Брак зарегистрированный в загсе и в церкви как называется

Обновлено: 30.06.2024

Современные правила венчания в РПЦ

Современная православная церковь трактует церковный брак, как союз, заключенный между женщиной и мужчиной и освещенный Богом для дальнейшего рождения детей и совместной жизни до конца своих дней. Развенчать брак в церкви очень сложно, поэтому духовники советуют готовиться к венчанию, как к одному из самых ответственных шагов в жизни.

Венчание считают возможным и оправданным только тогда, когда существует официальное заключение о регистрации брака, то есть он является законодательно зафиксированным в книге актов гражданского состояния.

Законы РПЦ предусматривают категорический отказ в венчании, если:

  • один из брачующихся состоит в другом браке: церковном или зафиксированном законодательно;
  • если желающие обвенчаться являются кровными родственниками;
  • если существует возможное кровное родство вплоть до 4-5 колена;
  • если люди состоят в духовном родстве;
  • для тех, кто до венчания уже состоял более, чем в 3 браках;
  • монашествующим или принявшим определенный сан;
  • тем, кто не достиг возраста, который, согласно законодательству, подходит для вступления в брак;
  • признанным недееспособными, с соответствующим документальным подтверждением;
  • между приемными детьми и приемными родителями;
  • между людьми, один из которых сменил пол.

Справка! Пункты, касающиеся запретов на вступление в брак относительно священнослужителей, регулируются специальными комиссиями при епархиальном архиерее.

венчание в церкви

В каких случаях допустимо исключение

Государственная регистрация и обряд венчания в один день

Церковь проводит обряд венчания только для тех, кто состоит в гражданском браке. Сроки венчания после регистрации важны только для тех, кто хочет обвенчаться. Люди, придерживающиеся православной веры, часто проводят регистрацию и свадьбу с записью в ЗАГСе в один день.

Информация! Венчание часто совершают в выбранный день через годы после официальной регистрации.

венчание в церкви

Уважительные обстоятельства

По решению специальной комиссии, созданной епархиальным протоиреем, разрешение может быть выдано в исключительных случаях. Его могут получить желающие, которые, не расписываясь, решили вступить в церковный брак. Обстоятельство, которое позволит епископу дать разрешение на брак, это ситуация, где одному из супругов угрожает смертельная опасность.

Послушные прихожане церкви на протяжении многих лет

Еще одним исключением венчания без росписи может стать разрешение на церковный брак тем, кто долго посещает приход, является безупречным прихожанином, выполняет все рекомендации духовника. Для таких лиц делают специальное исключение и проводят обряд, согласно законам церкви.

красивая церковь

При этом причащение, исповедание, несение поста перед обрядом увеличивают по срокам, если сравнивать с венчанием после официальной регистрации. Кроме того, решение может быть принято на основании положительных характеристик и ходатайстве уважаемых прихожан из одного прихода. Срок рассмотрения прошения о разрешении зависит от правил церкви, условий прихода.

Информация! Свидетельство о венчании не имеет юридической силы и не признается законом, как гражданский брак, поэтому имущественные и другие типы притязаний при наличии этого документа несостоятельны.

Что необходимо для совершения обряда

При вступлении в церковный брак учитывают, что процесс состоит из 2 последовательных этапов. Подготовку к венчанию начинают заранее. Выбор времени для венчания зависит от планируемой регистрации брака и желания молодоженов совместить обе процедуры или разделить их временным интервалом. Подходящие периоды:

  • первое воскресенье после Пасхи;
  • после Крещения, до начала Масленицы;
  • дни между постами: Петровым, Успенским.

венчание в церкви

Обряды не проводят по дням великих или однодневных постов, не венчают по четвергам, вторникам, субботам.

Обручение

Этот этап предшествует венчанию. Современные священнослужители проводят его совместно с основным обрядом, но идеальным вариантом считают проведение обручения после помолвки, с выполнением последовательных действий:

  • исповедованием обоих будущих супругов;
  • продолжительными беседами о будущем, назначении семьи, планировании детей.

При обручении молодой человек беседует не только со священнослужителем, но также с родителями невесты. Эти правила действуют тогда, когда жених и невеста молоды и неопытны.

Венчание

венчание в церкви

Для венчания потребуются дополнительные предметы, документы:

  • свидетельство о регистрации брака, паспорта;
  • церковные парафиновые свечи;
  • полотенце-рушник;
  • обручальные кольца;
  • иконы Марии Богородицы, Христа-спасителя.

Обряд начинают с того, что невеста и жених выходят за священником на центральную часть церкви. При этом священник несет кадильницу, брачующиеся держат в руках свечи, символизируя этим поход к свету. Затем оба становятся на расстеленный рушник и подтверждают священнослужителю добровольное согласие на таинство. Над головами пары держат венцы заранее заявленные свидетели. Далее священник дает каждому из них прикоснуться губами к лику святого.

молодый в церкви

Информация! Традиционный русский обычай предусматривает хранение церковных свечей. После смерти последнего из супругов обе свечи кладут в гроб с телом.

Как относятся священнослужители к гражданскому браку

Священник Максим Первозванский, матушка Лариса и их дети

Священник Максим Первозванский, матушка Лариса и их дети

— Что вас порадовало в Проекте документа, и что вы считаете необходимым доработать или вовсе изменить?

— Документ этот крайне своевременный, потому что назрело множество вопросов, касающихся совершения браков. Однако некоторые из них, на мой взгляд, остались нераскрытыми или раскрытыми таким образом, что я не готов с ними согласиться.

Во втором пункте Проекта документа говорится, что всякое сожительство без государственной регистрации есть блуд [1] . Я категорически не согласен с этим.

Несколько раз в жизни я соглашался венчать брак без государственной регистрации, — и всегда это было связано с невозможностью по тем или иным причинам его зарегистрировать.

Один из ярких примеров — из 1990-х, когда человек, будучи гражданином Казахстана, четыре года восстанавливал паспорт, и никак у него это получалось. И конечно, я его обвенчал: была настоящая свадьба с кучей родных и друзей, машинами и ресторанами, — и совесть меня ни капельки не обличает.

Бывает и так, что люди не готовы к регистрации, и вовсе не потому, что они не собираются быть друг другу верными мужем и женой и зарегистрировать свой брак в дальнейшем, — просто они не могут сделать это прямо сейчас.

Случается и так, что государственная регистрация брака приводит к серьезным проблемам.

Государственная регистрация, безусловно, очень важна. Но нужно иметь в виду, что государство не заключает браки — оно эти браки регистрирует. ЗАГС — это отдел записи гражданских состояний. Человек умер — выдается свидетельство о смерти. Родился — выписывают свидетельство о рождении. Женился — государство регистрирует его брак, не более того.

Да, в советское время регистрация обросла элементами обряда, но мы знаем, что эта процедура упрощается: уже не нужны свидетели, можно спокойно прийти в будний день в будничной одежде и в рабочем порядке зарегистрировать свой брак.

А что такое брак? В первом пункте Проекта документа, между прочим, содержится прекрасное определение: брак — свободный союз мужчины и женщины с обещаниями ими взаимной любви и верности.

Ведь даже депутаты недавно выступили с инициативой, что браки, венчанные в Церкви, можно регистрировать без предварительного двухмесячного испытания: раз Церковь обвенчала, — а священнослужители ответственно относятся к этому, — значит, у государства нет никакой необходимости в этом испытательном времени, которое обычно бывает между подачей заявления и самой регистрацией.

Если есть публичное обещание взаимной любви и верности, то, безусловно, мы имеем дело с браком. Два человека, находящиеся на необитаемом острове, могут вступить в брак, если пообещают Богу (а если кто-то третий на этом острове затесался, то и объявят публично), что они муж и жена.

Поэтому требуется доработка этого пункта.

Я знаю очень много таких ситуаций, когда люди лет в двадцать вступают в брак, потом, годам к 30-ти, у них начинается период исканий, и вот человек вдруг заявляет себя или не верующим или не православным: и что, считать это основанием для расторжения брака?

Мы живем в таком обществе, когда многие, — или, по крайней мере, некоторые — люди в течение жизни могут менять религиозные воззрения, и если при этом они не начинает активно склонять мужа или жену к отпадению от православия, то указывать это как причину для расторжения брака, мне кажется, было бы некорректно.

Есть вопрос и по поводу монашеского пострига одного из супругов как причины для расторжения церковного брака: по-моему, по существующей практике, если муж и жена принимают монашество, они должны делать это одновременно.

Очень важен для приходской жизни и вопрос о второбрачии. Недавно, в день свв. Петра и Февронии, с радостью я венчал супружескую пару. Оба — вдовцы. Очевидный второй брак, но их первые браки были не венчаны. А кто-то из священников мог бы взяться их венчать, как первобрачных, поскольку, еще раз повторю, они не были венчаны.

— Еще один вопрос про пункты, в которых основанием для расторжения брака указывается СПИД и душевная болезнь. СПИД человек может где угодно получить — например, в больнице при переливании крови. Это повод бросить человека в беде?

Надо понимать, что указанные причины — никак не рекомендации. Возьмем классическую, всем известную причину разводов — прелюбодеяние, измена.

Прелюбодеяние — тяжелейший удар, но если это разовая измена, думаю, что любой священник будет рекомендовать супругам стараться сохранить брак.

Но ведь действительно, бывают ситуации, когда человек приобретает эти болезни не в результате противоестественных пороков или измены (что само по себе является причиной для развода), а в каких-то ситуациях, от него не зависящих.

Что же касается неизлечимой душевной болезни, то здесь нельзя не согласиться, что это основание для расторжения брака, потому что жить с таким человеком совершенно невозможно.

Хотя, опять-таки, хочу подчеркнуть, указанные причины для возможного расторжения брака — это не руководство к действию.

21 октября 2013 г.

Действительно ли существуют некие мистические знаки, указывающие на благополучие или неудачу будущего супружества? Настоятель храма в честь Архангела Михаила г. Витебска протоиерей Владимир Артеменко прокомментировал самые распространенные свадебные приметы и предрассудки.



Если подгадать бракосочетание к одинаковым цифрам дня, месяца, а еще лучше и года – брак будет счастливым.

Вспоминается, как на протяжении девяти лет желающие создать семью женились 01.01.2001, 08.08.2008 или в другие годы с подобными цифровыми совпадениями. Работники ЗАГСов говорили, что в эти дни регистрировалось самое большое количество пар. И к нам, священникам, чаще обращались с просьбой обвенчать именно в указанные даты. Что не всегда представлялось возможным. Поскольку, например, 1 января 2001 года выпадало на строгую неделю поста накануне Рождества Христова. Или на Великий пост – 04.04.2004.

Да, есть даты, к которым молодые издавна подгадывали вступление в брак. Но речь шла не о каких-то якобы счастливых или несчастливых цифрах, а о больших церковных праздниках, с которых начиналась благословляемая Церковью свадебная пора. Это Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. И еще один пик свадеб приходится на Красную горку – первое воскресенье после Пасхи.

Свадьба в понедельник – к богатству. Во вторник – к здоровью. Среда – день для свадьбы счастливый. Четверг принесет одни трудности в семейной жизни. Пятница также для свадьбы не годится.

Все эти приметы не имеют разумного обоснования. В Православии иной, осмысленный подход к брачным торжествам, выпадающим на конкретные дни недели. Среда и пятница являются постными днями, в которые вспоминается предательство и распятие Христа. Поэтому во вторник и четверг не венчают, ведь предстоящая брачная ночь – постная.

В мае нельзя расписываться в ЗАГСе и венчаться – будешь всю жизнь маяться.

Это суеверие пришло к нам из язычества, от древних римлян. Римские мужчины не женились в мае, потому что именно в этом месяце приносились жертвы мертвым и все носили траур. В Древнем Риме с 9 по 13 мая проходили Лемурии – дни, посвященные духам умерших. В этот период закрывались храмы, не совершались браки и в течение всего месяца празднества были нежелательны.

У славян последний месяц весны, напротив, предвещал веселье и радость. Ведь позади Великий пост. Продолжается весенний мясоед. Оживает природа.

Поверье, по которому якобы нежелательно вступать в брак в мае, возможно, связано с созвучием слов май – маета – маяться. Или же с тем, что в мае начинаются посевные работы.

В високосный год свадьбу лучше не играть и не венчаться.

А пить, есть, ходить на работу можно? Так почему нельзя семью создать в году, где на один день больше, чем в остальных? Это единственное – и при этом несущественное – отличие високосного года от других.

Если в пост сыграть свадьбу – счастья не будет.

Это мнение ближе к истине. Церковь не благословляет брачные торжества в посты, поскольку это время молитв и покаяния. Особой сосредоточенной духовной жизни, которая мало сочетается с обильным столом и весельем, присущим свадьбе.

Невенчанный брак является греховным сожительством.

Венчание – это модный обряд.

Прежде всего, не обряд, а таинство. Чем отличается таинство от обряда? Обряд – это сам порядок совершения таинства, церковной службы. Или часть богослужения. Например, помазывание освященным маслом, освящение воды, жилища.

Если падает кольцо во время венчания или погаснет свеча – к разводу или вдовству.
Не бойтесь таких моментов! Эти случайности не таят никакой зловещей мистики. К ним нужно относиться спокойно – всякое бывает.

Беременной грешно венчаться

Грешно – до или вне брака забеременеть. Но опять-таки это не повод откладывать свадьбу или таинство брака. Перед венчанием жених и невеста исповедуются. На исповеди надо в этом покаяться. Родить в любом случае лучше, будучи обвенчанной. Ведь благодать этого таинства переходит и на детей!

Тем, кто прожил в браке много лет, венчаться уже нет смысла.

Венчаться есть смысл при любом стаже семейной жизни. Церковь только приветствует желание пар, проживших годы и десятилетия в крепком браке, скрепить его Божьим благословением. Ведь настоящий брак, начавшись на земле, продолжиться и в вечности. Там любовь мужа и жены раскроется во всей полноте и совершенстве. Сколько бы ни было лет такому союзу и супругам, их обвенчают с радостью.

Повенчались, а потом разбежались. Венчаться – к скорому разводу.

Венчание никак не может ускорить развод. Это абсурд. Венчаные и невенчаные союзы распадаются из-за нежелания супругов нести ежедневные, ежечасные труды в преодолении своей косности, негибкости, эгоизма.

Вечная любовь, к которой Церковь призывает мужа и жену, – это не только чувства, а еще ответственность и порядочность. А также волевое решение любить своего избранника несмотря ни на что. Независимо от уровня достатка, потери молодости и красоты с годами. Если не принять такого глубокого и серьезнейшего решения – чувства и брак станут крайне непрочными и шаткими. И будут зависеть от огромного количества обстоятельств.

Мне запомнились сказанные в свое время слова Патриарха Кирилла:

И, к слову, второбрачие, как и, в крайнем случае, третьебрачие – это снисхождение к человеческой немощи. Венчание для повторно брачующихся пар уже включает в себя две покаянные молитвы. Оно не такое торжественное, как для людей, вступающих в церковный брак впервые.

Гражданский брак

Современный мир буквально поглощен идей “гражданского брака”. Взрослые люди не хотят взрослеть, не хотят нести ответственность за друг друга, за семью. И для таких людей, гражданский брак, некое увиливание от настоящей семейной жизни.

Ниже мы предлагаем ряд вопросов, на которые даны ответы протоиереем Максимом Козловым:

Признает ли Церковь нецерковный брак? В чем различие между церковным браком и гражданским? Можно ли верующим, но живущим только в гражданском невенчанном браке, приступать к церковным Таинствам Исповеди и Святого Причастия?

Необходимо только стремиться, чтобы этот брак дорастал до такого союза, который может быть освящен Таинством Венчания, именно дорастал, а не механически в него превратился. Более того, не нужно настаивать на Венчании даже в том случае, если деликатный и любящий супруг готов это сделать ради другого: венчайся со мной, потому что мне это нужно.

Да нет же, венчаться нужно тогда, когда оба готовы к этому с верой во Христа и с тем, чтобы семью сделать малой Церковью. А пока не готовы, пусть будет просто искренний, честный, целомудренный союз двух верных друг другу людей, который не может быть неугоден Богу, но который еще не дорос до того, чтобы стать венчанным браком.

Иное будет отношение Церкви, если речь идет о двух церковных людях, исповедующихся, причащающихся, но почему-либо не желающих венчаться, хотя гражданскую семью они создали, и тут уж не важно, зарегистрировались ли они в загсе или нет.

Протоиерей Максим Козлов

Безусловно, со стороны верующих и воцерковленных людей, подобное – недопустимо, потому что, в первую очередь, в этом есть проявление неверия в Бога и в Церковь. Неверие в то, что Венчание – это такое Таинство, в котором семье дается благодать Божия настолько бесконечно больше того, что мы сами друг другу можем дать. Или за этим стоит неуверенность, что этот союз окончательный, когда мы еще не готовы себе сказать – семья это или не семья, но при этом малодушно соглашаемся на допущение плотских отношений и удовольствий, с ними связанных. Конечно, для воцерковленных людей абсолютно недопустим такой жизненный подход, оставляющий их до покаяния вне возможности участия в полноте Таинств Церкви.

Наконец, речь может идти о гражданском браке, как просто о неупорядоченных отношениях светских людей. Это то, о чем, по слову апостола Павла, “срамно есть и глаголати” (Еф. 5, 12), и что вовсе не должно быть в жизни церковного человека. И относиться к этому нужно внутренне твердо, бескомпромиссно, не поддаваясь духу века сего, где моногамия объявляется аномалией, а временные свободные союзы людей, что разного, что одного пола, пропагандируются, как наименее противоречащие человеческому естеству. Вне всякого сомнения, для христианского сознания даже в начале XXI века это недопустимо так же, как и во времена апостольские.

О гражданском союзе можно говорить как о браке, когда это действительно семья, а не беспорядочное сожительство. Супруги, прожившие долгие годы друг с другом в верности, воспитавшие детей, конечно, не могут быть порицаемы как люди, погрешающие против седьмой заповеди.

С другой стороны, такие супруги, сознательно или бессознательно, лишают себя всего того, что дается в Таинстве Браковенчания. А в нем присутствует Божественная благодать, которая “немощное врачует и оскудевающее восполняет”. В этом смысле всякий церковный брак неизмеримо превосходит всякий человеческий союз. Но это можно понять только на личном опыте.

Если речь идет о семье полноценной, хотя бы и не освященной Таинством Венчания, с соблюдением взаимной верности, с несением бремен семейной жизни, с взаимным воспитанием детей, то нахождение в таком браке не есть препятствие для того, чтобы исповедоваться и причащаться.

Читайте также: