Были ли распространены взятки в византии

Обновлено: 20.05.2024

Глава II. Коррупция в Римской империи
2.1. глобализация в истории и ее связь с коррупцией
2.2. Коррупция в эпоху Юлиев-Клавдиев (конец I в. до н.э. - конец I в. н.э.)
2.3. Гражданская война 68 - 69 гг. н.э. и ее причины
2.4. Циклы в социальной и экономической истории Рима
2.5. "Золотой век" олигархии
2.6. Почему коррупция и кризис поразили Запад, но не поразили Восток Римской империи?

Глава III. Коррупция в Восточной Римской империи (Византии) в V - VII вв.
3.1. Трансформация политической и экономической системы Римской империи в поздней античности
3.2. Коррупция в эпоху распада Римской империи (V - VI в. н.э.) и ее причины
3.3. Император-олигарх
3.4. Коррупция, гражданская война и распад Византии в VII веке

Глава IV. Коррупция в Византии в средние века
4.1. Трансформация византийского общества в эпоху раннего средневековья (VII - IX вв.)
4.2. Усиление коррупции в X - XI вв.
4.3. Крах Византии в XI - XII вв.
4.4. Коррупционный кризис в Евразии X - XII вв.
4.5. Последние столетия Византии (1204 - 1453 гг.)
4.6. Общие выводы и замечания к Разделу 1

Раздел 2. Коррупция в других древних государствах и цивилизациях

Глава V. Коррупция в древних государствах Востока
5.1. Империи Цинь и Хань в Китае (III в. до н.э. - III в. н.э.)
5.2. Египет в эпоху Древнего и Среднего царства
5.3. Власть гиксосов в Египте во II тысячелетии до н.э.
5.4. Империя Нового царства в Египте (XVI - XI вв. до н.э.)
5.5. Окончательный крах древнеегипетского государства и его причины

Глава VI. Цивилизации восточного Средиземноморья во II тысячелетии до н.э.
6.1. Циклы в истории цивилизаций восточного Средиземноморья
6.2. Цивилизация минойского Крита (социально-экономические аспекты)
6.3. Цивилизация минойского Крита (религия, культура и общественная мораль)
6.4. Крах цивилизации минойского Крита
6.5. Конец эпохи глобализации II тысячелетия до н.э.

Глава VII. Древнейшая история коррупции
7.1. Древнейшие примеры коррупции и кризисов коррупции
7.2. Кризисы коррупции в древности и современные открытия в области этногенеза
7.3. Общие выводы и замечания к Разделу 2

Раздел 3. Коррупция в феодальных обществах

Глава VIII. Коррупция в Польше в XVI - XVIII вв.
8.1. Предпосылки возникновения феодализма в Польше
8.2. Закрепощение крестьян
8.3. Эволюция политической системы: от городской демократии к власти дворянства и к власти олигархии
8.4. Евреи - помощники польской олигархии
8.5. Основные черты олигархического режима в Польше (XVII - XVIII вв.)
8.6. Финал польской драмы - случайность или закономерность?

Глава IX. Коррупция при классическом и грабительском феодализме
9.1. О причинах возникновения феодализма и его разновидностях
9.2. Была ли коррупция в эпоху классического феодализма?
9.3. Феодализм и концепция этногенеза
9.4. Общие выводы и замечания к Разделу 3

Раздел 4. Коррупция в Западной Европе в эпоху раннего капитализма (XIII - XVIII вв.)

Глава X. Циклы коррупции в Западной Европе в эпоху раннего капитализма
10.1. О роли демографии в истории Европы
10.2. Первый цикл коррупции в Западной Европе (XIII - XV вв.)
10.3. Как Западной Европе удалось преодолеть первый кризис коррупции?
10.4. Локальные циклы коррупции. Гуситская революция
10.5. Падение нравов. Венецианская олигархическая республика
10.6. Начало второго цикла коррупции (XVI - XVII вв.)
10.7. "Кризис XVII века"

Глава XI. Борьба европейских народов против мировой олигархии в XVI в. - первой половине XVII в.
11.1. Образование мировой олигархии в Западной Европе
11.2. Иезуиты - передовой отряд мировой олигархии
11.3. Чем была Реформация для Западной и Центральной Европы?
11.4. Контрреформация и Тридцатилетняя война
11.5. Почему Реформация победила на Севере и не смогла победить на Юге Западной Европы

Глава XII. Три столетия английских революций: XV - XVII вв.
12.1. Почему в Англии средневековье закончилось в 1485 году?
12.2. Борьба с коррупцией в эпоху правления Тюдоров
12.3. Начало царствования Стюартов и причины Гражданской войны 1640-х гг.
12.4. Основные этапы и движущие силы Английской революции
12.5. Реставрация Стюартов (1660 - 1688 гг.) и "революция вигов"
12.6. Экономическая концепция победившей революции

Глава XIII. Коррупция во Франции при "старом режиме" и в эпоху Французской революции (XVII - XVIII вв.)
13.1. Была ли Французская революция "буржуазной революцией"?
13.2. Как сложился "старый режим" во Франции
13.3. "Старый режим" - одна из разновидностей режима восточной деспотии
13.4. Насколько сильной была коррупция при "старом режиме"?
13.5. "Феодальные" отношения без феодализма
13.6. Сословно-экономическое рабство и классовый антагонизм
13.7. Причины революции 1789-1795 гг.
13.8. Итоги Французской революции
13.9. Общие выводы и замечания к Разделу 4

Раздел 5. Коррупция в эпоху промышленного капитализма (XIX - сер. XX вв.)

Глава XIV. Формирование мировой олигархии в XIX в.
14.1. Дракон повержен, да здравствует дракон
14.2. "Крестовый поход" за свободную торговлю и против английского народа в XIX в.
14.3. Британский империализм и мировая олигархия

Глава XV. Индустриализация Запада и раскол мировой олигархии (конец XIX - нач. XX вв.)
15.1. Причины быстрой индустриализации Зап. Европы и США и упадка Великобритании (конец XIX - нач. XX вв.)
15.2. "Американское чудо" XIX века и его причины
15.3. Кризис коррупции в Великобритании и борьба английской нац. элиты с британской олигархией
15.4. Раскол мировой олигархии накануне Первой Мировой Войны и коррупционный кризис в Европе
15.5. Программа мировой олигархии

Глава XVI. Коррупция в Германии в эпоху Веймарской республики и Третьего Рейха (1918 - 1945 гг.)
16.1. Социально-экономическое развитие Германии до Первой мировой войны
16.2. Кризис коррупции в Германии накануне и во время Первой мировой войны
16.3. Образование Веймарской республики
16.4. Причины краха Веймарской республики и прихода к власти фашистов
16.5. Германское государство в эпоху Веймара: коррупция и враждебность среднему классу
16.6. Раскол демократических сил и единство олигархии
16.7. Кто привел Гитлера к власти?
16.8. Что за строй утвердился в Германии при Гитлере?
16.9. О причинах победы фашизма в Германии и Италии
16.10. Гитлер и Вторая мировая война - "творение" мировой олигархии Запада

Глава XVII. Коррупция в США в эпоху империализма, "ревущих 20-х" и Великой Депрессии (конец XIX - сер. XX в.)
17.1. Пуританская Америка и американская демократия
17.2. За что и против кого воевали американцы в гражданской войне 1861 - 1865 гг.?
17.3. Борьба с коррупцией в США в первые полтора столетия существования американского государства
17.4. Истоки и особенности американского империализма
17.5. Кризис коррупции в США накануне Великой депрессии
17.6. Причины Великой депрессии 1929 - 1939 гг. и биржевого краха 1929 г.
17.7. Первые годы Великой депрессии и политика президента Гувера
17.8. "Новый курс" Франклина Рузвельта (1933 - 1945 гг.)
17.9. Общие выводы и замечания к Разделу 5

Раздел 6. Коррупция в современную эпоху (сер. XX - нач. XXI вв.)

Глава XVIII. Коррупция и идеология
18.1. Ложные идеологии, унаследованные из прошлого
18.2. Марксизм - гений, ложь и выдумка в одном флаконе
18.3. Основные направления сознательного искажения истории
18.4. Основные направления сознательного искажения экономической и демографической науки

Глава XIX. Послевоенная весна человечества (1944 - сер. 1960-х гг.)
19.1. Мировое коммунистическое и социалистическое движение в эпоху холодной войны - мифы и реальность
19.2. Строительство экономической демократии в Западной Европе
19.3. Проблемы стран социализма
19.4. Классовая борьба в США, "охота на ведьм" и холодная война

Глава XX. Формирование современной мировой олигархии (конец 1960-х гг. - нач. XXI в.)
20.1. Социально-экономическое развитие стран Запада в последней трети XX века.
20.2. Современная мировая олигархия, ее структура и организация
20.3. Генезис современной мировой олигархии и методы ее господства над миром
20.4. Мораль и нравы современной "мировой элиты"
20.5. Мировое "министерство правды"
20.6. А где же народ и "гражданское общество"?

Глава XXI. Мир в XXI в.
21.1. Программа современной мировой олигархии
21.2. "И увидел я другого зверя, выходящего из земли . "
21.3. Возможные сценарии для XXI в.
21.4. Социально-историческая концепция развития человечества

Но самое любопытное состоит в том, что Византия создала новую "породу чиновников". И были они кастратами.
Поначалу кастрация в Византии — как в Китае, особенно полная, то есть с удалением всего хозяйства — была видом наказания. Постепенно оскопление превратилось в Византии из формы наказания или даже просто знака перехода в служащие-евнухи — в знак высокой привилегии. Кастрат, де, всю свою звонкую силу отдавал делу служения басилевсу. Он был неагрессивен, без амбиций (тестостерона-то нет), послушен, образцовый, исполнительный, подчиненный. И потому мог стать лучшим чиновником. Во-вторых, такой чиновник не имел детей и потому не заботился о приумножении своих богатств ради потомства. Таким образом, обеспечивалась борьба с коррупцией (чтобы не разворовывали императорскую казну). Кастраты в Византии стали не только евнухами (как в Китае), и не только пели в капеллах (как при Папе), но стали важной частью чиновничества. То есть, вступить в ряды кастратов было почти то же самое, что вступить в ряды КПСС в стране, наследнице Византии. Иными словами, в Византии впер.

Кастрация была незаконной в империи. Поэтому многие евнухи были изначально рабами, которых кастрировали за пределами империи в молодом возрасте, а только потом ввозили в Византию. Но были известны и случаи, когда обедневшие византийские родители кастрировали своих сыновей в надежде на то, что когда эти мальчики подрастут, то им будут обеспечены прибыльные должности при дворе.

царь был такой и жена у него такая
когда царь отсутствовал то жена царица не могла забеременеть от евнухов
яя а ты где


Глоток Кофе
Algvazil


Глоток Кофе
Algvazil

> царь был такой и жена у него такая
> когда царь отсутствовал то жена царица не могла забеременеть от евнухов
> яя а ты где
quoted1

Я думаю, в яростно православной Византии всё было сложнее - евнухи рассматривались, благодаря влиянию православных пасторов, как святые непорочные ангелы, избавленные от блудных страстей, которым можно было доверить любую важную правительственную и чиновничью работу, которую они могли абсолютно бесстрастно выполнять на благо Византийской "Восточно-Римской" империи !
Эта тема, местами, и в Древней Греции процветала кое-где, и у македонского царя Александра, и у многих других, прежде всего, ближневосточных правителей, такое тоже бытовало !
Так же, это было весьма распространено в Древнем Китае, причём, вплоть до ХХ-го века, до Чан Кай Ши!

Востоком всегда правили тираны. И администрация у них была соответствующая.
А библейский царь Соломон был сексуальный маньяк.

Какие в древности придумывали занятные методы по борьбе с коррупцией чиновников. Но мы-то современные люди, погуманнее будем, надо придумывать какие-то совеменные методы. Ведь воры-коррупционеры вместо того чтобы делать то на что они поставлены - работать на благо народа, делать его счастливее, делают счастливее СЕБЯ И СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ ЗА СЧЁТ НАРОДА, ТО ЕСТЬ ДЕЛАЯ ЕГО НЕСЧАСТНЕЕ. ЭТО ИСТИННЫЕ ВРАГИ НАРОДА, а не что нам пытаются (они же) втюхать через СМИ мнимых врагов.

Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.
Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.
В СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ

И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.
– Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.
– Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.
Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.

Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.
Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.
ХРАНИТЕЛЬ ОБЩАКА

В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.
ПОСЛЕДНЯЯ ТОЧКА

Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.

Крещение великого князя Владимира в Корсуни (фрагмент)

Юстинианова чума

Андрей Виноградов: Специалист по античности Елена Федорова в своей книге образно писала, что жители Рима, проснувшись поутру, еще не догадывались, что уже наступило Средневековье. О том, где заканчивается Рим и начинается Византия, историки спорят давно. Существует большой разброс датировок — от Миланского эдикта 313 года, когда христианство стало дозволенной религией в империи, до смерти василевса Ираклия в 641 году, когда Византия потеряла огромные территории на Востоке. К тому времени случилась не только трансформация титула правителя и изменения в его внешнем облике (отныне в подражание персидским Сасанидам византийские императоры стали носить длинные бороды), но и замена латыни греческим языком в официальном делопроизводстве.

Андрей Виноградов

Поэтому большинство историков этот период (с начала IV века до середины VII века), называют ранневизантийской эпохой, хотя есть и такие, кто считают то время продолжением римской античности. Конечно, трансформация Римской империи с нарастанием непосредственно византийских признаков (христианство в качестве государственной религии, отказ от латыни, переход от счета годов по консулам на эру от сотворения мира, ношение бороды как признак перехода на восточный вариант репрезентации власти) происходила постепенно. Например, константинопольский патриарх в коронации византийского императора стал участвовать только с середины V века. Это был очень важный момент, потому что отныне император получал власть не только от сената и войска, как было раньше, но и от Бога.

Именно тогда появилась идея симфонии — согласия государственной и церковной власти, позаимствованной Россией от Византии?

Она появилась спустя столетие — при Юстиниане I, когда коронация стала происходить в только что построенном соборе Святой Софии. Но источником права по-прежнему оставались законы двенадцати таблиц и мнения римских юристов. Их Юстиниан кодифицировал, и только новое законодательство (Новеллы) перевел на греческий язык.

Конечно, Византия стала естественным продолжением Древнего Рима, хотя и своеобразным. Когда в 395 году император Феодосий разделил империю между сыновьями — Аркадием и Гонорием, обе ее части стали развиваться разными путями. То, что мы теперь называем Византией — это трансформация Восточной Римской империи, в то время как Западная Римская империя деградировала и исчезла под натиском варваров в 476 году.

Падение Рима в 476 году

Падение Рима в 476 году

Иллюстрация: гравюра XIX века

Но через несколько десятилетий императору Юстиниану удалось отбить у варваров территорию современной Италии вместе с Римом, часть Испании и южное побережье Средиземного моря. Почему византийцам так и не удалось там закрепиться?

Во-первых, это свидетельствует, что к тому времени пути Запада и Востока Римской империи разошлись окончательно. Восточная Римская империя постепенно переходила на греческие традиции не только в культуре, но и в системе управления. На Западе главенствующая роль осталась за латынью. Это стало одним из первых проявлений нараставшего культурно-цивилизационного отчуждения между разными частями некогда единого государства.

Рождение халифата Историк Василий Кузнецов о появлении ислама, первом исламском государстве и ДАИШ

Во-вторых, во время Великого переселения народов Восточная Римская империя более успешно противостояла натиску варваров, нежели Западная. И хотя варвары несколько раз осаждали Константинополь и регулярно опустошали Балканы, на Востоке империя смогла выстоять, в отличие от Запада. Поэтому было уже поздно, когда при Юстиниане византийцы решились отвоевать Запад от варваров. К тому времени этнокультурный и политический ландшафт там необратимо поменялся. Пришедшие туда остготы и вестготы за несколько десятилетий перемешались с местным римским населением, и для них византийцы считались чужаками.

В-третьих, непрерывные войны против варваров на Западе и против Персии на Востоке сильно подорвали силы Византийской империи. К тому же именно в это время она серьезно пострадала от эпидемии бубонной чумы (Юстинианова чума), после которой пришлось еще долго и тяжело восстанавливаться. По некоторым подсчетам, в Юстинианову чуму погибло до трети населения империи.

Именно поэтому столетием позднее, во время арабского нашествия, Византия потеряла почти все Восточное Средиземноморье — Кавказ, Сирию, Палестину, Египет и Ливию?

По этой причине тоже, но не только. В VI-VII веках Византия сильно перенапряглась под тяжестью внутренних и внешних вызовов. При всех своих успехах Юстиниан не смог преодолеть религиозный раскол, раздиравший империю еще с IV века. Внутри христианства появились противостоящие друг другу течения — никейство, арианство, несторианство, монофизитство. Их поддерживали жители восточных провинций, а Константинополь их жестоко преследовал за ересь.

Поэтому в Египте или Сирии местные христиане-монофизиты с радостью встретили арабских завоевателей, потому что надеялись, что те не будут мешать им верить в Бога так, как они считают нужным, в отличие от ненавистных греков-халкидонитов. Кстати, поначалу так оно и было. Другой пример касается 614 года. Тогда евреи помогли взять Иерусалим персам, с которыми византийцы вели затяжную и кровопролитную войну. По некоторым версиям, причина была простой — Ираклий собирался насильно обратить евреев в христианство.

Собор Святой Софии, построенный при императоре Юстиниане I

Собор Святой Софии, построенный при императоре Юстиниане I

Повлияли ли на ослабление Византии климатические изменения, случившиеся в это же время?

Византия всегда была подвержена воздействую природных факторов. Например, в 526 году сильное землетрясение полностью уничтожило один из крупнейших городов империи — Антиохию. Климатический пессимум раннего средневековья привел к заметному похолоданию. Тогда даже замерзал Босфор, и громадные льдины с грохотом бились о городские стены Константинополя, что вызывало страх и ужас у его жителей, ожидавших конца света.

Заклятые друзья Почему Россия никак не может попасть в Европу

С другой стороны, все это парадоксальным образом привело к проникновению византийских культурных традиций на Запад. Такие шедевры, как росписи папской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме или фрески в лангобардском храме в Кастельсеприо под Миланом, в то время могли создать только византийские мастера. Мусульманское нашествие на Востоке приводило к тому, что местное христианское население целыми провинциями переселялось на Запад. Известен случай, когда после одного арабского рейда на Кипр почти все жители Константианы — главного города острова — мигрировали на Балканы.

Аббасидский халиф аль-Мамун отправил посланника византийскому императору Феофилу

Аббасидский халиф аль-Мамун отправил посланника византийскому императору Феофилу

Иллюстрация: неизвестный художник XIII века / Biblioteca Nacional de España

Частично. Русь в отношениях с Византией вообще занимала особенное положение. Политически она никак не зависела от Константинополя. Исключением был правитель Тмутараканского княжества, входивший в политическую систему державы Рюриковичей и одновременно имевший статус византийского архонта. Это типичный пример двойной легитимации — нередкого явления в истории взаимоотношений крупных империй и их окраин.

Но в церковном и культурном отношении зависимость Руси от Византии существовала очень долго. На протяжении нескольких веков Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. Все, что мы теперь ассоциируем с Древней Русью — храмы и купола на них как символ небесного свода, иконы, фрески, мозаики, книги, — является византийским наследием. Даже большинство современных русских имен, появившихся у нас вместе с христианством, имеют древнегреческое или древнееврейское происхождение.

Такая культурно-религиозная экспансия была целенаправленной политикой Константинополя. Например, после разгрома Первого Болгарского царства в 1014 году императором Василием II Болгаробойцей византийцам в числе трофеев досталось много славянских церковных книг, которые им оказались совершенно ненужными, поскольку церковную структуру на этой территории те собирались формировать на греческом языке.

Крещение княгини Ольги в Константинополе

Крещение княгини Ольги в Константинополе

Картина Ивана Акимова, ок. 1792 г.

Монгольское нашествие на Русь и падение Константинополя в 1204 году сильно нарушили связи Руси с Византией. Это даже заметно по сохранившимся древнерусским текстам. Начиная с XIII века Константинополь потихоньку исчезает с горизонта русской жизни, но не окончательно.

Крестоносцы против православных Историк Александр Назаренко об особенностях контактов Древней Руси и Европы

Крестоносцы против православных Историк Александр Назаренко об особенностях контактов Древней Руси и Европы

В церковной сфере Византия по-прежнему оказывала здесь серьезное влияние, особенно с того времени, когда после монгольского нашествия на Руси выявились две соперничающие политические силы — Москва и Великое княжество Литовское. Когда киевский митрополит переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, в подчиненных Литве западнорусских землях регулярно пытались создать свою митрополию. В Константинополе этой ситуацией успешно манипулировали — то признавали отдельную митрополию в Великом княжестве Литовском, то в этом споре становились на сторону Москвы.

Но тут главное другое — если западнорусские земли (Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское) под воздействием контактов со своими западными соседями вошли в европейский политический мир, то в северо-восточной Руси (в Москве или в Твери) утвердилась политическая модель по домонгольскому византийскому образцу. Когда Москва окрепла и усилилась, она действительно принялась подражать Константинополю и стремилась стать новым сакральным центром.

Отсюда и царский титул у Ивана Грозного?

В политическом отношении 1204 год стал полной катастрофой для Византии, ненадолго распавшейся на несколько государств. Что касается религиозной сферы, то здесь ситуация даже парадоксальнее. До 1204 года Русь действительно постоянно находилась в церковном контакте с Западом, даже несмотря на схизму 1054 года. Как мы теперь знаем, в XII веке русские паломники посещали Сантьяго-де-Компостела (Испания), их граффити недавно нашли в Сен-Жиль-дю-Гарде, Понсе (Франция) и Лукке (Италия).

Взятие Константинополя крестоносцами

Взятие Константинополя крестоносцами

Фрагмент картины Эжена Делакруа / Wikipedia

Например, когда в XI веке итальянцы похитили и вывезли в Бари мощи святого Николая, для византийцев это событие стало катастрофой, а на Руси по этому случаю быстро установили новый религиозный праздник, получивший в народе название Николы Вешнего. Однако взятие Константинополя латинянами в 1204 году на Руси восприняли не менее болезненно, чем в самой Византии.

В данном случае речь шла об отрицании тех, кто иначе молился и не так причащался. В этих условиях византийская антизападная полемика воспринималась на Руси гораздо сильнее и ложилась на благодатную почву. Поэтому Русская церковь в вопросе сохранения чистоты веры оказалась строже Константинополя, который ради собственного выживания заключал с Ватиканом Лионскую унию 1274 года и Флорентийскую унию 1439 года.

На ваш взгляд, Флорентийская уния и помощь Запада могли спасти Византию от окончательного краха или империя к тому времени уже была обречена?

Конечно, к этому времени Византия себя изжила и была обречена. Даже удивительно, как она вообще смогла протянуть до середины XV века. На самом деле империя должна была пасть еще в конце XIV века, когда турки-османы осадили и едва не взяли Константинополь. Византия смогла просуществовать еще полвека благодаря вторжению Тамерлана, разгромившего османского султана Баязида I в битве при Анкаре в 1402 году. Что касается Запада, то после Флорентийской унии он действительно пытался помочь грекам. Но собранный под эгидой Ватикана крестовый поход против турок-османов завершился поражением европейских рыцарей в битве при Варне в 1444 году.

Крымский осколок Византии

Сейчас у нас иногда любят говорить, что Запад постоянно обманывал Византию и в итоге оставил ее на растерзание туркам.

Если говорить про турок, то к середине XV века они захватили почти все Балканы и уже угрожали другим европейским странам, а Константинополь оставался у них в глубоком тылу. Единственными, кто реально помогал византийцам оборонять его во время осады 1453 года, были генуэзцы. Так что подобные упреки я считаю несправедливыми — к сожалению, их у нас очень часто используют для политизации событий прошлого.

Княжество Феодоро в Крыму, пережившее Византию на 20 лет, стало последним ее осколком?

Да, это поздневизантийское государство пало в 1475 году наряду с последними генуэзскими крепостями в Крыму. Но проблема в том, что мы еще очень мало знаем об истории Феодоро. Большинство сохранившихся источников о нем — это генуэзские нотариальные документы и письма. Известны надписи княжества Феодоро, где одновременно присутствуют собственные символы (крест с именем Иисуса Христа), генуэзский крест и орел династии Комнинов, правителей Трапезундской империи. Так Феодоро пыталось лавировать между мощными силами в регионе, сохраняя при этом самостоятельность.

Известно что-либо об этническом составе населения Феодоро?

Он был очень пестрым, потому что Крым похож на мешок, в который все постоянно влезают, а обратно оттуда выбраться уже никак нельзя. Поэтому там издревле оседали самые разные народы — скифы, сарматы, аланы, древние греки и прочие. Затем в Крым пришли готы, чей язык сохранялся там до XVI века, а потом и тюрки с крымчаками и караимами. Все они между собой постоянно перемешивались — если верить письменным источникам, в Феодоро нередко чередовались греческие, готские и тюркские имена.

Как вы полагаете, Османская империя стала в некотором смысле наследницей погибшей Византии или, как говорил Солженицын про другой случай, соотносилась с ней как убийца с убитым?

О полном подражании Османской империи Византии говорить нельзя хотя бы потому, что это было мусульманское государство, основанное на других началах — например, турецкий султан считался халифом всех мусульман. Но Мехмед II Завоеватель, взявший Константинополь в 1453 году, в юности жил в византийской столице в качестве заложника и многое оттуда воспринял.

Вступление Мехмеда II в Константинополь

Вступление Мехмеда II в Константинополь

Фрагмент картины Жана-Жозефа Бенжамен-Констана / Wikipedia

Искаженное название Рима?

Совершенно верно. Так издревле на Востоке именовали сначала Римскую империю, а потом и Византию. Поэтому в системе власти Османской империи можно заметить некоторые византийские черты. От Константинополя, например, Стамбул воспринял идею безусловного господства над огромным пространством от современной Молдавии до Египта. Схожие признаки можно найти в управленческих аппаратах обоих государств, хотя все бюрократические империи немного похожи друг на друга.

А что Россия? Наша страна может считаться преемницей Византии? Стала ли она Третьим Римом, о чем когда-то писал старец Филофей?

Россия всегда очень этого хотела, но в самой Византии никогда не существовало концепции Третьего Рима. Наоборот, там считалось, что Константинополь навсегда останется Новым Римом, а другому никогда не бывать. К середине XV века, когда Византия стала крохотным и слабым государством на окраине Европы, ее главным политическим капиталом стало владение непрерывной тысячелетней римской имперской традицией.

После падения Константинополя в 1453 году эта традиция окончательно пресеклась. Поэтому никакое иное христианское государство, каким бы могущественным оно ни было, хотя бы в силу отсутствия исторической легитимности не могло и не может претендовать на статус преемника Рима и Константинополя.

Вопрос о преемственности власти оказался для империи вопросом жизни и смерти. Будут сохранены преемственность и стабильность развития, у страны будет будущее. Нет - ее ждет крах. Но народ зачастую этого не понимал и время от времени требовал новых перемен. [дискуссия]

Символ гибели православной империи - перестроенный в мечеть собор Святой Софии.

Вхождение в ВТО

Вертикаль власти

Политическая стабильность - одно из главных условий сильного государства. Это был завет великих императоров Византии. Но этим заветом пренебрегли. Был период, когда императоры менялись в среднем каждые четыре года. Можно ли было говорить в таких условиях о каком-то подъеме страны, реализации по-настоящему масштабных государственных проектов, требовавших многолетней работы? Конечно же, в Византии были очень сильные императоры. Таким был, например, Василий Второй, кстати, крестный отец нашего святого князя Владимира. Он принял управление империей после тяжелейшего кризиса. Страна фактически была приватизирована олигархией. Василий в первую очередь жестко выстроил вертикаль власти. Разгромил сепаратистские движения, подавил мятежных губернаторов и олигархов, собиравшихся расчленить империю. конфисковал в казну огромные наворованные суммы.

Преемники

Уж кто-то, а византийцы были лучшими в мире специалистами по преемникам. Желая обеспечить передачу власти достойному наследнику, императоры обычно избирали одного или двух преемников (их называли младшие императоры) и активно привлекали их к государственным делам, поручали высокие ответственные должности в правительстве и приглядывались к ним. Все это было очень разумно, но, как ни оттачивали эту систему, в конце концов стало ясно: с преемником все просто - или повезет или нет.

Древний Березовский

Вопрос о преемственности власти оказался для империи вопросом жизни и смерти. Будут сохранены преемственность и стабильность развития, у страны будет будущее. Нет - ее ждет крах. Но народ зачастую этого не понимал и время от времени требовал новых перемен. На подобных нововведениях играли разного рода авантюристы и беглые олигархи. Обычно они укрывались за границей и оттуда поддерживали интриги с целью свержения неугодного им императора, обеспечения властью своего ставленника и новых переделов собственности. Так, в Риме в XV веке сидел бежавший из Византии и получивший политическое убежище некий Виссарион. который из Рима координировал всю оппозицию в Константинополе и причинил немало головной боли правительству.

В Византии с конца XIII века образовались две партии. Одна призывала опираться в первую очередь на свои внутренние силы. развивать колоссальный потенциал своей страны. Другая партия прозападная, представители которой указывали на несомненный факт того, что Европа развивается все более успешно, стала громче заявлять, что Византия исторически себя исчерпала. И требовали коренной перестройки всех институтов государства по образцу западноевропейских стран.

Кондопога по-византийски

Катастрофа была в том, что народы, которые вливались в империю, не становились ромеями (так называли себя византийцы. - Ред.), а навсегда становились чужими, агрессивными, враждебными. Пришельцы относились к Византии не как к новой родине, а как к потенциальной добыче, которая рано или поздно должна перейти в их руки.

Итак, византийцы поддались влиянию Запада - интеллигенция стала поклоняться европейскому искусству, чиновники отдали ключевые предприятия заморским купцам, прозападная партия растлевала избирателей. И империя рухнула. Потому что сделала столько очевидных, по мнению автора, ошибок, что не разрушаться просто не могла.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Современные попытки реформировать Россию по западному образцу, создать так называемое гражданское общество, где права человека выше общественных обязанностей, создали проблемы, с которыми столкнулась и Византия.

Например, приватизация по-византийски обогатила не только своих магнатов, но и иностранцев, которым императоры вынуждены были уступать привилегии в обмен на помощь. В итоге итальянские предприниматели задушили византийскую торговлю и ремесло. Разве не стоит опасаться и нам подобной судьбы при обилии иностранных предприятий и компаний на территории России?

Справедливы наблюдения и относительно коррупции в Византии, которые временами напоминают недавнее ельцинское прошлое. Красноречивый случай: муж одной из сестер императрицы Евфросинии, супруги императора Алексея III, мегадука (адмирал императорского флота) Михаил Стрифи по кличке Толстопузый вкупе с друнгарием (вице-адмиралом) флота Стирионе открыто торговал имуществом из арсеналов военно-морского ведомства. В ход шло все - якоря, паруса, канаты, гвозди, весла. В результате к моменту прихода крестоносцев на рейде не было ни одного боеспособного корабля. Все это живо напоминает наши девяностые годы, когда российский военный флот сократился в несколько раз в результате грабительской приватизации. В итоге, когда в 1999 году встал вопрос о посылке Черноморского флота к берегам Югославии, не нашлось ни одного боеспособного корабля.

Фильм, конечно, не свободен от недостатков. Но если мы не хотим разделить судьбу Византийской империи, все мы (а не только власть имущие) должны запастись трезвомыслием, прозорливостью, мужеством и жертвенностью. Именно к этому призывает данный фильм.

ЗА

Выйди на улицу и сравни

Неправда. И это все уже было. Причем не с какой-то там враждебной и чужой нам империей, а с нашей духовной матерью - Византией.

Я не историк-византист, мне сложно судить, где авторы покривили душой, сравнивая две империи - Российскую и Византийскую. Возможно, отдельные факты были снивелированы в угоду стройности повествования. Но невозможно притянуть за уши и сфальсифицировать сразу сотни фактов. Тем более симптомы развала огромного и богатого государства можно увидеть, не только открыв учебник истории, но и просто выйдя на улицу.

А что делать нам? Авторы фильма не отвечают в лоб. Но намекают. На чем держалось величие Византии? Где стержень, скреплявший империю? А стержень был один - Вера. Об этом и фильм, все остальное - суета от лукавого.

Дмитрий СТЕШИН

ПРОТИВ

Из истории делают чучело

Долго не мог понять - плакать мне или смеяться. Но к финалу фильма возникло ощущение, будто сидишь на политинформации времен Брежнева. Наблюдаешь, как хитро препарируют живую историческую правду, которая на твоих глазах превращается в идеологическое мертвое чучело нужных размеров, правильной окраски и с заданным выражением лица. И хочется крикнуть, запротестовать, да нет у тебя голоса. Ну как поспоришь с телевизором?

Грустно, что политики стали уж слишком вольно обходиться с историей. Впечатление, что мы возвращаемся к российско-советской традиции - когда история человечества была похожа на богатый рынок стройматериалов, где, если покопаться, можно найти любой нужный факт или фактик. И заинтересованному человеку с образованием из них легко сколотить любую идеологическую конструкцию.

Благо, что прошлое для создания исторических мифов - настоящий Клондайк. История всегда неоднозначна, в ней всегда можно обнаружить нечто, что кому-то покажется великим предзнаменованием. Кто-то даже захочет вынести из него Великий Урок. Или даже попытаться скопировать древний опыт.

Так Иван Грозный пытался построить Третий Рим, а не менее сумасшедший его коллега Гитлер - Третий Рейх.

Владимир ВОРСОБИН

А вы как считаете? Просим вас высказываться в откликах к статье. Автору статьи, Владимиру Ворсобину, важно знать ваше мнение!

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: