Частное право охватывает такие отрасли права как гражданское семейное авторское жилищное

Обновлено: 18.06.2024

Понятие публичного и частного права

Однако помимо разделения права на отрасли существует и иная классификация – дихотомичное деление права на частное (jus privatum) и публичное право (jus publicum), известное еще римским юристам. Хотя в те времена основная сфера правового регулирования находилась в области частных отношений, однако в римском праве была обоснована необходимость особого подхода к регулированию публичной сферы, в которой находятся отношения между правящими и управляемыми.

В настоящее время в российской науке общепризнанно, что в правовой системе должны быть нормы, обеспечивающие, как общезначимые интересы (публичное право), так и нормы, регулирующие интересы частных лиц (частное право).

Публичное право — это сфера правового регулирования, где одним из обязательных субъектов правоотношений является государственное лицо, наделенное властными полномочиями.

К отраслям публичного права относятся: уголовное, административное, финансовое, налоговое, таможенное право и т.д.

Частное право — это сфера правового регулирования, где в отношениях участвуют относительно равноправные субъекты.

К отраслям частного права относятся: гражданское, семейное, трудовое, авторское и др.

Основные концепции разграничения публичного и частного права

В юридической науке не возникало споров по поводу выделения частного и публичного права. Однако, критерий для их разграничения всегда был камнем преткновения. В итоге появились всевозможные научные теории, предлагающие различные основания разграничения публичных и частных начал.

Все множество теорий (концепций) разграничения частных и публичных отраслей права можно разделить на два больших блока: материальные и формальные теории.

1. Материальные теории разграничивают публичное и частное право, исходя из со­держания регулируемых отношений:

2. Формальные теории разделения публичного и частного права в качестве критерия разделения отраслей выделяет способ регулирования общественных отношений или особенности построения правоотношений. Существуют три основных направления формальной теории:

В середине XX века появились научные теории, критикующие концепции жесткой дихотомиии частного и публичного права. В юриспруденции преобладающей точкой зрения стала позиция, согласно которой для правильного разграничения публичного и частного права следует применять разные критерии в их совокупности.

Современное развитие частного и публичного права

В современный период развития происходит переосмысление соотношения и разделения публичного и частного права.

Становится общепризнанным, что частное и публичное право имеют существенные отличия, но их не нужно противопоставлять, ведь они тесно связаны и взаимодействуют между собой. Нормами публичного права поддерживается социальный порядок и равновесие между частными интересами и интересами общества и всего государства. Так, реализация норм частных отраслей права невозможна без властных механизмов публичных отраслей права.

Например, присуждение истцу денежного взыскания в споре между двумя частными лицами в порядке гражданского судопроизводства при отсутствии добровольности исполнения со стороны ответчика будет бессмысленно, если отсутствуют публичные (властные) начала исполнительного права.

Взыскание алиментов, лишение родительских прав – это тоже проявление публичных начал в такой частной отрасли российского права, как семейное право.

В России и странах Европы в последнее время активно идет процесс конвергенции частного и публичного права: элементы частного права проникают в сферу публичного права, и наоборот.

В то же время, теоретические исследования относительно определения грани, разделяющей частные и публичные начала, крайне необходимы, поскольку это имеет важное практическое значение.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

1. Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть названы следующие социальные условия, сложившиеся с распадом СССР:

дискредитация старой системы ценностей в глазах молодежи

новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не внедрились в массовое сознание

Названы два условия

Названо одно условие

2. На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ может отражать следующие последствия:

- межнациональные конфликты ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты;

-межнациональные конфликты воздействуют на общество и молодых людей, подпитывая в них агрессию;

-насилие становится фактом общественного сознания (подозрительность, страх и т.п.)

- ситуация в обществе становится трудноуправляемой, непредсказуемой

Названы три последствия

Названы два последствия

Названо одно последствие ИЛИ ответ неправильный

3.Авторы обращают внимание на конфликты как на одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональным отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знания курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе могут быть приведены следующие примеры: сотрудничество (совместная работа) представителей разных народов России в решении важных социальных проблем; межнациональное общение в быту, повседневной жизни. Трудовой деятельности, основанное на взаимном уважении; развитие и взаимное влияние национальных культур; рост числа межнациональных браков.

Могут быть приведены иные имеющие основания примеры

Приведены три примера

Приведены два примера

Приведен один пример

4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе могут быть сформулированы следующие принципы:

2) интерес к национальным ценностям других народов;

3) поиск оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества;

4) отказ от националистических и сепаратистских идей;

5) отказ воспринимать непроверенную негативную, порой клеветническую информацию о другом народе

6) отказ от методов насилия и угроз

Правильно сформулированы три принципа

Правильно сформулированы два принципа

Правильно сформулирован один принцип

Школьная олимпиада по обществознанию 10 класс

Часть А. Тестовые задания (выбор ответа, краткий ответ № 1-15). (Время выполнения 25 минут)

1. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

ценность личности, её прав и свобод

значимость религиозных институтов

стремление к прогрессу во всех сферах

распространение массовой культуры

2. Подготовка реформы здравоохранения министром Зурабовым, сущность которой заключается в отказе от практики врачей-пед иатров и их переквалификации во врачей общего профиля относится к сфере общества:

3 . Формой чувственного познания является:

4. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? Критерием истинности знания является (ются):

А. Простота, ясность и непротиворечивость знания.

Б. Соответствие знания общепринятым представлениям.

верны оба суждения

оба суждения неверны

5. Какая из перечисленных наук изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов?

6. Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд достижений культуры, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

о сохранении самобытности

о возрождении традиций

о национальной изоляции

о взаимном обогащении

7. Процесс гуманизации образования предполагает:

соблюдение устава школы

обязательное основное образование

учет потребностей и интересов учащихся

обучение в две смены

8. Социальная норма, выражающая представления о добре и зле,
справедливости и несправедливости, реализация которой
обеспечивается внутренним убеждением людей, есть норма:
1) религиозная

9. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные для производителей. Для какой экономической системы это характерно?

10. Какая ценная бумага олицетворяет корпоративную форму собственности?

11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночного механизма в экономике позволяет людям сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях.

Б. Механизм рыночной экономики дает право каждому действовать согласно собственной выгоде, но при этом способствовать росту благосостояния всех.

верны оба суждения

оба суждения неверны

12. Политическая партия ЛДПР ставит своей целью содействовать созданию в нашей стране социального государства с высокоразвитой социально ориентированной экономикой. Это проявление признака партии:

1) активное участие в борьбе за высшую власть в государстве,

2) наличие политической программы,

3) наличие партийного устава,

4) наличие руководящих органы партии.

13 . Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к

видам юридической ответственности

14. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

Государственная Дума РФ

15. Верны ли следующие суждения о частном и публичном праве?

А. Частное и публичное право четко разделены и не взаимодействуют друг с другом.

Б. Частное право охватывает такие отрасли права, как гражданское право, семейное, авторское, жилищное.

верны оба суждения

оба суждения неверны

Часть В. Задания с кратким ответом. (Время выполнения 15 минут).

Задание 1. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первых позиции должны представлять выражение форм частной собственности, три последующие – государственной. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.

Вооруженные силы страны

Приватизированная гражданином квартира

Имущество дипломатических представительств страны за рубежом

Похожие документы:

Школьная олимпиада по обществознанию. 11 класс

Школьная олимпиада по обществознанию. 11 класс. Время на выполнение заданий . классов в научной литературе было дано __________: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по . Снижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо .

Школьная олимпиада по обществознанию. 10 класс

Школьная олимпиада по обществознанию. 10 класс. Время на выполнение заданий – 100 . и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. . субъектов Федерации. В него входят по два представителя от законодательных органов .

Школьный этап олимпиады по обществознанию. 6 класс (1)

. и самостоятельности. Итого: 28 баллов. Школьный этап олимпиады по обществознанию. 7 класс. (время выполнения 45 минут) Ф.И.О. учащегося . за каждое слово Итого: 39 Школьная олимпиада по обществознанию. 9 класс. (работа рассчитана на 60 минут .

Заочный тур школьной олимпиады по обществознанию 9 класс

Школьная олимпиада по обществознанию

Школьная олимпиада по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10, 11 КЛАСС 2010-2011 . сверлильный станок, 3) семья, школьный класс, бригада, 4) парламент, Федеральное . (Б.П.Вышеславцев). Ответы к заданиям школьной олимпиады по обществознанию 2009 год 10 класс I вариант 1 – 2 .

Читайте также: