Божественная санкция как религиозно правовое обоснование царской власти

Обновлено: 30.06.2024

Обратившись к духовным, культурологическим истокам человеческой цивилизации - к мифологии и философским учениям Древнего Востока - Египта, Индии и Китая, Античной философии, бросается в глаза их функциональное единство - обращенность к обоснованию социальной нормализации, иерархии, общественному порядку, обеспечивающих существование, воспроизводство и развитие социума. Как говорится, если Бог решил наказать человека, то лишает его разума, если захотел наказать общество - оставляет его без власти. Не случайно, во все времена желающих навести порядок, всегда на порядок больше тех, кто согласен его соблюсти.

Христианство, в особенности протестантизм, сыграло решающую роль в становлении западноевропейской цивилизации. Основатель протестантского движения Мартин Лютер, руководствуясь идеей предопределенности пребывания в земной мире, постулировал цель жизни, состоящую в поиске ответа на вопрос о спасении души путем успеха как результата повседневного добросовестного труда (труд как призвание), стремление к прибыли и расширению своего дела, вне зависимости от сферы деятельности. Таким образом, протестантизм сформировался как религия воцерковлённого труда и профессионального успеха. Труд и успех как самоцель; активная политическая, экономическая и социальная деятельность как неотъемлемая часть мирской аскезы, как земной индикатор спасения души. Интериоризация Бога воплотилась в требовании свободы совести и выбора, защищенной правом. Концепт об органическом единстве духовного равенства, нравственного самоконтроля и уважения прав человека стал критерием легитимности сообщества, фундаментом становления демократических политических институтов.

Наиболее зримо роль протестантской церкви проявляется в становлении демократических институтов США. Как заметил К.С. Гаджиев, организованная религия с самого начала истории Америки была вовлечена в общественно-политическую жизнь страны [3]. Она служила в качестве активной силы, лежащей в основе реформистских и гуманитарных движений. Многие религиозные деятели принимали активное участие в американской революции. Одним из способов участия религиозных общин в развитии общественной жизни Новой Англии были регулярные проповеди, посвященные важным событиям в общине, в том числе политическим, благодаря которым религиозное сообщество влияло на ход политических процессов. Например, в проповедях, освещавших выборы, оглашались необходимые качества правителя, и акцентировался принцип взаимных обязательств народа и власти. Таким образом, очерчивались варианты выбора, который должны были сделать избиратели.

Таким образом: 1. Социально-политические учения и политико-правовые практики католической церкви и протестантизма, утверждающие принципы универсализма и гражданского равенства, содействовали становлению западных демократических политических институтов. Благодаря этому обеспечивается превосходство права, а политические и правовые нормы формулируются, в конечном счете, в категориях прав и обязанностей индивидов, а не отличительных особенностей социальных и этнических групп. 2. Политическая история свидетельствует о том, что представительные институты смогут пустить глубокие корни, дающие им возможность выжить лишь на основе осознания и утверждения принципа духовного равенства и равной свободы для всех. История распорядилась так, что протестантизм и протестантские общины, доминирующие в государствах Северной Европы, решительней включили христианский потенциал свободы в сферу самоуправления, чем государства католического Юга Европы. Однако очевидно, что, стремясь содействовать более высокому уровню цивилизационного развития общества, отдельные протестантские деноминации, оставили в тени духовно-нравственные ориентиры, что приводит к обмирщению традиционной парадигмы не только протестантизма, но всего христианства в целом. [1] Отступая от традиционных библейский истин, протестантизм рискует не только не привлечь новых прихожан, а скорее потерять их поддержку. Невозможно верить в истинность религиозных решений, если они идут в разрез со священными текстами. Однако, несмотря на отрицательные стороны служения, главная заслуга протестантизма состоит в том, что он наиболее аутентично воспроизвел политико-правовые основания христианской жизни, явив пример остальным христианским конфессиям. 3. Сегодня католическая церковь и протестантские общины являются активными участниками политического процесса, по каналам политических партий, религиозного образования, СМИ, побуждая должностных лиц высказывать свои мнения и принимать политические решения по вопросам, волнующим церковь и верующих.

Современным же языком можно сказать, что Церковь не представляла собой автономного института. Находясь на территории империи, церковь участвовала в решении проблем, поставленных перед ней государственной властью, главной из которых было богословское обоснование существования Империи. Церковь обладала монополией в идеологической сфере, и поэтому она курировала всю сферу культуры и образования. Империя, в свою очередь, была призвана охранять церковь от внешних религиозных и политических врагов, предоставляя материальные возможности для ее развития и миссионерства.

Что касается современности, у нас по-прежнему - персоналистская модель власти. В России, с ее размерами и сложным административно- и этно-территориальным устройством, не прижилась полноценная, как двухпартийная (США, Англия), так и многопартийная система (Германия, Франция). Многопартийность в нашей стране дважды (1917, 90-е) приводила к гражданской войне. События, происходящие на Украине, непосредственно связаны с отсутствием авторитетной партии, способной объединить общество. Наш Президент - национальный лидер, а не просто нанятое на время лицо, для исполнения государственных обязанностей. Что является свидетельством традиционного для России способа построения и наследования духовно-нравственной вертикали. Лидер есть главный собственник и националист в России, поскольку, вбирая в себя людей, территорию, историю, культуру, науку, экономику, артефакты, геополитические вызовы, стоящие перед страной, вносит в них национальный смысл. [5].

Автор: Кугай Александр Иванович, профессор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации доктор философских наук, профессор

1. Особенности формирования политической и правовой мысли в древнем обществе.

2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока (Шумеро-Вавилонской цивилизации, Древнего Египта, Индии и Китая).

Рекомендуемая литература

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 1997. 736 с.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М: Норма, 2002. 480 с.

Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 624 с.

Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений6 учебное пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 480 с.

Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М.: Приор-издат, 2004. 608 с.

Египетская мифология: Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002. 592 с.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: Просвещение, 1994. 368 с.

2.1. Особенности формирования политической и правовой мысли в древнем обществе.

Мифология – есть исторически первая форма мировоззрения, первая ступенька человеческого сознания по осмыслению всех форм бытия. Миф, в отличие от философии, не оформляется в рациональную формулу, не вычленяется из целостного мировоззрения, он использует образное мышление.

Для мифологического сознания, находящегося у истоков политической и правовой мысли, характерно: Космос проецируется на землю, отсюда: земные порядки (власть, структура общества, общественные) – все это является следствием общемирового, космического порядка. Применительно к области политико-правовых воззрений миф являлся отражением правопорядка, существующего на ранних стадиях человеческого социума. Миф внедрялся в такие сферы человеческого бытия, как рождение, жизненные циклы, смерть, имитируя при этом небесный архетип. Все это определяет главные особенности политико-правовых воззрений, существующих на ранней стадии развития общества:

божественный первоисточник власти;

неизменность сложившихся социальных и политико-правовых порядков;

наличие божественного закона, который регулирует взаимоотношения людей, общественные взаимоотношения.

Вследствие этого, все земные порядки для древнего общества являются

общеобязательными, легитимными, они, за редким исключением, не подвергаются сомнениям и не имеют альтернатив.

Это определило назначение и функции мифологии в области политико-правовой сферы жизнедеятельности человеческого социума. Миф закреплял сложившуюся в реальности регулятивную нормативную систему и закреплял ее. Миф канонизировал правовые нормы и облачал их в нравоучительную форму. В конечном итоге, миф не только объяснял прошлое, и констатировал настоящее, но и служил источником для будущего. Миф рисовал идеальный правовой порядок, к которому должен стремиться человек.

Мифологическое сознание постепенно рационализируется. Сомнение в мифе - это первая ступенька его рационализации. Затем происходит процесс десакрализации мифических представлений, который способствует началу философского подхода к осмыслению действительности - образное мышление постепенно уступает место логико-понятийному анализу, а затем первоначальным формам эмпирико-научного и историко-политического исследования государства и права. Процесс трансформации мифологического сознания у разных народов происходил с различной интенсивностью и в различных формах. Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально- политических явлений достаточно четко проявляется в I тыс. до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Особенности политико-правовых идеологий Древнего Востока.

Таким образом, говоря об особенностях политико-правовых воззрений древневосточного общества можно сказать, что:

политико-правовые воззрения имели религиозно-мифологическую форму, они не представляли самостоятельной формы общественного сознания;

политико-правовые воззрения носили этический и прикладной характер;

в основе политико-правовых воззрений Древнего Востока лежал традиционализм, который обеспечил стабильность и практическую неизменность политико-правовых учений Востока на протяжении веков.

2.2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Политические и правовые учения Древнего Египта. III-II тыс. до н.э.

Древнеегипетская цивилизация начинает свой отсчет как государственное образование с III тыс. до н.э.

Исторические особенности Древнеегипетской культуры заключаются в том, что:

рано произошло образование централизованного государства;

был хорошо разработан заупокойный культ;

Политические и правовые воззрения Шумеро-Вавилонской культуры. IV-II тыс. до н.э.

Исторические особенности Шумеро-Вавилонской культуры заключаются в том, что:

это первая известная человеческая цивилизация;

в отличие от Египта, заупокойный культ разработан слабо;

не сразу образуется единое централизованное государство, долго сохраняются элементы племенной демократии;

включает в себя два культурно-исторических этапа, которые сохраняют идейную преемственность: Шумеро-аккадская цивилизация; Шумеро-Вавилонская цивилизация.

Шумеро-аккадская культура характеризуется отсутствием единого государства. Главный источник политико-правовых идей - поэма о Гильгамеше, которая содержит все известные легенды из Библии. Это первооснова опыта человечества, здесь представлен образ мира и представления древних о месте человека в этом мире. В поэме о Гильгамеше сохранились свидетельства о существовании институтов первобытной демократии, отмечается важность дел, а не важность бессмертия, осуждается деспотизм правителя

в законах отсутствует деление на публичное и частное право;

наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненное отдельному лицу, наказание назначается судами;

впервые предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона, но только среди равных.

Политические и правовые воззрения Древней Индии. II-I тыс. до н.э.

II тыс. до н.э.- время прихода арийских племен на территорию Индостана.

Исторические особенности Древнеиндийской культуры заключаются в том, что

существовала тесная связь религии и общественного устройства;

правовая мысль формировалась на основе религиозных, священных текстов, поэтому традиционное право Индии не является памятником правовой мысли;

традиционализм придал устойчивый характер политическим и правовым идеям, которые сохранились до сегодняшнего дня.

включает в себя два культурно-исторических периода, которые сохраняют идейную преемственность: ведийский и этап становления идеологии брахманизма;

отдельно стоит период формирования буддийской идеологии.

Эти идеи брахманизма находят свое отражение в многочисленных правовых сборниках дхармасутры и дхармашастры. Они представляли собой конгломерат религиозно-правовых заповедей. Эти сборники создавались не сразу, они не являлись результатом работы светских юристов, их редактировали жрецы.

Буддизм не признает бессмертия души, не считает ее чем-то вечным и неизменным, поэтому не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах. Вечная жизнь с точки зрения буддизма - это бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары- достижение нирваны. Нирвана – это не смерть, а угасание жизненного огня, и всех эмоций, желаний, страстей. Это жизнь в новом качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не отрицает существования богов, но считает, что они также подчинены действию кармы, также не могут избавиться от перевоплощений. Только человек, в отличие от всех, способен искоренить причину перевоплощений и достичь нирваны. Поэтому новая религия в отличие от брахманизма первые обратилась к человеку не как к представителю, какого- либо сословия или касты, а как к личности, способной путем собственных усилий достигнуть совершенства.

Буддизм, в отличие от брахманизма. отвергает традиционно- религиозное толкование дхармы, божественного закона, и предлагает рациональный подход к этому понятию. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон - дхамма. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона.

Политические и правовые воззрения Китая. II-I тыс. до н.э.

Во II тыс. до н.э появляются первые сведения о древнекитайской цивилизации.

Исторические особенности Древнекитайской культуры заключаются в том, что:

китайская традиция не знала понятия собственно права, принятого в классических системах европейского законодательства. Идея закона в древних китайских текстах (писанный закон (фа), почти сливается с понятием наказания (син);

в отличие от Индии, китайская политико-правовая мысль не “питалась” священными текстами. Она рано выделилась в особый предмет, которым занимались специалисты, мудрецы, философы. Связь между Небом и Землей не отрицалась, но в центре внимания китайских мыслителей не Вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства;

большую роль играли идеологии конфуцианства и легистов, каждая из них по-своему будет пытаться закрепить в сознании и практике нормы законов, перед которыми равны все подданные императора. Отдельно от этой традиции стоит учение даосов.

Этапы становления китайской политической и правовой мысли:

Общая теория права и государства, воспринятая также в религиоведении и историографии говорит о том, что теократическое государство – это то, в котором у власти находится лицо (или группа лиц) стоящая одновременно во главе и светской и религиозной вертикали власти. Примерами обычно выступают Ватикан, Саудовская Аравия, Арабский Халифат. Вместе с тем, подобные модели характерны и для ряда других европейских государств.

Данный, весьма условный титул применялся к главам двух крупнейших политико-правовых образований, именуемых Империями: к Византийской Империи и к Священной Римской Империи Германской Нации. Идея заключалась в следующем: Римский Император – государь всех христиан. Именно в таком качестве Императоры созывали Соборы, как в Византии, так и в нескольких случаях в Европе, в частности, в период кризиса преемственности на Престоле Святого Петра. Важно понимать, что в данной концепции, Христианская община рассматривается как некое автономное, в том числе в политическом смысле объединение, которое действует как самостоятельный публично-правовой субъект, возглавляемый политическим лидером.

Учитывая тот факт, что Римский Понтифик также обладает политической и светской властью исторически данный титул вызывал ряд споров и конфликтов за примат, известный на Западе как борьба за инвеституру. В то же самое время на Востоке императоры подчиняли себе Церковные институты, в результате отражая данную концепцию наиболее ярко. Важно понимать, что и на Востоке и на Западе за Императора возносили молитву на литургии и не только. Так, на Западе за Императора Священной Римской Империи молились в Страстную Пятницу и на навечерье Пасхи, на котором в гимне Exultet (Да Ликуют…) очень долго сохранялся пассаж с молитвой за Императора.

На Востоке такую роль, как говорилось, старался играть Византийский Император, а после падения Византии, на эту роль претендовал Российский Царь, а затем и Император. По факту же подобные идеи свелись к цезаропапизму.

Клерикальным называется общество и государство, в котором значительная социально-политическая роль принадлежит духовенству и религиозным институтам в целом. Клерикализм бывает юридическим и фактическим. Юридический предполагает признания официального статуса церкви или иной религиозной институции, иногда вплоть до единственного законного института в государстве. В то же самое время отметим, что особый статус предполагает интегрированность в систему представительства, и, как следствие, влияние на законодательство и на правоприменение. Следовательно, норматично-правовые акты также становятся пронизанными идеологией господствующей религии. При этом, бывают и случаи, когда духовенство имеет фактически сильное политико-правовое влияние, без формального закрепления.

К первому подобного рода примеру относят Великобританию, а также частично Австрию и Германию, из-за публично-правового статуса религиозных организаций. Отдельно, из числа Европейских госудрств следует отметить Грецию и Лихтенштейн, имеющих официальную религию (христианство греческого исповедания и Католицизм соответственно).

Ко второму типу относят страны с сильным культурным и политико-правовым аспектом влияния Церкви, в частности ряд стран СНГ: Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Армения, а также вышедшая из СНГ Грузия.

[2] Не только Египет, но и целый ряд других стран, в том числе вне эллинской Ойкумены имели данную модель (например, Китай, где император – Сын Неба, или Япония, где члены императорской семьи – потомки богини солнца Аматерасу).

[3] Макиавелли Н. Государь / Николо Макиавелли ; пер. с ит. М. Юсима. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – с. 45.

Сложнее дело обстоит с институтами и обрядами. Например, можно назвать, хотя и весьма условно, что любой религиозный обряд, не только христианский, если он являет собой некое воспоминание (commemoration), и воспроизводит некий элемент первоначального события, симулякром (опять же, крайне условно, не вполне корректно говорить о том, что Евхаристия есть симулякр распятия и/или Тайной Вечери, так как тардиционное христианское учение понимает ее как реальное участие в Тайной Вечери).

Законы Хаммурапи

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Законы Хаммурапи

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Шапка Мономаха в Оружейной палате

Шапка Мономаха в Оружейной палате

Не те союзы?

Заметим, между прочим, что и М.И. Кутузов, чью позицию автор одобряет, был тоже из старинного, хотя и не знатного дворянского рода. Что же касается военных союзов, то по прошествии времени вольно рассуждать о возможности иных комбинаций, чем они сложились не только во времена Александра I, Кутузова и Наполеона, но и в канун и в ходе Второй мировой войны, но ведь такие рассуждения применительно к Великой Отечественной войне для слуха многих будут звучать уже прямо кощунственно. Подобно тому как в 1941 году под Москвой стояла не британская армия, а вермахт, так и в 1812-м не британцы вторглись в пределы Российского государства, но Наполеон приказал своей армии форсировать Неман, не оставив императору Александру выбора. С Наполеоном и пришлось воевать, как позже с Гитлером, какие бы выгодные комбинации умозрительно ни строились задним числом. Чтобы защитить Россию и спасти ее независимость, свои головы сложили вместе с нижними чинами тысячи российских офицеров, которые по преимуществу были из потомственных дворян: после той Отечественной войны едва ли остались дворянские семьи, которые не потеряли бы в ней своих близких или дальних родственников. Было бы крайне несправедливо аттестовать компрадорами убитых и раненных на Бородинском поле офицеров.

По-русски, а не по-французски

Если же иметь в виду литературные примеры другого рода, а именно знание французского не вымышленными персонажами, а классиками отечественной литературы из дворян, то вот что обнаружится: А.С. Пушкин, принадлежа по происхождению к дворянской аристократии, к старинному, хотя и обедневшему боярскому роду, знал по-французски с детства и, как пишут его биографы, свое первое стихотворение сочинил на этом языке, но и он, писавший своей невесте Н. Гончаровой письма по-французски, как было принято в его кругу – не дворянства вообще, а столичной аристократии, – тотчас после женитьбы перешел в переписке с нею на родной язык. Всякому, кто читал французские письма Пушкина в оригинале, очевидно, что лексика их беднее той, что в книгах французских писателей, при исключительном богатстве словаря его поэзии и прозы, так что вопроса о том, какой язык он знал лучше – родной или французский, – говоря всерьез, не существует.

Блестящее знание чужого языка вовсе не свидетельствует об отсутствии патриотизма

А. Халдей, рассуждая на эту тему, оказался в плену расхожих заблуждений, основанных на отождествлении круга придворной аристократии – столь узкого, что в нем все знали друг друга, – со стократно превосходившей этот круг массой провинциального дворянства. Ошибку такого рода можно уподобить тому, как если бы применительно к недавнему советскому прошлому образ жизни заводского парторга в глуши отождествляли с образом жизни секретаря Центрального комитета правящей партии. К тому же прямого отношения к оценке патриотизма русского дворянства знание им французского языка не имеет. Ф.И. Тютчев, раз уж с легкой руки А. Халдея мы стали черпать примеры из литературного мира, будучи профессиональным дипломатом и проведя значительную часть жизни за границей, французский язык знал блестяще, но от этого он вовсе не был плохим патриотом. Можно привести также имена российских государственных деятелей и полководцев, для которых русский не был даже их родным языком и которые послужили России как мало кто другой: взять к примеру генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая-де-Толли.

Скажем более, наши рассуждения о степени патриотизма российского дворянства имеют лишь косвенное отношение к монархической теме. Дворяне были в императорской России слугами престола, исполнителями воли монарха, из их среды выбирались советники единоличного правителя, но власть он с ними не разделял.

Дворяне были слугами престола, и самодержец власть с ними не разделял

Самая суть монархии, если она подлинная, абсолютная или – как это было у нас – самодержавная, что не одно и то же, заключается в том, что высшее сословие выполняло роль служителей власти, а не ее соучастников.

Самодержцы, не масоны!

А. Халдей инкриминирует не только российской аристократии, но и российским монархам принадлежность к масонским ложам:

Ложи были запрещены, и их деятельность прекратилась надолго.

Вновь они стали открываться в России лишь в 1905 году, во время революции, когда были легализованы даже политические партии, открыто призывавшие к смене государственного строя, к упразднению самодержавия и замене его на представительное правление в виде конституционной монархии или республики. Когда подкоп под устои российского государства удалось успешно завершить, к февралю 1917 года в России насчитывались уже десятки лож, но в них состояло лишь несколько сот масонов, правда, как это ни удивительно, во Временном правительстве масоны составили большинство, однако правительство это оказалось, как оно и называлось, недолговечным: февральский режим продержался до октября того же зловещего года, так что разделяемое многими представление о всесилии масонских лож оказалось, мягко говоря, преувеличенным.

О наследовании власти

Опасения относительно риска наследования престола неумным монархом заслуживают внимания: благополучие монархического государства, несомненно, зависит от качеств монарха, которые могут быть разными. Нельзя отрицать, что при неукоснительном действии династического принципа передачи верховной власти она может отойти к лицу, не обладающему надлежащими способностями. Такое в истории случалось. И все же… Разве с монархами России везло меньше, чем с такими демократическими лидерами, как А.Ф. Керенский и подобные ему политики? Разве в числе российских правителей от Ивана III до святого императора Николая II было так уж мало великих и выдающихся государственных деятелей, разве не превосходят они масштабом своих деяний лидеров, выдвинувшихся в демократические антракты нашей истории? Для объяснения этого их превосходства могут быть приведены разные аргументы; например, можно сослаться на пользу заблаговременной, с детства, подготовки к предстоящему высокому служению, но для человека религиозного очевидно, что тут действует и всесильный Промысл Божий, что миропомазание, совершаемое при восшествии на престол, не может оставаться без благих последствий.

При монархии власть – богоданная: тут действует Промысл Божий

Монархия ≠ феодализм

Было бы более корректно считать, что подлинная монархия, ориентированная на защиту общенациональных государственных интересов, не может сохраниться при всевластии капитала, при господстве частнособственнических – личных и групповых – интересов.

Преимущество монархии и в том, что она может подчинить капитал государству, заставить его служить общему благу

Капитализм существует издревле, банковский капитал процветал уже в древнем Вавилоне, и он будет существовать вопреки прогнозам и иллюзиям научных и ненаучных утопистов, пока не будет преодолен грех корыстолюбия и сребролюбия, а значит – до скончания века, до наступления эсхатона, но мера и характер его влияния на жизнь общества, реальные условия и законодательные рамки его бытования меняются в истории в диапазоне от загнанности в угол квазилегального и нелегального прозябания до процветания и всевластия. Преимущество подлинной, а не декоративной монархии состоит и в том в частности, что она, будучи неограниченной, в состоянии подчинить капитал государству, заставить его служить общему благу.

И еще о нравственности, идеале и реальности

Автор статьи, нумеруя свои инвективы против монархии, седьмой аргумент против нее формулирует так:

Гарантии, как было сказано в свое время, дает исключительно Госстрах. Внешних гарантий высокой нравственности и личной религиозности быть не может по природе вещей, но ради апологии монархии сравним статус национальных церквей в разных государствах в эпоху преобладания монархического правления и в наше либеральное и псевдодемократическое время, а по поводу оккультизма припомним законы прошлого относительно колдовства и прочих подобных им практик и забав. Что же касается общественной нравственности, то люди грешили во все времена, и сами монархи не составляют исключения в роде человеческом, принадлежа потомству падшего Адама, но не в эпоху российского самодержавия или французского абсолютизма легализованы были аборты, а в наше время прогресс либерализации докатился уже до содомитских однополых браков. И что-то еще будет!

Резюмируя соображения о предпочтительности той или иной формы государственного правления, еще раз отметим такой очевидный факт: единоличный правитель, какой бы титул он ни носил, по логике вещей в своих решениях скорее способен исходить из национальных или, что то же, государственных, а не групповых интересов, чем участники всякого рода коллективных руководств или политики, представляющие противостоящие партии и фракции.

Читайте также: