Чем международная организация отличается от международной правозащитной организации

Обновлено: 19.05.2024

Люди, готовые принести в жертву свои права ради безопасности, в итоге теряют и права, и безопасность.

После того как отгремели последние пушечные залпы Второй мировой, и стало ясно, что эпоха колониализма окончена, цивилизованный мир задумался о всеобщих правах человека. Ещё в 40-х годах президент США Франклин ДеланоРузвельт сформулировал четыре основных права любого человека: право на свободу слова, право на свободу совести, право на свободу от нужды и право на свободу от страха. В 1950 Совет Европы изложил более полный перечень неотъемлемых прав в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В него вошли: право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства и принудительной работы, право на личную неприкосновенность, право на справедливый суд и наказание на основании закона, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу собраний и выражение мнения. Полный список Конвенции включает в себя более 100 статей, и ознакомиться с ним можно по первой же ссылке из результатов поиска в Google.


1. Amnesty International

Международная организация Amnesty International работает по семи основным направлениям: права женщин, права детей, искоренение пыток, отмена смертной казни, права беженцев, права узников совести, защита человеческого достоинства. Женщины, например, имеют право на защиту от семейного насилия; дети имеют право на защиту от принудительного труда. Про искоренение пыток было написано ранее: содержание заключённых в нечеловеческих условиях уже пытка, не говоря о чём-то более серьёзном. Под узниками совести подразумеваются все, кто так или иначе пострадал от репрессивной системы исключительно за свои убеждения. Под защиту человеческого достоинства подпадают любые акты дискриминации на основании принадлежности к расе, этносу, полу, сексуальной ориентации или социальной группе. Если ощутишь на себе давление по одному из этих пунктов, следует связаться с Amnesty International. Они не дадут кучу бабла и не отправят на Мальдивы, но вполне могут предоставить хорошего адвоката и помочь с обретением статуса политического убежища в другой стране.

Организация выпустила свой антивирус Detekt, который заточен под обнаружение шпионских программ.

2. Human Rights Watch

3. European Court of Human Rights

Европейский суд по правам человека — это высшая судебная инстанция для всех стран, подписавших Конвенцию. Европейский суд превалирует над любым национальным в любой из этих стран (в том числе и в России). Есть, правда, и оговорка: решения Европейского суда носят рекомендательный характер. Тем не менее почти все страны стараются исполнять решения European Court of Human Rights, так как отказ от его рекомендаций может стоить дорого, ведь вслед за снижением рейтинга свободы, снижается и рейтинг инвестиционной привлекательности, а торговые отношения могут ухудшаться вплоть до введения экономических санкций.

Именно Европейский суд по правам человека предписывает возместить моральный и физический ущерб незаконно осужденным или незаконно преследуемым лицам; именно сюда нужно пробиваться в первую очередь, потому что от нашего Верховного суда никаких компенсаций ты никогда не получишь. Кроме этого, ЕСПЧ может рассмотреть личное дело и признать право на получение политического убежища, даже если верховный суд какого-то государства ЕС отклонил прошение. Например, Польша очень не любит предоставлять убежище, и большинство соискателей получают предписание покинуть территорию страны в 30-дневный срок. Одно дело, если человек просто искал лучшей жизни, и совсем другое, если ему грозит реальная опасность при возвращении. В таком случае ЕСПЧ тоже может помочь.


4. Reporters Without Borders

5. Правозащитные организации в России

Когда что-то случается, человеку часто бывает не до международных организаций — хочется найти помощь здесь и сейчас. На этот случай есть и местные правозащитные организации.

Австрия: Osterreichisches Normungsinstitut (ON) (Austrian Standards Institute)

Австралия: Standards Australia (SA)

Азербайджан: State Committee on Standardization, Metrology and Patents of the Republic of Azerbaijan (AZSTAND)

Албания: General Directorate of Standardization (DPS)

Алжир: Institute algerien de Normalisation (IANOR)

Антигуа и Барбуда: Antigua and Barbuda Bureau of Standards (ABBS)

Ангола: Instituto Angolano de Normalizacao e Qualidade (IANORQ)

Ангола: Instituto Angolano de Normalizacao e Qualidade (IANORQ) – Ангольский институт по стандартизации и качеству

Армения, Республика: Ministry of Economy of the Republic of Armenia

Бангладеш: Bangladesh Standards and Testing Institution (BSTI)

Барбадос: Barbados National Standards Institution (BNSI)

Барбадос: Barbados National Standards Institution (BNSI) – Национальный институт стандартов Барбадоса

Бахрейн: Directorate of Standards and Metrology Ministry of Commerce (BSMD)

Бахрейн: Directorate of Standards and Metrology Ministry of Commerce (BSMD) – Директорат по стандартам и метрологии Министерства финансов (Бахрейн)

Беларусь: State Committee for Standardization of the Republic of Belarus

Бельгия: Institut Belge de Normalisation (IBN)

Болгария: Bulgarian Institute for Standardization (BDS)

Бенин: Centre Beninois de Normalisation et de Gestion de la Qualite (CEBENOR)

Бенин: Centre Beninois de Normalisation et de Gestion de la Qualite (CEBENOR) – Бенинский центр по стандартизации и управлению качеством

Боливия: Instituto Boliviano de Normalizacion y Calidad

Босния и Герцоговина: Institute for Standardization, Metrology and Patents of Bosnia and Herzegovina (BASMP)

Ботсвана: Botswana Bureau of Standards (BOBS)

Бразилия: Associaсao Brasileira de Normas Tecnicas (ABNT)

Бразилия: National Institute of Metrology, Standardization and Industrial Quality (INMETRO)

Бразилия: National Institute of Metrology, Standardization and Industrial Quality (INMETRO) Ministry of Development, Industry and Foreign Trade- Национальный институт метрологии, стандартизации и промышленного качества Министерства развития

Брунейский Даруссалам: Construction Planning and Research Unit Ministry Development (CPRU)

Бурунди: Bureau Burundais de Normalisation et Controle de la Qualite (BBN)

Бурунди: Bureau Burundais de Normalisation et Controle de la Qualite (BBN) – Бюро по стандартизации и контролю качества Бурундии

Великобритания: British Standards Institution (BSI)

Венгрия: Magyar Szabvanyugyi Testulet (MSZT)

Венесуэла: Fondo para la Normalizaciуn y Certificaciуn de la Calidad (FONDONORMA)

Вьетнам: Directorate for Standards and Quality (TCVN)

Гайана: Guyana National Bureau of Standards (GNBS)

Гватемала: Comision Guatemalteca de Normas (COGUANOR)

Гвинея: Institut National de la Normalization et de la Metrologie Ministere de I’Industrie, du Commarce, des Petites et Moyennes Entreprises (INM) – Национальный институт по стандартизации и метрологии

Германия: Deutsches Institut fuer Normung (DIN)

Гондурас: Consejo Hodurento de y Tecnologia (COHCIT)

Гондурас: Consejo Hodurento de y Tecnologia (COHCIT) – Совет по технологии Гондураса

Гонконг: Hong Kong, China: Innovation and Technology Commission Quality Services Division (ITCHIKSAR)

Гренада: Grenada Bureau of Standards (GDBS)

Гренада: Grenada Bureau of Standards (GDBS) – Бюро стандартов Гренады

Греция: Hellenic Organization for Standardization (ELOT)

Грузия: Georgian National Agency for Standards and Metrology

Дания: Dansk Standards (DS)

Доминиканская Республика: Dominica Bureau of Standards (DBOS)

Замбия: Zambia Bureau of Standards (ZABS)

Замбия: Zambia Bureau of Standards (ZABS) – Бюро стандартов Замбии

Зимбабве: Standards Association of Zimbabwe (SAZ)

Зимбабве: Standards Association of Zimbabwe (SAZ) - Ассоциация стандартов Зимбабве

Израиль: Standards Institution of Israel (SII)

Индия: Bureau of Indian Standards (BIS)

Индонезия: National Standardization Agency, Indonesia (BSN)

Ирак: Central Organization for Standardization and Quality Control (COSQC) Ministry of Planning and Development Cooperation

Ирак: Central Organization for Standardization and Quality Control (COSQC) Ministry of Planning and Development Cooperation – Головная организация по стандартизации и контролю качества Министерства планирования и развития сотрудничества

Иран, Исламская Республика: Institute of Standards and Industrial Research of Iran (ISIRI)

Иордания: Jordan Institution for Standards and Metrology (JISM)

Исландия: Icelandic Standards (IST)

Испания: Asociaciуn Espaсola de Normalizaciуn y Certificaciуn (AENOR)

Италия: Ente Nazionale Italiano di Unificazione (UNI)

Йемен: Yemen Standardization, Metrology & Quality Control Organization (YSMO)

Йемен: Yemen Standardization, Metrology & Quality Control Organization (YSMO) – Организация по стандартизации, метрологии и контролю качества Йемена

Казахстан: Committee of Technical Regulating and Metrology Ministry on Investment and Development of the Republic of Kazakhstan

Казахстан: Committee of Technical Regulating and Metrology Ministry on Investment and Development of the Republic of Kazakhstan - Комитет технического регулирования и метрологии

Камбоджа: Department of Industrial Standards of Cambodia Ministry of Industry, Mines and Energy (ISC)

Канада: Standards Council of Canada (SCC)

Катар: Qatar General Organization for Standards and Metrology (QS)

Кения: Kenya Bureau of Standards (KEBS)

Кипр: Cyprus Organization for Standardization

Киргизия: Centre on Standardization and Metrology Ministry of Economy of the Republic of Kirghizia

Колумбия: Instituto Colombiano de Normas Tecnicas y Certificacion (ICONTEC)

Конго, Демократическая Республика: Office Congolais de Controle (OCC)

Конго, Демократическая Республика: Office Congolais de Controle (OCC) – Служба по контролю Демократической Республики Конго

Коста-Рика: Instituto de Normas Tеcnicas de Costa Rica (INTECO)

Кот д’Ивуар: Cote d’Ivoire Normalisation (Codinorm)

Кот д’Ивуар: Cote d’Ivoire Normalisation (Codinorm) – Стандарты Кот д’Ивуар

Куба, Республика: Oficina Nacional de Normalizaciуn Ministerio de Ciencia, Technologia y Medio Ambiente (NC)

Кувейт: Public Authority for Industry Standards & Industrial Services Affairs (KOWSMD)

Латвия: Latvian Standards (LVS)

Лесото: Standards and Quality Assurance Department Ministry of Trade and Industry, Cooperatives and Marketing (LSQAS)

Лесото: Standards and Quality Assurance Department Ministry of Trade and Industry, Cooperatives and Marketing (LSQAS) – Департамент стандартов и проверки качества Министерства торговли и промышленности, сотрудничеству и развитию

Ливан: Lebanese Standards Institution (LIBNOR)

Ливийская Арабская Республика: Libian National Centre for Standardization, Metrology and Industrial Research

Литва: Lithuanian Standards Board (LST)

Люксембург: Service de l'Energie de l'Etat (SEE)

Маврикий: Mauritius Standards bureau (MSB)

Мадагаскар: Bureau de Normes Madagascar (BNM)

Мадагаскар: Bureau de Normes Madagascar (BNM) – Бюро стандартов Мадагаскара

Македония, Республика: Standardization Institute of the Republic Macedonia (ISRM)

Макао, Китай: Macau Productivity and Technology Transfer Center (CPTTM)

Малави: Malawi Bureau of Standards (MBS)

Малави: Malawi Bureau of Standards (MBS) – Бюро стандартов Малавии

Малайзия: Department of Standards Malaysia (DSM)

Мальта: Malta Standards Authority

Марокко: Service de Normalisation Industrielle Marocaine (SNIMA)

Марокко: Service de Normalisation Industrielle Marocaine (SNIMA) Ministrere de l’industrie, du commerce et de la mise a niveau de l’economie - Служба стандартизации Министерства промышленности, торговли, культуры и экономики Марокко

Мексика: Dereccion General de Normas (DGN)

Мозамбик: Instituto Nacional de Normalizacao e Qualidade (INNOQ)

Мозамбик: Instituto Nacional de Normalizacao e Qualidade (INNOQ) – Национальный институт по стандартизации и качеству Мозамбика

Молдова, Республика: Ministry of Economy of the Republic of Moldova

Монголия: Mongolian Agency for Standardization and Metrology (MASM)

Намибия: Namibia Standards Information and Quality Office Ministry of Trade and Industry (NSIQO)

Намибия: Namibia Standards Information and Quality Office Ministry of Trade and Industry (NSIQO) – Управление стандартизации и качества Министерства торговли и промышленности Намибии

Непал: Nepal Bureau of Standards and Metrology (NBSM)

Нигер: Direction de la Normalisation, de la Qualite et de la Metrologie Ministere du Commerce, de l’Industrie, de l’Artisanat et de la Promotion du Secteur prive (DNQM)

Нигерия: Standards Organization of Nigeria (SON)

Нидерланды: Nederlands Normalisatie Instituut (NEN)

Никарагуа: Nicaragua Direccion de Tecnologia y Metrologia Ministerio de Fomento, Industria y Comercio (DTNM)

Новая Зеландия: Standards New Zealand (SNZ)

Норвегия: Standards Norway (SN)

Объединённые Арабские Эмираты: Emirates Authority for Standardization (ESMA)

Оман, Республика: Directorate General for Specifications and Measurements Ministry of Commerce and Industry (DGSM)

Пакистан: Pakistan Standards and Quality Control Authority (PSQCA)

Панама: Comision Panamena de Normas Industriales y Tecnicas Edificio (COPANIT)

Папуа Новая Гвинея: National Institute of Standards and Industrial Technology (NISIT)

Парагвай: Instituto Nacional de Tecnologia y Normalization (INTN)

Перу: Instituto Nacional de Defensa de la Competencia y de la Proteccion de la Propiedad Intelectual (INDECOPI) –

Польша: Polish Committee for Standardization (PKN)

Португалия: Instituto Portugues da Qualidade (IPQ)

Руанда: Rwanda Bureau of Standards (RBS)

Румыния: Asociatia de Standardizare din Romania (ASRO)

Сальвадор: Consejo Nacional de Ciencia y Tecnologia (CONACYT)

Саудовская Аравия: Saudi Arabian Standards Organization (SASO)

Свазиленд: Standardization and Quality assurance Section Ministry of Enterprise and Emlpoyment (SQAS)

Свазиленд: Standardization and Quality assurance Section Ministry of Enterprise and Emlpoyment (SQAS) – Секция стандартизации и проверки качества Министерства промышленности и занятости населения Свазиленда

Северная Корея: Committee for Standardization of the Democratic People’s Republic of Korea (CSK)

Сербия и Черногория: Institution for Standardization of Serbia and Montenegro (ISSM)

Сенегал: Association Senegalaise de Normalisation Ministere de l’Industrie et de l’Artisanat (ASN)

Сент-Люсия: Saint Lucia Bureau of Standards (SLBS)

Сейшельские острова: Seyсhelles Bureau of Standards (SBS)

Сингапур: Singapore Standards, Productivity and Innovation Board (Spring SG)

Сирийская Арабская Республика: Syrian Arab Organization for Standardization and Metrology (SASMO)

Словакия: Slovak Office of Standards, Metrology and Testing

Словения: Slovenian Institute for Standardization (SIST)

Судан: Sudanese Standards and Metrology Organization (SSMO)

США: American National Standards Institute (ANSI)

National Institute of Standards and Technology (NIST)

Таджикистан: Agency of Standardization, Metrology, Certification and Trade Inspection

Таиланд: Thai Industrial Standards Institute (TISI)

Танзания, Соединенная Республика: Tanzania Bureau of Standards (TBS)

Тринидад и Тобаго: Trinidad and Tobago Bureau of Standards (TTBS)

Тунис: Institut National de la Normalization et de la Propiete (INORPI)

Туркменистан: Major State Service “Turkmenstandartlary”

Туркменистан: Major State Service “Turkmenstandartlary” - Главная государственная служба Туркменистана (Туркменстандартлары)

Турция: Turkish Standards Institution (TSE)

Уганда: Uganda National Bureau of Standards (UNBS)

Украина: Ministry of Economic Development and Trade of the Ukraine

Уругвай: Instituto Uruguayo de Normas Tecnicas (UNIT)

Фиджи: Fiji Trade Standards and Quality Control Office Ministry of Commerce, Business Development and Investment (FTSQCO)

Фиджи: Fiji Trade Standards and Quality Control Office Ministry of Commerce, Business Development and Investment (FTSQCO) – Служба Фиджи по стандартам и контролю качества Министерства финансов, развития и инвестиций Фиджи

Филиппины: Bureau of Product Standards Department of Trade and Industry (BPS)

Финляндия: Finnish Standards Association (SFS)

Франция: Association francaise de normalisation (AFNOR)

Хорватия: State office for Metrology

Чешская республика: Czech Office for Standаrds, Metrology and Testing (UNMZ)

Чешская республика: Czech Standards Institute (CNI)

Чешская республика: Czech Society for Quality (CSJ)

Чешская республика: Czeh Accreditation’s Institute (CAI)

Чешская республика: Czeh Trade’s Inspection Institute (COI)

Чешская республика: Czeh Metrologies Institute (CMI)

Чили: Instituto Nacional de Normalizacion (INN)

Чили: Instituto Nacional de Normalizacion (INN)

Швейцария: Swiss Association for Standardization (SNV)

Шри-Ланка: Sri Lanka Standards Institution (SLSI)

Эквадор: Instituto Ecuatoriano de Normalizacion (INEN)

Эстония: Eesti Standardikeskus (EVS)

Эфиопия: Quality and Standards Authority of Ethiopia (QSAE)

Южная Корея: Korean Agency for Technology and Standards (KATS)

Ямайка: Bureau of Standards Jamaica (JBS)

Япония: Japanese Industrial Standards Committee (JISC)

Япония: Japanese Industrial Standards Committee (JISC) Technical Regulation, Standards and Conformity Assessment Policy Unit Ministry of Economy, Trade and Industry

Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

Процедуры признания общественной организации в качестве международной организации не существует - каждая организация объявляет себя национальной или международной положениями своего устава. Международная неправительственная организация соответствует следующим общепринятым критериям:

  • цели организации — международного значения;
  • деятельность по достижению установленных целей — международного значения;
  • государство регистрации выбирается учредителями организации и учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства регистрации;
  • членами (участниками) организации являются субъекты как минимум двух государств, либо результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Международные общественные организации или её представители могут быть наделены статусом наблюдателя или консультативным статусом при международной межправительственной (межгосударственной) организации.

Содержание

Классификация международных организаций

Классификация по кругу участников

  • универсальные (то есть для всех государств; напр. — ООН)
  • региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. — Организация африканского единства, Организация американских государств)
  • межрегиональные

Классификация по характеру полномочий

  • межгосударственные — не ограничивающие суверенитет государства
  • надгосударственные (наднациональные) — частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

Классификация по выполняемым функциям

  • нормотворческие
  • консультативные
  • посреднические
  • операционные
  • информационные

Классификация по порядку приёма новых членов

  • открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)
  • закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Классификация по компетенции (сфере деятельности)

  • общей компетенции (напр. — ООН)
  • специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. — Всемирный почтовый союз)

Международные параорганизации (клубы) (напр. - "Большая восьмерка")

  • Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и не институционализированы.

Действующие

Недействующие

Полное наименование организации на русском языке Сокращенное наименование на русском языке Сокращенное наименование на оригинальном языке Полное наименование организации на оригинальном языке Период деятельности Период(ы) членства России (РСФСР)
Лига Наций League of Nations/ Societe des Nations 1919-1946 1934-1939
Организация Варшавского договора ОВД 1955-1991 1955-1991
Совет экономической взаимопомощи СЭВ 1949-1991 1949-1991
Третий коммунистический интернационал Коминтерн 1919-1943 1919-1943

Межгосударственные объединения, созданные под эгидой стран, бывших в составе СССР

Данные по состоянию на 01.01.2010. Прочерк (-) означает невозможность участия страны в данном межгосударственном объединении вследствие причин, независящих от её воли (географические, политические и т.п.). Многоточие (. ) означает потенциальную возможность для страны членства в данном объединении. Сокращение (Наб.) говорит о статусе наблюдателя в данной организации. Сокращение (О.с.) означает особый статус государства в организации, после обозначения предоставлены пояснения.

Международное объединение
Рос.

Арм.

Грз.

Азб.

Укр.

Мол.

Бел.

Эст.

Лат.

Лит.

Каз.

Кир.

Тад.

Узб.

Тур.
Содружество Независимых Государств (СНГ) Да Да . Да О.с.¹ Да Да . . . Да Да Да Да О.с.²
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) Да Наб. . . Наб. Наб. Да . . . Да Да Да Да .
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Да Да . . . . Да . . . Да Да Да . .
Содружество демократического выбора (СДВ) - - Да - Да Да - Да Да Да - - - - -
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) Да - - - - - - - - - Да Да Да Да .
Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ (ГУАМ) - . Да Да Да Да . . Наб. . . . . . .
Балтийская ассамблея - - - - - - - Да Да Да - - - - -
Союзное государство России и Белоруссии Да - - - - - Да - - - - - - - -

¹ Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому, де-юре — она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.

Межгосударственные объединения, созданные под эгидой стран Европы

Данные по состоянию на 01.01.2010. Прочерк (-) означает невозможность участия страны в данном межгосударственном объединении вследствие причин, независящих от её воли (географические, политические и т.п.). Многоточие (. ) означает потенциальную возможность для страны членства в данном объединении. Сокращение (Наб.) означает о статусе наблюдателя в данной организации.

Международное объединение
Рос.

Арм.

Грз.

Азб.

Укр.

Мол.

Бел.

Эст.

Лат.

Лит.

Каз.

Кир.

Тад.

Узб.

Тур.
Международная организация уголовной полиции – Интерпол Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да
Зона европейского высшего образования (Болонская группа) Да Да Да Да Да Да . Да Да Да Да . . . .
Всемирная торговая организация (ВТО) Да Да Да . Да Да . Да Да Да . Да . . .
Совет Европы Да Да Да Да Да Да . Да Да Да - - - - -
Европейский союз (ЕС) . . . . . . . Да Да Да - - - - -
Североатлантический альянс (НАТО) - . . . . . . Да Да Да . . . . .
Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) Да Да Да Да Да Да Наб. - - - - - - - -
Совет государств Балтийского моря (СГБМ) Да - - - Наб. - - Да Да Да - - - - -
Северный совет министров . - - - - - - . . . - - - - -
Арктический совет Да - - - - - - - - - - - - - -
Совет Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР) Да - - - - - - - - - - - - - -

Межгосударственные объединения, созданные под эгидой стран Азии и прочих стран

Данные по состоянию на 01.01.2010. Прочерк (-) означает невозможность участия страны в данном межгосударственном объединении вследствие причин, независящих от её воли (географические, политические и т.п.). Многоточие (. ) означает потенциальную возможность для страны членства в данном объединении. Сокращение (Наб.) означает о статусе наблюдателя в данной организации.

Международная правозащитная системапредставляет собой совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств, используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.

В межгосударственном сотрудничестве по защите прав человека определились две основные сферы действия международной правозащитной системы – универсальная и региональные с соответствующими механизмами в указанной области.Оговоримся, что в международном праве обращается внимание и на существование двухсторонних межгосударственных механизмов защиты прав человека. Однако такие конструкции обычно базируются лишь на декларативных заявлениях двух стран о своей приверженности правозащитному делу и не проявляются на практике в виде действующих механизмов их реализации.

Универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках Организации Объединенных Наций на основе межгосударственных отношений в области прав человека, заключенными государствами-членами ООН. И прежде всего, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. На нормативной базе пактов учрежден и функционирует контрольный механизм за соблюдением государствами-участниками этих международно-правовых договоров своих обязательств, который строится на взаимодействии следующих органов:

- Комитет по правам человека ООН – орган, занимающийся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участниках пакта. Комитет оценивает доклады о выполнении ими своих обязательств, составляет комментарии к пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении пакта соображения, не являющиеся обязательными для исполнения;

- Управление Верховного комиссара ООН по правам человека – агентство ООН, которое призвано следить за соблюдением и защитой прав, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. Оно является координационным центром деятельности ООН по правам человека, возглавляемое Верховным комиссаром, которого назначает Генеральная Ассамблея ООН сроком на 4 года.

Среди других органов ООН, занимающихся вопросами прав человека, - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев, Добровольцы ООН и др.

- исчерпаны все национальные средства правовой защиты;

-данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.




Последствия для страны в случае принятия решения о нарушении ею своих обязательств по договорам в рамках универсальной правозащитной системы носят характер политического давления (воздействия) на государство-правонарушителя, что существенным образом отличается от последствий решений, например, в рамках европейской системы защиты прав человека.

Региональные правозащитные системы действуют в рамках международных организаций, охватывающих своим воздействием определенные географические районы мира и призванных, в том числе, защищать права человека на региональном уровне.

По времени создания первая среди них межамериканская система защиты прав человека,функционирующая на основе Устава Организации Американских Государств, Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 года и Межамериканской конвенции по правам человека 1969 года. В основе действия созданного контрольного механизма положено правило, по которому любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств-членов ОАГ, наделены правом представления в Межамериканскую комиссию по правам человека петиций с жалобами на нарушения прав человека. Комиссия составляет доклад по итогам рассмотрения жалобы и может затем передать его в Межамериканский Суд по правам человека, который в основном наделен функциями по применению и толкованию Межамериканской конвенции. Весьма незначительное число вынесенных Судом решений и консультативных заключений позволяет делать вывод (В.А.Карташкин, Г.Е.Лукьянцев, А.Г. Орлов) о неэффективности деятельности контрольных органов в реалиях данного региона.

Подобные оценки свойственны и для характеристики деятельности африканской системы защиты прав человека, созданной на основе Африканской хартии прав человека и прав народа 1981 года в рамках Организации Африканского Единства. Контрольным органом системы рассматривалась Африканская комиссия по правам человека, результаты работы которой носят рекомендательный характер и, соответственно, не основаны на какой-либо процедуре, налагающей обязательства на государство-правонарушителя. В 2002 году ОАЕ преобразована в Африканский союз, в рамках которого должен действовать контрольный правозащитный механизм в лице Панафриканского Суда по правам человека.

Таким же образом формировалась евразийская система защиты прав человека (правозащитная система СНГ), начало которой было заложено Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года и закреплено Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1993 года, а также Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года. Контрольным механизмом становилась Комиссия СНГ по правам человека, но всего лишь в ранге консультативного органа. Ее задачей объявлялось наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-участниками Содружества. Отсутствие действенного контроля со стороны правозащитной системы СНГ над ситуацией с правами человека на постсоветском пространстве привело к тому, что в Содружестве постепенно был утерян интерес к деятельности Комиссии. В это же время (2-ая половина 90-х годов) большинство государств-участников СНГ становятся членами Совета Европы и подпадают под действие правозащитной системы, доказавшей свою большую эффективность в данной области.

В последние годы контрольные механизмы европейской правозащитной системы, подвергавшиеся обоснованной критике за свои половинчатость и медлительность в реакции на нарушения прав человека в государствах-членах Совета Европы, претерпели принципиальные изменения.

Причинами, послужившими их реформированию, явились:

- громоздкость и неповоротливость прежней структуры Совета Европы;

- увеличение числа и сложности дел, связанных с жалобами на нарушение положений Европейской конвенции;

- участие в работе контрольных механизмов все большего числа стран (в настоящее время в Совет Европы входит 47 государств, первоначально же система задумывалась для 10-12 стран).

Ряд изменений коснулись единого юрисдикционного органа Совета, работающего на постоянной основе, куда частные лица получают прямой доступ (впервые в практике международных судебных органов), - Европейского суда по правам человека. Протокол № 14, ратифицированный Российской Федерацией в январе 2010 года, призван повысить эффективность работы ЕСПЧ в условиях резкого увеличения числа жалоб. В частности, вводятся процедура принятия решения о неприемлемости жалобы единолично судьей и предоставление комитетам из трех судей права выносить постановление по существу жалоб. Срок полномочий судей ЕСПЧ увеличивается с 6 до 9 лет без права переизбрания. Также вводится дополнительный критерий, позволяющий суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от значительности понесенного заявителем ущерба.

Европейский суд принимает дела к рассмотрению, если нарушено право, предусмотренное Конвенцией 1950 года, и только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты, и рассматривает дело, если с момента вынесения окончательного решения национальными органами прошло не более шести месяцев. Частная (индивидуальная) петиция, к тому же, должна соответствовать общепринятым в международных правозащитных системах условиям (не быть анонимной или аналогичной уже рассмотренной либо несовместимой с конвенционными положениями, не быть явно недостаточно обоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы).

Постановление Европейского суда, установившего факт нарушения государством-участником Конвенции ее положений (а все члены Совета Европы должны ратифицировать данный договор, т.е. признать его обязательную юридическую силу), передается руководству страны-правонарушителя, которая должна принять соответствующие меры по выполнению судебного решения. Вердикт ЕСПЧ направляется министром юстиции этого государства в судебные органы, причастные к рассмотрению данного дела, с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры. Постановление также должно быть опубликовано в основных периодических изданиях страны, чтобы быть доступным для юристов и всех желающих с ним ознакомиться.

В постановлении может содержаться требование о возмещении понесенных расходов и издержек, а также о выплате в определенный срок справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб. Государство-ответчик должно внести изменения в действующее законодательство и судебную практику с тем, чтобы они более последовательно отвечали требованиям положений Конвенции и не допускали их нарушения в будущем. Как показывает практика, решение Европейского суда заставляет не только государство-ответчика, но и другие государства Совета Европы принимать меры по корректировке или изменению соответствующих правовых норм и положений в своей правовой системе.

Вступление России в Совет Европы, ее активное участие в работе органов европейской правозащитной системы, а также ратификация Российской Федерацией важнейших европейских и международных договоров, конвенций и соглашений в области защиты прав человека налагают на правовую систему страны обязанность соблюдать установленные мировым сообществом стандарты в данной сфере и отлаживать юридический механизм осуществления решений специальных контрольных органов правовой защиты человека.

Контрольные вопросы по теме

· Как соотносятся между собой права личности, права человека и права гражданина?

· Возможна ли реставрация гражданства?

· Что оправдывает этатизм как один из подходов, трактующих положение личности в государстве?

· Какие документы составляют содержание Международного билля о правах человека?

· Назовите наиболее распространенные юридические обязанности граждан

· Существуют ли отличия в правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев?

· Каково значение института омбудсмана для защиты прав и свобод человека и гражданина?

· По какому поводу можно обращаться в Европейский суд по правам человека?

Дополнительная литература к теме

Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 2004

Васильева Т.А. Эволюция института гражданства Европейского Союза //Государство и право. 2007. № 12

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008

Да Сильвия М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004

Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (К вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) //Государство и право. 2007. № 10

Калинина Т.М. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы согласования. Н.Новгород, 2005

Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема //Журнал российского права. 2009. № 9

Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностные измерения. М., 2009

Лысенко В.В. Механизмы защиты прав человека: некоторые внутригосударственные и международные аспекты //Юридический мир. 2008. № 8

Манукян В.И. Европейский суд по правам человека: право, прецеденты, комментарии. М., 2007

Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник /Под общ. ред. О.О.Миронова. М., 2002

Орлова О.В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни //Государство и право. 2007. № 7

Подшибякин С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М., 2006

Стремоухов А.В. Правовая защита прав человека. М., 2006

Чертков А.Н., Протасова Т.А. Институт омбудсмена в странах СНГ //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. № 2

Читайте также: