Человек его права и свободы как высшая ценность

Обновлено: 07.07.2024

Конституция Российской Федерации (ст. 2), рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Раскрывая это конституционное положение, мы прибегаем к употреблению понятий - человек, личность, гражданин.

Понятие человек носит природно-общественный характер. Этим понятием фиксируются общие родовые признаки биологического организма, сознание, язык, труд. Понятие личность - социальное. Под ним понимается совокупность социальных признаков, свойственных и выражающихся в своеобразной индивидуальной форме.

Человек - это материальный носитель личности и личность выражает его общественные свойства. Человек как личность, т.е. в социальном плане, существует только во взаимоотношениях с другими членами общества. В процессе становления человека личностью большое значение имеют его права и свободы, закрепленные законодательством.

Что касается понятия - гражданин, то оно является свидетельством принадлежности лица к определенному государству, политико-правовым выражением взаимоотношений человека и государства, отношением личности к государству и праву, к власти и закону, к политической деятельности.

Говоря о соотношении понятий человек и гражданин, необходимо отметить, что понятие человек является родовым, обобщающим понятием не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан, лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, беженцев. В условиях своего государства понятие человек, личность, гражданин совпадают, ибо одни и те же лица выступают во всех этих качествах, имеют общий государственно-правовой статус.

Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, т.е. государственно-организованного общества, он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству.

У него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит. Права человека приобретают юридическую значимость только тогда, когда их признает государство. Сами по себе права человека без такого признания не могут являться категориями внутригосударственного права и представляют собой постулаты международного права.

В чем же проявляется ценность права? Ценность права - это свойство, обуславливающее его значимость для удовлетворения интересов и потребностей общества и личности. Право, как и все другие социальные регуляторы, предстает перед личностью в виде системы норм, требований, определяющих ее способность ориентироваться в окружающем мире и выбирать социально оправданные варианты поведения. Системой правовых норм очерчивается пространство свободы, в котором осуществляется самоопределение личности. Границы и объем свободы в правовой сфере детерминированы и закреплены государством в системе нормативных правовых актов. Таким специфическим способом государство выражает в нормах права меру свободы личности и общества в целом.

Личность, обретая формальную свободу, может в этих границах выбирать нужный вариант поведения, а также рассчитывать на определенные действия других лиц и государственных органов. Поэтому система норм не только очерчивает сферу свободного поведения самой личности, но и ограждает эту сферу от чьих бы то ни было посягательств. В этом случае право противостоит беззаконию и произволу, в чем проявляется один из важнейших аспектов его социальной ценности. Таким образом, право очерчивает те границы, в пределах которых личность обладает свободой, возможностью совершать действия, отвечающие ее интересам.

Характеристика права как меры, как границы свободы действий всех участников общественных отношений раскрывает его общие ценностные свойства. Такая характеристика может разворачиваться и конкретизироваться в различных аспектах. Один из таких аспектов определен Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым провозглашает свое понимание взаимоотношений государства и личности, ставит на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью.

Об этом прямо сказано в статье 2 Конституции Российской Федерации: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Установленные в статье 2 Конституции принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат надежной предпосылкой к решению всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Поэтому для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод характерна тесная связь с признанием человека высшей ценностью.

Что характерно для связи между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в главе II Конституции Российской Федерации?

Во-первых, эта связь состоит в том, что если статья 2 Конституции, определяющая общий принцип взаимоотношений человека и гражданина с точки зрения (с позиции) возможного нарушения прав и человека и гражданина, имеет в виду лишь объект защиты, то статьи главы II Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина сформулированы уже более субъективно и представляют собой определенный элемент конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к конкретной сфере жизни или определенной ситуации;

Во-вторых, принцип признания прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод, но и на всю деятельность государства. государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за установленные им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках в интересах человека оно приобретает те черты, которые характеризуют его в качестве конституционного государства. Все это говорит о том, что нормы Конституции, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, т.е. те, которые закреплены в главе II Конституции, нельзя рассматривать вне связи с принципом признания его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения и дополнения, противоречащие этому принципу.

Именно поэтому в ч. 1 статьи 135 Конституции Российской Федерации установлен особый порядок внесения поправок в главу II Конституции. Это также относится не только к конституции, но и ко всему текущему законодательству;

В-третьих, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, никогда не сможет обеспечить собственное достоинство, свои права и свободы. Иначе говоря, личностная ценность права неотделима от его нравственной ценности;

В-четвертых, свобода личности обеспечивается и четким закреплением компетенции или правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Юридическая урегулированность их деятельности позволяет гражданам требовать защиты нарушенного права, его восстановления. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права, в том числе за счет повышения эффективности реализации судебной защиты.

В газете вы прочитали, что такой-то начальник-бюрократ нарушил права ветерана. По телевизору увидели и услышали, что в какой-то стране грубо нарушаются права человека. А учитель в школе говорит ученикам, что они не выполняют обязанности ученика, опаздывая на урок. Что такое права, свободы, обязанности гражданина? Прежде всего определимся, что понимать под правами и свободами. Права человека это нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие человеку возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно право).

Всегда ли они были присущи человеку? Обратимся к истории.

Каждый народ имел свое представление о правах и свободах. В древних Афинах их имел только свободный житель города, ни рабы, ни варвары (т.е. другие народы) не считались людьми, с ними обращались как с животными. Древние римляне считали раба лишь "говорящей машиной". Чернокожие рабы Северной Америки также были лишены правового статуса "человек". Крепостные крестьяне России вплоть до 1861 года, т.е. до отмены крепостного права, могли жить только по барской воле, находились от него в личной зависимости.

Словом, права и свободы на протяжении длительного времени были привилегией лишь части населения. Прошли века, прежде чем в современном правовом государстве было достигнуто разумное соотношение между правами, свободами человека и его обязанностями, с одной стороны, а с другой — государственными и общественными интересами.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Эти права и свободы иногда называют естественными, так как они даны человеку от рождения независимо от того, записаны они в законе или нет, и не зависят от воли и желания государства. Они как бы определены самой природой человека, без них он не может существовать как полноценная личность. Права и свободы принадлежат каждому жителю России не потому, что они дарованы ему парламентом или президентом, а в силу того, что он родился на свет и живет в России. Основные права, свободы и обязанности неотъемлемы (неотчуждаемы) от личности и, следовательно, нерушимы. Требование нерушимости одинаково обязательно и для государства, и для человека. Провозглашая естественный характер основных прав, свобод и обязанностей, государство тем самым признает независимость и самостоятельность личности, суверенитет в отношениях с ней, обязуется признавать их и оберегать всеми имеющимися средствами.

Основные права и свободы человека и гражданина — это такие объективно сложившиеся в результате развития человечества элементарные, наиболее важные блага и условия безопасного, свободного существования личности в обществе и государстве, которые государство обязано признать, соблюдать и защищать в порядке, установленном Конституцией. Это наиболее важные отношения между человеком, обществом и государством.

Правовое положение людей определяется нормами всех отраслей права, характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей. Однако их соотношение не одинаково для всех жителей России. Ущемлены интересы каких-то групп людей? Нет! Чтобы было более понятно, давайте рассмотрим с вами понятие гражданства, именно с ним закон связывает соотношение объемов прав, свобод и обязанностей.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Только они могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, занимать определенные должности в государственном аппарате, нести обязанность по защите Отечества и т. д. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за пределами страны.

Гражданство означает не только формальную принадлежность к государству, но и участие в его делах. Именно для этого гражданин наделяется большим объемом прав, свобод, обязанностей, чем просто житель данной территории.

Теперь можно сделать следующий вывод: права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории России, они не связаны с волей и желанием государства. Права гражданина зависят от государства, производны от принадлежности лица к тому или иному государству.

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации и во втором разделе Конституции Республики Татарстан. Там нашли отражение важнейшие принципы, определяющие статус личности. К ним относятся:

Принципы правового положения личности в Российской Федерации и Республике Татарстан:

  • Человек, его права и свободы — высшая ценность государства и общества
  • Неотчуждаемость основных прав и свобод и принадлежность их каждому человеку от рождения
  • Уважение прав и свобод других людей
  • Гарантированность всех прав и свобод
  • Непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина
  • Юридическое равенство


Основные права, свободы и обязанности являются непосредственно действующими. Непосредственность действия основных прав и свобод означает, что именно они, а не общественные или государственные интересы, должны определять смысл деятельности всех государственных органов, и в первую очередь органов правосудия. Это означает, что если при рассмотрении конкретного дела, связанного с нарушением прав и свобод личности, будет отсутствовать необходимый правовой акт или этот акт противоречит статье Конституции, то суд или другой орган, рассматривающий дело, обязан принять решение, прямо сославшись на конституционную норму; защищающую права личности.

Принцип юридического равенства означает, что все равны перед законом и судом и обладают равными правами независимо от каких-либо социальных, имущественных, региональных и иных условий и обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ, ст. 20 Конституции РТ).

Принцип гарантированности прав и свобод означает обеспеченность их реализации и защиты общесоциальными условиями, а также специальными юридическими средствами. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан закрепляют общие юридические условия, средства и способы обеспечения прав и свобод, которые охраняют граждан от незаконных действий со стороны государственных органов и должностных лиц. Они позволяют людям реализовывать свои права и свободы. Прежде всего — это демократический, правовой и социальный характер российского государства, построение государственного аппарата по принципу разделения властей, реализация принципа свободы экономической деятельности при равенстве всех форм собственности. Кроме того наличие специальных органов, наблюдающих за конституционной законностью и соблюдением прав и свобод, а также деятельность всей судебной системы и других правоохранительных органов.

Права и свободы человека и гражданина условно подразделяются на пять групп.

Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина:

  • Гражданские права и свободы граждан
  • Политические права и свободы
  • Экономические права и свободы
  • Социальные права
  • Культурные права и свободы


Каждая группа прав и свобод охватывает определенную сферу жизнедеятельности человека, отражает многообразие экономических, социальных и культурных отношений, в которые может вступать каждый человек. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан скорректировали их содержание и объем в соответствии с международными стандартами в области прав человека и изменили их место в системе основных прав и свобод человека и гражданина.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государствогарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправныи имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган – Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Право человека на жизнь

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. [1] . В Россиисуществование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации [2] .

Личные права находятся на первом месте и возглавляют всю систему прав и свобод человека и гражданина.Конституция России закрепила систему личных (гражданских) прав в полном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). Главное назначение и сущностная характеристика этих прав заключается в том, чтобы обеспечить личную свободу, независимость и самостоятельность человека. Личные права и свободы индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь. С их помощью гарантируются индивидуальные свободы человека, т.е. возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственно-этических, религиозных и других отношений. Что интересовало студентов на этом занятии?

Можно ли защитить жизнь человека во время войны?
Смертная казнь – быть или не быть?
Есть ли права у зачатого существа – будущего человека?
Стоит ли возвращать к жизни человека, который сознательно идет на самоубийство?
Оправдано ли оказание дорогостоящей помощи безнадежно больному человеку?

Отвечая на поставленные вопросы, специалисты опирались на ст. 20 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жизнь. Но это право ограничено уголовно-правовым аспектом – условиями применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Однако любое право находится в зависимости от уровня развития экономики и правовой культуры общества. Провозглашая человека высшей ценностью, государство может только защищать жизнь как благо, благодаря которому все остальные права для данного человека существуют как самостоятельная ценность.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она демонстрирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность.

Защита человека, его прав и свобод является обязанностью государства.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако, для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободу других людей, никогда не сможет обеспечить собственные достоинство, права и свободы.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность , исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина , отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует , соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления.

Человек - это материальный носитель личности и личность выражает его общественные свойства. Человек как личность, т.е. в социальном плане, существует только во взаимоотношениях с другими членами общества. В процессе становления человека личностью большое значение имеют его права и свободы, закрепленные законодательством.

Что касается понятия - гражданин, то оно является свидетельством принадлежности лица к определенному государству, политико-правовым выражением взаимоотношений человека и государства, отношением личности к государству и праву, к власти и закону, к политической деятельности.

Говоря о соотношении понятий человек и гражданин, необходимо отметить, что понятие человек является родовым, обобщающим понятием не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан, лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, беженцев. В условиях своего государства понятие человек, личность, гражданин совпадают, ибо одни и те же лица выступают во всех этих качествах, имеют общий государственно-правовой статус.

Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, т.е. государственно-организованного общества, он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству. У него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

В чем же проявляется ценность права? Ценность права - это свойство, обуславливающее его значимость для удовлетворения интересов и потребностей общества и личности. Право, как и все другие социальные регуляторы, предстает перед личностью в виде системы норм, требований, определяющих ее способность ориентироваться в окружающем мире и выбирать социально оправданные варианты поведения. Системой правовых норм очерчивается пространство свободы, в котором осуществляется самоопределение личности. Границы и объем свободы закреплены государством в системе нормативных правовых актов. Таким специфическим способом государство выражает в нормах права меру свободы личности и общества в целом.

Личность, обретая формальную свободу, может в этих границах выбирать нужный вариант поведения, а также рассчитывать на определенные действия других лиц и государственных органов. Поэтому система норм не только очерчивает сферу свободного поведения самой личности, но и ограждает эту сферу от чьих бы то ни было посягательств. В этом случае право противостоит беззаконию и произволу, в чем проявляется один из важнейших аспектов его социальной ценности. Таким образом, право очерчивает те границы, в пределах которых личность обладает свободой, возможностью совершать действия, отвечающие ее интересам.

Характеристика права как меры, как границы свободы действий всех участников общественных отношений раскрывает его общие ценностные свойства. Такая характеристика может разворачиваться и конкретизироваться в различных аспектах. Один из таких аспектов определен Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым провозглашает свое понимание взаимоотношений государства и личности, ставит на передний план именно личность.

Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью.

Установленные в статье 2 Конституции принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат надежной предпосылкой к решению всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Поэтому для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод характерна тесная связь с признанием человека высшей ценностью.

Что характерно для связи между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в главе II Конституции Российской Федерации?

Во-первых, эта связь состоит в том, что если статья 2 Конституции, определяющая общий принцип взаимоотношений человека и гражданина с точки зрения (с позиции) возможного нарушения прав и человека и гражданина, имеет в виду лишь объект защиты, то статьи главы II Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина сформулированы уже более субъективно и представляют собой определенный элемент конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к конкретной сфере жизни или определенной ситуации;

Во-вторых, принцип признания прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод, но и на всю деятельность государства. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за установленные им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках в интересах человека оно приобретает те черты, которые характеризуют его в качестве конституционного государства. Это также относится не только к конституции, но и ко всему текущему законодательству;

В-третьих, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, никогда не сможет обеспечить собственное достоинство, свои права и свободы.

В-четвертых, свобода личности обеспечивается и четким закреплением компетенции или правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Юридическая урегулированность их деятельности позволяет гражданам требовать защиты нарушенного права, его восстановления. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права, в том числе за счет повышения эффективности реализации судебной защиты.

В основу действующей российской Конституции положена доктрина естественного происхождения прав и свобод человека. Гражданин Российской Федерации получает свои права в силу рождения, а не потому, что они дарованы государством. Из этого следует, что в отличие от прежних времен государство не может лишить прав своих граждан, в том числе не может лишить гражданства (тогда как в СССР подобная практика существовала повсеместно).

При этом неотчуждаемость основных прав и свобод означает, что они составляют минимальную неотъемлемую свободу и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, является опасным для свободы, делает власть деспотической. Конституционность Российского государства предполагает, что государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека. Естественные и неотчуждаемые права и свободы – это безусловные притязания на свободную самореализацию индивида в обществе и государстве137.

Если в конституциях авторитарных режимов приоритет в отношениях государства и общества был отдан государству, которое на практике стремилось к бесконечному распространению контроля над жизнью общества, вплоть до контроля над каждой личностью, то в демократических конституциях на первом месте стоят интересы общества и человека, а государство является инструментом общественного управления и обеспечения гарантий прав и свобод граждан.

Как отмечает Б.С. Эбзеев, отечественная конституционная реформа конца 1980-х – начала 1990-х годов была призвана прежде всего юридически высвободить общество из-под диктата государства. При этом было необходимо не только конституционно закрепить, но и обеспечить реальный приоритет гражданского общества и определить формы его самоуправления139.

Однако борьба с диктатом КПСС и административно-бюрократическим стилем управления, объективно необходимая для выживания страны в условиях масштабного социально-экономического кризиса, привела к непредвиденному результату – слабеющая партийная бюрократия попыталась воспользоваться механизмами государственного принуждения для того, чтобы сохранить систему в неизменности, но попытка государственного переворота, предпринятая ГКЧП, стала катализатором мгновенного распада СССР. Россия также была затронута последствиями этого распада, поэтому многие проблемы, связанные с качеством и эффективностью реформ 1990-х годов, в основе своей имеют объективную слабость государственных институтов того времени, поскольку систему государства приходилось выстраивать и укреплять непосредственно в процессе работы по реформированию экономики и общественных отношений.

Как отмечал Ф. Фукуяма, одной демократии для создания эффективного государства, способного осуществить необходимые социально-экономические трансформации, абсолютно недостаточно. Если в наличии нет эффективных институтов, работоспособной политической системы и необходимого набора базовых общественных ценностей, то результатом самых демократических выборов становится возникновение формально легитимных, но абсолютно бесполезных структур145.

В юридическом оформлении конституционных и иных прав граждан важную роль играет международное сообщество народов в лице их государств, выработавшее общепризнанные принципы и нормы международного права, действующие в России в соответствии с ее Конституцией. Как отмечает В.А. Четвернин, в области прав человека сложилась и действует система международных соглашений и механизмов контроля за их исполнением. Важнейшими для доктрины и практики прав человека в России являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., другие пакты о правах человека и особенно Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В силу положений ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ это позволяет воспринимать содержание Конституции с позиции международных стандартов права в области прав человека146.

Читайте также: