Аграрная политика государства как субъективная основа формирования и развития аграрного права

Обновлено: 17.05.2024

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

1. Понятие и предмет аграрного права

2. Метод аграрного права

Каждая из традиционных отраслей права имеет специфический метод правового регулирования, т. е. способ воздействия норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Аграрное право (как комплексная отрасль) использует методы разных отраслей. Для него характерно органичное сочетание публично-правовых и частноправовых методов регулирования.
1. Публичные – государственное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, финансовое, гражданско-процессуальное (регулирует отношение государства, его органов с гражданами и иными субъектами права, при этом государственные органы выступают в качестве носителей государственно-властных полномочий; они устанавливают обязательные предписания, а к нарушителям применяют меры государственного принуждения).
2. Частные – гражданское, семейное, трудовое право (сфера свободной деятельности, где все, включая государство, участвуют в отношениях на равных).
В аграрном праве управленческие, публично-правовые отношения касаются регулирования государством цен на сельскохозяйственную продукцию, показателей качества этой продукции, государственных дотаций и компенсаций, взимания налогов, условий предоставления кредитов. Они составляют сферу деятельности органов Министерства сельского хозяйства, государственных комиссий и инспекций.
В этих отношениях используются методы дозволения, запрета, властного предписания.
С переходом к рыночной экономике все шире становится область применения частного права.
Частноправовая сфера в сельском хозяйстве – это отношения, связанные с созданием и деятельностью аграрных коммерческих организаций и крестьянских хозяйств, заключением и исполнением договоров, а также трудовые и членские отношения граждан, занятых в аграрном производстве.
В регулировании этих отношений применяются методы добровольности, юридического равенства сторон, их независимости друг от друга (даже если в них участвует государство).

3. Система аграрного права

Структуру аграрного права составляют правовые институты и нормы.
Научно обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании аграрных отношений составляет систему аграрного права.
Разделение аграрного права на институты осуществляется на основе аграрного и иного законодательства. Практически все институты аграрного права являются комплексными, как и отрасль в целом.
Система аграрного права состоит из Общей и Особенной части.
К Общей части относятся институты, характеризующие:
1) государственное регулирование сельского хозяйства;
2) правовое регулирование социальных отношений на селе;
3) правовые основы аграрной реформы;
4) правовое положение сельскохозяйственных организаций;
5) правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств;
6) правовое положение личных подсобных хозяйств граждан.
В Особенную часть включены институты, определяющие:
1) правовой режим имущества сельскохозяйственных организаций;
2) права и обязанности сельскохозяйственных организаций по использованию земли и других природных ресурсов;
3) особенности правового регулирования в сельском хозяйстве:
а) финансовых отношений;
б) трудовых отношений;
в) договорных отношений;
4) право предпринимательской деятельности (в том числе по отраслям сельского хозяйства – в области семеноводства, племенного дела, ветеринарного дела, селекционной деятельности);
5) ответственность за нарушения аграрного законодательства.
Таким образом, аграрное право следует рассматривать как комплексную специализированную отрасль права, которая представляет собой обусловленную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих аграрные общественные отношения в сфере сельскохозяйственной и связанной с ней деятельности.

4. Принципы аграрного права

Аграрное право строится в основном на тех принципах, которые характерны и для всего российского права:
1) обеспечение законности в деятельности всех участников аграрных отношений;
2) установление государством основных приоритетов развития агропромышленного комплекса;
3) экологическая безопасность, обеспечения качества производимой продукции;
4) свобода выбора форм хозяйствования аграрными предпринимателями;
5) свобода договора;
6) судебная защита нарушенных прав участников аграрных отношений.
Однако один специальный принцип аграрному праву все же присущ – это принцип учета специфики сельскохозяйственного производства.
Его специфика состоит в том, что в сельском хозяйстве земля используется как основное средство производства; оно связано с воспроизводством живых организмов – растений и животных – и имеет сезонный характер. Но это объективные особенности.
Практика правоприменения показывает, что нормы аграрных законов эффективны, когда учитывают и социально-правовую специфику: уклад сельской жизни, менталитет крестьянства сложившийся за десятилетия колхозного строя при отсутствии права частной собственности на землю и систем договорных отношений.

1. Классификация источников аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права

Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.
Конституция РФ содержит много норм, регулирующих отношения в области правового регулирования аграрных отношений:
1) права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей;
2) единство экономического пространства в рамках всей страны как для граждан и их объединений в сфере аграрной предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для иных собственников (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов);
3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности как необходимое условие формирования рыночной аграрной экономики;
4) государственное регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере агропромышленного производства;
5) право собственности и другие вещные права крестьян на землю и другое недвижимое имущество;
6) правовое регулирование сельскохозяйственного труда;
7) расширение сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан в сфере аграрного предпринимательства и иной экономической деятельности;
8) установление системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений и правоприменения.
Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц. Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю – экономическую основу гражданского общества. С включением в Конституцию РФ положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности.

3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства

Унифицированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, которые имеют в основе интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Унификация создает благоприятные условия для уменьшения объема нормативного материала, для повышения эффективности правоприменительной деятельности.
Гражданский Кодекс РФ (глава 34) закрепляет важнейшие принципы, которые действуют и в аграрном праве:
1) договорной характер сельскохозяйственной аренды;
2) добровольность и равноправие сторон по договору аренды;
3) свобода выбора форм хозяйствования;
4) возмездный характер сельскохозяйственной аренды;
5) реальность и гарантированность субъективных прав арендодателя и арендатора.

Читайте также: