Антропологический материализм л фейербаха критика религии как формы отчуждения

Обновлено: 28.06.2024

Критика Г.В.Ф. Гегеляосуществляласьс позиций материализма. Во-первых, понятия логики не могут быть бытием. Бытие может быть только реальным и действительным, наличным бытием. Во-вторых, отвергается и тезис о тождестве бытия и мышления, поскольку носителем разума является человек. Абсолютная идея не может мыслить, мыслит только человек.

Онтология носит материалистический характер.

Природа вечна во времени и бесконечна в пространстве. Возникают лишь отдельные явления. А ограниченность природы связана с ограниченностью человеческого ума. Природа разнокачественная по своей сути. Однообразная материя – всего лишь абстракция, не связанная с реальностью.

Пространство и время. В отличие от И. Канта (1724–1804), утверждается, что они объективны: пространство связано с наличием чего-то, а время производно от движения и предполагает наличие чего-то движущегося.

Проблема движения. Природа и движение формируют неразрывное единство.

Человек и природа. Человек един с природой как ее продукт, но их нельзя считать тождественными. Природа существовала и до человека. В природе нет целей, они характерны только для человека. Соответственно, телеологическое (греч. telos, род.п. teleos – цель, результат, завершение, logos – слово; понятие, учение) объяснение мира в корне неверно. Целесообразность в природе обусловлена единством материального мира.

Подводя итог, можно сказать, что учение Л.А. Фейербаха о природе есть метафизический материализм.

Гносеологияносит сенсуалистический характер (франц. sensualisme, от лат. sensus – чувство, ощущение): человек постигает природу как совокупность единичных объектов в ощущениях. В дальнейшем в работу включается мышление. Формируются абстракции.

Коллективный разум. Человек постигает мир собственной головой. Критикуя Г.В.Ф. Гегеля, философ остроумно замечает, что нет никакой всеобщей головы (намек на Абсолютную идею), равно как нет общего желудка или общего носа. Появление идей он связывает с диалогом, общением людей друг с другом. Сообщество людей выступает как критерий истины.

Отношение к диалектике. Диалектика возможно только как субъективная, т.е. в мышлении взаимодействующих, общающихся людей. Объективную диалектику (диалектику природы) он отвергает.

Антропология как отдельный раздел у Л.А. Фейербаха отсутствует. Антропологическими представлениями пронизана вся его система взглядов.

Этика осмысливается в духе эвдемонизма (греч. eudaimonia – счастье, блаженство). Человек имеет право на счастье и стремление к нему. Философ понимает счастье с двух сторон. С одной стороны, это здоровье, когда человек может и реально удовлетворяет свои индивидуальные потребности. С другой стороны, счастье возможно только во взаимодействии отдельного человека с другими людьми. Воля, стремление к счастью заложена в человеке. Но без объективных условий достичь счастья невозможно.

Исходные тезисы. Во-первых, религию нельзя считать врожденной, т.к. в этом случае логично предположить наличие у человека при рождении органа суеверия. Во-вторых, философ разделяет атеистические представления французского материализма XVIII века.

Зависимость как причина религии. Причина религиозной веры лежит глубже: в его психологии, в чувстве зависимости человека (сначала от природы, а потом – от других людей) и его конечности, смертности.

Разгадка веры связана с человеческой психикой, со стремлением преодолеть собственное бессилие и конечность во времени. Человек компенсирует свое бессилие иллюзиями. Иначе говоря, зависимость – отец религии, а воображение – мать.

Если в первоначальной религии человек обожествляет природу и ее отдельные силы, то в более поздней (к которой относится и христианство) – свою идеальную сущность в форме личностного Бога. В результате человек теряет свою собственную сущность и попадает в зависимость от собственного вымысла. Так формируется религиозное отчуждение человека.

Отчуждение – объективный общественный процесс, в результате которого способности людей и результаты их деятельности превращаются в независимую от человека силу, управляющую жизнью людей.

Критика христианства. Философ не согласен с двумя его идеями:

1. Вымышленный субъект (Бог) подменяет подлинного – человека, в результате чего религия лишает последнего свободы мыслить и выбирать.

2. Любовь как главная христианская ценность существенно ограничивается верой. Более того, вера преобладает над любовью и способствует появлению ненависти (например, к еретикам или неверующим).

Обоснование новой религии. Критикуя христианство как конкретную форму религии, Л.А. Фейербах отмечает значение религиозного чувства. И в этой связи он предлагает новую религию, в которой следует любить конкретного человека. В ней философ придает божественный смысл любви мужчины и женщины, а также браку как общественному институту.

Основные понятия темы и понятия для повторения

Вопросы для повторения и закрепления

1. Почему немецкая классическая философия считается вершиной рационализма?

3. В каких моментах своей гносеологии И. Кант выступает как критик философии Просвещения?

4. Назовите основные разделы философской системы Г.В.Ф. Гегеля.

5. Охарактеризуйте основные идеи диалектического метода Г.В.Ф. Гегеля.

6. Почему Л.Фейербах называл свою философию антропологией?

7. Почему Л. Фейербах рассматривает религию как отчуждение человека от своей сущности?

Творческие вопросы и задания

1. В чем Вы видите смысл кантовского разделения разума на теоретический и практический. С позиций современного знания, можно принципиально согласиться с подобным делением?

3. Сопоставьте учение И. Канта о категорическом императиве с представлениями о долге в школе мимансы (ортодоксальная школа Древней Индии). Какие выводы можно сделать из этого сопоставления?

5. Актуальна ли критика Л.А. Фейербахом религии в настоящее время? Возможна ли критика его представлений со стороны религиозного сознания? Приведите возможные контраргументы.

Людвиг Фейербах в своём мировоззрении исходил из критики философской системы Гегеля:

2. Кроме того, органом познания является не логическое мышление, а непосредственно чувства человека. Потому что не логическое мышление, а именно физические чувства человека являются поставщиками бесспорных ощущений.

Следовательно, если чувства человека являются не просто органами познания, а органами бесспорного познания, то, соответственно, бесспорной первосущностью мира является то, что бесспорно познается физическими чувствами. А физическими чувствами бесспорно познается материя, следовательно, материя есть, в таком случае, бесспорная первосущность мира.

3. И, наконец, достоверность чувственного (материального) бытия подтверждается тем, что оно одинаковым образом доступно другому человеку, что говорит о его подлинной реальности.

4. И тогда получается, что физические чувства человека являются органами познания, а физические чувства другого человека являются критерием реальности познанного. И, следовательно, все проблемы познания располагаются в чувствах человека, а главным, универсальным и высшим предметом философии, является сам человек, поскольку чувства не существуют сами по себе — чувствует только человек.

Исходя из этого, следует признать, что философия, как универсальная наука, в этом случае должна стать антропологией — учением о сущности человека, ибо сущностью человека определяется природа чувств.

В соответствии с этим, философия должна стать так же и физиологией, поскольку без физиологии невозможно достаточно успешно исследовать природу чувств, как органов познания.

5. Следовательно, основной вопрос философии об отношении бытия к сознанию — есть вопрос о сущности человека, поскольку мыслит лишь человек и вопрос этот, соответственно, может получить фактическое решение только в фактической деятельности человека, которая тоже всегда есть, в свою очередь, продукт его мышления.

6. Но, ведь, если природа (материальное) есть единственная реальность, а человек неотделим от природы, являясь её продуктом, то, в этом случае и само мышление человека есть лишь его биологическая, физиологическая деятельность, то есть — деятельность самой природы.

7. Таким образом, если в человеке мыслит сама природа, то следует признать, что в человеке и благодаря человеку природа ощущает себя, созерцает сама себя и мыслит о себе. Следовательно, изучение человека, то есть, антропология, есть изучение природы, как единственной реальности, из чего можно сделать вывод, что антропология может познать не только человека, но и природу.

Таким образом, мир может быть полностью познан с помощью антропологии.

8. Но для познания мира все равно необходимо привлекать теоретическое мышление, несмотря на то, что источником познания является природа, а органами познания являются ощущения.

Потому что для познания недостаточно одних только ощущений и элементарной умственной деятельности, ведь, сознанию необходимо собрать ощущения, сравнить их между собой, провести различия, классифицировать, обнаружить скрытое, не являющееся в ощущениях, содержание, и т. д., то есть без теоретического мышления не обойтись.

9. Однако критерием истинности работы сознания должно оставаться чувственное впечатление, что остается задачей антропологии и физиологии, но не только их одних, поскольку чувственные данные следует подвергать методам сбора и анализа высшего порядка, то есть, привлекать естествознание.

Таким образом, на этом антропологическом подходе, то есть через природу и сущность человека, возможно познание любого объекта или сферы действительности.

Примером антропологического подхода Фейербаха к исследуемой проблеме можно взять рассмотрение им сущности религии:

1. Антропология должна исходить из того, что единственной реальностью являются ощущения человека, и, следовательно, персонажи религий, как не ощущаемые органами чувств, являются продуктом человеческого воображения и не более того.

2. Откуда же тогда берутся религиозные воззрения? Они проистекают, как сказано выше, из воображения человека, но само воображение человека — это продукт его человеческой природы, и, следовательно, сама религия тоже должна быть не чем иным, как порождением человеческой природы.

3. Таким образом, не боги создали людей, а люди создали богов своим воображением, присущим человеческой природе. Следовательно, если рассмотреть характер религий, то боги — это то, чем человек хотел бы стать, но не может.

Каждый человек стремится к счастью, но действительность создает этому множество препятствий, которые человек бессилен преодолеть. Создавая бога, человек стремится устранить противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть по его пониманию. Поэтому он наделяет бога могуществом и возможностями, которыми не владеет сам, олицетворяя в этом свою мечту о преодолении непреодолимых препятствий к счастью.

4. Следовательно, мы видим в этом процессе мечту о реализации лучших устремлений человека, которые, в свою очередь, являются продуктом самого лучшего, что есть в его душе. Таким образом, человек пытается реализовать в боге не только свои лучшие мечты, но и свои самые лучшие духовные качества, то есть он отчуждает это лучшее от себя и наделяет его самостоятельной силой, иллюзией независимости от себя и природы.

АНТРОПОЛОГИЯ — учение о сущности человека.

ВООБРАЖЕНИЕ — создание мысленных представлений.

МАТЕРИЯ — то, из чего вещественно состоит мир.

ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности органами чувств человека.

ПРИРОДА — совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

РЕЛИГИЯ — мировоззрение и система культов, исходящие из существования высших человеку сил или сущностей.

ФИЗИОЛОГИЯ — наука о жизнедеятельности организмов.

V. Понятие сущности философии. Перспективы истории и систематики философии

V. Понятие сущности философии. Перспективы истории и систематики философии Философия оказалась воплощением весьма различных функций, которые вместе составляют сущность философии. Функция всегда относится к какому-нибудь телеологическому сочетанию и обозначает

4. Послекантовский немецкий идеализм. Диалектика и принцип историзма. Антропологизм Л. Фейербаха

4. Послекантовский немецкий идеализм. Диалектика и принцип историзма. Антропологизм Л. Фейербаха Отказ от традиционной метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью

68. Антропологический материализм Фейербаха

68. Антропологический материализм Фейербаха Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872) был первым немецким философом, подвергшим развернутой критике идеализм. Он говорил, что в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшая задача

Глава IХ Классическая немецкая философия. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Глава IХ Классическая немецкая философия. Антропологический материализм Л. Фейербаха Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающаяся историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике идеализм Канта,

Материалистическое понимание природы и человека. Оценка антропологизма Фейербаха

Критика философии Фейербаха

Антропологический материализм Фейербаха

Антропологический материализм Фейербаха Не случайно, что ни Бруно Бауэр, ни его единомышленники не стали политическими борцами. Бауэровская философия самосознания была слишком абстрактной, чтобы установить прочные контакты с действительностью; для реальной связи с

9.8. Природа человека (Людвиг Фейербах)

Людвиг Фейербах. Природа человека

О сущности и происхождении религии

О сущности и происхождении религии ольбах создал пламенные атеистические произведения. Он подверг беспощадной критике религию, церковь, мораль, основанную на ханжестве и лжи. Философ поставил перед собой задачу показать с самых различных сторон вред религии, которая

11. (НП4) Четвертый принцип НП — принцип человека (вселенности человека) или принцип всевозможности

11. (НП4) Четвертый принцип НП — принцип человека (вселенности человека) или принцип всевозможности Четвертый принцип НП — один из самых важных принципов этой книги, определяющих как, нам относится самим к себе, наиболее полезным образом.Необходимость появления принципа

Природа человека. Людвиг Фейербах

1.2. Принцип рождения мира из Божественной сущности

1.2. Принцип рождения мира из Божественной сущности Для метафизики индийских религий одной из распространенных форм эманативной космогонии является принцип рождения мира из существа Божества или Сверхсущего. Если в дофилософский период этот принцип выглядит устойчивой

Антропология – это наука о человеке, его физиологических, психологических, культурологических, социологических и иных особенностях.

Биография Фейербаха

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье специалиста по криминальному праву. Фейербах с детства отличался интересом к наукам, а в юношестве выбрал в качестве своей главной стези изучение философии. В студенческие годы будущий мыслитель был приверженцем Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , лекции которого посещал, однако прекрасное знание естественных наук, сформировало в нем свое, отличное от гегельянского понимание как человека и развития человеческой цивилизации, так философии и диалектики в целом. Фейербах полагал, что философия, как наука, должна опираться на факты, в то время как абстрактные догматические размышления есть удел религии и теологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Новые произведения мыслителя также получают крайне неоднозначную оценку в обществе. Он получает преданных последователей, в лице Энгельса, Штирнера, Плеханова и др., однако большинство все же настроено по отношению к Фейербаху и его работам крайне негативно из-за их антирелигиозной направленности. При жизни философ так и не получил широкого признания, и даже после его смерти в 1872 году, его наследие крайне неохотно и скупо освещается среди германских философов. Как ни удивительно наиболее объемные работы обобщающие взгляды и теории Фейербаха принадлежат философам других стран (датчанину Штарке и финну Болину).

Основные труды Фейербаха:

Основные идеи антропологического материализма

Опираясь на современные ему достижения науки Фейербах создает материалистическую картину мира, отличную вместе с тем от механистического материализма французских философов эпохи Просвещения. Мир, материя для него не скопище мертвых атомов, которые подчиняются строго определенным законам их движения и сочетания, но подобие живого организма, единая природа, в которой все ее компоненты находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Человек же является не просто еще одной формой жизни, но высшим и совершенным творением природы, единственным живым существом, которое обладает не только биологической, но и духовной природой, сознанием с его способностью мыслить, изучать, творить.

В вопросах гносеологии Фейербах стоит на позициях сенсуализма – в мышлении человека нет и не может быть ничего, что не было бы дано ему в ощущениях. Лишь собственные чувства дают личности пищу для мыслительной деятельности и достоверную информацию о окружающем мире. Рационалистические способы познания, как совокупность абстрактных размышлений, основанных на собственном видении и не подкрепленных внешними фактами, Фейербах расценивает как более близкие к религии и ее догматическим, априорным формам мировоззрения, чем к науке и философии.

Рассматривает философ и вопросы этики. Фейербах выступает последовательным эвдемонизмом, т.е. полагает, что главной целью и смыслом человеческого бытия является достижения счастья. Счастье выступает мерилом и ценностью этических норм. Однако в отличии от античных авторов, Фейербах указывает, что человек не способен достичь счастья в одиночку, изолированно от окружающих. Человек не способен даже существовать без других людей. В связи с этим этический идеал философа выстраивается на осознании людьми того факта, что их личностное счастье самым непосредственным образом взаимосвязано со счастьем других людей, которые их окружают. Только сделав счастливым собственное окружение человек сможет познать счастье сам.

Критика религии

Фейербах создает психогенетический подход к вопросу сущности и происхождения религии. Поскольку только природа, человек и его сознание представляют собой существующую действительность, то любые сверхчувственные идеи, в том числе идеи бога, автономной от человека воли, божественных законов и т.д. представляют собой не более чем иллюзии. Источником этих иллюзий выступает сам человек.

Фейербах указывает, что любому человеку – будь то дикарь или культурный, цивилизованный человек свойственна тенденция к антропоморфическому описанию окружающего его мира. Люди приписывают человеческие качества и особенности всем предметам и явлениям которые имеют значение в их жизни – силам природы, процессу и результату деятельности, бытовым предметам, домашним питомцам и т.д. Боги в свою очередь представляют собой совокупность наилучших качеств человека, которые были вынесены и персонифицированы им вне собственной личности, в стремлении обрести чувство защищенности, родительской опеки, в тяжелых для себя условиях.

Однако Фейербах полагал, что роль религии в современном обществе исчерпана. Также как отошли в прошлое религиозные культы, посвященные природным силам или ремеслам, уступив место науке и технологии, исчерпали себя и монотеистические религии – человек вполне способен сознательно контролировать собственное поведение и соблюдать этические нормы без костыля религиозности.

Антропология – это наука о человеке, его физиологических, психологических, культурологических, социологических и иных особенностях.

Биография Фейербаха

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье специалиста по криминальному праву. Фейербах с детства отличался интересом к наукам, а в юношестве выбрал в качестве своей главной стези изучение философии. В студенческие годы будущий мыслитель был приверженцем Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , лекции которого посещал, однако прекрасное знание естественных наук, сформировало в нем свое, отличное от гегельянского понимание как человека и развития человеческой цивилизации, так философии и диалектики в целом. Фейербах полагал, что философия, как наука, должна опираться на факты, в то время как абстрактные догматические размышления есть удел религии и теологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Новые произведения мыслителя также получают крайне неоднозначную оценку в обществе. Он получает преданных последователей, в лице Энгельса, Штирнера, Плеханова и др., однако большинство все же настроено по отношению к Фейербаху и его работам крайне негативно из-за их антирелигиозной направленности. При жизни философ так и не получил широкого признания, и даже после его смерти в 1872 году, его наследие крайне неохотно и скупо освещается среди германских философов. Как ни удивительно наиболее объемные работы обобщающие взгляды и теории Фейербаха принадлежат философам других стран (датчанину Штарке и финну Болину).

Основные труды Фейербаха:

Основные идеи антропологического материализма

Опираясь на современные ему достижения науки Фейербах создает материалистическую картину мира, отличную вместе с тем от механистического материализма французских философов эпохи Просвещения. Мир, материя для него не скопище мертвых атомов, которые подчиняются строго определенным законам их движения и сочетания, но подобие живого организма, единая природа, в которой все ее компоненты находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Человек же является не просто еще одной формой жизни, но высшим и совершенным творением природы, единственным живым существом, которое обладает не только биологической, но и духовной природой, сознанием с его способностью мыслить, изучать, творить.

В вопросах гносеологии Фейербах стоит на позициях сенсуализма – в мышлении человека нет и не может быть ничего, что не было бы дано ему в ощущениях. Лишь собственные чувства дают личности пищу для мыслительной деятельности и достоверную информацию о окружающем мире. Рационалистические способы познания, как совокупность абстрактных размышлений, основанных на собственном видении и не подкрепленных внешними фактами, Фейербах расценивает как более близкие к религии и ее догматическим, априорным формам мировоззрения, чем к науке и философии.

Рассматривает философ и вопросы этики. Фейербах выступает последовательным эвдемонизмом, т.е. полагает, что главной целью и смыслом человеческого бытия является достижения счастья. Счастье выступает мерилом и ценностью этических норм. Однако в отличии от античных авторов, Фейербах указывает, что человек не способен достичь счастья в одиночку, изолированно от окружающих. Человек не способен даже существовать без других людей. В связи с этим этический идеал философа выстраивается на осознании людьми того факта, что их личностное счастье самым непосредственным образом взаимосвязано со счастьем других людей, которые их окружают. Только сделав счастливым собственное окружение человек сможет познать счастье сам.

Критика религии

Фейербах создает психогенетический подход к вопросу сущности и происхождения религии. Поскольку только природа, человек и его сознание представляют собой существующую действительность, то любые сверхчувственные идеи, в том числе идеи бога, автономной от человека воли, божественных законов и т.д. представляют собой не более чем иллюзии. Источником этих иллюзий выступает сам человек.

Фейербах указывает, что любому человеку – будь то дикарь или культурный, цивилизованный человек свойственна тенденция к антропоморфическому описанию окружающего его мира. Люди приписывают человеческие качества и особенности всем предметам и явлениям которые имеют значение в их жизни – силам природы, процессу и результату деятельности, бытовым предметам, домашним питомцам и т.д. Боги в свою очередь представляют собой совокупность наилучших качеств человека, которые были вынесены и персонифицированы им вне собственной личности, в стремлении обрести чувство защищенности, родительской опеки, в тяжелых для себя условиях.

Однако Фейербах полагал, что роль религии в современном обществе исчерпана. Также как отошли в прошлое религиозные культы, посвященные природным силам или ремеслам, уступив место науке и технологии, исчерпали себя и монотеистические религии – человек вполне способен сознательно контролировать собственное поведение и соблюдать этические нормы без костыля религиозности.

Читайте также: