Безнадзорность несовершеннолетних как социальная проблема в россии

Обновлено: 02.07.2024

Для комплексного анализа явления безнадзорности несовершеннолетних необходимо, прежде всего, раскрыть основные понятия, составляющие ее суть. Категориальный аппарат исследования следует начать с определения границ детско-подросткового возраста и выделения специфических особенностей проблемы безнадзорности, позволяющих трактовать ее как отдельное явление, отличное, скажем, от беспризорности.

Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1977 г. предложил считать подростками лиц в возрасте 10–20 лет, подразделяя его на ранний (10–14) и поздний (15–19 лет). Подростковый возраст был определен как период, в течение которого: 1) завершается половое развитие (от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости); 2) психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взросления; 3) происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной социальной и частично экономической независимости [75].

Несовершеннолетним считается лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, не имеющее возможности в полной мере осуществлять юридические права и нести юридическую ответственность [75].

Особого внимания требует четкое разделение двух разных, но связанных между собой проблем – безнадзорности и беспризорности, тем более что в обществе эти понятия практически не разделяются.

Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии к ним родителей и воспитателей. В результате у несовершеннолетних появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность. Безнадзорные дети и подростки наиболее часто попадают в критические ситуации, становятся жертвами уличных, в т. ч. транспортных, происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой. Несовершеннолетние приобретают негативный опыт жизни, у них создается ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых [7].

Ряд исследователей к группе риска относят детей, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [23].

Э.Б. Мельникова предложила следующую классификацию детской безнадзорности:

– полностью лишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;

– частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий жизни и воспитания;

– не лишенные родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении нуждающиеся в наблюдении, педагогическом воздействии и помощи [30].

А.М. Нечаева, исследуя проблемы детей России, к отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, отнесла:

– полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

– проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

– добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и др.);

– подчинение неписаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом [10, 31, 32].

В целом беспризорными чаще всего становятся две категории несовершеннолетних:

1) дети, в силу тех или иных причин покинувшие свой дом и семью или детские воспитательные учреждения, в которых находились, или отвергнутые своей семьей и поэтому оказавшиеся на улице;

2) дети, которые потеряли обоих родителей (гибель, лишение родительских прав) [49].

Проблема детско-подростковой безнадзорности сегодня бесспорно существует, и весь негативный потенциал безнадзорности заключается, в первую очередь, в том, что она влечет за собой актуализацию различных форм девиаций.

К наиболее острым негативным последствиям безнадзорности относятся:

1. Алкоголизм – биопсихосоциальное заболевание, в основе которого лежит сформировавшаяся зависимость человека от алкоголя. Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию. По данным различных обследований, в России более 500 тысяч подростков-алкоголиков, 80–85 % из которых составляют школьники и учащиеся ПТУ, в т. ч. 3,8 % подростков пьют систематически, 18 % – умеренно, 27 % – эпизодически [13, 74]. В 2006 г. заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами в детско-подростковой среде составила 16,8 случая на 100 тыс. чел. населения [18].

3. Токсикомания – группа психиатрических заболеваний интоксикационной природы, причиной которых является привычное злоупотребление натуральными и синтетическими веществами, обладающими психотропным одурманивающим эффектом. Токсикомания относится к классу социальных заболеваний и представляет опасность для самого человека, общества и закона [63]. В 2006 г. заболеваемость токсикоманией детей составила 2,3 случая на 100 тыс. населения, у подростков – 12,5 случая на 100 тыс. населения [18].

4. Неправомерные действия (правонарушения) делятся на преступления и проступки. Преступление, преступность: 1) общественно опасное нарушение закона, действие, грубо попирающие нравственные идеалы и ценности, вызывающие моральные и физические страдания людей, разрушающие природную и культурно-историческую среду человека; 2) распространенное социальное явление в форме отклоняющегося поведения, уголовных преступлений, уровень которого в стране, регионе оценивается по количеству осужденных, тяжести совершенных преступлений, видам и формам преступности, срокам отбывания наказаний. Подростки стали наиболее криминализированной частью населения России (на 100 тыс. несовершеннолетних приходится 2300 преступлений, тогда как на 100 тыс. взрослых – 1900). Это во многом объясняется разрушением, деградацией в последние годы социальных структур, обеспечивающих досуг молодежи. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель нигде не учится и не работает [51].

6. Малолетняя проституция. Проституция – вид социально-отклоняющегося поведения, заключающегося в продаже женщинами своего тела с целью извлечения дохода. Причинами являются социальное неравенство, падение нравов и общепринятых моральных ценностей в сфере сексуальных отношений, отсутствие целеустремленного полового воспитания. Проституция выступает следствием социальных, экономических и нравственных деформаций, которые присущи обществу. Данная криминальная форма труда детей является малоизученной. Среди них встречаются малолетние дети (9 – 11 лет), оказывающие сексуальные услуги по принуждению со стороны родителей для получения ими дохода [25, 63]. Проституция в детско-подростковой среде нередко приводит к заболеваниям, передающимся половым путем. В 2006 г. заболеваемость сифилисом составила 43 случая на 100 тыс. населения в возрасте 0 – 17 лет [18].

– низкая материальная обеспеченность родительской семьи;

– воспитание в неполных семьях, в семьях с неродным родителем или у родственников;

– внесемейное воспитание: в детских домах, интернатах и без попечения воспитателей;

– отбывание наказания в местах лишения свободы, включая детские воспитательные колонии [72].

Таким образом, значимость проблемы безнадзорности детей и подростков обусловлена, во-первых, особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека, поскольку именно в это время происходит формирование ценностно-мотивационной сферы личности; во-вторых, наличием негативных тенденций, происходящих в обществе и способствующих возникновению и распространению различных форм девиаций; в-третьих, тем, что последствия сложившейся ситуации носят угрожающий характер и приводят к значительным экономическим потерям. Не стоит забывать, что именно подрастающее поколение представляет собой потенциал трудового, образовательного и популяционного ресурсов России в наступившем веке.

Детская беспризорность – это крайне негативное социальное явление, при котором происходит отрыв ребенка от семьи, и утрата им постоянного места жительства.

Беспризорность может создавать массу угроз: это и формирование асоциального поведения, и неправильное формирование личности подростков. Условия, в которых живут беспризорники, могут выявлять и укоренять у них социально-негативные навыки, которые в дальнейшем негативно воздействуют на общее состояние ребенка. Основная причина возникновения беспризорности и постоянного роста этого явления является разрушение государственной структуры социализации и адаптации ребенка, системы общественного воспитания детей. Одновременно с этим отсутствует основа для формирования новой структуры социализации и досуга детей. Они оказываются ненужными, не получают должного воспитания, а перед глазами отсутствует пример, который мог бы послужить основой для нормального воспитания личности.

Беспризорность может возникать по ряду причин:

  1. Сложная социально-экономическая ситуация в регионе, что сказывается на ситуации внутри семьи;
  2. Безработица;
  3. Нужда и детская эксплуатация;
  4. Конфликтная обстановка внутри семьи;
  5. Асоциальное поведение родителей;
  6. Жестокое обращение с детьми в семье.

Кризис семей – обстоятельство, которое считается решающим фактором роста детской беспризорности. Растет уровень бедности, ухудшаются условия жизнедеятельности, постепенно разрушаются социальные и нравственные ценности. Воспитательный потенциал семьи становится очень скудным, а в конец концов сводится к нулю. Родители, слишком озабоченные другими проблемами, перестают замечать детей, а дети оказываются предоставлены сами себе. Как итог – они приобщаются к другим социальным группам и субкультурам, социализируются сами по себе, не имея перед глазами примера правильного поведения. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни многочисленного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и прочее.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема беспризорности

Беспризорность признается серьезной социально опасной проблемой. Беспризорники требуют к себе особое внимание. Для их социализации нужны не только Центры временной изоляции, реабилитации и социальной адаптации, но и специально организованные приюты. В таком приюте у ребенка появятся возможности не только длительного проживания, но и коррекции своего поведения, а также обучения. К сожалению, количество беспризорников с каждым годом растет, и со стороны государства требуется немало сил и вложений на то, чтобы дети получали комплексную и качественную помощь со стороны специалистов. Однако данная сфера все еще не до конца развита и проработана, поэтому существует немало проблем с тем, чтобы организовать приюты, привлечь к работе в них действительно грамотных специалистов.

Беспризорность влечет за собой очень тяжелые социальные последствия:

  1. Рост числа правонарушений;
  2. Алкоголизм;
  3. Наркомания;
  4. Проституция;
  5. Высокий уровень преступности, где правонарушителями являются дети и подростки.

Беспризорные дети, у которых нет никаких средств к существованию, могут подвергаться эксплуатации, в частности криминальной и коммерческой. На неокрепшую психику беспризорника очень легко повлиять, особенно если это ребенок, который нуждается в минимальных средствах к существованию. Поэтому очень часто беспризорники оказываются вовлеченными в криминальные сферы деятельности. Они работают на улице, попрошайничают, работают во вредных условиях, занимаясь воровством, распространением наркотиков и проституцией. Они также могут заниматься и другими видами деятельности, связанными с риском для здоровья, психологического и социального развития.

Основная сложность состоит в том, что ребенок, который рос в таких условиях, воспринимает их как нормальные. Его очень сложно переучить, очень сложно ввести в другую социальную и культурную среду, а также сложно излечить от зависимостей. Как показывает статистика, каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. В ней разрушаются моральные устои и семейные ценности, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Утрата семейных связей может происходить по разным причинам, но основные – конфликтные отношения с членами семьи, которые сопровождаются насилием со стороны взрослого, унижением достоинства ребенка, жестоким обращением с ним. Не следует думать, что детская беспризорность возникает без причины – оно всегда становится следствием безразличного или жестокого обращения со стороны родителей. Дети очень восприимчивы к любым внутрисемейным изменениям и конфликтам, а также они оказываются самой восприимчивой группой, если речь заходит о жестоком обращении.

В некоторых случаях беспризорность – это еще и следствие педагогической беспомощности родителей. Они могут иметь весьма искаженные представления о личных границах ребенка, о том, где заканчивается его самостоятельность и начинается родительский контроль. Безразличие – это не единственная причина беспризорности. Излишний контроль со стороны родителей может побуждать ребенка сбежать из семьи, поскольку регулярно нарушаются его личные границы. Это особенно актуально, если ребенок – подросток, которому хочется больше времени проводить с друзьями и другими людьми, которые могли бы помочь ему узнать иные грани жизни, социализироваться и развивать свои собственные коммуникативные навыки.

Читайте также: