Библия как источник права доклад

Обновлено: 30.06.2024

Наровне с фактически церковным законодательством источником права для Церкви помогает и национальное законодательство. В области внешнего права Церкви, т.е. ее правового положения в стране и гражданском обществе, воля власти есть суверенным законодательным источником.

В противном случае обстоит дело с правом внутрицерковным. правоведы и Канонисты различных конфессий придерживаются различных воззрений на право власти законодательствовать в вопросах внутрицерковного устройства. Церковь в принципе отвергает возможность госучастия в регулировании внутрицерковных взаимоотношений и дел.

С позиций протестантских нового эпохи и канонистов Реформации времени власть есть полномочным органом внутрицерковного законодательства. Для этого нет кроме того необходимости носителям ее принадлежать к той церкви, в которой они законодательствуют. Разъясняется такая на первый взгляд абсурдная позиция тем, что протестантское богословие невидимую церковь святых решительно отделяет от ее видимой, земной оболочки, устройству которой не придается ответственного значения в деле спасения верных.

Священное писание как источник права

Что касается православного правосознания, то, во-первых, признание за страной законодательной правоспособности по внутрицерковным делам обусловлено православием носителя таковой власти; во-вторых, это признание ограничено в отношении того, что, не обращая внимания на громкие фигуральные определения церковного статуса императора, употреблявшиеся в Византии, наподобие внешнего епископа Церкви, президент в принципе ни при каких обстоятельствах не признавался более чем мирянином. Самое громадное, ему предоставлялось право воображать совокупный голос всех мирян.

Византийские церковно-законодательные акты, подписанные императорами и иерархами либо их представителями, имеют церковный авторитет в силу автографов епископов; национальная же власть, скрепляя подписью эти акты, придавала им статус гражданских законов, необходимых для подданных. Что же касается церковно-законодательных актов, изданных властьюсамостоятельно, то внутрицерковная правомочность этих актов обусловлена признанием их законности со православного народа и стороны иерархии.

Наряду с этим постоянно предполагалось, что законодатель сам православный и, издавая тот либо другой акт, действовал в строгом согласии с главными и неизменными началами фактически церковного права. Таковой принцип лежал в основании византийской симфонии церковной и светской власти. Это не означает, само собой разумеется, что симфония ни при каких обстоятельствах не нарушалась.

Императоры издавали и такие законы, каковые противоречили базам церковного строя; но подобные законы имели возможность функционировать только , пока общецерковным разумом не осознавалось их несоответствие канонам.

Византийские канонисты в собственных суждениях иногда через чур расширительно толковали законодательные права монарха. К примеру, епископ Охридский Димитрий Хоматин писал: Император, что имеется и именуется главным блюстителем церковного порядка, стоит выше соборных определений и информирует им силу и воздействие.

Он вождь церковной иерархии и законодатель по отношению к поведению и жизни священников; он в праве решать споры между митрополитами, клириками и епископами и выбирать на свободные епископские кафедры. Он может возвысить епископские кафедры и епископов в митрополитов и достоинство митрополий. Словом, за исключением лишь права выполнять рукоположение и Литургию, император сосредоточивает в себе все другие преимущества епископов, исходя из этого его распоряжения имеют силу канонов [1].

Подобно Димитрию Хоматину, и Вальсамон наделял императора не принадлежащей ему по праву властью в Церкви: Императоры, как и Патриархи, должны почитаться преподавателями в силу информируемого им помазания святым миром. Из этого происходит право благоверных императоров поучать христианский народ и, подобно архиереям, кадить в Церкви… Сила и деятельность императора простирается на душу и на тело подданных, в то время как Патриарх имеется лишь духовный пастырь [2].

И все-таки это были скорее пышные комплименты, чем правовые определения в строгом смысле. Тот же Вальсамон, разбирая два закона императора Алексия Комнина, каковые расходились с предписаниями канонов, приходит к выводу, что каноны имеют больше силы, нежели законы национальные, потому что они, каноны, как опубликованные и утвержденные Святыми императорами и Отцами, имеют такое же значение, как Священное Писание, а законы изложены только императорами и исходя из этого не смогут возвыситься над канонами и Священным Писанием (I титул, 3 глава Номоканона в XIV титулах). Наконец, в 131-й новелле императора Юстиниана недвусмысленно сообщено, что теряет силу каждый национальный закон, противоречащий канонам.

Что же касается синодальной совокупности церковного управления, установленной в Российской Федерации при Петре I, то ее создатель епископ Феофан (Прокопович) вдохновлялся открыто протестантскими теориями национального права. Могуществу монарха он усваивал право устанавливать всякие обряды гражданские и церковные, перемену обычаев, потребление платья, домов строения, церемонии и чины в пированиях, свадьбах, погребениях и другая и другая… Христианские правители, — полагал он, — смогут нарещися не только епископами, архиереями, но и епископами епископов [3].

Составленный им Духовный регламент, ставший главным церковно-правовым документом для Русской Церкви тех лет, нарушил прежнее хрупкое равновесие между церковной и светской властью, но, как высказывался умный святитель Столичный Филарет, Духовную Коллегию, которую у протестанта перенял Петр, Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод [4], что, добавим, был далеко не то, что задуманная епископом Феофаном Коллегия.

1. Цит. по: Троицкий С.В. Церковное право. Машинопись. Библиотека МДА. С. 47-48. ^

2. В том месте же. ^

3. Цит. по: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. Париж, 1959. С. 342, 344. ^

4. В том месте же. С. 373. ^

Канон Священных книг

Источником церковного права есть Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь выполняет в мире собственную спасительную миссию.

Эти заповеди находятся в Священном Писании.

В 85 Апостольском правиле, 60 правиле Лаодикийского Собора, 33 (24) правиле Карфагенского Собора и в 39 каноническом послании св. Афанасия, в канонах св. Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены перечни Священных Книг Ветхого и Нового Завета.

Эти списки не в полной мере совпадают.

В 85 Апостольском правиле, не считая канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: 3 книги Маккавеев, книга Иисуса сына Сирахова, а между новозаветными книгами — два книг Климента и послания 8 Римского Апостольских Распоряжений, но не упомянут АпокалипсИс. Нет упоминания об Апокалипсисе и в 60 правиле Лаодикийского Собора, в стихотворном каталоге Священных книг св. Григория Богослова.

Афанасий Великий так сказал об Апокалипсисе: Откровение же Иоанново сейчас причисляют к Священным книгам, а многие именуют неподлинным. В списке канонических ветхозаветных книг у св. Афанасия не упомянуто Есфири, которую он, наровне с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, и Пастырем Ермой и Учением Апостольским, причисляет к книгам, назначенным Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия.

В 33 (24) правиле Карфагенского Собора предлагается следующий перечень канонических библейских книг Каноническия же писания сущность сии: Бытие, Финал, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги; Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре. Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги.

Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина. Апокалипсис Иоанна книга едина.

В Православной Церкви аутентичным текстом Ветхого Завета, кроме подлинника в Мазоретской редакции, считается перевод его на греческий язык — Септуагинта. За аутентичный текст Нового Завета согласится греческий подлинник. Для славянских Церквей высоким авторитетом владеет славянский перевод Библии Елизаветинского издания, которое многократно воспроизводилось в отечественных синодальных перепечатках.

Существует кроме этого и русский синодальный перевод, завершенный более 100 лет назад и с того времени неоднократно переизданный.

АудиоБиблия (Ветхий Завет)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Заповеди Спасителя и Его апостолов не составляют кодекса законов. Извлекая из них правовые нормы, Церковь руководствуется определенными правилами. Дабы…

Так первоначально назывались сборники, включающие в себя как каноны, так и гражданские законы по церковным делам. Славянское наименование таких сборников…

Вторым материальным источником церковного права есть сама Церковь. Источник церковного права в этом узком смысле также, само собой разумеется,…

Церковное законодательство и в древности не ограничивалось канонами; его развитие не закончилось и по окончании того, как сложился главной Канонический…

Первоисточником церковного права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании.

В Православной Церкви аутентичным текстом Ветхого Завета, помимо подлинника в Мазоретской редакции, считается перевод его на греческий язык — Септуагинта. За аутентичный текст Нового Завета признается греческий подлинник. Для славянских Церквей высоким авторитетом обладает славянский перевод Библии Елизаветинского издания, которое многократно воспроизводилось в наших синодальных перепечатках. Существует также и русский синодальный перевод, завершенный более 100 лет назад и с тех пор много раз переизданный.

Священное Писание и Священное Предание, творения святых отцов

1) Священное Писание

1) Священное Писание Главным пробелом в курсах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, которые читаются в российских духовных школах, является, на мой взгляд, полное невнимание к достижениям современной библейской критики. Запад в течение последних десятилетий

3. Священное Писание

3. Священное Писание Ни для кого не секрет, что в современной России достаточной популярностью пользуются протестантские секты, главным оружием которых является Библия. При столкновении между православным христианином и протестантским миссионером последний почти

Священное Писание

Священное Писание Все имеет своим основанием вечную книгу — Священное Писание. Источник монашеской жизни — Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе… (Быт. 12, 1).И

Священное Писание и Священное Предание

Священное Писание и Священное Предание Католицизм как одно из направлений в христианстве окончательно оформился только после разделения Западной и Восточной церквей в 1054 г. Поэтому в его догматике и вероучении есть как общие с православием (а затем с протестантизмом),

Священное Писание

Священное Писание не только раскрывает цель пришествия Христа и дает его описание, но и перечисляет знамения, указывающие на приближение этого величайшего события. Первые знамения, возвещающие о Втором пришествии, исполнились спустя 1700 лет после вознесения Христа. За

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О РАЕ И АДЕ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О РАЕ И АДЕ В этой главе предметом нашего внимания будет не мысленный и чувственный рай, описанный Ветхим Заветом, но главным образом рай и ад в учении Христа и святых апостолов.О рае в Новом Завете говорится в трех местах. Первым местом является обещание

А. Священное Писание.

А. Священное Писание. Если Священное Писание, или, как его очень часто еще называют, Библия, в качестве источника богопознания имеет такое непререкаемое для нас значение, то прежде всего возникает вопрос: что оно есть по своему существу? Что такое Библия? Несколько слов о

3. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

3. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Церковная молитва всегда библейская, т. е. выражается она языком, образами и символами Святого Писания. Если Библия содержит в себе Божественное Откровение, то она также и вдохновенный ответ человека на это Откровение и потому — выражение и

Священное Писание, как источник христианской истины.

Священное Писание, как источник христианской истины. Христианское учение о мире всецело основывается на библейском повествовании (кн. Бытия, гл. I и II), но в то же время является продолжением и развитием его. Мы и должны прежде всего ознакомиться с самыми основными чертами

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Существует множество попыток дать точное определение Свящ. П., но ни одна из них не признана исчерпывающей. Сложность задачи, по–видимому, обусловлена тем, что понятие о Свящ. П. как о Слове Божьем, открывающемся Церкви, не может быть

3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема)

3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема) Является ли Священное Писание самостоятельным, отличным от Предания способом сохранения и распространения Божественного Откровения и источником вероучения, или

3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание? Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Священным Писанием, обусловлена тремя причинами.а) Священное Предание включает в себя и то, что в принципе не может

Характеристика источников иудейского права, его религиозная природа и особенности. Представление о Библии как о священном писании и как об источнике религиозного права. Второзаконие и Талмуд как одни их важнейших источников иудейского права, их приципы.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.08.2009
Размер файла 23,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие и виды источников иудейского права

Необходимо отметить, что в данном, равно как и в других аналогичных случаях, речь идет не только и даже не столько об источниках иудейского религиозного права, сколько - израильского светского, сионистского права. Ибо когда имеются в виду только источники религиозного иудейского права, то ситуация возникает несколько иная и представление об источниках несколько иное.

О каких конкретно источниках иудейского права, обобщенно именуемых священными писаниями, идет речь?

В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, так же как и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого подразделения и название этих групп книг разное. Так, в первую группу входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея (Тора) выступает традиционно в качестве самостоятельного источника права.

Во вторую группу священных книг иудеи относят ранние более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы книг - Небиим. Наконец, к третьей группе книг, согласно иудейской классификации, относятся все остальные священные книги под общим названием - Кетубим.

Особое внимание во Второзаконии уделяется таким регуляторам религиозной и обычной повседневной жизни иудеев, как заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди устанавливающие обязанности человека перед богом и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.

Однако, как бы там ни было, Законы Моисея в системе иудейского права всегда существовали и существуют и вместе с другими источниками или видами права формируют его религиозный характер и содержание.

Наряду с многочисленными и многотомными решениями раввинских судов данные, отчасти систематизированные толкования следует рассматривать в качестве важных источников иудейского религиозного права.

Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право, значительное влияние и в настоящее время. Это традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуальных жертвоприношений.

Свое влияние на жизнь иудейского общества и государства они оказывают как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношений, так и опосредованно, оказывая воздействие на них через соответствующие нормы светского права.

Последнее проявляется не только в традиционной для иудейского религиозного права сфере приложения - сфере регулятивного воздействия семейного права, но и в сферах общественных отношений, опосредуемых нормами других отраслей права.

Данный принцип, с одной стороны; ограничивает право собственности на землю, а с другой - выделяет его и подчеркивает особый характер. Анализируя его, можно с полной уверенностью сказать, что в процессе разработки и принятия законодательства о земле в значительной мере сказалось влияние старых иудейских традиций и обычаев, радикально ограничивавших и даже запрещавших куплю-продажу земли, а также право частной собственности на землю.

Любая купля-продажа земли юридически рассматривалась как временная сделка. Фактически она заменялась арендой, договор о заключении которой оставался в силе лишь до очередного юбилейного года, отмечавшегося иудеями каждые пятьдесят лет. Ибо если до наступления юбилейного года выкуп земли бывшим ее собственником оказывался невозможным, то в год юбилея она полностью возвращалась ему, причем без всякого выкупа.

Данные и иные им подобные принципы, трансформировавшиеся по мере развития иудейского общества в традиции и обычаи, оказали определенное влияние не только на эволюцию иудейского религиозного права, но и на процесс становления и развития в Израиле современного светского права.

Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно - и как писания богословов, и как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.

Подобные документы

Происхождение, основные этапы развития иудейского (еврейского) права как древнейшего религиозного права, его характер, черты, принципы. Понятие, виды источников иудейского права. Изучение правовой доктрины как основного источника иудейского права.

курсовая работа [26,9 K], добавлен 30.10.2014

Исторические предпосылки формирования и развития источников иудейского права, его характерные черты. Талмуд, религиозные традиции и обычаи, "наследие" и доктрина в иудейском праве, его взаимосвязь и взаимодействие с современным израильским правом.

курсовая работа [66,4 K], добавлен 06.06.2011

Понятие источников права, их структура, содержание и классификация. Соотношение источников права с его формами, их системно-иерархическое построение. Юридическая природа различных источников права, характер их соотношения с другими источниками права.

курсовая работа [43,1 K], добавлен 10.06.2011

Исторические особенности формирования и развития права. Основные теории о его сущности и происхождении. Характеристика источников права, описание их определяющих факторов. Понятие исторического типа права. Особенности и тип права в современной России.

контрольная работа [19,3 K], добавлен 10.06.2011

Рассмотрение источников римского права. Понятие права, сущность и общая характеристика. Обзор источников римского права. Кодификация Юстиниана и иные памятники. Общественные отношения, связанные с рассмотрением источников римского права, их суть.

курсовая работа [25,4 K], добавлен 18.12.2008

Признаки источников права. Нормативный правовой акт как основной источник права. Роль правового обычая и юридического прецедента как источников права. Нормативный договор, доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и их роль в правоприменении.

курсовая работа [59,1 K], добавлен 14.11.2013

Значение источников права для укрепления законности в правовом государстве. Виды источников права, их юридическая характеристика. Место обычаев, законов, подзаконных актов, актов государственных органов в системе источников права Республики Казахстан.

• Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем
членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является
основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам
человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть
человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь
свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды,
провозглашено как высокое стремление людей…
Генеральная Ассамблея,
провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в
качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и
государства…
Статья 1.
Все люди (All human beings / Tous les êtres humains) рождаются
свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе
братства.

3. Декларация прав человека и гражданина (1789)

• Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая,
что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются
единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств,
приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные,
неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно
пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им
их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти,
которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического
института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные
отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению
Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и
провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие
права человека и гражданина.
• Статья 1
Люди (Les hommes) рождаются и остаются свободными и равными в правах.
Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
• Статья 2
Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав
человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление
угнетению.

4. Декларация независимости США (1776)

• Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди
(all men) созданы равными и наделены их Творцом
определенными неотчуждаемыми правами, к числу
которых относятся жизнь, свобода и стремление к
счастью. Для обеспечения этих прав людьми
учреждаются правительства, черпающие свои законные
полномочия из согласия управляемых. В случае, если
какая-либо форма правительства становится губительной
для самих этих целей, народ имеет право изменить или
упразднить ее и учредить новое правительство,
основанное на таких принципах и формах организации
власти, которые, как ему представляется, наилучшим
образом обеспечат людям безопасность и счастье.

5. Великая Хартия вольностей (1215)

• Ни один свободный человек не будет арестован или
заключен в тюрьму, или лишен владения, или
объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или какимлибо способом обездолен, и мы не пойдем на него и
не пошлем на него иначе, как по законному приговору
равных его и по закону страны (39).

6. Двенадцать статей (1525)

• Есть много нехристей, которые теперь на собраниях крестьянства находят
случай хулить евангелие, говоря: "Вот плод нового евангелия, никого не
слушаться, во всех местах поднимать восстания, чиня насилие, сбегаться
толпами и собираться в отряды, реформировать, искоренять, может быть,
даже избивать духовные и светские власти".
Всем этим безбожным хулителям отвечают написанные ниже статьи. Они,
во-первых, снимают со слова Божьего этот позор; во-вторых, дают
христианское оправдание непослушанию и даже восстанию всех крестьян.
Во-первых, евангелие не есть причина восстаний и бунтов, по тому что оно
есть речь о Христе, обещанном мессии, которого слово и жизнь учат
только любви, миру, терпению, единству, так что все верующие в этого
Христа становятся полны любви, мира, терпения, единства.
• Но если Бог пожелает услышать крестьян, горячо молящих о том, чтоб
жить по его слову, кто осмелится порицать Божью волю, кто вступится в
его суд, кто воспрепятствует его величию? Ведь услышал он вопль детей
Израиля и освободил их от руки фараона, не может ли он и сегодня спасти
своих?

7. Двенадцать статей (1525)

• В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас "собственными" людьми, что
жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей
драгоценной крови освободил и искупил нас всех как пастуха, так и самого
высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были
и хотим быть свободными.
Не то, чтобы мы хотели быть безусловно свободными, не желали иметь никакой
власти. Этому нас Бог не учит. Мы должны жить по закону, а не по свободному
плотскому измышлению: мы обязаны любить Бога и познавать его и в своих
ближних, поступая с ними так, как хотели бы, чтобы и с нами поступали, и как
сам Бог на прощанье заповедал нам на тайной вечери. Но, желая жить по его
заповеди, разве указывает нам этот завет, чтобы мы были непослушны власти.
И не только власти, но чтобы мы смирялись перед всеми и чтобы мы
соответственно во всех подобающих и христианских делах и с готовностью
оказывали во всех подобающих и христианских делах с готовностью оказывали
повиновение своим выборным и поставленным от Бога властям.
Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с
готовностью отпустите нас из личной крепости или же докажете нам по
евангелию, что мы должны быть крепостными.

8. Двенадцать статей (1525)

• В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек
не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это
кажется нам совсем неподобающим и не братским, а
своекорыстным и несоответственным слову Божию… Ибо когда
Господь Бог сотворил человека, он дал ему власть над всеми
зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде. Посему наше
желание таково: если кто имеет воду и может доказать
достаточными письменными документами, что воду он купил с
ведома крестьян, то мы не желаем брать ее у него силою, но тут
во имя братской любви нужно войти в христианское
соображение. Кто же не может представить достаточного
доказательства, тот должен подобающим образом предоставить
пользование общине.

9. Книга Бытия

10. Законы Хаммурапи (ок. 4 тыс. л. назад)

(Вот) справедливые законы, утвержденные
Хаммурапи, победоносным царем,
водворившим истинное благополучие и
доброе управление в стране. Я —
Хаммурапи, несравненный царь. Я не
пренебрегая черноголовыми, которых
даровал мне Энлиль и пасти которых поручил
мне Мардук. Чтобы сильный не обижал сла
бого, чтобы сироте и вдове оказывалась
справедливость, в Вавилоне, городе, главу
которого вознесли Ану и Энлиль, в Э-Сагиле,
храме, основание которого прочно, как небо и
земля, чтобы судился суд в стране, чтобы
решались приговоры в стране, чтобы
притесненному оказать справедливость, я
начертал мои драгоценные слова на моей
стеле и поставил перед изображением моим,
царя справедливого.

11. Пятикнижие

• Господь сказал Моисею: «Возвести сынам
Израилевым: Я Господь, ваш Бог. Не подражайте
обычаям Египта, где вы жили, и обычаям Ханааана,
куда Я вас веду. Не следуйте их законам.
• Мои законы соблюдайте, Мои предписания
исполняйте и следуйте им: Я — Господь, ваш Бог.
Исполняйте Мои предписания и законы: они несут
жизнь тому, кто соблюдает их. Я — Господь.
(Втор 18:1-5)

12. Законы Хаммурапи

• Если бык человека бодли/в/ и соседи заявят ему, что
он бод/л/ив, а тот не притупит ему рогов и не спутает
своего быка, и этот бык, забодает сына человека и
причинит ему смерть, (то) он должен отдать 1/2 мины
серебра.

13. Пятикнижие

14. Законы Хаммурапи

• Если человек повредит глаз кого-либо из людей, (то) должно повредить
его глаз.
Если он сломает кость человека, (то) должно сломать его кость.
Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, (то) он
должен отвесить 1 мину серебра.
Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека,
(то) он должен отвесить половину его покупной цены.
Если человек выбьет зуб человека, равного себе, (то) должно выбить его
зуб.
Если он выбьет зуб (у) мушкенума, (то) он должен отвесить 1/3 мины
серебра.
Если человек ударит по щеке большего (по положению), чем он сам, (то)
должно в собрании ударить его 60 (раз) плетью (из) воловьей (кожи).
Если кто-либо из людей ударит (по щеке кого-либо из людей, кто
подобен ему, (то) он должен отвесить 1 мину серебра.

15. Законы Хаммурапи

• Если человек ударит дочь человека и причинит
выкидыш ее плода, (то) он должен уплатить за ее плод
10 сиклей серебра.
Если женщина умрет, (то) должно убить его дочь.
Если он причинит побоями дочери мушкенума выкидыш
ее плода, (то) он должен отвесить 5 сиклей серебра.
Если эта женщина умрет, (то) он должен отвесить 1/2
мины серебра.
Если он ударит рабыню человека и причинит выкидыш
ее плода, (то) он должен отвесить 2 сикля серебра.
Если эта рабыня умрет, (то) он должен отвесить 1/3
мины серебра.

16. Пятикнижие

• Всякий, кто ударит человека так, что тот умрет, должен
быть предан смерти.
• Если ударивший не замышлял убийства (так уж
получилось по воле Божьей), то он может найти
убежище; Я назначу вам место для этого. Но если он
убил намеренно, то предай его смерти, даже если
будет искать защиты возле Моего жертвенника.
(Исход 21:12-14)

17. Пятикнижие

• Если мужчины во время драки заденут беременную
женщину и у нее будет выкидыш, но сама она не
умрет, то пусть виновный заплатит за выкидыш —
столько, сколько назначит муж этой женщины. А если
женщина умрет, то ты должен отдать жизнь за жизнь.
• Глаз за глаз. Зуб за зуб. За руку — рука. За ногу —
нога. Ожог за ожог. Рана за рану. Ушиб за ушиб.
• Если хозяин ударит раба или рабыню и повредит им
глаз, то за этот глаз он должен отпустить их на
свободу. И если хозяин выбьет зуб у раба или рабыни,
то за этот зуб он должен отпустить их на свободу.
(Исход 21:22-27)

18. Законы Хаммурапи

• Если человек украдет достояние бога или дворца, (то)
этого человека должно убить; а также того, кто примет
из его рук украденное, должно убить.
• Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо
осла, либо свинью, либо лодку; то, если (это) божье
(или), если (это) дворцовое, он может отдать (это) в
30-кратном (размере), а если (это принадлежит)
мушкенуму, - он может возместить в 10-кратном
(размере); если же вору не чем отдать, (то) его должно
убить.

19. Пятикнижие

• Если кто-нибудь украдет быка или овцу и зарежет их
или продаст, то он должен отдать пять быков за быка
и четыре овцы за овцу.
• Если вор был пойман при попытке разобрать стену
дома и убит, то убивший неповинен. Но если это
случилось после восхода солнца, то убивший виновен.
• А если вору нечем отдать, то пусть его самого
продадут в рабство — за кражу. А если украденное
животное найдут у него живым — будь то бык, осел
или овца — вор должен отдать двух животных за одно.
(Исход 22:1-4)

20. Законы Хаммурапи

• Если строитель построит человеку дом и сделает свою
работу непрочно, так что построенный им дом
обвалится и причинит смерть хозяину дома, (то) этого
строителя должно убить.
• Если он причинит смерть сыну хозяина дома, (то)
должно убить сына этого строителя.
• Если он причинит смерть рабу хозяина дома, (то) он
должен отдать хозяину дома раба за раба.

21. Пятикнижие

• Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай
до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не
подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и
попаадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь
это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.
(Левит 19:9-10)

22. Пятикнижие

• Пусть перед боем священник обратится к войску и скажет: „Слушай,
Израиль! Сегодня вы вступите в бой с врагом. Не будьте малодушны,
не бойтесь, не пугайтесь, не ужасайтесь! Господь, ваш Бог, идет
вместе с вами, чтобы сразиться с врагом за вас и даровать вам
победу“.
• А старосты пусть скажут войску: „Если кто-то из вас построил себе
дом и еще не обновил его, пусть возвращается домой. Иначе может
случиться так, что он падет в бою и другой человек обновит его дом.
Если кто-то из вас насадил виноградник и еще не собрал урожай,
пусть возвращается домой. Иначе может случиться так, что он падет
в бою и другой соберет урожай с его виноградника. Если кто-то из вас
обручился с женщиной и еще не женился на ней, пусть возвращается
домой. Иначе может случиться так, что он падет в бою и другой
женится на ней“. Затем старосты должны сказать войску: „Если кто-то
из вас боязлив и малодушен, пусть возвращается домой, чтобы своей
трусостью не заразить других“.
(Втор 20:2-9)

23. Пятикнижие

• Не питай в сердце ненависти к брату своему. Обличи
ближнего открыто, чтобы не отвечать за его грехи. 18
Не мсти соплеменнику, не таи на него злобу. Люби
ближнего, как самого себя. Я — Господь.
(Левит 19:17-18)

24. Новый Завет

• Не лгите друг другу, избавьтесь от прежней сущности
со свойственными ей делами и облекитесь в новую,
которая несет на себе образ Создателя и постоянно
обновляется, познавая Его. Для нее нет ни эллина, ни
иудея, ни обрезанного или необрезанного, ни варвара
или скифа, ни раба или свободного, но всё и во всех –
Христос.
(Колоссянам 3:9-11)

Необходимо отметить, что в данном, равно как и в других аналогичных случаях, речь идет не только и даже не столько об источниках иудейского религиозного права, сколько – израильского светского, сионистского права. Ибо когда имеются в виду только источники религиозного иудейского права, то ситуация возникает несколько иная и представление об источниках несколько иное.

О каких конкретно источниках иудейского права, обобщенно именуемых священными писаниями, идет речь?

В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, так же как и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого подразделения и название этих групп книг разное. Так, в первую группу входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея (Тора) выступает традиционно в качестве самостоятельного источника права.

Во вторую группу священных книг иудеи относят ранние более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы книг – Небиим. Наконец, к третьей группе книг, согласно иудейской классификации, относятся все остальные священные книги под общим названием – Кетубим.

Особое внимание во Второзаконии уделяется таким регуляторам религиозной и обычной повседневной жизни иудеев, как заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди устанавливающие обязанности человека перед богом и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.

Однако, как бы там ни было, Законы Моисея в системе иудейского права всегда существовали и существуют и вместе с другими источниками или видами права формируют его религиозный характер и содержание.

Наряду с многочисленными и многотомными решениями раввинских судов данные, отчасти систематизированные толкования следует рассматривать в качестве важных источников иудейского религиозного права.

Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право, значительное влияние и в настоящее время. Это традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуальных жертвоприношений.

Свое влияние на жизнь иудейского общества и государства они оказывают как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношений, так и опосредованно, оказывая воздействие на них через соответствующие нормы светского права.

Последнее проявляется не только в традиционной для иудейского религиозного права сфере приложения – сфере регулятивного воздействия семейного права, но и в сферах общественных отношений, опосредуемых нормами других отраслей права.

Данный принцип, с одной стороны; ограничивает право собственности на землю, а с другой – выделяет его и подчеркивает особый характер. Анализируя его, можно с полной уверенностью сказать, что в процессе разработки и принятия законодательства о земле в значительной мере сказалось влияние старых иудейских традиций и обычаев, радикально ограничивавших и даже запрещавших куплю-продажу земли, а также право частной собственности на землю.

Любая купля-продажа земли юридически рассматривалась как временная сделка. Фактически она заменялась арендой, договор о заключении которой оставался в силе лишь до очередного юбилейного года, отмечавшегося иудеями каждые пятьдесят лет. Ибо если до наступления юбилейного года выкуп земли бывшим ее собственником оказывался невозможным, то в год юбилея она полностью возвращалась ему, причем без всякого выкупа.

Данные и иные им подобные принципы, трансформировавшиеся по мере развития иудейского общества в традиции и обычаи, оказали определенное влияние не только на эволюцию иудейского религиозного права, но и на процесс становления и развития в Израиле современного светского права.

Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно – и как писания богословов, и как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.

Читайте также: