Был убежден что право появилось раньше государства

Обновлено: 02.05.2024

Замечательным достижением демократического устройства власти является правовое государство — о нем пойдет речь в этом параграфе.

Однако прежде напомним некоторые общие сведения о государстве.

Государство осуществляет публичную (всеобщую) власть в стране. Для управления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.

Это самая общая характеристика государства. Если же вы захотите разобраться в сути какого-либо конкретного государства, вам нужно будет выяснить: в чьих руках находится власть, т. е. кого она представляет — весь народ или только какую-то группу, партию; чьи интересы эта власть выражает и защищает — всего народа или отдельных групп? Главное же, что необходимо выяснить,— каково положение человека, гражданина: обладает ли он всей полнотой прав и свобод, защищен ли правовыми законами от любого произвола, в том числе и со стороны государства. Только при этом условии можно разобраться в сути того или иного государства.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.

А возникла эта теория много столетий назад. Заглянем в историю учения о правовом государстве, познакомимся хотя бы с некоторыми из великих открытий, сделанных человечеством в поисках справедливого общественного устройства.

Соединение силы и справедливости. Как вы знаете из курса истории, уже в древности с появлением государства народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу. Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами государственного управления.

И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством. Тогда государство становится справедливым, правовым.

Если вы познакомитесь с трудами величайших мудрецов античности Платона (427—347 до н. э.), Аристотеля (384—322 до н. э.), Цицерона (106—43 до н. э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон, размышляя о государстве и законе, полагал, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов, права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного государства.

Подумайте подтверждает ли история идеи философов. Подкрепите свои соображения конкретными примерами.

Римского мыслителя Цицерона волновал вопрос: где находится источник права, откуда оно исходит? И он пришел к мысли: источник права — народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право — это естественное право, данное от рождения.

Обратите внимание: философ убежден, что право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он человек.

А как соотнести право и власть, т. е. кто кому должен подчиняться? Цицерон пришел к выводу, сблизившему его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство! — таков основной принцип, сформулированный Цицероном. Иначе говоря, все должны быть равны перед законом.

Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь защищать свои права.

Как вы полагаете, чему можно сегодня поучиться у римского гражданина, жившего более 2000 лет тому назад?

Завершая наш разговор об идее соединения силы государства и справедливости права, отметим, что она не осталась лишь теорией на бумаге. Уже в античной Греции предпринимались попытки воплотить ее в жизнь. Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что освободил всех граждан, а достиг этого властью закона, силу с правом сочетая. (Вспомните, кого в античной Греции считали гражданами.)

Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий свидетель — сам Аристотель, с почтением называвший Солона родоначальником античной демократии.

Таков урок правовой мудрости: демократия (т. е. народовластие) как наиболее справедливое устройство государства неотделима от права (справедливости) и власти закона, который сам должен быть основан на праве, т. е. быть правовым законом.

Власть в правовом государстве. Продолжим, однако, наше путешествие в историю правовых идей. Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество труднейших вопросов. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения задач различных органов власти (кто и что должен делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

И тут нас вновь ждут великие открытия.

Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие — управлять, а третьи — следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

В заключение краткого экскурса в историю обратимся к мыслям великого И. Канта, имя которого вам хорошо известно. Он считал, что государство — это союз множества людей при господстве права.

К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая учение о справедливом устройстве государства.

Итак, мы завершаем краткое знакомство с великими открытиями в сфере права.

Идея соединения силы государства и справедливости права — идея правового государства — входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей.

Признаки (принципы) правового государства. К числу важнейших признаков правового государства наука относит, как минимум, три: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Первый признак означает, что и человек, и все общественные организации, и само государство не должны нарушать права (правовых законов), должны неукоснительно соблюдать их. Например, если у нас был принят закон о печати, в котором закреплено право на свободу слова, то уже никто — ни отдельный гражданин, ни какая-нибудь организация, партия и даже парламент страны — не может требовать каких-либо ограничений этого права, скажем, в виде цензуры (т. е. предварительной проверки текста специальными чиновниками — цензорами).

Таким образом, для правового государства очень важно качество закона. Сегодня все законы должны равняться на международные документы или, как принято говорить, на международные правовые стандарты. К ним в первую очередь относится Международная хартия прав человека, куда включена и знаменитая Всеобщая декларация прав человека, с которой вам еще предстоит познакомиться.

Второй признак (незыблемость прав и свобод человека) означает, что государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают естественные неотъемлемые права человека, свободу и равенство всех граждан. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран — в том числе и у нас — законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Чтобы государство стало правовым, важно еще и определенное устройство государственной власти.

Третий признак (разделение властей) как раз и означает такое устройство государства, когда все органы государства разделены на три вида или, как говорят юристы, три ветви власти — законодательную, исполнительную, судебную. Существует такое разделение, согласно Конституции, и в нашей стране.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Ее главная задача — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете (т. е. о том, как распределять денежные средства государства), а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создает.

Судебная власть. Суд — это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из трех ветвей — конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик в составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Иногда президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы. Так практически обеспечивается господство права.

Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством — лучшего человечество пока не придумало.

Вопросы для самопроверки

Задания

    Платон утверждал: там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью,— абсолютно неверно названо.

В наши дни, напротив, постоянно говорят об огромной нехватке юристов повсюду — от парламента и правительства до самых разных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

Принцип первичности права по отношению к государству можно раскрыть через два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект исторический. Первичность права обусловлена его природой. Будучи атрибутом любого социального субъекта, оно никем не даруется и никем не может быть отчуждено.

Право возникает одновременно с возникновением социального взаимодействия, т.е. с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Как справедливо заметил еще Цицерон, право возникло раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Следовательно, право первично, поскольку оно предшествует государству во времени.

Второй аспект — функциональный. Вторичность государства проявляется также и в том, что государство обусловлено, предопределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву общеобязательную форму и обеспечить его функционирование.

Отношение первичности права по отношению к государству в историческом и функциональном плане одновременно указывает.

и на верховенство права по отношению к государству, а следовательно, на зависимость государства от права. В действительности же часто имеет место нарушение данного принципа. Государство вопреки его объективному предназначению наделяют функцией творца права. В данном случае право и государство как бы меняются местами: государство выступает источником права, а право предстает как вторичный, порожденный государством инструмент для обслуживания его интересов.

В чем же сущность принципа верховенства права?

Верховенство права означает его примат над государством, необходимость подчинения государства праву. Из этого вытекает следующее. Во-первых, каждое должностное лицо, любой государственный орган не должны осуществлять действия, не предусмотренные правом, т.е. государство не может быть свободным, независимым от права.

Во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать действий, которые возложены на него правом. Сегодня многие законы в России не действуют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свидетельствует о невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Недопустимо также бездействие государства, когда оно не принимает мер по восстановлению нарушенных прав граждан.

Таким образом, соблюдение принципов первичности и верховенства права направлено на недопустимость отделения государства от народа, а следовательно, произвола по отношению к народу.

Ибо, если государство действует в рамках права, то это означает, что оно:

  1. не имеет каких-либо собственных интересов, отличных от интересов народа, и не использует власть в своих целях;
  2. объективно выполняет волю народа и находится на его службе;
  3. подчинено народу и несет перед ним ответственность.

С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать определенные политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.

Право на принуждение и его оправдание. Одной из важнейших внутренних функций политической власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несет в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе — действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д.

Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооруженную организацию государства (вооруженные силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.).

С этой точки зрения политическая власть — это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциальным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.

Читайте также: