Банкрот островский это что

Обновлено: 30.06.2024


Е. П. Ростопчина:

"Хорошо, но видна некоторая неопытность в приемах. Вот этот акт нужно бы подлиннее, а этот
покороче. Эти законы узнаются после и в непреложность их не сейчас начинаешь верить."
(Н. В. Гоголь о пьесе (со слов Н. В. Берга), 3 декабря 1849 г.)

"Комедия Островского имеет больше достоинств, нежели полагаете Вы и граф. Причина Вашей несправедливости в том, что Вы не знаете тех купцов, которых граф оставил в Москве в десятых и двадцатых годах. Это негодное поколение, переход от грубости, доброты, простоты к так называемой цивилизации. Их жаргон и в словах и в мыслях совершенно другой: он-то схвачен Островским отлично, и очень жаль в отношении к автору, публике, искусству, что комедию не позволяют играть. Она дополнение к уголовному кодексу. Липочка — лицо превосходное, типическое, как Простаков, Скалозуб, по сочинению. Автора надо бы ободрить, а он подвергается почти гонению."
(М. П. Погодин - фрейлине двора А. Д. Блудовой, 1851 г.)


П. М. Волконский (об отказе в постановке пьесы):


Император Николай I:

С. В. Максимов:


В. Ф. Одоевский:


А. Ф. Писемский:

". слышится этот сильный протест против современного быта. Вся комедия — чудо. Остр(овский) не шутя гениальный драматический писатель. "
(JI. Н. Толстой - В. П. Боткину, 29 Января 1857 г.)

Т. Г. Шевченко:


Н. Г. Чернышевский:


Н. Л. Добролюбов:

". по одной из тех, странных для обыкновенного читателя и очень досадных для автора, случайностей, которые так часто повторяются в нашей бедной литературе,— пьеса Островского не только не была играна на театре, но даже не могла встретить подробной и серьезной оценки ни в одном журнале. "Свои люди", напечатанные сначала в Москве, успели выйти отдельным оттиском, но литературная критика и не заикнулась о них. Так эта комедия и пропала, — как будто в воду канула, на некоторое время.

. [в пьесе] мы видим опять ту же религию лицемерства и мошенничества, то же бессмыслие и самодурство одних и ту же обманчивую покорность, рабскую хитрость других. Здесь нам представляется несколько степеней угнетения, указывается некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории.

. сама по себе комедия эта принадлежит к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского. не будучи играна на сцене, она менее популярна в публике, нежели другие его пьесы. "
(критик Н. А. Добролюбов, статья "Темное царство", 1859 г.)


М. Н. Лонгинов:

"Едва опустился занавес, как единодушный крик зрителей, сопровождаемый дружными залпами рукоплесканий, стал требовать автора, который был вызван три раза."
(историк литературы М. Н. Лонгинов, "Русский вестник", 1861, №2)


А. И. Баженов:

"Г-н Щепкин понял, что Большов человек дрянной, бесхарактерный и безнравственный, с довольно грязненькой душоикой, плохой семьянин и гражданин, отребие общества, человек, способный при случае на все мерзкое, подлое; но при всем этом все-таки же человек. На этом основании зверя Большова г. Щепкин очеловечил."

"С необыкновенною правдою и художественностью истолковал он [актер Садовский] нам личность Лазаря Елизарыча, не упустил ни одной черты, нужной для обрисовки его характера; показал этого хамелеона в разных обстоятельствах его жизни, в столкновении с разными лицами, словом, со всех сторон, и ни одной стороны мы не нашли слабой. По-моему, исполнением этой роли г. Садовский вполне заслужил тот лавровый венок, который был ему кем-то поднесен."
(театральный обозреватель А. И. Баженов, "Московские ведомости", 5 февраля 1861 г.)


Н. В. Гербель:


А. В. Дружинин:

"Интрига комедии г. Островского - совершенство по замыслу и по блеску исполнения. Она истинна, проста, всеми сторонами соприкасается действительной жизни, без усилия принимает в себя несколько комических и характерных эпизодов, обнимает собою значительнейшие моменты в быте русского торгового класса, ни на один миг не замедляется в своем течении, вполне захватывает собой внимание читателя и, наконец, на последних страницах произведения, как громовым ударом, разражается катастрофой, в которой не знаешь, чему более удивляться - потрясающему ли драматизму положений, или простоте средств, какими этот драматизм достигнут. Оттого вся драма, взятая в целости, производит впечатление, какое только могут производить первоклассные творения."
(критик А. В. Дружинин, "Библиотека для чтения", 1859 г.)

Это была критика о пьесе "Свои люди — сочтемся!" Островского: отзывы современников о комедии.

Творчество А. Н. Островского заслуженно считается неотъемлемой частью классической русской литературы. Родившийся в Замоскворечье писатель первым открыл для читателей и зрителей купеческий мир старой Москвы.

Богатый купец Самсон Силыч Большов, чтобы избавиться от долгов, решает объявить себя банкротом. Для этого он переписывает все недвижимое имущество на своего приказчика – Лазаря Елизарыча Полхалюзина. Большов даже выдает за него замуж свою единственную дочь – Олимпиаду Самсоновну.

Молодой подлец клянется хозяину в верности, а сам прибирает к рукам его собственность. После завершения аферы Самсона Силыча садят в долговую тюрьму. “Дети” наотрез отказываются помочь ему деньгами.

Главные герои и их характеристика:

  • Самсон Силыч Большов – главный герой, богатый купец-самодур. Большое состояние он нажил нечестным путем. Всю жизнь Большов обманывал людей и в таком же духе воспитал своего главного помощника. Самсон Силыч держит семью в страхе и полном повиновении. Единственной дочери он делает кое-какие поблажки, но в конце концов выдает ее замуж по своей прихоти.
  • Аграфена Кондратьевна – жена Большова. Это типичная купчиха, привыкшая во всем повиноваться мужу. Она безумно любит дочь и всячески ее балует.
  • Олимпиада Самсоновна (Липочка) – дочь Большовых, изнеженная и избалованная барышня. Девушка на дому “нахваталась” поверхностных знаний (танцы, игра на фортепьяно, французский язык) и поэтому считает себя очень “образованной”. В финале выясняет истинный уровень ее образования и культуры: дорогие вещи и роскошный образ жизни.
  • Лазарь Елизарыч Подхалюзин – приказчик Большова, очень ловкий плут, бессердечный и наглый человек. Его предательство по отношению к бывшему хозяину легко объяснить: Самсон Силыч сам постоянно твердил приказчику, что без обмана прожить нельзя.
  • Сысой Псоич Рисположенский – стряпчий, которого уволили со службы за пьянство. Это абсолютно беспринципный человек, который за деньги пойдет на любое мошенничество.
  • Устинья Наумовна – сваха, являющаяся символом этой сомнительной женской “профессии”. Устинья Наумовна ради хорошего вознаграждения готова сосватать кого угодно. Ложь и грубая лесть – ее главные способы в работе.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Фоминишна – ключница в доме Большовых. Это старая, глуховатая женщина, привязанная к Липочке не меньше матери.
  • Тишка – слуга Большовых, бойкий и острый на язык мальчик.

Действие 1.

Липочка сидит с книгой в руках и мечтает вслух. Фантазия купеческой дочери очень ограничена. Больше всего в жизни ей нравятся танцы, особенно с военными. Полтора года назад она брала уроки у танцмейстера и теперь пытается вспомнить, чему он ее научил.

В комнату входит Аграфена Кондратьевна и начинает упрекать Липочку за легкомысленное поведение (танцы). Между матерью и дочерью вспыхивает ссора. Липочка страстно желает выйти замуж за “благородного человека”.

Островский

Автор: Александр Николаевич Островский

Становится понятно, что девушка очень избалована. Как только Липочка начинает плакать, Аграфена Кондратьевна извиняется и обещает купить ей драгоценный подарок. Обе женщины с нетерпением ждут сваху – Устинью Наумовну.

Ключница Фоминишна докладывает, что пришла долгожданная гостья. Мать с дочерью радостно приветствуют Устинью Наумовну. Сваха сетует на то, что очень трудно найти подходящего жениха. Все же она сообщает, что разыскала одного “благородного” человека.

Аграфена Кондратьевна и Устинья Наумовна беседуют наедине. Сваха на все лады расхваливает найденного кавалера.

Появляется Рисположенский, который начинает рассказывать какую-то историю. На протяжении всего разговора стряпчий выпивает рюмку за рюмкой.

Самсон Силыч жалуется стряпчему на свое тяжелое финансовое положение: кредиторы требуют срочно вернуть долг. Сысой Псоич предлагает хитрую махинацию. Всю недвижимое имущество нужно заложить или продать надежному человеку. После этого следует оформить признание себя банкротом и поторговаться с кредиторами о снижении размеров долга. Стряпчий предлагает привлечь к афере приказчика Большова – Подхалюзина.

В это время входит сам Лазарь Елизарыч. Он обсуждает с Большовым торговые дела. При этом выясняется, что купец и его приказчик часто действуют обманным путем.

Самсон Силыч читает газету, из которой узнает, что многие купцы (его должники) признаны обанкротившимися. Рисположенский уходит, а купец жалуется приказчику на то, что приближается срок расплачиваться по долгам.

Самсон Силыч уверен, что Подхалюзин, которого он “в люди вывел”, никогда его не обманет. Он посвящает приказчика в задуманный план. Лазарь Елизарыч клянется в верности и обещает взять на себя все хлопоты по сбыту имущества.

Действие 2.

Мальчик-слуга Тишка убирается в доме Большова и разговаривает сам с собой о тяжелой жизни на побегушках. К нему подкрадывается Подхалюзин и начинает распекать за баловство. Ведет себя приказчик как настоящий хозяин.

Оставшись один, Лазарь Елизарыч рассуждает о предстоящей махинации. Никакой выгоды для себя он в ней не видит. Банкротство Самсона Силыча лишает его хорошего места. Приказчик решает обернуть все дело в свою пользу. Он уже давно мечтает жениться на Олимпиаде Самсоновне.

Подхалюзин первым встречает Рисположенского, щедро угощает его водкой, дает денег и обещает еще две тысячи рублей и енотовую шубу за защиту своих интересов. Лазарь Елизарыч намекает, что все имущество Самсона Силыча должно действительно перейти к нему.

Подхалюзин и Рисположенский уходят обсудить детали плана. Вместо них появляются Устинья Наумовна с Фоминишной. Ключница жалуется на тяжелый характер Большова.

Когда Фоминишна уходит к Липочке, возвращается Лазарь Елизарыч. Он убеждает сваху отказаться от найденного ею жениха. Подхалюзин говорит, что есть более достойный кандидат в мужья Олимпиады Самсоновны. За помощь Подхалюзин тоже обещает две тысячи рублей и соболью шубу. К тому же он намекает, что денег у Большова мало. Все сватовство может обернуться большим скандалом.

Приезжает пьяный Самсон Силыч, что приводит к переполоху во всем доме. Подхалюзин говорит ему, что единственный выход из положения – объявить себя несостоятельным должником. Купец на все согласен.

Лазарь Елизарыч начинает говорить о своей безграничной любви и верности к хозяину. При этом он часто упоминает об Олимпиаде Самсоновне, которую бы не помешало удачно выдать замуж до банкротства. Ничего не подозревающий Большов соглашается со всеми доводами приказчика и сам предлагает ему взять Липочку в жены.

Действие 3.

К сидящему в одиночестве Большову входят жена и наряженная дочь. Обе женщины тщательно подготовились к встрече с женихом. Самсон Силыч разговаривает с ними грубо. Он задумал огорошить семью своим неожиданным решением.

Приходит Устинья Наумовна и сообщает, что “благородный” жених почему-то не захотел приехать. Тишка докладывает, что прибыли Рисположенский и Подхалюзин. Самсон Силыч приказывает позвать их, а дочери говорит, что скоро она познакомится со своим женихом.

Когда все гости собираются, Большов объявляет, что намерен выдать Липочку за Подхалюзина. Это производит сильный эффект. Мать с дочерью в ужасе. Сваха с ключницей тоже недоумевают. Лишь Рисположенский говорит, что дети должны слушаться родителей. Самсон Силыч непреклонен. Он требует оставить молодых наедине.

Подхалюзин начинает осторожно уговаривать Липочку. В первую очередь приказчик заявляет, что все имущество Большова теперь принадлежит ему. Затем он красочно описывает, какой пышный образ жизни ждет девушку после свадьбы. Олимпиада Самсоновна думает недолго и принимает предложение Подхалюзина.

Лазарь Елизарыч торжественно объявляет о согласии невесты. Все чрезвычайно рады, а Большов приказывает подать шампанского. Самсон Силыч поздравляет молодых. От радости он обещает приказчику отдать в приданое дом и лавки (которые уже и так ему не принадлежат). Большов лишь просит Подхалюзина расплатиться с кредиторами, на что тот отвечает: “Свои люди – сочтемся!”.

Действие 4.

Подхалюзин с Липочкой изменили обстановку в доме до неузнаваемости. Гостиная богато обставлена. Одетые по последней моде супруги обсуждают, что им купить и как лучше развлечься. Оба в восторге друг от друга. В это время Тишка докладывает о приходе Устиньи Наумовны.

Сваха намерена получить обещанную награду. К ее разочарованию Подхалюзин дает всего лишь сто рублей и смеется при упоминании о собольей шубе. Устинья Наумовна в гневе уходит, а супруги видят в окно Самсона Силыча.

Свои люди - сочтемся! А. Н. Островский. Краткое содержание.

Большова ненадолго выпустили из “ямы” – долговой тюрьмы. Кредиторы требуют от него вернуть хотя бы четверть долга (двадцать пять копеек с рубля). Самсон Силыч умоляет бывшего приказчика помочь ему. Подхалюзин категорически отказывается, заявляя, что больше пятнадцати копеек дать не может. Ему с молодой женой требуется много денег. Липочка поддерживает мужа.

Большов с горечью понимает, что помощи от “детей” не дождется. Он прощается с ними и с Аграфеной Кондратьевной и возвращается в тюрьму.

После ухода Самсона Силыча Подхалюзин собирается поехать к кредиторам, чтобы попробовать их разжалобить.

К Лазарю Елизарычу приходит Рисположенский и просит выдать полторы тысячи за “труды”. Подхалюзин дает ему пять рублей и выгоняет из дома. Стряпчий в возмущении кричит, что он грабитель, пустивший по миру тестя.

Когда Рисположенский уходит, Подхалюзин обращается к публике. Он уверяет, что все это – ложь. Лазарь Елизарыч приглашает всех в свой новый магазин, в котором никто не обманет и ребенка.

Пьеса была написана Островским в 1847-1849 гг. В ее основе лежали собственные наблюдения писателя за время службы в Коммерческом суде.

В 1849 г. Островский послал произведение на рассмотрение цензуры и получил отказ на поставку. После этого автор неоднократно читал пьесу в известных московских домах. На одном из таких вечеров присутствовал Н. В. Гоголь. Ободренный успехом Островский в 1850 г. опубликовал пьесу в журнале “Москвитянин”.

Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Художественные средства

Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.

Выводы

Автор: Островский А.Н. | Дата публикации: 1849 | Форма произведения: пьеса | Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа |

Темы: верность и предательство, жадность, изъяны общества, милосердие и жестокость

Действие первое

Появляется Аграфена Кондратьевна, и снова начинаются упреки в легкомыслии. Липочка непочтительно обращается к матери, обвиняя ее в незнании светского обращения. Также она напоминает, что родители отказали благородному жениху. После этих слов у Липы начинается истерика: она уже давно хочет замуж, но не за купца, а за дворянина! Мать сначала выговаривает Липе, но затем смягчается и обещает подумать о свахе.

Появляется стряпчий Рисположенский, он рассуждает, что нельзя гневить Бога унынием. Его попросили покинуть зал суда из-за того, что он унес дело домой и забыл принести его на процесс.

Отец Липы Самсон Силыч обсуждает свои дела с юристом. Он хочет фиктивно обанкротиться, чтобы не отдавать долги. Юрист дает ему совет переписать имущество на другое лицо. Поступив так, купец сможет выплатить малую часть долгов, и жить безбедно на оставшиеся деньги. Самсон Силыч решает сделать этим лицом своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Появляется Подхалюзин и сразу соглашается с купцом, постоянно ему поддакивая. Когда-то Самсон Силыч взял его с улицы и приютил у себя, поэтому преданность приказчика никого не удивляет.

Иллюстрация к пьесе. Художник Петр Боклевский

Действие второе

Слуга Тишка жалуется на жизнь и встречает Подхалюзина. Тот непочтительно говорит о Самсоне Силыче, забыв о том, что еще недавно одаривал его комплиментами. Теперь же он считает, что хозяин ему не указ и посылает Тишку за спиртным.

Происходит внутренний монолог Подхалюзина, во время которого он обдумывает свою выгоду от предложения купца. Ему вовсе не хочется после двадцати лет работы подыскивать себе новое место. У него зреет план шантажировать своего хозяина и таким путем получить согласие на брак с Липой. Благородному жениху она станет не нужна, поскольку отец ее будет объявлен банкротом. Подхалюзин начинает действовать, посылая подношение свахе.

Также он дает взятку юристу, чтобы тот представлял его интересы в процессе сделки с Самсоном Силычем. Он считает Большова профаном в подобных делах и уверен, что обмануть его будет очень просто.

Свахе приказчик обещает вознаграждение в сумме двух тысяч и шубу за то, что она не допустит свадьбы Липы с благородным дворянином. Сваха не соглашается, но после того, как узнает о скором банкротстве Большова, идет на уступки и принимает условия Подхалюзина.

Появляется нетрезвый Самсон Силыч и узнает от приказчика, что дворянин передумал жениться на Липе. Подхалюзин начинает петь дифирамбы Липочке, и Большов сам предлагает ему жениться на дочери. Смущенный приказчик говорит, что не достоин такой девицы, как Липа. Сцена заканчивается договором о сватовстве.

Действие третье

К Самсону Силычу входят жена с дочерью. Супруга начинает упрекать его в холодности по отношению к Липочке: он не замечает ее нарядов и постоянно ворчит, что унижает ее и обесценивает, как девицу. Мать же, наоборот, лебезит перед дочерью, но та с надменным видом игнорирует ее комплименты. Заявляется сваха и сообщает, что жених своенравничает и не собирается приезжать. Большов реагирует на это спокойно и объявляет, что на примете есть жених и получше.

Молодые люди остаются наедине. Приказчик обещает, что будет потакать всем Липиным капризам, и она ни в чем не будет нуждаться. Он убеждает ее в том, что дворяне не такие уж и богатые, а у него, кроме денег, есть еще и лавка ее отца. Липа жалуется, что ей невыносима жизнь в родительском доме, и она желает жить по-своему. Наконец, молодые люди приходят к согласию и объявляют о своем решении.

Пьяный Самсон Силыч радуется такому исходу и обещает все состояние отдать зятю. Тот сначала отказывается, но это, всего лишь, игра на публику. Во время празднования Большов, ради шутки, выливает бокал вина за шиворот юристу. Так он проявляет к нему свое непочтение. Всех невероятно смешит эта выходка.

Действие четвертое

Богатый дом Подхалюзина. Супруги, одетые по последней моде, строят планы на будущее. Для бывшего приказчика слово молодой жены – закон.

К Липе приходит сваха. Она просит у нее хоть какое-нибудь платье. Она согласна и на самое дешевое, так как знает, что жадная Липа дорогое не даст. Липа уходи выбирать платье, а сваха напоминает Подхалюзину об уговоре. Вместо обещанных тысяч она получает от него сто целковых. Шубы также не видно на горизонте. Ее уход сопровождается скандалом и ругательствами.

Читайте также: