Чем коллегиальная система управления отличалась от приказной

Обновлено: 18.05.2024

1.Коллегий было гораздо меньше, чем приказов.

2.В основе принятия решений в коллегиях был положен принцип коллегиальности (коллективности).

3.Коллегии, в отличие от приказов имели однообразную структуру и состав.

4.Коллегии имели четкое правовое основание своей деятельности, в отличие от приказной системы.

5.В коллегиях просматривается отраслевой принцип деятельности.

Во главе коллегии Петр I назначил президента, который назначался непосредственно царем. Первоначально отмечалась такая практика: Петр I стремился назначить президентом природного русского, а вторым человеком в коллегии, которым являлся вице-президент, он стремился назначить иностранца на русской службе. Вице президент также назначался царем, но по представлению Сената. Кроме президента и вице-президента в коллегию входили советники и асессоры (приблизительно по 5 человек). В структуру коллегии также входила канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль за исполнением принятых решений. Коллегии работали по понедельникам, вторникам, средам и пятницам, а в четверг президенты коллегий заседали в Сенате. Первоначально Петром был установлен порядок по которому президенты коллегий одновременно являлись сенаторами, но к концу второго десятилетия Петр осознал, что Сенату очень сложно исполнять надзорную функцию, имея в своем составе президентов коллегий, поскольку они контролировали сами себя. Затем, президенты коллегий были выведены из состава Сената, но какая-то часть осталась в Сенате и лишилась должности президента. Четыре президента основных коллегий все-таки в составе Сената остались, это были президенты военной коллегии, коллегии иностранных дел, адмиралтейства, Берг-коллегии. В принципе, на местах не была создана какая либо разветвленная система подразделений коллегий.

При создании большинства коллегий разрабатывался и утверждался регламент – это нормативный акт, который определял структуру, состав и порядок деятельности вновь создаваемых учреждений. Всего было принято около 7 регламентов. После того, как 1720 году был принят генеральный регламент, то отпала необходимость создавать новые регламенты, хотя такой регламент потом был принят, когда создавалась духовная коллегия.

Коллегии, также как и приказы в определенной степени оставались судебными органами, то есть они не были лишены судебных полномочий.

Вся деятельность каждой коллегии была достаточно жестко регламентирована.

Не все приказа в ходе этой реформы были заменены на новые учреждения (остались Преображенский, монастырский и несколько других приказов). К концу XVIII века явно начинает просматриваться тенденция на свертывание основных принципов деятельности коллегий, которые были заложены Петром, и постепенно в коллегиях начинает преобладать принцип единоначалия, а не коллегиальности. В конце XVIII столетия во главе коллегий стояли уже не президенты, а директора. Постепенно количество коллегий стало уменьшаться, продолжали функционировать только основные государственные коллегии, а все остальные были заменены на иные учреждения (комитеты, комиссии). В 1802 в результате министерской реформы коллегии были заменены на министерства.

Синод.

Синод был центральным органом государственного управления по делам русской православной церкви. 14 февраля 1721 года была создана новая коллегия, которая называлась духовная коллегия, и был принят регламент этой коллегии. Духовный регламент содержал ряд теоретических положений, обосновывающих объективную необходимость создания институтов абсолютной монархии. Духовная коллегия просуществовала очень недолго и в конце февраля была реорганизована в новое учреждение, которое получило название Святейшего Синода.

Создание Синода свидетельствует о том, что Петр I решил одну из важнейших задач, которая стояла в повестке дня российской власти на протяжении по крайней мере двух столетий – это подчинение церкви государству. Петр I был сторонником континентальной теории, которая заключалась в том, что тот, кому принадлежит власть светская, одновременно должен контролировать и власть духовную. Первым четким проявлением попытки поставить под контроль церковь было в 1700 году, когда после смерти патриарха Адриана, Петр I не назначил новых выборов, а учредил новую должность – место блюстителя патриаршего престола (Стефан Яворский). Члены Синода назначались императором из лиц духовного звания, и это были наиболее значимые фигуры в церковной иерархии. Как и все государственные чиновники того времени, члены Синода при своем назначении на должность принимали присягу, чего никогда до этого не было. Во главе Синода был поставлен обер-прокурор Синода, причем он не был лицом духовного звания, а был бюрократом.

Компетенция Синода.

1.Кадровая церковная политика.

2.Определение тематики и содержания церковных проповедей.

3.Синод являлся высшей церковной цензурой в стране. Именно он давал разрешение на публикацию тех или иных изданий, касающихся вопросов религии.

4.Синод являлся высшим церковным судом. Он рассматривал определенную категорию дел, связанную с правонарушениями священнослужителей. В основном, Синод рассматривал дела о преступлениях чисто церковного характера, то есть дела о нарушениях внутренних церковных установлений, но помимо этой категории дел, Синод решал спорные вопросы, связанные с завещаниями и бракоразводные проблемы.

5.К компетенции Синода относилась борьба с ересью.

6.Синод ведал всеми церковными учебными заведениями.

7.Синод решал вопросы о причислении к лику святых.

РАЗВИТИЕ ПРАВА.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Органы управления в царской России существенно отличались от их нынешних аналогов. Институты власти прошли серьёзный путь от архаичных образований до спланированной системы, призванной ускорить процессы принятия решений. Анализ различий системы приказов и коллегий хорошо отражает динамику развития административной отрасли России и позволяет лучше понять истоки современной бюрократии. Возможно, понимание ошибок прошлого позволит преодолеть определённые проблемы настоящего.

Приказы — органы государственной власти, возникшие в 16-м веке в России и существовавшие до создания коллегий, а позже — министерств. В их состав входили судьи, которые принимали управленческие решения, а также дьяки и подьячие, на которых была возложены технические обязанности (делопроизводство). Количество приказов исчислялось десятками, часть из них заведовала делами царя (Челобитный приказ, Приказ Тайных дел), часть — военной сферой, часть — дворцовыми вопросами, торговыми отношениями и т.д.

Коллегии — органы государственного управления, сформированные по приказу Петра I взамен устаревших приказов и курировавшие широкий круг вопросов. Каждый такой орган обладал штатной структурой, построенной на принципах централизации. На вершине системы находился Главный магистрат, который координировал работу всех коллегий и являлся апелляционной инстанцией, призванной разрешать возникшие споры.

Сравнение

Итак, приказы образовались естественным образом для выполнения государственно-властных функций, переданных государем. Их количество постоянно росло и к началу 18 века уже составляло несколько десятков. Коллегии появились при реализации плана Петра I по централизации власти. Изначально их было 10, но затем к ним прибавились другие органы. Принцип управления в приказе — единоначалие, все важные решения принимались ответственным лицом. Коллегии представляли собой совещательный орган. Все важные решения вырабатывались коллегиально всеми членами органа власти.

Различался и состав учреждений. В приказе был один или несколько судей, дьяки и подьячие. Структура коллегии гораздо сложнее: во главе стоял Сенат, назначавший президента и вице-президентов, советники и асессоры, а также технический персонал (переводчик, регистратор, актуариус, секретарь и другие). Существовали серьёзные требования для службы в такой организации.

Разница между коллегиями и приказами

Изначально каждая коллегия должна была решать определённый круг вопросов, что исключило бы дублирование функций. Этот принцип был реализован в значительной степени, и эффективность управления по сравнению с приказами существенно возросла.

  1. Происхождение. Система приказов сложилась спонтанно, естественным образом, в то время как система коллегий — искусственно.
  2. Централизация. Приказы зачастую подменяли друг друга, между ними не было соподчинения, а коллегии составляли властную вертикаль, которая замыкалась на Главном магистрате.
  3. Количество. Изначально коллегий было 10, позже к ним добавился Главный магистрат. Количество приказов исчислялось десятками.
  4. Состав. В каждом приказе были судьи (управленцы), а также подьячие и дьяки (технический персонал). В состав коллегий входил сенат, советники, асессоры, технические работники (актуариус, секретарь, переводчик, регистратор).
  5. Принцип управления. В приказах вся полнота власти находилась в руках судей, в коллегиях же решения принимались президентом с согласия остальных членов органа управления.

Система управления. Приказную систему сменяет коллегиальная

Приказную систему сменяет коллегиальная. Принципиальным отличием было то, что новые органы государственного управления (коллегии) были построены по отраслевому принципу управления и в отличие от приказов основные вопросы компетенции в них решались не на основе единоначалия, а путем голосования по большинству голосов, т.е. коллегиально.

1. Приказы. Петр I пытался адаптировать систему приказов в условиях проведения реформы: с 45 он сократил число приказов до 25, при этом создал Преображенский приказ, который в начале ведал полками земного строя, а в последующем стал органом политического сыска; приказ Военных дел; Адмиральтийский приказ; Провиантский приказ. Вместе с тем, система приказов уже не отвечала новым политическим реалиям.

С учреждением коллегий, большинство приказов было упразднено, но некоторые продолжали действовать (Аптекарский, Ямской, Преображенский приказы и др.).

2. Коллегии — были образованы в декабре 1717 года по примеру шведской системы управления. В начале их было 9, а в следующем году их стало 12. Система коллегий:

1) Главные коллегии (первейшие): Военная, Адмиралтейская, Коллегия иностранных дел;

2) Финансовые коллегии: Штатс-контора (коллегия, ведавшая государственными расходами), Камер-коллегия (сбор доходов в казну), Ревизион-коллегия (финансовый контроль);

3) Торгово-промышленные: Берг-коллегии (горная и металлургическая промышленность), Мануфактур-коллегия (вся остальная крупная промышленность), Коммерц-коллегия (внешняя торговля);

4) Специальные коллегии: Юстиц-коллегия (надзор за деятельностью судебных учреждений), Вотчинная (земельный фонд дворян), коллегия духовных дел (дела церкви — на основе был в дальнейшем создан Святейший Правительственный Сенод).

Все коллегии имели одинаковую внутреннюю организационную структуру из 2х частей:

а) Присутствие — в него входили: Президент коллегии, Вице-президент, 4 советника и 4 асессора (заседатели)

б) Канцелярия — в нее входили: нотариус, переводчик, секретарь, актуариус, копиист, подьячий 3х статей.

Управление на местах: в 1708 году вводится новое административно-территориальное деление России — было образовано 8 губерний. Во главе стояли губернаторы в 6 губерниях, а в 2х губерниях — генерал-губернаторы.

В 1710 году число губерний увеличилось до 11. Губернии начали делится на провинции: во главе стояли обер-комменданты.

В 1715 году вместо уездов создаются ландрадтские доли, образуемые по количественному признаку (для удобства сбора налогов с населения) и включавшие 5536 дворов.

В 1719 образуются дистрикты — самые мелкие административно-территориальные единицы на подобие волости: сперва гражданские, а с 1724 года — военные.

Губерния — провинция — доля — дистрикт (схема управления).

Упраздняются провинции и дистрикты — вместо них вновь образуются уезды и волости. К середине 18 века было образовано 23 неравновеликие губернии, которыми было трудно управлять.

После Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева, административно-территориальное устройство вновь претерпело изменение. Согласно учреждению для управление губернией 1755 года, административно-территориальные единицы должны были формироваться по количественному принципу исходя из численности населения. Губерния должна была насчитывать от 300 до 400 тыс. душ, а уезд — от 20 до 30 тыс. душ. Таким образом, было создано 40 губерний, а к концу века — 51 губерния.

В каждой губернии образовывалось управление в составе губернатора, вице-губернатора, попечителя богоугодных заведений и др. должностных лиц.

Когда были ликвидированы коллегии?

В 1718—19 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России. Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий.

Когда введены коллегии?

Под ведением Сената стоял ряд центральных учреждений, известных под названием коллегий; они были учреждены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Коллегии заменили собой старые приказы.

Чем новые Коллегии отличались от старых приказов?

Приказы зачастую подменяли друг друга, между ними не было соподчинения, а коллегии составляли властную вертикаль, которая замыкалась на Главном магистрате. Количество. Изначально коллегий было 10, позже к ним добавился Главный магистрат. Количество приказов исчислялось десятками.

Кто создал коллегии?

Пётр I учредил коллегии — современные министерства Коллегии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в Петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системы приказов, существовавшие в Московской Руси в XVI – XVII веках.

Какие коллегии были созданы Петром Первым?

  • Иностранных дел.
  • Военная коллегия.
  • Адмиралтейств-коллегия.
  • Камер-коллегия
  • Юстиц-коллегия.
  • Коммерц-коллегия.
  • Штатс-контора.
  • Берг-Мануфактур-коллегия.

В каком году были созданы министерства?

Что означает слово коллегии?

Колле́гия (лат. collegium) — многозначное слово, произошедшее от древнеримских коллегий, которое может обозначать: группу должностных лиц, составляющих коллегиальный орган управления.

Кто в период правления Петра I относился к категории подлых горожан?

Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. Нерегулярными гражданами были "подлые", т.

Чем отличается коллегии от министерства?

В коллегиях любые вопросы решают коллегиально, путём выработки совместной позиции, в министерствах – единолично. Скорость работы. Министерства способны решать любые проблемы оперативно, в то время как коллегии обладают высокой инертностью.

Чем коллегиальная система управления отличается от приказной?

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решение в коллегиях принималось большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров.

Кто возглавлял коллегию при Петре 1?

Кто входил в состав Сенат при Петре 1?

В состав нового учреждения вошли девять человек: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Петр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгорукий, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, генерал- .

Кто стоял во главе коллегии?

Во главе Коллегии стоял президент, имевший звание канцлера, его заместителем был вице-президент. Все дела обсуждались с участием членов Коллегии и асессоров, причём президент Коллегии не имел прав единоначальника.

Сколько коллегий учредил Петр 1?

Первоначально установлено было 9 коллегий, которые указ перечисляет в таком порядке и с такими названиями: 1)Чужестранных дел, 2) Камор, ведомство государственных денежных доходов, 3) Юстиции, 4) Ревизион, "счет всех государственных приходов и расходов", т.

Какая коллегия ведала государственными доходами?

С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три: - Камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; - Штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; - Ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам.

1.Коллегий было гораздо меньше, чем приказов.

2.В основе принятия решений в коллегиях был положен принцип коллегиальности (коллективности).

3.Коллегии, в отличие от приказов имели однообразную структуру и состав.

4.Коллегии имели четкое правовое основание своей деятельности, в отличие от приказной системы.

5.В коллегиях просматривается отраслевой принцип деятельности.

Во главе коллегии Петр I назначил президента, который назначался непосредственно царем. Первоначально отмечалась такая практика: Петр I стремился назначить президентом природного русского, а вторым человеком в коллегии, которым являлся вице-президент, он стремился назначить иностранца на русской службе. Вице президент также назначался царем, но по представлению Сената. Кроме президента и вице-президента в коллегию входили советники и асессоры (приблизительно по 5 человек). В структуру коллегии также входила канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль за исполнением принятых решений. Коллегии работали по понедельникам, вторникам, средам и пятницам, а в четверг президенты коллегий заседали в Сенате. Первоначально Петром был установлен порядок по которому президенты коллегий одновременно являлись сенаторами, но к концу второго десятилетия Петр осознал, что Сенату очень сложно исполнять надзорную функцию, имея в своем составе президентов коллегий, поскольку они контролировали сами себя. Затем, президенты коллегий были выведены из состава Сената, но какая-то часть осталась в Сенате и лишилась должности президента. Четыре президента основных коллегий все-таки в составе Сената остались, это были президенты военной коллегии, коллегии иностранных дел, адмиралтейства, Берг-коллегии. В принципе, на местах не была создана какая либо разветвленная система подразделений коллегий.

При создании большинства коллегий разрабатывался и утверждался регламент – это нормативный акт, который определял структуру, состав и порядок деятельности вновь создаваемых учреждений. Всего было принято около 7 регламентов. После того, как 1720 году был принят генеральный регламент, то отпала необходимость создавать новые регламенты, хотя такой регламент потом был принят, когда создавалась духовная коллегия.

Коллегии, также как и приказы в определенной степени оставались судебными органами, то есть они не были лишены судебных полномочий.

Вся деятельность каждой коллегии была достаточно жестко регламентирована.

Не все приказа в ходе этой реформы были заменены на новые учреждения (остались Преображенский, монастырский и несколько других приказов). К концу XVIII века явно начинает просматриваться тенденция на свертывание основных принципов деятельности коллегий, которые были заложены Петром, и постепенно в коллегиях начинает преобладать принцип единоначалия, а не коллегиальности. В конце XVIII столетия во главе коллегий стояли уже не президенты, а директора. Постепенно количество коллегий стало уменьшаться, продолжали функционировать только основные государственные коллегии, а все остальные были заменены на иные учреждения (комитеты, комиссии). В 1802 в результате министерской реформы коллегии были заменены на министерства.

Синод.

Синод был центральным органом государственного управления по делам русской православной церкви. 14 февраля 1721 года была создана новая коллегия, которая называлась духовная коллегия, и был принят регламент этой коллегии. Духовный регламент содержал ряд теоретических положений, обосновывающих объективную необходимость создания институтов абсолютной монархии. Духовная коллегия просуществовала очень недолго и в конце февраля была реорганизована в новое учреждение, которое получило название Святейшего Синода.

Создание Синода свидетельствует о том, что Петр I решил одну из важнейших задач, которая стояла в повестке дня российской власти на протяжении по крайней мере двух столетий – это подчинение церкви государству. Петр I был сторонником континентальной теории, которая заключалась в том, что тот, кому принадлежит власть светская, одновременно должен контролировать и власть духовную. Первым четким проявлением попытки поставить под контроль церковь было в 1700 году, когда после смерти патриарха Адриана, Петр I не назначил новых выборов, а учредил новую должность – место блюстителя патриаршего престола (Стефан Яворский). Члены Синода назначались императором из лиц духовного звания, и это были наиболее значимые фигуры в церковной иерархии. Как и все государственные чиновники того времени, члены Синода при своем назначении на должность принимали присягу, чего никогда до этого не было. Во главе Синода был поставлен обер-прокурор Синода, причем он не был лицом духовного звания, а был бюрократом.

Компетенция Синода.

1.Кадровая церковная политика.

2.Определение тематики и содержания церковных проповедей.

3.Синод являлся высшей церковной цензурой в стране. Именно он давал разрешение на публикацию тех или иных изданий, касающихся вопросов религии.

4.Синод являлся высшим церковным судом. Он рассматривал определенную категорию дел, связанную с правонарушениями священнослужителей. В основном, Синод рассматривал дела о преступлениях чисто церковного характера, то есть дела о нарушениях внутренних церковных установлений, но помимо этой категории дел, Синод решал спорные вопросы, связанные с завещаниями и бракоразводные проблемы.

Читайте также: