Агрессия как проявление побуждения мотивация причинения ущерба или вреда другим

Обновлено: 02.07.2024

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Агрессивное действие – это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда. Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней – снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.

К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к совершенно другим людям, выбор агрессоромжертвы в значительной степени обусловлена тремя факторами:

1. Силой побуждения к агрессии.

2. Силой факторов, тормозящих данное поведение.

3. Стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Теория социального научения агрессии А. Бандура постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций.Бандура выделял три вида поощрений и наказаний:

1. Подкрепление собственного поведения окружающими.

2. Отношение к самому себе.

3. Наблюдение за поощрением и наказанием другого человека.

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

• Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).

• Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).

• Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).

• Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).

Агрессияможет быть направлена:

• На окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников).

• Только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку).

• На животных (птиц, кошек, насекомых).

• На себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирание кожи, кусание ногтей).

• На внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества).

• На символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечение компьютерными играми агрессивного содержания).

Для работы с агрессивным поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивногоповедения на две группы:

1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).

2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебность, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).

Психологической целью агрессии может быть как собственное причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия, так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия). Наиболее распространенными целями агрессивного поведения, не связанного с психическим расстройством,в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

• Причинение боли жертве, ее страдания;

• Месть за перенесенное страдание;

• Доминирование, власть под другим человеком;

• Получение материальных благ (например, денег);

• Аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

• Самоутверждение (повышение самооценки);

• Защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;

• Отстаивание автономии и свободы;

• Завоевание авторитета в группе сверстников;

• Удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

Психологическая цель определяется в процессе поведенческого анализа,включающего следующие моменты:

• Ситуация, в которой впервые имело место агрессивное поведение;

• Ситуации, в которых агрессивное поведение проявляется в настоящее время;

• Люди, в присутствии которых проявляется агрессивное поведение;

• Последующие события (состояние, мысли, действия);

• Отношение к агрессивному поведению самой личности.

Чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т. е. имеет социальный контекст. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т. е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно, два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции. Агрессия как следствие подчинения авторитету, власти также не является следствием враждебных эмоций по отношению к жертве. Таким образом, умеренно трудные условия среды обычно вызывают раздражительность, а при условии негативных воздействий происходит снижение возбуждения, активности и агрессивности.

Современные исследования в этой области рассматривают агрессию и агрессивность с различных позиций:

1. Теория инстинкта (З. Фрейд, К. Лоренц) предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующиеся в борьбе за жизнь.

2. Теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул.

3. Теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии.

4. Когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие своего рода когнитивно – аффективного маховика. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение.

5. Теория социального научения (А. Бандура) рассматривают агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения.

Детская агрессия: что делать? (выступление на родительском собрании) Детская агрессия - есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к детям.

Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно велика. Один из ведущих специалистов в области умственного.

Сущность, виды и структура дидактических игр В психолого-педагогической науке игра рассматривается как форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение.

Читайте также: