Бюджетная ответственность как вид финансово правовой ответственности

Обновлено: 04.07.2024

Финансово-правовая ответственность — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим:

1) норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, – нормативное основание;

2) правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт – фактическое основание;

3) правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, – конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены целями, ради которых она осуществляется. Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:

карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

правовосстановительная (компенсационная), цель которой – восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;

предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция);

воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;

охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;

регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того чтобы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достигнуты цели ответственности, она должна осуществляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения.

Принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей.

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Признаки финансово-правовой ответственности.

Второй признак. Ответственность наступает только за совершенное финансовое правонарушение. Именно нарушение финансового законодательства является единственным основанием для финансово-правовой ответственности. По своей природе юридическая ответственность является негативной реакцией общества и государства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от нарушений. Государственное принуждение может применяться к субъектам и вне связи с правонарушением, но это не будут меры ответственности.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда предполагает определенные лишения, неприятности для правонарушителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный характер лишений предполагает, что правонарушитель испытывает неприятности лично (лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо, лишение свободы). Организационный характер лишений проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт в связи с изменением своего статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Лишения имущественного порядка связаны с лишением определенных имущественных, материальных средств (штраф, возмещение имущественного вреда, взыскание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуществляется государством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особенности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю – не результат субъективистского решения правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе диспозиции правовой нормы. Однако юридическая ответственность – всегда реализация санкций.

Исходя из внутриотраслевых норм, предусматривающих ответственность за финансовые правонарушения, финансово-правовую ответственность можно классифицировать по следующим видам: административная, налоговая, бюджетная, материальная, дисциплинарная, уголовная.

Особенность финансово-правовой ответственности заключается в том, что она имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных образований, механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (материального) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию).

Юридическая ответственность как одна из правовых форм государственного принуждения. Правонарушение в сфере финансов — совершенное субъектом финансового права противоправное деяние, за которое законодательством предусмотрено определенное наказание.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.04.2016
Размер файла 13,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие финансово - правовой ответственности

Государство регулирует финансовые отношения посредством создания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для государственной деятельности, а потому наличие противоправных деяний со стороны субъектов права (налогоплательщиков, участников бюджетного процесса, участника валютно-финансовых операций и т. д.), послужило основанием для появления такого института как финансово - правовая ответственность.

В настоящее время финансово-правовая ответственность активно изучается, но общего определения финансово - правовой ответственности, ее элементов так до конца и не выработано, нет четкого закрепления в нормативных документах определения всех видов финансовой ответственности. Как правило, в нормативных источниках выделяют только налоговую и бюджетную ответственность.

В силу того, что финансовая ответственность является подвидом юридической ответственности, то представляется целесообразным рассмотреть и данное явление.

Юридическая ответственность -- это важнейший институт любой правовой системы, один из главных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. Юридическая ответственность является одной из правовых форм государственного принуждения. Для юридической ответственности требуется наличие трех оснований: фактического, нормативного и процессуального. Правовое основание характеризует обязательное закрепление положений о юридической ответственности в нормативных актах. Правовое основание является важнейшим и первым поскольку, отсутствие состава правонарушения, установленного нормативным актом, действующим в момент совершения противоправного деяния, исключает юридическую ответственность. Фактическое основание -- само правонарушение, т. е. совершенное противоправное деяние, являясь фактическим основанием, которое приводит в движение всю структуру юридической ответственности. Процессуальным основанием признается акт судебного или административного органа применения юридической ответственности.

Таким образом, юридическая ответственность -- это мера государственного принуждения, закрепленная в норме права, обладающая охранительной функцией, возникающая как реакция на совершение противоправного деяния, наряду с применением мер пресечения и правовосстановительных мер.

Термин "финансовая ответственность" впервые появился в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Но при этом на сегодняшний день до сих пор на законодательном уровне нет определения понятия финансовой ответственности. Тем не менее, данный вопрос был обстоятельно исследован многими авторами и в целом, можно сказать, что рассматривается он примерно одинаково. Например, С.Е. Батыров определяет финансово - правовую ответственность как правоотношение, возникающее из нарушения установленных законодательством финансовых обязательств, выражающееся в применении к правонарушителю мер финансово - правового характера, влекущих наступление невыгодных имущественных последствий вследствие отрицательной оценки государством его противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается возможностью государственного принуждения. А.А. Мусаткина считает, что финансово-правовая ответственность является юридической обязанностью субъектов финансовых правоотношений по соблюдению предписаний норм финансового законодательства, реализующуюся в правомерном поведении, а в случае совершения финансового правонарушения -- обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера. Н.В. Сердюкова в своем исследовании сформулировала признаки финансово - правовой ответственности. Она пишет, что данная категория установлена нормами финансового права, возникает за особое финансовое правонарушение, обеспечивается специфическими мерами государственного принуждения, связана с применением санкций финансово - правовых норм, выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя, реализуется в соответствующей постепенно зарождаемой процессуальной форме, реализует охранительные нормы финансового правоотношения, применяется уполномоченными на то субъектами.

2. Виды финансово - правовой ответственности

финансовый правовой ответственность правонарушение

Фактическим основанием финансово - правовой ответственности выступает финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлена главой 16 НК РФ.

Ввиду отсутствия законодательного определения в юридической литературе существует множество точек зрения относительно определения понятия налоговой ответственности. В частности, А.А. Мусаткина указывает, что В. Соловьев понимает под налоговой ответственностью применение карательных и правовосстановительных санкций; М.А. Кан рассматривает налоговую ответственность как применение санкций; М.В. Карасева пишет, что налоговая ответственность - это применение налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений уполномоченными органами к правонарушителям (налогоплательщикам и иным лицам); по мнению А.А. Николаева, налоговая ответственность - это применение в установленном порядке налоговых санкций за виновное совершение налогового правонарушения. При этом, следует сказать, что однозначного восприятия такого явления, как ответственность за совершение налоговых правонарушений, в современной научной литературе не выработано. Одни авторы настаивают на его самостоятельности, другие относят его к разновидности финансовой, административной или уголовной ответственности.

Так, например, A.A. Гогин считает налоговую ответственность самостоятельным видом юридической ответственности, содержащим в себе два аспекта: позитивный, имеющий постоянный, созидательный характер, играющий главенствующую роль и свойственный большинству субъектов налоговых правоотношений; и негативный, представляющий собой временное явление, которое возникает вследствие нарушений требований правовых норм. И напротив, С.Г. Пепеляев считает, что налоговую ответственность можно рассматривать только как комплексный институт, объединяющий нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений. Однако большинство ученых относят ответственность, установленную нормами Налогового кодекса Российской Федерации, к административной ответственности. Данная позиция основывается на следующих аргументах:

Вместе с тем, отдельного внимания требует исследование позиций ученых, выступающих за выделение ответственности за налоговые правонарушения в самостоятельный правовой институт финансового права, существующий не внутри, а наряду с административной ответственностью. Аргументируется данная позиция, в - первых, тем, что в соответствии с п.1 ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Таким образом, законодателем установлен источник правового регулирования института ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде НК РФ. Ответственность же за административно наказуемое правонарушение законодательства о налогах и сборах регулируется КоАП РФ, который предусматривает возможности установления мер административной ответственности в иных федеральных нормативно - правовых актах. Административная ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в настоящее время устанавливается гл. 15 КоАП РФ. Представляется возможным согласиться с И.И. Кучеровым, полагающим, что в зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании ответственности, она может рассматриваться как разновидность финансовой, административной и уголовной ответственности.

Таким образом, подводя итог, следует сделать вывод, что налоговая (как разновидность финансовой) и административная ответственность - это два самостоятельных вида юридической ответственности. Налоговая ответственность выражается в применении к субъекту налоговых правоотношений, виновному в совершении налогового правонарушения, мер, предусмотренных действующим законодательством в порядке, определенном законом, с целью наказания и принуждения к исполнению обязанностей.

Согласно ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение, которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, проанализировав определение данное законодателем, можно сформулировать более краткое. Итак, под нарушением бюджетного законодательства РФ следует понимать ответную реакцию государства на совершенное правонарушение и применение мер государственного принуждения к виновному лицу.

В главе 30 БК РФ закреплена ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Рассматриваемая нами глава содержит пять видов бюджетных нарушений:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;

- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;

- нарушение условий предоставления бюджетного кредита;

- нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Перечисленные положения БК РФ являются новеллой российского законодательства, поскольку были впервые закреплены Федеральным законом РФ № 252-ФЗ от 23 июля 2013 г. Однако, большинство норм ответственности за нарушение бюджетного законодательства, содержащихся в БК РФ носят отсылочный характер к другим отраслям права: административному, финансовому и уголовному праву. Принимая во внимание последнее обстоятельство, а также принимая во внимание дискуссионность конкретного понимания института бюджетной ответственности, представляется аргументированным мнение Сердюковой Н.В., которая считает, что если ориентироваться на БК РФ, то ответственность за бюджетно - правовые нарушения предстает как совокупность различных видов ответственности: финансово-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой. Исследователь пишет, что это связано с тем, что, в соответствии с положениями БК РФ, нормы об ответственности за некоторые виды бюджетных правонарушений в области бюджетных отношений включены в КоАП, а за бюджетные преступления -- в УК РФ.

Пономарева К.А. предлагает следующее определение бюджетной ответственности: бюджетная ответственность - это юридическая обязанность субъектов бюджетных правоотношений по соблюдению предписаний норм бюджетного законодательства, реализующаяся в правомерном поведении, а в случае совершения бюджетного правонарушения - это обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или неимущественного характера. Таким образом, в данном определении можно выделить и позитивный и негативный аспект ответственности.

В русле споров о месте бюджетно-правовой ответственности в общей системе юридической ответственности между учеными также нет единого понимания в части отнесения мер принуждения, предусмотренных БК РФ, к традиционным мерам юридической ответственности.

Положения БК РФ устанавливают следующие бюджетные меры принуждения:

- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;

- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;

- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных;

- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Таким образом, законодатель наряду с мерами бюджетно-правовой ответственности выделяет и иные меры бюджетно-правового принуждения.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что бюджетно-правовая ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого бюджетно-правовыми нормами. Исходя из этого, можно вывести основные признаки бюджетно - правовой ответственности как отраслевого вида юридической ответственности. В - первых, бюджетно - правовая ответственность урегулирована нормами бюджетного права; во - вторых, бюджетно - правовая ответственность это обязанность претерпеть меры бюджетно - правового принуждения; в - третьих, бюджетно-правовая ответственность -- это обязанность претерпеть меры бюджетно-правового принуждения за совершенное бюджетное нарушение, легальное определение которого, зафиксировано в статье 306.1. БК РФ.

Подобные документы

Правонарушение как виновное противоправное деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершенное праводееспособным лицом. Преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

презентация [32,9 K], добавлен 17.09.2015

Изучение понятия, признаков, видов и состава правонарушений; причины и условия их совершения. Ознакомление с принципами и функциями юридической и гражданско-правовой ответственности. Рассмотрение правовых форм осуществления государственного принуждения.

курсовая работа [49,5 K], добавлен 30.09.2014

Правонарушение как основание юридической ответственности, ее понятие и признаки. Принципы, цели и функции юридической ответственности, ее отличие от других видов социального и государственного принуждения. Юридическая ответственность в теории права.

курсовая работа [43,3 K], добавлен 12.01.2011

Место, роль и виды социальной ответственности в общественной жизни. Понятие, признаки, функции и принципы юридической ответственности, правонарушение как ее основание. Виды правового государственного принуждения: меры защиты, пресечения, профилактически.

курсовая работа [95,9 K], добавлен 30.04.2017

Юридическая ответственность как мера государственного принуждения, реакция на совершенное правонарушение, а также - осуждение и установление для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде ограничений (лишений) личного или имущественного порядка.

Для того, чтобы применить бюджетно-правовую ответственность, необходимо иметь соответствующие основания. Ответственность в бюджетно-правовой сфере может наступить из-за того, что не исполняется (либо некорректно исполняется) порядок составления и рассмотрения проектов бюджета, утверждения бюджета и контролирование его исполнения, установленные бюджетными законодательствами. На основании этого можно сказать, что причиной привлечения субъектов к бюджетно-правовой ответственности служит факт наличия бюджетных правонарушений.

Бюджетными правонарушениями являются общественно-опасные, противоправные деяния, которые запрещены на уровне бюджетного законодательства Российской Федерации. Они могут являться причиной для применения к правонарушителям принудительных мер.

В данном перечне содержатся важнейшие признаки бюджетных правонарушений:

  1. Факт противоправности, который может выражаться нарушением установок, указанных в бюджетном законодательстве. Общественной опасностью бюджетных правонарушений является причинение умышленного вреда таким организациям, как государство и общество.
  2. Факт виновности, означающий, что бюджетные правонарушения совершаются предумышленно или случайно. Необходимо учесть тот факт, что указанные признаки не во всех случаях могут являться обязательными при составлении характеристики бюджетных правонарушений. В 28 главе Бюджетного кодекса не указывается обязательность установления вины правонарушителей на время того, как в их отношении применяются принудительные меры. Инструкция порядка того, как Федеральным казначейством применяются принудительные меры относительно правонарушителей БЗ РФ, вводит также бюджетные ответственности субъектов, которые напрямую невиновны в том, что было совершено бюджетное правонарушение. В случае, если субъекты, которые нарушили законодательство, это бюджетные учреждения, то несение субсидиарной ответсвенности насчет обязательств, которые вытекают на основании факта нарушения правил, полностью лежит на главном распорядителе средств федеральных бюджетов. К нему могут применяться такие принудительные меры, как изменение или уменьшение бюджетного объема тех средств, которые были утверждены на соответствующие финансовые года, но израсходовались не в соответствии с целевым назначением.
  3. Факт наказуемости деяний - совершение бюджетных правонарушений может повлечь за собой применение бюджетно-правовых санкций.

Для того, чтобы привлечь субъекта, вовлеченного в бюджетные отношения, к бюджетно-правовой ответственности, нужно иметь состав бюджетных правонарушений в качестве частных случаев финансовых правонарушений.

Понятия в бюджетных правонарушений

Бюджетные правонарушения — это юридический факт, влекущий за собой появление охранительного правоотношения. Бюджетные правонарушения являются сложными образованиями. По своей структуре бюджетное правонарушение является сложным образованием. Финальные составы финансовых правонарушений могут констатироваться на основе схемы: от объекта к объективной стороне, от нее к субъективной стороне, а от субъективной — к субъекту. Составными элементами бюджетных правонарушений, сумма которых привлекает правонарушителей к несению наказания, являются объекты, объективные стороны и субъекты.

Объектами бюджетного правонарушения является наличие общественных отношений на основе того, как составляются и рассматриваются проекты бюджета, его утверждение, исполнение, контроль исполнения.

Объективная сторона состоит из вреда, который был причинен правонарушением, наличие противоправных действий в поведении правонарушителей и наличие причинной связи поведения и вреда. Объективные стороны бюджетных правонарушений состоят в том, что совершаются противоправные действия, список которых изложен в 283 статье Бюджетного Кодекса РФ. Ежегодно принимаются законы федерального бюджета, где также можно найти перечень противоправных деяний относительно сферы бюджета.

Субъект бюджетного правонарушения — территориальный субъект, пользующийся бюджетным правом или орган гос. власти и местного управления. Полную ответственность за нарушение бюджетного кодекса несут юридические и физические должностные лица (эти правила можно найти в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Российской Федерации, которые также содержат ссылки на соответствующие статьи в Бюджетном кодексе).

Субъективной стороной в бюджетных правонарушениях являются психические отношения субъектов к действиям или бездействиям идущим против законодательства и их непосредственные последствия. Бюджетное право предусматривает виновные и безвиновные ответственности.

Как упоминалось ранее, в бюджетном законодательстве не содержатся прямые указания виновности или невиновности правонарушителей. Ответственность на уровне бюджетно-правовых обязательств имеет место в случае, когда отсутствует субъективная сторона бюджетных правонарушений. Таким образом, ограниченные составы правонарушений оказываются достаточными основаниями для несения ответственности на бюджетно-правовом уровне. Но отсутствие полноценного состава правонарушений не освобождает от бюджетно-правовой ответственности. В данной ситуации необходимо обращать внимание не на саму ответственность, а на обязательство возмещения вреда.

Состав бюджетных правонарушений

Бюджетный кодекс содержит около 40 единиц состава бюджетного правонарушения. Статья 283 “Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации” в Бюджетном кодексе содержит около 22 абзацев, перечисляющих некоторые из видов бюджетного правонарушения:

  • факт неисполнения законов(решений) относительно бюджета; факт нецелевого использования средств из бюджета;
  • факт неперечисления средств из бюджета получателю;
  • факт неполного перечисления средств из бюджета получателю;
  • факт несвоевременного перечисления средств из бюджета получателю;
  • факт несвоевременного зачисления денежных средств на счета получателя;
  • факт несвоевременного предоставления отчета или сведений другого характера, которые связаны с бюджетными средствами;
  • факт несвоевременного доведения до лиц, являющихся получателями бюджетных средств, уведомлений, бюджетных ассигнований;
  • факт несвоевременного доведения до лиц, получающих бюджетные средства, уведомлений насчет лимитов бюджетного обязательства;
  • факт несоответствия уведомления бюджетного ассигнования и лимитов, установленных для бюджетного обязательства, которые утверждены расходами и бюджетной росписью;
  • факт несоблюдения обязательных отчислений дохода бюджета государственного внебюджетного фонда или других источников поступления денежных средств в систему бюджета Российской Федерации;
  • факт несвоевременного исполнения платежного документа для перечисления денежных средств, которые подлежат зачислениям на бюджетный счет и в государственные внебюджетные фонды;
  • факт несвоевременного представления проекта бюджета и отчета исполнения бюджета;
  • факт отказа от подтверждения принятых бюджетных обязательств, помимо основания, которое может быть установлено в Бюджетном кодексе;
  • факт несвоевременного подтверждения бюджетного обязательства, а также несвоевременного осуществления платежа на основании подтвержденных бюджетных обязательств;
  • факт финансирования расхода, который не включен в отчет по бюджету;
  • факт финансирования расхода в размере, который превышает расход, являющийся частью бюджетной росписи и утвержденного лимита;
  • факт несоблюдения нормативов в области денежных трат для оказания услуг государственного или муниципального характера;
  • факт несоблюдения предельного размера дефицита бюджета, государственных или муниципальных долгов и расхода на услуги обслуживания государственных и муниципальных долгов, которые установлены в Бюджетном кодексе; факт открытия счета бюджета в филиале кредитной организации, учитывая то, находится ли в наличии на указанной территории Банк России, который может обслужить счет бюджетных систем РФ (указанное основание подтверждается постановлением под номером 12-П);
  • несоблюдение главным распорядителем средств из федеральных бюджетов, который представляет в суде интересы РФ, срока, на который в Министерство Финансов России направляется информация касательно рассмотрения дела в суде, который установлен на основании 2 пункта 242,2 статьи Бюджетного кодекса;
  • факт несвоевременного или неполного исполнения судебных актов, которые предусматривают то, что взыскание обращается в бюджетные средства бюджетных систем России. Данная статья также указывает возможность наличия других оснований на основе Бюджетного кодекса и федеральных законов.

Помимо перечисленных фактов бюджетного правонарушения, присутствующих в Бюджетном кодексе, существует еще и дополнительный перечень:

  • факт нарушения адресных принципов, в соответствии с 39 статьей;
  • факт отсутствия по прошествии периода в 2 месяца после того, как закон бюджета оформленного договора по поводу выделения бюджетной инвестиции, которая предусматривает участие РФ, ее субъекта или муниципальных образований в факте собственности инвестиции субъекта в соответствии с 3 пунктом 80 статьи;
  • факт несоблюдения письменных форм государственных или муниципальных гарантий, в соответствии с 2 пунктом 115 статьи;
  • факт заключения соглашения между Россией и одним из ее субъектов, который нарушает принципы равенства среди субъектов РФ, другими словами тех, которые содержат нормы, являющиеся нарушающими единый порядок отношений федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с 2 частью 132 статьи;
  • факт блокировки или отмены блокировки расхода в отсутствии наличия разрешительных подписей министра финансов в соответствии с 166 статьей;
  • факт несоответствия проектов закона федерального бюджета требованиям в соответствии со 192 статьей Бюджетного кодекса; факт необеспечения возвращения денежных средств, которые размещены на банковском депозине, в федеральные бюджеты и бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с 3 пунктом 236 статьи
  • факт блокировки бюджетных расходов, обеспечение финансами которых не является связанным с определенным условием (в отсутствие фактов относительного нецелевых использований денежных средств из бюджета) в соответсвии с 4 пунктом 231 статьи Бюджетного кодекса РФ.

Классификация видов бюджетного правонарушения

Классификация видов бюджетного правонарушения может осуществляться на различных основаниях.

Например, на какой стадии находится бюджетный процесс, в котором может быть установлено наличие противоправных действий. Исходя из этого, бюджетное правонарушение может быть классифицировано на 4 группы:

  1. Бюджетное правонарушение, совершаемое на этапе, когда только составляются проекты бюджета, является несвоевременным предоставлением проекта бюджета.
  2. Бюджетное правонарушение, совершаемое на этапе, когда рассматривается и утверждается бюджет, является не соблюдением предельного размера дефицита бюджета, государственных или муниципальных долгов и расходов для обслуживания государственных или муниципальных долгов, установленных Бюджетным кодексом.
  3. Бюджетное правонарушение на этапе, когда исполняется бюджет:
    • факт неисполнения законов или решений относительно бюджета;
    • факт нецелевого использования средств из бюджета;
    • факт неперечисления средств из бюджета на счета получателей;
    • факт несвоевременного перечисления средств из бюджета на счета получателей;
    • факт несвоевременного предоставления отчета или сведений, которые связаны с исполнением бюджетов;
    • факт несвоевременного доведения до сведения получателей уведомления насчет ассигнований из бюджета;
    • факт несвоевременного доведения до сведения получателей информации по поводу лимитов;
    • факт несоответствия бюджетных росписей законам и решениям бюджета;
    • факт несоблюдения обязательного зачисления бюджетных средств в государственный внебюджетный фонд или других источников бюджетной системы Российской Федерации;
    • факт несвоевременного исполнения платежного документа для перечисления денежных средств, которые необходимо зачислить на счет бюджета или государственного внебюджетного фонда;
    • факт отказа подтверждения принятых бюджетных обязательств, помимо оснований, установленных в Бюджетном кодексе;
    • факт несвоевременного подтверждения бюджетного обязательства;
    • факт несвоевременного осуществления платежа или подтвержденного бюджетного обязательства;
    • факт финансирования расходов, которые не включены в бюджетные росписи;
    • факт финансирования расходов в размере, который превышает утвержденный лимит бюджетного обязательства;
    • факт несоблюдения норм финансовых трат на оказание государственной или муниципальной услуги;
    • факт открытия бюджетного счета в кредитной организации при условии наличия отделения Банка России.
  1. Бюджетное правонарушение, которое совершается на подготовительном этапе, когда рассматриваются и утверждаются отчеты исполнения бюджета. Бюджетными правонарушениями будут являться действия несвоевременного предоставления отчета касательно исполнения бюджета.

В зависимости от характера объектов посягательства, бюджетное правонарушение может быть классифицировано на 6 групп:

Ужесточение ответственности за бюджетные нарушения

Срок давности привлечения к ответственности.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им бюджетные нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19 [1] ).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного бюджетные нарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 названной статьи за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, в настоящее время постановление об административном правонарушении за бюджетные правонарушения не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

Законопроектом предусмотрено увеличение данного срока с двух до пяти лет.

Ответственность за нецелевое использование средств.

На основании ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет), а на само учреждение – от 5 до 25 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Законопроектом предусматривается увеличение размера административного штрафа за нецелевое использование средств. При этом минимальный размер штрафа составит 50 000 руб., а максимальный – 100 000 руб.

Отметим, что законопроектом предусмотрено увеличение размера административного штрафа за нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита. После вступления законопроекта в силу административный штраф будет налагаться в размере от 20 000 до 50 000 руб. (в настоящее время от 10 000 до 30 000 руб.).

Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов

Напомним, что исходя из ст. 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Например, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субсидий бюджетам субъектов РФ;
  • субвенций бюджетам субъектов РФ;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
  • межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Административная ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена в ст. 15.15.3 КоАП РФ. Законопроектом положения данной статьи будут дополнены новой ч. 2.1, предусматривающей административную ответственность нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты в целях достижения результатов федеральных проектов в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках региональных проектов, порядка и (или) условий предоставления указанных субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов. Совершение такого деяния повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет).

Кроме того, вводится административная ответственность за бюджетные нарушения финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты в целях достижения результатов федеральных проектов в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках региональных проектов, порядка и (или) условий предоставления (расходования) указанных субсидий (или) иных межбюджетных трансфертов (ч. 4 ст. 15.15.3 КоАП РФ). Данное деяние также повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Еще одним новшеством будет введение административной ответственности для высших должностных лиц субъектов РФ (главы муниципального образования) в случаях привлечения в течение календарного года пять и более раз к административной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 15.15.3, ч. 3 ст. 15.15, ч. 3 ст. 15.15.1, ч. 2 ст. 15.15.2 и ст. 15.14 КоАП РФ. В такой ситуации указанным лицам будет грозить административный штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. (если нарушение допущено в период исполнения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (главы муниципального образования)).

Недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта.

Законопроектом предусмотрено введение административной ответственности за недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта; с этой целью положения гл. 15 КоАП РФ дополняются новой ст. 15.15.3.1. Согласно ч. 1 данной статьи недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках регионального проекта, повлечет наложение административного штрафа на должностное лицо, являющееся руководителем регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в размере от 20 000 до 50 000 руб. или его дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

При этом, если данные санкции будут применены в течение календарного года пять и более раз, к ответственности будет привлечено уже высшее должностное лицо такого субъекта РФ, при условии, что нарушение допущено в период исполнения его полномочий (ч. 2 ст. 15.15.3.1 КоАП РФ). Административный штраф в данном случае составит от 50 000 до 100 000 руб.

Нарушение требований,

установленных бюджетным законодательством РФ.

Также вводится административная ответственность за бюджетные нарушения требований, установленных бюджетным законодательством РФ. В силу положений вводимой ст. 15.43 КоАП РФ несоблюдение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (из бюджета субъекта РФ), определенных п. 2 – 4 ст. 130 БК РФ (п. 2 – 4 ст. 136 БК РФ), нарушение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) предельных значений размера дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), объема заимствований субъектов РФ (муниципальных заимствований) и объема государственного долга субъекта РФ (муниципального долга), установленных п. 2 и 3 ст. 92.1, ст. 106 и 107 БК РФ, невыполнение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) условий соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) и (или) плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), а также невыполнение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления), в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета (доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации, замененной дополнительными нормативами отчислений)) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (50 % объема доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более трех последних отчетных финансовых лет), обязательств, установленных соглашениями, предусматривающими меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ в соответствии с п. 10 ст. 131 БК РФ (по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований в силу п. 8 ст. 137 и п. 8 ст. 138 БК РФ), повлечет наложение на высшее должностное лицо субъекта РФ (главу муниципального образования) административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. (от 20 000 до 50 000 руб.).

Читайте также: