Чем обязан раскольников сони

Обновлено: 28.06.2024

Признание Родиона Раскольникова в преступлении - совершённом убийстве старухи процентщицы и её сестры - происходит примерно через неделю после преступления. Эта беседа происходит на квартире у героини – Сони Мармеладовой.

На момент признания Соня и Раскольников знают друг друга всего около трех дней. Но этого времени для Раскольникова оказывается достаточно, чтобы проникнуться доверием к Соне

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления.

В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Молодой человек объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей теории об обычных и великих людях.

Он признается, что пошел на преступление не ради денег, а из-за этой теории, которая в конце концов потерпела крах.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это.

Фрагмент с признанием Раскольникова Соне можно найти в части 5 главе IV романа.

Практическое задание

Выпишите основные мысли из теоретических материалов к уроку (см. выше)

Она помолчала с минуту.

- Нашли, что ли, его? - робко спросила она.

- Так как же вы про это знаете? - опять чуть слышно спросила она, и опять почти после минутного молчания.

Он обернулся к ней и пристально-пристально посмотрел на нее.

- Угадай, - проговорил он с прежнею искривленною и бессильною улыбкой.

Точно конвульсии пробежали по всему ее телу.

- Да вы. меня. что же вы меня так. пугаете? - проговорила она, улыбаясь как ребенок.

- Стало быть, я с ним приятель большой. коли знаю, - продолжал Раскольников, неотступно продолжая смотреть в ее лицо, точно уже был не в силах отвести глаз, - он Лизавету эту. убить не хотел. Он ее. убил нечаянно. Он старуху убить хотел. когда она была одна. и пришел. А тут вошла Лизавета. Он тут. и ее убил.

Прошла еще ужасная минута. Оба все глядели друг на друга.

- Так не можешь угадать-то? - спросил он вдруг, с тем ощущением, как бы бросался вниз с колокольни.

- Н-нет, - чуть слышно прошептала Соня.

И как только он сказал это, опять одно прежнее, знакомое ощущение оледенило вдруг его душу: он смотрел на нее и вдруг, в ее лице, как бы увидел лицо Лизаветы.

Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперед руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперед ручонку, готовятся заплакать.

Почти то же самое случилось теперь и с Соней: так же бессильно, с тем же испугом, смотрела она на него несколько времени и вдруг, выставив вперед левую руку, слегка, чуть-чуть, уперлась ему пальцами в грудь и медленно стала подниматься с кровати, все более и более от него отстраняясь, и все неподвижнее становился ее взгляд на него.

Ужас ее вдруг сообщился и ему: точно такой же испуг показался и в его лице, точно так же и он стал смотреть на нее, и почти даже с тою же детскою улыбкой.

- Угадала? - прошептал он наконец.

- Господи! - вырвался ужасный вопль из груди ее. Бессильно упала она на постель, лицом в подушки. Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и, крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо.

Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; все было так! Даже потом, впоследствии, когда она припоминала эту минуту, ей становилось и странно, и чудно: почему именно она так сразу увидела тогда, что нет уже никаких сомнений? Ведь не могла же она сказать, например, что она что-нибудь в этом роде предчувствовала? А между тем, теперь, только что он сказал ей это, ей вдруг показалось, что действительно она как будто это самое и предчувствовала.

- Полно, Соня, довольно! Не мучь меня! - страдальчески попросил он.

Он совсем, совсем не так думал открыть ей, но вышло так.

Как бы себя не помня, она вскочила и, ломая руки, дошла до средины комнаты; но быстро воротилась и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом к плечу. Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего перед ним на колени.

- Что вы, что вы это над собой сделали! - отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.

Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее:

- Странная какая ты, Соня, - обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.

- Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! - воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике.

Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах.

- Так не оставишь меня, Соня? - говорил он, чуть не с надеждой смотря на нее.

- Нет, нет; никогда и нигде! - вскрикнула Соня, - за тобой пойду, всюду пойду! О господи. Ох, я несчастная. И зачем, зачем я тебя прежде не знала! Зачем ты прежде не приходил? О господи!

- Теперь-то! О, что теперь делать. Вместе, вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, - в каторгу с тобой вместе пойду! - Его как бы вдруг передернуло, прежняя, ненавистная и почти надменная улыбка выдавилась на губах его.

- Я, Соня, еще в каторгу-то, может, и не хочу идти, - сказал он.

Соня быстро на него посмотрела.

После первого, страстного и мучительного сочувствия к несчастному опять страшная идея убийства поразила ее. В переменившемся тоне его слов ей вдруг послышался убийца. Она с изумлением глядела на него. Ей ничего еще не было известно, ни зачем, ни как, ни для чего это было. Теперь все эти вопросы разом вспыхнули в ее сознании. И опять она не поверила: "Он, он убийца! Да разве это возможно?"

- Да что это! Да где это я стою! - проговорила она в глубоком недоумении, как будто еще не придя в себя, - да как вы, вы, такой. могли на это решиться. Да что это!

- Ну да, чтобы ограбить. Перестань, Соня! - как-то устало и даже как бы с досадой ответил он.

Соня стояла как бы ошеломленная, но вдруг вскричала:

- Ты был голоден! ты. чтобы матери помочь? Да?

- Нет, Соня, нет, - бормотал он, отвернувшись и свесив голову, - не был я так голоден. я действительно хотел помочь матери, но. и это не совсем верно. не мучь меня, Соня!

Соня всплеснула руками.

- Да неужель, неужель это все взаправду! Господи, да какая ж это правда! Кто же этому может поверить. И как же, как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтоб ограбить! А. - вскрикнула она вдруг, - те деньги, что Катерине Ивановне отдали. те деньги. Господи, да неужели ж и те деньги.

- Нет, Соня, - торопливо прервал он, - эти деньги были не те, успокойся! Эти деньги мне мать прислала, через одного купца, и получил я их больной, в тот же день, как и отдал. Разумихин видел. он же и получал за меня. эти деньги мои, мои собственные, настоящие мои.

Соня слушала его в недоумении и из всех сил старалась что-то сообразить.

- А те деньги. я, впрочем, даже и не знаю, были ли там и деньги-то, - прибавил он тихо и как бы в раздумье, - я снял у ней тогда кошелек с шеи, замшевый. полный, тугой такой кошелек. да я не посмотрел в него; не успел, должно быть. Ну а вещи, какие-то все запонки да цепочки, - я все эти вещи и кошелек на чужом одном дворе, на В-м проспекте под камень схоронил, на другое же утро. Все там и теперь лежит.

Соня из всех сил слушала.

- Ну, так зачем же. как же вы сказали: чтоб ограбить, а сами ничего не взяли? - быстро спросила она, хватаясь за соломинку.

- Не знаю. я еще не решил - возьму или не возьму эти деньги, - промолвил он, опять как бы в раздумье, и вдруг, опомнившись, быстро и коротко усмехнулся. - Эх, какую я глупость сейчас сморозил, а?

У Сони промелькнула было мысль: "Не сумасшедший ли?" Но тотчас же она ее оставила: нет, тут другое. Ничего, ничего она тут не понимала!

- Знаешь, Соня, - сказал он вдруг с каким-то вдохновением, - знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, - продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, - то я бы теперь. счастлив был! Знай ты это!

- И что тебе, что тебе в том, - вскричал он через мгновение с каким-то даже отчаянием, - ну что тебе в том, если б я и сознался сейчас, что дурно сделал? Ну что тебе в этом глупом торжестве надо мною? Ах, Соня, для того ли я пришел к тебе теперь!

Соня опять хотела было что-то сказать, но промолчала.

- Потому я и звал с собою тебя вчера, что одна ты у меня и осталась.

- Куда звал? - робко спросила Соня.

- Не воровать и не убивать, не беспокойся, не за этим, - усмехнулся он едко, - мы люди розные. И знаешь, Соня, я ведь только теперь, только сейчас понял: куда тебя звал вчера? А вчера, когда звал, я и сам не понимал куда. За одним и звал, за одним приходил: не оставить меня. Не оставишь, Соня?

Она стиснула ему руку.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой рассказ. Впервые писатель рассказывает об истории преступления, подавая его со стороны преступника. Зачем?

Чтобы вызвать сочувствие к убийце? Здесь все сложнее. Родион Раскольников не банальный грабитель, который решил убить и ограбить старую женщину, чтобы иметь выгоду. Его мотивы более сложные и трагичные.

сил стать Наполеоном, чтобы силой власти сделать мир добрее и справедливее? Чтобы выяснить это, он решается на убийство.

Преступление совершено. Но Раскольников и не подозревал, что это так тяжело – убить человека и жить с этим. Он казнит себя из-за того, что оказался именно таким, как большинство человечества, а не “сверхчеловеком”.

И сам он боится сознаться даже самому себе, что дело намного более сложное. Стараясь силой ума объяснить все, он не мог не увидеть в теории ненавистного ему Лужина продолжения собственной идеи. Да и в словах Свидригайлова о том, что они “одного поля ягоды”, он увидел

А если это добро должно осуществиться любой ценой, то оно превращается в свою противоположность.

Защищая Дуню, Соню, мать от Лужина, Свидригайлова и подобных, Раскольников оказался будто на их стороне. И это наиболее плохое наказание. Он не до конца понимает, почему наказывается, и просто выполняет просьбу Сони сознаться в преступлении. Может, Родион Раскольников надеялся, что ему будет легче, когда сознается.

Но нет. Совесть и душа нормального человека не будут давать ему жить спокойно, и именно это самое страшное наказание.

Ведь от себя не убежишь. Родион Раскольников проникается сначала совсем не тем, в чем виновен на самом деле. Терпеливость и любовь Сони помогают ему понять, что настоящее наказание за преступление – это переживание разрушения морального закона в себе, осознание греха.

И путь к моральному выздоровлению лежит через искупление.

Почему именно Соне доверился Раскольников. Соня – родственная душа, она так же переживает мучительный раскол из-за того, что переступила через моральный закон, как и Раскольников. Во-первых, ум подсказывает ему желание пробудить в нем горделивый протест вместо кротости, чтобы таким образом найти себе союзника по преступлению. Во-вторых, чувство подсказывает, что он не может держать в себе мучительное ощущение преступности.

Перед таким выбором стоял Раскольников.

Когда Раскольников увидел взгляд Сони, наполненный любви и заботы, он сознался в преступлении, так как знал, ощущал, что она пожалеет его и поймет. Так был сделан выбор в пользу чувства.

Понимает ли Соня Раскольникова? На первый взгляд, да, так как старается понимать его страдание, пожалеть. Но вместе с тем и не понимает.

Не понимает того объяснения, которое подает Раскольников о том, что он позволил себе “кровь по совести”. Ее ценностные ориентиры христианские, и потому ей не приходит в голову, что можно отобрать у человека жизнь. Она точно знает: нельзя брать на себя функцию Бога, как знает, что жизнь человеческая – священна.

Умственные выкладки Раскольникова просто вне христианских ценностей, которыми она руководствуется в жизни.
3. Почему Раскольников по совету Сони сознается в преступлении?

Героя замучило чувство разобщенности с людьми, и потому он любой ценой хочет приобщиться к человечеству. Соня советует сознаться в преступлении, хотя знает, что Раскольникова будет ждать каторга. Для нее очищение, прощение невозможно без искупления.

Она считала, что необходимо ему принять страдание, чтобы заслужить прощение.

С образом Сони связана вера Достоевского в то, что мир спасет братское единство между людьми во имя Христа. В образе Сони писатель изображает народный вариант религиозной морали, которая руководит жизнью человека и общества. Вера – вот основа морали.

Именно к ней обращается Раскольников на каторге. Так правда Сони побеждает, поскольку она является правдой гуманизма.

Эти два главных героя показывают два пути нравственного падения и возрождения, показанные Достоевским в романе.

Соня Мармеладова нравственно выше его. Она становится проституткой, чтобы достать денег для своей семьи, а не из идейных соображений отрицания морали. Ей приходится тяжелей, потому что родственники быстро привыкают к тому способы, которым она обеспечивает им существование и возможность продолжать пить своему отцу. Родственники Раскольникова находятся далеко и от, по крайней мере, не слышит их упреков за то, что падает все ниже и ниже.

При этом, в отличие от Раскольникова она не получает даже мнимых психологических компенсаций от своего занятия, внушающего всем лишь презрение. Родион, совершив убийство, первоначально, почувствовал себя сильнее, о чем говорит сцена у квартального надзирателя, произошедшая вскоре после совершения преступления. Он не получил желаемого ощущения сверхчеловека, а лишь опустошенность, но не чувствует постоянного презрения окружающий, как Соня.

При этом, хотя они оба одиноки, обоих поддерживают идеи: его – возможность возвыситься над окружающими, ее – вера в Бога. Сопоставляя эти два пути Достоевский показывает ничтожество одного пути и спасительность другого. Жертвенность более слабой Сони оказывается сильнее преклонения перед силой и властью Родиона.

Однако при этом главная героиня произведения сохранила веру в Бога, которая поддерживает ее и не дает окончательно свыкнуться со своим положением или озлобиться. Она стремится помогать людям. Мармеладова не просто выполнила свой религиозный долг, почитав Библию Раскольникову и побудив его пойти и сознаться в совершенном преступлении, она едет к нему на каторгу, где своей искренней и деятельной любовью к людям заслуживает глубокое уважение заключенных.

Именно этот поступок Сони помогает Раскольникову не остановиться на своем пути к раскаянию и нравственному возрождению, показывая, что без деятельной любви к людям наказание, которое он сам наложил на себя, сознавшись в преступлении, бессмысленно.

  1. Введение
  2. Образ Раскольникова.
  3. Образ Мармеладовой.
  4. Две родственные души.
  5. Добро побеждает зло.

Образ Сони Мармеладовой, наоборот, является олицетворением идеального, по мнению автора, человека. Она – это чистое воплощение всего, что нужно этому миру: светлой души, любви, доброты, веры и надежды. Молодая девушка из-за сострадания к членам своей семьи вынуждена работать на панели. Безусловно, это тоже грех. Но в отличии от Родиона, убивавшего людей ради разрешения своих проблем, она переступает через себя и страдает ради близких людей, жертвуя своей гордость и честью. Так же, в отличии от него, она признает, что грешит, но в ней никогда не умирает надежда на прощение и чудо. Благодаря своей неизменной любви к Богу и состраданию близким людям, она ставит их интересы превыше своих, без раздумий идя на самопожертвование.

Раскольников и Мармеладова встречаются случайно. Постепенное развитие их отношений приводит их к полной зависимости друг от друга. Они проявляют взаимное сострадание. Не смотря на абсолютную расхожесть двух героев, их объединяет совершенное преступление. Соня для Родиона - это свет, появившийся в огромной, беспросветной темноте. Она спасает и исцеляет его душу своими разговорами и любовью. Только благодаря Мармеладовой он решается сознаться в преступлении и принять наказание в виде восьми лет каторги. Для Сони же, Раскольников становится любимым человеком. Она понимает, что несет ответственность за него и решает разделить наказание вместе с ним, отправившись в Сибирь.

Мы видим яркий пример того, как слабая и добрая девушка Соня смогла победить зло, глубоко засевшее в Родионе. Эти два персонажа заставляют нас задуматься о самых важных проблемах нашей жизни, актуальных по сей день.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Популярные сочинения

Красота души — это бесценный дар человека, который не всем свойствен. Так в чем же ее проявление? Если мы можем видеть человека, то можем и оценить красивый он или нет?

Мне не очень понятна проблема отцов и детей… Наверное, потому что между именно родителями и детьми нет таких проблем. Мы продолжение наших родителей, они нас растят, защищают, учат

Психологический роман — это разновидность романа, в котором автор произведения стремиться изобразить и исследовать внутренний мир человека, движения его души.

История Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова не сразу появляется в романе. С ней читатель знакомится постепенно. Она вступает в повествование в тот момент, когда уже свершилось убийство, и Раскольников оказался в ловушке софистических заблуждений. Он лишил жизни двух людей и оказался на дне, откуда выбраться не сможет. Соня Мармеладова стала спасительной веревкой, мостом, с помощью которого Раскольников сумел вернуть себе целостность.

О Соне читатель впервые узнает из рассказа ее отца, Семена Мармеладова. Соня – его единственная родная дочь, остальные трое детей – приемные, дети Катерины Ивановны, второй жены Мармеладова. Женился на ней Мармеладов, когда Соне было четырнадцать лет. Женщина тяжело работала, чтобы хоть как-то прокормить детей, постоянно голодных и страдающих от алкоголизма главы семья.

Однажды настал момент, когда женщина, больная чахоткой, уже не была в состоянии работать, и спасать семью пришлось Сонечке. Однако Катерина Ивановна выказывала девушке только неблагодарность. Соня понимает боль и причину раздражения мачехи и не держит зла на нее. Катерину Ивановну на скандальное поведение и скряжничество толкало безвыходное положение семьи и беспросветное отчаяние. И тогда Соня приняла решение, что обязана помочь своей семье.

Соня подрабатывала швеей, однако это приносило совсем маленький доход и никак не могло улучшить тяжелое положение семьи Мармеладовых. Часто доверчивость девушки приводила к тому, что ей и вовсе не платили за работу.

Готовые работы на аналогичную тему

Историю Сони Родион услышал от Мармеладова, и этот рассказ запал в душу молодого человека.

Но несмотря на все жертвы девушки, история заканчивается печально. Мармеладов погибает, сбитый на улице лошадью извозчика. Катерина Ивановна в скором времени умирает от туберкулеза, а трое ее детей оказываются в сиротском доме.

Душевные и нравственные качества Сони

Соня не обладает какими-либо талантами, как Родион Раскольников, но ее отличают простота, трудолюбие, искренность. Тяжелый труд не испортил девушку, не привнес в ее душу черствость. Она оказалась гораздо более стойкой натурой, чем Раскольников, ведь она не сломалась под гнетом жизненных трудностей.

Девушка прекрасно понимает, что честным трудом не удастся заработать и не строит иллюзий по этому поводу. Выстоять в тяжелое время Соне помогают такие черты, как робость, кротость и терпение. Героине свойственна и безответность. Она жертвует собой, чтобы хоть как-то прокормить детей болеющей мачехи. Однако в ответ девушка не получает никакой благодарности. Не получает ответа она и от Родиона Раскольникова, который остается холоден к ее чувствам. Только со временем юноша понимает, что Мармеладова близка ему духовно. Девушка любит Раскольникова, однако чувства Родиона к ней сложно назвать любовью. Скорее это забота, благодарность, но не любовь.

Безответность – рок Сони Мармеладовой.

Девушка не может постоять за себя, поэтому ее очень легко обидеть. Неотъемлемыми чертами образа героини являются:

  • Самоотверженность;
  • Безропотность;
  • Доброта.

Она сохраняет эти качества вопреки всем ударам судьбы и обидам. Соня готова отдать последние деньги и последнее платья, чтобы помочь нуждающемуся или тому, кто находится в беде. Даже специфика жизненного уклада девушки не отняла у нее доверчивости. Сонечка Мармеладова искренне считает, что Лужин бескорыстен в своих намерениях помочь деньгами.

Иногда ее доверчивость сочетается с глупостью. Это отчасти связано с тем, что девушка лишена образования, ей недостаточно знаний. Жизненные обстоятельств не дали ей возможности освоить какую-либо профессию. Не получила Соня и воспитания. Но у героини есть склонность к быстрому обучению, усваиванию информации. Она с интересом читает книги, когда есть такая возможность.

Соне свойственная искренняя вера в Бога. Девушка, несмотря на обстоятельства своей тяжелой жизни, верит, что Бог все видит и не допустит плохого конца. Раскольников, открывшись Соне, ожидает от нее осуждения, и очень удивляется, что она ощущает боль и жалость.

Правда Сони Мармеладовой

Автор в романе противопоставляет теорию Раскольникова правде Сони Мармеладовой. Она заключается в христианской вере, в надежде на помощь Всевышнего, в прощении, доброте, кротости. Соня считает, что жизнь нужно прожить подобающим образом, чтобы в свой последний час твердо знать, что жил и поступал как человек. Она полагает, что нужно любить всех людей и ради них идти на жертву.

Правда Сони Мармеладовой – это вера в человека, в то, что самопожертвование, милосердие, любовь и всепрощение способны спасти человечество. Она верит в неискоренимость добра в сердце человека.

По мнению героини, причина ужасного поступка Родиона Раскольникова заключается в его атеизме. Соня утверждает, что он совершил страшное преступление не только против старухи-ростовщицы, но против себя самого и против Бога.

Девушка считает, что для Родиона единственно верным является путь покаяния и веры в Бога. Соня верит, что сумела возродить Раскольникова. Она даже готова разделить с Родионом наказание на каторге.

С помощью Сони Мармеладовой Раскольников впервые осознал необходимость признания в совершенном преступлении. Затем он ощутил настоящее раскаяние. Для Раскольникова Соня стала ангелом-хранителем, который поддерживает его на тяжелом пути, укрепляет его надежду, ведет к нравственному перерождению.

С одной стороны, автор мечтает о том, что мир станет справедливее, что человечество обретет счастье. С другой же стороны, писатель однозначно понимает: насильственное счастье невозможно, нельзя повернуть мир к лучшему вектору с помощью методов неестественных, насильственных, соответственно.

Главные герои романа – Раскольников и Соня. С одной стороны, прямой связи между этими персонажами нет, читателю не слишком ясно, чем похожи герои. Но, между тем, пути Раскольникова и Сони вдруг пересекаются.

Родион Раскольников описан человеком замкнутым и тщеславным. Юноша мечтает играть такую же роль в истории, как Наполеон. Родиону не нравится общение с другими людьми, он не стремится к этому, гордыня и побочные эффекты полученного образования берут над героем верх.

Раскольников и Соня. Преступление и наказание

Сонечка, наоборот, оказалась на дне не от собственного поступка, как Родион, но по воле стечения внешних обстоятельств. Соне 18 лет, девушка не имеет ни гроша и ни капли счастья. Она жалеет людей и ставит близких и родных выше собственных интересов: не зная, как заработать на жизнь и помочь тем, кого любит, Соня занимается проституцией.

Рассмотрим этих героев более детально.

Родион Раскольников

Родион живет в маленькой, даже миниатюрной квартирке: автор пишет, что квартира скорее похожа по размеру на шкаф для одежды, чем на место, пригодное для жизни человека.

Эпизод Преступление и наказание

В старухе Родион видел концентрированное зло человечества, а потому искренне считал поступок правильным. Но, к удивлению главного героя, юноша не нашел успокоения или удовлетворения: вместо этого Раскольникова стала преследовать совесть – самое страшное из возможных наказаний.

Соня Мармеладова

Раскольников. Преступление и наказание

Есть мнение, что Родион доверился Соне и прислушался к девушке, потому что и она имела грехи, была человеком, который преступил некую, определенную религиозными нормами, заповедями, черту. Соня для него родственная душа.

Раз уж вы зашли к нам, предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием произведения “Сон смешного человека” Федора Михайловича Достоевского

Узнав о том, что содеял Родион, Соня не отталкивает Раскольникова, не боится. Напротив, девушка плачет и жалеет его, ведь понимает, что поступок Родиона – это проклятие, это непосильная, тяжкая ноша.

Пребывая вместе с Раскольниковым в местах заключения, Соня вызывает со стороны заключенных уважение и теплые чувства, тогда как Родион, напротив, – отторжение и антипатию. Читатель наблюдает, как меняется отношение Родиона к Сонечке: сначала юноша выказывает к Соне холодность, но затем – чувства сменяются на любовь и осознание: Соня – самый близкий и родной человек для него.

Несмотря на отсутствие образования, Соня обладает высоким уровнем нравственности, глубоко и искренне верит в Бога. Девушка полна сочувствия и сострадания, которое пробуждает и в Родионе: российский этик В. Малахов считает, что путь к чувству сострадания лежит через толерантность и милосердие. Такой путь проходит Раскольников.

Соня занимается проституцией, но одновременно девушка целомудренна и чиста. Это возможно, благодаря жертвенности. Девушка отдает тело, постепенно разрушая себя, однако это великая жертва, это выражение понимания Соней смысла жизни. Однажды Соня даже думает о самоубийстве, но отказывается от него. По мнению девушки, это поступок, присущий эгоистам. Мы знаем, что о суициде подумывал и Раскольников: этот герой тоже отказался от такой затеи.

Личностное измерение отношений Раскольникова и Сони

Герои узнают друг о друге случайно: пьяный Мармеладов рассказывает Родиону о Соне. Однако познакомятся лично герои намного позже: Раскольников увидит Соню, робко и стыдливо заходящую в комнату к умирающему чиновнику.

С тех пор пути персонажей часто пересекаются – словно по воле случая. Родион помогает Соне деньгами (что благородно, ведь у него их постоянно нет), спасает девушку от обвинений в воровстве. В конце концов, Раскольников признается в совершенном преступлении: юноша изливает душу и ужасный грех именно Сонечке, что странно, ведь Раскольников отрекся от остальных людей, и даже от собственной семьи. Речь идет не столько о любви, сколько о спасении, которое Раскольников и Соня находят друг в друге. Соня остается с Родионом в тяжелые для героя дни, словно вместе с ним отбывая наказание, во время каторги помогая возродиться духовно.

Итоги

Писатель поднимает проблему гордыни, когда один человек считает себя выше других, считает, что вправе вершить судьбы других людей. Также, Федора Достоевского интересует нравственная оценка вседозволенности, которая, как мы видим, приводит к катастрофическим для души человека последствиям. Единственный верный путь – это тропа веры и раскаяния. Религия – это тот механизм, спасительный маяк, который ведет к моральному улучшению человека.

Читайте также: