Будо паспорт айкидо что это

Обновлено: 30.06.2024

Уэсиба Дзюку Айки-Дзю-дзюцу; Айки Бу-дзюцу, Кобукаи Айки-будо, Тэнсин Айки-Будо, Такэмусу Айки.

Коити Тохэй, Годзо Сиода, Морихиро Сайто, Сёдзи Нисио, Сейго Ямагучи, Минору Хираи, Киссёмару Уэсиба, Моритэру Уэсиба, Минору Мотидзуки, Хироси Тада, Масатакэ Фудзита, Сигэнобу Окумура, Кэндзи Томики, Нобуёси Тамура, Мицуги Саотомэ,Сэйсиро Эндо,Митио Хикицути,Сэити Сугано,Ёсимицу Ямада,Хирокадзу Кобаяси, Кристиан Тисье, Стивен Сигал, Ясунари Китаура

Айкидо (яп. 合気道 айкидо ? ) — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.

Содержание

Этимология

Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

История

Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Оомото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своём доме он постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Оомото-кё.

Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.

В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало Морихэю Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.

Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу(Айкидо). - это единство и гармония всего в природе.

Философия айкидо

Айкидо не является исключительно боевой системой.

Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо, в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит те же убийственные техники бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.

Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.

О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией, что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.

Принципы айкидо

Среди основных принципов айкидо выделяют: дух единения Айки, дистанцию безопасности Ма-ай, уход с линии атаки Тэнкан, вход в Ма-ай противника Ирими, спиральные движения, своевременное реагирование, использование центра, воздействие на точку равновесия противника Суми, ударная техника Атэми, вращение и, прежде всего, динамику [источник не указан 1113 дней] .

Оружие в айкидо

Работа с оружием — вспомогательный раздел Айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений, работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании центральной линии по отношению к партнёру. Также парные упражнения служат изучению своевременности (авасэ).

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:

    — японский длинный меч. Приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые — не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками. — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны. — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром. — нож длиной до 30 см. — короткий меч. — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, длиной. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца. — японский аналог глефы, часто ошибочно называемой "алебардой".

Система рангов в айкидо

Система рангов в айкидо, как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях айкидо также может варьироваться — например, в реальном айкидо их 5 — с 5 по 1 кю. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 2-6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.

Через год после получения высшей ученической степени (1 кю), айкидока имеет право сдать экзамен на 1 дан. Всего количество данов в айкидо — 10. Высшие степени — с 8 по 10 дан - присуждались только ученикам Уэсибы Морихэя.

Айкидо Айкикай



Фонд Айкикай — организация по изучению и популяризации айкидо, созданная непосредственно Киссёмару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.

В настоящее время, во всём мире насчитывается десятки федераций, в которых стиль айкидо существенно отличается. Поскольку Фонд Айкикай организовал непосредственно сам Уэсиба, который до своей смерти и возглавлял его, то Айкидо Айкикай считается официальным наследником этого боевого искусства и максимально приближён именно к тому айкидо, которое Уэсиба преподавал в свои последние годы.

Основа Айкикай — Всемирная штаб-квартира (хомбу) Айкидо в Токио, главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием Айкидо во всём мире. Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всём мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что Айкидо пользуется всё большей популярностью.

Другие организации айкидо

Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы айкидо мастерами, обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции, заложенные в духовную основу айкидо, были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо, карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других будо, после чего заявляли о создании нового стиля.

Как следствие — на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.

Направления, получившие наибольшее распространение:
Айкикай
Ёсинкан
Син-син-тоицу Айкидо
Ивама-рю
Томики-Рю
Нисио Будо

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Айкидо
  • Боевые искусства по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Айкидо" в других словарях:

айкидо — неизм.; ср. [япон. aikido от ai соединять, воспринимать, ki дух, душа и do путь]. Вид восточного единоборства, основанный на оборонительной тактике (возник в 20 в.). Боевое а. Приёмы а. * * * айкидо японская разновидность восточных единоборств.… … Энциклопедический словарь

АЙКИДО — Японская разновидность восточных единоборств (боевых искусств). Назначение физическая подготовка к самозащите. В процессе занятий совершенствуются броски в сочетании с болевыми приемами. Основная цель вывести партнера из равновесия. Соревнования… … Словарь бизнес-терминов

айкидо — нескл. ср. 1. Один из видов восточных единоборств, сущность которого проявляется в умелых болевых захватах и бросках при активном использовании биоэнергетических возможностей организма (основанный на тактике предотвращения нападения и возникший в … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

айкидо — сущ., кол во синонимов: 3 • борьба (34) • единоборство (24) • спорт (224) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Айкидо — одна из разновидностей японской борьбы. Основателем современного айкидо считается Уэсиба Морихэй (1883–1969), родившийся в семье профессионального наставника боевых искусств, принадлежавшего к старинному самурайскому роду. Основой техники айкидо… … Вся Япония

айкидо — неизм., только ед., с. Вид восточного единоборства, основанный на предотвращении нападения. Учитель айкидо. Лишить равновесия плавным приемом айкидо. Этимология: От японского aikido (← ai ‘соединять’, ‘воспринимать’, ki ‘дух’, ‘душа’ и do ‘путь’) … Популярный словарь русского языка

айкидо — неизм.; ср. (япон. aikido от ai соединять, воспринимать, ki дух, душа и do путь) Вид восточного единоборства, основанный на оборонительной тактике (возник в 20 в.) Боевое айкидо/. Приёмы айкидо/ … Словарь многих выражений

айкидо — айкид о, нескл., ср … Русский орфографический словарь

АЙКИДО — см. Боевые единоборства … Энциклопедия РВСН

Айкидо Айкикай — Содержание 1 Фонд Айкикай 2 Досю 3 Хомбу Додзё 3.1 … Википедия

Морихэй Уэсиба (14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) — создатель боевого искусства айкидо. Родился в городе Танабе в Японии. Последователи также его называют Основатель или Великий учитель (О:сэнсэй).

Айкидо создано Уэсибой на основе элементов традиционных японских единоборств Дайто-рю Айки-дзюцу, кэн-дзюцу и дзё-дзюцу.

Основной принцип айкидо как системы самообороны— использование силы (Ки) противника против него самого. В айкидо используются броски (нагэ-вадза), болевые удержания (осаэ-вадза), удары (атэми). Также характерной чертой айкидо являются круговые движения при уходе с линии атаки и выведение противника из равновесия (кудзуси).

Своё начало айкидо берёт в Дайто-рю Айкидзюцу, но начинает расходиться с ним уже в конце 1920-х, отчасти из-за влияния учения Оомото на Уэсибу. В записях его первых учеников регулярно используется термин айки-дзюдзюцу.

Старшие ученики Уэсибы используют разные подходы к практике айкидо, в немалой степени зависящие от их времени обучения у него. Сегодня айкидо встречается во всём мире в виде нескольких стилей, с широким диапазоном толкования техник и смещением акцента к разным его областям. Однако все их объединяют принципы, сформулированные ещё Уэсибой, включающие заботу о нападающем и уделение основного внимания духовному, а не физическому развитию.

Айкидо не просто искусство самозащиты, его техника и движения пронизаны элементами философии и психологии, законами динамики. Поэтому, овладевая приемами, ученики тренируют разум, укрепляют и поддерживают здоровье и развивают доверие к себе. В айкидо чисто физическая сила не работает, она всегда контролируется сознанием. Поняв и освоив искусство манипуляции чужим сознанием, можно управлять соперником, используя его силу. Поэтому высокое мастерство айкидо позволяет женщине и даже ребенку нейтрализовать физически крепкого мужчину.

Из духовного наследия Морихэя Уэсибы

Айки – это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью.

Это не просто теория. Ты должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой. Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется. Истинное будо заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя. Все, что мне остается делать, – это придерживаться этого пути.

Мне достаточно даже стоять спиной к противнику. Когда он нападает, нанося удар, он повредит себе самим своим намерением ударить. Я един с Вселенной, вот и все. Когда я стою, он будет втянут в меня. Перед Уэсибой из айкидо нет ни времени, ни пространства – только Вселенная как она есть.

У Уэсибы из айкидо нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать будо означает иметь много противников и врагов и порубить их всех. У истинного будо нет ни противников, ни врагов. Истинное будо – в том, чтобы быть единым со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной.

Я спокоен, как бы и где бы меня не атаковали. Я не привязан ни к жизни, ни к смерти. Я предоставил все Провидению Божьему. Находясь между привязанностью к жизни и смерти, предоставьте все Создателю, и тогда, когда вас атакуют, и тогда, когда живете обычной жизнью.

В Айкидо мы контролируем сознание противника до того, как увидим его. Мы притягиваем его к себе. Мы идем по жизни с таким притяжением нашего Ки и пытаемся установить полный взгляд на мир.

Айкидо, лишенное привязанности к чему-либо, поддерживает и защищает все сущее в этом мире, не делая различий.

Каждый день человеческой жизни содержит радость и гнев, боль и удовольствие, темноту и свет, рост и распад. Каждый момент оставляет неизгладимый след в соответствии с великим замыслом природы. Не отрицайте и не выступайте против космического порядка вещей. Радостно, с нетерпением ждите каждого нового дня и примите все, что бы он ни принес

Практика и техники Айкидо

Традиционно айкидо относится к боевым видам искусства, но по своей сути оно есть шаг в развитии будо в сторону воцарения в мире гармонии и рассматривания конфликта, который является неотъемлемой частью жизни, в качестве дисбаланса, который необходимо разрешать на основе доброй воли. Айкидо уважает право каждого человека на безопасность и здоровье и исключает наказание и месть.

Айкидо активно использует энергию Ки, которая концентрируется в хара и распространяется вовне. Эти два принципа (сосредоточения и выброса Ки в нужном направлении) предполагают кругообразность и сферичность действия. Атака направляется по многочисленным кругам, центром нейтрализации которых является хара. Поэтому многие приемы в айкидо строятся на вращении, бросках в круг, еще раз подтверждая, что прямолинейный (поэтому и самый короткий) путь не всегда самый действенный и эффективный.

Морихей Уэсиба О Сэнсэй-Редкая Демонстрация Айкидо (1957)

Использование дыхания

Многие медитативные практики и техники расслабления используют дыхание, чтобы сосредоточить внимание. В рамках базовой практики айкидо сосредотачиваются на выдохе. Выдох используют, чтобы направлять желание вниз по направлению к хара, точке в центре живота, на пару сантиметров ниже пупка.

Балансировка энергетического поля

Ощущение земного притяжения

Энергетическое поле и взгляд

Не смотри в глаза противника, или его глаза притянут твой разум. Не смотри на его меч, или ты будешь убит этим мечом. Не смотри на него, или твой дух растворится. Настоящее будо – это культивирование внимания… таким образом мы втянем противника в себя.
Морихэй Уэсиба

В этом видеоролике из фильма "Ame agaru" (После дождя) отражена сущность айкидо и его корни, связанные с боккеном и катаной. Оставаться спокойным, чтобы противостоять атаке и сражаться только тогда, когда нет выбора, стараясь нанести как можно меньше урона.

Стили айкидо

В настоящее время в мире практикуют тридцать стилей айкидо, основная часть которых разработана учениками и последователями Морихеи Уесибы в разное время, причем они отличаются некоторыми особенностями и в плане техники, и в методике обучения.

Ученики, которые проходили обучение непосредственно у Морихеи Уесибы в разные периоды его жизни, неодинаково воспринимали айкидо и передавали своим ученикам собственное его понимание. В настоящее время появились стили айкидо, которые сформировали и практикуют не прямые ученики О’Сэнсея, а мастера, учившиеся у его учеников. Поэтому между стилями могут отмечаться очень существенные различия.

Самые популярные стили Айкидо

1) Айкикай
Направление, официально признанное в 1940 году, и продолжаемое семьей Уэсиба. Это наиболее распространенный стиль айкидо, который более всего соответствует тому боевому искусству, которое создал М. Уесиба. Помимо внука Уесибы, Моритэру Уесибы, возглавляющего федерацию, в этом стиле работают Сэйсиро Эндо, Сэйсэки Абэ и др.;

2) Ёсикан
Силь, созданный сыном основателя дзюдо Годзо Сиодой еще при жизни великого мастера. Характерной особенностью этого стиля является жесткость техник Кобукана (додзё Уесибы), в котором Уесиба проводил свои занятии до Второй мировой войны. Поэтому техники стиля Ёсикан более всего похожи на техники Айки-дзюцу, на которых основано айкидо;

3) Син-син-тоицу айкидо (Ки-айкидо)
Стиль появился в 1974 г., разработан Коичи Тохэем, который в свое время был главным инструктором в Федерации Айкикай и который оставил ее и основал собственную школу. В ней значительное внимание уделяется философии и этике айкидо, заложенные Уесибой;

4) Томики-рю
Основатель стиля – Томики Кэндзи. Стиль представляет собой синтез айкидо и дзюдо, в котором на разных дистанциях используются разные приемы (на ближних – дзюдо, на дальних – айки-дзюцу). Как и в стиле Ёсинкан, в Томири-рю упор делается на жесткости техник, на физическую подготовку – общую и специальную. Кроме того, этот стиль отличает от большинства других организация соревнований как главного критерия оценки степени владения айкидо.

Краткий справочник по Айкидо

Краткий словарь

Иерархия в айкидо

О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй - Учитель (4 - 5 Дан)
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданча - Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические разряды

Основатель и дошу

Уэсиба Морихей
(14.12.1883 - 26.04.1969)
Основатель Айкидо.

Уэсиба Кисёмару
(27.06.1921 - 04.01.1999)
Второй Дошу.

Уэсиба Моритеру
(род. 02.04.1951)
Третий Дошу

Высшие ученические и мастерские разряды

Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший – десятый.

Шо-дан - 1 Дан
Ни-дан - 2 Дан
Сан-дан - 3 Дан
Ён-дан - 4 Дан
Го-дан - 5 Дан
Року-дан - 6 Дан
Шичи - дан - 7 Дан
Хачи-дан - 8 Дан
Ку-дан - 9 Дан
Дзю-дан - 10 Дан

Начальные ученические разряды

Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.

Хачи-кю - 8 кю
Шичи-кю - 7 кю
Рок-кю - 6 кю
Го-кю - 5 кю
Ён-кю - 4 кю
Сан-кю - 3 кю
Ни-кю - 2 кю
Ик-кю - 1 кю

Занятия айкидо

Обучение Айкидо происходит в додзё:
Додзё - место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Татами - традиционно - мат из рисовой соломы примерно 1м х 2м (в настоящее время, как правило, из вспененного поролона).

На татами, из соображений гигиены, безопасности и комфорта, все носят специальную одежду:

Кэйкоги (Доги) - тренировочный костюм (широко распространенное название "кимоно" является ошибочным и относится к другой разновидности одежды)
Оби - пояс
Хакама - широкие штаны (как правило, для занимающихся от 1-го Дана и выше)

Команды, применяемые на занятиях

Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!

Техники и приемы

Укэми ваза - Техника страховки
Маэ укэми - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок

Направления, стороны и уровни:

Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Джёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чюдан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри

Положения тела и стойки:

Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги ханми - Правосторонняя стойка
Хидари ханми - Левосторонняя стойка
Айханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гякуханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Маай - Расстояние в пространстве и во времени. Упрощенно можно сказать - дистанция между противниками

Перемещения в пространстве:

Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шикко - Перемещение на коленях

Дори ката - Техника захватов
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо
Рёката дори - Захват за два плеча спереди
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - Захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - Захват за локоть
Муна дори - Захват за отворот куртки
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби шимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади

Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Джёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чюдан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шёмэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Еко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку

Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Джю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Проводящий прием, бросающий
Укэ – Подвергнутый приему, бросаемый

Способы удержания и контроля противника:

Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя

Работа с оружием:

Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего

ВИДЕОКАНАЛЫ

Aikido & Daito-ryu Aiki-jujutsu

Документальные фильмы и интервью с мастерами айкидо, а также видеоролики о других боевых искусствах из Японии.

Aikido Journal

Официальный ютуб канал журнала "Айкидо"

Aikidoflow

Короткие видеоролики на тему айкидо. Применение айкидо на практике для самообороны


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методы и средства спортивной подготовки в айкидо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Следует отметить, что интенсивность информатизации прямо пропорциональна росту числа заболеваний, связанных с гиподинамией и стрессами, присущими городским жителям — электронным людям. Еще одной важной проблемой является получение действительно нужной, достоверной информации из интернета и СМИ.

Поиск и совершенствование новых педагогических разработок, их обоснование, введение инноваций в образовательные технологии и методики, построенные на спортивно-ориентированных формах организации физического воспитания, приводят к максимально широкому применению новых средств в физической культуре и спорте, влияющих на процессы физического и духовного развития ребенка, его адаптации к социальной среде. Поэтому использование нетрадиционных средств физической и психологической подготовки, в частности, взятых из восточных боевых искусств, в целях укрепления здоровья, развития физических качеств и социализации учащихся является актуальной задачей, как для теории, так и для практики физического воспитания.


1) расширить информационное поле айкидоистов в рамках их технико-тактической и теоретической подготовки, в том числе:

— освоить элементы техники и тактики адаптированных к современной действительности видов боевых искусств, которые входили в подготовку самураев,

— познакомиться с историей возникновения и развития как своего профильного вида — айкидо, так и смежных видов боевых искусств;

2) получить возможность практического применения айкидоистами элементов техники и тактики других видов боевых искусств в формате тренировочных занятий, мастер-классов, зачетных мероприятий и турниров;

3) разнообразить психологическую подготовку айкидоистов, включив в нее занятия по воспитанию духовности, нравственности, патриотизма, гуманизма, помогающие успешной социализации школьников.

Выбор видов боевых искусств был обусловлен неслучайно. Каждый из видов наиболее успешно развивает определенные физические и психологические качества (см. таблицу 2).


Сумо — использование силы в полном контакте, особый тип энергии, вырабатываемый при брюшной централизации, которая позволяет одному атлету выталкивать другого за пределы арены; нравственность, мораль, этика. Дзюдо — контроль энергии, дисциплина, умственное развитие, психическая закалка. Айкидо — круговые движения, являющиеся основой техники айкидо, обеспечивают возможность избегать физическое противодействие партнёра и применять защитные приемы наиболее эффективно; распространение скоординированной энергии, самосовершенствование, духовное и нравственное воспитание личности. Верховая езда — навыки правильной осанки, единение всадника и коня, человека и природы. Плавание — закалка тела, рациональность дыхания, дисциплина, контроль энергии. Дзёдо — быстрота реакции, закалка тела, сложно-координационные приёмы с шестом, нравственное воспитание, этика, дисциплина. Иайдо — сохранение мышц и суставов в работоспособном состоянии, мгновенная концентрация внимания при переходе из пассивного состояния к стремительной атаке.


Места и сроки проведения этапов многоборья размещаются в календарных планах мероприятий. Так как в виде традиционного боевого искусства айкидо нет соревнований, то по айкидо проводится зачет — выполнение демонстрационной показательной программы или выполнение квалификационных зачётов ЕВСК на юношеский разряд. Зачетом по верховой езде является участие в мастер-классе, проведённом в любом конно-спортивном клубе. Зачётом по кюдо является мастер-класс в любой Федерации (клубе) Кюдо или Федерации (клубе) стрельбы из лука.

Состав судейских коллегий по видам боевых искусств (единоборств) формируются на основании списков спортивных судей, представленных федерациями и клубами участвующих в мероприятии.

К участию в многоборье допускаются зарегистрировавшиеся федерации и клубы. Возрастные группы участников распределяются следующим образом: детский возраст — 6–9 лет; юноши — 10–13 лет; юниоры — 14–17 лет. В комиссию по допуску представляется именная заявка, а также следующие документы на каждого участника: а) паспорт или свидетельство о рождении; б) будо-паспорт или квалификационная книжка спортсмена; в) полис обязательного медицинского страхования; г) страховой полис о страховании жизни и здоровья от спортивной травмы.

Выводы по главе 1

Проанализирован опыт использования различных видов боевых искусств в физическом и духовном воспитании детей и молодежи. Было выявлено, что средств и методов, присущих каждому в отдельности виду боевых искусств, недостаточно для воспитания гармонически развитой личности, способной к успешной социализации в современных условиях.

2. Чем отличаются боевые искусства (дзюцу) от единоборств (до)?

3. Какие труды и источники Вы знаете, где авторы описывают подготовку самураев?

Я хорошо помню, как примерно двадцать лет назад Мицуги Саотомэ сихан сказал на семинаре по айкидо в Чикаго: “Будо готовит и учит вас тому, как умереть”.

Услышав его слова на татами я была поражена и захотела побольше узнать об этой интересной перспективе. Я вспоминаю, что все мои чувства обострились, и я слушала мастера очень внимательно. Будо - подготовка к смерти. Но, учась умирать, вы учитесь жить, уважать и ценить жизнь. Боевые искусства есть бой, и существует только два варианта: остаться в живых и жить или умереть.

Следует заметить, что некоторые люди избегают боевого аспекта айкидо. В то время, как многие желают, чтобы айкидо было мирным и красивым видом физической культуры, я в настоящее время уверена, что для полного понимания айкидо необходимо воспринимать его во всей полноте. Отрицание боевой стороны айкидо есть неуважение к боевому искусству.

Попытки отсечь айкидо от его боевых корней Дайторю означают непонимание айкидо. Айкидо есть боевое искусство - форма боя. Изучение обеих сторон должно не обесценивать айкидо, а скорее добавлять новые знания к его пониманию в процессе серьёзного изучения. Чтобы сделать это, необходимо знать историю создания айкидо и то, как происходила эволюция этого искусства.

Боевая история Уэсиба Морикэи состояла не только из славных побед айкидо. Он испытал много трудностей и рисковал жизнью. Его стиль боя в ранние годы был очень агрессивным, и многие люди боялись его. Но айкидо преодолело все трудности развития. Мудрость Уэсиба позволила айкидо стать большим, чем только простой формой самообороны. Искусство айкидо вышло за пределы бусидо и превратилось в будо.

Когда вы учитесь бороться и убивать, вы понимаете, как важна и хрупка жизнь в действительности. К сожалению, нет лучшего урока для этого, чем непосредственное свидетельство травмы, ранения, или смерти на ваших глазах в результате несчастного случая. Нужно самому почувствовать раскаяние, сожаление и печаль, чтобы стать ближе к пониманию жизни, природы и всех живых существ. Смерть есть такая же часть жизни, как жизнь есть часть смерти. Они диаметрально противоположны, но всё же очень зависимы друг от друга. Без смерти мы не ценили бы жизнь. Мы не страдали бы. Мы не имели бы сожалений о смерти. Жизнь и смерть дополняют друг друга.

Отказ признавать "боевое" в айкидо мы можем сравнить с различными аспектами жизни. Например, если кто-то не любит плоды с оранжевой коркой, то это не означает, что вы тоже выбрасываете еду оранжевого цвета. В нашей культуре мы любим проводить чёткое деление вещей и суждений. Мы делим мысли и все виды вещей на две группы: вещи которые мы любим и которые удобны нам, и те вещи, которые мы не понимаем, ненавидим и боимся. Почти то же самое мы делаем, когда пытаемся удалить "боевой” аспект из айкидо. В этом случае мы удаляем жизнь и суть искусства. Борьба за жизнь совершенно естественна в природе. Волчица бросается на защиту своих волчат. Если животное загнано в угол, то оно не сдаётся и не падает на спину, а нападает на врага до последнего дыхания. Даже самые маленькие животные демонстрируют этот тип поведения. Я видела это сама у крыс и собак. Они бросаются в бой за выживание и сохранение жизни.

В западном мире очень часто злоупотребляют терминами "честь" и "благородство”. Эти сентиментальные термины, ассоциируются со славной местью за оскорбление, нарушенное достоинство, неправомерную смерть. Честь бусидо ассоциируется со словом "честность". Честь есть правда. Выражение "спасти лицо” означает сохранить свою честность и достоинство независимо от того, насколько это трудно, независимо от возможности компромисса, развращающей вашу душу, независимо от того вреда, который будет нанесён нечестному эго. Это есть честь истинного бусидо. Не каждый человек достаточно силён, чтобы выдержать это. Мы никогда не сможем добиться совершенства, а честь бусидо - это пожизненное стремление к тому совершенству, которое делает человека великим. Это вызов себе и цель стремления, это - часть будо. Честность важна прежде всего. Хорошим характером восхищаются из-за трудностей, которые требуются для его воспитания. Истинная сила и дисциплина человека измеряются его характером.

Однажды мой друг упомянул человека, которого мы оба знаем, как благородного, но я с ним не согласилась. Причина моего несогласия была в том, что этот человек, который был айкидока, посетил однажды моё додзё и был очень хвастлив. Он ругал других айкидока в додзё, включая моего друга, и ставил себя выше других. Он делал это открыто перед учениками додзё. Я не одобряла его поведение и постаралась сделать так, чтобы мои возражения были сообщены ему в более подходящее для этого время. Этот человек возвратился домой в Европу. В том же году я была в Европе и посетила этого человека. К сожалению, и к моему полному разочарованию, его поведение было прежним. Та же самая бравада и самолюбование.

Благородство означает, что вы должны быть честны и правдивы с самим собой. Я упомянула ранее, что всегда имеется кое-что, что должно быть изученным, из вещей, которых вы боитесь или хотите избежать. Чтобы быть благородными, мы должны стоять лицом перед вещами, которых мы боимся и которых мы не хотим видеть. Наиболее страшные вещи, перед которыми мы не хотим стоять, это те вещи, которые мы ненавидим в самих себе, это недостаток честности, стремление к самооправданию и прочие подобные качества. Многие из нас отказываются подтвердить существование этих черт в себе самом. Эти черты характера плохие и столь же нежелательные, но они есть часть нашего существования и лучше, когда вы можете определить их. Например, если вы знаете, где находится рана на вашей руке, то вам легче её лечить. Если человек предпочитает игнорировать свою рану, то она воспаляется, заражает весь организм и приводит к смерти. Сохранить лицо означает сохранить честность в себе самом, независимо от боли и цены уплаченной за это. Это означает стоять лицом перед тем, что плохо в себе самом.

Возможно, если мы будем честно признавать в себе недостатки, то сможем лучше понимать свой характер, избежать хвастливости, самооправдания и самовлюблённости. Если мы честны с нашими собственными недостатками и делаем усилия, чтобы превратить эти недостатки в хорошие качества, мы сможем стать лучше. Мы не будем нуждаться в самоутверждении и насилии над эго. В столкновении с нашими тёмными сторонами побеждает храбрость. Я знала одного человека, который обманул нескольких стариков из-за денег. Он почувствовал, что ему трудно жить с этим преступлением и добровольно в нём признался. Он был заключён в тюрьму на короткое время, потом добровольно вернул долг своим жертвам и смирился с тем, что ему с такой репутацией будет трудно найти хорошую работу. Этот человек совершил нечестный поступок и по собственной воле выбрал путь возвращения к тому, чтобы стать "благородным". Он мог бы хранить молчание, и никто не узнал бы о его преступлении, но он был достаточно силён, чтобы "спасти своё лицо". Я считаю, что этот человек был храбрым.

Он показал силу своего характера, прошёл через суд, скандалы и денежные долги. Его семья приняла его действия, как должное. Он совершил этот поступок не из страха раскрытия его преступления, а из подлинного желания снова стать честным. В то время, как убийства врагов на войне, например, считаются храбростью и доблестью, они большей частью есть действия для выживания, которые предпринимают солдаты в состоянии абсолютной опасности, и в результате они делают лучшее из возможного в самое плохое из времён. В моём примере этого человека никто не мог обнаружить. Он добровольно пошёл на этот шаг, сел в тюрьму, вернул долги и хорошо понимал, что последующая жизнь будет трудна, и для него, и для его семьи. Он выполнил самое лучшее в самом плохом из времён. Некоторые могут сказать, что этот человек был преступником. Да, он совершил преступление, но всё ещё требуется, храбрость чтобы сделать то, что он сделал. Он храбр, потому что решил продолжить жизнь с этим пятном. И эта пятно исчезнет, в конечном счёте, со временем. Я верю что этот человек будет вознаграждён.

Храбрость и доблесть очень часто не прославляют фанфарами и парадами, как это показано в старых военных фильмах. Мёртвые солдаты не слышат почётных залпов, перезвон бокалов с шампанским и тосты за них. Истинное благородство проявляется тогда, когда вы понимаете, что обладаете чем-то более ценным, чем медаль, очередной дан или даже деньги. Вы не можете выменять или купить честь. Она приобретается трудной работой, болью и чрезвычайным усилием. Она не может быть скомпрометированной. Истинная честь рождает лучшие чувства души.


Однажды мой друг восхищался очень известным человеком, обладающим богатством и властью, и добавил, что тот является "хорошим" бизнесменом. Он объяснил, что этот человек создавал новые компании, а потом закрывал их и распродавал по частям. Он оставлял людей без работы и совершал некоторые очень сомнительные операции, чтобы приобрести больше богатства и власти. Я слушала своего друга некоторое время, а потом задалась вопросом, почему айкидока восхищается таким человеком? Я думаю, что мы все виновны в том, что нас привлекают люди, которые прямо противоположны нам самим. Мы тянемся к ним, как бабочка тянется к пламени. Возможно, это ( любопытство, нам хочется представить себе, что было бы с нами, если бы мы были на месте этого человека. В западном мире принято распространять слухи о платёжеспособности человека в его бизнесе, чтобы вызвать хаос, неустойчивость или финансовое крушение. Также вполне допустимо быть нечестным, чтобы уничтожить доверие к такому же служащему и захватить должность этого человека. Список можно продолжить.

Люди, которые обманывают, крадут, лгут и нарушают закон во имя “хорошего бизнеса” делают то же самое в личной жизни. Некоторые пытаются разделить бизнес и жизнь в обществе и семье. Вы не можете так сохранить честь в бусидо. Нельзя выделить некоторые плохие черты и отрицать свою ответственность за них. Вы полностью есть то, что вы делаете в бизнесе. Это неотделимо. Кроме того, быть профессионально нечестным и утверждать, что это является приемлемой практикой, означает только оправдание своей нечестности. А вера в то, что такое оправдание допустимо, является “потерей лица”.

Конечно, я - не мудрая старая сова и недостаточно хороша, чтобы утверждать, что стану когда-либо такой же известной, как Уэсиба Морикэи, но я понимаю, что не благородно разделять личные и профессиональные черты из соображений удобства.

Из долгого общения с моим последним учителем Такахаси Исао я помню, что он был непреклонен, заставляя учеников брать личную ответственность за те вещи, которые они делают профессионально, потому что все дела мы делаем лично и это влияет не только на нас, но и на других людей.

С большим количеством уникальных материалов по айкидо можно познакомиться здесь.

Читайте также: