособности: если иностранное юридическое лицо по личному закону имеет специальную (ограниченную) правоспособность, то за этими пределами оно не имеет права приобретать какие-либо права, заключать какие-либо сделки. В пределах правоспособности, определенных личным законом, юридическое лицо может приобретать права, установленные российским законодательством. Например, если иностранное юридическое лицо (учреждение) создано для осуществления туристической деятельности, и по иностранному праву у него ограниченная правоспособность, то и в России это лицо вправе заниматься только деятельностью в сфере туризма. Конкретные права в сфере туризма иностранного юридического лица в России определяются российским гражданским и предпринимательским правом.

Государство как субъект внешнеторговой деятельности

Государство в гражданско-правовых отношениях международного характера может выступать различными способами, при этом в качестве его представителей будут действовать различные организации с различными правовыми последствиями.

Государственные унитарные предприятия, внешнеторговые организации. Они являются самостоятельными юридическими лицами, от своего имени вступают в гражданские правоотношения и несут ответственность по заключенным договорам закрепленным за ними имуществом. В связи с тем, что участие государства в этом случае косвенное (оно фактически только является учредителем, а в качестве самостоятельного субъекта на рынке выступают юридические лица), государственный иммунитет на них не распространяется.

Государственные органы, представляющие Российскую Федерацию (например, Банк России, представляющий государство в международных кредитных отношениях). Они действуют на основании закона, определяющего основания и порядок их участия. Обязательства в этом случае принимаются от имени государства, оно же и несет ответственность по заключенным соглашениям.

Торговые представительства Российской Федерации. Они не являются юридическими лицами. Основная цель их создания — развитие и укрепление торговых связей с иностранным государством. Гражданско-правовые договоры заключаются от имени и по поручению государства, оно же и несет ответственность по данным соглашениям.

Как правило, государственному участию присущ ряд особенностей.

Российская Федерация может участвовать в гражданско-правовых отношениях как совокупность субъектов различного уровня: РФ в целом, субъекты РФ и муниципальные образования.

Государство осуществляет внешнеэкономическую деятельность только в случаях, установленных законом и другими нормативными актами, что обуславливается целевой правоспособностью.

Государство несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, кроме закрепленного за юридическими лицами (унитарными предприятиями) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Целевая правоспособность означает, что государство может иметь права и обязанности, необходимые для выполнения своих публично-правовых функций. Так, некоторые виды договоров не могут заключаться государством, а в других видах деятельности (инвестиционная) оно, наоборот, имеет монополию.

К заключаемым от имени РФ договорам применяется только российское право (если государство не согласилось само на применение к договору иностранного или международного права).

Взаимность в применении права означает, что иностранное право применяется в государстве, если его право применяется на территории иностранного государства. Согласно ст. 1189 ГК РФ, в настоящее время принцип взаимности носит скорее характер исключения. Как указано в данной статье, иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

Читайте также: