Биометрический паспорт что это

Обновлено: 02.07.2024

Биометрию можно назвать самым многообещающим способом идентификации и аутентификации: удобство пользования сочетается в ней с надежностью, а считыватели уже достаточно просты, чтобы встраиваться в мобильные телефоны. Россия также следует общемировому тренду. Рассказываем, как в нашей стране работает биометрическая система.

В частности, Центробанк уже довольно давно прилагает усилия к тому, чтобы стимулировать банки к применению таких систем удостоверения личности. Банки стараются: например, Сбербанк разворачивал в Москве пилотную зону с банкоматами, способными опознавать клиента по лицу. Выгоды кажутся очевидными: скажем, для открытия вклада не нужно беспокоиться о наличии паспорта, достаточно прийти в отделение и предъявить самого себя, а при общении с банкоматом не понадобится и пластиковая карта.

Что такое биометрия?

Общеизвестные примеры биометрических данных — это характерные рисунки радужной оболочки глаза или папиллярных линий на подушечках пальцев. Впрочем, стоит отметить, что к биометрии относят не только физические, но и поведенческие показатели, наподобие походки или индивидуальных особенностей набора текстов на клавиатуре.

Однако к какому бы типу ни относились эти данные, они в любом случае неотъемлемы от человека и поэтому могут гарантировать очень высокую надежность удостоверения личности — при условии, что считыватели трудно обмануть. В целом биометрическая аппаратура развивается сейчас именно в этом направлении, повышая устойчивость к фотографиям лиц и напечатанным на 3D-принтерах пальцам.

Имеются ГОСТы по следующим методам:

  • изображение отпечатка пальца,
  • изображение лица,
  • изображение радужной оболочки глаза,
  • изображение сосудистого русла,
  • геометрия контура кисти руки,
  • динамика подписи,
  • данные ДНК.

Помимо этих способов известен или обсуждается ряд других, в том числе довольно экзотичных:

  • звучание голоса,
  • изображение сетчатки глаза,
  • тепловая карта лица,
  • индивидуальный характер набора текста на клавиатуре.

Какие существуют проблемы с биометрией?

В то же время способ имеет свои изъяны. Так, заметной теоретической проблемой является требование уникальности, которое, согласно некоторым измерениям, не может быть полностью выполнено. В связи с этим вводят два понятия: частота ложного одобрения (false acceptance rate, FAR) и частота ложного отказа (false rejection rate, FRR).

Первый параметр отражает вероятность того, что по данным пользователя А будет идентифицирован / аутентифицирован пользователь В — например, в результате совпадения их показателей.

Второй параметр — это, наоборот, вероятность того, что система не узнает пользователя, посчитав его посторонним лицом. По некоторым данным, если для отпечатков пальцев средний FAR составляет 0,01%, то для лица и голоса (тех самых параметров, которые будут использовать отечественные банки) он может достигать 1-2%. Именно поэтому существует мнение, что биометрия не подходит для массового внедрения: если одна попытка аутентификации из ста будет заканчиваться несанкционированным доступом, то в масштабах страны это даст миллионы инцидентов.

Практика применения биометрии в России:

Исторически первой формой работы с биометрическими данными можно смело назвать сбор сведений о правонарушителях в рамках работы силовых ведомств. Отпечатки пальцев, например, — классическое доказательство при расследовании преступлений. Работая с подозреваемыми и осужденными, правоохранительные органы фиксируют рост человека, характерные приметы его внешности.

При этом, если в обычных биометрических системах данные обезличиваются, то здесь, напротив, устанавливается точная связь измеренных параметров с конкретным человеком. В предыдущем разделе, рассматривая законодательство о персональных данных, мы отметили, что в связи с осуществлением правосудия или оперативно-розыскными мероприятиями согласие субъекта на сбор биометрических ПД не требуется; эти положения подчеркивают особый характер таких сведений.

Упоминания о биометрии в нашем обзоре законодательства начались с заграничных паспортов. Действительно, основной документ гражданина России за рубежом по сей день остается одной из главных областей применения биометрических технологий. Микросхема в подобном изделии бывает способна хранить не только общие сведения о владельце (например, имя, фотографию и т. п.), но и рисунок радужной оболочки глаза или отпечаток пальца.

Строго говоря, паспорт с биометрией не обязателен, но людей стараются стимулировать к получению именно такого документа — в частности, увеличением вдвое срока его действия. Иногда высказываются опасения относительно надежности биометрических паспортов и их устойчивости к подделке, а также в связи с возможностью считывать данные удаленно; однако в целом можно сказать, что удостоверение личности с помощью биометрии вызывает большее доверие — вплоть до того, что некоторые страны готовы разрешать въезд только по этому типу документов.

Что можно делать при помощи биометрии В России?

  • дистанционную регистрацию в банках
  • открывать свой счет, делать вклад или оформлять кредит
  • расплачиваться за покупки в некоторых магазинах, кофейнях и заправках
  • снимать деньги в банкомате.

Для чего российские банки собирают биометрию?

Работа над системой хранения и использования данных началась еще в 2017 году. С 1 июля 2018 года была запущена Единая биометрическая система — база, в которой хранятся биометрические данные граждан. Тогда же начали прием биометрии несколько крупных банков — Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ, Почта Банк, Райффайзен и другие.

Разработчиком и оператором системы выступает Ростелеком — он обрабатывает данные и обеспечивает их безопасное хранение. Сейчас в биометрическую систему можно сдать запись голоса и изображение лица. По этим данным можно идентифицировать человека как в отделении, так и удаленно — например, по телефону или через мобильное приложение. Возможно, в будущем в системе будут храниться и другие параметры — отпечатки пальцев или снимки радужки глаза.

Биометрическая система должна облегчить работу банков и процесс оформления финансовых продуктов для их клиентов. Теперь, чтобы определить личность клиента, не обязательно требовать паспорт — достаточно сопоставить голос и лицо с записями в базе. Клиент банка может оформить любой его продукт — например, вклад или кредит — в любое время и в любом месте по телефону или в интернет-банке. Банковские услуги станут доступнее людям из удаленных регионов, где выбор банков ограничен или отсутствует.

Как сдать биометрию?

Узнать, где в вашем городе можно сдать свои голос и лицо, можно с помощью карты на сайте Центробанка. Здесь можно найти список отделений банков с адресами и временем работы. Список постоянно расширяется, в нем появляются новые отделения и банки.

Для сдачи своих данных нужны только паспорт, СНИЛС и аккаунт на Госуслугах. После того, как вы подпишите согласие на обработку, сотрудник банка начал сбор биометрии. Процесс состоит из записи голоса и изображения лица. На первом этапе нужно три раза прочитать вслух цифры, например, — от 0 до 9, затем от 9 до 0, и в случайном порядке. На втором этапе сотрудник фотографирует лицо как на паспорт.

Отметим, что сбор биометрии может отличаться от места к месту.

Безопасно ли сдавать биометрию?

Сразу после первых новостей о начале сбора банками биометрии появились люди, которые начали сомневаться в надежности хранения своих данных. С одной стороны, они боялись, что дырами в системе могут воспользоваться мошенники – в том числе, подставные люди в банках – чтобы оформлять на посторонние лица кредиты. Другие опасаются того, что система не сможет правильно распознать человека из-за изменений в голосе (например, при простуде) или во внешности (например, после пластической операции или травмы).

Разработчики ЕБС учитывают эти проблемы и стараются свести их к минимуму. Биометрические данные записываются в ЕБС без привязки к персональным – ФИО, возрасту, номеру и серии паспорта, номеру СНИЛС и другим. Для их безопасного хранения используются современные средства шифрования, сертифицированные ФСБ и ФСТЭК. Передача информации происходит по защищенным каналам связи. Голос и изображение лица проверяются одновременно по множеству разных параметров. Как утверждают специалисты Ростелекома, вероятность ошибки – 1 на 10 000 000.

Конечно, уже сейчас можно достаточно точно смоделировать внешность любого человека и даже подделать его голос. Чтобы распознавать и отметать имитации, ЕБС вводит дополнительные методы подтверждения личности. Она обращает внимание на выражение лица, расположение камеры, интонацию и другие параметры, которые могут показать, что к системе обращается сам клиент, а не имитация. Иногда нужно будет ответить на контрольные вопросы или совершить дополнительные действия – например, дотронуться до мочки уха. Так дополнительно будет подтверждаться факт того, что с системой взаимодействует реальное лицо.

Первые биометрические загранпаспорта в России появились в 2006 году – в рамках пилотного проекта их стали выдавать в некоторых городах страны, а повсеместное оформление стартовало в 2009 году. Документ нового образца не отменил действия обычного загранпаспорта, поэтому в настоящее время россияне могут выбирать, какой тип удостоверения личности оформить для поездки за границу. Из этой статьи вы узнаете о том, чем биометрический загранпаспорт отличается от обычного, чтобы сделать осознанный выбор.

Что такое загранпаспорт и для чего он нужен

Новый или старый загранпаспорт

Одним из главных документов, которые нужно предъявлять на границе, является загранпаспорт. Он предназначен для идентификации личности гражданина РФ за пределами Российской Федерации.

На сегодняшний день существует два вида загранпаспортов: новый и старый.

Ужесточение требований контроля безопасности при пересечении границы привели к появлению биометрических паспортов. Идея использования таких документов впервые была озвучена в 2001 году в США после трагических событий 11 сентября. Ее поддержали 188 стран мира, подписав в 2002 году Новоорлеанское соглашение, которым биометрия лица была утверждена основной технологией идентификации личности для паспортов и виз.

Считается, что документ с чипом является достойной заменой обычному паспорту, поскольку обеспечивает высокую степень надежности: его сложно подделать, а следовательно, и воспользоваться чужим документом. Кроме того, RFID-система, применяемая для считывания информации с чипа, лишена субъективного фактора. Благодаря этому способу идентификации также значительно сокращается процедура паспортного контроля.

Оформление биометрического паспорта позволяет гражданам РФ пользоваться им значительно дольше – до 10 лет.

Внешние отличия загранпаспортов

Срок действия, технология отображения информации, стоимость — это основные критерии отличия двух видов загранпаспортов, которые проявляются во внешнем облике этих документов. К примеру, срок действия биометрического паспорта дольше, в нем на 10 страниц больше, поэтому он толще. Есть и другие различия. Определить, в чем заключается разница между загранпаспортом нового и старого образца, помогут изображения и нормативные акты.

Детальное описание заграничного паспорта с электронным носителем содержится в Постановлении Правительства РФ от 18.11.2005 № 687, а паспорта старого образца – в Постановлении Правительства от 14.03.1997 № 298:

Мы перечислили основные различия между двумя видами загранпаспортов, но главное отличие — это чип, содержащий персональные данные владельца документа. К слову, с 2015 года с принятием Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 № 94 перечень персональных сведений пополнился данными дактилоскопии.

Что такое дактилоскопия и для чего она нужна

Дактилоскопия — это способ идентификации человека по отпечаткам его пальцев. Этот метод был предложен в XIX веке британским полицейским для осуществления розыска и опознания людей и до сих пор широко используется в криминалистике. А в настоящее время он активно входит в повседневную жизнь обычных людей (современные гаджеты, биометрические удостоверения личности).

Высокая эффективность данного метода обусловлена уникальностью папиллярного узора пальцев рук, по которому можно установить однозначное соответствие.

При оформлении заграничного удостоверения личности процедуру дактилоскопии проходят все, в том числе и дети, которым исполнилось 12 лет. Отпечатки снимают с указательных пальцев обеих рук (ст.9 Гл. II Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ)

Освобождаются от снятия отпечатков пальцев дети до 12 лет, лица, у которых отсутствуют руки, а также государственные служащие, использующие рабочую визу.

Не все страны требовательны в этом вопросе, но абсолютно точно отпечатки будут смотреть при въезде в США, страны ЕС, Японию, Южную Корею, Индонезию, Иран и Малайзию.

С каким загранпаспортом лучше ехать за границу ребенку

Решение оформить заграничный паспорт с чипом или без для детей до 18 лет принимают родители (ст. 8 Федерального закона N 114-ФЗ от 15.08.1996). При этом важно учитывать несколько нюансов:

  1. Тип паспорта родителей. Если у родителей оформлены биометрические паспорта, ребенку придется сделать отдельный документ, а если паспорта старого образца, есть возможность вписать в них ребенка и провозить его по своему документу. Однако в этом случае ребенок до 14 лет должен иметь гражданство РФ и пересекать границу только с тем родителем, в чей паспорт он вписан.
  2. Возраст ребенка. Одним из требований к оформлению загранпаспорта является фотография. Дети быстро растут, и внешность их меняется, поэтому делать биометрический паспорт для них, скорее, нецелесообразно, ведь через 10 лет ребенок явно заметно преобразится. Причем, даже если он вписан в паспорт родителей, фотографию ребенка придется менять каждые три года, однако это все же проще сделать.
  3. Требования отдельных государств к иностранцам, въезжающим на их территорию. Так, таможенные службы США и Австралии не разрешат ребенку пересечь границу без собственного документа, удостоверяющего личность.

Какой загранпаспорт оформят быстрее

Время изготовления документа приобретает актуальность, если удостоверение личности для поездки за границу требуется срочно. В этом случае главным становится вопрос о том, какой загранпаспорт делается быстрее – старого или нового образца.

Посмотрим, что говорит об этом Административный регламент (Приказ МВД России от 16.11.2017 N864). Важно, что в этой части нормативно-правового акта не акцентируется внимание на типе документа. Срок изготовления зависит от места подачи заявления. Если это отделение МВД по вопросам миграции или МФЦ по месту жительства — не более одного месяца; а по месту проживания — не более трех месяцев. Столько же придется ждать гражданам, имеющим допуск к секретной информации, а также при оформлении документа в диппредставительстве или консульстве.

Срочное оформление загранпаспорта в течение трех рабочих дней возможно только при наличии документально подтвержденных обстоятельств: необходимости экстренного лечения, болезни или смерти близких родственников. Срочное оформление относится только к загранпаспорту старого образца. К сожалению, пока биометрические документы так быстро сделать не могут.

Отсчет времени изготовления начинается со дня принятия заявления.

Какие отличия в сроках действия и стоимости

Срок действия и стоимость оформления загранпаспорта – еще два важных вопроса, которые находятся в прямой зависимости: чем меньше срок действия, тем меньше цена.

Так, паспорт старого образца выдается на 5 лет. За изготовление этого документа нужно уплатить госпошлину в размере 2000 рублей для взрослых и 1000 рублей для детей.

Срок действия биометрического паспорта составляет 10 лет. В июле 2021 года Госдума РФ приняла закон № 180-ФЗ, которым размер госпошлины на этот тип документа был увеличен. Теперь взрослый человек выложит за свой загранпаспорт 5000 рублей, а за детский (до 14 лет) — 2500 рублей.

Если воспользоваться услугами портала госуслуг, на оформлении документа, удостоверяющего личность гражданина РФ за рубежом, можно сэкономить 30 %.

Как и где можно оформить загранпаспорт

Компетентным органом, предоставляющим услуги выдачи удостоверений личности для поездок за границу, является ГУВМ МВД. Инициировать процесс изготовления загранпаспорта нужно, подав заявление и пакет требуемых документов. Сделать это можно несколькими способами:

  • в территориальном подразделении МВД во время личного визита;
  • на портале государственных услуг посредством подачи документов в электронном виде;
  • в многофункциональном центре по месту проживания или пребывания.

При оформлении биометрического паспорта будьте готовы прийти в отделение МВД для предоставления биометрических данных.

В заключение

Загранпаспорта обоих типов действительны во всех странах мира. Характеристики каждого из них в разных ситуациях могут являться как преимуществом, так и недостатком. Чтобы ваше решение о том, какой загранпаспорт лучше оформить, было осознанным и взвешенным, мы подготовили сравнительную таблицу.

Биометрический загранпаспорт невозможно подделать, поэтому он пользуется такой большой попоулярностью. Узнайте больше о его особенностях в статье.

биометрический загранпаспорт

В последние годы биометрический загранпаспорт набирает все большую популярность. Документы старого образца встречаются все реже. Это обусловлено тем, что паспорт очень сложно подделать. Поэтому сегодня мы разберемся, какие особенности имеет такой документ и насколько сложно его оформить.

Особенности биометрического паспорта

Прежде всего, нужно разобраться, как выглядит биометрический загранпаспорт и какие у него особенности. Первый лист документа сделан из пластика и в него встроен чип. В нем содержится вся необходимая информация о владельце. Подделки встречаются крайне редко и их очень легко отличить от оригинала.

Биометрические данные владельца, такие как рисунок радужной оболочки глаза и отпечатки пальцев, считываются специальным устройством. Стоимость биометрического загранпаспорта несколько дороже, но если вы захотите посетить страны Европейского союза, въезд на таможне и проверка документов сэкономит ваше драгоценное время.

Главные отличия

Прежде чем решить, какого образца вы хотите сделать документы, нужно разобраться, чем в особенности отличается биометрический паспорт от обычного. Перечислим их:

  1. Срок действия документа нового образца – 10 лет, старого – 5 лет.
  2. В старый можно внести информацию о детях до 14 лет, биометрический не предусматривает этого момента. Для детей оформляется индивидуальный загранпаспорт.
  3. При оформлении биометрического документа обязательно присутствии детей, т.к. снимаются отпечатки пальцев, и фотографируется сетчатка глаза. Паспорт старого образца можно делать без личного присутствия ребенка.
  4. Подача заявления на биометрический паспорт доступна только в режиме онлайн. На старый документ можно подавать заявление, как через интернет, так и лично.
  5. Снятие отпечатков пальцев для лиц, достигших 12 лет обязательно для оформления документа нового образца. Для старого эта процедура не нужна.
  6. Загранпаспорт старого образца можно оформить в срочном порядке, биометрический – нет.

На заметку! Разница в оформлении и сроке действия между биометрическим и обычным паспортом должна подтолкнуть вас на выбор. Если вы часто путешествуете, то лучше остановиться на новом образце, чтобы избежать лишней бумажной волокиты при переоформлении. В случае если за границу вы ездите нечасто, но выехать нужно срочно, стоит выбирать загранпаспорт старого образца.

Внешний вид

Чем отличается биометрический паспорт от старого загранпаспорта? Давайте разберемся.

Бумажный Биометрический
Защита Госзнак с защитой и водяными знаками. Встроенный микрочип на первой странице. На обложке обозначение типа документа.
Надпись на обложке На русском языке. На русском и английском языке.
Фотография Вклеена и заламинирована. Нанесен внизу орнамент. Нанесена лазерной гравировкой.
Голограмма Находится справа внизу. Отсутствует.
Эмблема Справа сверху. Справа сверху с фотографией обладателя.
Серия 64,65. 72
Количество страниц 36 46
Первая страница Заламинирована. Пластиковая.
Подпись Отсутствует. Электронная на первой странице.

Свойства паспортов

Владельцы биометрических паспортов могут быть полностью уверены в том, что их документы подлинны и воспользоваться ими никто больше не сможет. Даже если паспорт будет украден или утерян, то иные личности не пройдут паспортный контроль из-за несовпадения отпечатков пальцев и скана радужной оболочки глаза.

Если на контрольных пропускных пунктах есть специальная аппаратура для считывания микрочипа, то паспортный контроль вы пройдете гораздо быстрее. В случае их отсутствия, проверка будет проводиться в обычном порядке аналогично со старым образцом.

Как подавать документы?

Если же вы все-таки решились сделать документ нового образца, то возникает вопрос, как правильно оформить биометрический загранпаспорт?

Прежде всего, нужно знать, куда можно обращаться по этому вопросу. В Российской Федерации оформлением биометрического загранпаспорта имеют право заниматься:

  1. ФМС. Следует заранее записаться на прием и прийти в назначенное время. Но, будьте готовы к тому, что, даже несмотря на назначенное время, там всегда большие очереди и возможно ожидание займет много времени.
  2. МФЦ. Это полномочие у таких центров появилось не так давно. Несомненно, плюсом является то, что их достаточно много и очередей, как правило, там нет.
  3. Портал госуслуг. Вы сможете не выходя из дома подать заявку и избежать нервотрепки и ожидания в очередях.

Для оформления заявки в режиме онлайн:

  1. Пройдите регистрацию или авторизацию на сайте.
  2. Выберите раздел ФМС.
  3. Зайдите в раздел заказа загранпаспорта.
  4. Заполните заявление. Обязательно укажите пункт, где вы будете получать паспорт.
  5. Оплатите пошлину.

Важно! Даже если вы подавали заявку в режиме онлайн, при подаче оригиналов, сканировании и получении биометрического паспорта обязательно личное присутствие. Следует также учесть, что если у вас временная прописка, то рассмотрение затянется на несколько месяцев.

Для оформления заграничного паспорта вам понадобятся следующие документы:

  • заполненная анкета с фотографией – 2 шт.;
  • ксерокопия всех страниц паспорта;
  • копия трудовой книги, заверенная подписью главы отдела кадров;
  • для мужчин – справка из военкомата;
  • квитанция об оплате услуг.
  • анкета на ребенка, заполненная родителем или опекуном;
  • фотография;
  • до 14 лет – свидетельство о рождении с пометкой о гражданстве, после 14 – ксерокопия паспорта;
  • копии паспортов родителей или опекунов;
  • квитанция об оплате услуг.

До 12 лет у детей только фотографируют и сканируют радужную оболочку глаза. Снятие отпечатков запрещено в случае несогласия одного или обоих родителей.

Важно! Оригинал квитанции об оплате услуг должен присутствовать обязательно. Ксерокопия в этом случае не подойдет. На этом основании вам могут отказать в получении загранпаспорта. В случае утери, обратитесь в отделение банка, в котором вы производили оплату, работники выдадут вам аналогичную квитанцию, она подойдет для подачи документов.

Хотите гарантированно получить ВНЖ, ПМЖ, гражданство в другой стране? Смотрите рейтинг надёжных миграционных компаний!

Есть ли экономия времени

Большой экономии времени нет. Как при подаче заявления на получение бумажного, так и биометрического паспорта вам придется ждать не менее месяца. Если же у вас временная регистрация, то и вовсе придется ожидать не менее 3-4 месяцев. Стоит заметить, что в случае подачи на паспорт старого образца, предусмотрена услуга быстрого получения. Но, оплата вырастет в несколько раз. Быстрое получение биометрического загранника невозможно из-за сложной технологии производства.

Сколько действует документ

Плюсом документа нового образца является то, что его можно не менять на протяжении 10 лет. Старый документ действителен всего 5 лет. По истечении срока нужно будет проводить всю процедуру подачи заново.

Важно! Обратите внимание, что срок действия визы в некоторых странах меньше действия документа. Это не влияет на сроки годности паспорта. В обратной ситуации, если вы оформляете визу в паспорт с подходящими к концу сроками, она будет аннулирована после окончания действия документа.

Разница в стоимости

Стоимость документов разных образцов значительно отличается. Это обусловлено тем, что технология производства биометрического заграничного паспорта достаточно сложная и задействует новейшие технологии.

На 2019 год стоимость документов составляет:

  1. Старого образца. Взрослые – 2 тысячи рублей. Дети – 1 тысяча рублей.
  2. Нового образца. Взрослые – 5 тысяч рублей. Дети – 2.5 тысячи рублей.

Биометрический загранпаспорт на Украине

Не так давно и на Украине стали выпускать биометрические заграничные и внутренние паспорта. Отличительными особенностями являются наличие чипа с информацией о владельце и особая отметка на обложке паспорта. Биометрический заграничный паспорт Украины схож своими особенностями с российским. Он создан для упрощения прохождения пограничного контроля.

Для подачи документов необходимо обратиться в миграционную службу. Стоит заметить, что на Украине можно подать документы в любое отделение службы, вне зависимости от прописки гражданина.

Документы, необходимые при подаче гражданами старше 16 лет:

  • паспорт гражданина Украины;
  • идентификационный код;
  • для мужчин – справка из военкомата или военный билет;
  • фотография соответствующая государственному образцу;
  • заявление;
  • квитанция об оплате услуг.

Заграничный паспорт для детей отличается тем, что в нем отсутствует страница с фотографией. Сроки действия такого паспорта всего 4 года. Отпечатки пальцев можно снимать только в случае письменного согласия родителей.

Для родителей, воспитывающих в одиночку ребенка, необходимо предоставить дополнительно один из следующих документов:

  • свидетельство о смерти супруга;
  • документ о лишении родительских прав бывшего супруга;
  • справку из милиции, о том, что супруг без вести пропал;
  • выписку из ЗАГСа с указанием сведения об отце(матери);
  • справку о недееспособности второго родителя.

Миграционная служба настаивает на том, что если вы ранее имели заграничный паспорт, то его следует принести с собой. Это поможет немного упростить процедуру оформления документов, и вы сможете продлить ранее открытую визу в паспорте старого образца.

На заметку! С конца 2018 года появилась возможность подачи заявления онлайн. Вам назначат дату, когда вы сможете приехать в указанное отделение миграционной службы для сканирования и получения документов.

Рассмотрение заявления составляет не более 20 дней. Возможна подача сроком в 7 дней. В этом случае пошлина увеличивается в 2 раза.

Срочное рассмотрение, сроком в 3 дня, возможно в случае:

  • смерти родственника проживающего за границей;
  • срочного лечения;
  • сопровождение тяжелобольного или лежачего человека.

Сколько же стоит биометрический загранпаспорт на Украине? Его цена зависит от сроков выдачи:

  • 20 дней – 558 гривен;
  • 7 дней – 810 гривен;
  • 3 дня (при наличии соответствующих документов) – 810 гривен.

Срок действия заграничного удостоверяющего документа нового образца составляет:

  • для взрослых – 10 лет;
  • для детей – 4 года.

В любом случае, бумажные и биометрические паспорта легальны и действительны одинаково. Решение о получении документа старого или нового образца зависит только от вас. Оба из них имеют свои плюсы и минусы, поэтому стоит опираться на факты и обстоятельства, которые подходят именно вам. Биометрический паспорт удобен людям, которые любят путешествовать в европейские страны, там везде имеется аппаратура для считывания информации. Старый образец удобен тем, что в него можно вписать детей и не делать им до совершеннолетия новые документы. Также, если вам нужно срочно уехать, то оформление бумажной версии, при условии дополнительной оплаты, займет намного меньше времени.

В электронном паспорте будут храниться все личные данные, включая водительские права и отпечатки пальцев

Об электронных паспортах говорят последние несколько лет, и вот уже перспектива становится реальностью. Недавно стало известно, что жителям Москвы новые паспорта будут выдавать уже в конце этого года. Мы собрали в один текст всю информацию об электронном паспорте: что в нем будет храниться, как часто надо менять и могут ли его взломать хакеры.

Как будет выглядеть электронный паспорт?

Это будет пластиковая карточка — почти как банковская. На лицевой стороне поместятся Ф. И. О., дата рождения, фото владельца и чип, который будет хранить всю остальную информацию. В Минцифре заявляют, что карта и чип сделаны из российских компонентов. То же касается программного обеспечения и криптографических алгоритмов — они разработаны в России.

Впрочем, можно обойтись и без карточки. У нового паспорта будет виртуальная версия в виде мобильного приложения — его установите одновременно с получением паспорта. Приложение можно будет использовать, например, чтобы подтвердить личность в МФЦ, при заключении договоров (в том числе и трудовых), ну или просто чтобы подтвердить возраст в магазине.

Сама карточка будет называться ПЭН — паспорт с электронным носителем, а приложение — МИГ — мобильный идентификатор гражданина.

Что в нем будет?

Адрес регистрации, СНИЛС, ИНН, биометрические данные (отпечатки пальцев обеих рук и изображение лица), водительские документы, если они есть, — всё это будет храниться на чипе. Получится что-то вроде единого документа. Та же самая информация будет и в мобильном приложении. Только там она будет зашифрована в виде QR-кода или NFC-метки. Так, например, данные о человеке смогут считывать сотрудники полиции, чтобы провести проверку личности.

Когда начнут выдавать новые паспорта?

В проекте паспорта указано, что москвичи смогут получать электронные паспорта с . Все остальные — не позднее . Но и эти сроки могут сдвинуться, ведь первые электронные паспорта планировали выдавать еще в прошлом году, из-за пандемии запуск проекта перенесли.

При выдаче электронного паспорта будут сканировать отпечатки пальцев и делать цифровую фотографию владельца. В остальном же процедура мало будет отличаться от получения обычного паспорта.

Вообще концепция электронного паспорта существует с : перейти на электронные версии впервые собирались еще в .

Как часто их придется менять?

Каждые десять лет. Почему именно такой срок действия — в проекте документа не поясняется.

Сколько будет стоить электронный паспорт?

300 рублей — про такую пошлину говорили в . Планируется, что она будет поэтапно повышаться.

А бумажные паспорта останутся?

Переход на электронные версии будет постепенным, и со временем бумажные паспорта перестанут выдавать совсем. Но до тех пор бумажные и электронные версии будут действовать наравне друг с другом. При этом пользоваться ими одновременно будет нельзя. То есть при выдаче электронного паспорта бумажный аннулируют.

Когда точно отменят (и отменят ли) бумажные паспорта, неизвестно. По одним планам заменить все бумажные паспорта планировали до конца , а по другим — до .

Зачем вообще нужен электронный паспорт?

Считается, что электронные паспорта будут безопаснее, потому что их сложнее подделать. Второй мотив: упростить документооборот и сделать его дешевле.

— Электронный документ упрощает взаимодействие с госорганами, получение государственных услуг, исчезает необходимость заполнять анкеты и перепечатывать данные, а значит, минимизирует ошибки и экономит время, — говорил еще в Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост премьера РФ.

Бонус: пластиковую карточку сложнее повредить. Она не испортится, если вы ее случайно постираете или дети что-то на ней нарисуют.

Государство будет собирать больше данных обо мне?

Да, в общем-то ради этого всё и делается. Взаимодействие с государством действительно будет более удобным, но и доступа к вашим данным власти получат намного больше.

Мой паспорт смогут взломать хакеры?

В Минцифры считают, что электронный паспорт будет намного безопаснее: на карточке будет несколько степеней защиты от подделки. Да и просто так считать данные с чипа будет нельзя — нужен специальный картридер. А, например, в случае утери — электронный паспорт можно будет заблокировать за несколько секунд, позвонив в МФЦ или полицию.

Недоверие россиян к новым паспортам частично оправдано тем, что утечки персональных данных граждан периодически происходят. В конце прошлого года в Сети оказались данные переболевших москвичей. В паспортные данные россиян утекли через государственные сайты.

Сам Климарёв тем не менее собирается поменять бумажный паспорт на электронный. Но не будет устанавливать мобильное приложение, так как в случае кражи устройства злоумышленникам в руки попадет не только сам телефон, но и паспорт.

Читайте также: