Аудиофайл не должен нарушать авторские и смежные права что это значит

Обновлено: 04.07.2024

Не существует так называемых “картинок из гугла” или “музыки без авторских прав”, которые можно использовать без разрешения автора или правообладателя — все, что опубликовано в Интернете, по умолчанию имеет своего автора, поскольку эти материалы были кем-то и когда-то созданы. Копирование, заимствование, отображение чужой работы независимо от того, хотите вы получить финансовую выгоду или нет, запрещено — за нарушение авторских прав может следовать гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Но есть способы легально пользоваться чужими работами — рассказываем, как использовать авторские фотографии, видео, музыку, литературные произведения и другой контент, чтобы не нарушить авторские права.

Использование чужого контента: цитирование, пиратство, плагиат

Согласно ст. 1274 Гражданского Кодекса, цитирование допускается без согласия автора и выплаты ему вознаграждения — это прямое использование отрывка из чужого произведения с указанием источника заимствования. Но цитировать работы других авторов можно только в том случае, если это делается в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях для раскрытия творческого замысла или идеи, которую хотел отобразить автор. Объем цитирования должен быть оправдан его целью, иначе подобное заимствование можно квалифицировать как нарушение авторских прав.

Незаконное использование результатов чужого творчества, распространение его без разрешения и ведома правообладателя считается пиратством. Часто злоумышленники “пиратят” авторский объект с целью получения коммерческой выгоды, например, перепродавая пиратские копии фильмов или музыкальных альбомов. Если пользователь присваивает себе еще и авторство, такие действия будут считаться плагиатом — он выражается в публикации полного произведения или выдержек из него без упоминания источника цитирования.

Получается, если человек чрезмерно цитирует произведение другого автора, это может считаться нарушением авторских прав. При этом, пират просто копирует или присваивает другим способом произведение и делает его доступным для использования, а плагиатор подписывается своим именем вместо имени автора.

Разница в коммерческом и некоммерческом использовании

Под использованием произведения в личных (некоммерческих) целях подразумевается воспроизведение авторской работы в узком кругу друзей и близких, например, просмотр фильма на домашней вечеринке или прослушивание музыкального альбома по пути на работу. Если тот же музыкальный альбом включить в качестве фоновой музыки в кафе, баре или ресторане, это уже будет считаться коммерческим использованием, то есть использование объекта таким образом может принести коммерческую выгоду. Коммерческое использование недопустимо без разрешения правообладателя!

Для использования объекта авторского права в коммерческих целях, например, для печати картинок на футболке, можно заключить лицензионное соглашение с автором на определенный срок, по которому часть средств с выручки за проданные футболки пойдет напрямую правообладателю (все зависит от того, как стороны договорятся и какие условия использования объекта согласуют) — так не будут нарушены авторские права. Эксперты сервиса n’RIS рекомендуют независимо от характера, целей и мотивов использования чужих произведений, всегда получать письменное согласие автора или правообладателя.

Как не нарушить авторские права, используя чужой контент

Так как использование в любых целях чьей-то работы без согласия автора — это заимствование результата интеллектуальной деятельности другого человека, то просто упомянуть автора, поставив знак копирайта ©, указав его имя и год опубликования под работой, чтобы якобы не нарушить авторские права в Интернете, недостаточно. Такой способ распространен в Интернете, но не является достаточным для соблюдения прав автора. С помощью этого знака вы только обозначаете, что материал защищен авторским правом, но подобное использование не означает согласие автора.

Самым простым способом получения документа, выражающего согласие автора и содержащего условия по использованию объекта, является подписание договора об отчуждении исключительного права в полном объеме или лицензионного соглашения — использование объекта осуществляется с ограничениями: в каком объеме допустимо использовать произведение, на какой территории и в течение какого срока, нужно ли указывать имя правообладателя, существуют ли какие-либо ограничения и так далее.

Договор с правообладателем

Автору принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародование произведения и право на защиту от искажения), которые являются неотчуждаемыми и не могут быть переданы другим лицам. Также автору принадлежит имущественное (исключительное) право, которое позволяет распоряжаться своей работой тем или иным способом, а также передавать его другим лицам. Именно это право можно передать по договору.

Купить авторские права невозможно, но можно получить исключительные права на произведение как частично (по лицензии), так и полностью, заключив с правообладателем один из видов договоров:

Автор передает права на произведение в полном объеме другому лицу, после чего он может использовать произведение любым способом. Получается, у произведения появляется новый владелец.

Лицензия может быть исключительной, при которой автор или правообладатель не может предоставлять аналогичные лицензии другим лицам и не может сам использовать данный объект интеллектуальной собственности тем способом, в течение того срока и на той территории, которые обозначены в выданной лицензии, а также неисключительной, когда правообладатель сохраняет за собой право выдавать аналогичные лицензии другим лицам.

Правила цитирования

Закон разрешает цитирование. Оно может быть прямым (дословным) или непрямым, когда текст пересказывается словами автора в информационных, научных, учебных и культурных целях. При использовании чужого текста можно оформить его в кавычки и указать сноску на источник заимствования.

При заимствовании чужих слов допускается сокращение предложения или отрывков — в этом случае в кавычки берется весь отрывок целиком, а опущенные части заменяются многоточием. Подобное оформление цитирования позволяет привести лаконичную выдержку с отдельными мыслями автора из больших частей текста.

Несмотря на то, что в законодательстве не прописан четкий объем цитирования, не стоит использовать неоправданно большие куски чужого текста, иначе это может быть признано плагиатом и нарушением авторских прав. Также нельзя вставлять цитату без ссылки на источник и выдавать чужие мысли за свои. Подробнее о том, что такое цитирование, зачем его применять и чего стоит остерегаться при использовании цитирования читайте в другом нашем материале.

Контент с открытой лицензией

Существуют ли объекты, которые использовать безопасно и просто? Да! Обычно в таких случаях речь идет о контенте, который предоставляется по открытой лицензии — это лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, популярный во всем мире. Как правило, договор с лицензией размещают в открытом доступе на сайте, и согласие с ним подтверждается путем нажатия на специальную галочку в окне браузера — лицензия считается предоставленной с момента согласия с условиями использования. Каким условиям должна соответствовать открытая лицензия, мы уже рассказывали в нашем блоге.

Публичные лицензии бывают разных видов, но самая распространенная — Creative Commons, по которой контент распространяется совершенно бесплатно, без каких-либо отчислений автору или правообладателю. Суть открытой лицензии в том, что каждый может использовать произведение по собственному усмотрению и неограниченное количество раз. У этого типа лицензий существуют подвиды, которые, в частности, могут налагать запрет на коммерческое использование авторского объекта, это:

Произведение с такой маркировкой можно распространять, редактировать и даже использовать в коммерческих целях, но обязательно нужно в титрах к проекту указывать автора.

Можно распространять, изменять и использовать в коммерческих целях, но производный проект, созданный на основе чужого произведения, будет распространяться на условиях такой же лицензии.

Можно распространять и использовать как в коммерческих, так и некоммерческих целях, но нельзя редактировать и переводить на другой язык.

Разрешается перерабатывать, исправлять и развивать произведение только на некоммерческой основе, то есть можно создать производный проект на основе этой лицензии и показывать его другим, но распространять в коммерческих целях запрещено.

Можно распространять, редактировать и брать за основу для создания нового произведения в некоммерческих целях при условии, что производный проект будет распространяться на тех же правах.

Лицензия имеет наибольшее количество ограничений из всех. Можно другим получать и распространять произведение до тех пор, пока они упоминают автора и ссылаются на него, а изменять и использовать произведение в коммерческих целях запрещено. С этой отметкой не стоит использовать чужую работу в своем проекте.

Произведения общественного достояния

Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Смежные права на фонограммы, постановки и исполнения действуют 50 лет с даты совершения записи. После смерти автора исключительные права переходят к его наследникам или правообладателям, а через 70 лет оно становится объектом общественного достояния — такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения в соответствии со ст. 1259 и ст. 1282 ГК РФ.

Несмотря на то, что произведением, перешедшим в общественное достояние, может пользоваться каждый и реализовывать его в своих проектах, в него нельзя вносить изменения, которые будут порочить честь и достоинство автора или искажать авторский замысел. Перерабатывать произведение можно, так как в результате переработки вы не вносите изменения в существующее оригинальное произведение, а делаете на его основе новое.

Особенности использования чужого контента

  • Для цитирования, которое оправдано научной, полемической, критической, информационной или учебной целью без коммерческого использования. Например, при использовании в авторефератах и диссертациях, для реализации в медицинских организациях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и так далее.
  • Для использования слепыми и слабовидящими людьми.
  • Для комментирования и сурдоперевода.
  • При создании произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры.

Но мы помним, что без одобрения автора брать чужую работу нельзя, и следует получить разрешение на использование авторской работы, чтобы не нарушить ничьи права. Помимо описанных выше способов оформления прав, можно пойти другим путем, например, написать автору или правообладателю напрямую через соцсети или электронную почту. Но желательно, чтобы на руках остался документ с живой подписью автора, так как при возникновении споров экспертиза документов, полученных электронным способом, будет довольно дорогой.

Изображения: фотографии, иллюстрации и коллажи

У любой фотографии всегда есть автор независимо от того, указал он имя или нет. Популярное заблуждение: если проставить источник, где получена фотография, то ее можно использовать. Действительно, хорошим тоном является не только упоминание названия сайта, с которого была заимствована фотография, но и наличие активной ссылки на него. Но не стоит пренебрегать требованием законодательства о необходимости получения согласия автора. Если автор обнаружит свою работу на стороннем ресурсе, он может потребовать удалить ее или выплатить компенсацию, у него для этого имеются все права.

Кадрирование изображения не освобождает от необходимости соблюдать авторские права. Обрезка фотографии или использование ее части может исказить замысел автора, а значит, будет нарушено право на неприкосновенность произведения. Для таких случаев, кроме согласия автора на использование, необходимо разрешение на его переработку даже для коррекции цвета.

Коллаж — это составное произведение из множества самостоятельных. Чтобы включить изображение в состав коллажа, нужно также заручиться согласием автора, либо приобрести лицензию на включение в составное произведение.

Ранее мы писали о том, что перед использованием нужно проверять изображение на авторские права. Без разрешения автора изображения можно использовать в нескольких случаях:

  • В личных целях, например, вы скачали фотографию картины, чтобы найти ее в музее.
  • При создании карикатур и пародий, то есть переработка произведения в юмористических целях.
  • Для цитирования, например, фотография была включена в исследование, при котором один автор опирался на работу другого автора — так тоже авторское право не будет нарушено.

Десятки специализированных сайтов распространяют фотографии по лицензии Royalty Free или Creative Commons. Такие фотографии можно скачать и использовать бесплатно без каких-либо дополнительных авторских отчислений. Самые популярные сайты, где представлены бесплатные фото:

  • Shutterstock;
  • Free Stock Photos;
  • Pixabay;
  • Free Digital Photos;
  • IM Free;
  • FreeMediaGoo.

Видео и музыка

Наряду с текстами, фотографиями, музыкой допускается цитирование отрывков видео без разрешения правообладателя — это не будет считаться нарушением авторских прав. Например, на YouTube разрешается добросовестное использование отрывков произведений в образовательных, научных, информационных, полемических целях, но четкий объем заимствования (цитирования) не установлен, поэтому сложно сказать, какова длительность заимствованного ролика допустима. Не исключено, что, использовав 5-секундный отрезок из чужого произведения в обучающем видеоролике, его не заблокируют

Если требуется музыка к видео для социальных сетей TikTok, Instagram, Facebook, YouTube, можно воспользоваться их бесплатными музыкальными библиотеками. При использовании композиций из этих библиотек размещенный видеоролик не будет заблокирован, так как авторы или правообладатели предоставили лицензию на использование своей музыки в рамках лицензионного договора.

Бесплатную музыку можно найти по лицензии Public Domain, по которой предоставляются композиции, перешедшие в общественное достояние, или же авторы передали права на свои работы общественности еще при жизни. По лицензии Creative Commons композиции распространяются совершенно бесплатно без каких-либо отчислений авторам и правообладателям — музыку по этой лицензии можно найти на SoundCloud, ccMixter, Free Music Archive, Freeplay Music.

Лицензия, позволяющая заплатить только один раз за песню и использовать ее неограниченно — Royalty Free. Но выбранную композицию могут включать в свое творчество и другие лица, а значит, она будет встречаться в работе и других авторов.

Также можно посмотреть сайты с платным контентом, такие как Shutterstock, Epidemic Sound, Audiosocket, на которых можно купить права на использование песни. Но обращайте внимание на условия использования: допускается ли реализация в коммерческих целях, на территории какой страны доступна, каков срок лицензии, нужно ли указывать имя автора в описании к видео и так далее.

Так как купить авторские права нельзя, можно приобрести право на использование музыки, например, обратившись к напрямую к правообладателю или в общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП), например, в РАО (Российское Авторское Общество) или ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности). Организации являются посредниками между правообладателем и покупателем, заключают соответствующие договоры и взимают гонорар за использование объектов авторского и смежного права.

Если композиция нужна на ограниченный срок, можно обратиться напрямую к правообладателю или его представителю и договориться о лицензии на ее использование в определенный временной период. Одним из условий следует предусмотреть выплату вознаграждения, например, единоразово, в форме ежемесячных отчислений или процентов от дохода с продаж и так далее.

К музыкальным произведениям, которые можно свободно использовать и не спрашивать разрешение автора, относятся государственные гимны и произведения, перешедшие в общественное достояние. В остальных случаях необходимо разрешение правообладателя.

Тексты и литературные произведения

Многие авторы в конце своего произведения ставят символ копирайта — он лишь информирует третьих лиц о том, кому принадлежит работа, но это не значит, что ее можно свободно использовать. Указание знака не означает согласие автора с такой публикацией. Без разрешения автора допускается цитирование текста в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях для раскрытия творческого замысла автора. Но и этим нельзя злоупотреблять: объем цитирования должен быть оправдан его целью.

Любые тексты на сайте тоже являются чьей-то собственностью, даже если внизу нет символа копирайта. Так как копирование и рерайт этих текстов без разрешения владельца сайта является нарушением, можно приобрести право на публикацию текста несколькими способами, не нарушая авторских прав:

  • На условиях открытой лицензии, размещенной на сайте. Разрешается только копировать контент с сайта, но изменять его нельзя.
  • По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения ограниченно.
  • По договору об отчуждении исключительного права — права полностью переходят от автора к новому правообладателю.

Использовать чужой контент, не нарушая авторские права, можно, но нужно быть внимательным. Всегда проверяйте, кто автор или правообладатель объекта интеллектуальной собственности. Даже если он представлен на условиях открытой лицензии и доступен для бесплатного использования, нужно изучать правила его реализации. Купить авторские права на чужой контент нельзя, но всегда можно приобрести лицензию на использование произведения. Не важно, какова длительность, качество и вид произведения — любая работа имеет автора, а, значит, будет защищена авторским правом!

Такая история может случиться с любым магазином, баром, кафе, рестораном или торговым центром, где фоном играют музыкальные композиции. Вместе с Марком Войцеховским — юристом компании БУБУКА — мы выяснили, как включать песни в публичных заведениях, чтобы не заработать штраф за нарушение авторских прав.

Почему нельзя просто так включать музыку в баре или кафе

У любой музыкальной композиции есть автор, который обладает на неё авторским правом.

Авторское право — это право собственности на произведение искусства. Оно принадлежит отдельно автору слов и отдельно автору музыки.

Но недостаточно просто написать музыку и слова. Песню должен кто-то исполнить и кто-то записать. Соответственно, рядом с авторскими всегда стоят смежные права.

Смежное право — это право того, кто непосредственно не сочинял музыку или текст, но помог воплотить замысел авторов в реальность. Смежные права принадлежат отдельно исполнителю песни и отдельно изготовителю фонограммы.

Иногда четыре права принадлежат разным людям, как в нашем примере. Бывает, что один человек написал слова и музыку, сам спел, и записал в домашней студии. Тогда 200% прав принадлежит ему одному.

У автора есть право на публичное исполнение песни. Публичное исполнение — это любое исполнение вне обычного круга семьи или друзей. Семья или компания друзей используют песни в частных (некоммерческих) целях, поэтому не платят за такое использование.

А любое заведение, в котором на фоне играет музыка, использует её в коммерческих целях. За коммерческое использование нужно платить правообладателю.

Пример. Роман — владелец кафе. Вместе с женой он любит слушать Стинга. Если Роман включает его песни у себя в квартире — это некоммерческое использование. Если слушать в машине, пока едешь на работу — это некоммерческое использование. Роман приезжает на работу и включает Стинга в своём кафе — это коммерческое использование композиции.

Сейчас есть куча сервисов, которые позволяют слушать музыку: YouTube, Яндекс Музыка, Спотифай, Эпл Мьюзик, ВК. Но все эти стриминговые сервисы предоставляют право использовать музыку только в личных некоммерческих целях. Включать их в заведениях нельзя. Это даже написано в условиях использования этих сервисов, но их обычно никто не читает.

Условия использования Spotify предусматривают только личное некоммерческое использование

Важно. Спотифай, Эпл Мьюзик, Яндекс Музыка и т.д. не предназначены для коммерческого использования. Музыка с флешки, диска, радио, клипы по ТВ также не годятся для публичного заведения.

Защитой авторских прав занимается Российское авторское общество (РАО), а защитой смежных прав — Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ Есть одна вещь про РАО/ВОИС, которую нужно знать каждому заведению. Они могут подавать иски в суд от имени любого автора. Как это обычно выглядит в реальности: у вас в заведении играет музыка, туда приходит агент РАО и ВОИС (обычно это один человек), снимает видео, на котором слышна музыка, и после этого вы получаете от них претензию о выплате штрафа. Штраф — это 40 000 рублей за одно проигрывание одного трека. Обычно они фиксируют 5-10 треков, т.е. штраф будет от 200 000 до 400 000 рублей. Формально они правы, потому что исполнение музыки в заведении без договора с автором — нарушение закона, а у РАО/ВОИС есть право защищать всех авторов по умолчанию. При этом вы никогда не отличите агента РАО от обычного посетителя. Он не представляется, делает обычный заказ и спокойно сидит, записывает видео на телефон. Телефон при этом может быть просто все время направлен в потолок.

РАО и ВОИС защищают песни абсолютно всех исполнителей. Разумеется, Стинг понятия не имеет, что какой-то Роман из России включает его песни в своем кафе. А РАО и ВОИС всё равно готовы неустанно защищать авторские права Стинга. Из под их опеки выпадают только те исполнители, которые подписали отказ от защиты. Например, так поступил рэпер Оксимирон ещё в 2016.

Кстати, исполнять чужие песни в коммерческом заведении вживую — тоже нарушение. Должен быть либо договор с автором, либо договор с РАО. Закон не говорит, кто конкретно должен платить: музыкант или ресторан, в котором он поёт. Но Верховный суд разъяснил, что должен платить ответственный за музыку — организатор, т.е. ресторан, кафе, бар. Большинство кавер-групп работают без договоров с правообладателями. И если какая-то местная дива исполнит песню Zivert пятничным вечером в уютном ресторанчике с живой музыкой, рискует не она, а ресторан. Но иски по живой музыке предъявляются крайне редко. Причина проста: правообладатели просто не добираются до этих ресторанчиков.

Как законно включать музыку в заведении

Чтобы не заработать штраф от РАО/ВОИС, используйте легальные способы. Есть платные, есть бесплатные. Платные эффективнее и без головной боли.

Платные способы

Способ 1. Заключить договор с РАО и ВОИС. РАО и ВОИС — это государственные посредники между авторами песен и коммерческими организациями. Автор может выбрать любую организацию-посредника. Если он не выбрал никакую, считается, что он по умолчанию работает с РАО/ВОИС. Но автор может изъять свои права из управления РАО/ВОИС и работать с любым другим посредником. Многие авторы так и делают.

Если вы заключите договор с РАО и ВОИС, то сможете легально включать треки большинства российских и зарубежных исполнителей.

Для заключения договора нужно обратиться к региональному представителю РАО и ВОИС . Представитель посчитает сумму ежемесячных отчислений и подготовит договор.

Размеры отчислений (авторское вознаграждение) зависят от типа заведения и количества посадочных мест.

Расценки РАО зависят от площади помещения

Еще придётся ежемесячно отчитываться обо всех треках, которые бизнесмен включал в заведении. Этот отчёт позволяет посреднику определить размер вознаграждения авторам композиций.

Способ 2. Заключить договор с компанией-посредником. РАО и ВОИС — не единственные посредники на рынке легальной музыки для бизнеса. Можно прибегнуть к услугам частных посредников, таких как Бубука , Музкафе , РадиоСпаркс .

Частные посредники заключают договор либо с авторами, либо с лейблами звукозаписи, либо с авторским обществом.

Если заключить договор с частным посредником, не придется ежемесячно отчитываться об используемых треках. Да и платить меньше. К примеру, РадиоСпаркс берёт 900 руб. / месяц, если площадь заведения до 100 кв. м. Платить сразу за год выгоднее.

Часто РАО и ВОИС остаются недовольны, узнав, что бар или ресторан заключили договор с частным дистрибьютором. Доходит и до суда.

Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ Бывает, что РАО/ВОИС предъявляет претензии нашим клиентам. Но тогда мы сами готовим ответ в РАО, предоставляем все необходимые документы. В 99% претензии к нашим клиентам после этого снимаются. Иногда РАО все же подает в суд против наших клиентов. За 8 лет было не больше 10 таких дел, и мы выиграли все.

Важно. Если выбираете частного дистрибьютора, внимательно читайте договор. Там должно быть прописано, что посредник обязуется представлять интересы пользователя в суде и компенсирует убытки в случае претензий и исков.

Бесплатные способы

Способ 1. Включать песни с открытой лицензией. Есть такая музыка, которую авторы изначально выкладывают в свободный доступ, т.е. отказываются от права на вознаграждения. Это так называемая лицензия creative commons или СС.

Найти такую музыку для кафе или ресторана можно, например на Netlabels или на FMA .

Но загвоздка в том, что не каждый трек можно включать в баре или кафе. Подходят песни с типом лицензии CC BY, CC BY-SA или CC BY-ND.



Если вы собираетесь использовать музыку по лицензии CC, то внимательно читайте условия лицензии по каждому треку.

CC BY-SA 4.0 означает, что лицензия свободная. Песни подходят для коммерческого использования

Композиции с пометкой Non commercial запрещено включать в заведениях.

Если видите пометку Non commercial, знайте, что такой трек нельзя использовать в коммерческих целях

Напрямую со знаменитостями не договориться, а вот с местными исполнителями вполне. Главное, обсудите условия, цену, список разрешенных песен и закрепите это в договоре.

Иногда правообладателем является не музыкант, а лейбл звукозаписи. Как правило, у лейбла есть права на песни нескольких исполнителей. Тогда достаточно одного договора с звукозаписывающей компанией.

Способ 3. Включать старую музыку. Музыки без авторских и смежных прав не существует. Но у авторских и смежных прав есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторских прав этот срок — 70 лет со смерти автора, для смежных — 50 лет с момента создания записи.

И вот здесь начинаются нюансы. Допустим, 70 лет с момента смерти Чайковского прошло. Авторские права не действуют. Но есть смежные права исполнителя и изготовителя фонограммы. Запись произведения Чайковского в исполнении Лондонского королевского оркестра сделана в 2010 году. Смежные права на неё перестанут действовать только в 2060 году. А до этого времени заведение должно платить обладателям смежных прав: оркестру и лейблу. Не платит — нарушение. ВОИС может взыскать штраф: 20 000 за каждое исполнение трека. То же самое с народной музыкой: авторского права нет, но есть смежные права ансамбля, который поет Калинку-Малинку.

Поэтому единственный 100% способ не платить за старую музыку — взять пластинку, изданную 50 лет назад, и чтобы автор музыки тоже умер 70 лет назад.

Способ 4. Использовать генератор музыки Mubert. Mubert — сервис, который в реальном времени генерирует уникальные музыкальные композиции. Нужно задать направление, продолжительность и программа сгенерирует трек. Сервис на любителя, поэтому много о нём говорить не будем.

Коротко о главном

На каждую песню распространяется четыре права: право автора на музыку, право автора на текст, смежное право исполнителя и смежное право лейбла звукозаписи.

У автора есть право получать вознаграждение за коммерческое использование его песни. Коммерческое — это любое использование вне обычного круга друзей или семьи.

Сервисы вроде Спотифай, Эпл Мьюзик, Яндекс Музыка, ВК не предназначены для коммерческого использования. Радио, музыку с флешки или диска также запрещено включать в кафе, ресторанах, барах и других заведениях.

Существует два законных платных способа включать музыку в баре или кафе: договор с государственным посредником РАО и ВОИС, либо договор с частным музыкальным посредником. Стоимость зависит от площади заведения и количества посадочных мест.

Бесплатные варианты тоже существуют. Можно включать песни с открытой лицензией Creative Commons или песни с истекшим авторским и смежным правом, либо заключить договор напрямую с правообладателем.


Digital

Выбрали в качестве музыкального сопровождения своего видео композицию Rammstein? Придется раскошелиться или попрощаться с этой идеей. Рассказываем, как проверить, защищен ли трек авторским правом, чем грозит его нарушение и где найти легальную музыку для своего видеоролика.

Какие композиции защищены авторским правом

Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.

Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях. Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора). По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.

Учтите несколько важных моментов:

  • в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
  • исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
  • авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.

Чем грозит нарушение авторских прав

Вы по незнанию или умышленно выложили на свой YouTube-канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.

Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии YouTube:

image2

Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:

  • блокировка во всех или некоторых странах;
  • отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.

Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.

Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация YouTube сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено. Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID. Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.

Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:

  • блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
  • удаление всех видео с канала;
  • запрет на создание новых каналов.

Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.

Как проверить, защищена ли музыка авторским правом

Есть несколько способов.

  • Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии YouTube, вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:

image3

  • Создаем новый канал на YouTube, не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
  • Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:

image1


На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?

Стоит ли пытаться обойти закон

На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.

К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд. Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет. Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.

На какие произведения не распространяется авторское право

Есть музыкальные композиции, которые вы спокойно можете использовать в качестве звуковой дорожки, не опасаясь претензий со стороны правообладателя. Только боюсь, вы не очень обрадуетесь, узнав, что это:

  • музыкальные произведения, авторство которых не установлено (народное творчество),
  • государственные гимны.

Где купить право на использование

Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?

При покупке обращайте внимание на следующие моменты:

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • на каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

Что делать, если платить не хочется

1. Зайдите на фонотеку YouTube — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.

2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.

3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.

4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.

5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:

  • Attribution: используем свободно, указываем автора.
  • Attribution Share Alike: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
  • Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
  • Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
  • Attribution Non-Commercial Share Alike: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
  • Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.
    — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек. — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить. — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate. — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях. и PAcDV— на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием. — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.

Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!


Вопрос: Мы подготовили видеоролик (реклама мед. услуг), в котором использовали музыкальную подложку. Музыку скачали среди бесплатных треков на youtube. Данный видеоролик планируется транслировать: на телевизоре в мед. центре (скорее всего, без музыкального сопровождения), в социальных сетях.
Ролик будет загружен сначала на youtube, а потом ссылкой с youtube на другие соц.сети

Если будем поступать таким образом, то не нарушим авторских прав на музыку?

Сообщаю Вам следующее:

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Аудиовизуальные произведения относятся к сложным объектам интеллектуальных прав (ст. 1240 ГК РФ) и определяются как произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 ГК РФ).

Разновидностями аудиовизуального произведения являются кинематографическое произведение, видеоролик, мультфильм и т.д. Авторами аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ). В этом проявляется одна из важнейших особенностей правового режима аудиовизуальных произведений по российскому законодательству.

— его воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ);

— доведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

  1. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав (п. 3 ст. 1250 ГК РФ).
  2. Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации (п. 5 ст. 1252 ГК РФ).

Сайт Ютуб предоставляет своим пользователям возможность проверить мелодию на свободное использование.

Озвучить свои видео, не нарушая закон, можно:

  • написав музыку самостоятельно;
  • воспользовавшись мелодиями из фонотеки Ютуба или со специализированных сайтов, где предусмотрено свободное скачивание и использование музыки.

Присоединившаяся к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 Российская Федерация следует правилу, согласно которому авторские права на произведение возникают и защищаются с момента создания творческой работы. Это значит, что автору не нужно регистрировать произведение или иным образом обозначать свое авторство. Мелодия, обретшая физическое выражение, то есть зафиксированная в виде нот или записанная на какой-то носитель, охраняется законом от неправомерного использования третьими лицами, даже если она никогда не будет озвучена публично.

Использовав любой музыкальный ряд для своих нужд, можно нарушить личное право автора, не указав, например, что он создатель мелодии, или вообще украсть авторство, записав автором музыки себя. Кроме того, можно нарушить имущественные права на использование творческой работы, не заплатив владельцу исключительного права на мелодию положенный ему гонорар. Имущественное право на произведение может принадлежать не только автору, но и наследникам, другим людям или организациям.

Личные права автора, такие как право на имя, авторство, действуют бессрочно. Поэтому, используя любую музыку в соответствии с действующим законодательством, нужно указывать имя человека, написавшего ее (если не договоритесь с композитором по-другому). Имущественные права на мелодию действуют в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Это общий для всех творческих работ установленный законом срок. Кроме того, Гражданский кодекс РФ предусматривает некоторые вариации, когда указанные годы охраны авторского права зависят не только от даты смерти автора, но и от даты первого обнародования (если автор неизвестен или произведение опубликовано под псевдонимом, либо опубликование произошло после смерти автора, срок охраны считается от даты опубликования), а также от жизненных обстоятельств создателя произведения (к примеру, если репрессированный автор посмертно реабилитирован, срок охраны считается от года реабилитации).

Ответственность за незаконное использование чужого музыкального произведения

Используя чужой музыкальный материал без соблюдения авторских прав, без согласия автора, незаконно копируя и тем более распространяя мелодию, нарушитель может быть привлечен к гражданской, административной, уголовной ответственности.

Где найти музыку без авторских прав?

Из сказанного выше становится понятно, что даже неумышленное несоблюдение чужих авторских прав может превратиться в ответственность перед законом. Между тем, в глобальной сети частенько встречаются пользователи, желающие найти музыку без авторских прав как для личных нужд (скачать и послушать), так и для профессионального использования (например, воспользоваться мелодией при публичной демонстрации своего произведения). Однако нужно знать, что музыка без авторских прав не существует в принципе, у любой мелодии есть автор, а значит, права на произведение кому-то принадлежат.

Как же можно использовать треки бесплатно, но не нарушая закон? Посоветовать можно такие варианты.

  1. Найти человека, который согласится написать вам музыку и отдаст ее бесплатно. Конечно, некоторый риск того, что в итоге он все равно заявит свои права на произведение, остается.
  2. Использовать мелодии давно умерших авторов. Как мы помним, срок охраны авторских прав составляет 70 лет после смерти автора. По истечении этого времени произведение становится общественным достоянием. Конечно, назвать эти мелодии музыкой без авторскихправ нельзя, но при этом никому ничего платить не нужно. Достаточно указать имя автора на произведении, и закон будет соблюден.
  3. Поискать музыку без авторских прав на специальных сайтах в интернете. В глобальной сети есть некоторые ресурсы, которые предоставляют своим пользователям возможность скачать музыкальное произведение и пользоваться им без каких-либо ограничений и выплат. Авторские права при этом остаются ненарушенными, так как обычно продукт предоставляется на условиях соглашений, заключенных между авторами мелодий и владельцами сайтов. Как правило, без ограничений музыка предоставляется для личного пользования посетителей ресурса. Если же предполагается коммерческое использование (распространение, копирование, проигрывание), то, скорее всего, придется заплатить.

Адреса сайтов с доступной музыкой

Чтобы не нарушить чужие права, не стоит брать музыку с первого попавшегося сайта. Необходимо внимательно прочитать условия, на которых сайт распространяет музыку.

Как проверить музыку из интернета на наличие авторских прав?

Существует несколько способов проверить наличие и границы авторских прав на музыку из интернета.

В поиске вводим название интересующего нас трека. Если произведение будет найдено, значит использовать его свободно нельзя. Суть ограничений будет описана здесь же во вкладке.

Если какое-то произведение вызывает у нас сомнение в вопросах его свободного использования, проверяем трек на наличие авторских прав несколько раз через какое-то время. Библиотека регулярно пополняется новыми творческими работами.

Все, что будет сказано ниже, — не более чем субъективные соображения по данному поводу, потому что более или менее внятной судебной практики найти не удалось. Итак, что будет за скачивание, просмотр, прослушивание, копирование объекта авторского права (фильма, музыки, мультика)?

Теоретически закон предусматривает возможность привлечения к ответственности за скачивание фильмов и музыки. Причем не имеет значения ни источник, с которого был скачан файл, ни цели, ни стремление к выгоде. Что до прослушивания музыки или просмотра кино онлайн, то тут, с одной стороны, закон не называет просмотр способом использования произведения, а с другой — перечень возможных способов использования не является исчерпывающим. Так что опять-таки теоретически прослушивание, просмотр через Интернет тоже можно считать нарушением авторских прав. И если сохранение объекта осуществляется пусть и временно (как это происходит при загрузке в кеш), но с неправедными целями, то с точки зрения закона совершено копирование, т.е. незаконное воспроизведение. Хотя, по мнению высших судов, допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, т.е. последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

Законодательство Российской Федерации об авторском праве не предусматривает принудительных лицензий, но оговаривает случаи свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Статья 1245 ГК РФ допускает воспроизведение сочинений без согласия автора произведения, исполнителя, изготовителя фонограмм и аудиовизуальных произведений, но предполагает выплату им вознаграждения. Вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Сбор вознаграждения осуществляется аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ).

Рассмотрим некоторые способы свободного использования произведений в музыкальной сфере.

Прежде всего это свободное воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (ст. 1273 ГК РФ), т.е. речь идет только о правомерно обнародованных произведениях. Действие указанной статьи оговаривает и те случаи, когда пользователь любым способом изготавливает для своего личного пользования экземпляр произведения, например перезапись с диска или со звуковой кассеты. Предположительно личное пользование не ограничивается одним конкретным лицом, но распространяется и на его ближайшее окружение.

Одним из наиболее распространенных способов свободного использования произведений является цитирование (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Данный тип воспроизведения осуществляется в отношении литературных сочинений, но допускается также цитирование музыкальных произведений, например в музыковедческой литературе.

Статья 1277 ГК РФ допускает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. Статья 1278 ГК РФ предусматривает также без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью. В обоих случаях закон не требует обязательного соблюдения права автора на имя и указания источника заимствования.

Исключительное право на использование представляет собой право абсолютного характера, содержание которого состоит в обеспечении монополии правообладателя на определенные способы эксплуатации произведения или объекта смежных прав. В свою очередь случаи свободного и бесплатного использования произведений представляют собой исключения, ограничивающие монополию правообладателя. Они охватывают особую категорию некоммерческих способов использования, общественная важность которых или иная публичная заинтересованность обусловливает соответствующие исключения из сферы действия абсолютного имущественного авторского права .

Читайте также: