Акцентуация личностных черт с нарушением эмоций берут ли в армию

Обновлено: 05.05.2024

Каждый человек уникален и неповторим. У каждого индивидуума свои внешность, отпечатки пальцев, рисунок на роговице, а также свой характер, темперамент, волевые качества и личностные особенности, которые описаны или описываются психологами. И, конечно же, психология — это та область знаний, которая прежде всего ориентирована на оценку индивидуальных качеств человека.

Психиатрия как медицинская дисциплина тоже много внимания уделяет оценке личностных особенностей своих пациентов, поскольку от этого может существенно зависеть та или иная клиническая картина, проявление того или иного заболевания или расстройства.

Наиболее интересным описаниям индивидуальных особенностей характера или личности мы обязаны уникальным людям, основоположникам отечественной психиатрической школы — Петру Борисовичу Ганнушкину и Андрею Евгеньевичу Личко.

Акцентуации характера

Концепция акцентуаций характера, описанная А.Е. Личко, предусматривает выделение нескольких типажей в рамках психической нормы. Акцентуация характера тем и отличается от психопатии, что она не является поводом для медицинского вмешательства.

Фактически то, что описал Андрей Евгеньевич, может быть использовано медиками, психологами и даже простым обывателем, — он написал свой труд простым, понятным и очень красивым литературным языком.

В этой классификации характеров он отмечает людей гипертимных: им свойственно повышенное настроение, или, наоборот, гипотивных — когда человек преимущественно пребывает в состоянии душевной дремы.

В этой же классификации описаны типажи с истерическими чертами — экзальтированные, экстравертированные, люди с гротескным и демонстративным поведением, требующие к себе повышенного внимания.

Он описывает параноиков — людей осторожных, подозрительных, недоверчивых, а также эпилептоидов с их ригидностью, вязкостью, педантизмом, повышенным вниманием к тому, как окружающие относятся к ним.

Там же описан шизоидный тип — человек скрытный и интровертированный, замкнутый, стеснительный, стыдливый. Приведено описание множества тревожных характеров, психастенических и тревожно-мнительных — им свойственны повышенная рефлексия, глубокие внутренние переживания, неуверенность в себе и нерешительность.

Или так называемый ананкаст — педант, который не может жить без проектов, без планирования своих ближайших и отдаленных целей и задач. И много-много чего еще…

К главным особенностям акцентуации характера относят умение и способность человека — носителя той или иной акцентуации — к постепенной и со временем все более нарастающей гармонизации. То есть к мозаичности, к проявлению новых нажитых черт, и каждая из них по сути компенсирует другую черту.

Жизненный опыт помогает человеку сложить эту мозаику характеров внутри самого себя и успешно, гармонично использовать сильные стороны того или иного характера в разных жизненных ситуациях.

Способность к гармонизации, к управлению своим поведением, к его дифференцированию отличает акцентуацию характера от психопатии.

Что такое психопатия?

Психопат, по сути, — это тот же акцентуант, только выраженность тех черт характера, о которых мы говорили выше, у него в десятки раз выше. И самое главное — психопат не способен манипулировать своими характерологическими особенностями в разных жизненных ситуациях.

Как говорил Ганнушкин, психопат — психопат всегда и везде. Этот критерий Петр Борисович назвал тотальностью патологических черт характера: где бы, в каком бы окружении психопат не находился, он все равно ведет себя одинаково — не важно, выгодно или нет проявлять эти формы поведения для него же самого.

Психопат не меняется в течение жизни — это тоже критерий психопатии Ганнушкина. Он всегда стабилен, полностью сформировавшись к концу пубертатного возраста, годам к 17–20. Мы можем встретить этого человека спустя 20, 30 и даже 50 лет, и ничего нового не увидим. Никаких сглаживаний острых углов, никаких новых черт и вариантов мозаичности, он всегда был, есть и будет таким, как его сформировала природа.

Отличия психопатии от акцентуаций характера

В качестве очень важного дифференциального признака отличия психопатии от акцентуаций характера Петр Борисович указал на социальную дезадаптацию.

Все эти особенности и неспособность что-то изменить, пойти в обход, среагировать или повести себя нетипично для него же самого, делает психопата невыносимым — он ни с кем не может ужиться. В этой ситуации он, как правило, выброшен за пределы социального окружения. Он остается один на один с собой, со своими проблемами и очень непростыми психологическими вопросами. Он не может завести семью или долго удержаться на работе.

Как правило, пытаясь компенсировать свои личностные и характерологические проблемы, психопат оказывается необычайно способным, очень трудолюбивым и высококвалифицированным специалистом. Это особая проблема. Ты видишь специалиста, уникального в той или иной области, но свои профессиональные качества и способности он не может реализовать из-за своего психопатического, колючего, характера.

Иногда при психопатиях происходит так называемая компенсация, когда по счастливому стечению обстоятельств окружение психопата оказывается очень удобным для него самого. Либо находятся люди, которые готовы терпеть его поведение ради профессиональных качеств, либо рядом с ним находится другой психопат, с противоположным характером. Встретились два одиночества, которые слились по принципу компенсации друг в друга, и образовался особая семья. Или макросоциальные обстоятельства сложились определенным образом: в той стране, где живет психопат, произошли глобальные изменения, и условия для жизни и полноценного функционирования для него вполне удобны и достаточны.

В этих ситуациях мы видим очевидный прогресс в жизни психопата: очень часто он оказывается на лидирующей позиции, ведет за собой многих людей, иногда может стать инициатором глобального макросоциального процесса или революции. История знает таких патологических личностей, которые становились лидерами значительных преобразований в социальном устройстве общества. Но, к сожалению, психопатия не может долго находиться в компенсаторном состоянии — рано или поздно происходит срыв, декомпенсация, и в конечном итоге все это приводит к десоциализации психопата.

Классификация психопатии

Классификация психопатии сходна с классификацией акцентуаций характера. Кроме того, психопатия, в отличие от акцентуации, очень часто оказывается за пределами социума, и тогда в поведении психопата проявляются антисоциальные тенденции, в результате которых он преступает черту закона и совершает правонарушение. Или, начав злоупотреблять психоактивными веществами и алкоголем, психопат может оказаться человеком опасным для общества и для самого себя.

Вопрос при оказании помощи в данной ситуации сильно расширяется, поскольку нам, врачам-психиатрам, вместе с психологами и психотерапевтами удается помочь психопату, научить его контролировать себя и свое поведение, эмоции, поступки и свои психопатические гешефты. Мы понимаем, что можем помочь многим людям, окружающим этого психопата, которые могут пострадать в случае декомпенсации.

Как правило, граница между акцентуацией и психопатией неочевидна, размыта. Кроме всего прочего, в психиатрии существует феномен психопатизации акцентуаций характера, т.е. человек, являющийся акцентуантом характера, находясь в сложной жизненной ситуации на протяжении долгого времени, постепенно может превратиться в психопата. Это так называемое патохарактерологическое развитие.

Чтобы этого избежать, смягчить процесс, уменьшить вероятность антисоциального поведения, психопатам, конечно же, требуется помощь. Я настоятельно рекомендую всем, кто видит в своем окружении таких людей и кому они небезразличны, помочь им, убедить их обратиться к специалистам.


В статье авторы исследуют современные взгляды подростков на службу в армии, рассматривают понятие личности и личностной акцентуации, предоставляют статистические данные о преобладании типов акцентуаций личности у подростков с негативным отношением к воинской службе.

Ключевые слова : личность, акцентуация личности, Личко, ПДО, подростки, воинская служба.

В современных реалиях одним из значимых этапов жизни подростков выступает обязательная служба в вооруженных силах по достижении совершеннолетнего возраста [2]. Регулярно сталкиваясь в своей работе с психодиагностическим обследованием лиц допризывного возраста (16–17 лет), по направлению военкомата, мы обратили внимание, что за последнее время увеличилось количество негативной настроенности к службе в армии.

По результатам вербального опроса испытуемых, можно предположить, что в настоящее время статус и престиж Российской армии не находится на высоком уровне. Также стоит отметить, что среди опрошенных подростков часто встречается низкий уровень осведомленности об условиях службы, непонимание достоинств ее прохождения.

Кроме этого, собранные нами данные позволяют утверждать, что немаловажную роль в формировании установок в отношении службы в армии играют отдельные личностные черты испытуемых. Для понимания определения личности нами были изучены труды как западных, так и отечественных психологических деятелей, среди которых отмечаются разнообразные подходы и концепции, такие как: идеалистические теории (Аристотель, Платон, Гераклит и др.), теории типов/ конституциональные теории (Гиппократ, Кречмер, Шелдон и др.), теории черт (Кеттелл), бихевиористические теории (Торндайк, Толмен, Халл, Скиннер), теории гештальт-психологии (Вертгеймер, Келлер, К.Левин и др.), психодинамические и психоаналитические теории (классические теории Фрейда, Юнга, социально-психологические теории Адлера, Хорни, Эриксона и др.), теории сознания (Джеймс), экзистенциально-гуманистические теории (Олпорт, Маслоу, Роджерс, Фромм), теории социального научения (Бандура), когнитивные теории (Пиаже, Брунер, Вернер и др.), концепция личностных конструктов (Келли), теории деятельности (Выготский, Леонтьев, Лурия, Рубинштейн и др.) [4].

На сегодняшний день не существует единой концепции личности, которая объясняла бы данный феномен во всей его многоаспектности. В своей статье мы будем придерживаться понимания личности как совокупности выработанных привычек и предпочтений, приобретенных знаний, социокультурного опыта и психофизических особенностей человека, определяющих его повседневное поведение и связь с обществом и природой.

В процессе своего развития и становления личность обрастает определенным набором черт, в том числе патологических, которые могут быть выражены в различной степени у различных индивидов, представляя, таким образом, формирование личностной акцентуации или психопатии. В нашей работе, в виду возрастных особенностей испытуемых, рассматривается только акцентуации личности.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Типы акцентуаций личности весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий, и рассматриваются как переходные состояния между психопатией и нормой, не отличаясь той тотальностью проявлений, присущей понятию психопатия. Наиболее глубоко понимание акцентуаций в подростковом возрасте прорабатывал А. Е. Личко.

Для выявления типов личностных акцентуаций среди испытуемых нами был использован Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный Личко (1976) для диагностики типов акцентуации характера и сопряженных с ними личностных особенностей подростков и юношей в возрасте 14–18 лет [3].

В исследование были отобраны 112 человек, без значимых психических нарушений, в возрасте 16–17 лет, проходившие психодиагностическое освидетельствование по направлению военкомата и с выявленным негативным отношением к службе в армии. Результаты проведённого исследования наглядно представлены на рисунке 1.

Типы акцентуаций у лиц допризывного возраста

Рис. 1. Типы акцентуаций у лиц допризывного возраста

Как видно из рисунка 1, лидируют: астено-невротический (33,9 %) и сенситивный (25,9 %) типы акцентуаций. Они относятся к невротическому спектру отклонений. Для астено-невротического типа больше характерно наличие эмоциональной неустойчивости, повышенной утомляемости, раздражительности и раздражительной слабости, склонности к тревожному реагированию. Сензитивный тип личностной акцентуации характеризует социальная настороженность, тревожность, мнительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности 3.

Далее, среди лидирующих типов акцентуаций подростков с негативным отношением к службе в армии выделяются эпилептоидный (15,2 %) и истерический (8,9 %) типы. Значимыми чертами эпилептоидного типа выделяются повышенный эгоцентризм, чувство собственной авторитарности, ригидность внутренних установок, склонность к аффектации, дисфории. Истерический же тип характеризуется наличием выраженного эгоцентризма, демонстративности, потребности во внимании и признании окружающими, стремлении занять лидирующую позицию [3, 4].

Менее выраженным, однако значимым, выявлен результат по неустойчивому (7,1 %) типу акцентуации, ключевыми особенностями которого представляются: неустойчивость мотивационно-волевой сферы психической деятельности, избегание ответственности, склонность к ранней делинквентности, алкоголизации и употреблению ПАВ [3]. Остальные типы личностных акцентуаций не представляются статистически значимыми.

Таким образом, зная отличительные черты акцентуаций у лиц допризывного возраста с негативным отношением к службе в армии, их слабые и сильные стороны, можно разработать действенные способы мотивирования. Так для лиц с невротическим реагированием (астено-невротический и сенситивный типы) желательно делать упор на разъяснение условий пребывания в рядах вооруженных сил, гарантирование безопасности и защищенности и, как следствие, снижение уровня негативными ожиданиями, тревоги и страха. Для эпилептоидного и истерического, наоборот, необходимо делать акцент на престиж, социальный статус и почетность службы. Лицам с неустойчивым типом акцентуации не рекомендуется проводить мотивационно-стимулирующие мероприятия, в виду низкой эффективности.

Полученная статистическая информация может быть значима в работе учителей, школьных психологов и социальных работников, проводящих предварительное информирование о службе в вооруженных силах РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): армия, допризывный возраст, личностная акцентуация, негативное отношение, служба, акцентуация личности, воинская служба, направление военкомата, тип акцентуаций.

Главной особенностью расстройств личности являются ярко выраженные дезадаптивные особенности психики – такие пациенты не умеют и не могут ладить с окружающими, приспосабливаться к новым условиям. Ранее расстройства личности назывались психопатией, однако со временем специалисты приняли западную точку зрения – психопатия все-таки является отдельным психическим расстройством. Существует несколько видов расстройств личности, иногда встречаются смешанные типы заболевания. Лечение должно осуществляться только опытными специалистами, однако основной проблемой данного расстройства является то, что пациенты в большинстве своем не признают своих психических проблем.

Виды расстройств личности и особенности их лечения

Каждый пятнадцатый житель нашей планеты страдает от расстройства личности. Причем сам он вряд ли воспринимает свое состояние как болезнь, которая требует обращения к специалистам. Все свои поступки он будет оправдывать и считать свое поведение нормальным. Лечение отрицает, а последствия непредсказуемы.

Личностное расстройство: трудности адаптации

Расстройство личности — это дезатаптивная модель поведения, обусловленная стойким психическим нарушением, которое не связано с соматическим или неврологическим заболеванием. Эта патология трудно поддается корректировке, поскольку пациент не считает, что ему требуется лечение. Отсутствует мотивация, которая является катализатором к позитивным сдвигам. Сам индивидуум не стремится избавиться от нарушения и плохо идет на контакт с психотерапевтами. Позднее обращение к специалистам приводит к тому, что пациент попадает на прием к психиатру уже в стадии глубокой запущенности заболевания. Снять симптоматику и вылечить бывает сложно. Первые признаки заболевания активно проявляются в подростковом возрасте. До этого периода возможны отдельные эпизоды, но только после периода пубертата можно говорить о проблеме. Индивидуумы, у которых когнитивное личностное расстройство, не понимают, почему окружающие говорят о каких-либо их проблемах. Ведь они считают, что поведение и поступки в норме. Людей с личностными расстройствами плохо воспринимают в обществе. У них нередко возникают трудности в личностном общении. Но при этом, больные не чувствуют мук угрызения совести и не имеют сочувствия к другим. Через определенное время их взаимоотношение с миром выстраивается не по принципу личной адаптации к социуму, а по схеме, кода социум вынужден принимать или не принимать проблемную личность. Отсутствие мотивации и желания лечиться усугубляет проблему, поскольку не каждый врач может найти подход к такому пациенту, снять симптомы обострения и помочь избавиться от проблемы.

Специфические расстройства личности

  • § Параноидальное — у больного преобладают сверхценные идеи. Своей личности он приписывает особое значение. А вот к окружающим относится враждебно, подозревая их в злых умыслах. Человек с патологией не признает ее наличия. Когда родные или близкие обращают внимание на когнитивное отклонение и пытаются отвести к специалисту, тот будет заверять, что с ним все в порядке и отрицать наличие проблемы. Очень чувствителен к критике.
  • § Шизоидное — этот диагноз характеризуется интровертностью, замкнутостью, снижением интереса к жизненным вещам. Больной не воспринимает принятых норм социального поведения, часто ведет себя эксцентрично. Шизоидные нарушения личности бывают связанны с большим увлечением каким-либо родом деятельности, в котором индивидуум преуспевает. Например, он может патологически увлекаться различными оздоровительными системами, вплоть до того, что привлекать в свои интересы и других людей. Специалисты считают, что таким образом происходит замещение определенной асоциальности. Также такие пациенты могут иметь проблемы с алкоголем, наркотиками или другими видами зависимости.
  • § Диссоциальное — характерной чертой такого расстройства личности является вызывающее когнетивное поведение больного с целью получения желаемого. При всем этом такие пациенты способны располагать к себе людей, включая медиков. Особо ярко данный вид проявляется в позднем подростковом возрасте.
  • § Истерическое — главной целью таких больных является привлечение внимания к своей персоне любым способом, включая вызывающее поведение. Диагноз характерен больше для женского пола. Наблюдаются нетипичные капризность, непостоянство желаний, экстравагантность, лживость. С целью привлечения внимания пациент придумывает себе несуществующие болезни, симптоматику которых может выдавать вегетативная система и снять которую сложно.
  • § Обсессивно-компульсийное — больные этим видом расстройства личности патологически стремятся к порядку и совершенству. У них отсутствует чувство юмора, они стараются быть во всем идеальными. Когда поставленные идеальные цели не достигаются, могут впадать в депрессивные состояния.
  • § Тревожное — такое личностное расстройство характеризуется культивацией комплекса личной неполноценности. Больные пребывают в состоянии вечной тревоги и неуверенности. С детских лет такие пациенты застенчивые и робкие. Часто подозревают других в неприязни. Имеют склонность к депрессиям.
  • § Нарциссическое — отклонение, при котором у человека с детства проявляется самолюбование, желание, чтобы им постоянно восхищались. Такой больной не приемлет критику: реагирует на нее либо с обидой, либо с агрессией. Безразличен к чувствам других людей, склонен к их эксплуатации для достижения собственных целей.

Причины, которые вызывают расстройства личности и поведения

  • § типы психопатий кластера А: параноидные и шизоидные;
  • § психопатии кластера Б: истерические, асоциальные, нарциссические;
  • § типы психопатий кластера В: обсессивно-компульсивные, депрессивные.

Смешанное расстройство личности

Этот тип психопатий изучен меньше других. Классификация не имеет особых критериев. У больного проявляются формы то одного, то другого типа нарушений, которые не носят стойкого характера. Поэтому такой вид расстройства еще называют мозаичной психопатией. Но человеку со смешанным типом расстройства также трудно ужиться в социуме из-за особенностей своего поведения. Неустойчивость характера часто является основой, которая способствует развитию разных видов зависимости. Расстройство личности смешанного типа может сопровождаться алкоголизмом, наркоманией, игровой зависимостью. Мозаичная психопатия может соединять симптомы шизоидного и параноидального типа. Такие люди не умеют выстраивать социальные контакты в обществе, одержимы сверхценными идеями. При преобладании параноидальных признаков, пациенты страдают от повышенной подозрительности. Они склонны к скандалам, угрозам, любят писать гневные жалобы на всех и вся. Специалистов настораживает, если в одном пациенте уживаются признаки (классификация) нескольких расстройств: шизоидного, истерического, астенического, возбудимого. В этом случае существует большой риск развития шизофрении. К мозаичным видам патологии могут приводить травмы головного мозга или осложнения после целого ряда заболеваний. Такое смешанное расстройство личности считается приобретенным. Если рассматривать ситуацию подробно, то она будет выглядеть так: у человека уже врожденно есть склонность к мозаической психопатии, на которую из-за определенных обстоятельств накладывается органическая патология. Мозаичное расстройство требует специфического лечения только в том случае, когда обостряются симптомы, или если идет наслоение органического происхождения. Тогда специалистом могут быть назначены нейролептики, транквилизаторы, витамины.

Инфантильное расстройство личности

При таком типе психопатии ярко выражены признаки социальной незрелости. Человек не способен противостоять стрессовым ситуациям и снять напряжение. В сложных обстоятельствах он не контролирует свои эмоции по аналогии с тем, как это делают дети. Инфантильные расстройства личности впервые ярко о себе заявляют в подростковом периоде. Гормональные бури, которые происходят в это время с человеком, вызывают изменения и в психоэмоциональной сфере. По мере взросления диагноз может только прогрессировать. Окончательно говорить о наличии заболевания можно только после достижения 16-17 лет. В стрессовых обстоятельствах больной проявляет себя незрелым, плохо контролирует агрессию, тревогу, страх. Такого человека не берут на военную службу, отказывают в приеме на работу в силовые структуры. Разрешения на ношение оружия или получение водительских прав решается ограничено и строго индивидуально, согласно оценке признаков и состояния.

Транзиторное расстройство личности

  • § дезориентация;
  • § галлюцинации;
  • § бред;
  • § заторможеность вербальных и двигательных функций.

Лечение личностных расстройств

Когда человеку ставится диагноз психопатии, он с ним редко бывает согласен. Особенность этого заболевания именно в том, что пациент не видит проблемы в себе, а ищет их в других. Лечение в таком случае всегда затруднительно. По статистике только каждый пятый из них согласен принять помощь. Лечение психопатий проводится индивидуально. Оно включает сеансы психотерапии и при необходимости — применение лекарственных средств. В сложных случаях, когда асоциальное поведение больного представляет угрозу для окружающих, лечение может проводиться стационарно. Споры среди специалистов вызывает лечение пограничных состояний. Одни считают, что помощь пациенту нужна только в период обострений, а другие настаивают на постоянной поддержке. В любом случае, лечение психопатий продолжается на протяжении многих лет. При склонности пациента к импульсивным поступкам, которые могут угрожать жизни и здоровью, подключаются психотропные препараты.

Что такое расстройство личности? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Диордиев М. Б., психиатра со стажем в 7 лет.

Над статьей доктора Диордиев М. Б. работали литературный редактор Вера Васильева , научный редактор Оксана Собина и шеф-редактор Маргарита Тихонова

Диордиев Максим Борисович, психиатр, нарколог, психотерапевт - Екатеринбург

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство личности — стойкие аномалии характера, которые зачастую проявляются в подростковом возрасте, сохраняются на протяжении всей жизни и приводят к социальной дезадаптации.

Советский психиатр, профессор Московского университета и создатель психиатрической школы, Пётр Ганнушкин выделил триаду критериев расстройства личности:

  1. Патологические черты характера приводят к нарушению социальной адаптации.
  2. Они стабильны и мало обратимы.
  3. Черты расстройства тотальны и определяют психический облик человека, то есть влияют на различные сферы жизни: межличностные отношения, интересы, потребности и поведение [1][2] .

Триада Ганнушкина

Расстройство личности может возникнуть в детстве, ярко проявиться в подростковый период и продолжить развиваться с возрастом.

Причины расстройства личности

Причин заболевания может быть множество:

  • генетическая предрасположенность;
  • окружающая среда и воспитание;
  • взаимодействие с людьми и стрессовыми ситуациями, особенно в детском и подростковом возрасте.

У пациента формируются убеждения, что он должен контролировать всё в своей жизни, в том числе и эмоции. Эти установки при определённых обстоятельствах провоцируют нарушения поведения.

При расстройстве личности снижается критичность мышления — человек с трудом осознаёт, что реагирует на ситуации и ведёт себя не так, как принято в обществе.

Критериями болезни являются субъективные переживания и/или социальная дезадаптация. Определение заболевания “расстройство личности” создаёт трудности в лечении пациентов с этим диагнозом и постепенно теряет актуальность.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы расстройства личности

При всех видах расстройств личности индивид думает, чувствует, ведёт себя или относится к другим иначе, чем среднестатистический человек. Его мышление, чувства и поведение заметно отличаются от общепринятых норм [10] . При этом симптомы болезни не вызваны повреждением, заболеванием мозга или другим психическим расстройством.

Симптомы пограничного расстройства личности:

  • аутоагрессивное поведение, то есть причинение вреда себе ;
  • суицидальные мысли;
  • низкий самоконтроль и импульсивность;
  • неустойчивое настроение;
  • асоциальное поведение [3] .

Симптомы параноидного расстройства личности:

  • глобальное недоверие и подозрительность без достаточных оснований;
  • склонность относить любые события на свой счёт;
  • агрессивные мысли или действия по отношению к окружающим;
  • злопамятность;
  • повышенное раздражение при неудачах и отказах.

Симптомы шизоидного расстройства личности:

  • отсутствие удовольствия от близких отношений, в том числе семейных, и, как следствие, выбор уединённой жизни;
  • круг общения ограничен ближайшими родственниками;
  • эмоциональная холодность и равнодушие к похвале или критике [4] .

Симптомы диссоциального расстройства личности:

  • несоответствие социальным нормам, неуважение законов и систематическое их нарушение, например воровство;
  • обман окружающих для извлечения выгоды;
  • раздражительность и агрессивность, которая проявляется в частых драках или других физических столкновениях;
  • неспособность длительно соблюдать режим работы или выполнять финансовые обязательства;
  • безразличие к причинению вреда окружающим и плохое обращение с ними [3][4] .

Симптомы истерического расстройства личности:

  • основная цель — быть центром внимания других людей;
  • неадекватная обольстительность или провокационное поведение;
  • быстро изменяющиеся и неглубокие эмоции;
  • использование своей внешности для привлечения внимания;
  • подверженность влиянию окружающих или ситуации;
  • восприятие отношений более близкими, чем они есть на самом деле [1][2][3] .

Симптомы ананкастного, или обсессивно-компульсивного расстройства личности:

  • чрезмерные сомнения и осторожность;
  • озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком и графиками;
  • стремление к совершенству, препятствующее завершению задач;
  • чрезмерная добросовестность, скрупулёзность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;
  • повышенная педантичность и приверженность социальным условностям [4] .

Симптомы тревожного расстройства личности:

  • постоянное общее ощущение напряжённости и тяжёлые предчувствия;
  • представления о своей социальной ущербности, личностной непривлекательности и приниженности по сравнению с другими людьми;
  • повышенная озабоченность критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;
  • нежелание вступать во взаимоотношения, если есть риск не понравиться;
  • уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами, из-за страха критики, неодобрения или отвержения [4] .

Симптомы зависимого расстройства личности:

  • трудности при самостоятельном принятии повседневных решений;
  • потребность в людях, которые брали бы на себя ответственность за их жизнь;
  • сложности с выражением несогласия с другими людьми из-за страха утраты одобрения или материальной поддержки;
  • проблемы с проявлением инициативы;
  • дискомфорт или беспомощность из-за преувеличенного страха, что не сможет о себе позаботиться [4] .

Симптомы нарциссического расстройства личности:

  • основная цель — получить признание;
  • чрезмерные попытки привлечь к себе внимание и быть в его центре;
  • явное или скрытое чувство, что ему все что-то должны;
  • эгоцентризм, уверенность в собственном превосходстве и снисходительное отношение к другим;
  • поверхностные отношения, нужные для регуляции самооценки;
  • взаимность ограничивается небольшим истинным интересом к другому человеку и преобладанием личной выгоды;
  • не признают чувства и потребности других людей;
  • чрезмерно настроены на реакции других людей, но только если они имеют отношение к ним самим;
  • пере- или недооценка собственного влияния на окружающих;
  • личные стандарты неоправданно завышены из-за ощущения своей исключительности либо занижены из-за ощущения, что ему все что-то должны;
  • зачастую не осознают собственных мотивов [4] .

Смешанные расстройства личности причиняют беспокойство и приводят к социальной дезадаптации, но не проявляются типичным набором симптомов [4] .

Сочетание может быть различным, например:

    и тревожное расстройства усугубляют друг друга — застенчивость может усилить уединённость;
  • при сочетании параноидного и пограничного расстройств возникает недовольство и агрессия по отношению к окружающим;
  • реже встречаются противоположные сочетания: шизоидность и истеричность, диссоциальное и тревожное расстройства.

Патогенез расстройства личности

Патогенез расстройства личности до конца не ясен. Заболевание развивается при в заимодействии генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. 

Влияние генетики и факторов среды на развитие расстройства личности

Тревожные черты личности связаны с наследованием темперамента в сочетании с воздействием факторов среды. Таким фактором могут быть, например, требовательные родители, которые преуменьшают заслуги ребёнка. Под их влиянием развивается стыд, страх в объективно безопасных ситуациях и застенчивость из-за боязни критики.

Доказательная медицина не даёт точного ответа, как тревожное расстройство связано с выработкой нейромедиаторов — веществ, передающих импульсы между нервными клетками. Однако селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) зачастую уменьшают проявления расстройства [8] .

Пациенты с пограничным расстройством в детстве часто подвергались насилию, в том числе и сексуальному; их чувствами пренебрегали и отстранялись от них, тем самым формируя искажённое представление об эмоциях.

Помимо социальных и средовых факторов, в развитии диссоциального расстройства личности важную роль играют генетические мутации [9] .

Параноидное расстройство личности часто развивается, когда родители или другие близкие люди с самого рождения говорят, что вокруг одни недоброжелатели и все желают ребёнку зла.

При истерическом расстройстве личности у человека формируется убеждение, что его эмоции чрезмерно важны для окружающих и с их помощью можно манипулировать людьми. Возможно, при воспитании таких детей родители выполняли любые их капризы.

Ананкастное расстройство личности развивается, если родители требовали идеального выполнения всех обязанностей, просьб и поручений. Такой вариант развития событий рассматривался как единственно возможный [1] [2] .

Расстройства личности из рубрики F60 в МКБ-10 (Международной классификации болезней) не связаны с органическими причинами. Если изменения личности возникли из-за органических патологий, то они относятся к рубрике F07. Их причинами могут быть травмы головного мозга, ВИЧ-инфекция, нейросифилис, эпилепсия, опухоли и сосудистые заболевания головного мозга.

Классификация и стадии развития расстройства личности

Расстройства личности подразделяются на следующие виды:

    ;
  • истерическое; ;
  • эмоционально-неустойчивое; ; ;
  • зависимое;
  • другие специфические расстройства личности.

К другим специфическим расстройствам относятся:

  • эксцентричное расстройство личности со сверхценным отношением к себе;
  • расторможенное расстройство со сниженным контролем над своими желаниями;
  • инфантильное расстройство — выражены черты, свойственные детям;
  • нарциссическое расстройство;
  • пассивно-агрессивное расстройство — скрытый протест и неявное сопротивление руководству;
  • психоневротическое расстройство — сниженные работоспособность и внимание, склонность к быстрому психологическому истощению [4][6] .

Стадии развития расстройства личности

  1. Человек рождается с определённым генотипом и начинает взаимодействовать с окружающей средой.
  2. Появляются характерные для расстройств личности единичные оценочные суждения о ситуациях.
  3. Эти суждения подкрепляются, человек не подвергает их критике.
  4. Искажённые суждения о реальности всё чаще влияют на его жизнь.
  5. Черты характера заостряются и перерастают в стойкие и тотальные изменения, которые могут сохраняться на всю жизнь.

Расстройство личности может усиливаться в течение жизни, это свидетельствует о тяжести заболевания.

Сейчас Международная классификация болезней пересматривается. В зависимости от выраженности расстройства личности планируется разделить его на три подтипа: умеренное, выраженное и тяжёлое. При этом диагноз "расстройство личности", предположительно, будет включать общее название расстройства, характерные черты личности и степень их выраженности [13] .

Осложнения расстройства личности

Расстройство личности непосредственно не приводит к физическим или психическим осложнениям. Заболевание проявляется социальной дезадаптацией, поэтому для него характерны:

  • сложности адаптации и конфликты в трудовом коллективе, невозможность долго работать в одном месте;
  • межличностые конфликты, затруднения при создании семьи, нестабильность семейных и партнёрских отношений;
  • различные формы асоциального поведения — иждивенчество, бродяжничество, принадлежность к маргинальным социальным сообществам, совершение правонарушений и др.

Также при расстройстве личности возможны:

  • нанесение самоповреждений;
  • суицидальные попытки;
  • нарушения гендерной идентичности и полового поведения;
  • употребление психоактивных веществ, наркотиков и алкоголя;
  • участие в азартных играх.

Степень напряжённости межличностных конфликтов и сложностей с трудоустройством связаны с тяжестью расстройства личности. Формы нарушения поведения зависят от типа расстройства личности.

Также повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний: инсульта и ишемической болезни сердца [5] [7] .

Диагностика расстройства личности

Для диагностики психиатры применяют критерии, приведённые в МКБ-10 и DSM-5 (классификации болезней, разработанной Американской психиатрической ассоциацией) [1] [2] [4] .

Основным инструментом диагностики расстройства личности является беседа и сбор анамнеза — истории жизни и развития заболевания. Также используются опросники:

  • опросник Айзенка;
  • личностные опросники MMPI;
  • Калифорнийский психологический опросник;
  • Фрайбургский личностный опросник.

У пациента часто выявляются признаки сразу нескольких расстройств личности. Причём одно из них может преобладать, скрывая симптомы другого [10] .

Дифференциальная диагностика

Биполярное аффективное расстройство бывает сложно отличить от пограничного расстройства личности. Вероятно, они имеют единую природу, но доказательств этому пока нет [12] .

Расстройства личности следует различать с акцентуациями личности — особенностями человека, которые находятся в пределах клинической нормы. Отдельные черты при этом чрезмерно усилены, что приводит к избирательной уязвимости от одних психогенных воздействий при устойчивости к другим.

Основное отличие акцентуации от расстройства личности — первые не приводят к социальной дезадаптации или она непродолжительна.

Акцентуированный человек может специфически вести себя только в определённых ситуациях. Тогда как пациент с расстройством личности на любые психогенные факторы реагирует в соответствии с особенностями заболевания, то есть оно влияет на все сферы жизни.

Акцентуации ярко проявляются в определённый период жизни человека, например в подростковый, и сглаживаться со временем. Напротив, расстройства личности часто возникают в раннем возрасте и в течение жизни становятся стабильными или усиливаются, что соответствует триаде Ганнушкина [1] .

Лечение расстройства личности

Основная цель лечения расстройства личности — это социальная адаптация. Для этого в первую очередь рекомендована индивидуальная, групповая и семейная психотерапия. Применяются различные её виды: когнитивно-поведенческая, психоанализ, гештальт-терапия и др.

Расстройство личности — это глубоко укоренившийся способ мышления и поведения, что осложняет лечение таких пациентов. Главная задача терапевта при этом заключается в том, чтобы установить с ними доверительные отношения. Это поможет изменить дезадаптивное межличностное поведение и основные ошибочные суждения, лежащие в основе расстройства [10] .

Доказательств эффективности медикаментозного лечения расстройств личности пока недостаточно. Однако на фоне этих заболеваний могут возникать другие психические нарушения, в том числе депрессии и психозы, при которых проводится симптоматическое медикаментозное лечение.

Л учше всего для этого подходят:

  • атипичные антипсихотики;
  • антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС);
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН);
  • бензодиазепины;
  • нормотимики.

Препарат и дозировка подбираются врачом индивидуально.

Лечение расстройства личности

Пациенты с расстройствами личности часто чувствительны к действию антипсихотиков и плохо их переносят. У них могут возникнуть нейролептические осложнения в виде тремора, самопроизвольных тиков и ухудшения настроения.

Прогноз. Профилактика

Прогноз при расстройствах личности относительно благоприятный. Далеко не всегда у пациентов возникает выраженная социальная дезадаптация. Более того, при своевременной, грамотной психотерапевтической помощи и сотрудничестве клиента можно изменить некоторые его убеждения и поведение.

Установки, которые можно скорректировать:

  • я не должен испытывать тревогу или дискомфорт;
  • я должен контролировать свои эмоции и ощущения;
  • я должен всем нравиться;
  • меня не должны критиковать;
  • своими эмоциями я воздействую на окружающих.

Профилактика. Расстройство личности формируется при сочетании генетических и приобретённых факторов. По этой причине его профилактика тесно соприкасается с вопросами педагогики и социальными факторами окружающей среды, в которой развивается личность.

Для профилактики с раннего детства следует формировать рациональное отношение к жизни. Для этого желательно не воспитывать ребёнка как во вседозволенности, так и в другой крайности — постоянном ограничении и тирании.

Признаки расстройства личности можно выявить уже в подростковом возрасте. Е сли в этот период появились нарушения поведения и психологические затруднения, то настоятельно рекомендуется обратиться к врачу-психиатру или врачу-психотерапевту. Доктор определит природу нарушений, прогноз развития заболевания и при необходимости тактику лечения для достижения социальной адаптации.

Читайте также: