Беседа как метод развития речи и метод ознакомления с окружающим

Обновлено: 02.07.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему МЕТОДИКА БЕСЕДЫ. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.

Подготовка беседы и разработка методики требует: постановки цели и определения ее содержания, выделения признаков или ожидаемых объектов наблюдения (черты поведения во время беседы, желания уйти от ответа, перевести разговор на другую тему, невольная пауза, особенности мимики, особенности речевого поведения, его эмоциональные реакции.) Подготовка беседы и разработка методики требует: постановки цели и определения ее содержания, выделения признаков или ожидаемых объектов наблюдения (черты поведения во время беседы, желания уйти от ответа, перевести разговор на другую тему, невольная пауза, особенности мимики, особенности речевого поведения, его эмоциональные реакции.)

Структура и характер беседы определяется содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому главной трудностью является подбор и формулировка вопросов, предварительная проверка их доступности и надежности. Структура и характер беседы определяется содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому главной трудностью является подбор и формулировка вопросов, предварительная проверка их доступности и надежности. Структура беседы: 1) Подготовительная часть — психолого-педагогический настрой, выяснение знаний по ранее изученной теме, активизация интереса ребенка к восприятию и усвоению материала. 2) Основная часть — определение темы беседы, раскрытие темы, анализ поведения детей в аспекте обсуждаемой темы, конкретные советы. 3) Заключительная часть — обобщение знаний, краткий опрос детей.

Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые используются в беседе. Целевые вопросы направлены на реализацию поставленной задачи – выявления представлений, понятий, правил, суждений, отношений, оценок испытуемого. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу. Вопросы, подобранные для беседы, образуют вопросник. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые используются в беседе. Целевые вопросы направлены на реализацию поставленной задачи – выявления представлений, понятий, правил, суждений, отношений, оценок испытуемого. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу. Вопросы, подобранные для беседы, образуют вопросник.

Вопросы к беседе могут формулироваться в разных вариантах: Вопросы к беседе могут формулироваться в разных вариантах: 1)Прямые вопросы, где содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают. 2)Косвенные вопросы – если содержание задаваемого вопроса и объект интереса исследователя расходится. Подбор косвенных вопросов и их формулировка является одной из труднейших проблем построения беседы. 3)Если вопрос задан в реальной ситуации, то его называют безусловным вопросом. 4)Если формулировка вопроса или инструкция предполагает некоторую нереальную в данный момент ситуацию, то такие вопросы называют условными (или проективными). Проективные вопросы имеют своей основой психологический феномен проекции, который состоит в избирательном искажении когнитивных процессов (восприятия, мышления, воображения) в зависимости от разных факторов. 5)Заверши рассказ. Ребенку предлагается короткий рассказ, в котором описывается проблемная ситуация. Повествование обрывается в самый неожиданный момент. 6)Закончи предложение. Беседа, в которой предлагается придумать окончание фразы. 7)Беседа по картинкам. Ребенку предлагается 2-3-4 картинки, которые следует разложить по порядку (по определенной логике – временной или событийной) и рассказать по ним рассказ. 8)Беседа по картине.

Достоинства метода беседы: Достоинства метода беседы: - активизирует учащихся; - развивает их память и речь; - делает открытыми знания учащихся; - имеет большую воспитательную силу; - является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы: Недостатки метода беседы: - требует много времени; - содержит элемент риска (ребенок может дать неправильный ответ, который воспринимается другими детьми и фиксируется в их памяти); - необходим запас знаний.

Читайте также: