Анализ понятий социальное обеспечение и социальная защита дает основание утверждать что

Обновлено: 25.06.2024

Последнее десятилетие ХХ века явилось периодом наиболее активного становления и развития системы социальной защиты в нашей стране. Естественным катализатором этого процесса в России явилась радикальная экономическая реформа. Она потребовала адекватных изменений в сфере социальной политики, что предопределило необходимость поступательного развития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека в рыночных условиях.

Продолжающийся процесс формирования отечественной системы социальной защиты обусловливает ее фрагментарность, отсутствие некоторых системных элементов и взаимосвязей. Говорить сегодня об окончательно сформировавшемся бытии нового системного образования было бы, конечно, преждевременным.

С.Д.Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается .

В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения базовых понятий.

Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем, согласно Конституции РФ, социальное обеспечение.

Г.Скачко выражает свое согласие с теми учеными, которые на основе анализа мирового опыта выделяют пять базовых институтов социальной защиты населения: 1) государственная социальная помощь; 2) государственное социальное обеспечение; 3) обязательное социальное страхование (по закону); 4) добровольное дополнительное социальное страхование; 5) добровольное личное страхование .

По мнению Т.Ф.Романовой, в мировой практике сложились и являются выверенными следующие основные институты социальной защиты населения: социальное страхование; социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами .

А.Н.Старшинов считает, что социальная защита включает в себя не только социальное страхование и социальную помощь, но и социальное обеспечение, а также государственный и негосударственный благотворительный секторы .

А.М.Бабич, Е.В.Егоров, Е.Н.Жильцов отмечают следующие основные элементы современной системы социальной защиты: традиционная форма государственного вспомоществования (социальной помощи); совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); социальное страхование (добровольно-корпоративное и обязательное, государственное) .

Т.Д.Викулина придерживается мнения, что государственная социальная защита реализуется в виде социальной помощи и социального страхования. Однако далее в своей работе она отмечает, что дальнейшее развитие социальной защиты связано с реформированием таких ее составляющих, как социальное страхование, социальное обеспечение, а также с введением института вспомоществования .

В.И.Шарин считает, что система социальной защиты населения состоит из четырех основных блоков или звеньев: 1) системы социального обеспечения, включающей социальное обслуживание; 2) системы социального страхования, представленной федеральными фондами: социального страхования, пенсионным, обязательного медицинского страхования и негосударственным сектором; 3) системой социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор; 4) блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких, как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот (скидок и субсидий), установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен, нормы прямого действия социально-трудового законодательства .

По мнению А.В.Пашкова, социальная защита выражается через три больших институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту .

М.И.Лепихов выделяет следующие организационно-правовые формы социальной защиты: обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственную социальную помощь .

В.Е.Шарков утверждает, что правовыми средствами (формами) конституционно-правовой состоятельности социальной защиты населения России являются: 1) социальное обеспечение; 2) социальное страхование; 3) социальная помощь; 4) социальное обслуживание; 5) социальная служба; 6) медицинское обслуживание; 7) защита трудовых прав работников; 8) защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; 9) защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; 10) благотворительность; 11) добровольные формы социального обеспечения. Наиболее важными и распространенными формами социальной защиты являются, по мнению автора, социальное обеспечение и социальное страхование .

В.П.Галаганов, выделяя организационно-правовые формы социального обеспечения, включает социальную защиту в одну из таких форм. Автор считает, что в общем виде социальное обеспечение Российской Федерации может представлять собой дополняющие друг друга организационно-правовые формы: а) государственное социальное страхование; б) государственное социальное вспомоществование (социальная защита, социальная помощь, социальная забота); в) частное социальное страхование; г) общественная благотворительность .

Н.П.Черноморченко считает, что государственная система социальной защиты населения предусматривает не только меры социального страхования и социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, льготы и др.), но и меры по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы и др.

По мнению Г.А.Коробова и В.Ф.Макарова, на современном этапе развития государственности система социальной защиты должна представлять собой две дополняющие друг друга организационно-правовые формы – страхование и вспомоществование .

Полагаем, что социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции Российской Федерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Дальнейшее развитие системы социальной защиты в России должно основываться на оптимальном сочетании централизации и децентрализации. Такой подход соответствует объективным тенденциям развития современных систем социальной защиты и сущности данного общественного явления. Главный критерий – осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

В качестве примера можно рассмотреть отдельные положения части 2 статьи 7 Конституции РФ и их правовое опосредование в актах действующего законодательства.

В рамках настоящей статьи не представляется возможным проанализировать сущность многочисленных дефинитивных оценок рассматриваемого понятия. При всем многообразии дефиниций социальной защиты полагаем, что основные особенности данного понятия должны охватываться одним определением. Понятно, что излишняя детализация осложняет восприятие дефиниции. Определение, которое дается в общей форме, не позволяет увидеть детали определяемого понятия. С учетом данного замечания считаем возможным предложить следующее определение:


Соловьева С.Д . Правовое регулирование социальной защиты населения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 30.

Старшинов А.Н . Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань, 2005. С. 11.

Буянова М.О . Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2006. С. 7; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н.Гусова. М., 2004. С. 13; Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002. С. 201; Икингрин Е.Н ., Неганов Ф.М . Социальная защита населения северных городов России: теория, методология, практика. Уфа, 2001. С. 15 – 16; Шарин В.И . Фонды социальной защиты. Екатеринбург, 2001. С. 7 – 8 и т.д..

Чепурной А.Г . Социальная защита инвалидов боевых действий в Российской Федерации. Монография. М., 2006. С. 61, 155 - 156 и др.

Социальное государство. Краткий словарь-справочник. С. 223.

Нетрудоспособное население в переходный период (социальные и экономические проблемы) / Отв. ред. Симонова Н.Н. М., 1998. С. 78.

Старшинов А.Н . Указ. соч. С. 9, 11, 16.

Антропов В.В . Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М., 2006. С. 10 - 11.

Юдин В.П . Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995. С. 4.

Скачко Г . Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба, 2006, № 2. С. 127.

Романова Т.Ф . К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып. 3. С. 115.

Старшинов А.Н . Указ. соч. С. 9.

Бабич А.М ., Егоров Е.В ., Жильцов Е.Н . Социальное страхование в России и за рубежом. Учебное пособие. М., 1998. С. 7, 201.

Викулина Т.Д . Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. СПб., 1998. С 64, 71.

Шарин В.И . Указ. соч. С. 10-11.

Пашков А.В . Европейская социальная политика. Киев, 1999. С. 55.

Лепихов М.И . Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000. С. 11.

Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право, 2000, № 4. С. 35.

Галаганов В.П .. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право, 1992, № 12. С. 39.

Черноморченко Н.П . Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2000. С. 6.

Коробов Г.А . Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1994. С. 64; Макаров В.Ф . Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22.

Ламперт Х . Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. С. 150 - 152, 182 - 200.

См., например: Губинский М.Ш . Проблемы функционирования системы социальной защиты // Современное право, 2006, № 9. С 38 - 39.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Реферат.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

Социальное обеспечение

Выполнил: слушатель Корепанова Татьяна Сергеевна

Функции и задачи территориального социального обеспечения

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Социальные риски и страховые случаи

Социальное обеспечение как комплексное образование

Анализ финансовой основы социального обеспечения РФ

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К нетрудоспособным гражданам относятся:

2. Лица пенсионного возраста

4. Лица ,которые по состоянию здоровья не могут работать временно или постоянно и др.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность. Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях. Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.

Цель данной работы: охарактеризовать роль социального обеспечения в социальной работе.

Функции и задачи территориального социального обеспечения

Основными задачами управления социального обеспечения являются:

1. Организация и внедрение в муниципальную систему социальной защиты населения современных единых информационных технологий, разрабатываемых Министерством здравоохранения и социального развития.

2. Обеспечение контроля за целевым и экономным использованием бюджетных средств, предназначенных для выплаты пособий, компенсаций в соответствии с источниками финансирования.

3. Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми:

– обеспечение современного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций.

- осуществление контроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному, жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иных категорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.

–совершенствование порядка назначения, начисления и выплаты пособий и компенсаций на основе применения современной вычислительной техники и повышения профессионального мастерства работников.

Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми.

– совершенствование порядка выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в социальной поддержке на основе применения современных средств.

– оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

– организация социального обслуживания пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, семей с детьми и других групп населения.

– обеспечение качества и доступности социального обслуживания.

Социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Так, к системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Социальная защита населения - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни.

Универсальными принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность.

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Нормативные основы и виды социального обеспечения

Государственное (обязательное) социальное страхование

Пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты, ежемесячные денежные выплаты (материнский капитал, доплаты к пенсиям)

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Медицинская помощь, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение

Государственная социальная помощь

Социальные услуги, социальные льготы, специфические услуги, предоставляемые инвалидам

Социальные риски и страховые случаи

1. Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

1.1. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Социальное страхование осуществляется на случай:

1. необходимости получения медицинской помощи;

2. временной нетрудоспособности;

3. трудового увечья;

6. наступления старости;

7. потери кормильца;

8. признания безработным;

9. смерти застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Таким образом, социальное обеспечение, нуждающегося в этом, населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства.
К числу признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести:

во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;

в-третьих, закрепление круга лиц, подлежащих обеспечению;

в-четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

В отличие от социального страхования, охватывающего социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государства, гарантирует в соответствующих случаях социальную поддержку каждому как члену общества.
Следовательно, роль государственного социального обеспечения заключается в поддержание уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым, системой социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

- материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;

- обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

1. B.C. Андреев. Социальное обеспечение в России. М., 2006.

2. В. А. Ачаркан. Государственные пенсии. М., 2007.

3. И.В. Гущин. Россиийское право социального обеспечения: вопросы теории. М., 2006.

4. M.JI. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 2008.

5. Г. В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2007.

6. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. - 2001. - № 237. - 25 декабря.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Последнее десятилетие ХХ века явилось периодом наиболее активного становления и развития системы социальной защиты в нашей стране. Естественным катализатором этого процесса в России явилась радикальная экономическая реформа. Она потребовала адекватных изменений в сфере социальной политики, что предопределило необходимость поступательного развития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека в рыночных условиях.

Продолжающийся процесс формирования отечественной системы социальной защиты обусловливает ее фрагментарность, отсутствие некоторых системных элементов и взаимосвязей. Говорить сегодня об окончательно сформировавшемся бытии нового системного образования было бы, конечно, преждевременным.

С.Д.Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается .

В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения базовых понятий.

Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем, согласно Конституции РФ, социальное обеспечение.

Г.Скачко выражает свое согласие с теми учеными, которые на основе анализа мирового опыта выделяют пять базовых институтов социальной защиты населения: 1) государственная социальная помощь; 2) государственное социальное обеспечение; 3) обязательное социальное страхование (по закону); 4) добровольное дополнительное социальное страхование; 5) добровольное личное страхование .

По мнению Т.Ф.Романовой, в мировой практике сложились и являются выверенными следующие основные институты социальной защиты населения: социальное страхование; социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами .

А.Н.Старшинов считает, что социальная защита включает в себя не только социальное страхование и социальную помощь, но и социальное обеспечение, а также государственный и негосударственный благотворительный секторы .

А.М.Бабич, Е.В.Егоров, Е.Н.Жильцов отмечают следующие основные элементы современной системы социальной защиты: традиционная форма государственного вспомоществования (социальной помощи); совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); социальное страхование (добровольно-корпоративное и обязательное, государственное) .

Т.Д.Викулина придерживается мнения, что государственная социальная защита реализуется в виде социальной помощи и социального страхования. Однако далее в своей работе она отмечает, что дальнейшее развитие социальной защиты связано с реформированием таких ее составляющих, как социальное страхование, социальное обеспечение, а также с введением института вспомоществования .

В.И.Шарин считает, что система социальной защиты населения состоит из четырех основных блоков или звеньев: 1) системы социального обеспечения, включающей социальное обслуживание; 2) системы социального страхования, представленной федеральными фондами: социального страхования, пенсионным, обязательного медицинского страхования и негосударственным сектором; 3) системой социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор; 4) блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких, как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот (скидок и субсидий), установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен, нормы прямого действия социально-трудового законодательства .

По мнению А.В.Пашкова, социальная защита выражается через три больших институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту .

М.И.Лепихов выделяет следующие организационно-правовые формы социальной защиты: обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственную социальную помощь .

В.Е.Шарков утверждает, что правовыми средствами (формами) конституционно-правовой состоятельности социальной защиты населения России являются: 1) социальное обеспечение; 2) социальное страхование; 3) социальная помощь; 4) социальное обслуживание; 5) социальная служба; 6) медицинское обслуживание; 7) защита трудовых прав работников; 8) защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; 9) защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; 10) благотворительность; 11) добровольные формы социального обеспечения. Наиболее важными и распространенными формами социальной защиты являются, по мнению автора, социальное обеспечение и социальное страхование .

В.П.Галаганов, выделяя организационно-правовые формы социального обеспечения, включает социальную защиту в одну из таких форм. Автор считает, что в общем виде социальное обеспечение Российской Федерации может представлять собой дополняющие друг друга организационно-правовые формы: а) государственное социальное страхование; б) государственное социальное вспомоществование (социальная защита, социальная помощь, социальная забота); в) частное социальное страхование; г) общественная благотворительность .

Н.П.Черноморченко считает, что государственная система социальной защиты населения предусматривает не только меры социального страхования и социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, льготы и др.), но и меры по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы и др.

По мнению Г.А.Коробова и В.Ф.Макарова, на современном этапе развития государственности система социальной защиты должна представлять собой две дополняющие друг друга организационно-правовые формы – страхование и вспомоществование .

Полагаем, что социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции Российской Федерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Дальнейшее развитие системы социальной защиты в России должно основываться на оптимальном сочетании централизации и децентрализации. Такой подход соответствует объективным тенденциям развития современных систем социальной защиты и сущности данного общественного явления. Главный критерий – осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

В качестве примера можно рассмотреть отдельные положения части 2 статьи 7 Конституции РФ и их правовое опосредование в актах действующего законодательства.

В рамках настоящей статьи не представляется возможным проанализировать сущность многочисленных дефинитивных оценок рассматриваемого понятия. При всем многообразии дефиниций социальной защиты полагаем, что основные особенности данного понятия должны охватываться одним определением. Понятно, что излишняя детализация осложняет восприятие дефиниции. Определение, которое дается в общей форме, не позволяет увидеть детали определяемого понятия. С учетом данного замечания считаем возможным предложить следующее определение:


Соловьева С.Д . Правовое регулирование социальной защиты населения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 30.

Старшинов А.Н . Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань, 2005. С. 11.

Буянова М.О . Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2006. С. 7; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н.Гусова. М., 2004. С. 13; Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002. С. 201; Икингрин Е.Н ., Неганов Ф.М . Социальная защита населения северных городов России: теория, методология, практика. Уфа, 2001. С. 15 – 16; Шарин В.И . Фонды социальной защиты. Екатеринбург, 2001. С. 7 – 8 и т.д..

Чепурной А.Г . Социальная защита инвалидов боевых действий в Российской Федерации. Монография. М., 2006. С. 61, 155 - 156 и др.

Социальное государство. Краткий словарь-справочник. С. 223.

Нетрудоспособное население в переходный период (социальные и экономические проблемы) / Отв. ред. Симонова Н.Н. М., 1998. С. 78.

Старшинов А.Н . Указ. соч. С. 9, 11, 16.

Антропов В.В . Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М., 2006. С. 10 - 11.

Юдин В.П . Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995. С. 4.

Скачко Г . Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба, 2006, № 2. С. 127.

Романова Т.Ф . К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып. 3. С. 115.

Старшинов А.Н . Указ. соч. С. 9.

Бабич А.М ., Егоров Е.В ., Жильцов Е.Н . Социальное страхование в России и за рубежом. Учебное пособие. М., 1998. С. 7, 201.

Викулина Т.Д . Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. СПб., 1998. С 64, 71.

Шарин В.И . Указ. соч. С. 10-11.

Пашков А.В . Европейская социальная политика. Киев, 1999. С. 55.

Лепихов М.И . Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000. С. 11.

Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право, 2000, № 4. С. 35.

Галаганов В.П .. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право, 1992, № 12. С. 39.

Черноморченко Н.П . Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2000. С. 6.

Коробов Г.А . Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1994. С. 64; Макаров В.Ф . Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22.

Ламперт Х . Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. С. 150 - 152, 182 - 200.

См., например: Губинский М.Ш . Проблемы функционирования системы социальной защиты // Современное право, 2006, № 9. С 38 - 39.

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов и осуществление деятельности общественной . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Данные резервы могут создаваться . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, всю запланированную по программе . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в . включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности .

. ). Основание : Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.11.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.11.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.10.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 9.11. 2018 . проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении порядка .

. 160 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2019 . времени продолжится Министерство труда и социальной защиты РФ направило в Правительство доклад . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.09. 2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3.10.2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.09.2019 . -6492. Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ: вправе ли работодатель самостоятельно .

. -инвалидом; 2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с . прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с . труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не .

. работой ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2020 . деятельности ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 . -150 , Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2020 . ; утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 .

. учреждения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, а также МФЦ, музеи, библиотеки . ) образование, летний оздоровительный отдых, здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание; 4) культурные . оздоровительные учреждения стационарного типа; 3) социальная защита и соцобслуживание населения; 4) МФЦ .

. и органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения формируют бюджетную смету, в . и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан .

. . Согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты, изложенных в письме от 26 . в рекомендациях Министерства труда и социальной защиты в эту группу также включены .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта . Наука, образование, здравоохранение, культура, СМИ, социальная защита, занятость населения, физкультура и спорт .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта .

. и автономных учреждениях в сфере социальной защиты населения, утвержденного правительством Архангельской области .

. образования; обновление кадрового резерва; обеспечение социальной защиты; медицинское страхование; распределение льгот; пенсионное .

. целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному .

Читайте также: