Чем объяснялась выплата государством жалования казакам

Обновлено: 25.06.2024

Кардинальные изменения в налогообложении, начатые Екатериной II, совпали с началом освоения Кубанских земель запорожскими казаками.

Началом массового заселения Кубани казаками считается конец ХVIII в., которому положило начало разорение Запорожской Сечи екатерининскими пушками и выходом в свет манифеста от 8 апреля 1793 года: согласно ему императрица объявила присоединёнными к России земли к северу от Кубани, Крым и Тамань. Так с помощью Кубанского казачества были закрыты от нападений внешних врагов южные кордоны России.

ХVIII в. принес России существенные изменения в социально-экономическом развитии, проявившиеся в создании регулярной армии и флота, развитии сельского хозяйства, промышленности, в оформлении абсолютной монархии, что привело к усилению эксплуатации, изменениям в налоговой системе, росту государственных податей и повинностей.

В середине ХIХ в. налогообложение казачества, особенно его бедных слоёв, ещё более возросло. До 70 % составляли подушная и оброчная подати; большая часть косвенных налогов, а их сумма почти вдвое превышала прямые, приходилась на соляной налог, который просуществовал до конца ХIХ в.

Региональное и местное налогообложение в Российской империи определялось системой земских повинностей. Под земскими повинностями в российском законодательстве предполагались повинности натуральные и денежные, которые возлагались на население областей и губерний: их цель – удовлетворение преимущественно местных потребностей административно-территориальных единиц. Но и – потребностей общегосударственных.

Земские повинности подразделялись на денежные и натуральные. Денежные повинности – разновидности региональных и местных налогов и сборов. Натуральные повинности – обязанность населения различных административно-территориальных единиц производить установленные виды работ бесплатно.

Земские повинности подразделялись на общие и местные. Местные подразделялись на губернские и частные.
К общим (государственным) повинностям относились:
- содержание почт, мостов, перевозов и дорог;
- отопление и освещение воинских зданий;
- ремонт государственных зданий.

Общие повинности предназначались для исполнения потребностей всех частей Российской империи.

Местные повинности шли на надобности отдельной губернии или области.

В свою очередь частные повинности делились на повинности казачьих имений и повинности казённых имений.

К казачьим повинностям относились:
- содержание канцелярий при предводителях казачества;
- ремонт, отопление и освещение канцелярий при предводителях казачества.

К повинностям казённых имений относились:
- содержание волостного и сельского управления;
- содержание подвод для земского суда;
- содержание запасных магазинов.

Натуральные повинности не регламентировались законодателем.

Быстрыми темпами шёл рост хуторов. Если в 1839 г. их число составляло 1686, то к 1986 г. насчитывалось 3254. Бичом было дальноземелье: оно отрицательно сказывалось на благосостоянии. Проживая вдали от куреней, станиц, богатые казаки невольно освобождали себя от повинностей – как воинских, так и экономических, в том числе и налоговых, случающихся в данных населённых пунктах. Тем более что натуральные повинности предполагали бесплатное выполнение каких-либо работ или услуг.

В дореволюционной России Кубанская область, образованная на основании указа Александра II в 1860 г., была одной из крупнейших административно-территориальных единиц Северного Кавказа. Большая часть плодородных земель приходилась на её долю. И эта большая часть принадлежала казачеству. В 1897 г. оно составляло около 41 % населения области, владело 70 % земель. Остальные 30 % земельных наделов распределялись между частными владельцами, казной, горцами, крестьянами-старожилами, монастырями и различными обществами.

Во второй половине ХIХ в. на каждого казака старше 17-летнего возраста (их насчитывалось в 1890 г. 642,2 тыс. чел.) согласно законоположению полагалось – в зависимости от местоположения и качества земли – от 16 до 30 десятин земли. Горцы, которых насчитывалось 104 тыс. чел., наделялись землёй по 9–14 десятин на каждого мужчину, независимо от возраста. Сбор с земель в это время был дифференцированным: устанавливался в подесятинных цифрах, по 7 коп. за десятину – без учета доходности земель, входил в состав земских повинностей.

Казаки, уходившие служить на Черноморскую кордонную линию, при отсутствии коня, должны были покупать его у владельцев частных табунов. Экипировка конного казака (по умеренным подсчётам) обходилась в 274 рубля, пластуна – 109 рублей. Это – в конце ХIХ в., а к 1916 г. – 500 рублей. Снаряжение на службу казак производил за свой счёт, поэтому сумму стоимости экипировки можно отнести к единовременному военному налогу.

Получение конезаводчиками наибольшей прибыли при наименьших затратах, т.к. особого ухода за лошадьми не проводилось, было для богатых казаков главной целью предпринимательства в отрасли, и это обусловливало обязанность уплаты промыслового налога. Механизм его взимания к концу ХIХ в. был значительно упрощён. Вводилось ежегодное получение свидетельства или билета – с платой в бюджет на ведение предпринимательской деятельности; но среди специалистов эта система считалась несовершенной.

Казачество – единственная категория населения, профессиональным ремеслом которой было ремесло военное. Казачество несло особый сословный статус, поставляло царизму серьёзную военную силу. Казаки были добротно экипированными, хорошо обученными, отличались высокой боеспособностью. И это сказывалось на их отношении к службе, на тактике ведения боя. Как военизированная организация, казачество имело на порядок более высокую и налоговую культуру.

Screenshot

Такими настроениями проникалась часть казачьей интеллигенции, воспитанной вне Присуда в русских военных и гражданских школах. А в массах Казачьего Народа оставался нетронутым дух Запорожья и Великого Войска Донского. Народ оставался при своих преданиях, ничего горького не забывал и потому оказался восприимчивым к революционным идеям, бродившим по просторам Империи, что наглядно проявилось немного позднее, в 1917 году.

Десятилетия подавления российским самодержавием любых свободолюбивых устремлений казаков, кровавые подавления казачьих восстаний, угнетение национального самосознания казаков и тому подобное воспитали в рядовой казачьей среде стойкое неприязненное отношение как к российской власти в целом, так и к её представителям в частности.

Дондуков-Корсаков вскрыл вопиющие факты. Гражданские власти, в ведение коих попали казаки, всячески притесняли их. На них перелагали земские повинности и подати. Все земельные и прочие споры решались в пользу крестьян – у казаков отбирали то, что они завоевали своей кровью! Дондуков-Корсаков энергично взялся наводить порядок. Представил царю доклад о необходимости введения поста наказного атамана обоих кавказских казачьих Войск и был назначен на эту должность.

В 1896 году, уже при царе Николае II, был восстановлен прежний милютинский закон, разрешавший иногородним селиться в казачьих Войсках. И они снова хлынули. Нанимались батраками к помещикам, богатым казакам, устраивались ремесленниками в городах и станицах, рабочими на шахтах, заводах. Арендовали войсковые и станичные земли. Да и среди казачьих офицеров большинство были бедны, получали значительные паи или наделы в частную собственность, а поднять эту землю не могли, поэтому сдавали в аренду. Тем же иногородним.

На всю существовавшую в казачьих Войсках систему социально-экономических отношений значительный отпечаток накладывали взаимоотношения местного казачьего и иногороднего населения, которое после отмены крепостного права в России постоянно численно возрастало во всех казачьих поселениях. По наличию земельных наделов и имущественному положению казачьи Области, в сравнении с крестьянскими губерниями России, считались богатыми, а казачье население более хозяйственным. В прошлом у казаков были навыки к гражданским свободам и, несмотря на постепенные ущемления в этом отношении со стороны верховной власти, навыки эти продолжали храниться.

Иногородние жители множились на казачьих землях непропорционально жителям-казакам. Они умножались новоприходцами и их семьи давали больший ежегодный прирост, чем семьи казачьи. Благодаря специальным льготам в их руки перешли офицерские участки и большинство частновладельческих поместий. Таким образом, к 1917 году на казачьих землях почти повсюду оказалось иногородних больше, чем самих казаков.

К началу XX века казачество обладало целым комплексом законодательно закреплённых прав или привилегий. Основными были следующие. В политическом плане это общее довольно значимое положение казаков в государственно-правовой и социальной структурах как особого сословия, своеобразных военных государственных служащих. Значительными оставались права казачества в области местного самоуправления. По достижении 25-летнего возраста каждый казак получал право участия в работе органов казачьего самоуправления (станичных и хуторских Сходов или Сборов), право голоса при рассмотрении тех или иных внутренних станичных социально-экономических вопросов, имел право избирать и быть избранным в местные властные и судебные органы. Это создавало условия доминирования казачества в общественно-политической жизни казачьих Областей по сравнению с их неказачьим населением.

Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.

Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных Сборов.

Жизнь вокруг менялась, в России бурно развивалась промышленность, предпринимательство. Но и к этому казачество прекрасно сумело приспособиться! Как только ему перестали мешать, оно в короткий срок добилось чрезвычайного экономического подъёма. По новым российским законам войсковая земля считалась принадлежащей казне, но данной в вечную аренду казакам за службу. Из неё выделялся войсковой юрт – который находился в распоряжении Войска в целом. Он составлял примерно 30% земли, а остальное делилось на станичные юрты. Войсковой юрт предназначался для конских заводов и для резерва – чтобы с ростом количества казаков пополнять станичные юрты. Но резерв не лежал впусте, его Войско сдавало в аренду, а средства шли в войсковую казну на культурные нужды, на помощь малоимущим казакам. Точно так же и в станичных юртах выделялись участки общего пользования – для выгона скота, табунов, и резерв, сдававшийся в аренду. К войсковому юрту относились и месторождения полезных ископаемых, и их также сдавали арендаторам. Процветало виноделие. В каждом казачьем Войске существовали и так называемые войсковые капиталы, также игравшие весомую роль в обеспечении экономического положения казачества. Они формировались из различных местных финансовых источников, главным образом за счёт средств, получаемых от сдачи в аренду земель войскового запаса, официально установленных местных налогов, части питейного дохода, прибыли войсковых предприятий. Эти капиталы являлись собственностью конкретного Войска и играли важную роль в его существовании. На их средства содержались все учреждения гражданского управления, аппарат войскового штаба и наказного атамана, суды, военно-учебные заведения, казармы, казённые и контрольные палаты, казначейство, управление начальника артиллерии, местные воинские команды, запасные батареи, находившиеся на льготе (в запасе) и на пенсии офицеры и чиновники. Определённые суммы из них ежегодно отчислялись на содержание центральных органов управления казачьими Войсками. Несмотря на это, в самом начале XX века правительство попыталось поставить эти войсковые капиталы под непосредственный контроль и перераспределить его наиболее доходные статьи в свою пользу. Так, в государственный бюджет поступали не только все собираемые на территориях казачьих Войск государственные налоги, но и до 90% местных питейных доходов и ряд других местных сборов. Неслучайно в это время Военное министерство, в чьём ведении непосредственно находились казачьи Войска, стало официально именовать войсковые капиталы общегосударственными.

Одной из основных функций и главных статей расходов войсковых капиталов являлась финансовая поддержка местных станичных бюджетов, расходы которых зачастую намного превосходили доходы. Ведь за счёт станичных средств строились и содержались местные образовательные и медицинские учреждения, местная казачья администрация, станичные суды, оказывалась помощь в случае неурожая, стихийных бедствий, эпидемий, массовых мобилизаций, а самое главное – оказывалась необходимая помощь казакам, которые были не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимым для военной службы снаряжением. Правда, учитывая данное обстоятельство, правительство выплачивало казакам при выходе их на службу специальное единовременное денежное пособие на приобретение строевых коней. Размеры этих пособий были различны для каждого Войска и зависели от величины стоимости лошадей в конкретной казачьей Области.

К экономическим правам казаков следует отнести и освобождение их от уплаты прямых государственных, в том числе и поземельных налогов и подушной подати, а также земского сбора. На время нахождения на военной службе казаки освобождались от всех личных денежных и натуральных повинностей. Исключение составляли налоги на имущество, которое служилые казаки платили наравне со всеми.

Казаки также имели право брать купеческие и промысловые свидетельства, разрешавшие заниматься торговой и мелкой производственной деятельностью. (Исключение составляли казаки, состоявшие в служилом разряде, которые не имели права выходить из войскового сословия и были обязаны отбывать воинскую повинность на общих для всех казаков основаниях). В начале XX века они могли заниматься беспошлинной торговлей без каких-либо временных ограничений, но только на территориях казачьих Областей. За казачьими Войсками были закреплены исключительные права пользования находившимися на их территориях недрами, морскими, речными и озёрными водами. А добыча полезных ископаемых и рыболовство во многих Войсках были важными источниками доходов. Казаки также имели право на бесплатное получение медицинской помощи и начальное образование в войсковых медицинских и образовательных учреждениях.

Все отмеченные права казачества самым непосредственным образом сказывались и на его довольно высоком социальном статусе в обществе, и на более значительных, по сравнению с общероссийской крестьянской массой, доходах, и на существенно лучшем уровне жизни.

Расходы, связанные с материальным обеспечением выхода казаков на службу, довольно серьёзно сказывались на состоянии их хозяйств. Помимо этого казачество было обременено прямыми финансовыми и натуральными повинностями. Финансовые – это обязательные денежные платежи казаков в войсковые и станичные или, как их именовали в то время в официальных документах, общественные бюджеты. А казаки тех Войск, территории которых находились в плане административно-территориального деления в пределах тех или иных губерний, несли дополнительно ещё и губернские денежные повинности. Забайкальские казаки вследствие явных упущений в законодательстве, единственные до 1906 года ежегодно уплачивали ещё и подушную подать.

Помимо этого в том или ином Войске казаки обязывались выполнять дополнительные работы, необходимые, по мнению войсковой администрации, в интересах всего Войска. Например, в Сибирском Войске казачество принудительно использовалось для работы на соляных промыслах, часто привлекалось к перевозке провианта, заготовке сена для войсковых нужд, обслуживало войсковые винокуренные и консервные заводы, мукомольные мельницы и так далее. А в Амурском Войске казаки постоянно осуществляли заготовку дров и угля для казённых пароходов. И подобные названным или иные специфические внутренние войсковые обязанности имелись практически в каждом Войске. Причём регламентировались они не государственными юридическими нормами и положениями, а местными подзаконными актами и административными решениями.

Если же в целом оценивать экономический аспект соотношения прав и обязанностей казачества, то в начале XX века весьма значительные денежные расходы, которые несли казаки, ещё покрывались доходами, большая часть которых шла за счёт имевшихся у них экономических льгот.

В морально-нравственном и психологическом планах отношение казаков к своим обязанностям было следующим. С одной стороны, чувство вполне законной гордости, определённого морального превосходства, основанные на общем социальном статусе казачества в обществе и на его отношении к возложенным обязанностям. Ведь главная из них – военная служба – рассматривалась казаками не столько как обязательная тяжёлая, длительная и обременительная повинность, а прежде всего как форма, причём весьма важная, ответственная и даже почётная, государственной службы. И вся сложность и обременительность данной обязанности во многом нивелировалась её общим государственным почётным статусом. Принцип служения Отечеству считался в казачьей среде основополагающим, незыблемым, одним из основных в целом в менталитете казачества. Отсюда и крайне серьёзное отношение казаков к исполнению своего гражданского и воинского долга, высокое чувство ответственности при выполнении возложенных на них государством обязанностей. Казачество, исходя из доминировавших в его среде общих морально-нравственных принципов, в основной массе сознательно относилось к закреплённым за ним обязанностям. А всё это самым непосредственным образом влияло на формирование и постоянное укрепление устойчивой общественной и индивидуальной психологии казачества. Удивляющие современников стойкость и выносливость казаков, позволяющие им спокойно переносить все физические и морально-психологические тяготы военной службы и другие обязанности, основывались на весьма значительной и прочной базе, иными словами, на своего рода военно-корпоративном духе и особых чертах ментальности.

В 1904 году на Дон пришли тревожные слухи о намерении русского правительства провести новые реформы и уничтожить последние остатки древних казачьих прав. Говорили, что административное устройство на Донской Земле будет приравнено к губернскому, а население её должно будет отказаться от всех остатков демократических обыкновений и сравняться в правах и обязанностях с другими обывателями империи.

Однако вскоре началась русско-японская война, в которой потребовалось много казачьей конницы. Понадобились казаки и после её окончания для подавления вспышек революции 1905 года. Верные присяге донцы поддержали династию Романовых, хотя основные кадры донской невоенной интеллигенции революции сочувствовали. В последующие годы при помощи казаков власть выходила из сложных ситуаций, когда взводы и сотни казаков применялись для ликвидации массовых беспорядков. Для таких целей в более позднее время во многих государствах были созданы особые отряды полиции.

Царское правительство, два столетия пытавшееся вылепить из казаков что-то себе удобно-служебное, поначалу считало казачество монархически настроенной, консервативной частью российского общества и поэтому предоставляло ему преимущества на выборах в Думу, особенно первых двух созывов. Но результаты выборов во все четыре Государственные думы не подтвердили предположений властей. Казачьи депутаты прекрасно знали историю своего народа, его борьбы с российским самодержавием и потому самым неожиданным для властей образом примкнули к оппозиционным силам. Такое отношение к российской монархии в массах Казачьего Народа в феврале 1917 года дало возможность состояться Февральской революции. Казачьи воинские части, дислоцированные в Петрограде, просто не стали её подавлять.

Читайте также: