Биоэтика как дисциплина объединяет этику медицину право

Обновлено: 28.06.2024

В данной статье рассматривается предпосылки и становление научной дисциплины – биоэтики. В истории развития биоэтики выделяют следующие этапы: начальное формирование врачебной деятельности, в основе которой лежали 3 главенствующих качества: добродетель, мудрость и разумность, становление врачебной деятельности, как самостоятельной профессии, религиозная медицина, ранний период Средневековья и начало нового времени, новейшее временя, в которой господствовавшим в медицине деонтологическим принципам, сыграв свою положительную роль в профессии врача, приходят новые принципы и правила – биоэтические. Биоэтика тесно связана с медициной и биологией, и использует достижения этих наук для изучения и обоснования моральных принципов и правил профессионального поведения медицинских работников в условиях непрерывного развития медицинской науки. Во всем мире принципы биоэтики давно стали неотъемлемой частью профессиональной жизни медиков. Биоэтика помогает понять нам, что здоровье человека напрямую зависит от факторов внешней среды, она помогает жить в гармонии с окружающим миром. Важно отметить, что эта дисциплина старается ответить на такие вопросы как: Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? И это лишь немногая часть тех вопросов, на которые биоэтика старается найти ответы в условиях растущих возможностей биомедицины.


2. Андриянова Е.А., Катрунов В.А., Гришечкина Н.В. и др. Биоэтика: учебное пособие для студентов / Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2017. - 200 с.

3. Бабияк В.И. Медицинская этика (философские аспекты) // Российская оториноларингология. 2012. №. 1. C. 3–13.

5. Константинова Т.М. Особенности коммуникативного взаимодействия с больным в зависимости от специализации врача // Психологические науки. 2006. № 2 (6). С. 137-141.

6. Мальбахова И.Х. Становление биоэтики как междисциплинарной области знания // Наука. Инновации. Технологии. 2007. № 51. С. 172-177.

7. Мещерякова Т.М. Причины появления биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12). С. 90-100.

9. Пикузе А.В., Рашитов Л.Ф. Вопросы медицинской этики и деонтологии в практике врача-хирурга на современном этапе // Детская андрология и эндокринология. 2014. № 3. С. 70-73.

10. Саперов В.Н. Биоэтика или медицинская (врачебная) этика. Принципы медицинской этики // Клиническая медицина. 2012. №8. С. 69-72.

Важно отметить, что биоэтика является важной составляющей нашей жизни, потому как мы живем в 21 веке, веке высоких технологий, когда один за одним совершаются открытия в области биологии и медицины, адаптация и преобразования которых происходит в рамках биоэтики. Эта наука возникла как насущная потребность решения проблем, вставших в связи с тем, что человек стал по-иному относиться к самому себе и ко всему, что его окружает. [1]

60-70 годы 20 века, вобрав в себя огромный теоретический объем знаний, накопленный почти за трехтысячелетнюю историю, стали годами невиданного ранее противодействия между наукой и этикой. Ученые пришли к выводу, что прежде объектом изучения науки был, непосредственно, не сам человек, а конспекты, теории, модели поведения индивида или каких-либо групп. Но столкновение живых человеческих ценностей и принципов научности, привело к превосходству первого, сделав в итоге, приоритетом - интересы человека и выживание человечества. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что биоэтика совершила коперниканский поворот в нынешнем представлении о науке и человеке, знаменуя собой окончание этапа преклонения перед научным знанием, который правил вот уже несколько веков. [4]

Для становления биоэтики, как учения о нравственной составляющей деятельности человека в медицине и биологии, необходимы были предпосылки, которые и явились начальными этапами для развития этой дисциплины.

Основу первого этапа составляют главенствующие принципы врачебной этики: добродетель, мудрость, разумность. 3 этих качества и по сей день являются важной составляющей медицинской практики.

Следующим этапом является становление врачебной деятельности, как самостоятельной профессии, формирование основополагающих принципов и правил этой деятельности. Основной вклад внесли такие древнегреческие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ. Именно они заложили основные правила врачебной этики: врачебная тайна, социальное доверие к профессии, моральные добродетели врача. Гиппократ в своих трудах (в частности, в своей клятве) призывает использовать свои знания и силы ради пользы больного, чтобы лечить, сохранять жизнь и помогать людям. Поэтому те ценности, сформировавшиеся в то время, стали существенной частью современной биоэтики.

В конце первого тысячелетия в мировой истории наблюдается господство в обществе религиозного сознания и морали, когда носителями медицинских знаний и практики были священники, а основные правила медицинской этики всецело соответствовали религиозной морали. Главенствующие принципы медицинской этики были отражены в христианских ценностях: милосердии, сострадании и деятельной любви.

В середине 20 века сложились условия не только для реформирования традиционной медицинской этики, но и для ее полного видоизменения. С наступлением новейшего времени господствовавшие в медицине деонтологические принципы, сыграв свою положительную роль в профессии врача, постепенно уступают место новым принципам и правилам – биоэтическим. Это период становления и развития собственно биоэтики. В этот период времени люди осознают, что ни одна из теорий в мире не способна решить многие фундаментальные этические вопросы, и остро встает вопрос – о переосмыслении сути самой этики, ее задач, методов, новых путей развития. Для возникновения биоэтики 3 группы оснований: научные, социальные и ценностно-мировоззренческие.

Научные основания являются главенствующими, ведь ошеломительные успехи естественных и технических наук и активное внедрение технологий в медицинскую практику повлияли на ту область проблем, которая в настоящее время отводится на решение биоэтике. [8]

Вторая группа оснований – социальные. В настоящий момент наука глубочайшим образом проникла в интимную и сокровенную составляющую нашей жизни, что это привлекло пристальное внимание некоторых людей и социальные группы к науке, это требует соответствующего изменения индивидуального и общественного сознания. Социальные основания напрямую связаны с желанием людей контролировать развитие и внедрение полученных научных открытий и проводимых научных исследований. Грандиозные изменения в технологическом оснащении современной медицины, огромные сдвиги в медико-клинической практике стали возможны благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накоплении соответствующих знаний и практического опыта. Общество волнует ответственность за результаты проводимой деятельности, ведь ответственность лежит на плечах не только ученого, занимающегося исследованием, но и на плечах всего общества. Это и является основной причиной активного обсуждения биоэтики в средствах массовой информации, людьми различной сфер деятельности, а не только учеными. Таким образом, биоэтика стала наукой, соединяющей знание и умение управлять этим знанием, знания и ответственность в поисках путей выживания человека в современных условиях улучшение качества жизни.

И к третьей группе относят ценностно-мировоззренческие основания. Эта группа является самой, пожалуй, драматичной, потому что в таком большом количестве стран, культур и народов наблюдается полярная разность в морально-мировоззренческих традициях людей, таким образом проявляется ценностный плюрализм современного мира. [7]

Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция медицинской этики, формирование и развитие биоэтики связаны, во-первых, с процессом преобразования социальной этики, а, во-вторых, с качественными изменениями в обществе и активным развитием биологии и медицины.

На рубеже 60-70-х гг. 20 века резко большое внимание начинает уделяться правам человека (в медицинской практике это права пациента, испытуемого), начинают создаваться новые медицинские технологии, порождающие невиданные ранее нестандартные и сложные проблемы, требующие решения как с точки зрения права, так и морали. В развитии биоэтики возникает новый этап, который предполагает возрастание роли медицинских работников и ученых. [2]

Исходя из вышесказанного, в формировании биоэтики большую роль играют научные открытия, но основой этой дисциплины являются именно моральные принципы и гуманистические ценности, биоэтика не абстрагируется от человека, а главный приоритет - его интересы. [10] Биоэтика является тем новым типом этики, главным предметом которой является выживание человечества в современных условиях, защита интересов и прав человека, защита прав тех, кто был поставлен в силу объективных обстоятельств перед лицом риска и негативных последствий новых биомедицинских технологии. Биоэтика - это моральная оценка новых достижений нынешней медицинской науки и врачебно-клинической практики. [3]

Биоэтика - это наука об этичном отношении к любой жизни, основной целью которой является доказать право на существование всех, кому свойственна воля к жизни. Кроме того, она применяется и в сфере ветеринарных наук, сельского хозяйства, фармации, а также неотъемлемо связана с педагогической деятельностью и с юридической составляющей. [9]

Таким образом, видно невооруженным взглядом, что место биоэтики в современном мире – одно из ключевых и важных, она занимает одно из ведущих мест в образовании медицинских работников, философов, социологов. Биоэтику можно и нужно рассматривать как один из этапов подготовки к новому восприятию возникающих проблем в наше непростое время, время высоких технологий, напряженной политики, социально-экономической революции и постоянно меняющейся структуры образования. Именно в это непростое для страны и всего мира время биоэтика воспитывает в нас уважение к различным взглядам, мнениям и интересам, учит преодолевать свои предрассудки и предубеждения. Учит любить жизнь во всех ее проявлениях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

И.В. Байдикова

Тема: БИОЭТИКА

Определение понятий этика, медицинская этика, деонтология.

Медицинская деонтология, предмет ее изучения.

Понятие ятрогении. Роль медицинского работника в профилактике ятрогенных заболеваний.

Требования этики и деонтологии, предъявляемые к личности м/с.

Биоэтика. Предмет изучения биоэтики.

Современные биомедицинские технологии и этико-правовые аспекты, возникающие при их использовании.

Модели взаимоотношений медицинских работников с пациентами.

Этика – это наука о морали, совокупность норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенном промежутке времени.

Этика неразрывно связана с деонтологией. Термин был введен английским философом Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в целом. Деонтология - наука о должном профессиональном поведении человека.

Одним из разделов этики является медицинская этика.

Медицинская этика – это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения.

- непричинение вреда больному

- уважение к жизни;

- уважение к профессии.

Медицинская этика является теоретической основой медицинской деонтологии.

Медицинская деонтология - учение о юридических, профессиональных, моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту.

совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей .

Деонтология изучает:

- взаимоотношения медицинского работника с пациентом и его родственниками,

- снижения воздействия неблагоприятных факторов медицинской деятельности;

- устранения последствий, связанных с некачественным медицинским

Нарушение принципов деонтологии при общении с пациентом, может привести к развитию у него ятрогенных заболеваний.

Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называли патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести, имеющейся у него болезни.

В настоящее время ятрогенные заболевания – это любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников.

- ятрофармакогении - следствие медикаментозного воздействия на больного;
- манипуляционные ятрогении - неблагоприятное воздействие на больного в

процессе его обследования;
- комбинированные ятрогении - следствие воздействия нескольких факторов;
- немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.

В последние десятилетия диапазон ятрогений заметно расширился, стали выделять:

соррогении - патологические реакции, возникающие у пациента вследствие неблагоприятного взаимодействия с медицинской сестрой;

эгротогении - патологические состояния, возникающие вследствие взаимного влияния пациентов друг на друга;

эгогении - влияние пациента на самого себя в связи с болезнью или определённым состоянием здоровья.

Основные принципы сестринской этики и деонтологии изложены в клятве Ф.Н., Этическом Кодексе Международного совета медицинских сестер, Этическом Кодексе медицинских сестер России :

- Гуманность и милосердие, любовь и забота.
- Сострадание.
- Доброжелательность.
- Бескорыстие.
- Трудолюбие.
- Учтивость и др.

Требования этики и деонтологии, предъявляемые к личности м/с:

- Основное требование к одежде м/с – опрятность, чистота и простота, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей.

Новейшие достижения медицины стали одной из причин формирования новой этической науки биоэтики , изучающей и внедряющей в жизнь идеалы сохранения и укрепления здоровья людей.

Биоэтика – наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника в условиях использования новых медицинских технологий.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения, как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Предметом изучения биоэтики являются этические аспекты проблемных ситуаций в современной медицине таких как:

1 . вспомогательные репродуктивные технологии - методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства). Статья 55. №323ФЗ

2 . эвтаназия - ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента Статья 45. №323ФЗ . Запрет эвтаназии

3. трансплантация ( пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа. Статья 47. №323.ФЗ. Трансплантация может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.

4. клонирование ;

5. прерывание беременности, стерилизация, планирование семьи ;

6. работа с тяжелобольными и неизлечимыми пациентами .

Возникновение биоэтических принципов привело к формированию новых моделей взаимоотношений медицинского работника и пациента. Американский биоэтик Роберт Витч выделил четыре модели взаимоотношений медицинского работника и пациента.

Коллегиальная (совещательная) модель - отношения между медицинским работником и пациентом строятся на признании равных прав обеих сторон в принятии решения относительно диагностики и лечения имеющегося заболевания. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания. Пациент участвует в обсуждении этой информации. На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента. Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях.

коллегиальная модель - заботу о здоровье пациента берет на себя не один специалист, а несколько специалистов.

Контрактная (договорная) модель - пациенты заключают договор на медицинское обслуживание с лечебной организацией или через страховую компанию. Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды. Контрактная модель призвана защитить моральные ценности личности, однако в структуре оказания медицинской помощи населению занимает незначительное место.


Инженерная - модель отношений, когда пациент воспринимается медицинским работником как биологическая система, в которой возникли неполадки в ее функционировании и необходимо их устранить. Пациент – это всего лишь организм, сходный с другими механизмами. Личностные особенности пациента не имеют особого значения. При данном типе отношений пациент не пользуется своим правом свободы выбора. Эта модель эффективна только в случаях оказания экстренной медицинской помощи или в случаях, когда пациент находится в бессознательном, недееспособном состоянии.

Рекомендуемая литература

Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под редакцией Р.Ф. Морозовой.- Ростов н/Д : Феникс, 2011.- 733 с.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник.-2-е изд., исправл. И доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа,2009.-368 с: ил.

Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Содержание

История

Термин был введён в 1969 году американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 году.

Позже биомедицинская этика формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах. К вопросам биоэтики обращались и обращаются мыслители разных направлений. Например, известный японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (1912—1999) в своих работах не раз касался проблем биоэтики.

Направления биоэтики

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Ключевые вопросы биоэтики

Эвтаназия

Пересадка органов

Гомотрансплантация и аллотрансплантация

  • Прижизненное изъятие органов
  • Использование органов от умерших людей

Ксенотрансплантация

Пересадка органов от животных может подвергаться негативной оценке со стороны отдельных религиозных конфессий или их представителей. В частности, по тем или иным соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающие подобную практику неэтичной по отношению к животным.

Аборт

Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Православие, католицизм, буддизм, индуизм и ислам отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям.

В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех этих странах аборт разрешён.

Клонирование

Стволовые клетки

В отдельных случаях для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани (чаще всего используют либо СК самого пациента, либо недифференцированные клетки бластоцисты). В некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах явно разрешено только использование тканей, выращенных in vitro.

Проведение клинических испытаний

Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов.

Раньше проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений.

Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет.

Суррогатное материнство

Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника

Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека.

Россия

В 2001 году МЗ РФ была принята Программа по биоэтике.

Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.

Русская Православная Церковь представила свою официальную позицию по вопросам биоэтики в Основах социальной концепции, документе, принятом на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году (глава XII).

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Биоэтика" в других словарях:

БИОЭТИКА — БИОЭТИКА область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения. Вместе с тем в современном обществе… … Философская энциклопедия

биоэтика — БИОЭТИКА (от греч. bios жизнь и ethos привычка, нрав) сфера междисциплинарных исследований, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биомедицинской науки и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

БИОЭТИКА — система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды; в настоящее время конституируется как специальная область междисциплинарных исследований, фокус которых определяется в зависимости от типа … Новейший философский словарь

биоэтика — сущ., кол во синонимов: 1 • этика (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Биоэтика — * біяэтыка * bioethics дисциплина, изучающая философские, социальные, моральные и этические аспекты использования достижений биологии, генетики и медицины. Напр., дискуссии по поводу клонирования человека … Генетика. Энциклопедический словарь

БИОЭТИКА — [биомедицинская этика; от греч. βίος жизнь и ἠθικός касающийся нравов, ἦθος нрав, характер], область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека посредством новейших биомедицинских технологий … Православная энциклопедия

БИОЭТИКА — направление соц. филос. мысли, ставящее своей задачей изучение нрав ственно этич., соц. политич. и гуманитарных аспектов биологич. наук. Термин Б. введен в научн. оборот В.Р. Поттером видным амер. ученым, автором книги Биоэтика. Мост к будущему … Российская социологическая энциклопедия

Биоэтика — система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды. В настоящее время биоэтика институциализируется как специальная область междисциплинарных исследований. Культурные основания биоэтики… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

биоэтика — ж. Пограничное научное направление на стыке биологии и классической этики. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалист по философским проблемам биологии и медицины.

Деонтология позволяла выстраивать не только отношения между врачом и пациентом, но и отношения внутри медицинских коллективов. Однако когда люди, в том числе врачи, принимают решения, связанные с конфликтами между разными ценностями, то им, как правило, мало, недостаточно просто оперировать к должному, люди хотят задумываться, что лежит в основе тех или иных норм.

Биоэтика возникает как попытка разработать в биомедицине ориентиры, следуя которым можно было бы предотвратить негативные последствия развития медико-биологических наук, использования медицинских технологий во вред как отдельному человеку, так и человечеству в целом.

Если мы говорим о медицине, в страдании каждого пациента есть условно два плана. Один объективный – это то, что происходит с телесностью человека во время болезни, как реалии болезни искажают соматические и психические проявления человеческой жизни. Но у каждого страдания есть еще один, подчас более важный аспект – биографический. Только сам пациент может представить себе ситуацию с прогнозом на будущее, только сам человек знает, как бы он хотел, чтобы к нему относились, как он относится к себе, к жизни, в чем смыслы его собственной жизни, светские они или это религиозные, конфессиональные ценности, только сам человек знает об экономических и социальных обстоятельствах своей жизни. Биоэтика – это то пространство диалога, где позиция врача-профессионала и позиция пациента стремятся быть равными, в этом диалоге рождается уникальная личностная позиция относительно следующих биоэтических ситуаций.

Первый блок проблем биоэтики – это проблемы начала жизни: обсуждение вопроса о статусе эмбриона, об оправдании практики абортов, об обоснованности использования новых репродуктивных технологий – искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения.

Второй блок проблем, которые обсуждаются в биоэтике, – это проблемы, связанные с концом жизни: проблемы смерти и умирания, критериев смерти, оправданности, легализации эвтаназии. Биоэтика обращает внимание на то, что в современной медицине начало и конец человеческой жизни теряют статус естественной заданности, становятся событиями, зависящими от чьего-то решения: отдельного пациента, семьи, врача, исследователя.

Третий блок проблем – это проблемы, связанные с возможностью вмешательства медицины в психическую и физическую целостность человека – при трансплантациях, в экспериментировании, при оказании психиатрической помощи.

Четвертый блок проблем биоэтики – это проблемы, возникающие как конфликт между интересами государства, общества с одной стороны и интересами индивида с другой стороны в вопросах охраны здоровья. Например, ситуация вакцинации, ограничение свободы человека на перемещение, если он, например, оказался на территории, где объявлен карантин по какому-либо заболеванию.

Но биоэтика – это не только знание особого рода или учебная дисциплина, это и социальный институт. Биоэтика формирует особого рода организации, структуры, для того чтобы организовывать тот биоэтический дискурс, о котором мы говорили. Это биоэтические комитеты, биоэтические комиссии, которые формируются на разных уровнях – от микросоциального до макросоциального. Сегодня биоэтические комитеты обязательно существуют при всех крупных клиниках или биомедицинских исследовательских центрах. Ни один ведущий мировой журнал не принимает статью с изложением результатов экспериментов с участием людей или животных, если до начала эксперимента не было получено заключение биоэтического комитета о том, что в ходе эксперимента не нарушаются биоэтические правила.

Каковы же эти правила? На какие принципы разрешения биоэтических проблем обращает внимание биоэтика? Если мы говорим о человеке, то это такие принципы: правило правдивости, правило конфиденциальности, а самое главное правило – принцип уважения автономии личности, уважения человека, обладающего достоинством не в силу социального статуса, образования или материального положения, а в силу рождения его человеком.

Сегодня очень широко обсуждается вопрос о том, можно ли заменить биоэтику изучением медицинского права. Достаточно ли, чтобы действовать этически корректно, следовать только правовым нормам? Вопрос не так прост. Те, кто предлагает заменить биоэтику нормами права, исходят, как правило, из морального релятивизма, представляя, что моральных норм много, они различны, человек, действуя в соответствии с моральными нормами, может вступить в конфликт с другими нормами, а если поступаешь по закону, то это гарантирует должное поведение.

Однако в истории XX века в биомедицине есть множество примеров того, как легальные с правовой точки зрения практики были этически совершенно некорректными, антигуманными.

Например, практика эвтаназии в нацистской Германии. Поэтому обсуждение этических проблем биомедицины не может быть заменено правом. В некоторых ситуациях темпы развития медицины и технологий столь высоки, что право просто не успевает урегулировать все возникающие новации. А в некоторых случаях право с точной формулировкой оказывается просто недостаточным для того, чтобы учесть личностную размерность биоэтических ситуаций.

Наш великий философ Владимир Соловьев, рассуждая о соотношении права и морали, обращал внимание на то, что, следуя за моралью, мы действуем в соответствии со своими внутренними потребностями и установками. Когда же мы действуем в соответствии с нормами права, то действует внешняя система принуждения, и это, конечно, поступок на ступень ниже, чем следование внутреннему этическому зову.

Биоэтика только начинает разворачиваться и как особое знание, и как социальный институт. В будущем роль биоэтики будет нарастать, поскольку это практика, учащая каждого человека принимать решения в трудных, жизненно важных ситуациях, принимать решения, которые связаны с границами собственного существования. В истории культуры ранее было относительно немного ситуаций, когда обычный человек оказывался в ситуации трудного жизненного выбора. Современное же развитие науки потребовало такой выбор делать каждому, и этот выбор современному человеку фактически миновать нельзя. Тому, как этот выбор делать, и учит биоэтика.

Читайте также: