Чего нужно опасаться в общении с незнакомыми людьми правовой всеобуч

Обновлено: 07.07.2024

Использование сказок в воспитании безопасного поведения детей

с незнакомыми людьми.

В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

Поэтому, педагогам и родителям необходимо чаще использовать в своей работе по воспитанию у детей навыков безопасного поведения с незнакомыми людьми сказки.

И не просто их читать, а обсуждать!

Беседы, обыгрывание ситуаций на тему

На улице дети могут оказаться в неожиданной ситуации, оттого как они отреагируют на неё, будет зависеть их здоровье, психическое и физическое состояние.

Знание правил поведения на улице помогут найти выход из созданного затруднительного положения, а научить этому детей можем только мы - взрослые, родители.

Расскажите и обсудите с детьми каждую возможную ситуацию насильственных действий незнакомого взрослого:

- незнакомый взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей, и действует по их просьбе (мама просила привести тебя к ней, пойдём со мной к маме, я тебя отведу к ней);

- незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;

- незнакомый взрослый угощает ребёнка конфетой, мороженым.

Спросите у ребёнка, если случится такая ситуация как ты поступишь:

- позовёшь друга с собой, посмотреть то, что хочет показать незнакомец;

- пойдёшь смотреть один;

В процессе обсуждения объясните, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребёнок один или в компании сверстников, но без взрослых.

Опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает пойти куда-то (в кино, парк на карусели), обещает показать или подарить интересную игрушку, угостить мороженым, не верить даже в том случае, если чужой человек представляется знакомым родителей, говорит, что отведёт его к маме (папе, бабушке), которая его ждёт.

Выучите с детьми правила поведения в опасной ситуации:

- не разговаривай с незнакомым человеком, не отвечай на его вопросы;

- не соглашайся никуда идти с чужими, как бы они не уговаривали и что бы не предлагали;

- не садись к незнакомцу в машину, ни под каким предлогом;

- не гуляй один в безлюдных местах;

- не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями (работает вместе, мама поручила тебя отвести домой), или предлагает что-то купить или подарить;

- не гуляй с наступлением темноты;

Ребенок, скажем, мило беседует с благообразной пожилой женщиной. Она еще и конфетами его угостит. Зачем прерывать разговор? Пусть ребенок познает мир в присутствии родителей!

Спокойное поведение родителей лишь укрепляет его в мысли, что общение с приятно выглядящими взрослыми не опасно.

Поэтому необходимо объяснить родителям, что необычайно важно внушить ребенку мысль о том, что незнакомые люди не должны вести длительных бесед с ребенком. Они также не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается – это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест.

Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться.

Как же научить ребенка распознавать адекватное и неадекватное поведение?
Только в процессе деятельности по развитию этих навыков. Например, мимо мамы и ребенка проходит улыбающийся мужчина.

Возможен такой диалог:

Мужчина: – Здравствуй, девочка!

Девочка: – Здравствуйте!

Мужчина: – А как тебя зовут?

Мужчина протягивает руку, чтобы погладить малышку по голове.

Девочка. – Юля!

Мама. – Извините, пожалуйста, нам нужно идти.

Мама, не давая дотронуться до ребенка, собирается уходить.

Девочка: – Но я хочу поговорить с добрым дядечкой!

Мама: – Мы уходим прямо сейчас.

Мужчина: – Не переживайте Вы так! У меня у самого таких две дочки.
Малышка, хочешь с ними познакомиться?

Девочка: – Конечно, хочу!

Мама: – Извините, но мы учим дочку правильному поведению с чужими.
И сейчас мы уходим.

Мама крепко берет девочку за руку и уводит от дружелюбного мужчины.

Давайте разберем эту ситуацию.

В последующей беседе мама, скорее всего, будет терпеливо и доброжелательно объяснять дочке правила безопасного поведения. Если беседа пойдет успешно, девочка сама себя пожурит за то, что сразу назвала свое имя.

Что в результате?

  1. Девочка получила от мамы пример вежливого, но последовательного и безопасного поведения с незнакомыми людьми и еще раз усвоила, что здороваться можно, а вот рассказывать о себе ничего нельзя. Она также еще раз усвоила, что нельзя позволять незнакомым людям касаться себя.
  2. Малышка на практике убедилась в том, что нарушение установленных в семье правил безопасности не допускается ни в коем случае.
  3. Мама на практике показала дочке, что та всегда может рассчитывать на мамину защиту и поддержку. Для этого молодой женщине пришлось пойти на некоторый дискомфорт и отказать в общении внешне весьма приличному незнакомому человеку.
  4. Мужчина позже подойдет к маме, извинится за свое настырное поведение, представится и предложит познакомить их дочек. Женщина, убедившись, что человек перед ней действительно достойный, позволит дочке познакомиться со сверстницами, а через какое-то время даже будет разрешать ей гулять с подружками под присмотром их бдительного папы.

Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!

дети и незнакомые люди

Психология детства

Родители всегда стремятся обезопасить своих малышей от недоброжелателей, защитить их от опасностей мира. Ведь дети – существа очень нежные, доверчивые и наивные. Они могут не заметить зло за маской приветливого незнакомца и с удовольствием пойти с ним на контакт. Но родители не могут быть постоянно рядом с ребенком и оберегать его. Поэтому малышу очень важно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми, чтобы не попадаться на их хитрые и опасные уловки. Вместе с тем ребенок не должен бояться каждого прохожего и жить в страхе, что его могут похитить, ограбить, обидеть и причинить ему боль. Тем самым родителям нужно воспитывать у малыша четкое понимание правил обеспечения собственной безопасности, но не уничтожать в его душе доверие к окружающему миру и ощущение комфорта и спокойствия.

Так почему же дети верят незнакомцам?

Правила поведения с незнакомыми людьми на улице

Дети часто гуляют во дворе, ходят в школу, в магазин без сопровождения родителей. И здесь очень важно донести до ребенка, что он должен быть всегда на связи с мамой или папой. В любой непонятной ситуации ему нужно первым делом позвонить родителям и спросить, как действовать дальше. Родители должны знать, где находится малыш в конкретный момент и следить за его передвижениями. Поэтому приучите своего ребенка регулярно отсылать вам СМС, где он, как его дела и чем занимается. Так будет спокойнее вам и безопаснее малышу.

Вот основные правила поведения с незнакомцами на улице, которые родители должны в обязательном порядке донести до детей:

1. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми

Когда к малышу подходит тетя или дядя и начинает знакомиться, ребенок должен вежливо, но четко и ясно ответить, что ему нельзя разговаривать с чужими, и поскорее уйти, желательно к друзьям или в людное место. Любые контакты детей с незнакомыми людьми должны осуществляться строго через родителей или в их присутствии.

2. Нельзя соглашаться на предложения незнакомцев

3. Нельзя говорить личную информацию незнакомцам

4. Возвращаться домой нужно до наступления темноты

Ребенок должен идти по хорошо освещенному пути, там, где много людей, избегая темных скверов, улиц и закоулков. А лучше всего будет, если малыш позвонит родителям и попросит его встретить или довести до дома. А если все-таки чужой человек пытается схватить ребенка или угрожать ему, нужно закричать, чтобы привлечь внимание прохожих к происходящему.

5. Нужно избегать людей, которые выглядят подозрительно

Не стоит подходить к большим компаниям людей, особенно если они распивают спиртные напитки и громко ругаются. Если ребенок заметил, что его начали преследовать, он должен подойти к любому дому и, смотря на окна, позвать своих родителей или родственников. Это собьет с толку преследователя. Но если все же он не перестает идти за малышом, тому нужно выйти на многолюдную местность и позвонить родителям, чтобы они его забрали, и никуда не уходить, пока не прибудут взрослые.

Поведение с незнакомыми людьми в подъезде или в лифте

Вроде бы ребенок находится уже дома, вне уличных опасностей, но все-таки в подъездах и лифтах безопасность не гарантируется. Вместе с малышом в подъезд может зайти человек, не проживающий в этом доме и преследующий отнюдь не благие намерения. А среди соседей также могут найтись подозрительные личности, поэтому ребенок должен быть всегда настороже.

1. Лучше не заходить в лифт с незнакомцами

Пусть ребенок пропустит человека вперед, а сам или дождется следующего лифта, или поднимется по лестнице. Даже если малыш живет на высоком этаже, лестница может стать хорошей отговоркой, чтобы не ехать в лифте с чужим человеком. Поднявшись на второй этаж, ребенок может снова вызвать лифт, дождавшись, когда незнакомец уедет.

2. Быть готовым при малейшем подозрении выйти из лифта

Если все-таки случилось так, что малыш оказался в лифте с незнакомцем, он должен быть внимательным и осторожным. Если человек ведет себя неадекватно и неприемлемо, ребенку лучше сразу нажать на кнопку ближайшего этажа и выйти из лифта. В крайнем случае нужно вызвать диспетчера и попросить о помощи.

3. Не заходить с подъезд с незнакомыми людьми

Если за малышом идет человек, который намеревается тоже зайти в подъезд, ребенок должен пропустить его вперед и подождать на улице. Также малышу не стоит открывать дверь в квартиру и заходить туда, если с ним на лестничной площадке еще кто-то находится. Лучше зайти домой без подозрительных свидетелей.

4. Никогда не открывать дверь незнакомцам!

Ребенок должен четко уяснить, что дом – его крепость, куда никого нельзя впускать без разрешения родителей, особенно если их нет в квартире. Кем бы незнакомцы ни представлялись: полицейскими, сотрудниками газовой службы, соседями снизу, которых затопило. Лучше просто сделать вид, что дома никого нет и игнорировать навязчивые звонки и стуки в дверь. В крайнем случае, когда они не прекращаются, нужно звонить родителям или знакомым соседям. Но не в коем случае нельзя заводить диалог с людьми и говорить об отсутствии родителей дома.

Существует ли безопасное общение с незнакомцами?

Конечно да, ведь не все чужие люди представляют опасность для детей. Напротив, они могут быть отзывчивыми и заботливыми, помочь ребенку, если он, например, потерялся в торговом центре. В этом случае нормальный человек отведет малыша к охране или стойке информации, где работники сообщат об утере ребенка и помогут ему найти родителей. Малыш должен не бояться просить помощи у чужих людей, когда мамы с папой нет рядом.

Дети часто сталкиваются с незнакомцами в повседневной жизни — это продавцы в магазинах, врачи в поликлинике, учителя в школе, коллеги или знакомые родителей. Здесь бояться ребенку нечего, а напротив, следует познакомиться с новыми людьми и пообщаться с ними. Ведь обычно дети стесняются, скромничают и прячутся за родителями. Те, в свою очередь, должны ободрить малыша и не отдалять его от социума.

Итак, со временем ребенок будет лучше ориентироваться в общении с незнакомцами, станет внимательнее и научится видеть потенциально опасные ситуации. А пока малыш еще слишком доверчив, маме и папе нужно четко и ясно объяснить ему правила поведения с чужими людьми и по возможности не оставлять его без присмотра. Но не нужно запугивать ребенка. Главное – дать ему понять, что существуют и добрые, и злые люди, и малышу нужно всегда заботиться о своей безопасности.


Как вести себя с незнакомыми людьми на улице

В минувшую субботу в мире отмечали День памяти пропавших детей. Девятый год 25 мая внимание мировой общественности привлекается к проблеме защищенности детей от похищения, от трудных жизненных ситуаций и от эксплуатации их труда. В нашей стране ежегодно пропадают до двадцати тысяч несовершеннолетних, в связи с чем мы ещё раз хотим поговорить о том, как сделать безопасность нормой поведения.

Безопасность – это культура, которая должна воспитываться родителями не только в детях, но и в себе тоже, ведь личный пример – самое действенное воспитание. Правильно вести себя с незнакомыми людьми на улице – один из аспектов безопасности.

Все мы люди, и контролировать своё чадо 24 часа в сутки физически невозможно, поэтому нужно беседовать с ребёнком и объяснять, как вести себя с незнакомыми людьми, что делать, если его просят о чем-то. Стоит учитывать и то, что очень редко малышей уводят силой: благодаря ловким манипуляциям преступников, дети сами следуют за ними.

Какие темы стоит обсудить с детьми в первую очередь

Кто такой незнакомец?

У маленьких детей формируется определённый образ человека, желающего ему зла, и эти стереотипные представления не имеют ничего общего с действительностью. У преступника не обязательно должны быть недобрые глаза, пугающая внешность и неопрятный вид. Но мы это понимаем лишь с возрастом, а некоторые не понимают никогда. Однако ребёнок должен знать, что незнакомец – это ЛЮБОЙ человек, которого он не знает – мужчина, женщина, ребенок.

Возможные сценарии

Даже будучи взрослыми, мы не всегда понимаем, какая ситуация может угрожать нашим жизни и здоровью. Детям почувствовать это ещё сложнее, поэтому родителям стоит обсуждать ситуации, которые ненормальны в общении с незнакомыми взрослыми. Кто-то предлагает прокатиться на машине? Просит помочь в выборе подарка или говорит, что хочет показать кое-что интересное? Ребенок не должен садиться в чужие машины, идти в чужие дома, а лучше вообще не разговаривать с чужими в ваше отсутствие, ведь обычным взрослым очень редко может что-то понадобиться от маленького ребёнка. Однако здесь важно соблюдать золотую середину: слишком запугивать ребёнка тоже не нужно, иначе он будет шарахаться от каждого встречного.

Имеет смысл говорить о случаях, когда детей насильно тащат в чужую машину, квартиру или любое другое место – при таких обстоятельствах необходимо забыть о приличиях и хорошем воспитании – можно кричать, кусаться, звать на помощь. Также стоит учитывать более тонкие манипуляции, которые может распознать взрослый, но не заметит ребёнок. Например, если ему скажут, что мама в опасности, и ей срочно требуется помощь. Даже если это так, незнакомые люди не станут первым делом обращаться к ребёнку, да и помочь он ничем не сможет.

К кому обращаться?

Ребёнок должен знать, если он в опасности или потерялся или возникли проблемы, то первым делом следует обратиться к полицейским, охранникам торгового центра, продавцу магазина или к любой другой маме с детьми.

Как привлечь внимание других людей и позвать на помощь?

Что дети не должны делать

· знакомиться с посторонними взрослыми на улице, когда родителей нет рядом;

· сообщать незнакомцам свои личные данные (телефон, адрес и т.д.);

· гулять в потенциально опасных местах;

· ходить далеко от дома без сопровождения родных или близких;

· уходить из школы с посторонним человеком, даже если он утверждает, что это – просьба твоих родителей. Если мама и папа об этом не предупреждали, не стоит доверять незнакомцу. Всегда можно позвонить родителям и уточнить;

· садиться в чужую машину к незнакомым людям;

· принимать подарки посторонних и соглашаться идти с ними куда-либо;

· не задерживаться на улице до темноты.

Как вести себя в нестандартных ситуациях

· Если просят показать дорогу, то покажи направление, но не провожай.

· Если предлагают съёмки в фильме, или телепередаче, или участие в конкурсе, не нужно сразу соглашаться. Надо спросить, как ты можешь добраться туда с родителями, попросить контакты организатора.

· Если рядом с тобой останавливается машина, отойди подальше и ни при каких обстоятельствах не садись в неё. Лучше всего даже не вступать в разговор с людьми в салоне.

· Если уж так получилось, что ты идёшь один поздним вечером, попробуй найти попутчиков, лучше всего женщину или пожилых людей. Иди быстро и уверенно: никто не должен знать, что тебе страшно, даже если это так.

· В наземном общественном транспорте помни правило: чем ближе к водителю, тем лучше. На остановке не стоит торопиться, чтобы злоумышленник не узнал, что ты выходишь, и не пошёл следом.

· Избегай пустырей, строек, подвалов, слишком отдалённых мест. Не ходи туда, где не сможешь позвать на помощь.

· Если ты поздно возвращаешься домой, иди в тех местах, где есть автобусные остановки, и там, где хорошее освещение.

· Если прямо по курсу пьяные, шумные, неадекватные или подозрительные личности, лучше изменить маршрут.

· Носи с собой мобильный, чтобы всегда быть на связи с родителями и близкими, иметь возможность сообщить им о своих передвижениях и возможной опасности.

· Ходить в школу и обратно с друзьями – это не только весело, но и гораздо безопаснее, чем в одиночку.

Дети, особенно маленькие, берут пример с родителей. Всегда следуйте правилам, начиная с перехода только по пешеходному переходу и объясняйте, что правила и безопасность неотделимы друг от друга.

Использование сказок в воспитании безопасного поведения детей

с незнакомыми людьми.

В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

Поэтому, педагогам и родителям необходимо чаще использовать в своей работе по воспитанию у детей навыков безопасного поведения с незнакомыми людьми сказки.

И не просто их читать, а обсуждать!

Беседы, обыгрывание ситуаций на тему

На улице дети могут оказаться в неожиданной ситуации, оттого как они отреагируют на неё, будет зависеть их здоровье, психическое и физическое состояние.

Знание правил поведения на улице помогут найти выход из созданного затруднительного положения, а научить этому детей можем только мы - взрослые, родители.

Расскажите и обсудите с детьми каждую возможную ситуацию насильственных действий незнакомого взрослого:

- незнакомый взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей, и действует по их просьбе (мама просила привести тебя к ней, пойдём со мной к маме, я тебя отведу к ней);

- незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;

- незнакомый взрослый угощает ребёнка конфетой, мороженым.

Спросите у ребёнка, если случится такая ситуация как ты поступишь:

- позовёшь друга с собой, посмотреть то, что хочет показать незнакомец;

- пойдёшь смотреть один;

В процессе обсуждения объясните, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребёнок один или в компании сверстников, но без взрослых.

Опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает пойти куда-то (в кино, парк на карусели), обещает показать или подарить интересную игрушку, угостить мороженым, не верить даже в том случае, если чужой человек представляется знакомым родителей, говорит, что отведёт его к маме (папе, бабушке), которая его ждёт.

Выучите с детьми правила поведения в опасной ситуации:

- не разговаривай с незнакомым человеком, не отвечай на его вопросы;

- не соглашайся никуда идти с чужими, как бы они не уговаривали и что бы не предлагали;

- не садись к незнакомцу в машину, ни под каким предлогом;

- не гуляй один в безлюдных местах;

- не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями (работает вместе, мама поручила тебя отвести домой), или предлагает что-то купить или подарить;

- не гуляй с наступлением темноты;

Ребенок, скажем, мило беседует с благообразной пожилой женщиной. Она еще и конфетами его угостит. Зачем прерывать разговор? Пусть ребенок познает мир в присутствии родителей!

Спокойное поведение родителей лишь укрепляет его в мысли, что общение с приятно выглядящими взрослыми не опасно.

Поэтому необходимо объяснить родителям, что необычайно важно внушить ребенку мысль о том, что незнакомые люди не должны вести длительных бесед с ребенком. Они также не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается – это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест.

Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться.

Как же научить ребенка распознавать адекватное и неадекватное поведение?
Только в процессе деятельности по развитию этих навыков. Например, мимо мамы и ребенка проходит улыбающийся мужчина.

Возможен такой диалог:

Мужчина: – Здравствуй, девочка!

Девочка: – Здравствуйте!

Мужчина: – А как тебя зовут?

Мужчина протягивает руку, чтобы погладить малышку по голове.

Девочка. – Юля!

Мама. – Извините, пожалуйста, нам нужно идти.

Мама, не давая дотронуться до ребенка, собирается уходить.

Девочка: – Но я хочу поговорить с добрым дядечкой!

Мама: – Мы уходим прямо сейчас.

Мужчина: – Не переживайте Вы так! У меня у самого таких две дочки.
Малышка, хочешь с ними познакомиться?

Девочка: – Конечно, хочу!

Мама: – Извините, но мы учим дочку правильному поведению с чужими.
И сейчас мы уходим.

Мама крепко берет девочку за руку и уводит от дружелюбного мужчины.

Давайте разберем эту ситуацию.

В последующей беседе мама, скорее всего, будет терпеливо и доброжелательно объяснять дочке правила безопасного поведения. Если беседа пойдет успешно, девочка сама себя пожурит за то, что сразу назвала свое имя.

Что в результате?

  1. Девочка получила от мамы пример вежливого, но последовательного и безопасного поведения с незнакомыми людьми и еще раз усвоила, что здороваться можно, а вот рассказывать о себе ничего нельзя. Она также еще раз усвоила, что нельзя позволять незнакомым людям касаться себя.
  2. Малышка на практике убедилась в том, что нарушение установленных в семье правил безопасности не допускается ни в коем случае.
  3. Мама на практике показала дочке, что та всегда может рассчитывать на мамину защиту и поддержку. Для этого молодой женщине пришлось пойти на некоторый дискомфорт и отказать в общении внешне весьма приличному незнакомому человеку.
  4. Мужчина позже подойдет к маме, извинится за свое настырное поведение, представится и предложит познакомить их дочек. Женщина, убедившись, что человек перед ней действительно достойный, позволит дочке познакомиться со сверстницами, а через какое-то время даже будет разрешать ей гулять с подружками под присмотром их бдительного папы.

Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!

Читайте также: