Берут ли врачей в армию

Обновлено: 07.07.2024

Все материалы сайта доступны по лицензии:

арет) медицинского пункта полка или военно-медицинскую организацию, а при необходимости в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения либо им назначается лечение в амбулаторных условиях. По заключению врача медицинская помощь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может оказываться на дому.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, после оказания им медицинской помощи возвращаются в роту под командой санитарного инструктора или старшего команды. Санитарный инструктор или старший команды передает книгу записи больных дежурному по роте, который представляет ее командиру роты. Старшина роты по заключению врача, имеющемуся в книге записи больных, и соответствующему решению командира роты отдает необходимые указания.

Амбулаторное лечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, при наличии у них инфекционных заболеваний не допускается.

При амбулаторном лечении обеспечение военнослужащих необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется военно-медицинскими организациями, медицинскими частями и медицинскими пунктами по рецептам врача (фельдшера).";

33) в статье 359:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"359. Справка о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения должностных и специальных обязанностей, занятий и работ (приложение № 15) или листок освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности дается врачом на срок до шести суток, а в воинских частях, где должность врача штатом не предусмотрена, - фельдшером на срок до трех суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 15 и 10 суток соответственно. Если сроки лечения, частичного или полного освобождения превышают указанные сроки, решение вопроса о дальнейшем лечении, частичном или полном освобождении принимается врачебной комиссией военно-медицинской организации (медицинской части), назначаемой руководителем (командиром) военно-медицинской организации (медицинской части) из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами.";

в абзаце втором слова "солдаты и сержанты" заменить словами "военнослужащие, проходящие военную службу по призыву,";

в абзаце четвертом слово "Больные" заменить словом "Военнослужащие";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Прием лекарственных препаратов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, осуществляется под контролем фельдшера и (или) санитарного инструктора.";

34) дополнить статьей 3591 следующего содержания:

"3591. Военнослужащие женского пола, являющиеся матерями (усыновителями, опекунами, попечителями), в случае выдачи им листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком (листка нетрудоспособности), а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, являющиеся отцами (усыновителями, опекунами, попечителями), в случае выдачи им листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком (листка нетрудоспособности) при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью (ее пребывание в медицинской организации, нахождение в командировке, на карантине, лишение ее родительских прав и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам), освобождаются от выполнения служебных обязанностей на срок действия листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком (листка нетрудоспособности).";

35) статью 361 изложить в следующей редакции:

"361. Военнослужащие могут находиться в медицинском пункте полка на лечении в стационарных условиях до 14 дней. При поступлении в медицинский пункт полка военнослужащие проходят санитарную обработку.";

36) статью 362 изложить в следующей редакции:

"362. На лечение в стационарных условиях вне расположения полка военнослужащие направляются по заключению врача (фельдшера) командиром полка (должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), а для оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в отсутствие врача - дежурным фельдшером по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы полка и дежурному по полку.

Доставка пациентов в военно-медицинскую организацию, медицинскую часть, медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения осуществляется санитарным транспортом полка в сопровождении врача (фельдшера).

При направлении на лечение в стационарных условиях вне расположения полка военнослужащие должны быть обмундированы в соответствии со временем года и иметь при себе направление, подписанное командиром полка (должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) (приложение № 16), медицинскую книжку или медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, документ, удостоверяющий личность, личные вещи и аттестат на продовольствие, в случае необходимости справку о травме и медицинскую характеристику, а при убытии на лечение за пределы гарнизона также аттестаты на вещевое и денежное довольствие, проездные документы до места расположения военно-медицинской организации, медицинской части и обратно.

Основанием для приема военнослужащего военно-медицинской организацией, медицинской частью, медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения для оказания медицинской помощи в стационарных условиях является представление таким лицом направления на госпитализацию, заверенного печатью воинской части, а также документа, удостоверяющего личность.";

37) в статье 363:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"363. Обо всех военнослужащих, поступивших на лечение в стационарных условиях вне расположения полка, а также о выписке их по выздоровлении начальник (командир) военно-медицинской организации (медицинской части) обязан в тот же день сообщить командиру полка, из которого эти военнослужащие прибыли.";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Об обнаружении у поступившего пациента инфекционного заболевания и о поступлении военнослужащих с отравлениями, травмами начальник (командир) военно-медицинской организации (медицинской части) обязан немедленно известить командира того полка, из которого они прибыли, а об обнаружении у военнослужащего травмы с трудопотерями сообщить в органы военной прокуратуры, органы военной полиции и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Об инфекционном заболевании также следует оповестить ближайшее санитарно-эпидемиологическое учреждение.";

в абзаце третьем слова "стационарное лечение" заменить словами "лечение в стационарных условиях";

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"Выздоровевшие военнослужащие направляются из военно-медицинской организации, медицинской части, медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения в полк с соответствующими документами, которые сдаются по прибытии старшине роты.";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, после лечения в стационарных условиях при наличии показаний к медицинской реабилитации в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии могут направляться на медицинскую реабилитацию в санаторно-курортные и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).";

38) в абзаце третьем статьи 401 слова "и дежурный фельдшер (санитарный инструктор)" заменить словами ", дежурный фельдшер или санитарный инструктор";

39) в абзаце тринадцатом статьи 422 слова "в ближайшее военно-медицинское учреждение или учреждение" заменить словами "в ближайшую военно-медицинскую организацию или медицинскую организацию";

40) в приложении № 9:

в абзаце пятом пункта 3 слово "больным" заменить словом "пациентам";

в абзаце третьем пункта 19 слово "больных" заменить словом "пациентов";

41) дополнить приложением № 15 следующего содержания:

"Приложение № 15к Уставу внутренней службыВооруженных Сил Российской Федерации (к статье 359)

"__" __________________ 20__ г.

(дата выдачи справки)

СПРАВКА № ________о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения должностных и специальных обязанностей, занятий и работ

Выдана военнослужащему войсковой части _______________________________

(воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения)

о том, что по состоянию здоровья он нуждается в _______________________________

(указать, в полном или частичном освобождении нуждается)

освобождении от исполнения должностных и специальных обязанностей ___________

(при частичном освобождении указать, от каких именно занятий, работ освобождается)

сроком на ________ суток с "__" __________ 20___ г. по "__" ________ 20__ г.

________________________(подпись, фамилия, инициалы)

1. Справка выдается лечащим врачом (фельдшером) медицинского пункта полка, в котором военнослужащий проходит военную службу, или лечащим врачом (фельдшером) военно-медицинской организации, медицинской части или медицинского пункта, к которым военнослужащий в установленном порядке прикреплен для оказания медицинской помощи.

2. Справке присваивается регистрационный номер, указанный в журнале учета выдачи справок военно-медицинской организации, медицинской части или медицинского пункта.

3. Поле "Место для печати" предназначено для постановки штампа с указанием наименования военно-медицинской организации, медицинской части или печати "Для документов" медицинского пункта.

4. Подпись врача, вынесшего заключение, заверяется его личной врачебной печатью.";

42) дополнить приложением № 16 следующего содержания:

"Приложение № 16к Уставу внутренней службыВооруженных СилРоссийской Федерации(к статье 362)

Угловой штамп воинской части

(наименование медицинской (военно-медицинской) организации, медицинской части)

НАПРАВЛЕНИЕ

Направляется на лечение в стационарных условиях _________________________

(воинское звание, фамилия, имя, отчество)

(воинская часть)

Иные сведения: _____________________________________________________________

Командир (начальник) _______________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

1. Подпись командира воинской части (должностного лица, определяемого руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) заверяется печатью установленного образца.

2. Воинское звание, воинская часть указываются при необходимости.".

2. В абзаце четвертом пункта 1 приложения № 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации слова "лечебного учреждения" заменить словами "медицинской (военно-медицинской) организации".

3. В Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации:

1) в абзаце шестнадцатом статьи 381 слова "и дежурными фельдшерами (санитарными инструкторами)" заменить словами ", дежурными фельдшерами или санитарными инструкторами";

в абзаце первом слова "лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" заменить словами "мероприятий по медицинскому обеспечению военнослужащих";

в абзаце третьем слова "лечебно-профилактические, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия" заменить словами "мероприятия по медицинскому обеспечению военнослужащих";

в абзаце седьмом слово "учреждениях" заменить словом "организациях";

в абзаце восьмом слово "учреждениях" заменить словом "организациях";

в абзаце девятом слова "лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" заменить словами "мероприятий по медицинскому обеспечению военнослужащих";

абзац десятый изложить в следующей редакции:

"контролировать в гарнизоне работу военно-медицинских организаций, медицинских частей и военно-врачебных комиссий;";

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"следить за содержанием пациентов в госпиталях гарнизона и военнослужащих, находящихся на лечении в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, и за своевременной их выпиской, периодически делать обходы этих пациентов и военнослужащих;";

в абзаце двенадцатом слова "углубленного медицинского обследования" заменить словом "диспансеризации";

в абзаце пятнадцатом слова "учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения" заменить словами "медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения";

3) в абзаце двенадцатом статьи 71 слова "лечебных учреждений" заменить словами "медицинских (военно-медицинских) организаций";

4) в абзаце пятнадцатом статьи 159 слова "ближайшее лечебное учреждение" заменить словами "ближайшую медицинскую (военно-медицинскую) организацию";

5) в абзаце первом статьи 345 слова "оказание доврачебной, а при возможности первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;" заменить словами "оказание первой помощи, а при возможности медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в медицинские (военно-медицинские) организации;".

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.


Иммунизация лиц призывного возраста


  • АКДС (против столбняка, коклюша и дифтерии) – не привитым ранее;
  • от пневмококковой инфекции (во время осеннего призыва);
  • от менингококковой инфекции;
  • от гриппа (во время осеннего призыва);
  • от ветряной оспы (ранее не привитым и не болевшим ветряной оспой).

В зависимости от эпидемиологической обстановки проводится иммунизация призывников:

  • от клещевого энцефалита;
  • гепатита А;
  • кишечных инфекций.

Во время воинской службы проводится плановая вакцинация в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, который регламентирует сроки введения препаратов против:

  • краснухи (не вакцинированным, не имеющие данных о вакцинации, не болевшим);
  • ветряной оспы (не вакцинированные, не имеющим данных о вакцинации, не болевшим);
  • ежегодно против гриппа (осень).


Во избежание развития осложнений и тяжёлых реакций после введения вакцины военнослужащие в день вакцинации должны быть осмотрены врачом.
Чем опасны заболевания, прививки от которых необходимо сделать?
Пневмококковая инфекция – вызывается бактериями и характеризуется тяжелым заболеванием ушей, легких, других органов, заражением крови, менингитом.
Менингококковая инфекция - острое инфекционное заболевание, вызываемое менингококком. Это одна из опасных для жизни и непредсказуемых по молниеносности течения инфекций. Менингококковая инфекция опасна развитием осложнений, таких как отек головного мозга, острая надпочечниковая недостаточность и инфекционно-токсический шок. Статистические данные подтверждают, что каждый 10-й пациент, заразившийся менингококковой инфекцией, умирает, а у каждого 20-го больного остаются серьезные осложнения, приведшие к инвалидизации пациента.
Гепатит А - острое вирусное заболевание, поражающее печень. вирус этой инфекции постоянно циркулирует в военно-полевых условиях. Лица, не болевшие им в детстве и не получавшие вакцину от этой болезни, не соблюдая правила личной гигиены во время службы в армии, часто заражаются гепатитом. Заболевание проявляется увеличением печени и желтухой. Возбудитель заболевания вызывает хроническую форму заболевания, требующую длительного лечения в течение ряда лет.
Грипп - это острое, высоко заразное инфекционное заболевание, поражающее верхние и нижние дыхательные пути, возбудителем которого является вирус. Грипп вызывает интоксикацию, часто протекает тяжело и приводит к серьезным осложнениям.
Ветряная оспа – острая вирусная инфекция с воздушно-капельным путем передачи. Среди взрослого населения наиболее частым осложнением является пневмония. Самым грозным осложнением этой инфекции является поражение центральной нервной системы в форме энцефалита или менингита.
Клещевой энцефалит – природно-очаговое инфекционное заболевание с поражением центральной нервной системы, вызываемое одноименным вирусом, который переносят несколько видов иксодовых клещей.
Отказ от прививок в армии возможен только по заключению врача. Ведь в противном случае призывник становится незащищённым против многих опасных инфекций. В военно-полевых условиях в армии возможно заражение гепатитом A, столбняком. Скученность и тесный контакт военнослужащих способствуют мгновенному распространению инфекций, в первую очередь гриппа.
Для сохранения здоровья военнослужащих и боеспособности Российской Армии, лицам призывного возраста следует заблаговременно сделать все необходимые прививки!

Вы будущий защитник Отечества или заботливый родитель, чей ребенок получил удостоверение призывника? Разъясним, в каких случаях государство предоставит гражданину право отсрочить призыв в Вооруженные Силы.

Кого призовут на военную службу

На срочную военную службу призывают мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, годных по состоянию здоровья и физическому развитию к исполнению воинской обязанности. При этом не имеет значения происхождение, социальное и имущественное положение, раса и национальность, образование, язык, религия, род и характер занятий, политические и иные убеждения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Беларуси, призыву не подлежат .

Гражданина призовут на срочную военную службу, если он :

— не состоит в запасе;

— не имеет права на отсрочку;

— утратил основания для отсрочки;

— раньше на срочную военную службу не призывался;

— добровольно обратился с заявлением о призыве (в том числе при наличии отсрочки).

Обратите внимание!
Воинскую обязанность вправе выполнять и представительницы прекрасного пола. Для этого они должны отвечать установленным требованиям и иметь подготовку по специальностям, которые нужны Вооруженным Силам .

Когда могут отсрочить призыв

Отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве (отсрочка от призыва) — это право, которое при определенных обстоятельствах дает возможность временно избежать службы в Вооруженных Силах.

Обратите внимание!
Отсрочка — всегда временная мера.

В отличие от отсрочки, у освобождения от воинской службы постоянный характер . Чтобы не путаться, запомните основания, по которым граждан освобождают от призыва либо просто не призывают:

— гражданин по состоянию здоровья признан негодным к военной службе и исключен с воинского учета;

— его отец, мать, родные брат или сестра были военнослужащими либо проходили службу в иных силовых структурах и погибли, умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении служебных обязанностей;

— гражданин входит в число детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей;

— гражданин имеет 3 и более детей;

— он прошел военную службу или иным образом исполнил воинскую обязанность в другом государстве.

Не подлежат призыву граждане :

— отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении;

— в отношении которых суд применил принудительные меры безопасности и лечения (только во время их применения);

— в отношении которых возбуждено уголовное дело, передано прокурору для направления в суд либо рассматривается в суде.

Отсрочку от призыва предоставляют только призывные комиссии при наличии оснований. Решение объявляется призывнику , хотя его на заседание призывной комиссии могут и не вызвать .

Перечень оснований для отсрочки от призыва исчерпывающий:

1) по состоянию здоровья;

2) для продолжения образования;

3) для прохождения интернатуры и сдачи квалификационного экзамена по специальности интернатуры;

4) по семейному положению;

5) для получения военно-технической специальности;

6) в связи с осуществлением депутатских полномочий;

7) на основании указов Президента.

Все эти основания закрепляет ч. 1 ст. 32 Закона о воинской службе.

Обратите внимание!
Даже в военное время некоторые граждане имеют право на отсрочку от призыва.

Возможны ситуации, когда оснований для отсрочки несколько. В этом случае ее предоставят на максимально допустимый срок .

1. Отсрочка по состоянию здоровья

Подлежащие призыву граждане в обязательном порядке проходят медосвидетельствование. Его организует военкомат и проводит военно-врачебная комиссия (ВВК), в состав которой входят специалисты среднего медперсонала и военные врачи .

Врачи ВВК изучают и оценивают состояние здоровья и физическое развитие на момент освидетельствования . Как правило, дополнительно нужно представить справку о состоянии здоровья из поликлиники по месту жительства.

Основанием для отсрочки от призыва по состоянию здоровья будет итоговое заключение врача, который руководит работой ВВК. Срок отсрочки — до года .

В заключении указывается диагноз и статья расписания болезней Требований к состоянию здоровья граждан .

2. Отсрочка для продолжения образования

Эту отсрочку регламентирует .

Как видим, в двух случаях дается разовая отсрочка. Это новшество, закрепленное ч. 4 ст. 32 Закона о воинской службе в ред. Закона от 23.07.2019 N 231-З.

Согласно принципу однократности дважды по одному и тому же основанию отсрочку не получить.

Исключение из этого правила касается лишь того, кто учится за границей по направлению республиканских органов госуправления (госорганизаций).

Обратите внимание!
Отсрочка предоставляется тем, кто учится очно. Исключение для заочников, кроме освобождения от всех видов военных и специальных сборов на время сессии, не предусматривается .

Справки представляются в военкомат один раз при принятии решения об отсрочке (п. 35 Положения о призыве, п. 6.3 перечня административных процедур). Учащиеся за границей обязаны самостоятельно ежегодно до 1 ноября представлять документы, подтверждающие обучение. В противном случае — призыв на общих основаниях .

3. Отсрочка для прохождения интернатуры

Такую отсрочку предоставят врачам-интернам на период интернатуры и сдачи квалификационного экзамена .

В этом случае потребуется справка о месте работы, службы и занимаемой должности с указанием срока трудового договора . Справка выдается соответствии с п. 2.2 перечня административных процедур.

4. Отсрочка по семейному положению

Эту отсрочку дадут при наличии жены и ребенка до 3 лет и подтверждающих документов (например, свидетельства о заключении брака и свидетельства о рождении ребенка).

Обратите внимание!
Бывают случаи, когда выдача документов не предусматривается. Тогда семейное положение гражданина изучает военный комиссариат совместно с местным исполкомом (городской администрацией). Они составляют акт, который учитывается при принятии решения о предоставлении отсрочки .

Отсрочку от призыва по семейному положению обычно дают гражданам, имеющим :

— нетрудоспособных родителей либо других членов семьи, которым по состоянию здоровья необходим посторонний постоянный уход и которые не находятся на полном гособеспечении. Подтвердит состояние здоровья заключение медкомиссии (ВКК, МРЭ). Важное условие — отсутствие других трудоспособных лиц, обязанных содержать указанных членов семьи и заботиться о них;

— беременную жену и подтверждающие беременность документы;

— жену и ребенка в возрасте до 3 лет;

— жену — инвалида I или II группы;

— ребенка, который воспитывается без матери;

— одного и более родных братьев и сестер в возрасте до 18 лет либо старше 18 лет, которые получают общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное образование или являются инвалидами I или II группы, — при отсутствии других лиц, которые могли бы взять их на содержание.

По семейному положению отсрочка от призыва предоставляется на весь срок действия оснований. Если их несколько, отсрочка предоставляется на максимально возможный срок.

Ежегодно в марте — апреле военкомат проверяет семейное положение и при необходимости продляет отсрочку от призыва .

5. Отсрочка для получения военно-технической специальности

Право на отсрочку от призыва по этому основанию имеют граждане, которые получают военно-техническую специальность по направлению военного комиссариата .

Отсрочка от призыва предоставляется на весь период обучения. Информацию о военно-технических специальностях можно получить на официальных сайтах Минобороны или вузов, например БГУ.

6. Отсрочка в связи с осуществлением депутатских полномочий

Статус депутата дает право на отсрочку от призыва. В военкомат необходимо представить справку о месте работы, службы и занимаемой должности с указанием срока депутатских полномочий .

7. Отсрочка на основании указов Президента

Данная отсрочка предоставляется указами Президента на срок их действия .

Читайте также: